Земля без хлеба. Земля без хлеба


Земля без хлеба Википедия

«Лас-Урдес. Земля без хлеба» (исп.  Las Hurdes, tierra sin pan) — документальный фильм испанского режиссёра Луиса Бунюэля, снятый в 1933 году. В фильме Бунюэль представил радикальную картину упадка области Лас-Урдес (провинция Эстремадура на юго-западе страны).

Сюжет

Фильм начинается с краткого комментария, сообщающего, что Лас-Урдес — это земля, где люди ведут постоянную борьбу за существование, а первая дорога, связывающая регион с внешним миром, появилась в 1922 году. Затем следует краткий рассказ о городке Ла-Альберка, не входящем в Лас-Урдес. В фильме показано традиционное состязание Ла-Альберки, в ходе которого юноши должны на полном скаку оторвать голову подвешенному за ноги петуху.

После этого повествование переходит непосредственно к Лас-Урдес. Представление Лас-Урдес Бунюэль начинает с рассказа о долине Лас-Батуэкас и развалинах монастыря. Затем он меняет тон и, начиная с этого момента, под аккомпанемент Четвёртой симфонии Брамса перед зрителем одна за другой проходят картины нищеты и отчаяния, в которых живут обитатели Лас-Урдес, страдающие от недоедания и болезней. Воду из местной речки пьют одновременно дети и свиньи, и в ней же стирают белье. Многие дети из местной школы — сироты из приюта в соседнем городе, которых берут на воспитание, чтобы получать плату за их содержание. В другой деревне из-за недоедания многие жители страдают зобом (в кадре показана женщина с характерным увеличением на горле). Несколькими сценками Бунюэль проводит параллели между обыденностью смерти людей и животных в Лас-Урдес[1]. В последних сценах фильма Бунюэль показывает трех идиотов (комментарий сообщает, что они нередки в Лас-Урдес из-за нищеты, голода и инцеста), похороны девочки, гроб которой нужно несколько дней нести и сплавлять по реке до ближайшего кладбища, и бедную обстановку домов местных жителей.

Фильм заканчивается двумя перекликающимися фразами. Первую произносит беззубая старуха: «Ничто не помогает жить так, как мысль о смерти». Вторая — это авторский комментарий Бунюэля: «После двух месяцев, проведённых в Лас-Урдес, мы оставили эту область». Комментарий намекает на то, что так же Лас-Урдес бросило и правительство страны[2].

История создания

Горная область Лас-Урдес к началу 1930-х годов считалась символом отсталости Испании. Бедность местных крестьян живописала пресса, а в 1927 году работу о регионе опубликовал французский испанист Морис Лежандр. Именно Лежандр вдохновил Бунюэля на создание фильма[3].

В 1932 году группа сюрреалистов, в которую входил Бунюэль, распалась из-за политических разногласий. Бунюэль, Андре Бретон, Луи Арагон, будущий соавтор сценария «Лас-Урдес» Пьер Уник и некоторые другие сюрреалисты имели левые взгляды и рассматривали сюрреализм как способ преобразования общества[4]. Новым фильмом Бунюэль рассчитывал так же шокировать публику, как ему это удалось сделать «Андалузским псом» и «Золотым веком», и в этом смысле режиссёр тоже считал его сюрреалистическим произведением. Съёмки профинансировали испанские анархисты, которые были заинтересованы в том, чтобы привлечь внимание к бедственному положению эстремадурских крестьян. По словам Бунюэля, деньги на фильм дал Рамон Асин, выигравший их в лотерею. К левому движению принадлежали помощник режиссёра Рафаэль Санчес Вентура и оператор Эли Лотар[5].

Бунюэль впервые показал «Землю без хлеба» в декабре 1933 года на частном мероприятии в мадридском паласио де ла Пренса, лично озвучивая авторский текст. Публика, включавшая многих мадридских интеллектуалов, встретила фильм довольно прохладно[6]. Вскоре фильм запретило правое правительство Второй республики. Запрет был снят после прихода к власти Народного фронта, но последующее начало Гражданской войны и победа Франко сделали выход фильма в Испании невозможным. Уже в 1936 году появились английская и французская звуковые дорожки, но иностранный прокат сопровождался цензурными ограничениями. Впервые полная версия фильма была продемонстрирована в 1965 году[5].

Темы и художественные особенности

Режиссёр и критик Адонис Киру заметил, что «Земля без хлеба» построена на повторении одной и той же схемы: автор сообщает зрителю какую-то шокирующую информацию, затем добавляет что-то, зароняющее зерно надежды на лучшее, но потом уничтожает эту надежду. Таким образом у зрителя создается впечатление, что жители Лас-Урдес существуют в постоянной борьбе за лучшую жизнь, но не могут вырваться из порочного круга бедности[7].

Бунюэль всю свою жизнь был последовательным критиком религии и церкви, и «Земля без хлеба» не стала исключением. По фильму разбросаны как будто бы случайные намеки на роль религии в истории региона: богато убранная церковь, развалины монастыря кармелитов, надпись над входом в дом. Всё это должно навести зрителя на мысль, что судьбы жителей многие годы были связаны с церковью, которая теперь их бросила[8].

Несколько сцен в фильме были не документальной хроникой, но постановкой. Так, для сцены с падением козы с крутой скалы коза была застрелена (в кадре виден дым от выстрела). Для того чтобы в ещё одном эпизоде изобразить нападение пчёл на осла, режиссёр использовал больное животное, которое обмазали мёдом. Наконец, показанный в фильме младенец был не мёртвым, а просто спящим[6][9]. Гвинн Эдвардс считает, что постановочные сцены были добавлены в первую очередь для экономии и наглядности, так как положение крестьян в Лас-Урдес в целом было именно таким, каким оно показано в фильме[6].

Влияние

Фильм Бунюэля сделал область Лас-Урдес широко известной не только в Испании, но и в мире и во многом определил её образ. Современные жители Лас-Урдес считают фильм своего рода «чёрной легендой»[9].

Примечания

  1. ↑ Edwards, 2005, p. 42.
  2. ↑ Edwards, 2005, pp. 44-44.
  3. ↑ Edwards, 2005, pp. 38-39.
  4. ↑ Edwards, 2005, p. 38.
  5. ↑ 1 2 Edwards, 2005, p. 39.
  6. ↑ 1 2 3 Edwards, 2005, p. 44.
  7. ↑ Durgnat, 1977, pp. 58-59.
  8. ↑ Edwards, 2005, p. 45.
  9. ↑ 1 2 McNab, G. Bunuel and the land that never was. The Guardian (9 сентября 2000). Проверено 28 декабря 2014.

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Земля без хлеба — Википедия

«Лас-Урдес. Земля без хлеба» (исп.  Las Hurdes, tierra sin pan) — документальный фильм испанского режиссёра Луиса Бунюэля, снятый в 1933 году. В фильме Бунюэль представил радикальную картину упадка области Лас-Урдес (провинция Эстремадура на юго-западе страны).

Фильм начинается с краткого комментария, сообщающего, что Лас-Урдес — это земля, где люди ведут постоянную борьбу за существование, а первая дорога, связывающая регион с внешним миром, появилась в 1922 году. Затем следует краткий рассказ о городке Ла-Альберка, не входящем в Лас-Урдес. В фильме показано традиционное состязание Ла-Альберки, в ходе которого юноши должны на полном скаку оторвать голову подвешенному за ноги петуху.

После этого повествование переходит непосредственно к Лас-Урдес. Представление Лас-Урдес Бунюэль начинает с рассказа о долине Лас-Батуэкас и развалинах монастыря. Затем он меняет тон и, начиная с этого момента, под аккомпанемент Четвёртой симфонии Брамса перед зрителем одна за другой проходят картины нищеты и отчаяния, в которых живут обитатели Лас-Урдес, страдающие от недоедания и болезней. Воду из местной речки пьют одновременно дети и свиньи, и в ней же стирают белье. Многие дети из местной школы — сироты из приюта в соседнем городе, которых берут на воспитание, чтобы получать плату за их содержание. В другой деревне из-за недоедания многие жители страдают зобом (в кадре показана женщина с характерным увеличением на горле). Несколькими сценками Бунюэль проводит параллели между обыденностью смерти людей и животных в Лас-Урдес[1]. В последних сценах фильма Бунюэль показывает трех идиотов (комментарий сообщает, что они нередки в Лас-Урдес из-за нищеты, голода и инцеста), похороны девочки, гроб которой нужно несколько дней нести и сплавлять по реке до ближайшего кладбища, и бедную обстановку домов местных жителей.

Фильм заканчивается двумя перекликающимися фразами. Первую произносит беззубая старуха: «Ничто не помогает жить так, как мысль о смерти». Вторая — это авторский комментарий Бунюэля: «После двух месяцев, проведённых в Лас-Урдес, мы оставили эту область». Комментарий намекает на то, что так же Лас-Урдес бросило и правительство страны[2].

Горная область Лас-Урдес к началу 1930-х годов считалась символом отсталости Испании. Бедность местных крестьян живописала пресса, а в 1927 году работу о регионе опубликовал французский испанист Морис Лежандр. Именно Лежандр вдохновил Бунюэля на создание фильма[3].

В 1932 году группа сюрреалистов, в которую входил Бунюэль, распалась из-за политических разногласий. Бунюэль, Андре Бретон, Луи Арагон, будущий соавтор сценария «Лас-Урдес» Пьер Уник и некоторые другие сюрреалисты имели левые взгляды и рассматривали сюрреализм как способ преобразования общества[4]. Новым фильмом Бунюэль рассчитывал так же шокировать публику, как ему это удалось сделать «Андалузским псом» и «Золотым веком», и в этом смысле режиссёр тоже считал его сюрреалистическим произведением. Съёмки профинансировали испанские анархисты, которые были заинтересованы в том, чтобы привлечь внимание к бедственному положению эстремадурских крестьян. По словам Бунюэля, деньги на фильм дал Рамон Асин, выигравший их в лотерею. К левому движению принадлежали помощник режиссёра Рафаэль Санчес Вентура и оператор Эли Лотар[5].

Бунюэль впервые показал «Землю без хлеба» в декабре 1933 года на частном мероприятии в мадридском паласио де ла Пренса, лично озвучивая авторский текст. Публика, включавшая многих мадридских интеллектуалов, встретила фильм довольно прохладно[6]. Вскоре фильм запретило правое правительство Второй республики. Запрет был снят после прихода к власти Народного фронта, но последующее начало Гражданской войны и победа Франко сделали выход фильма в Испании невозможным. Уже в 1936 году появились английская и французская звуковые дорожки, но иностранный прокат сопровождался цензурными ограничениями. Впервые полная версия фильма была продемонстрирована в 1965 году[5].

Режиссёр и критик Адонис Киру заметил, что «Земля без хлеба» построена на повторении одной и той же схемы: автор сообщает зрителю какую-то шокирующую информацию, затем добавляет что-то, зароняющее зерно надежды на лучшее, но потом уничтожает эту надежду. Таким образом у зрителя создается впечатление, что жители Лас-Урдес существуют в постоянной борьбе за лучшую жизнь, но не могут вырваться из порочного круга бедности[7].

Бунюэль всю свою жизнь был последовательным критиком религии и церкви, и «Земля без хлеба» не стала исключением. По фильму разбросаны как будто бы случайные намеки на роль религии в истории региона: богато убранная церковь, развалины монастыря кармелитов, надпись над входом в дом. Всё это должно навести зрителя на мысль, что судьбы жителей многие годы были связаны с церковью, которая теперь их бросила[8].

Несколько сцен в фильме были не документальной хроникой, но постановкой. Так, для сцены с падением козы с крутой скалы коза была застрелена (в кадре виден дым от выстрела). Для того чтобы в ещё одном эпизоде изобразить нападение пчёл на осла, режиссёр использовал больное животное, которое обмазали мёдом. Наконец, показанный в фильме младенец был не мёртвым, а просто спящим[6][9]. Гвинн Эдвардс считает, что постановочные сцены были добавлены в первую очередь для экономии и наглядности, так как положение крестьян в Лас-Урдес в целом было именно таким, каким оно показано в фильме[6].

Фильм Бунюэля сделал область Лас-Урдес широко известной не только в Испании, но и в мире и во многом определил её образ. Современные жители Лас-Урдес считают фильм своего рода «чёрной легендой»[9].

  1. ↑ Edwards, 2005, p. 42.
  2. ↑ Edwards, 2005, pp. 44-44.
  3. ↑ Edwards, 2005, pp. 38-39.
  4. ↑ Edwards, 2005, p. 38.
  5. ↑ 1 2 Edwards, 2005, p. 39.
  6. ↑ 1 2 3 Edwards, 2005, p. 44.
  7. ↑ Durgnat, 1977, pp. 58-59.
  8. ↑ Edwards, 2005, p. 45.
  9. ↑ 1 2 McNab, G. Bunuel and the land that never was. The Guardian (9 сентября 2000). Проверено 28 декабря 2014.

ru.bywiki.com

Земля без хлеба — WiKi

Сюжет

Фильм начинается с краткого комментария, сообщающего, что Лас-Урдес — это земля, где люди ведут постоянную борьбу за существование, а первая дорога, связывающая регион с внешним миром, появилась в 1922 году. Затем следует краткий рассказ о городке Ла-Альберка, не входящем в Лас-Урдес. В фильме показано традиционное состязание Ла-Альберки, в ходе которого юноши должны на полном скаку оторвать голову подвешенному за ноги петуху.

После этого повествование переходит непосредственно к Лас-Урдес. Представление Лас-Урдес Бунюэль начинает с рассказа о долине Лас-Батуэкас и развалинах монастыря. Затем он меняет тон и, начиная с этого момента, под аккомпанемент Четвёртой симфонии Брамса перед зрителем одна за другой проходят картины нищеты и отчаяния, в которых живут обитатели Лас-Урдес, страдающие от недоедания и болезней. Воду из местной речки пьют одновременно дети и свиньи, и в ней же стирают белье. Многие дети из местной школы — сироты из приюта в соседнем городе, которых берут на воспитание, чтобы получать плату за их содержание. В другой деревне из-за недоедания многие жители страдают зобом (в кадре показана женщина с характерным увеличением на горле). Несколькими сценками Бунюэль проводит параллели между обыденностью смерти людей и животных в Лас-Урдес[1]. В последних сценах фильма Бунюэль показывает трех идиотов (комментарий сообщает, что они нередки в Лас-Урдес из-за нищеты, голода и инцеста), похороны девочки, гроб которой нужно несколько дней нести и сплавлять по реке до ближайшего кладбища, и бедную обстановку домов местных жителей.

Фильм заканчивается двумя перекликающимися фразами. Первую произносит беззубая старуха: «Ничто не помогает жить так, как мысль о смерти». Вторая — это авторский комментарий Бунюэля: «После двух месяцев, проведённых в Лас-Урдес, мы оставили эту область». Комментарий намекает на то, что так же Лас-Урдес бросило и правительство страны[2].

История создания

Горная область Лас-Урдес к началу 1930-х годов считалась символом отсталости Испании. Бедность местных крестьян живописала пресса, а в 1927 году работу о регионе опубликовал французский испанист Морис Лежандр. Именно Лежандр вдохновил Бунюэля на создание фильма[3].

В 1932 году группа сюрреалистов, в которую входил Бунюэль, распалась из-за политических разногласий. Бунюэль, Андре Бретон, Луи Арагон, будущий соавтор сценария «Лас-Урдес» Пьер Уник и некоторые другие сюрреалисты имели левые взгляды и рассматривали сюрреализм как способ преобразования общества[4]. Новым фильмом Бунюэль рассчитывал так же шокировать публику, как ему это удалось сделать «Андалузским псом» и «Золотым веком», и в этом смысле режиссёр тоже считал его сюрреалистическим произведением. Съёмки профинансировали испанские анархисты, которые были заинтересованы в том, чтобы привлечь внимание к бедственному положению эстремадурских крестьян. По словам Бунюэля, деньги на фильм дал Рамон Асин, выигравший их в лотерею. К левому движению принадлежали помощник режиссёра Рафаэль Санчес Вентура и оператор Эли Лотар[5].

Бунюэль впервые показал «Землю без хлеба» в декабре 1933 года на частном мероприятии в мадридском паласио де ла Пренса, лично озвучивая авторский текст. Публика, включавшая многих мадридских интеллектуалов, встретила фильм довольно прохладно[6]. Вскоре фильм запретило правое правительство Второй республики. Запрет был снят после прихода к власти Народного фронта, но последующее начало Гражданской войны и победа Франко сделали выход фильма в Испании невозможным. Уже в 1936 году появились английская и французская звуковые дорожки, но иностранный прокат сопровождался цензурными ограничениями. Впервые полная версия фильма была продемонстрирована в 1965 году[5].

Темы и художественные особенности

Режиссёр и критик Адонис Киру заметил, что «Земля без хлеба» построена на повторении одной и той же схемы: автор сообщает зрителю какую-то шокирующую информацию, затем добавляет что-то, зароняющее зерно надежды на лучшее, но потом уничтожает эту надежду. Таким образом у зрителя создается впечатление, что жители Лас-Урдес существуют в постоянной борьбе за лучшую жизнь, но не могут вырваться из порочного круга бедности[7].

Бунюэль всю свою жизнь был последовательным критиком религии и церкви, и «Земля без хлеба» не стала исключением. По фильму разбросаны как будто бы случайные намеки на роль религии в истории региона: богато убранная церковь, развалины монастыря кармелитов, надпись над входом в дом. Всё это должно навести зрителя на мысль, что судьбы жителей многие годы были связаны с церковью, которая теперь их бросила[8].

Несколько сцен в фильме были не документальной хроникой, но постановкой. Так, для сцены с падением козы с крутой скалы коза была застрелена (в кадре виден дым от выстрела). Для того чтобы в ещё одном эпизоде изобразить нападение пчёл на осла, режиссёр использовал больное животное, которое обмазали мёдом. Наконец, показанный в фильме младенец был не мёртвым, а просто спящим[6][9]. Гвинн Эдвардс считает, что постановочные сцены были добавлены в первую очередь для экономии и наглядности, так как положение крестьян в Лас-Урдес в целом было именно таким, каким оно показано в фильме[6].

Влияние

Фильм Бунюэля сделал область Лас-Урдес широко известной не только в Испании, но и в мире и во многом определил её образ. Современные жители Лас-Урдес считают фильм своего рода «чёрной легендой»[9].

Примечания

  1. ↑ Edwards, 2005, p. 42.
  2. ↑ Edwards, 2005, pp. 44-44.
  3. ↑ Edwards, 2005, pp. 38-39.
  4. ↑ Edwards, 2005, p. 38.
  5. ↑ 1 2 Edwards, 2005, p. 39.
  6. ↑ 1 2 3 Edwards, 2005, p. 44.
  7. ↑ Durgnat, 1977, pp. 58-59.
  8. ↑ Edwards, 2005, p. 45.
  9. ↑ 1 2 McNab, G. Bunuel and the land that never was. The Guardian (9 сентября 2000). Проверено 28 декабря 2014.

Литература

Ссылки

ru-wiki.org

Земля без хлеба — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Фильмы 1933 годаК:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

«Лас-Урдес. Земля без хлеба» (исп.  Las Hurdes, tierra sin pan) — документальный фильм испанского режиссёра Луиса Бунюэля, снятый в 1933 году. В фильме Бунюэль представил радикальную картину упадка области Лас-Урдес (провинция Эстремадура на юго-западе страны).

Сюжет

Фильм начинается с краткого комментария, сообщающего, что Лас-Урдес — это земля, где люди ведут постоянную борьбу за существование, а первая дорога, связывающая регион с внешним миром, появилась в 1922 году. Затем следует краткий рассказ о городке Ла-Альберка, не входящем в Лас-Урдес. В фильме показано традиционное состязание Ла-Альберки, в ходе которого юноши должны на полном скаку оторвать голову подвешенному за ноги петуху.

После этого повествование переходит непосредственно к Лас-Урдес. Представление Лас-Урдес Бунюэль начинает с рассказа о долине Лас-Батуэкас и развалинах монастыря. Затем он меняет тон и, начиная с этого момента, под аккомпанемент Четвёртой симфонии Брамса перед зрителем одна за другой проходят картины нищеты и отчаяния, в которых живут обитатели Лас-Урдес, страдающие от недоедания и болезней. Воду из местной речки пьют одновременно дети и свиньи, и в ней же стирают белье. Многие дети из местной школы — сироты из приюта в соседнем городе, которых берут на воспитание, чтобы получать плату за их содержание. В другой деревне из-за недоедания многие жители страдают зобом (в кадре показана женщина с характерным увеличением на горле). Несколькими сценками Бунюэль проводит параллели между обыденностью смерти людей и животных в Лас-Урдес[1]. В последних сценах фильма Бунюэль показывает трех идиотов (комментарий сообщает, что они нередки в Лас-Урдес из-за нищеты, голода и инцеста), похороны девочки, гроб которой нужно несколько дней нести и сплавлять по реке до ближайшего кладбища, и бедную обстановку домов местных жителей.

Фильм заканчивается двумя перекликающимися фразами. Первую произносит беззубая старуха: «Ничто не помогает жить так, как мысль о смерти». Вторая — это авторский комментарий Бунюэля: «После двух месяцев, проведённых в Лас-Урдес, мы оставили эту область». Комментарий намекает на то, что так же Лас-Урдес бросило и правительство страны[2].

История создания

Горная область Лас-Урдес к началу 1930-х годов считалась символом отсталости Испании. Бедность местных крестьян живописала пресса, а в 1927 году работу о регионе опубликовал французский испанист Морис Лежандр. Именно Лежандр вдохновил Бунюэля на создание фильма[3].

В 1932 году группа сюрреалистов, в которую входил Бунюэль, распалась из-за политических разногласий. Бунюэль, Андре Бретон, Луи Арагон, будущий соавтор сценария «Лас-Урдес» Пьер Уник и некоторые другие сюрреалисты имели левые взгляды и рассматривали сюрреализм как способ преобразования общества[4]. Новым фильмом Бунюэль рассчитывал так же шокировать публику, как ему это удалось сделать «Андалузским псом» и «Золотым веком», и в этом смысле режиссёр тоже считал его сюрреалистическим произведением. Съёмки профинансировали испанские анархисты, которые были заинтересованы в том, чтобы привлечь внимание к бедственному положению эстремадурских крестьян. По словам Бунюэля, деньги на фильм дал Рамон Асин, выигравший их в лотерею. К левому движению принадлежали помощник режиссёра Рафаэль Санчес Вентура и оператор Эли Лотар[5].

Бунюэль впервые показал «Землю без хлеба» в декабре 1933 года на частном мероприятии в мадридском паласио де ла Пренса, лично озвучивая авторский текст. Публика, включавшая многих мадридских интеллектуалов, встретила фильм довольно прохладно[6]. Вскоре фильм запретило правое правительство Второй республики. Запрет был снят после прихода к власти Народного фронта, но последующее начало Гражданской войны и победа Франко сделали выход фильма в Испании невозможным. Уже в 1936 году появились английская и французская звуковые дорожки, но иностранный прокат сопровождался цензурными ограничениями. Впервые полная версия фильма была продемонстрирована в 1965 году[5].

Темы и художественные особенности

Режиссёр и критик Адонис Киру заметил, что «Земля без хлеба» построена на повторении одной и той же схемы: автор сообщает зрителю какую-то шокирующую информацию, затем добавляет что-то, зароняющее зерно надежды на лучшее, но потом уничтожает эту надежду. Таким образом у зрителя создается впечатление, что жители Лас-Урдес существуют в постоянной борьбе за лучшую жизнь, но не могут вырваться из порочного круга бедности[7].

Бунюэль всю свою жизнь был последовательным критиком религии и церкви, и «Земля без хлеба» не стала исключением. По фильму разбросаны как будто бы случайные намеки на роль религии в истории региона: богато убранная церковь, развалины монастыря кармелитов, надпись над входом в дом. Всё это должно навести зрителя на мысль, что судьбы жителей многие годы были связаны с церковью, которая теперь их бросила[8].

Несколько сцен в фильме были не документальной хроникой, но постановкой. Так, для сцены с падением осла с крутой скалы осёл был застрелен (в кадре виден дым от выстрела). Для того чтобы в ещё одном эпизоде изобразить нападение пчёл на другого осла, режиссёр использовал больное животное, которое обмазали мёдом. Наконец, показанный в фильме младенец был не мёртвым, а просто спящим[6][9]. Гвинн Эдвардс считает, что постановочные сцены были добавлены в первую очередь для экономии и наглядности, так как положение крестьян в Лас-Урдес в целом было именно таким, каким оно показано в фильме[6].

Влияние

Фильм Бунюэля сделал область Лас-Урдес широко известной не только в Испании, но и в мире и во многом определил её образ. Современные жители Лас-Урдес считают фильм своего рода «чёрной легендой»[9].

Напишите отзыв о статье "Земля без хлеба"

Примечания

  1. ↑ Edwards, 2005, p. 42.
  2. ↑ Edwards, 2005, pp. 44-44.
  3. ↑ Edwards, 2005, pp. 38-39.
  4. ↑ Edwards, 2005, p. 38.
  5. ↑ 1 2 Edwards, 2005, p. 39.
  6. ↑ 1 2 3 Edwards, 2005, p. 44.
  7. ↑ Durgnat, 1977, pp. 58-59.
  8. ↑ Edwards, 2005, p. 45.
  9. ↑ 1 2 McNab, G. [www.theguardian.com/film/2000/sep/09/books.guardianreview Bunuel and the land that never was]. The Guardian (9 сентября 2000). Проверено 28 декабря 2014.

Литература

  • Durgnat, R. [books.google.ru/books?id=_lbzZWIbgwkC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false Luis Bunuel]. — University of California Press, 1977. — 176 p. — ISBN 9780520034242.
  • Edwards, G. A Companion to Luis Buñuel. — Tamesis Books, 2005. — 176 p. — ISBN 185566108X.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Земля без хлеба

– Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать. Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала: – Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить… Она не успела договорить. Князь перебил ее. – И прекрасно, – закричал он. – Он тебя возьмет с приданным, да кстати захватит m lle Bourienne. Та будет женой, а ты… Князь остановился. Он заметил впечатление, произведенное этими словами на дочь. Она опустила голову и собиралась плакать. – Ну, ну, шучу, шучу, – сказал он. – Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить. – Да я не знаю… mon pere. – Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать… Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Да или нет, да или нет, да или нет! – кричал он еще в то время, как княжна, как в тумане, шатаясь, уже вышла из кабинета. Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее. «Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину. Через час Тихон пришел звать княжну Марью. Он звал ее к князю и прибавил, что и князь Василий Сергеич там. Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m lla Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежной любовью и сожалением на хорошенькое личико m lle Bourienne. – Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur, [Нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение,] – говорила m lle Bourienne. – Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais, – говорила княжна Марья, – et je tacherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur. [Почему же? Я вас люблю больше, чем когда либо, и постараюсь сделать для вашего счастия всё, что в моей власти.] – Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n'est que ma pauvre mere… [Но вы так чисты, вы презираете меня; вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать…] – Je comprends tout, [Я всё понимаю,] – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла. Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу. – Ah, ma bonne, ma bonne, [Ах, милая, милая.] – сказал он, вставая и взяв ее за обе руки. Он вздохнул и прибавил: – Le sort de mon fils est en vos mains. Decidez, ma bonne, ma chere, ma douee Marieie qui j'ai toujours aimee, comme ma fille. [Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя кроткая Мари, которую я всегда любил, как дочь.] Он отошел. Действительная слеза показалась на его глазах. – Фр… фр… – фыркал князь Николай Андреич. – Князь от имени своего воспитанника… сына, тебе делает пропозицию. Хочешь ли ты или нет быть женою князя Анатоля Курагина? Ты говори: да или нет! – закричал он, – а потом я удерживаю за собой право сказать и свое мнение. Да, мое мнение и только свое мнение, – прибавил князь Николай Андреич, обращаясь к князю Василью и отвечая на его умоляющее выражение. – Да или нет? – Мое желание, mon pere, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашей. Я не хочу выходить замуж, – сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца. – Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! – нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула. Князь Василий встал. – Ma chere, je vous dirai, que c'est un moment que je n'oublrai jamais, jamais; mais, ma bonne, est ce que vous ne nous donnerez pas un peu d'esperance de toucher ce coeur si bon, si genereux. Dites, que peut etre… L'avenir est si grand. Dites: peut etre. [Моя милая, я вам скажу, что эту минуту я никогда не забуду, но, моя добрейшая, дайте нам хоть малую надежду возможности тронуть это сердце, столь доброе и великодушное. Скажите: может быть… Будущность так велика. Скажите: может быть.] – Князь, то, что я сказала, есть всё, что есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына. – Ну, и кончено, мой милый. Очень рад тебя видеть, очень рад тебя видеть. Поди к себе, княжна, поди, – говорил старый князь. – Очень, очень рад тебя видеть, – повторял он, обнимая князя Василья. «Мое призвание другое, – думала про себя княжна Марья, мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования. И что бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Ame. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!…» думала княжна Марья.

Долго Ростовы не имели известий о Николушке; только в середине зимы графу было передано письмо, на адресе которого он узнал руку сына. Получив письмо, граф испуганно и поспешно, стараясь не быть замеченным, на цыпочках пробежал в свой кабинет, заперся и стал читать. Анна Михайловна, узнав (как она и всё знала, что делалось в доме) о получении письма, тихим шагом вошла к графу и застала его с письмом в руках рыдающим и вместе смеющимся. Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых.

wiki-org.ru

Земля без хлеба — википедия орг

Сюжет

Фильм начинается с краткого комментария, сообщающего, что Лас-Урдес — это земля, где люди ведут постоянную борьбу за существование, а первая дорога, связывающая регион с внешним миром, появилась в 1922 году. Затем следует краткий рассказ о городке Ла-Альберка, не входящем в Лас-Урдес. В фильме показано традиционное состязание Ла-Альберки, в ходе которого юноши должны на полном скаку оторвать голову подвешенному за ноги петуху.

После этого повествование переходит непосредственно к Лас-Урдес. Представление Лас-Урдес Бунюэль начинает с рассказа о долине Лас-Батуэкас и развалинах монастыря. Затем он меняет тон и, начиная с этого момента, под аккомпанемент Четвёртой симфонии Брамса перед зрителем одна за другой проходят картины нищеты и отчаяния, в которых живут обитатели Лас-Урдес, страдающие от недоедания и болезней. Воду из местной речки пьют одновременно дети и свиньи, и в ней же стирают белье. Многие дети из местной школы — сироты из приюта в соседнем городе, которых берут на воспитание, чтобы получать плату за их содержание. В другой деревне из-за недоедания многие жители страдают зобом (в кадре показана женщина с характерным увеличением на горле). Несколькими сценками Бунюэль проводит параллели между обыденностью смерти людей и животных в Лас-Урдес[1]. В последних сценах фильма Бунюэль показывает трех идиотов (комментарий сообщает, что они нередки в Лас-Урдес из-за нищеты, голода и инцеста), похороны девочки, гроб которой нужно несколько дней нести и сплавлять по реке до ближайшего кладбища, и бедную обстановку домов местных жителей.

Фильм заканчивается двумя перекликающимися фразами. Первую произносит беззубая старуха: «Ничто не помогает жить так, как мысль о смерти». Вторая — это авторский комментарий Бунюэля: «После двух месяцев, проведённых в Лас-Урдес, мы оставили эту область». Комментарий намекает на то, что так же Лас-Урдес бросило и правительство страны[2].

История создания

Горная область Лас-Урдес к началу 1930-х годов считалась символом отсталости Испании. Бедность местных крестьян живописала пресса, а в 1927 году работу о регионе опубликовал французский испанист Морис Лежандр. Именно Лежандр вдохновил Бунюэля на создание фильма[3].

В 1932 году группа сюрреалистов, в которую входил Бунюэль, распалась из-за политических разногласий. Бунюэль, Андре Бретон, Луи Арагон, будущий соавтор сценария «Лас-Урдес» Пьер Уник и некоторые другие сюрреалисты имели левые взгляды и рассматривали сюрреализм как способ преобразования общества[4]. Новым фильмом Бунюэль рассчитывал так же шокировать публику, как ему это удалось сделать «Андалузским псом» и «Золотым веком», и в этом смысле режиссёр тоже считал его сюрреалистическим произведением. Съёмки профинансировали испанские анархисты, которые были заинтересованы в том, чтобы привлечь внимание к бедственному положению эстремадурских крестьян. По словам Бунюэля, деньги на фильм дал Рамон Асин, выигравший их в лотерею. К левому движению принадлежали помощник режиссёра Рафаэль Санчес Вентура и оператор Эли Лотар[5].

Бунюэль впервые показал «Землю без хлеба» в декабре 1933 года на частном мероприятии в мадридском паласио де ла Пренса, лично озвучивая авторский текст. Публика, включавшая многих мадридских интеллектуалов, встретила фильм довольно прохладно[6]. Вскоре фильм запретило правое правительство Второй республики. Запрет был снят после прихода к власти Народного фронта, но последующее начало Гражданской войны и победа Франко сделали выход фильма в Испании невозможным. Уже в 1936 году появились английская и французская звуковые дорожки, но иностранный прокат сопровождался цензурными ограничениями. Впервые полная версия фильма была продемонстрирована в 1965 году[5].

Темы и художественные особенности

Режиссёр и критик Адонис Киру заметил, что «Земля без хлеба» построена на повторении одной и той же схемы: автор сообщает зрителю какую-то шокирующую информацию, затем добавляет что-то, зароняющее зерно надежды на лучшее, но потом уничтожает эту надежду. Таким образом у зрителя создается впечатление, что жители Лас-Урдес существуют в постоянной борьбе за лучшую жизнь, но не могут вырваться из порочного круга бедности[7].

Бунюэль всю свою жизнь был последовательным критиком религии и церкви, и «Земля без хлеба» не стала исключением. По фильму разбросаны как будто бы случайные намеки на роль религии в истории региона: богато убранная церковь, развалины монастыря кармелитов, надпись над входом в дом. Всё это должно навести зрителя на мысль, что судьбы жителей многие годы были связаны с церковью, которая теперь их бросила[8].

Несколько сцен в фильме были не документальной хроникой, но постановкой. Так, для сцены с падением козы с крутой скалы коза была застрелена (в кадре виден дым от выстрела). Для того чтобы в ещё одном эпизоде изобразить нападение пчёл на осла, режиссёр использовал больное животное, которое обмазали мёдом. Наконец, показанный в фильме младенец был не мёртвым, а просто спящим[6][9]. Гвинн Эдвардс считает, что постановочные сцены были добавлены в первую очередь для экономии и наглядности, так как положение крестьян в Лас-Урдес в целом было именно таким, каким оно показано в фильме[6].

Влияние

Фильм Бунюэля сделал область Лас-Урдес широко известной не только в Испании, но и в мире и во многом определил её образ. Современные жители Лас-Урдес считают фильм своего рода «чёрной легендой»[9].

Примечания

  1. ↑ Edwards, 2005, p. 42.
  2. ↑ Edwards, 2005, pp. 44-44.
  3. ↑ Edwards, 2005, pp. 38-39.
  4. ↑ Edwards, 2005, p. 38.
  5. ↑ 1 2 Edwards, 2005, p. 39.
  6. ↑ 1 2 3 Edwards, 2005, p. 44.
  7. ↑ Durgnat, 1977, pp. 58-59.
  8. ↑ Edwards, 2005, p. 45.
  9. ↑ 1 2 McNab, G. Bunuel and the land that never was. The Guardian (9 сентября 2000). Проверено 28 декабря 2014.

Литература

Ссылки

www-wikipediya.ru

Земля без хлеба — Википедия

Фильм начинается с краткого комментария, сообщающего, что Лас-Урдес — это земля, где люди ведут постоянную борьбу за существование, а первая дорога, связывающая регион с внешним миром, появилась в 1922 году. Затем следует краткий рассказ о городке Ла-Альберка, не входящем в Лас-Урдес. В фильме показано традиционное состязание Ла-Альберки, в ходе которого юноши должны на полном скаку оторвать голову подвешенному за ноги петуху.

После этого повествование переходит непосредственно к Лас-Урдес. Представление Лас-Урдес Бунюэль начинает с рассказа о долине Лас-Батуэкас и развалинах монастыря. Затем он меняет тон и, начиная с этого момента, под аккомпанемент Четвёртой симфонии Брамса перед зрителем одна за другой проходят картины нищеты и отчаяния, в которых живут обитатели Лас-Урдес, страдающие от недоедания и болезней. Воду из местной речки пьют одновременно дети и свиньи, и в ней же стирают белье. Многие дети из местной школы — сироты из приюта в соседнем городе, которых берут на воспитание, чтобы получать плату за их содержание. В другой деревне из-за недоедания многие жители страдают зобом (в кадре показана женщина с характерным увеличением на горле). Несколькими сценками Бунюэль проводит параллели между обыденностью смерти людей и животных в Лас-Урдес[1]. В последних сценах фильма Бунюэль показывает трех идиотов (комментарий сообщает, что они нередки в Лас-Урдес из-за нищеты, голода и инцеста), похороны девочки, гроб которой нужно несколько дней нести и сплавлять по реке до ближайшего кладбища, и бедную обстановку домов местных жителей.

Фильм заканчивается двумя перекликающимися фразами. Первую произносит беззубая старуха: «Ничто не помогает жить так, как мысль о смерти». Вторая — это авторский комментарий Бунюэля: «После двух месяцев, проведённых в Лас-Урдес, мы оставили эту область». Комментарий намекает на то, что так же Лас-Урдес бросило и правительство страны[2].

История созданияПравить

Горная область Лас-Урдес к началу 1930-х годов считалась символом отсталости Испании. Бедность местных крестьян живописала пресса, а в 1927 году работу о регионе опубликовал французский испанист Морис Лежандр. Именно Лежандр вдохновил Бунюэля на создание фильма[3].

В 1932 году группа сюрреалистов, в которую входил Бунюэль, распалась из-за политических разногласий. Бунюэль, Андре Бретон, Луи Арагон, будущий соавтор сценария «Лас-Урдес» Пьер Уник и некоторые другие сюрреалисты имели левые взгляды и рассматривали сюрреализм как способ преобразования общества[4]. Новым фильмом Бунюэль рассчитывал так же шокировать публику, как ему это удалось сделать «Андалузским псом» и «Золотым веком», и в этом смысле режиссёр тоже считал его сюрреалистическим произведением. Съёмки профинансировали испанские анархисты, которые были заинтересованы в том, чтобы привлечь внимание к бедственному положению эстремадурских крестьян. По словам Бунюэля, деньги на фильм дал Рамон Асин, выигравший их в лотерею. К левому движению принадлежали помощник режиссёра Рафаэль Санчес Вентура и оператор Эли Лотар[5].

Бунюэль впервые показал «Землю без хлеба» в декабре 1933 года на частном мероприятии в мадридском паласио де ла Пренса, лично озвучивая авторский текст. Публика, включавшая многих мадридских интеллектуалов, встретила фильм довольно прохладно[6]. Вскоре фильм запретило правое правительство Второй республики. Запрет был снят после прихода к власти Народного фронта, но последующее начало Гражданской войны и победа Франко сделали выход фильма в Испании невозможным. Уже в 1936 году появились английская и французская звуковые дорожки, но иностранный прокат сопровождался цензурными ограничениями. Впервые полная версия фильма была продемонстрирована в 1965 году[5].

Темы и художественные особенностиПравить

Режиссёр и критик Адонис Киру заметил, что «Земля без хлеба» построена на повторении одной и той же схемы: автор сообщает зрителю какую-то шокирующую информацию, затем добавляет что-то, зароняющее зерно надежды на лучшее, но потом уничтожает эту надежду. Таким образом у зрителя создается впечатление, что жители Лас-Урдес существуют в постоянной борьбе за лучшую жизнь, но не могут вырваться из порочного круга бедности[7].

Бунюэль всю свою жизнь был последовательным критиком религии и церкви, и «Земля без хлеба» не стала исключением. По фильму разбросаны как будто бы случайные намеки на роль религии в истории региона: богато убранная церковь, развалины монастыря кармелитов, надпись над входом в дом. Всё это должно навести зрителя на мысль, что судьбы жителей многие годы были связаны с церковью, которая теперь их бросила[8].

Несколько сцен в фильме были не документальной хроникой, но постановкой. Так, для сцены с падением козы с крутой скалы коза была застрелена (в кадре виден дым от выстрела). Для того чтобы в ещё одном эпизоде изобразить нападение пчёл на осла, режиссёр использовал больное животное, которое обмазали мёдом. Наконец, показанный в фильме младенец был не мёртвым, а просто спящим[6][9]. Гвинн Эдвардс считает, что постановочные сцены были добавлены в первую очередь для экономии и наглядности, так как положение крестьян в Лас-Урдес в целом было именно таким, каким оно показано в фильме[6].

Фильм Бунюэля сделал область Лас-Урдес широко известной не только в Испании, но и в мире и во многом определил её образ. Современные жители Лас-Урдес считают фильм своего рода «чёрной легендой»[9].

  1. ↑ Edwards, 2005, p. 42.
  2. ↑ Edwards, 2005, pp. 44-44.
  3. ↑ Edwards, 2005, pp. 38-39.
  4. ↑ Edwards, 2005, p. 38.
  5. ↑ 1 2 Edwards, 2005, p. 39.
  6. ↑ 1 2 3 Edwards, 2005, p. 44.
  7. ↑ Durgnat, 1977, pp. 58-59.
  8. ↑ Edwards, 2005, p. 45.
  9. ↑ 1 2 McNab, G. Bunuel and the land that never was. The Guardian (9 сентября 2000). Проверено 28 декабря 2014.

ru-m.wiki.ng

Земля Без Хлеба — Википедия

«Лас-Урдес. Земля без хлеба» (исп.  Las Hurdes, tierra sin pan) — документальный фильм испанского режиссёра Луиса Бунюэля, снятый в 1933 году. В фильме Бунюэль представил радикальную картину упадка области Лас-Урдес (провинция Эстремадура на юго-западе страны).

Сюжет

Фильм начинается с краткого комментария, сообщающего, что Лас-Урдес — это земля, где люди ведут постоянную борьбу за существование, а первая дорога, связывающая регион с внешним миром, появилась в 1922 году. Затем следует краткий рассказ о городке Ла-Альберка, не входящем в Лас-Урдес. В фильме показано традиционное состязание Ла-Альберки, в ходе которого юноши должны на полном скаку оторвать голову подвешенному за ноги петуху.

После этого повествование переходит непосредственно к Лас-Урдес. Представление Лас-Урдес Бунюэль начинает с рассказа о долине Лас-Батуэкас и развалинах монастыря. Затем он меняет тон и, начиная с этого момента, под аккомпанемент Четвёртой симфонии Брамса перед зрителем одна за другой проходят картины нищеты и отчаяния, в которых живут обитатели Лас-Урдес, страдающие от недоедания и болезней. Воду из местной речки пьют одновременно дети и свиньи, и в ней же стирают белье. Многие дети из местной школы — сироты из приюта в соседнем городе, которых берут на воспитание, чтобы получать плату за их содержание. В другой деревне из-за недоедания многие жители страдают зобом (в кадре показана женщина с характерным увеличением на горле). Несколькими сценками Бунюэль проводит параллели между обыденностью смерти людей и животных в Лас-Урдес. В последних сценах фильма Бунюэль показывает трех идиотов (комментарий сообщает, что они нередки в Лас-Урдес из-за нищеты, голода и инцеста), похороны девочки, гроб которой нужно несколько дней нести и сплавлять по реке до ближайшего кладбища, и бедную обстановку домов местных жителей.

Фильм заканчивается двумя перекликающимися фразами. Первую произносит беззубая старуха: «Ничто не помогает жить так, как мысль о смерти». Вторая — это авторский комментарий Бунюэля: «После двух месяцев, проведённых в Лас-Урдес, мы оставили эту область». Комментарий намекает на то, что так же Лас-Урдес бросило и правительство страны.

История создания

Горная область Лас-Урдес к началу 1930-х годов считалась символом отсталости Испании. Бедность местных крестьян живописала пресса, а в 1927 году работу о регионе опубликовал французский испанист Морис Лежандр. Именно Лежандр вдохновил Бунюэля на создание фильма.

В 1932 году группа сюрреалистов, в которую входил Бунюэль, распалась из-за политических разногласий. Бунюэль, Андре Бретон, Луи Арагон, будущий соавтор сценария «Лас-Урдес» Пьер Уник и некоторые другие сюрреалисты имели левые взгляды и рассматривали сюрреализм как способ преобразования общества. Новым фильмом Бунюэль рассчитывал так же шокировать публику, как ему это удалось сделать «Андалузским псом» и «Золотым веком», и в этом смысле режиссёр тоже считал его сюрреалистическим произведением. Съёмки профинансировали испанские анархисты, которые были заинтересованы в том, чтобы привлечь внимание к бедственному положению эстремадурских крестьян. По словам Бунюэля, деньги на фильм дал Рамон Асин, выигравший их в лотерею. К левому движению принадлежали помощник режиссёра Рафаэль Санчес Вентура и оператор Эли Лотар.

Бунюэль впервые показал «Землю без хлеба» в декабре 1933 года на частном мероприятии в мадридском паласио де ла Пренса, лично озвучивая авторский текст. Публика, включавшая многих мадридских интеллектуалов, встретила фильм довольно прохладно. Вскоре фильм запретило правое правительство Второй республики. Запрет был снят после прихода к власти Народного фронта, но последующее начало Гражданской войны и победа Франко сделали выход фильма в Испании невозможным. Уже в 1936 году появились английская и французская звуковые дорожки, но иностранный прокат сопровождался цензурными ограничениями. Впервые полная версия фильма была продемонстрирована в 1965 году.

Темы и художественные особенности

Режиссёр и критик Адонис Киру заметил, что «Земля без хлеба» построена на повторении одной и той же схемы: автор сообщает зрителю какую-то шокирующую информацию, затем добавляет что-то, зароняющее зерно надежды на лучшее, но потом уничтожает эту надежду. Таким образом у зрителя создается впечатление, что жители Лас-Урдес существуют в постоянной борьбе за лучшую жизнь, но не могут вырваться из порочного круга бедности.

Бунюэль всю свою жизнь был последовательным критиком религии и церкви, и «Земля без хлеба» не стала исключением. По фильму разбросаны как будто бы случайные намеки на роль религии в истории региона: богато убранная церковь, развалины монастыря кармелитов, надпись над входом в дом. Всё это должно навести зрителя на мысль, что судьбы жителей многие годы были связаны с церковью, которая теперь их бросила.

Несколько сцен в фильме были не документальной хроникой, но постановкой. Так, для сцены с падением козы с крутой скалы коза была застрелена (в кадре виден дым от выстрела). Для того чтобы в ещё одном эпизоде изобразить нападение пчёл на осла, режиссёр использовал больное животное, которое обмазали мёдом. Наконец, показанный в фильме младенец был не мёртвым, а просто спящим. Гвинн Эдвардс считает, что постановочные сцены были добавлены в первую очередь для экономии и наглядности, так как положение крестьян в Лас-Урдес в целом было именно таким, каким оно показано в фильме.

Влияние

Фильм Бунюэля сделал область Лас-Урдес широко известной не только в Испании, но и в мире и во многом определил её образ. Современные жители Лас-Урдес считают фильм своего рода «чёрной легендой».

Примечания

Литература

Ссылки

www.zirozebar.com


Смотрите также