Встречать гостей хлебом и солью: как появился этот обычай. Хлебом солью встречаем


Встречать гостей хлебом и солью: как появился этот обычай

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия. Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда. Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному. Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой. Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать. В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота. В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы. Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях. В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку. Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

labuda.blog

Почему на Руси гостей встречали только хлебом и солью

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.

Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».

Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

labuda.blog

«Хлеб – всему голова» говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречали хлебом-солью. Прошу вас отведайте хлебушка, гости дорогие

Хлеб – всему голова.Цель: - Раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

- Способствовать обогащению словаря учащихся;

- Содействовать осознанию ценности изучаемого материала;

- Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу;

-Развитие выразительности речи учащихся.Здравствуйте, ребята!

Чтобы узнать тему сегодняшней встречи, вам придётся отгадать загадку. Отгадка и будет темой сегодняшней встречи.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный он и белый,

А бывает подгорелый.

(хлеб)

Слайд №1

«Хлеб – всему голова» - говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречали хлебом-солью. Прошу вас отведайте хлебушка, гости дорогие.

(под музыку «Хлеборобы» дети угощают присутствующих хлебом)Хлеб всегда был важным продуктом. И сегодня хлеб остаётся самым главным продуктом для каждого человека.

Слайд № 2

Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас является главным богатством нашей страны. А труд земледельца – самым важным, потому что без хлеба нельзя представить себе нашу жизнь.

Слайд № 31. Вот он, хлебушек душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

  1. В нём – здоровья наша сила,
В нём – чудесное тепло.

В нём – земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырём!

  1. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле.

Слайд № 4

С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.

Хлеб имеет очень длинную историю.

Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками современной ржи, пшеницы. Сначала люди ели зёрна сырыми, потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Затем люди научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Искусству выпекать хлеб из сброжёного теста египтяне научили греков и римлян.

Слайд № 5

В 11 веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Люди в основном ели ржаной хлеб. А пшеничный ели с мёдом, как лакомство.

Пекли хлеб в глиняных горшках, которые назывались «хлебонос». Сейчас хлеб пекут в современных пекарнях, используя различные формы.

Сколько существует разного хлеба!

Пшеничный хлеб первыми испекли греки, кукурузный – индейцы, ячменный хлеб – норвежский крестьянин.

Слайд № 6

Испанцы придумали хлеб, который борется со старением организма.

Французы специально для худеющих длинный хрустящий батон – «багет» с особыми биологическими добавками на основе водорослей.

Учёные из Бурятии изобрели хлеб, который не черствеет. Этот хлеб печется без дрожжей, стоит дешевле и может не черстветь в течение двух недель.

Слайд № 7

Питательная ценность хлеба зависит от сорта муки, из которой он печется. Чем выше сорт, тем лучше вкусовые качества хлеба, но он при этом менее полезен.

У хлеба есть за столом своё почетное место – хлебная тарелка.

Слайд № 8Во время ВОВ хлеб ценился на вес золота.

В дыму Ленинградское небо

На горше смертельных ран

Тяжкого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Блокадный хлеб действительно был очень тяжелый, потому что в его составе была не только мука, но и опилки.

В музее истории Санкт - Петербурга храниться крошечный кусочек хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек весом 125 граммов спас многих ленинградцев от смерти. Ленинградцам нужно было работать и жить – назло фашистам, бомбёжкам. Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт.

Слайд № 9,10

А теперь послушайте, как приходит хлеб к нам на стол.

За лесами за лугами

Раздаётся в поле гром

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

Слайд № 11На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в открытое окно –

Сеют сеялки зерно.

Слайд № 12Сколько в это зёрнышко

Вложено труда, знают только солнышко,

Ветер, да вода.Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и встал

Золотою стеною

И слышит страна:

За уборку пора, для хлеба

Комбайны нужны, трактора.

Слайд № 13Ребята, а скажите, люди каких профессий трудятся на полях?

(ответы)

Объясните, чем занимаются люди этих профессий?

(ответы)

Тяжелый труд этих людей, хлеб достаётся потом и кровью. Выбери самый жаркий июльский день, выйдите в чистое поле и постойте 10 минут под палящим солнцем и вы поймете тяжесть этого труда.

После того как хлеб убрали с полей, зерно попадает на мельницу, а затем в пекарню.

Слайд № 14

Из пекарни хлеб развозят в магазины и лишь потом к нам на стол.

Посмотрите путь от посева зерна до буханки хлеба.

Слайд № 15 (схема)На Руси к хлебу всегда относились с уважением. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: чёрный и белый.

Почему один хлеб чёрный, а другой белый?

(ответы детей: разная мука)

Слайд № 16

Игра «Угадай хлеб»

Задание: с завязанными глазами определить по запаху и вкусу, какой предложен хлеб.

Знаете ли вы, что из одного зернышка получается 20 млг. муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола 10 тысяч зёрен.

Слайд № 17А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

(ответы детей)

Если хлеб остался, что с ним можно сделать?

(ответы детей: квас, сухарики, гренки, панировочные сухари и т.д.)

Выбросить даже маленький кусочек хлеба считалось большим прегрешением – ведь это месяцы тяжелого труда. Было принято даже целовать нечаянно упавший на землю хлеб.

Слайд № 18Давайте вместе с вами, определим четкие правила обращения с хлебом:

- Бери хлеба столько, сколько съешь.

- Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить разные блюда.

- Попросили передать хлеб – передай всю тарелку, пусть каждый возьмёт себе хлеб сам.

- Не кроши, в комочки не скатывай.

Слайд № 19

Из чего же пекут хлеб?

(Ответы детей)

Главным продуктом является мука, а что же еще необходимо, для того чтобы испечь хлеб.

Игра «Испеки хлеб»

Задание: на карточках предложены продукты (мука, фасоль, вода, соль, горчица, яйца, дрожжи, лимонная кислота, лавровый лист, кетчуп). Выберете продукты необходимые для выпечки хлеба.

Слайд № 20Молодцы! Справились с заданием.

А теперь вопросы шутки

Отгадайте в две минутки.

  1. Каким сажают хлеб в печь?
(тестом)
  1. Без чего хлеб не испечь?
(без корочки)
  1. Космато, ноздревато,
И губато и горбато,

И кругло и легко,

И мягко и твердо,

И ломко, и чёрно, и бело,

И всем людям мило.

(тесто)

Много сложено пословиц и поговорок о хлебе.

Игра «Путаница»

Задание: стрелкой показать начало и конец пословицы.

Начало пословицы Конец пословицы
Хлеб- всему голова
Хлеба ни куска, водица – матушка
Хлеб – батюшка, так и в тереме
Хлеб на стол, много хлеба
Много снега стол престол
Слайд № 21Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

(батон, кулич, булочка, каравай, баранка, пряник, ватрушка и т.д.)

Слайд № 22В старину говорили: «Есть хлеб – будет и песня»

(частушки о хлебе)

.Хлебом-солью

Всех встречаем

Самовар на стол несём

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сём.Меня дома берегут,

Блины овсяные пекут,

Рыбу жарят – окуньки,

Чтоб любили пареньки.Коля знает хорошо

Жить без хлеба нелегко.

На него он налегает

И здоровье укрепляет.Наши руки крендельки,

Щёки – словно пряники,

Снами издавно знаком

Весь народ на ярмарке.Вы не пейте газировки,

Не балуйте с чипсами.

Соки, фрукты, каша, хлеб –

Вот хороший вам обед.

Целый месяц на пирог

Тесто квасила я впрок

Да валяла на полу

И под лавкой и в углу.Нынче хлеб подорожал,

Весь народ волнуется,

Пояс туже завязал

Старенький дедулечка.Нынче был не урожай

По причине дождика,

Станет хлебный каравай,

«Подороже тортика»Мимо школьного буфета

Я спокойно не хожу.

Как услышу запах хлеба

Сразу руки мыть бегу.Хлеб я ем с утра до ночи,

Булки с ночи до утра

Очень весело проходят

С вкусным хлебом вечера.Хлеб бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

Слайд № 231 ученик:

Зерна наших дней святитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите

Берегите хлеб родной!

Слайд № 242 ученик:

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей.3 ученик:

Не мечтаем мы о чуде,-

К нам полей живая речь,-

Берегите хлеб, вы люди,

Научитесь хлеб беречь.

Все хором:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Заканчивая нашу встречу, я хотела бы задать вам домашнее задание, приготовить «Хлебный суп». Внимание на экран.

Слайд № 25, 26Ангела Вам за трапезой.

МОУ Набережная средняя общеобразовательная школа

2009 годПедагог-организатор Моисеенко О.В.

kak.znate.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *