Вернуться к оглавлению обзора: "Допустимый уровень шума в квартире. Измерение, ответственность. Судебная практика"
Допустимый уровень шума - это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму (п. 3.4 СН 2.2.4/2.1.8.562-96).
Согласно п. 6.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки следует принимать по таблице 3 (приложение к СН), согласно которой в жилых комнатах квартир эквивалентные и максимальные уровни звука:
Аналогичные показатели допустимости уровня звукового давления указаны в Приложение N 3 к СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64
О максимально допустимых уровнях звука в комнатах квартир указывается и в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в п. 26 которого указано:
В жилом помещении допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентные и максимальные уровни звука и проникающего шума должны соответствовать значениям, установленным в действующих нормативных правовых актах, и не превышать максимально допустимого уровня звука в комнатах и квартирах в дневное время суток 55 дБ, в ночное - 45 дБ. При этом допустимые уровни шума, создаваемого в жилых помещениях системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, должны быть ниже на 5 дБА указанных уровней в дневное и ночное время суток.
Уровни звукового давления в октавных полосах частот в дБ, уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА для шума, создаваемого в помещениях и на территориях, прилегающих к зданиям, системами кондиционирования воздуха, воздушного отопления и вентиляции и другим инженерно-технологическим оборудованием самого здания, следует принимать на 5 дБА ниже (поправка = минус (-) 5 дБА), указанных в приложении 3 к настоящим санитарным правилам (поправку для тонального и импульсного шума в этом случае принимать не следует) (пункт 6.1.3. СанПиН 2.1.2.2645-10).
Например, производится измерение (в ночное время) уровня шума, создаваемого работой лифта, либо системой вентиляции, кондиционирования, отопления и проч. Шумомер показал значение в 29 дБА эквивалентного уровня звука (при допустимом 30 дБА, согласно приложению 3 к СанПиН 2.1.2.2645-10). Превышение или нет?
Исходя из положения п. 6.1.3. СанПиН 2.1.2.2645-10, уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА, следует принимать на 5 дБА ниже, соответственно, допустимым уровнем звука будет являться 25 дБА, т.е. налицо превышение допустимого уровня звука.
Порядок, процедура измерения уровня шума предусмотрена Методическими указаниями. МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях", утвержденными Роспотребнадзором 05.04.2007 года (далее – МУК).
Несведущего в технических вопросах гражданина вряд ли заинтересуют сложные формулы для расчета показателей уровня шума, а вот некоторые общие правила определения шумового влияния разных источников понять не сложно. Нередко из-за их несоблюдения результаты измерений впоследствии отвергаются судом как доказательства, не являющиеся достоверными.
Пожалуй, главным условием для правильной оценки шумового влияния различных источников, является учет влияния фонового шума. Фоновый шум в некоторых случаях может даже превышать шум оборудования, находящегося в доме и не учитывать данный фактор нельзя.
Предписание Роспотребнадзора о снижении уровня шума магазина признано судом незаконным
Управлением Роспотребнадзора Обществу выдано предписание о необходимости в своей деятельностью (работой магазина на первом этаже жилого дома) не ухудшать условия проживания людей в жилом доме: провести мероприятия по снижению уровня шума от работы холодильного оборудования торгового зала, холодильных камер, компрессора.. продовольственного магазина.
Общество не согласилось с указанным предписанием, обжаловало его в суд.
Суд отказал в признании предписания незаконным по следующим основаниям.
Как следует из экспертного заключения, при работе оборудования магазина превышены предельно допустимые уровни звукового давления.
Вместе с тем, заключение эксперта и его показания являются неполными.
В заключении не указано, куда выходят окна этого помещения (во двор, на дорогу), наличие или отсутствие иных источников шума, и периодичность замеров в указанные в заключении периоды времени.
Окна жилого помещения квартиры выходят на проезжую часть, где также располагаются трамвайные пути, в непосредственной близости находятся: парковка автомобилей, киоски, АЗС; на пятом этаже установлен кондиционер. Однако уровень шума от указанных объектов из материалов дела установить не представляется возможным (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2014 г. по делу N А45-22660/2013)
Об учете влияния фонового шума см. таблицу 1 Методических указаний, п.п. 2.7. – 2.16 МУК.
Заключение специалиста о превышении уровней шума в отсутствии измерений фонового шума свидетельствует о существенном нарушении требований МУК, о чем свидетельствует и судебная практика
Например, предписание административного органа признано недействительным по следующим основаниям: суд апелляционной инстанции указал, что при измерении уровня шума допущены нарушения методических указаний "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. МУК 4.3.2194-07", утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 05.04.2007.
В силу пункта 2.6 названных методических указаний измерение шумового влияния оборудования надлежало провести сначала при включенной системе котельной, а затем в тех же точках при выключенной (измерение фонового шума).
В кассационной жалобе управления отсутствуют доводы о том, что проведенное измерение шума соответствует методическим указаниям, разработанным Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что административный орган не доказал превышение шума в указанном жилом доме от работы котельной (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.09.2013 по делу N А32-21997/2012)
Отдельно хотелось бы обратить внимание на следующие положения.
Как понимать положение МУК: "Если разность между измеренным и фоновым уровнем шума менее 3 дБА, то использовать результат измерения недопустимо"?
В том случае, когда измеряется уровень шума в квартире жилого дома, расположенного в черте большого города, то фоновый уровень шума будет существенным, особенно, если речь идет о доме расположенном вдоль центральных улиц и магистралей. Кроме того, фоновый шум складывается из множества других разночастотных звуков, не всегда отчетливо различимых человеческим ухом. Это функционирование и жизнедеятельность города: все виды транспорта, работа оборудования как в близлежащих домах и предприятиях, так и удаленных, шум, вызванный действиями человека, природными явлениями, животными, птицами и т.д. Совокупность всего этого составляет фоновый шум.
Приведем пример. Жильцы жалуются на шум, излучаемый оборудолванием, находящимся внутри дома, а именно, систем принудительной вентиляции, используемой ООО для функционирования кафе и магазина.
Учитываем, что согласно п. 2.11 МУК, если источник шума располагается внутри здания, при проведении измерения в помещении окна и двери помещений должны быть закрыты.
Закрываем окна и двери. Проводим измерения. Для дневного времени суток допустимые значения уровня шума не превышены, а вот для ночного времени суток шумомер показал значение 29 дБА эквивалентного уровня звука (что больше допустимых 25 дБА согласно пункта 6.1.3. СанПиН 2.1.2.2645-10.
Измеряем фоновый уровень шума. Для этого отключаем систему принудительной вентиляции. Шумомер показал 27 дБА. То есть, разность между измеренным и фоновым уровнем шума составила менее 3 дБ, а значит, использовать результат измерения недопустимо.
В п. 2.7. МУК указано, что измерения шума следует проводить не менее чем в трех точках, не ближе 1 м от стен и не ближе 1,5 м от окон помещений на высоте 1,2 - 1,5 м от уровня пола.
При этом, согласно п. 2.10 МУК, во время измерений в помещениях должны быть выключены радио- и телевизионные приемники и другое оборудование, создающее посторонний шум.
Измерения уровня шума проводят отдельно в дневное и ночное время (п. 2.15 МУК).
Полагаем, что измерения в кухне не дадут объективный результат по следующим основаниям.
Как правило, в кухнях жилых домов проходят стояки холодного, горячего водоснабжения, канализации, отключение которых невозможно по определению. Полагаем, что проведение измерения на кухне (при наличии другой комнаты или комнат) не основан на требованиях вышеуказанного п. 2.10 МУК, тем более учитывая, что в ночное время граждане в большинстве своем находятся в спальной комнате (если измерения проводятся в ночное время).
Более того, в кухне, как правило, расположена бытовая техника: как минимум, холодильник (является основным источником шума не только в кухне, но, нередко и во всей квартире), как максимум, еще несколько единиц бытовой техники, которая даже в режиме «ожидания» (подключенная к электросети) излучает шум.
В протоколе измерения должны содержаться сведения об отключении перед проведением измерений всей бытовой техники, находящейся в помещениях.
Также в протоколе измерений шума обязательно должны присутствовать сведения о положении окон и дверей в момент проведения замеров (например, что окна и двери были закрыты, если источник шума располагается внутри здания).
Итак, представим, что жильцы квартир жилого дома жалуются на превышение шума в их квартирах от работы оборудования. При этом, в доме функционирует и, соответственно, «шумит» самое разное оборудование. Это и система вентиляции и наружные блоки кондиционеров, и система отопления и лифты и, может быть, что-то еще.
Следует определить какое именно оборудование создает дискомфорт жильцам дома и только потом уже суд по искам жильцом обяжет его либо демонтировать, либо провести шумоизоляцию.
На этот счет есть указания в МУК 4.3.2194-07.
Согласно п.п. 1.8. 1.9. указанных Методических указаний, оценка уровня шума на соответствие гигиеническим нормативам проводится с учетом всех источников шума, оказывающих воздействие на помещение или территорию. При этом применяются требования, учитывающие особенности оценки шума отдельных источников, установленные настоящими методическими указаниями… Для оценки вклада отдельных источников шума в общую акустическую обстановку необходимо проводить измерения уровня звука (звукового давления), последовательно включая или исключая отдельные источники шума.
Согласно п. 1.13 Методических указаний микрофон шумомера должен быть направлен в сторону основного источника шума и удален не менее чем на 0,5 м от человека, проводящего измерения.
Из протокола измерений шума может следовать, что использовались, к примеру, анализатор шума и вибрации «Ассистент Тотал» и рулетка металлическая. А ссылка на использование штатива в протоколе отсутствует. То есть, при проведении измерений, анализатор шума и вибрации находился у эксперта в руке (по крайней мере предположить иное затруднительно).
Между тем, данное обстоятельство также влияет на полученные при измерениях величины.
Например, признавая протокол измерений шума ненадлежащим доказательством, суд указал, что «ссылка на то, что при измерении уровня шума применение штатива не является обязательным, поскольку это не предусмотрено Методическими указаниями, подлежит отклонению, т.к. принципиальным является не наличие (отсутствие) штатива при измерении, а расстояние от шумомера до тела человека, производящего замеры, поскольку акустические волны, отраженные от плоскости груди, могут наложиться на мембрану микрофона шумомера и тем самым создать дополнительное звуковое давление, искажающее результаты измерения.
В данном случае, Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области не представлено доказательств того, что в отсутствии штатива лицо, проводящее замеры шума, соблюдало установленную Методическими указаниями дистанцию 0,5 м». (Решение Оренбургского областного суда от 01.11.2012 по делу N 12-165-2012)
Отсутствие в протоколе измерений шума сведений о компетенции проводящих измерения специалистов, является дополнительным основанием для сомнений в достоверности доказательства. На это также обращают внимание суды.
Например, приходя к выводу о том, что протокол измерений уровней шума не является достоверным доказательством, суд сослался на то, что измерения шума от строительных площадок проводились без учета общего фона, а также указал, что «в протоколе измерений отсутствуют сведения об эксперте, подписавшем его, его компетенции, стаже работы, сведения о том, прошел ли он соответствующую аттестацию» (Апелляционное определение Московского городского суда от 10.09.2013 по делу N 11-12342).
logos-pravo.ru
Часто в надзорные органы поступают обращения граждан, касающиеся ухудшения условий проживания, связанных с шумом, проникающим в квартиры. В основном граждане жалуются на шум от строительных, ремонтных или иных работ, проводящихся в ночное время, а также на шум, исходящий от систем инженерно-технического обеспечения зданий (система отопления, лифтовое оборудование, электрощитовые, которые находятся смежно с жилыми комнатами), систем вентиляции и оборудования, размещенного в нежилых помещениях.
Согласно п. 1.19. МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», процедура санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценки) не распространяется и измерения не проводятся в случаях, если шум обусловлен естественными или случайными явлениями, поведением людей, нарушениями ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры, игра на музыкальных инструментах, применение пиротехнических средств, громкая речь и пение, выполнение гражданами каких-либо бытовых работ, проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкое закрывание дверей при отсутствии доводчиков и т.п. Кроме того, в этот список входят подача звуковых сигналов, срабатывание звуковой охранной сигнализации, аварийно-спасательные и аварийно-ремонтные работы, работы по ликвидации последствий аварий и других чрезвычайных ситуаций, не носящие регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда, шум, обусловленный обычной жизнедеятельностью людей, проведением массовых мероприятий (митинги, уличные шествия, демонстрации и т.п.), а также проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий.
Заметим, что оценка и измерения уровней шума в жилых помещениях не проводятся по обращениям граждан, жалующихся на шум, если у них нет постоянной регистрации или прав собственности на жилье по соответствующему адресу либо при отсутствии у заявителей полномочий законных представителей.
Измеряется уровень шума в децибелах (дБ). За начальное значение 0 дБ принимается порог слышимости. Фактически же звук с порогом до 25 дБ человеческое ухо не слышит. Примеры:
- уровень шепота – от 25 до 30 децибел;
- шум в офисном помещении – от 35 до 45 дБ;
- громкий разговор или шум улицы – от 50 до 70 дБ.
Шум, доносящийся со строительной площадки и проникающий в окна жилого дома, не может превышать 55 дБ днем (с 7 утра до 23 часов вечера) и 45 дБ ночью (с 23.00 до 7.00). Без специальных приборов определить уровни звука, издаваемого стройплощадкой, невозможно, поэтому за помощью следует обратиться в государственные органы: Роспотребнадзор, прокуратуру, жилищную инспекцию и т.д.
Граждане имеют право на безопасные для здоровья быт, отдых и окружающую среду. Иными словами, застройщик при выполнении строительных работ обязан соблюдать санитарные правила и не нарушать покой граждан. В том случае, если ни вызов полиции, ни жалобы в государственные органы не смогли прекратить рьяную работу строителей в ночное время, остается один выход – собрать доказательства и направиться в суд с иском о возмещении морального вреда (а в некоторых случаях и материального ущерба). Тем более что законодательство устанавливает обязанность предприятий, учреждений и организаций возместить в установленном порядке работникам и гражданам вред, причиненный их здоровью вследствие нарушения санитарного законодательства, а именно предусмотрена защита населения от вредного влияния шума и иных физических факторов. Гражданским законодательством каждому гражданину предоставлено право взыскания компенсации за причинение физических и нравственных страданий. Всем известно, сон — это здоровье. У многих от бессонницы возникают проблемы с давлением и нервной системой. Все это – потенциальные доказательства ваших нравственных и физических страданий. Получили из-за рассеянности и невнимательности, вызванной бессонницей, выговор на работе – сохраните копию приказа, ею вы сможете доказать факт причинения нравственных страданий. Поднялось давление – вызовите скорую и не забудьте справочку с возможной причиной ухудшения самочувствия, такой документ станет доказательством физических страданий. Чем больше подобных бумаг вы сможете собрать, тем больше вероятность получить компенсацию морального вреда в более или менее приемлемом размере. Помните, что в гражданском судопроизводстве бремя доказывания лежит на сторонах, поэтому сумма компенсации будет зависеть лишь от того, насколько вы ее сможете обосновать в суде. Что касается материального ущерба, то все чеки от приобретенных (лучше всего по рецепту врача) лекарств, спасающих от давления или от бессонницы, необходимо сохранить и приобщить в качестве доказательств ваших расходов на лечение и пр. Необходимыми доказательствами для вас будут и протоколы, составленные сотрудниками ОВД, которые безапелляционно подтвердят факт нарушения общественного порядка; это может быть копия жалобы в Роспотребнадзор, прокуратуру, жилищную инспекцию и т.д. Кстати, упомянутые жалобы лучше было бы составлять коллективно и направлять по почте заказным письмом с уведомлением, т.к. уведомление о доставке письма станет неопровержимым доказательством того, что вы действительно обращались в органы за помощью.
Подытоживая средства борьбы с ночными строителями, можно выделить следующие этапы:
1) вызов сотрудников полиции общественной безопасности;
2) коллективная жалоба в городскую (районную) администрацию, жалоба в Роспотребнадзор, в прокуратуру, жилищную инспекцию и пр.;
3) сбор доказательств для возможного иска;
4) подача искового заявления в суд.
Главное – бороться, ибо под лежачий камень, как известно, вода не течет.
39.rospotrebnadzor.ru
Допустимые уровни в некоторых жилых и общественных зданиях приведены ниже в таблице
Комнаты в жилых помещениях, квартирах, домах отдыха, детских дошкольных учреждений и школах-интернатах | 40 | 30 |
Палаты в больницах и операционных комнатах | 35 | 25 |
Помещения в общеобразовательных школах | 40 | --- |
Комнаты в общежитиях и номера в гостиницах | 45 | 35 |
Залы столовых, кафе, ресторанов | 55 | --- |
63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 |
59 | 48 | 40 | 34 | 30 | 27 | 25 | 23 |
63 | 52 | 45 | 39 | 35 | 32 | 30 | 28 |
Согласно государственному стандарту измерение уровней звука выполняется предназначенными аппаратами — шумомерами, автоматическими устройствами, или специальными измерительными системами. А результаты измерений классифицируются на точные и ориентировочные. Для установления оценки непостоянного шума в общественных и жилых зданиях, а также на селитебной территории измерения показателей проводится непрерывно днем — в течение 8 ч, а ночью, в наиболее шумные периоды суток, — в течение 0,5 ч.
buildercamp.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»