Тантал - персонаж мифологический. Никаких исторических свидетельств, которые бы подтверждали, что такой человек некогда жил, или у этого героя был реальный прототип, не существует. Тем не менее, античные авторы привязали миф к конкретным географическим координатам: Тантал был царем одного из государств малой Азии. Сегодня места, где оно располагалось, относятся к Турции.
Жил Тантал в те чудесные времена, когда боги не гнушались спускаться с Олимпа, а земных людей могли пригласить в свою обитель на посиделки. К завсегдатаям царства божьего относился и Тантал. Он был дружен с Зевсом и часто бывал у него в гостях. Царю знания о замыслах небожителей помогали разумно выстраивать политику и добиться процветания государства.
Дружеские посиделки с богами заставили Тантала возгордиться. Относительно того, чем именно он прогневал олимпийцев, существуют разные версии:
В наказание за гордыню боги отправили Тантала в преисподнюю, где Аид придумал для него оригинальное наказание. Чревоугодника и любителя хмельного поместили в озеро, около которого росли деревья. Когда Тантал захотел напиться воды, он склонил голову и вода отступила от его лица. Пытаясь утолить голод, он протянул руку к ветку дерева, но плоды и листья поднялись на большую высоту. Это и была уготовленная ему мука.
Из древнегреческих мифов образ Тантала дошел до наших дней. Люди забыли, за что был наказан царь, но их впечатляло положение человека, который не может удовлетворить свои элементарные потребности. При этом то, что может прекратить страдания монарха, находится на расстоянии вытянутой руки, но недоступно, как будто находится на другой планете.
Танталовыми муками называют страдания от невозможности достичь цели. Это перманентное состояние. При этом желаемое должно находиться рядом и путь к нему должен казаться простым. Человек пытается следовать этим самым простым путем, но зримый успех недостижим, а цель, как будто дразня, отдаляется.
Предложения с фразеологизмом:
Толстяк на диете, в витрине кус сала -
О, злая судьбина! О, муки Тантала!
Данное выражение придает контексту эпичности. Его можно применять, чтобы подчеркнуть нестерпимость страданий. Используется оно и в качестве юмористической гиперболы. Черный юмор никогда не выходил из моды.
vovet.ru
Стоит Плутосу услышать, как ты поешь, и он назначит тебе муки почище Танталовых!
Между тем профессор Потосов извлекал из сейфа последовательно: обломок человеческой кости, коробку с танталовыми шурупами - для свинчивания костей же, коробку сверл, бутылку спирта и, наконец, папку с бумагами.
Люди промискуитета испытывают танталовы муки при виде преданных возлюбленных и счастливых семей, в то время как сценарийные филантропы претерпевают пытки от желания перепрыгнуть через стену.
Превозмогая Танталовы муки я налил три порции бренди, и бросил щепотку снежка в мой стакан, чтобы быть уверенным, что вернусь именно в то состояние, в котором находился.
Если внимательно ознакомиться с текстами его речей и содержанием интервью, которые давал Фидель во время пребывания в Чили, то явственно видно, какие танталовы муки приходилось ему переживать, чтобы сдерживать себя.
События, которые большую часть моей взрослой жизни ввергали меня в танталовы муки, казались теперь невероятно близкими к объяснению.
Она порхала как мотылек в середине огромной бальной залы, изящная, элегантно-темная и таинственная, с отблеском света на ее черных волосах, намеками на грудь и бедра, дразня и обрекая на танталовы муки глядящих на нее мужчин.
Один лишь аромат вызвал у Этана танталовы муки, но пить он не спешил, подозрительно глядя на стакан.
Прощайте, я в отчаянии, но предпочитаю муки изгнания танталовым мукам.
Людям с таким сценарием запрещено их родителями делать вещи, которых они больше всего хотят, и поэтому они проводят жизнь в танталовых муках и окруженные соблазнами.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Смысл фразы: муки, испытываемые от осознания близости своих самых желанных целей, но при абсолютной невозможности их достичь.
Возникновение фразы: из древнегреческой мифологии. Тантал – царь Фригии, сын Зевса и Плуто, был любимцем Олимпийских богов. Он часто бывал на Олимпе и пировал вместе с богами, принимал участие в совете богов, да и сами боги были частыми гостями во дворце Тантала. Богатством царь тоже не был обделен – золотые рудники обеспечивали ему сказочный доход, на его плодородных полях произрастали самые чудесные плодоносные растения, а пастбища были полны огромными стадами всяческой живности. В общем, жил царь Тантал просто шикарно.
Естественно, со временем Тантал, что называется, «зажрался». Он стал горд и высокомерен, стал считать себя равным богам-олимпийцам. Он не хранил секреты, которые были ему поведаны на божественных советах, воровал пищу богов – нектар и амброзию, раздавая их своим земным друзьям и вообще вел себя с богами крайне вызывающе. И вот однажды, Тантал окончательно перегнул палку. Когда боги в очередной раз собрались на пир во дворце Тантала, заносчивый царь решил испытать их всеведение. Тантал убил своего сына Пелопса и его мясо под видом изысканного угощения подал богам во время пира. Боги тотчас разгадали злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на огонь. Гермес же своим колдовством оживил Пелопса. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.Этот ужасный поступок Зевс не простил своему сыну. Он низверг царя Фригии в Тартар (ад), где для него уже было приготовлено изощренное наказание – Тантал должен был вечно испытывать муки жажды, голода и страха. При этом он стоил в прозрачной воде, которая доходила до подбородка, а над его головой свисали ветви со спелые плоды самых разных фруктов. Но как только Тантал наклонялся, чтобы испить живительной влаги и утолить нестерпимую жажду, вода тут же исчезала, а стоило ему поднять руки за пищей, как ветви сию же минуты взвивались ввысь, оставляю Тантала ни с чем. В довершение всех бед, над Танталом к тому же нависала огромная скала, которая вообще непонятно на чем держалась, грозясь в любой момент обвалится на голову приговоренному к мукам. Вот такое наказание понес царь Тантал за неуважение к богам-олимпийцам.
Что означает 'танталовы муки' - словарь. танталовы муки - это. ... 39 южный калий star 4. | Другие значения этого слова | Добавить своё определение ...http://slovoborg.su/definition/%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B+%D0%BC%D1%83%D0%BA%D0%B8
xn----7sbbhnalk3aocq1b4e.xn--p1ai
Идиоматическое выражение «танталовы муки», или «муки Тантала» – один из таких фразеологизмов, о значении которого невозможно догадаться, не зная истории его происхождения. Слово «муки» дает понять о том, что речь идет о мучениях, а вот слово «танталовы» понятно только тем, кто хорошо знаком с греческой мифологией и с именем царя Тантала, провинившегося перед богами и наказанного на вечные муки.
Миф о Тантале дает довольно ясное представление о том, что такое танталовы муки. Значение фразеологизма выводится из всей истории царя Тантала, пересказанной во многих источниках.
Танталовы муки никак не вяжутся со счастливой жизнью Тантала. Он был сыном Зевса, правил в Лидии, в городе Сипил. Название городу дала гора Сипила, около которой находился этот процветающий город. Образ Тантала во время его правления – воплощение счастья и удачливости. Город, которым правил Тантал, богат; на горе Сипиле находились неистощимые золотые рудники; поля близ города были плодородны; виноградники и сады приносили богатейшие урожаи. Избыток был и в стадах овец и быков, и в табунах быстроногих коней. Все это изобилие посылали Танталу боги, которые настолько любили его, что не только спускались с Олимпа в его владения, чтобы пировать, но и допускали его на Олимп на свои пиршества.
Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.
Возвращаясь с пиров с богами, Тантал позволял брать с собой напиток (нектар) и пищу (амброзию) богов и угощал этим людей. Кроме того, будучи осведомленным о решениях богов относительно жизни людей, он сообщал их смертным. Не боялся Тантал и оглашать тайны своего отца, а однажды сказал ему, что его собственная жизнь счастливее жизни богов. Этим высокомерием и сравнением себя с богами Тантал в первый раз вызвал настоящий гнев Зевса.
Во второй раз Тантал рассердил отца еще большим оскорблением богов. Он прятал у себя золотую собаку, которую украл у Зевса царь Пандарей. Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Однако и в этот раз Зевс не наказал своего любимого сына.
Наказание последовало за третьим оскорблением. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению. К блюду не притронулся никто, кроме Деметры. Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь – Персефона, и съела плечо мальчика. Боги оживили Пелопса: он стал еще прекраснее, однако у него не было плеча. Тогда Зевс велел Гефесту изготовить плечо для мальчика из слоновой кости.
За это преступление Тантала боги обрекли его на вечные мучения в царстве Аида. Именно они называются «танталовы муки». Фразеологизм становится понятным после знакомства с тем, чем именно наказали боги Тантала.
Танталовы муки подробно описаны в поэме Гомера «Одиссея». По Гомеру, Тантал вечно стоит в озере, вода которого доходит ему до подбородка. Старик Тантал испытывает сильную жажду, но как только он наклоняет голову, чтобы напиться столь близкой к нему воды, вода исчезает, отступает от него, и он видит черную землю – ее осушает божество.
Стоя по подбородок в воде, Тантал видит над собой наклоняющиеся к нему ветви фруктовых деревьев, тяжелые от сочных спелых плодов. Тантал видит над собой груши, яблоки, гранаты, фиги и ягоды маслин и хочет насытиться ими. Но как только он пытается сорвать один из плодов и поднимает к нему руку, ветер подбрасывает ветви, плод становится недостижимым.
Именно с этим наказанием обычно ассоциируется выражение «танталовы муки». Значение фразеологизма связано с удовольствиями, которые кажутся близкими, но которые никогда невозможно достичь.
У Пиндара танталовы муки описаны по-другому. Зевс наказал Тантала тем, что над ним навис огромный, как скала, камень, и он вынужден вечно пребывать в ужасе от того, что камень в любой момент может сорваться и обрушиться на него.
Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания.
Все элементы мифа о Тантале по-своему символичны, однако не все они обычно имеют отношение к фразеологизму «муки Тантала». Чаще всего при употреблении этого выражения не имеется в виду, что кто-то именно наказан мучениями или что-то кто-то мучается из-за своей гордыни.
Этот фразеологизм обычно употребляют тогда, когда хотят выразить мысль о том, что кто-то обречен постоянно ощущать приближение к заветной цели, но не иметь возможности ее достигнуть. Несколько реже под этой идиомой подразумеваются бесконечные страдания, связанные с тревогами и нависшей угрозой.
ashanet.ru
Идиоматическое выражение «танталовы муки», или «муки Тантала» – один из таких фразеологизмов, о значении которого невозможно догадаться, не зная истории его происхождения. Слово «муки» дает понять о том, что речь идет о мучениях, а вот слово «танталовы» понятно только тем, кто хорошо знаком с греческой мифологией и с именем царя Тантала, провинившегося перед богами и наказанного на вечные муки.
Миф о Тантале дает довольно ясное представление о том, что такое танталовы муки. Значение фразеологизма выводится из всей истории царя Тантала, пересказанной во многих источниках.
Танталовы муки никак не вяжутся со счастливой жизнью Тантала. Он был сыном Зевса, правил в Лидии, в городе Сипил. Название городу дала гора Сипила, около которой находился этот процветающий город. Образ Тантала во время его правления – воплощение счастья и удачливости. Город, которым правил Тантал, богат; на горе Сипиле находились неистощимые золотые рудники; поля близ города были плодородны; виноградники и сады приносили богатейшие урожаи. Избыток был и в стадах овец и быков, и в табунах быстроногих коней. Все это изобилие посылали Танталу боги, которые настолько любили его, что не только спускались с Олимпа в его владения, чтобы пировать, но и допускали его на Олимп на свои пиршества.
Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.
Возвращаясь с пиров с богами, Тантал позволял брать с собой напиток (нектар) и пищу (амброзию) богов и угощал этим людей. Кроме того, будучи осведомленным о решениях богов относительно жизни людей, он сообщал их смертным. Не боялся Тантал и оглашать тайны своего отца, а однажды сказал ему, что его собственная жизнь счастливее жизни богов. Этим высокомерием и сравнением себя с богами Тантал в первый раз вызвал настоящий гнев Зевса.
Во второй раз Тантал рассердил отца еще большим оскорблением богов. Он прятал у себя золотую собаку, которую украл у Зевса царь Пандарей. Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Однако и в этот раз Зевс не наказал своего любимого сына.
Наказание последовало за третьим оскорблением. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению. К блюду не притронулся никто, кроме Деметры. Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь – Персефона, и съела плечо мальчика. Боги оживили Пелопса: он стал еще прекраснее, однако у него не было плеча. Тогда Зевс велел Гефесту изготовить плечо для мальчика из слоновой кости.
За это преступление Тантала боги обрекли его на вечные мучения в царстве Аида. Именно они называются «танталовы муки». Фразеологизм становится понятным после знакомства с тем, чем именно наказали боги Тантала.
Танталовы муки подробно описаны в поэме Гомера «Одиссея». По Гомеру, Тантал вечно стоит в озере, вода которого доходит ему до подбородка. Старик Тантал испытывает сильную жажду, но как только он наклоняет голову, чтобы напиться столь близкой к нему воды, вода исчезает, отступает от него, и он видит черную землю – ее осушает божество.
Стоя по подбородок в воде, Тантал видит над собой наклоняющиеся к нему ветви фруктовых деревьев, тяжелые от сочных спелых плодов. Тантал видит над собой груши, яблоки, гранаты, фиги и ягоды маслин и хочет насытиться ими. Но как только он пытается сорвать один из плодов и поднимает к нему руку, ветер подбрасывает ветви, плод становится недостижимым.
Именно с этим наказанием обычно ассоциируется выражение «танталовы муки». Значение фразеологизма связано с удовольствиями, которые кажутся близкими, но которые никогда невозможно достичь.
У Пиндара танталовы муки описаны по-другому. Зевс наказал Тантала тем, что над ним навис огромный, как скала, камень, и он вынужден вечно пребывать в ужасе от того, что камень в любой момент может сорваться и обрушиться на него.
Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания.
Все элементы мифа о Тантале по-своему символичны, однако не все они обычно имеют отношение к фразеологизму «муки Тантала». Чаще всего при употреблении этого выражения не имеется в виду, что кто-то именно наказан мучениями или что-то кто-то мучается из-за своей гордыни.
Этот фразеологизм обычно употребляют тогда, когда хотят выразить мысль о том, что кто-то обречен постоянно ощущать приближение к заветной цели, но не иметь возможности ее достигнуть. Несколько реже под этой идиомой подразумеваются бесконечные страдания, связанные с тревогами и нависшей угрозой.
Источник: fb.ruПохожие материалы
Примеры, происхождение и значение: фразеологизм "после дождичка в четверг"Много есть выражений, которые позволят поставить мечтателя на место. Поговорим об одном из таких. Рассмотрим как всегда значение. Фразеологизм «после дождичка в четверг» на этот раз привлек наше внимание. ...
Происхождение и значение фразеологизма "Семь пятниц на неделе"В повседневной речи русские люди не скупятся на образные выражения и слова. Так и для людей ленивых или непостоянных нашлось подходящее выражение в глубинах фольклорной мудрости. Выделить единственное значение фразеол...
Происхождение и значение фразеологизма "мартышкин труд"Наверняка многие из нас слышали такое известное выражение, как «мартышкин труд». Что оно обозначает и откуда пришло в нашу речь? Не все, наверное, четко понимают, когда правильно употреблять его, так же ка...
Фразеологизмы - это что? Происхождение и значение фразеологизмовКак красива человеческая речь, когда в ней звучат не только сухие бытовые фразы, а яркие метафорические образы, риторические фигуры и другие средства художественной выразительности! Не меньшую роль играют и крылатые в...
Фразеологизм "верста коломенская": происхождение и значениеРусский язык знаменит обилием фразеологизмов, о смысле которых сложно догадаться даже его носителям. К примеру, каково значение выражения «верста коломенская»? Эта информация окажется полезной для всех, кт...
"Не мытьем, так катаньем": значение, происхождение и толкование фразеологизмаСегодня поговорим о тех, кто не отчаивается после первой неудачи. Они в любом случае добиваются своего "не мытьем, так катаньем". Значение выражения рассмотрим в данной статье, а также версии его происхождения.
Происхождение и значение имени МарианнаИмя Марианна на сегодняшний день не такое распространенное, поскольку появилось не так давно. Если взглянуть на подрастающее поколение, то девочек с таким именем довольно мало. Оно имеет еврейское происхождение. Если ...
Происхождение и значение имени ЛейлаИмя Лейла вызывает ассоциации с черноокой загадочной восточной принцессой. И для этого есть свои веские основания. Каково значение имени Лейла? Оно имеет древнеперсидское происхождение, к нам пришло из арабской культу...
Происхождение и значение имени ЛевЕсть очень много прекрасных и звучных имен, однако в этой статье мы поговорим об особенностях такого красивого и редкого имени, как Лев. ПроисхождениеДостаточно распространенным сегодн...
Тайна, происхождение и значение имени ЛилияВ этой статье будет рассмотрено женское имя Лилия: значение его, происхождение, а также роль, которую оно сыграет в становлении характера носительницы. Мы также дадим несколько вариантов того, как можно звать девочку ...
kak.green
Возникновение фразы: из древнегреческой мифологии.
Тантал - царь Фригии, сын Зевса и Плуто, был любимцем Олимпийских богов. Он часто бывал на Олимпе и пировал вместе с богами, принимал участие в совете богов, да и сами боги были частыми гостями во дворце Тантала. Богатством царь тоже не был обделен - золотые рудники обеспечивали ему сказочный доход, на его плодородных полях произрастали самые чудесные плодоносные растения, а пастбища были полны огромными стадами всяческой живности. В общем, жил царь Тантал просто шикарно.
Естественно, со временем Тантал, что называется, «зажрался». Он стал горд и высокомерен, стал считать себя равным богам-олимпийцам. Он не хранил секреты, которые были ему поведаны на божественных советах, воровал пищу богов - нектар и амброзию, раздавая их своим земным друзьям и вообще вел себя с богами крайне вызывающе.
И вот однажды, Тантал окончательно перегнул палку. Когда боги в очередной раз собрались на пир во дворце Тантала, заносчивый царь решил испытать их всеведение. Тантал убил своего сына Пелопса и его мясо под видом изысканного угощения подал богам во время пира. Боги тотчас разгадали злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на огонь. Гермес же своим колдовством оживил Пелопса. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.
Этот ужасный поступок Зевс не простил своему сыну. Он низверг царя Фригии в Тартар (ад), где для него уже было приготовлено изощренное наказание - Тантал должен был вечно испытывать муки жажды, голода и страха. При этом он стоил в прозрачной воде, которая доходила до подбородка, а над его головой свисали ветви со спелые плоды самых разных фруктов. Но как только Тантал наклонялся, чтобы испить живительной влаги и утолить нестерпимую жажду, вода тут же исчезала, а стоило ему поднять руки за пищей, как ветви сию же минуты взвивались ввысь, оставляю Тантала ни с чем. В довершение всех бед, над Танталом к тому же нависала огромная скала, которая держалась на одном честном слове, грозясь в любой момент обвалится на голову приговоренному к мукам. Вот такое наказание понес царь Тантал за неуважение к богам-олимпийцам.
yznai-ka.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»