История создания и основная тема трилогии «Хождение по мукам». Трилогия хождение по мукам


81. Трилогия а.Н. Толстого «Хождение по мукам». Проблематика, поэтика, особенности авторской позиции

Историческая основа романа

Алексей Николаевич Толстой -- выдающийся русский писатель. Его произведения “Хождение по мукам”, “Хлеб”, “Петр Первый” получили широкое признание. Многое сделано писателем и в области научно-фантастического романа. Романы “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина” положили начало русской научно-художественной фантастике.

Сюжеты произведений научно-фантастической литературы обычно строятся на столкновении человека с природой, раскрывают увлекательный мир научных и технических открытий.

Вместе с тем во многих научно-фантастических романах, особенно конца XIX и начала XX века, отчетливо вырисовывается социальная тема. В “Затерянном мире” Конан Доила, “Туннеле” Б. Келлермана, “Машине времени”, “Борьбе миров” Г. Уэлльса по - разному обнажаются противоречия капиталистического общества, приводящие обычно одинокого героя к временному или постоянному конфликту с окружающей средой.

Русский научно-фантастический роман, раскрывая невиданные перспективы грядущих технических открытий, отличается новым освещением научной и общественной темы, новым решением проблемы характера основного героя. Если в традиционном буружазном романе центральной фигурой выступает преимущественно сильная, одинокая личность, то в русской литературе на первое место выдвигается другой герой -- человек нового общества, чувствующий себя неотделимым от своего народа.

Большое значение придавал Толстой точности научной стороны своих произведений. При переизданиях писатель нередко уточнял некоторые места или вносил в них поправки в соответствии с новейшими данными науки.

Одна из основных тематических линий романа -- изображение деятельности американских и европейских монополий. Образ химического короля миллиардера Роллинга нарисован с бичующей сатирической силой.

Социальная тема научно-фантастических произведений Толстого порождена реальными фактами исторической действительности. Еще в начале двадцатых годов писатель проницательно рассмотрел зарождающийся фашизм -- наиболее реакционную, открыто террористическую форму диктатуры плутократии, направленную на подавление освободительного движения трудящихся.

Правдиво рисует писатель судьбу науки в классовом обществе. Научное изобретение Гарина попадает в руки монополий, использующих его в своих корыстных целях.

В центре романа образ изобретателя смертоносного луча, сверхиндивидуалиста, одержимого манией господства над миром. Его рассуждения напоминают идеологию фашизма. Вместе с тем образу Гарина не хватает ясности. Он хвастается своим цинизмом, необузданным сластолюбием. Однако, добившись неограниченной власти, он не испытывает удовлетворения, его натура находится в раздвоенности, его разъедает скептицизм.

Одна из положительных сторон фантастических романов А. Н. Толстого -- это то, что, несмотря на специфичность жанра, в них не теряется связь с реальной действительностью. Это касается не только научных гипотез, привлеченных писателем, но и общей философии произведений и изображения характеров.

Духовный крах русской интеллигенции

Толстой отчетливо показывает духовный крах русской интеллигенции, оторванной от интересов народа, в образах адвоката Смоковникова и поэта Бессонова, историческую обреченность всей старой России, ее враждебных народу классов с их упадком в культуре и искусстве. Революционная буря развеяла по земле, как сухие листья, эту “умственную аристократию страны”, приверженцев религиозно-философских доктрин и завсегдатаев загородных ресторанов.

“...И вот, среди летящего праха и грохота рушащегося храма, два человека, Иван Ильич и Даша в радостном безумии любви, наперекор всему, пожелали быть счастливыми”. Верно ли это? -- спрашивает писатель. И всем дальнейшим развитием романа он утверждает, что счастье может быть полноценным только тогда, когда в нем воплощено честное служение своей родине и вера в ее будущее.

Это еще не те новые убеждения Телегина, какие сложатся у него в поисках своего места в борьбе революционного народа, но правильные мысли возникают у Ивана Ильича на войне и на Петроградское заводе. “Васька Рублев -- вот кто революция...” -- говорит однажды Телегин об одном из передовых рабочих, выведенных в первой книге трилогии. Среди представителей народа, простых людей ищет Толстой своих положительных героев.

Рощин же думает вначале, что его “великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие”. Он уверен, что “пройдут годы, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только кроткое, нежное сердце” его Кати, и снова наступит мир без тревог и борьбы.

Но, утратив свои прежние представления о родине, герои Толстого обретут новые. Какие они -- не знал еще и сам писатель. Главное -- в них есть вера в Россию, ее величие и силу. Телегин с гордостью утверждает, как бы полемизируя с Рощиным: “Великая Россия пропала! Уезд от нас останется,-- и оттуда пойдет русская земля...”

Идейный замысел романа

В 1927 году писатель приступил ко второму роману трилогии “Хождение по мукам” -- “Восемнадцатый год”.

Новый роман выдвигал на первый план идею счастья народа и родины как символ высшей исторической справедливости. События революции становятся центром романа. В том, как органически сливается судьба основных героев этого произведения с судьбой родины и народа, как широко раздвигаются рамки изображения самих революционных событий, сказывается новый размах эпического дарования А. Толстого.

Сквозь бурный 1918 год проходят герои писателя, преображаясь в благодатной грозе революции. Находит свое место в рядах народа инженер Иван Ильич Телегин, глубоко уверовавший в слова питерского рабочего Василия Рублева, что Россию спасет одна только советская власть и что “сейчас нет ничего на свете важнее нашей революции”.

Приходит к правде народа, правде Телегина, мятущаяся Даша, которая говорит однажды своему отцу, что “если все большевики такие, как Телегин... стало быть, большевики правы”.

Всем своим нежным и кротким сердцем ощущает величие совершающегося Екатерина Дмитриевна Булавина. И только Рощин плутает звериными тропами врага революции, связав свою судьбу с белой армией. Лишь после того, как Рощин поймет, что великое будущее России -- в народе, а не в разложившемся корниловско-деникинском воинстве, он найдет в себе мужество порвать с контрреволюцией и начать новую жизнь.

Наступит раскаяние, а с ним и очищение. В широких эпических масштабах и развернутых картинах показывает Толстой жизнь в восемнадцатом году.

В тридцатые годы писатель работал над романом “Хмурое утро”, которым завершилась трилогия “Хождение по мукам” -- это художественная летопись революционного обновления России. Трилогия писалась больше двадцати лет. Толстой считал ее основным произведением во всем своем творчестве.

Писатель говорил, что тема трилогии -- “потерянная и возвращенная родина”. “Хождение по мукам” -- “это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам -- ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны”.

Через “глубокие страдания, через борьбу” пришел он к этому ощущению вместе со своими героями. Герои Толстого уверены, что мир должен и может быть перестроен ими для добра. Разными путями они пришли к этому, встретившись новыми людьми в конце романа.

Знаменательно, что Толстой заканчивает свой роман взволнованными патриотическими словами того своего героя, чей путь к новой Родине был особенно сложным и противоречивым,-- словами Рошина.

Слушая доклад, он говорит Кате: “Ты понимаешь -- какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки... Мир будет нами перестраиваться для добра... Все в этом зале готовы отдать за это жизнь... Это не вымысел,-- они тебе покажут шрамы и синеватые пятна от пуль...

« И это -- на моей Родине,

и это -- Россия...”»

Лучшие свои творческие силы отдал А. Толстой созданию трилогии.

Смысл названия

Трилогия “Хождение по мукам” -- это роман о русской интеллигенции, о ее пути к Октябрьской революции. Работа над эпопеей, над одним из главных созданий художника, продлилась больше 20 лет, от одной эпохи к другой, от гражданской войны к Отечественной. I часть трилогии -- роман “Сестры” -- он писал в 1919--1921 годах, II часть -- “Восемнадцатый год” -- в 1927--1928 годах, и III -- “Хмурое утро” - в 1939--1941 годах. В “Хождении по мукам” встречаются стержневые для Толстого вопросы: куда и как движется история, что ждет Россию, какая роль принадлежит воле отдельного человека в главном общественном движении эпохи? В I части романа-- в Сестрах”-- предреволюционное буржуазное общество, его нравы, искусство, политика, охваченная “духом разрушения”.

В картинах быта, в выразительных зарисовках героев художник, верно, передал атмосферу жизни петербургской интеллигенции. Особую социальную заостренность приобретают в романе “Сестры” образы интеллигентов-либералов -- адвокат Смоковников, журналист Антошка Арнольдов, члены редакции буржуазной газеты “Слово народу”.

А. Толстой метко очерчивает физиологию либералов -- их мизерное двоедушие, карьеристские устремления. В ироническом освещении автор дает описания картин и стихов футуристов, с их вывернутыми понятиями о красоте и путаницей ассоциаций.

Поэт Бессонов изображен в романе как мрачный пророк всеобщей гибели, загадочный и демонический гений. Он завораживает юную Дапгу своими стихами, пропитанными ядом философии “расточения”. В душе Даши спорят два начала, два увлечения -- “бессоновское” и “телегинское”.

В романе сразу же бросается в глаза лейтмотив образа инженера Телегина, мотив ценности реального и надежного.

С Телегиным для Даши связаны надежды на духовно крепкую, серьезную, не выдуманную жизнь. Чувство национальной чести, стремление к сближению с народной жизнью нравственная чистота -- все это отличает Телегина, как и Дашу, Катю, Рощина, от декадентствующей интеллигенции. Телегин теснее других связан с реальностью, с трудной жизнью. Его демократичность -- залог верного выбора пути -- на стороне революции.

Но в романе эти два мира -- мир сестер и исторической жизни -- пока существуют порознь. Главные герои романа “Сестры” -- натуры внутренне подвижные, честные перед своей совестью.

“Идея России” и идея революции в “Сестрах” еще не соединены. Во II части трилогии -- “Восемнадцатый год” -- сердцевиной произведения становятся кардинальные проблемы эпохи революции, народа и интеллигенции в период гражданской войны.

Основной пафос “Восемнадцатого года” -- пафос великих трудностей, мук борьбы и их преодоление. Через весь роман проходит образная идея года -- “урагана”, разбушевавшейся крестьянской стихии. Роман открывается эпизодом совещания совнаркома, на котором обсуждается вопрос об угрозе, нависшей над Республикой.

Заканчивается “Восемнадцатый год” картиной трагической гибели черноморского флота, контрреволюционный мятеж и, наконец, о покушении на Ленина. Драматичны образы людей из народа, которые наиболее рельефно выписаны в романе “Восемнадцатый год” -- Семен Красильников, Мишка Соломин, Чертоногов.

А. Толстой в этом романе рисует начало гражданской войны в образах войны-митинга. Враги революции представлены в романе различными фигурами -- Корнилов, Деникин, Каледин и другие белогвардейцы. Просветленность преобразующего себя мира и человека -- основной мотив последней книги трилогии “Хмурое утро”. В образах “Хмурого утра” брезжит не только “утро” военных побед, но и утро “Молодой России”, начавшей строить.

Финал романа -- картина партийного съезда в Большом театре с волнующим обсуждением ленинского проекта электрификации, преобразования страны. В образах героев войны в “Хмуром утре”

А. Толстой показывает гармоничность характера. Особенно интересна в этом отношении образная связь-отталкивание между Латугиным и Шарыгиным.

Если Латугиным движет сила чувств, вдохновение, то в образе рабочего Шарыгина обрисован человек, усвоивший “главное” в революции -- ее “науку, разум, дисциплину”. Между Латугиным и Шарыгиным идет постоянный спор об этом. Ивана Гору в романе “Хмурое утро” мы видим впервые глазами Даши.

Иван Гора выглядит здесь существом непроницательным, чуждым всякой жалости, но в какой-то момент его душа открывается своей другой стороной.

Заключение

Ценой трагических потерь в своей жизни герои преодолевают расплывчатые, гуманистические идеалы; вместе с инженером Телегиным и офицером Рощиным Катя и Даша Булавины приходят к революционному народу, познают радость обновления, принесенного Октябрем.

На страницах трилогии оживает политическая и военная стратегия Октябрьской революции. Герои “Хождения по мукам” стали участниками и свидетелями всех важнейших событий времени. В финале трилогии-эпопеи герои навсегда осознают свое родство с родиной и народом.

Художественный мир трилогии захватывает нас героизмом и страданием, через которые проходит русский народ. В “Хождении по мукам” впервые столь ярко раскрылось богатство языка А. Толстого.

studfiles.net

Хождение по мукам. Трилогия - Алексей Толстой

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

  • Обложка: Скажи альфе: "Нет!" (СИ)

    Просмотров: 2798

    Скажи альфе: "Нет!" (СИ)

    Ева Горская

    Вероника счастлива в браке. Согласившись на встречу с заказчиком, она и предположить не могла, что…

  • Обложка: Обрету тебя вновь (СИ)

    Просмотров: 2682

    Обрету тебя вновь (СИ)

    Ева Горская

    С детства я не верила в сказки про оборотней, пока реальность не ворвалась в мой мир в виде…

  • Обложка: Между Призраком и Зверем (СИ)

    Просмотров: 2234

    Между Призраком и Зверем (СИ)

    Марьяна Сурикова

    Одна роковая встреча, и жизнь неприметной библиотекарши бесповоротно изменилась. Теперь ей…

  • Обложка: Логово злого волка (СИ)

    Просмотров: 1913

    Логово злого волка (СИ)

    Вероника Гесс

    Не блуждай, маленькая девочка, возле пристанища хищника. Злой волк заберёт тебя.

  • Обложка: Купите мужа (СИ)

    Просмотров: 1888

    Купите мужа (СИ)

    Валентина Плесовских

    Стою в полном шоке. Мне предлагают купить себе мужа и не одного. Куда я попала и где мои вещи?…

  • Обложка: Не хочу! Не буду! (СИ)

    Просмотров: 1871

    Не хочу! Не буду! (СИ)

    Ириша

    Что может быть ужаснее, когда босс в приказном порядке просит выйти замуж за его сына? "Свадьба"…

  • Обложка: Суккуб в квадрате (СИ)

    Просмотров: 1816

    Суккуб в квадрате (СИ)

    Галина Чередий

    Жизнь Юли — вечная и беспросветная борьба как с собственной сущностью, так и с окружающим миром.…

  • Обложка: Пари на девственность (СИ)

    Просмотров: 1754

    Пари на девственность (СИ)

    Эмилия Грант

    Всю жизнь я провела в маленьком городке под надзором заботливого отца. Но теперь ему нужна моя…

  • Обложка: Папочка (ЛП)

    Просмотров: 1661

    Папочка (ЛП)

    Нэлл Ламур

    Встречайте новую вне серийную сексуально-романтическую комедию, написанную автором бестселлеров, по…

  • Обложка: Невеста инопланетного короля (ЛП)

    Просмотров: 1604

    Невеста инопланетного короля (ЛП)

    Джуно Велс

    Эмма Дайсен была убеждена, что у нее худшая в мире история свиданий. У парней, с которыми она…

  • Обложка: Фиктивная невеста (СИ)

    Просмотров: 1419

    Фиктивная невеста (СИ)

    Ириша

    ЗАВЕРШЕНО! ЧЕРНОВИК! Знаете, как я люблю собственных братьев?Очень, безумно. Вот и согласилась…

  • Обложка: Бедствие для фейри (СИ)

    Просмотров: 1283

    Бедствие для фейри (СИ)

    Галина Чередий

    Юмористическое фэнтази, любовный роман и откровенный стеб над темой попаданства в одном флаконе.…

  • Обложка: Звёздное небо. Книга 1

    Просмотров: 1252

    Звёздное небо. Книга 1

    Тереза Тур

    Земляне — по мнению галактического совета — существа слабые, живут где-то на окраине галактики,…

  • Обложка: Наследница (СИ)

    Просмотров: 1251

    Наследница (СИ)

    Даниелла

    Вот так бывает живешь себе, в своем маленьком мире, читаешь романтические книги, обнимаешь кота…

  • Обложка: Жена мятежного лорда (СИ)

    Просмотров: 1244

    Жена мятежного лорда (СИ)

    Наталья Самсонова

    Спасаясь из столицы Тали Лантен едет в далекое и опасное графство Террант. Там ее ждет не только…

  • Обложка: Остров попаданок. Мы выбираем, мир выбирает (СИ)

    Просмотров: 1216

    Остров попаданок. Мы выбираем, мир выбирает (СИ)

    Ясмина Сапфир

    Я самая обычная земная женщина с мечтами о сказочном принце и чудесном мире, воспитанными на книгах…

  • Обложка: Обратный эффект (СИ)

    Просмотров: 1201

    Обратный эффект (СИ)

    Надежда Латинская

    Алина всегда была тихой и незаметной для окружающих, в отличии от своей лучшей подруги.        По…

  • Обложка: Нежная птаха для мрачного колдуна (СИ)

    Просмотров: 1174

    Нежная птаха для мрачного колдуна (СИ)

    Марго Шум

    Можно жить в Райской долине и соседствовать с логовом злого колдуна. Торговать на рынке самыми…

  • Обложка: Боевая ведьма, или моя проблема - дракон (СИ)

    Просмотров: 1088

    Боевая ведьма, или моя проблема - дракон (СИ)

    Александра Осенняя

    Алекс всегда жила в своё удовольствие: гонки на мётлах, распитие ведьмовских настоек и ночёвки на…

  • Обложка: Его девственница (ЛП)

    Просмотров: 1044

    Его девственница (ЛП)

    Сабрина Пейдж

    Начало учебного года – и этот горячий профессор желает обучить дочь проповедника всему. Пьюрити…

  • Обложка: Бумажные крылья (СИ)

    Просмотров: 1000

    Бумажные крылья (СИ)

    Ульяна Соболева

    На Олю в подъезде нападает компания молодых "отморозков", они пытаются ее изнасиловать и отобрать…

  • Обложка: Опекун для высшей расы (СИ)

    Просмотров: 926

    Опекун для высшей расы (СИ)

    Ирина Смирнова

    Поступила как человек и спасла эльфа? Готовься, где один – там и второй... Устала от эльфов? Спаси…

  • Обложка: Чужой, родной, любимый (СИ)

    Просмотров: 924

    Чужой, родной, любимый (СИ)

    Елена Соловьева

    Я — идеальный секретарь и идеальная жена. Никто не знает, что некогда любимый муж превратился в…

  • Обложка: Рейдж (ЛП)

    Просмотров: 842

    Рейдж (ЛП)

    Мелоди Адамс

    Во время своей стажировки в «Декстер Медикал Индастриз» юная Джесси Колби случайно натыкается на…

  • Обложка: Попаданка в Академию Зла (СИ)

    Просмотров: 790

    Попаданка в Академию Зла (СИ)

    Ольга Олие

    Была успешным патологоанатомом, а стала обычной студенткой необычной Академии. Все бы ничего, да…

  • Обложка: Победный бросок (ЛП)

    Просмотров: 762

    Победный бросок (ЛП)

    Л. Дж. Шен

    Джоли Луис сообразительная девушка.  Она понимает, что ее лучший друг, Сэйдж Пойриер, плохой выбор…

  • Обложка: Страшные сказки закрытого королевства

    Просмотров: 690

    Страшные сказки закрытого королевства

    Милена Завойчинская

    Привычная жизнь Рэмины рушится в день смерти отца, наследство которого желает заполучить ее…

  • Обложка: Идеальный ген (СИ)

    Просмотров: 688

    Идеальный ген (СИ)

    Александра Руда

    Только раз в году Матильда, владелица небольшой компании космических перевозок, разрешала себе…

  • itexts.net

    Как создавалась трилогия «Хождение по мукам». Том 10. Публицистика

    Как создавалась трилогия «Хождение по мукам»

    22 июня 1941 года, в день объявления войны, я дописал последнюю страницу романа «Хмурое утро» — третьей и последней части трилогии «Хождение по мукам», за которую мне присуждена Сталинская премия первой степени. Окончательно завершил я всю работу над трилогией только полгода назад. На протяжении 20 лет писалось это произведение, которое я считаю сейчас основным во всем моем творчестве.

    Первую книгу «Сестры» я начал писать в середине июля 1919 года и закончил ее осенью 1921 года. Я не думал, что она развернется в трилогию. Но по мере того, как я писал, развертывались события в России, и мне становилось ясно, что нельзя ставить точку на этой книге, что это начало большой эпопеи.

    Для того чтобы приступить ко второму тому — «Восемнадцатый год», нужно было очень многое увидеть, узнать, пережить. То, что называется «собиранием материалов», неприменимо к этой предварительной работе, потому что помимо документов, книг, знакомств с участниками гражданской войны, посещения мест, где происходило действие романа — Царицына, Сальских степей, Краснодара, Кубани, мне нужно было сделать основное, а именно: определить свое отношение к материалу. Иными словами, нужно было все заново пережить самому, продумать и прочувствовать. Начал я вторую книгу в 1927 году и кончил ее через полтора года. И лишь гораздо позже я понял, что в описание событий вкралась одна историческая ошибка. Печатные материалы, которыми я пользовался, умалчивали о борьбе за Царицын, настолько умалчивали, что при изучении истории 18-го года значение Царицына от меня ускользнуло. Только впоследствии, через несколько лет, я начал видеть и понимать основную и главную роль в борьбе 1918–1919 гг., в борьбе революции с контрреволюцией — капитальную роль обороны Царицына.

    Что было делать? Роман был уже написан и напечатан. Вставить в него главы о Царицыне не представлялось возможным. Нужно было все писать заново. Но без повести о Царицыне, об обороне Царицына невозможно было продолжать дальнейшего течения трилогии. Поэтому мне пришлось прибегнуть к особой форме — написать параллельно с «Восемнадцатым годом» повесть под названием «Хлеб», описывающую поход ворошиловской армии и оборону Царицына Сталиным. В связи с этим работу над третьим томом «Хмурое утро» я начал лишь в 1939 году.

    После «Восемнадцатого года» я, как известно, написал две части романа «Петр I». В 1939 году встала передо мной проблема: какую из этих двух неоконченных трилогий закончить — «Петра» или «Хождение по мукам»? В это время уже с совершенной ясностью представлялось, что неизбежна мировая война. И так же ясно было, что после мировой войны я уже, разумеется, не смогу вернуться к эпохе гражданской войны — она отодвинется слишком далеко. Третью же часть романа «Петр I» возможно было бы написать и после мировой войны, что я сейчас и делаю: я приступаю к ней этим летом, чтобы закончить трилогию.

    Окончание «Хождения по мукам» — роман «Хмурое утро» я начал в 1939 году и, как уже говорил раньше, кончил его ровно 22 июня 1941 года. И я не жалею, что между второй и третьей частями был такой длинный перерыв, потому что за это время я сам, в своей жизни, в своем отношении к жизни, к действительности, к нашей борьбе стал относиться гораздо более зрело, гораздо более углубленно.

    Тему трилогии «Хождение по мукам» можно определить так — это потерянная и возвращенная родина. Дело в том, что ощущение родины на рубеже первой мировой войны и даже в первую мировую войну в среде интеллигенции было ослаблено. И только за эти 25 лет новой жизни, и в особенности в преддверии ко второй мировой войне, стало вырисовываться перед каждым человеком глубокое ощущение связи, неразрывной связи со своей родной землей. Мы пришли к ощущению родины через глубокие страдания, через борьбу. Никогда на протяжении, может быть, целого века не было такого глубокого и острого ощущения родины, как сейчас. Всего этого я не мог бы понять в 1927 году, когда писал «Восемнадцатый год».

    «Хождение по мукам» — это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны.

    Сейчас уже печатается полностью в одном томе вся трилогия. Романы, составляющие трилогию, писались с большими интервалами. Нужно было их свести к единому стилю, многое переделать, многое лишнее выпустить, придать им стройность одной книги. Это была довольно сложная работа, и закончил я ее сравнительно недавно, полгода назад.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    public.wikireading.ru

    История создания и основная тема трилогии «Хождение по мукам» - GetSoch.net

    История создания и основная тема трилогии «Хождение по мукам» Сочинение на отлично

    Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме История создания и основная тема трилогии «Хождение по мукам»!!! =>>>

    Кадровые офицеры и генералы, несмотря на свое превосходство в военной выучке, а иногда и в численности войск, ничего не смогли сделать с, казалось, слабой Красной Армией. Руководитель белогвардейских частей, генерал Деникин, «который… начал верить в свое избрание свыше», вдруг потерпел сокрушительное поражение: «большевики, дышавшие на ладан, что-то такое сделали непонятное: в разгар сыпного тифа, острейшего голода и окончательной хозяйственной разрухи организовали мощное контрнаступление» (там же).

    Вадим Рощин, близко принимающий к сердцу все, что происходит в стране, не понимая сущности многих событий, с болью в душе говорит: «Великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие…». Как бы споря с Рощиным, Телегин придерживается иного мнения: «Великая Россия пропала!.. Уезд от нас останется,- и оттуда пойдет русская земля…». Иные позиции отстаивает восставший народ. За иную Россию он дерется. Большевик Василий Рублев считает: никто сейчас не спасет России, не спасет революции,- одна только власть… Понял? Сейчас нет ничего важнее нашей революции…». Именно эту мысль «вдалбливает» Рублев солдатам-дезертирам и Телегину. «Покуда гады кровь нашу пьют… Не успокоюсь!..» говорит матрос Семен Красильников, беспокоясь за судьбу Родины.

    Готовя в 1942 году «Хождение по мукам» к изданию в одной книге, Толстой в последний раз обращается к работе над трилогией: «Романы, составляющие трилогию, писались с большими интервалами. Нужно было их свести к единому стилю, многое переделать, многое лишнее выпустить, придать им стройность одной книги». Сам Толстой, определяя свое отношение к трилогии, Говорил: «Хождение по мукам» — это… ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны».

    Главным героем эпопеи является народ, который участвует в исторических событиях. Содержание трилогии «Хождение по мукам» огромно, в ней рассказано о важнейших, переломных событиях в жизни России и даже шире — в жизни всего человечества. Произведение густо «населено», оно поражает разнообразием и яркостью типов людей, мастерством лепки характеров. Писатель наряду с многоплановым изображением исторической действительности, грандиозных классовых битв рисует становление и развитие человеческих характеров в процессе их участия в революционных событиях.

    В «Сестрах» изображению прогрессивных сил России уделено очень мало места и внимания. И все же уже здесь возникают мысли о другой России, которые высказываются людьми, весьма далекими от жизни народа и не понимающими ее.  Толстой показывает, как в классовых боях гражданской войны мужала Красная Армия, закалялись и крепли в сознании своей правоты бойцы и командиры, как вместе с армией в борьбу с белогвардейцами вступал весь трудовой люд, как дисциплинировалась Красная Армия.

    Толстой считал, что для того «чтобы воссоздать художественно нашу эпоху,- ее задачи, поднимающие рабочие массы на борьбу и строительство, своеобразие ее классовой борьбы, человеческие характеры и прочее и прочее,- нужно взять ее во всей исторической перспективе. Сегодняшний день — в его законченной характеристике — понятен только тогда, когда он становится звеном сложного исторического процесса».

    В наиболее значительных романах-эпопеях русской литературы, созданных М. Горьким, А. Толстым, М. Шолоховым, раскрывается «противостояние и перепутье истории и «частного человека», народа и личности, их драматическая встреча, горечь их противоборства и радость их единения»

     «Хождение по мукам» Толстого относится к жанру романа-эпопеи. Ученики уже изучали «Войну и мир» Толстого — классический образец романа-эпопеи и новейшей литературе. Однако при изучении «Хождения по мукам» следует им напомнить об особенностях жанра эпопеи (можно спросить, кто из них помнит, что собою представляет роман-эпопея), расширить их представления об этом жанре, закрепить их знания и обратить внимание на особенности эпопеи в литературе социалистического реализма. Следует напомнить определение «романа-эпопеи» из «Словаря литературоведческих терминов» и «Краткой литературной энциклопедии».

    Ни в каком другом русском романе не называется так часто имя России, как в «Хождении по мукам». О России постоянно думает автор, о ее судьбе рассуждают герои. Судьбами России озабочены все — от простого солдата до руководителя страны. «Дыхание ее измученной, но титанической груди»  определяет поведение, поступки и судьбы всех героев. Высказывания о Родине и русском народе автора и героев трилогии часто противоположны друг другу. Это зависит от времени, от классовых позиций, идейных убеждений.

    «Основной чертой современной эпопеи… является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс… Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя характеристика мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности». В «Краткой литературной энциклопедии» указывается, что в романе-эпопее социалистического реализма появилось «новое качество жанрового содержания. Оно заключается в том, что становление характеров главных героев происходит не просто в связи, но на основе их положительного активного участия в исторически прогрессивных и революционных событиях».

    Либералы, собравшись для обсуждения вопроса, какую позицию им следует занять по отношению к царскому правительству в связи с начавшейся войной, запросто предают интересы народа, сверстав очередной номер газеты с заголовком: «Отечество в опасности. К оружию!» Их «оппозиция царской власти» проявилась только в том, что «к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром», «так как вчера законом спиртные напитки были запрещены».

    Этим, конечно, не ограничивается пестрая картина русской жизни революционной эпохи. Образы милой комсомолки Маруси, подполковника Тетькина, украинского партизана Пьявки, белозубого парня, вместе с Дашей слушавшего выступление Горького на заводе, «батьки Махно», его подручного Левки Задова, Алексея Красильникова, жадной красавицы Матрены, деда Афанасия, спекулянта Паприкаки, бойкого иностранца Матте, Мамонта Дальского, анархиста Жадова, Бориса Савинкова, контрреволюционного атамана Дутова и др. каждый по-своему дополняет ее.

    После гибели Корнилова Добровольческую армию возглавил Деникин. Из всех руководителей контрреволюции ему в трилогии уделено больше всего внимания. Масштабы деятельности Добровольческой армии при Деникине настолько возросли, что она составила огромную опасность для самого существования молодой республики. И все же иронический оттенок в описании Деникина вполне обоснован.  А. Толстой убедительно показывает, что белогвардейцы представляли собой огромную, смертельную опасность для русской республики.

    Сочинение опубликовано: 31.12.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

    История создания и основная тема трилогии «Хождение по мукам»

    www.getsoch.net

    «"Вновь найденная родина" (по трилогии "Хождение по мукам")»

    Сочинение

    Алексей Николаевич Толстой — один из интереснейших художников двадцатого века. Свое крупнейшее произведение — трилогию “Хождение по мукам” он стал писать в двадцатые годы, находясь в эмиграции. С думами о Родине он начал свой роман “Сестры”, первую часть трилогии. Трагическое ощущение утраченной родины — один из важнейших мотивов романа “Сестры”. Это исповедь художника перед самим собой, перед судом своего народа. В основе сюжета — судьба сестер Булавиных, Екатерины Дмитриевны и Даши, история их любви, радостей и огорчений. В их поэтических образах отражены самые светлые стороны человеческой души, раскрывающейся навстречу счастью. Философия личного счастья дана в романе в любви Кати к офицеру Рощину и Даши — к инженеру Телегину. Но вот в их маленький эгоистический мирок входят события крупного, исторического масштаба — первая мировая война и начало революции, — те события, которые опрокинули вместе со всем привычным укладом буржуазного существования и собственные представления героев о смысле жизни. Толстой отчетливо показывает духовный крах русской интеллигенции, оторванной от интересов народа, в образах адвоката Смоковникова и поэта Бессонова, историческую обреченность всей старой России, ее враждебных народу классов с их упадком в культуре и искусстве. Революционная буря развеяла по земле, как сухие листья, эту “умственную аристократию страны”, приверженцев религиозно-философских доктрин и завсегдатаев загородных ресторанов. “...И вот, среди летящего праха и грохота рушащегося храма, два человека, Иван Ильич и Даша в радостном безумии любви, наперекор всему, пожелали быть счастливыми”. Верно ли это? — спрашивает писатель. И всем дальнейшим развитием романа он утверждает, что счастье может быть полноценным только тогда, когда в нем воплощено честное служение своей родине и вера в ее будущее. Это еще не те новые убеждения Телегина, какие сложатся у него в поисках своего места в борьбе революционного народа, но правильные мысли возникают у Ивана Ильича на войне и на петроградском заводе. “Васька Рублев — вот кто революция...” — говорит однажды Телегин об одном из передовых рабочих, выведенных в первой книге трилогии. Среди представителей народа, простых людей ищет Толстой своих положительных героев. Рощин же думает вначале, что его “великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие”. Он уверен, что “пройдут годы, утихнут войны, отшумят революции, и нетленным останется одно только кроткое, нежное сердце” его Кати, и снова наступит мир без тревог и борьбы. Но утратив свои прежние представления о родине, герои Толстого обретут новые. Какие они — не знал еще и сам писатель. Главное — в них есть вера в Россию, ее величие и силу. Телегин с гордостью утверждает, как бы полемизируя с Рощиным: “Великая Россия пропала! Уезд от нас останется,— и оттуда пойдет русская земля...” В 1927 году писатель приступил ко второму роману трилогии “Хождение по мукам” — “Восемнадцатый год”. Новый роман выдвигал на первый план идею счастья народа и родины как символ высшей исторической справедливости. События революции становятся центром романа. В том, как органически сливается судьба основных героев этого произведения с судьбой родины и народа, как широко раздвигаются рамки изображения самих революционных событий, сказывается новый размах эпического дарования А. Толстого. Сквозь бурный 1918 год проходят герои писателя, преображаясь в благодатной грозе революции. Находит свое место в рядах народа инженер Иван Ильич Телегин, глубоко уверовавший в слова питерского рабочего Василия Рублева, что Россию спасет одна только советская власть и что “сейчас нет ничего на свете важнее нашей революции”. Приходит к правде народа, правде Телегина, мятущаяся Даша, которая говорит однажды своему отцу, что “если все большевики такие, как Телегин... стало быть, большевики правы”. Всем своим нежным и кротким сердцем ощущает величие совершающегося Екатерина Дмитриевна Булавина. И только Рощин плутает звериными тропами врага революции, связав свою судьбу с белой армией. Лишь после того, как Рощин поймет, что великое будущее России — в народе, а не в разложившемся корниловско-деникинском воинстве, он найдет в себе мужество порвать с контрреволюцией и начать новую жизнь. Наступит раскаяние, а с ним и очищение. В широких эпическихмасштабах и развернутых картинах показывает Толстой жизнь в восемнадцатом году. В тридцатые годы писатель работал над романом “Хмурое утро”, которым завершилась трилогия “Хождение по мукам” — это художественная летопись революционного обновления России. Трилогия писалась больше двадцати лет. Толстой считал ее основным произведением во всем своем творчестве. Писатель говорил, что тема трилогии — “потерянная и возвращенная родина”. “Хождение по мукам” — “это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны”. Через “глубокие страдания, через борьбу” пришел он к этому ощущению вместе со своими героями. Герои Толстого уверены, что мир должен и может быть перестроен ими для добра. Разными путями они пришли к этому, встретившись новыми людьми в конце романа. Знаменательно, что Толстой заканчивает свой роман взволнованными патриотическими словами того своего героя, чей путь к новой Родине был особенно сложным и противоречивым,— словами Рошина. Слушая доклад, он говорит Кате: “Ты понимаешь — какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки... Мир будет нами перестраиваться для добра... Все в этом зале готовы отдать за это жизнь... Это не вымысел,— они тебе покажут шрамы и синеватые пятна от пуль... И это — на моей Родине, и это — Россия...” Лучшие свои творческие силы отдал А. Толстой созданию трилогии.

    Другие сочинения по этому произведению

    Интеллигенция и революция в романе А.Толстого "Хождение по мукам" Сравнительная характеристика образа Рощина и Телегина в трилогии «Хождение по мукам» Образ Телегина в трилогии «Хождение по мукам» Женские образы трилогии «Хождение по мукам» Как создавалась трилогия «Хождение по мукам» Тема судеб России в трилогии «Хождение по мукам» Изложение трилогии «Хождение по мукам» История создания и основная тема трилогии «Хождение по мукам»

    www.allsoch.ru

    История создания и основная тема трилогии «Хождение по мукам»

    1

    Кадровые офицеры и генералы, несмотря на свое превосходство в военной выучке, а иногда и в численности войск, ничего не смогли сделать с, казалось, слабой Красной Армией. Руководитель белогвардейских частей, генерал Деникин, «который: начал верить в свое избрание свыше», вдруг потерпел сокрушительное поражение: «большевики, дышавшие на ладан, что-то такое сделали непонятное: в разгар сыпного тифа, острейшего голода и окончательной хозяйственной разрухи организовали мощное контрнаступление» там же.

    Вадим Рощин, близко принимающий к сердцу все, что происходит в стране, не понимая сущности многих событий, с болью в душе говорит: «Великая Россия перестала существовать с той минуты, когда народ бросил оружие:». Как бы споря с Рощиным, Телегин придерживается иного мнения: «Великая Россия пропала!.. Уезд от нас останется,- и оттуда пойдет русская земля:». Иные позиции отстаивает восставший народ. За иную Россию он дерется. Большевик Василий Рублев считает: никто сейчас не спасет России, не спасет революции,- одна только власть: Понял? Сейчас нет ничего важнее нашей революции:». Именно эту мысль «вдалбливает» Рублев солдатам-дезертирам и Телегину. «Покуда гады кровь нашу пьют: Не успокоюсь!..» говорит матрос Семен Красильников, беспокоясь за судьбу Родины.

    Готовя в 1942 году «Хождение по мукам» к изданию в одной книге, Толстой в последний раз обращается к работе над трилогией: «Романы, составляющие трилогию, писались с большими интервалами. Нужно было их свести к единому стилю, многое переделать, многое лишнее выпустить, придать им стройность одной книги». Сам Толстой, определяя свое отношение к трилогии, Говорил: «Хождение по мукам» - это: ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны».

    Главным героем эпопеи является народ, который участвует в исторических событиях. Содержание трилогии «Хождение по мукам» огромно, в ней рассказано о важнейших, переломных событиях в жизни России и даже шире - в жизни всего человечества. Произведение густо «населено», оно поражает разнообразием и яркостью типов людей, мастерством лепки характеров. Писатель наряду с многоплановым изображением исторической действительности, грандиозных классовых битв рисует становление и развитие человеческих характеров в процессе их участия в революционных событиях.

    В «Сестрах» изображению прогрессивных сил России уделено очень мало места и внимания. И все же уже здесь возникают мысли о другой России, которые высказываются людьми, весьма далекими от жизни народа и не понимающими ее. Толстой показывает, как в классовых боях гражданской войны мужала Красная Армия, закалялись и крепли в сознании своей правоты бойцы и командиры, как вместе с армией в борьбу с белогвардейцами вступал весь трудовой люд, как дисциплинировалась Красная Армия.

    Толстой считал, что для того «чтобы воссоздать художественно нашу эпоху,- ее задачи, поднимающие рабочие массы на борьбу и строительство, своеобразие ее классовой борьбы, человеческие характеры и прочее и прочее,- нужно взять ее во всей исторической перспективе. Сегодняшний день - в его законченной характеристике - понятен только тогда, когда он становится звеном сложного исторического процесса».

    В наиболее значительных романах-эпопеях русской литературы, созданных М. Горьким, А. Толстым, М. Шолоховым, раскрывается «противостояние и перепутье истории и «частного человека», народа и личности, их драматическая встреча, горечь их противоборства и радость их единения»

    «Хождение по мукам» Толстого относится к жанру романа-эпопеи. Ученики уже изучали «Войну и мир» Толстого - классический образец романа-эпопеи и новейшей литературе. Однако при изучении «Хождения по мукам» следует им напомнить об особенностях жанра эпопеи можно спросить, кто из них помнит, что собою представляет роман-эпопея, расширить их представления об этом жанре, закрепить их знания и обратить внимание на особенности эпопеи в литературе социалистического реализма. Следует напомнить определение «романа-эпопеи» из «Словаря литературоведческих терминов» и «Краткой литературной энциклопедии».

    Ни в каком другом русском романе не называется так часто имя России, как в «Хождении по мукам». О России постоянно думает автор, о ее судьбе рассуждают герои. Судьбами России озабочены все - от простого солдата до руководителя страны. «Дыхание ее измученной, но титанической груди» определяет поведение, поступки и судьбы всех героев. Высказывания о Родине и русском народе автора и героев трилогии часто противоположны друг другу. Это зависит от времени, от классовых позиций, идейных убеждений.

    «Основной чертой современной эпопеи: является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс: Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя характеристика мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности». В «Краткой литературной энциклопедии» указывается, что в романе-эпопее социалистического реализма появилось «новое качество жанрового содержания. Оно заключается в том, что становление характеров главных героев происходит не просто в связи, но на основе их положительного активного участия в исторически прогрессивных и революционных событиях».

    Либералы, собравшись для обсуждения вопроса, какую позицию им следует занять по отношению к царскому правительству в связи с начавшейся войной, запросто предают интересы народа, сверстав очередной номер газеты с заголовком: «Отечество в опасности. К оружию!» Их «оппозиция царской власти» проявилась только в том, что «к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром», «так как вчера законом спиртные напитки были запрещены».

    Этим, конечно, не ограничивается пестрая картина русской жизни революционной эпохи. Образы милой комсомолки уси, подполковника Тетькина, украинского партизана Пьявки, белозубого парня, вместе с Дашей слушавшего выступление Горького на заводе, «батьки Махно», его подручного Левки Задова, Алексея Красильникова, жадной красавицы Матрены, деда Афанасия, спекулянта Паприкаки, бойкого иностранца Матте, Мамонта Дальского, анархиста Жадова, Бориса Савинкова, контрреволюционного атамана Дутова и др. каждый по-своему дополняет ее.

    После гибели Корнилова Добровольческую армию возглавил Деникин. Из всех руководителей контрреволюции ему в трилогии уделено больше всего внимания. Масштабы деятельности Добровольческой армии при Деникине настолько возросли, что она составила огромную опасность для самого существования молодой республики. И все же иронический оттенок в описании Деникина вполне обоснован. А. Толстой убедительно показывает, что белогвардейцы представляли собой огромную, смертельную опасность для русской республики.

    www.rlspace.com


    Смотрите также

     
     
    Пример видео 3
    Пример видео 2
    Пример видео 6
    Пример видео 1
    Пример видео 5
    Пример видео 4
    Как нас найти

    Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

    Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
    +7 (48235) 56-817
    Электронная почта: [email protected]
    Закрыть
    Сообщение об ошибке
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки: .

    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте:
    Отправить captcha
    Введите код: *