28 апреля 2008 г.
Наши деды и прадеды ели простою пищу и не знали многих сегодняшних болезней. В допетровские времена, например, на Руси употребляли в основном квасы с травами, различные натуральные продукты. Мясо ели не часто, а только по большим праздникам. Частым исключением были разве что праздничные блины, пироги и пряники. Главным же праздником для крестьянина в осеннюю пору был праздник хлеба - Овинник, "именины овина" , на который готовили оладьи, блины - одно из первых национальных русских кушаний - пшеничные, ржаные, гречневые, блины с припеками, знаменитые курники, пироги, начиненные всякой всячиной (мясом, рыбой, лебедой, капустой, крапивой). Праздник начинался после двух-трех недель за Воздвиженьем. Чаще всего он начинался в день Покрова Пресвятой Богородицы, то есть 14 октября, и продолжался неделю, когда уже закончились полевые работы и вполне определился итог урожая, девушек пора выдавать замуж. (Праздник урожая - Овинник - всегда считался покровителем свадеб. Семьи начинали готовиться к свадьбе. ) Будем надеяться, что в XXI веке этот праздник хлеба сможет возродиться.
Древним ритуальным блюдом являлись блины. Их пекли из кислого теста любого вида муки (гречишной, просяной, овсяной, ячменном, иногда и гороховой). У русских и белорусов блины исстари являлись обязательным блюдом во время поминальных обрядов. До настоящего времени русские помногу и с разнообразными приправами едят их весной, в праздники проводов зимы. Выражение: «Хлеб да соль» - служило одной из форм приветствия, означавшего пожелание благополучия. Хлебом и солью встречали почетных гостей и молодых супругов в день свадьбы, с хлебом и солью навещали роженицу. Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости. Отправляясь в дальнюю дорогу, в первую очередь запасались хлебом.
www.sormovo-hleb.ru
Да и сегодня, когда уровень жизни нашего народа неизмеримо вырос, хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Русские люди вдали от родины скучают по вкусу черного хлеба, мечтают о нем как о великом благе. Много белого хлеба едят в восточных странах - в Закавказье и Средней Азии.
Чем же объясняется высокое потребление хлеба в нашей стране, в частности в России? Прежде всего, надо иметь в виду, что русский национальный хлеб - это черный хлеб, т. е. хлеб из ржаной муки, дрожжевой, кислый. И это многое объясняет. Как показали новейшие биохимические исследования, такой хлеб хорошо усваивается, особенно если он приготовлен на закваске, а не просто на прессованных дрожжах. А именно так готовился русский национальный ржаной хлеб. Закваска - это часть старого теста, которое остается на дне и стенках посуды, в которой замешивается тесто. Она богата витаминами, ферментами и другими полезными для нашего организма веществами, которые еще более активизируются, попадая вместе с тестом в печь. Например, хрустящая корочка черного хлеба - это один из важнейших источников пополнения нашего организма витамином В1.
Истории известен интересный факт, волей случая послуживший экспериментом, который весьма наглядно показал, к чему может привести внезапное лишение русского человека черного хлеба. Во время русско-турецкой войны в 1736 году 54-тысячное русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Обозы с ржаной мукой, которую везли России, застряли где-то в степях Украины. Пришлось печь хлеб из местной пшеничной муки. И тогда в войске начались болезни. "Наипаче приводило воинов в слабость то, - отмечал в своих записках адъютант командующего этим войском Христофор Георг фон Манштейн, - что они привыкли есть кислый ржаной хлеб, а тут должны были питаться пресным пшеничным".
Приверженность русских к черному хлебу и, наоборот, трудности, испытываемые другими народами при переходе с привычного для них пресного хлеба на кислый, неоднократно отмечались и в специальной медицинской литературе, и в художественной особо наблюдательными писателями. Во время своего путешествия на Кавказ А. С. Пушкин заметил, что пленные турки, строившие Военно-Грузинскую дорогу, никак не могли привыкнуть к русскому черному хлебу и поэтому жаловались в целом на пищу, им выдаваемую, хотя она была хорошей. "Это напомнило мне, - говорил Пушкин, - слова моего приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: "Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься".
otvet.mail.ru
Самые известные ПРИМЕТЫ О ХЛЕБЕ. Приметы про хлеб сформировались в глубокой древности и практически все они связаны с судьбой человека. Те, кто хлеб почитал, относился с должной долей уважения, имел и достаток, и крепкое здоровье, и удача такому человеку всегда сопутствовала. Поэтому приметам про хлеб старались неуклонно следовать. Этому учили с детства. Вот самые распространённые приметы про хлеб. Хлеб как священная пища В культурных традициях многих народов хлеб — больше, чем просто пища. Это священная пища, которая используется при определенных религиозных действиях. У восточных народов давая клятву, в руках нужно держать священную книгу и съедать кусочек хлеба — лепёшки. Впрочем, традиции и приметы, связанные с хлебом, имеют сходство у многих народов. Даже хлебные крошки имеют особую ценность — тот, кто съедает их до конца, будет богат, а если стряхивать крошки со стола — скоро и самим придётся просить милостыню. И гостям в знак уважения в первую очередь нужно подавать хлеб. При этом, ни в коем случае нельзя его отламывать одной рукой, а бросить на землю и тем более перешагнуть — и вовсе святотатство. Круглая форма хлеба или лепёшки имеет особое значение. Круг символизирует солнечный диск, а его свет — источник жизни. У казахов существует примета о хлебе, связанная с путешествиями. Тот, кому предстоит дальняя дорога, перед выходом из дома должен съесть ломоть хлеба. Оставшийся хлеб до возвращения путешественника хранится в доме. Считается, что так в пути его будут хранить высшие силы, а вернувшись домой, этот хлеб в знак уважения он должен доесть. В месте, куда отправились в путь, домой нужно непременно купить хлеб. Нельзя передавать хлеб через порог — деньги из дома будут утекать. Существуют и особенные приметы. К примеру, у узбеков ни в коем случае нельзя резать лепёшки ножом или переворачивать и класть верхней стороной (шапочкой) вниз — это к большим неприятностям, считается, что удача может надолго отвернуться. Любое важное событие предваряло преломление хлеба. Эта миссия была возложена на старейшину или главу семьи, из его рук все остальные получали свою порцию хлеба. В традиции народов Ближнего Востока, а также в Египте хлеб несли в качестве подношения богам, а преломление хлеба ассоциировалось с насыщением душ, ушедших из проявленного мира. В те времена верили, что хлеб, а также воду бессмертной жизни хранит бог Ану на Небесах. В Древнем Египте выпекали до 40 видов хлеба. В славянской традиции хлеб выступает символом взаимного обмена между божеством и людьми, а также, между живыми людьми и умершими родственниками. Это — своего рода связь поколений. Считалось, что сами предки незримо принимают участие в выпечке хлеба, а после получают свою долю в виде паров или же специально выделенной части буханки хлеба или каравая. У славян было принято хранить хлеб на столе в красном углу. Также было принято хранить хлеб перед иконами в знак верности Богу. Считается, что Бог в ответ заботиться о благосостоянии семьи, чтобы на столе всегда был свежий хлеб. СВАДЕБНЫЕ ПРИМЕТЫ. Свадебное торжество также имеет свои приметы о хлебе. Так, еще на сватанье в обязательном порядке берут с собой хлеб. К древности на каравай клали руки молодых в знак объединения и договорённости о свадьбе. Уже на свадьбе каравай фигурирует при благословении молодых родителями, а после венчания молодожёнов встречают хлебом и солью. У народов Средней Азии до сих пор сохранилась традиция преломления хлеба над головой невесты, как хранительницы домашнего очага. Есть и такая романтическая примета о хлебе: если парень и девушка откусят от одного ломтя хлеба — их объединит влюбленность, а после, возможно и вечная любовь. Конечно, традиционный атрибут свадебного застолья как в древности, так и наши дни — каравай. При его изготовлении имеет значение каждая деталь. Как правило, в былые времена тесто для каравая должна была замесить замужняя женщина, которая имеет детей и счастлива в браке — так она и невесте передаст удачу. Во время приготовления теста в обязательном порядке читали молитвы. А вот готовый каравай в печь ставил супруг этой женщины. Каравай украшали веточками калины, символизирующей любовь. Помимо большого каравая пекли маленькие пироги, которые во время торжественного застолья раздавали детям. Готовый каравай, если пропёкся и получился без изъянов, сулил семейное счастье. Не особо хорошей приметой считалось, если свадебный каравай треснул, если же с одной стороны тесто в процессе запекания подгорело — это было знаком того, что супруги время от времени будут ссорится. Девушки, которые хотели скорее выйти замуж, после того, как каравай достанут из печи, выкатывали кадку на подворье, а парни при этом должны были три раза подпрыгнуть на месте. В центре каравая, как правило, было углубление для солонки. Несли каравай на новом вышитом полотенце. Плохой приметой считалось уронить свадебный каравай, поскольку это священная пища. И сейчас считаются верными такие свадебные приметы: жених и невеста должны откусить кусок каравая, у кого он больше, тот и будет истинным главой семьи. Можно и разломить каравай, тогда главенствовать будет тот, кому досталась более крупная половина. Соль при этом ни в коем случае нельзя просыпать. БЫТОВЫЕ ПОВЕРЬЯ. Все приметы, связанные с хлебом, призваны почитать эту священную пищу. Считается, что если кормить собак хлебом со стола — быть хозяину бедным. Нельзя оставлять на столе недоеденные куски хлеба — это к болезням. Есть и такая особенная примета — не рекомендуется доедать кусок хлеба, который начал есть другой человек, поскольку так вы заберёте себе его силы и удачу. По этой же причине нельзя есть хлеб у кого-либо за спиной. Кушать хлеб нужно не торопясь, и следя за тем, чтобы крошки изо рта не вываливались — считается, что это к преждевременной смерти. У кавказских народов считается оскорблением отвергать угощение, предложенное хозяевами, особенно, если это хлеб. В некоторых культурных традициях не принято даже просто опираться локтем на мешок с мукой. А если хлеб или его кусок упал на пол, его нужно поднять, поцеловать и положить на возвышение, к примеру, на подоконник. Да и в целом на Руси считали, что на судьбу человека может повлиять — принесли либо удачу, либо несчастья — то, как он обращается с хлебом. Хлеб не только дарит силы, но и способствует гармонии во всех сферах жизни. К примеру, двое людей могут стать верными друзьями, если одновременно преломят хлеб, а после съедят его. «Я с ним кусок хлеба съел», — до сих пор это выражение отражает доверительные отношения и духовную близость между людьми. К слову, если вы хотите порадовать хозяев, отправляясь в гости, покупайте и дарите лепёшки только в четком количестве. Если случайно купили или испекли и принесли в дом друзей нечётное количество лепёшек или других изделий из хлеба — одну разломите на две части. А вот нечётное количество выпечки или хлеба несут обычно на поминки: считается, что так из дома в ближайшее время больше никто не уйдет. Приготовление хлеба, безусловно, имеет свои особенности, к примеру, женщина не может приступать к выпеканию хлеба в дни месячных, сразу после родов, а также после полового акта. Не пекли хлеб во время больших праздников и по воскресеньям. Особыми свойствами обладал хлеб, который забыли вынуть их печи. Такому хлебу приписывали магические свойства: если его отведает человек, без меры тоскующий по умершему родственнику или по любимому человеку и желающий начать новую жизнь, то хлеб очистит его от всех отрицательных эмоций. Применяли его и как исцеляющее средство. Таким образом, хлеб во всех культурных традициях считается священной пищей, требующей особого к себе отношения. Считалось, что если родители научили своего ребёнка относиться к хлебу с должным уважением, значит, правильно его воспитали и жизнь его будет складываться удачно.
ok.ru
У древних славян хлеб был одной из главных пищевых ценностей, с которой было связано множество суеверий. Хлеб, который с приходом христианства стал исключительно символом Тела Христова и Вечной жизни, в языческой среде был связан с культом мертвых, смертью и круговоротом времен года в природе. Древние славяне связывали и с культом солнца: видимо, для них зерно умирало в земле так же, как умирало каждый день солнце, исчезая во мраке на западе, а потом возрождалось новыми колосьями, как солнце, возродившееся утром на востоке.
Люди верили, что печь, в которой пекут хлеб – это вход в мир мертвых, а выпечка хлеба – это ритуал, схожий со сжиганием умерших на костре. Выпекание хлеба превращалось в некое действо, с котором было связано множество поверий, вплоть до того, что было запрещено переступать через печную утварь или подныривать под лопату с хлебом или вообще запрещалось находиться на кухне тем, кто не был задействован в хлебопечении. Якобы все это ухудшало вкусовые свойства хлеба и влекло за собой несчастья, – об этом пишет историк Денис Александрович Ляпин в книге «Очерки этнографии Верхнего Подонья». Но скорее всего, подобные запреты должны были призвать всех домашних к тому, чтобы хозяйке не мешали заниматься важным делом – кормить семью.
Отголоски языческих запретов до сих пор звучат среди людей далеких от какой-либо веры или религии. Связано это еще и с тем, что и Русь, а позже – Россия прошла через множество сложных, трудных и голодных времен, когда корка черствого хлеба могла спасти от смерти. Поэтому до сих пор некоторые бабушки не выбрасывают заплесневевший хлеб, а мужчины бывают смущены вопросом – как лучше резать хлеб: от себя или к себе? А может, лучше не резать, а ломать? А то как-то нехорошо...
Однако несмотря на периоды голода, случающиеся на Руси, бывали случаи, когда хлеб есть было запрещено, в том числе и из-за суеверий.
Например, строго запрещалось резать новый каравай хлеба после захода солнца. Очевидно, что это древнее суеверие было связано с почитанием Солнца, но как именно, теперь установить уже нельзя.
Днем строго настрого запрещалось есть хлеб за спиной у другого человека, якобы это могло каким-то образом забрать у того силу или жизнь.
Запрещалось доедать чужой кусок – якобы это могло мистическим образом обездолить другого человека, лишить его жизненной силы или здоровья.
Нельзя было есть первый каравай, который хозяйка вынимала из печи – этим хлебом язычники «кормили» души умерших предков, которые слетались в дом на запах свежего хлеба. Первый каравай «умывали» водой, чтобы от него было еще больше пару, а потом ломали руками и клали на подоконник или к слуховому окну на чердаке таким образом, чтобы дым непременно выходил наружу и приманивал к дому покойников. А в некоторых случаях первый хлеб даже уносили на могилы родственников.
С этим же обычаем и связана русская традиция поминать покойных блинами, об этом пишет известный лингвист Александр Стахов в работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования». В некоторых селах Белоруси до сих пор суеверные старушки при готовке блинов откладывают самые первые блины для поминки покойников.
Запрещалось есть забытый в печи хлеб, считалось, что если его съешь, то и сам все забудешь. Этот запрет нарушали лишь в том случае, если кто-то действительно хотел забыть дорого, но уже почившего человека: «кто умре, кто забыцца не може, хлеб тот ест...»
Историк Ляпин в книге «Очерки этнографии..» упоминает и о случаях, когда древние славяне гадали на хлебе или использовали его в лечении, якобы сводя на него болезни. Например, он упоминает об обычае лечения расплавленным воском, который выливали в кувшин, который был покрыт плоским хлебом или блином, в котором проделывали отверстие. По форме воска судили о сглазе или болезни, и дальше колдун уже действовал, исходя из собственной фантазии.
Заболевшего ребенка могли с головы до ног обмыть специальной наговоренной водичкой, затем эту воду сливали в сосуд, куда клали хлеб, который, очевидно должен был «впитать» болезнь.
И после заговоров, и после подобного «лечения» хлеб не ели, а скармливали его птицам, причем, диким или уносили в лес и оставляли там, в надежде опять же на птиц, голодных зверей или насекомых.
Кроме славянских запретов, Ляпин упоминает обычай германских племен в голодный год не съедать последний хлеб, а сжигать его, посвящая в жертву некой богине. Возможно, подобное существовало и у славян.
С приходом христианства запретов, связанных с хлебом, стало немного меньше, но все-таки они не исчезли, сохраняясь в крестьянской среде в виде суеверий, узнавая о которых можно лишь удивляться изобретательности человеческого ума и нашей способности всего боятся.
Филолог из Кургана Екатерина Владимировна Рычкова в работе «Пищевые предписания и запреты в религиозно-обрядовой культуре старообрядцев Зауралья» упоминает оригинальные суеверия, связанные с хлебом. Например, старообрядцы хлеб не резали, как и язычники, но связано это было уже с тем, что «хлеб резать, это как Христа резать», поэтому хлеб ломали руками.
Хлеб нельзя было класть на круглую тарелку, потому что на такое блюдо в евангельские времена положили отрезанную голову Иоанна Крестителя.
Запрещалось есть хлеб, макая его в соль, якобы потому, что на Тайной Вечере Христос обмакнул хлеб в соль, прежде чем подал его Иуде – таким образом, кто ест хлеб, макая в соль, тот «Христа предает».
Разумеется, любой вам священник скажет, что все это – лишь суеверия, которых верующий христианин не должен боятся.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Вряд ли кому-то не знаком запах свежеиспеченного хлеба. Но при этом мало кто знает, что выпекание хлеба – это одна из древнейших славянских традиций, которые раньше передавались из поколения в поколение. А люди преклонного возраста часто используют поговорку “хлеб всему голова”.
В древние времена хлебу приписывались даже некоторые эзотерические качества, с ним было связано множество народных примет. Например, если хлеб падал на пол, его обязательно надо было поднять и поцеловать. В противном случае семья могла понести серьезные финансовые потери.
А если человек случайно находил хлебную горбушку, ее надо было оставить на видном месте, чтобы хлеб обнаружили птицы. Строжайше запрещено было переступать через хлеб. Это могло накликать на человека беды и болезни. А большим грехом считалось не доесть хлеб.
К сожалению, людей, которые знали бы все славянские традиции, связанные с выпеканием и обращением с хлебом, сегодня практически не осталось. Но все-таки они есть. В деревнях еще остались люди, выпекающие хлеб самостоятельно и знающие все приметы, связанные с этим продуктом.
Тут надо отметить, что многие горожане тоже пекут хлебные изделия сами. Благо, сегодня появилась масса домашних мини-хлебопекарен, обладающих завидными функциональными возможностями. Например, хлебопечка Moulinex UNO OW310130 успешно справляется не только со стандартной выпечкой. Это устройство способно выпекать французские булки, русскую сдобу и даже готовить выпечку с йогуртом.
Ну а жители деревень, продолжающие древние традиции наших предков, выпекают хлебные изделия в русских печах. А занятие это требует большого запаса знаний и навыков. Чтобы осознать всю серьезность этого процесса, следует знать, что к выпечке ни в коем случае не должен допускаться человек, имеющий не отпущенные грехи. Поэтому перед началом выпечки следует исповедоваться в церкви.
Лучшими дровами для выпечки традиционно считаются березовые и ясеневые. Нарубив дрова, их следует несколько недель просушить на свежем воздухе, а затем выдержать в сухом месте примерно год. Но заготовка дров – это еще далеко не все. Очень важно правильно разложить их в печи. От их расположения зависит очень многое. Если допустить ошибку, выпечка может сгореть или наоборот не пропечься.
Не менее важная задача связана с грамотным замешиванием теста. Сначала в воде растворяются дрожжи с чайной ложкой сахара. После этого в воду высыпается мука и тщательно замешивается до получения однородного теста. Сверху тесто присыпается мукой и оставляется настаиваться примерно на час.
Если спустя час тесто поднимается, а затем опускается, в процессе чего образуются “морщины”, значит, оно готово к выпечке. Только после этого в него добавляется соль и сахар, после чего тесто вымешивается еще раз в течение десяти минут. Затем тесту снова надо дать настояться. Оно выкладывается в форму, смазанную маслом, и накрывается полотенцем. Спустя час, можно ставить его в разогретую печку.
Что и говорить, нашим предкам приходилось немало поработать, чтобы получить домашнюю выпечку. Сегодня все гораздо проще. Мини-хлебопекарни успешно выполняют все эти задачи самостоятельно. Надо лишь загрузить в форму нужные продукты и выбрать требуемую программу. Все остальное хлебопечка сделает самостоятельно. Например, как свидетельствуют отзывы о хлебопечке Мулинекс OW110130, это устройство прекрасно справляется и с замешиванием теста и с последующей выпечкой.
А после выпекания хлеба наши предки выкладывали его на стол и сбрызгивали священной водой, иногда смазывали медом, а сверху накрывали чистым полотенцем.
1eva.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»