Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.
Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия. Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда. Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному. Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой. Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать. В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота. В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы. Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях. В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку. Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.
labuda.blog
Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.
Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.
Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.
Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.
В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».
Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.
labuda.blog
- Способствовать обогащению словаря учащихся;
- Содействовать осознанию ценности изучаемого материала;
- Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу;
-Развитие выразительности речи учащихся.Здравствуйте, ребята!
Чтобы узнать тему сегодняшней встречи, вам придётся отгадать загадку. Отгадка и будет темой сегодняшней встречи.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)
Слайд №1
«Хлеб – всему голова» - говорит народная пословица. И это верно. С давних пор гостей встречали хлебом-солью. Прошу вас отведайте хлебушка, гости дорогие.
(под музыку «Хлеборобы» дети угощают присутствующих хлебом)Хлеб всегда был важным продуктом. И сегодня хлеб остаётся самым главным продуктом для каждого человека.
Слайд № 2
Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас является главным богатством нашей страны. А труд земледельца – самым важным, потому что без хлеба нельзя представить себе нашу жизнь.
Слайд № 31. Вот он, хлебушек душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырём!
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле.
Слайд № 4
С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.
Хлеб имеет очень длинную историю.
Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками современной ржи, пшеницы. Сначала люди ели зёрна сырыми, потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Затем люди научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Искусству выпекать хлеб из сброжёного теста египтяне научили греков и римлян.
Слайд № 5
В 11 веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Люди в основном ели ржаной хлеб. А пшеничный ели с мёдом, как лакомство.
Пекли хлеб в глиняных горшках, которые назывались «хлебонос». Сейчас хлеб пекут в современных пекарнях, используя различные формы.
Сколько существует разного хлеба!
Пшеничный хлеб первыми испекли греки, кукурузный – индейцы, ячменный хлеб – норвежский крестьянин.
Слайд № 6
Испанцы придумали хлеб, который борется со старением организма.
Французы специально для худеющих длинный хрустящий батон – «багет» с особыми биологическими добавками на основе водорослей.
Учёные из Бурятии изобрели хлеб, который не черствеет. Этот хлеб печется без дрожжей, стоит дешевле и может не черстветь в течение двух недель.
Слайд № 7
Питательная ценность хлеба зависит от сорта муки, из которой он печется. Чем выше сорт, тем лучше вкусовые качества хлеба, но он при этом менее полезен.
У хлеба есть за столом своё почетное место – хлебная тарелка.
Слайд № 8Во время ВОВ хлеб ценился на вес золота.
В дыму Ленинградское небо
На горше смертельных ран
Тяжкого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Блокадный хлеб действительно был очень тяжелый, потому что в его составе была не только мука, но и опилки.
В музее истории Санкт - Петербурга храниться крошечный кусочек хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек весом 125 граммов спас многих ленинградцев от смерти. Ленинградцам нужно было работать и жить – назло фашистам, бомбёжкам. Победу принесло не только оружие, но и маленький кусочек хлеба, который отправляли из тыла на фронт.
Слайд № 9,10
А теперь послушайте, как приходит хлеб к нам на стол.
За лесами за лугами
Раздаётся в поле гром
Это тракторы плугами
Пашут лёгкий чернозём.
Слайд № 11На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в открытое окно –
Сеют сеялки зерно.
Слайд № 12Сколько в это зёрнышко
Вложено труда, знают только солнышко,
Ветер, да вода.Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотою стеною
И слышит страна:
За уборку пора, для хлеба
Комбайны нужны, трактора.
Слайд № 13Ребята, а скажите, люди каких профессий трудятся на полях?
(ответы)
Объясните, чем занимаются люди этих профессий?
(ответы)
Тяжелый труд этих людей, хлеб достаётся потом и кровью. Выбери самый жаркий июльский день, выйдите в чистое поле и постойте 10 минут под палящим солнцем и вы поймете тяжесть этого труда.
После того как хлеб убрали с полей, зерно попадает на мельницу, а затем в пекарню.
Слайд № 14
Из пекарни хлеб развозят в магазины и лишь потом к нам на стол.
Посмотрите путь от посева зерна до буханки хлеба.
Слайд № 15 (схема)На Руси к хлебу всегда относились с уважением. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: чёрный и белый.
Почему один хлеб чёрный, а другой белый?
(ответы детей: разная мука)
Слайд № 16
Игра «Угадай хлеб»
Задание: с завязанными глазами определить по запаху и вкусу, какой предложен хлеб.
Знаете ли вы, что из одного зернышка получается 20 млг. муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола 10 тысяч зёрен.
Слайд № 17А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
(ответы детей)
Если хлеб остался, что с ним можно сделать?
(ответы детей: квас, сухарики, гренки, панировочные сухари и т.д.)
Выбросить даже маленький кусочек хлеба считалось большим прегрешением – ведь это месяцы тяжелого труда. Было принято даже целовать нечаянно упавший на землю хлеб.
Слайд № 18Давайте вместе с вами, определим четкие правила обращения с хлебом:
- Бери хлеба столько, сколько съешь.
- Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить разные блюда.
- Попросили передать хлеб – передай всю тарелку, пусть каждый возьмёт себе хлеб сам.
- Не кроши, в комочки не скатывай.
Слайд № 19
Из чего же пекут хлеб?
(Ответы детей)
Главным продуктом является мука, а что же еще необходимо, для того чтобы испечь хлеб.
Игра «Испеки хлеб»
Задание: на карточках предложены продукты (мука, фасоль, вода, соль, горчица, яйца, дрожжи, лимонная кислота, лавровый лист, кетчуп). Выберете продукты необходимые для выпечки хлеба.
Слайд № 20Молодцы! Справились с заданием.
А теперь вопросы шутки
Отгадайте в две минутки.
И кругло и легко,
И мягко и твердо,
И ломко, и чёрно, и бело,
И всем людям мило.
(тесто)
Много сложено пословиц и поговорок о хлебе.
Игра «Путаница»
Задание: стрелкой показать начало и конец пословицы.
Начало пословицы | Конец пословицы |
Хлеб- | всему голова |
Хлеба ни куска, | водица – матушка |
Хлеб – батюшка, | так и в тереме |
Хлеб на стол, | много хлеба |
Много снега | стол престол |
(батон, кулич, булочка, каравай, баранка, пряник, ватрушка и т.д.)
Слайд № 22В старину говорили: «Есть хлеб – будет и песня»
(частушки о хлебе)
.Хлебом-солью
Всех встречаем
Самовар на стол несём
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.Меня дома берегут,
Блины овсяные пекут,
Рыбу жарят – окуньки,
Чтоб любили пареньки.Коля знает хорошо
Жить без хлеба нелегко.
На него он налегает
И здоровье укрепляет.Наши руки крендельки,
Щёки – словно пряники,
Снами издавно знаком
Весь народ на ярмарке.Вы не пейте газировки,
Не балуйте с чипсами.
Соки, фрукты, каша, хлеб –
Вот хороший вам обед.
Целый месяц на пирог
Тесто квасила я впрок
Да валяла на полу
И под лавкой и в углу.Нынче хлеб подорожал,
Весь народ волнуется,
Пояс туже завязал
Старенький дедулечка.Нынче был не урожай
По причине дождика,
Станет хлебный каравай,
«Подороже тортика»Мимо школьного буфета
Я спокойно не хожу.
Как услышу запах хлеба
Сразу руки мыть бегу.Хлеб я ем с утра до ночи,
Булки с ночи до утра
Очень весело проходят
С вкусным хлебом вечера.Хлеб бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
Слайд № 231 ученик:
Зерна наших дней святитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите
Берегите хлеб родной!
Слайд № 242 ученик:
Берегите каждый колос
Наших радостных полей.
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей.3 ученик:
Не мечтаем мы о чуде,-
К нам полей живая речь,-
Берегите хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь.
Все хором:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Заканчивая нашу встречу, я хотела бы задать вам домашнее задание, приготовить «Хлебный суп». Внимание на экран.
Слайд № 25, 26Ангела Вам за трапезой.
МОУ Набережная средняя общеобразовательная школа
2009 годПедагог-организатор Моисеенко О.В.
kak.znate.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»