Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб». Трудный хлеб носов читать


Евгений Носов - На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)

Я вижу его лицо, простое загорелое лицо лесоруба в мшистой рамке бороды. Серые глаза с зорким прищуром. Сухие хвоинки, осыпавшиеся с дерева, запутались в седеющих волосах.

Я слышу, как он ходит по осеннему лесу, мягко ступая по пестротканому ковру из листьев, дятлом постукивает тростью по стволам и шепчет шорохом листопада: "Этому нет цены… Берегите это, люди". Его добрые глаза светятся радостью, большие натруженные руки ощупывают молодую поросль, шарят в кружеве листвы. И не бежит от него в страхе потревоженный заяц, не кричит, как над чужим, сорока. Он у себя, в своей чудесной мастерской.

Вот он присаживается на пень, раскладывает у ног краски и начинает нерукотворное колдовство… И я, очарованный, смотрю на эти с детства знакомые полотна: сумрачные еловые дебри, бронзовостволые сосновые боры, светлые, все в солнечных пятнах дубравы, ромашковые опушки, лесные проселки с лужицами в колеях… Все это не в золоченых рамах, не в музейных залах. Эти картины развертываются передо мной во всю ширь. Они возникают по обе стороны тропинки, которая ведет нас с дедом Прошей в самое сердце леса. Мы идем молча, и каждый несет в себе свою легенду: он - о лешем, я - о человеке.

Домой мы возвращаемся под вечер.

Я сваливаю под навес связку орешника, а на стол высыпаю собранные листья. Бережно расправляю их и вкладываю между страниц тяжелой книги. Комната наполняется душным запахом грибов и сырой осенней земли. Веет чем-то бесконечно близким и родным. И этому нет цены.

ТРУДНЫЙ ХЛЕБ

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.

Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.

А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей - пролетные гости с далекого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали не улетели. Погода не торопила их на юг.

Мое соседство их нисколько не смущало. Видать, мало имели они встреч с человеком. Не то что наша дикая утка. Редко по какой из них не палили из ружья.

И вдруг совсем рядом из кустов: "Трах-бабах!.." Поперек реки побежали вспененные дробью одна за другой две дорожки.

Крохаль, что плыл первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему-то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.

В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.

Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлепал дальше.

- Чанг, назад! - послышался спокойный, даже ласковый голос.

Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил ее за крыло и, все так же высоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного снесло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождем холодных брызг.

- Вот невежа! Перестань!

Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ежиком седых усов, он одет в короткий стеганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.

- Обрызгал? - сказал он, подбирая птицу.

- Ничего! - вытирая платком лицо, ответил я. - Хорошая добыча! Редкая.

- А я, знаете, не особенно уважаю крохаля, - возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.

Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он - в черном сюртуке, белой рубашке. Зелено-черная голова заканчивалась острым копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже ее.

- Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдает, - пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом. - Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем.

Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

- Новичок, наверно? - кивнул я на собаку. - Обучается?

- Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака. - Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля. - Без нее половину добычи потеряешь. Упадет битая утка в самую топь - как ее достанешь? Облизнешься и пойдешь несолоно хлебавши. Или взять подранка. В такую глушь забьется, что днем с огнем не найдешь. А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. У вас, кажется, клюет. Вон на той, где пробковый поплавок.

Я подсек. Леса натянулась. В глубине тускло блеснул бок рыбы. Потом леса вдруг провисла, и я вытащил пустой крючок.

- Сошла, - сочувственно прищелкнул языком охотник. - Жалко. У вас, значит, тоже охота… А я больше с ружьем. Люблю походить. Да вот хотя бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где-нибудь в кустах. А Чанг пожалуйста, слазил и достал.

- А отчего он вначале не хотел брать птицу? - поинтересовался я.

- Хотеть-то он хотел, да со следа сбился. Это бывает.

- Ну что вы! - удивился я. - Какой же может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?

- Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.

- Слепой!.. - Я даже весь повернулся от изумления. - Совершенно слепой? Да не может быть!..

Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга. Он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

- Не верите? - усмехнулся хозяин. - Давайте продемонстрирую. - Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом и уставился на хлеб.

- Чанг, лови! - крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.

Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала шагах в пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.

- Видели? - спросил охотник, бросая собаке весь ломоть. - Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждет, когда я брошу.

Этот простой опыт почти убедил меня. Но оставалось непостижимым все поведение собаки. До этого она вела себя совершенно так же, как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.

- Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?

- Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.

- Нет. Это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашелся.

Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.

- Ну как же он ослеп?

- Сам не знаю, - покачал головой хозяин - Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко - свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное - глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился.

У меня опять клюнуло. На этот раз я благополучно вытащил крупную плотвицу. Снимая ее с крючка, я неосторожно спросил:

- А не лучше ли вам завести другую собаку?

- А эту куда? - нахмурился охотник. - Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг. Бывайте здоровы!

Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.

Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.

ТАИНСТВЕННЫЙ МУЗЫКАНТ

Однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. Поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимонные листья. Лишь на концах самых тонких, будто от холода покрасневших веточек еще трепетали по пять-шесть таких же бледно-желтых листков. Это все, что осталось от пышного карнавала осени.

Было пасмурно и ветрено. Вспененные волны накатывались на песчаную отмель, лизали почерневшие водоросли, вытащенные на берег рыбацким неводом.

И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычайностью звуки. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. Порой тоскливая, зовущая, порой задумчивая и покорная, полная светлой печали мелодия робко вплеталась в неугомонное ворчание хмурой реки. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели.

profilib.org

Е. Носов «Трудный хлеб» анализ

Е. Носов «Трудный хлеб» анализ

Тема «Трудный хлеб»: рассказ о сострадательном и уважительном отношении ко всему живому, о настоящей дружбе без предательств, о духовные ценностях, нравственных законах, по которым живет хозяин слепой собаки.

 Главные герои: рассказчик – рыбак; охотник и его собака Чанг (спаниель)

Характеристика собаки Чанг 

— «вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу»— «плыла легко и быстро»— «длинные лохматые уши»— «одобрительно замахал обрубком хвоста» на слова хозяина— «черный шелковистый жилет спаниеля»— «он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках»— «В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки»-«оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом»— «ведь он совсем не похож на слепого»— «по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял»

Отношение Чанга к хозяину Отношение хозяина к Чангу
«вопрошающе глядя на хозяина»«Спаниель благородно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку»«Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином» «Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем»«Золотая собака»«Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»«А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет»«Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму»«Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный»

В этом рассказе человек и его четвероногий друг – друзья, любящие друг друга.Собака Чанг, не смотря на свою слепоту, «зарабатывает свой хлеб». И этот хлеб – «трудный», т.к. требует особых усилий. Хлеб честно заработанный.И это понял охотник, т.к он перестал жалеть убитую птицу. Автор рассказа Е. Носов хотел сказать читателю, что хлеб не может быть «легким», его нужно зарабатывать трудом, и этот труд заслуживает уважения. Поэтому. Наверное, и дано такое название произведению.

kratkoe.com

Уроки нравственности по рассказу Е. И. Носова "Трудный хлеб"

Данные об авторе

Автор(ы): 

Никитина И.М.

Место работы, должность: 

учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №1 им. Героя Советского Союза Каманина Н.П." г. Меленки

Регион: 

Владимирская область Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория: 

Воспитатель

Целевая аудитория: 

Классный руководитель

Целевая аудитория: 

Методист

Целевая аудитория: 

Педагог-психолог

Целевая аудитория: 

Учащийся (студент)

Целевая аудитория: 

Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

5 класс

Предмет(ы): 

Литература

Цель урока: 

  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой (хозяин собаки) рассказа Е.И. Носова «Трудный хлеб»;
  • привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятиями: «нравственность», «уважение», «сострадание»;
  • расширить представлениео способах выражения авторского отношения к персонажам.

Учащихся в классе (аудитории): 

5

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник для 5 класса Вокруг тебя - мир...

 

Используемое оборудование: 

Мультимедийная презентация

Краткое описание: 

План - конспект урока для учащихся 5 класса "Вокруг тебя - мир..."

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Е.И. НОСОВА

«ТРУДНЫЙ ХЛЕБ».

                                                                                                   

«Лучший способ сохранить друзей – не предавать их».                                        

У. Мизнер

Ход урока:

Вводное слово учителя: Литература не только учила, но и воспитывала, проповедуя сострадание к ближнему, любовь к «братьям меньшим», закаляла дух и волю читателя, проводила четкую грань между нравственным и безнравственным. Быть терпимее, милосерднее, щедрее, добрее учат нас произведения В.П.Астафьева, В.Г Распутина, М.М.Пришвина, Ю.М.Нагибина и Е.И.Носова.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Носова «Трудный хлеб».

Давайте обратим внимание на слова:

  • нравственность –внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами;
  • уважение– 1. Почтение, почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо заслуг, качеств, достоинств и т.п.  2. Уважительное    отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.;
  • сострадание –жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

 

Давайте начнем с домашнего задания (творческая работа). Вы должны были нарисовать своих домашних любимцев, кто-то принес фотографии. Давайте посмотрим на слайды и увидим ваших четвероногих друзей. Я вижу, с какой нежностью и любовью вы их рисовали и фотографировали. Какие они красивые, какие у них добрые и ласковые клички (на слайдах презентации рисунки ребят, фотографии их любимцев).

 

Подготовка к восприятию текста.

 

- Почему вы так старались, когда рисовали их, фотографировали, придумывали им имена?

- Вспомните, когда первый раз вы увидели своего  будущего друга, какие чувства вы при этом испытали?

- Что вы любите в животных?

- Чувствуют ли животные любовь? Как?

Учитель обращает внимание учеников на вопрос и просит дать на него  ответ одним определением:

- Ребята, как могут относиться люди к животным? (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… Учитель записывает то, что предлагают ученики, при этом пишет слова в две колонки: в одной – слова, положительно характеризующие поступки людей, в другой –отрицательно.)

- А теперь давайте подумаем, почему одна колонка получилась длиннее, чем другая? Чем вы это можете объяснить?

 

Чтение текста (показ слайдов, звучит музыка).

 

Работа по тексту (на слайдах рисунки с изображением Чанга из учебника учащихся).

 

-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?

- Что удивило рассказчика? Как в диалоге между охотником и рассказчиком передается удивление последнего? (Ученики обратят внимание на знаки препинания, лексику: «пристально», «недоверчиво», «повернулся от изумления»; повторы: «слепой... совершенно слепой».)

-Как охотник относится к Чангу? (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».)

- Продолжите фразу:

Охотник относился к Чангу … (как?) (Может быть составлен такой ряд: по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т.п.)

- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему?

- В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.)

- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.)

-Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?

- Попробуйте дать характеристикуохотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой.

 

-А теперь ребята давайте поработаем над текстом.

(У детей открыты учебники, они самостоятельно работают над текстом. Все цитаты дети находят сами, дают сами лексическое значение словам, которые просит найти учитель, определяют тип речи, находят выразительно- изобразительные средства языка…).

 

- Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.)

- Повествование в произведении ведётся от лица кого? (Рыбака, т.е. рассказчика.)

- В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль? («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.)

- Дайте лексическое значение слову «трудный», которое встречается в начале произведения. (Требующий большого труда, напряжения.)

- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему? (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.)

- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебекажется, почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)

- Изображение осеннего пейзажа представляет собой? Укажите тип речи? (Описание).

- Рассказ хозяина о Чанге («Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет...») представляет собой? Тип речи? (Повествование).

- В словосочетании «золотая собака» прилагательное выступает в роли какого выразительно-изобразительного средства? (Эпитет).

 

Подведение итогов беседе (показ слайдов, звучит музыка).

- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?

- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?

Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.

Домашнее задание (на слайде).

Дайте развернутый ответ на вопрос:

- За что можно уважать хозяина Чанга?

 

www.openclass.ru

Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб»

Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произведений талантливых русских и зарубежных писателей, и соответствием их интересам детей и подростков определённого возраста, и разработками интересных и воспитывающих вопросов и заданий. Тем не менее при работе с конкретным классом часто возникает потребность изменить даже тщательно разработанную методику, что я и позволила себе в данном случае, да простят мне такое своеволие авторы данного учебного пособия.

Цели урока. Знакомство с жизнью писателя Евгения Ивановича Носова и его рассказом; анализ метафоры, заключённой в названии, обсуждение проблем, связанных с отношением к труду животных и людей; закрепление понятий “пейзаж”, “описание животного”, “диалог”, “олицетворение”; развитие мышления, речи, эмоций, навыков выразительного чтения, пересказа, умения доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, делать записи в тетради; воспитание гуманизма, умения понять животных и человека, трудолюбия, интереса к чтению.

Стадия вызова. Отгадываем шарады.

Это слово не для смеха.

Первый слог — движенье танца.

Слог второй есть у гороха

Иль гусаров красит лица.

Третий слог — местоименье,

В среднем роде указанье.

Слог последний —

Слог обширный:

Начинаем мы с предлога,

Очень нужного для входа;

Дальше суффикс очень русский,

Он и в слове есть “французский”.

Окончанье не проблема —

В признаках мужского рода.

В целом вышло — Па-ус-то-в-ск-ий.

В классе все умны и ловки.

Если хочешь возражать,

Будешь тот союз искать.

А потом предлог-приставку,

К единению подсказку:

Он в СоДружестве Со Всеми,

Нынче и в спортивной теме.

А конец — опять предлог,

Знанья в вас вложить готов.

Но-со-в — автор знаменит,

С ним знакомство предстоит.

Небольшое сообщение пятиклассника о писателе, подготовленное дома по справочной литературе.

Введение кластера (опорной записи на доске и в тетрадях)

— Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке о писателе Носове мы вспоминаем о другом писателе — о Паустовском?

(У них есть произведения, похожие по названию.)

Запишем их на доске и поразмышляем о сходстве и различии.

(Учащиеся сразу вспоминают многозначность метафоры “тёплый хлеб” из недавно изученной сказки Паустовского: это и тёплая мука, в которую люди радостно погружали руки, и свежеиспечённый хлеб, и общее дело, объединившее людей в трудную минуту.)

А теперь давайте попробуем взять интервью у человека, не читавшего рассказ Евгения Носова. Спросим у него, о чём, по его мнению, может быть произведение с таким названием. Если в классе нет таких, может быть, кто-то попробует вообразить себя в подобной ситуации: как бы он рассуждал? (Задача данного приёма — пока отвлечь ребят от разговора о судьбе собаки, чтобы вспомнить такое значение слова “хлеб”, как “средство к существованию, заработок”. Словари обычно тут же указывают фразеологизм “быть на хлебах” — на пропитании, иждивении. Можно напомнить строчку из стихотворения «Железная дорога» Н. А. Некрасова: “Трудно свой хлеб добывал человек”.) Ребята, а какой хлеб, по-вашему, труден?

(Учащиеся называют трудные, с их точки зрения, профессии и виды деятельности, кстати, в том числе и труд учителя. В результате беседы в тетради появляются новые опорные записи.)

А теперь найдите в тексте рассказа слова, которые перекликаются с нашими размышлениями о смысле названия. (“Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный” — так говорит о главном герое рассказа собаке Чанге его хозяин.)

— А как вы считаете, насколько это важно, какой хлеб есть: трудный, честно заработанный, или лёгкий, не требующий особых усилий?

(Ребята рассуждают, что в жизни кому как повезёт с работой, но “трудный хлеб” обычно вызывает больше уважения, а иногда и удивления.)

— Но ведь в рассказе Носова речь идёт о собаке. Какие профессии собак вам известны?

— Какая профессия у Чанга?

(Это охотничья собака.)

— Какие к ней предъявляются профессиональные требования?

(Ловкость, быстрота реакции, зоркость, чутьё, абсолютный слух, жестокость, сообразительность.)

— Всем ли этим требованиям соответствует Чанг?

(Нет, это слепая собака.)

— Кем обычно в человеческом обществе являются слепые?

(Это инвалиды, обречённые на жалость, помощь других людей или беспомощное сидение дома, на пенсии, ведь работать они не могут.)

— А как поступают, если собака не соответствует профессиональным требованиям?

(В «Методических рекомендациях» к учебному пособию «Вокруг тебя — Мир» помещён очень яркий публицистический материал, который зачитывает подготовившийся заранее мальчик.)

В одной из газет было напечатано следующее.

В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны <…>

Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё.

Вот этот пушистый коврик… Мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака — лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.

А что делать? — посетовал охотник. — Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен. (Вокруг тебя — Мир. Методические рекомендации. 5-й класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В. Ю. Выборнова, М. Р. Савова, А. М. Розов, В. В. Шишкина. М.: МАИК «Наука», 1996. С. 68–69.)

Завязывается микродискуссия о возможности и нравственной оценке такого отношения к переставшему соответствовать профессиональным требованиям животному, подводя её итоги, учитель зачитывает продолжение статьи.

Случай, что и говорить, жутковатый, и поэтому городок, где это произошло, и имён меня просили не называть. Да и что это изменило бы сейчас? Понять охотника можно. Простить?.. Вряд ли. Ну, непрофессиональный пёс, ну не нравятся ему сохатые, не лежит душа их гнать. Может, таких псов один на тысячу? Может, ему место в детском саду, среди ребятишек, чтоб добрее были…

А теперь сравним позицию этого охотника с позицией хозяина Чанга. Прочитаем по ролям диалог, начиная со слов: “Новичок, наверно?” до слов: “А эту куда? — нахмурился охотник. — Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму”.

В процессе обсуждения проблемы обращаемся к очень содержательным и предполагающим возможность выбора заданиям учебного пособия (Вокруг тебя — Мир. Книга для ученика. 5-й класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В. Ю. Выборнова, М. Р. Савова, А. М. Розов, В. В. Шишкина. М.: МАИК «Наука», 1996. С. 92, задания 1, 2), а также оформляем новый кластер, представляющий собой схему рассуждения по АТРИЗ.

+

— какую-то пользу принесёт;

— не так скучно охотнику в лесу;

— собака не будет скучать дома;

— собака будет чувствовать себя нужной людям, не инвалидом.

Если брать слепую собаку на охоту:

— собака может ошибаться;

— нечётко выполнять команды;

— упустить дичь;

— добыча будет меньше, чем у нормальной собаки, а кормить надо столько же.

— Какие “плюсы” и “минусы” вы считаете самыми важными? Подчеркните их.

— Можно ли, по-вашему, считать такое бережное и уважительное отношение к собаке реальной помощью в трудной жизненной ситуации?

(Да, собаке хозяин оказывает доверие, любит её, она не ощущает своего несовершенства.)

— А ведь это очень важно и для животных, и для людей — умение оказывать помощь обиженному судьбой существу, не унижая его, не усугубляя горя и неприятных ощущений.

Тем более что именно они больше всего нуждаются в нашей заботе и понимании. Приходилось ли кому-то из вас, ребята, оказывать такую помощь? Как вы это делали? Как чувствовали себя при этом?

Эмоционально-интеллектуальная пауза

А теперь закройте, пожалуйста, глаза и послушайте, как я прочитаю детали описания. Попробуйте показать жестами, молча, кто так описан в тексте. Отвечать вслух будет только тот, кого я назову, и при этом с закрытыми глазами. Итак, “белая подкладка”, “чёрный сюртук”, “белая рубашка”, “зелёно-чёрная голова”, “острый копьеобразный клюв”. Да, это, действительно, птица крохаль, которую добыли Чанг и его хозяин. Какой художественный приём преимущественно использован здесь автором? Как вы думаете, почему?

(Олицетворение, потому что автор сначала жалеет зря погубленную птицу: мясо у неё всё равно невкусное.)

А теперь откройте глаза и быстро найдите в тексте описание Чанга. (“Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу”, “плыла легко и быстро”, “встряхнул длинными лохматыми ушами”, “Он лежал, положив морду на мохнатые лапы в чёрных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки”, “насторожился, оживлённо задвигал влажным, точно резиновым, носом”). Можно ли по этим деталям судить об отношении автора к собаке?

(Да, он удивлён и восхищён ею, её “трудным хлебом”).

— Вернёмся к началу, зачитаем первый абзац. Что он из себя представляет?

(Это пейзаж — описание осенней природы. Но пейзаж необычен, в нём тоже олицетворение: осень изображена, как хозяйка, которая наводит порядок в лесу. Может быть, автор хочет подчеркнуть мысль, что у каждого своя судьба и свои заботы.)

Ребята, а как вы думаете, трудным или лёгким был хлеб у маленького светофора Светика из рассказа Татьяны Александровой «Светофорчик»? Давайте послушаем его самого. Можно задать вопросы.

(Заранее подготовившийся ученик делает пересказ текста от имени Светика. (Вокруг тебя — Мир. Книга для ученика… С. 24–25.). В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что эта работа тоже непростая, ведь прохожие и машины очень часто спешат и нарушают правила дорожного движения.)

— Только ли о правилах дорожного движения этот рассказ? А о чём тогда?

(Работая над 2-м и 3-м вопросами учебного пособия «Вокруг тебя — Мир» и выдвигая собственные версии, ребята приходят к выводу, что сказка не столько о правилах движения и не только о приключениях светофорчика, а о том, можно ли сразу сделать всех счастливыми. “Я хотел быть добрым сразу ко всем, — думает Светик, — и чуть было не погубил всех”.)

— Давайте прочитаем по ролям заключительный диалог Светика с листьями, снежинками, птицами и проследим, как постепенно сказочный герой сам приходит к жизненной мудрости. Какой? (“Так приятно всегда говорить «да», и всё-таки иногда «нет» лучше, чем «да», — делился Светик открытием со своими собеседниками”. Чтобы не было беды и несчастных, бывает, нужно отказывать себе в чём-то.)

На дом учащиеся получают одно из творческих заданий, предусмотренных учебным пособием «Вокруг тебя — Мир», на выбор: написать письмо — отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока (с. 92) или написать письмо Светику о том, чему научила история, которая произошла с ним.

Заканчивается работа отзывами ребят об уроке.



www.yurii.ru

Читать книгу На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)

Евгений Носов НА РЫБАЧЬЕЙ ТРОПЕ Рассказы о природе

Содержание

Тридцать зерен

Весенними тропами

Дымит черемуха

Белый гусь

Радуга

Где просыпается солнце?

Живое пламя

Забытая страничка

Деревенские ласточки

Лесной хозяин

Трудный хлеб

Таинственный музыкант

Черный силуэт

Чирки

Разбой на большой дороге

Как патефон петуха от смерти спас

Как ворона на крыше заблудилась

Хитрюга

Ракитовый чай

Зимородок

Коварный крючок

Репейное царство

Неспешными проселками

Под старым осокорем

Палтарасыч

Пропавшая заря

Тропа длиною в лето

ТРИДЦАТЬ ЗЕРЕН

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь. Но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать — в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Расклевав твердую скорлупку, она выщипала ядро.

Всё обошлось благополучно. Тогда синичка, улучив момент, подобрала зернышко номер два...

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она, все еще робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна ее судьба.

— Можно, я склюю еще одно зернышко? Одно-единственное?

И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

— Ну, пожалуйста, еще одно. Ладно?

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на саном кончике линейки. Зернышко казалось таким далеким, и идти за ним так боязно!

Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

— Ты здесь живешь?

— Да.

— А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

— Где ты взял кусочек солнца? А это что?

— Это? Книги.

— Что такое книги?

— Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. И еще научили насыпать тебе конопляных зернышек.

— Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

— Я — Человек.

— Что такое Человек?

Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

— Видишь нитку? Она привязана к форточке...

Синичка испуганно оглянулась.

— Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас — Человек.

— А можно мне съесть это последнее зернышко?

— Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Это помогает Человеку хорошо работать. Согласна?

— Согласна. А что такое работать?

— Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

— А чем ты помогаешь людям?

— Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен...

Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклевывает его на кончике линейки.

ВЕСЕННИМИ ТРОПАМИ

Не знаю, как в других краях, а в нашей стороне зима нынче не по совести застоялась. Уж и марту конец, а она и не думает раскланиваться. Разлеглась по полям свежей наметью, пушит инеем продрогшие леса, на окнах занавески из тонкой изморози развешивает, а узоры на тех занавесках все еловыми лапами да можжевеловыми ветками.

Оно, конечно, ядреная зима русскому человеку не в тягость. Любит он и крутой морозец и спорую порошу. Иной раз ввалится в сени, на шапке сугроб, борода смерзлась, аж хрустит; постучит валенком о валенок у порога, хлопнет шапкой о колено и крякнет: «Ну и метет. Носа не видно!» А у самого в глазах так и прыгают лукавинки. А спросить: чему радуется?

Но всему свой черед. В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла. А загостившейся зиме намекает, что-де пора и честь знать: проводы с блинами устраивают, скворечники на шестах вывесят, а на колхозной усадьбе нетерпеливый тракторист запустит мотор и, окутанный грохотом, вслушивается во что-то, а у самого в глазах тоже удаль да лукавство.

И я все с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда, наконец, всполошится все вокруг от хмельной радости обновления?

Но слышно: опять синица в окно кормушкой стучит. Значит, ночью снег выпал, все прикрыл, нечем птахе поживиться. Под вечер снова черемуха веткой по стеклу скребет. И как только она царапнет, тотчас чайник на плите заскулит тоскливо, по-щенячьи. Я по этим своим приметам и узнаю: опять вьюжит.

Зима надломилась лишь спустя несколько дней после равноденствия. Вдруг с юга потянуло влажным теплом, отпотели окна в доме, и по стеклу, прокладывая путь сквозь матовую морось, побежала робкая струйка. С нее все и началось.

В тот день меня разбудила синица. Она сидела на ветке черемухи у окна и торопливо и возбужденно звала меня: «Ци-ци-пи, ци-ци-пи, ци-ци-пи! Что ты спишь? Что ты спишь? Что ты спишь?»

Я выглянул в окно и зажмурился от яркости огромного многоярусного облака, повисшего среди начисто выметенного неба. Оно было соткано из солнечного сияния и нетронутой белизны, и казалось, что сама весна прилетела на этом белом чуде. А синица все раскачивалась на ветке и неистово и громко, так что звоном в ушах отдавалось, выкрикивала радостное: «Ци-пи! Ци-пи! Не спи! Не спи!»

Я и без нее знаю, что теперь спать не приходится. Весна вся в движении. Надо поспеть за нею, ничего не упустить в ее чародействе.

Зарядил фотоаппарат, вытащил из ящика болотные сапоги. Трубач увидел сапоги, вскочил с подстилки, запрыгал, застучал хвостом по стульям. Он давно ожидал, когда я, наконец, начну собираться.

— Идем, дружище, весну встречать.

Трубач понимающе тявкнул густым, сочным баском, и в буфете зазвенела посуда.

После многодневной осады весна ворвалась в город и вела жаркие уличные бои. Рушились, подточенные солнцем, снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились очищенные от снега крыши; невесть когда появившиеся грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами побуревшие дороги.

Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи, эти неутомимые связные весны.

Город полнился ярмарочным гамом. Одержимо, разноголосо дудели автомашины, наверно оттого, что улицы полны народу. Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали головокружительные виражи горластые грачи.

Среди всей этой весенней суматохи слышно, как на той стороне улицы, у ворот промысловой кооперации, толстенький, хрустящий хромом Степан Степаныч посылал своего сторожа разорять грачиные гнезда.

— Экий ты, Афанасий, раскоряка: на дерево не можешь залезть.

— Не могу, Степан Степаныч, головокружение.

— А ты пей поменьше.

— У меня это сроду.

— Как же ты тогда в пожарных служил?

— Так и служил. При бочках. Лазить не приходилось.

Степан Степаныч плюнул и скрылся в воротах, а сторож, завидев меня, давнишнего знакомого, перебрался через полные воды и битого льда колеи на мою сторону и попросил табачку для, как он выразился, успокоения досады.

— Ну и дела,— покрутил головой Афанасий.— Пристал: лезь на дерево, да и все тут. Оно слазить не хитро. Да за что птицу-то обижать? Говорит, заседать мешают. В самые окна целый день кричат. А ты заседай поменьше. Нос не в бумагу, а в дело суй. Так-то оно лучше будет...

За городом уже пестро от проталин. Чернели греб

www.bookol.ru

е носов трудный хлеб читать



Е носов трудный хлеб

В разделе Лингвистика на вопрос Краткое содержание Носов трудный хлеб пожайлуйста!!)) 10 или чуть побольше строчек :3 заданный автором Ёергей Мочалин лучший ответ это Двадцать пятого марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Иван Яковлевич с удивлением узнает, что нос принадлежит одному из его клиентов, коллежскому асессору Ковалеву. Цирюльник пытается избавиться от носа: выбрасывает его, но ему постоянно указывают на то, что он что-то уронил. С большим трудом Ивану Яковлевичу удается бросить нос с моста в Неву. А в это время коллежский асессор просыпается и не находит у себя носа. Он шокирован. Прикрыв лицо платком, Ковалев выходит на улицу. Он весьма расстроен произошедшим, так как теперь не сможет появляться в свете, да к тому же у него много знакомых дам, за некоторыми из которых он не прочь поволочиться. Неожиданно он встречает свой собственный нос, наряженный в мундир и панталоны, нос садится в карету. Ковалев спешит за носом, оказывается в соборе. Нос усердно молится. Ковалев подходит к нему, объясняет сложившуюся ситуацию, просит, чтобы нос «вернулся на свое законное место». Однако нос делает вид, что не понимает Ковалева.Ковалев отправляется к обер-полицмейстеру, но того нет дома. Ковалев приходит в отдел газетных объявлений, рассчитывая дать объявление о пропаже носа. Но ему отказывают, так как объявление слишком необычно и может навредить репутации газеты. Расстроенный Ковалев возвращается домой. Он размышляет о том, кто же мог сыграть с ним такую злую шутку. Он подозревает штаб офицершу Подточину, знакомую даму, которая хочет женить его на своей дочери. Возможно, что с помощью неких колдовских приемов Подточина сделала так, чтобы Ковалев остался без носа. И это за то, что он не желал жениться на дочери Подточиной! Рассерженный Ковалев отправляет Подточиной письмо, в котором обвиняет ее в пропаже носа. В ответном письме Подточина искренне удивляется таким странным умозаключениям асессора.По Петербургу ползут слухи о разгуливающем по улицам носе Ковалева. Вечером того же дня полицейский надзиратель приносит Ковалеву его нос, добавляя, что с трудом сумел поймать его, так как нос уже садился в дилижанс и собирался ехать в Ригу. Ковалев благодарит надзирателя, дает ему ассигнацию, а когда тот уходит, пытается приставить свой нос на место. К ужасу Ковалева, нос не держится и падает на стол. Ковалев посылает за доктором, но и тот не знает, как помочь Ковалеву. Ковалев думает о том, что его жизнь теперь бессмысленна: без носа он никто.

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Краткое содержание Носов трудный хлеб пожайлуйста!!)) 10 или чуть побольше строчек :3

Ответ от Невролог[гуру]Евгений Носов «Трудный хлеб»Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей – пролётные гости с далёкого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали улетели. Погода не торопила их на юг.Моё соседство их нисколько не смущало. Видать, мало они имели встреч с человеком. Не то что наша дикая утка .Редко по какой из них не палил из ружья.---Ну и так далее - ничего общего с предыдущим ответом

Ответ от Ольга Чайкова[гуру]Рассказ совсем небольшой, можно и прочитать.Поздней осенью автор отправились в лес на рыбалку. Птицы уже улетали в теплые края. На реке плавали две пролетные утки - крохали. Вдруг раздался выстрел: один крохаль улетел, а второй опустил голову в воду и поплыл. Через некоторое время автор увидел спаниеля, плывущего за подбитой птицей. Собака схватила утку и поплыла обратно к берегу, где ее ожидал охотник. Все было бы обычно, если бы не одно обстоятельство. Чанг, так звали собаку, был абсолютно слепым, он не мог видеть птицу и ориентировался только по нюху. Слепым он был с самого рождения, отличный нюх заменял ему глаза. Хозяин Чанга никогда даже не думал завести другую собаку, зрячую. Он полюбил Чанга, а тот честно служил своему хозяину. Хозяин с гордостью сказал, что Чанг честно зарабатывает свой трудный хлеб.

Ответ от способный[новичек]у

Ответ от Испросить[новичек]Можно и прочитать-_-

Ответ от Ёвета Джа[новичек]еееееее

Ответ от Даша Гилёва[новичек]прочитайте

Ответ от Наташа[новичек]да

Ответ от Надя муродова[новичек]круто

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *