Г72 ОГЭ (ГИА-9) 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. 50 вариантов типовых тестовых заданий Ю. Н. Гостева, И. П. Васильевых. Осторожно не спеша ем горячий жареный хлеб грамматическая основа
Г72 ОГЭ (ГИА-9) 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. 50 вариантов типовых тестовых заданий Ю. Н. Гостева, И. П. Васильевых
В них воплощаются мысли конкретного человека, который по-своему видит мир». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами С. М. Евграфовой. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)Хлеб… (2)Это слово шелестит, как спелые колосья под лёгким ветерком. (З)Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай.
(4)Я помню хлеб блокадного Ленинграда — маленькие, серые, похожие на глину комочки. Мы — счастливые. (6)Мы живём в садике-интернате и три раза в день получаем по кусочку хлеба с крохотными довесками. (7)Мы знаем, что все кусочки равны по весу, но нас не проведёшь. (8)Мы видим, что горбушка всегда больше. (9)И у нас на право съесть горбушку строжайшая очередь. (10)3а ужином съедать свою порцию хлеба хоть и хочется, но не надо. (11)А то потом, когда сторож дядя Саша затопит в кочегарке печь и все побегут жарить свои кусочки, будет обидно.
(12)И как только воспитательница отворачивается, сую хлеб в карман платья. (13)Вечером дядя Саша настрогал нам лучинок. (14)Мы накалываем маленькие кусочки, прикладываем их к раскалённому боку печи. (15)Хлеб шипит, из него идёт белый пар, который пахнет так вкусно, что желудок сразу сводит судорогой. (16)Осторожно, не спеша ем горячий жареный хлеб. (17)Хочу, чтобы эта процедура длилась бесконечно. (18)Кусаю не просто так — где попало, а сначала медленно откусываю уголки, потом — оставшиеся между ними края, потом — опять четыре уголка, и так до тех пор, пока вдруг не обнаружится, что кусать просто нечего. (19)С тоскою смотрю тогда на оставшиеся в ладони крошки хлеба. (20)Вздохнув, аккуратно кладу их на язык, долго рассасываю и незаметно для самой себя проглатываю… (21)Я выхожу из-за печи, где мы жарим и едим хлеб. (22)На широкой лавке у стены, попыхивая трубкой, покашливая, утирая рукавом полосатой рубахи слезящиеся глаза, седой и лохматый, в белых валенках с чёрными заплатками, в залатанных на коленях брюках, сидит наш любимец — дядя Саша. (23)Он не то сторож, не то кочегар, не то просто добрый дед из хорошей, но грустной сказки. (24)Я подхожу, сажусь возле его тёплого, пахнущего махоркой бока, молчу. (25)Исподлобья поглядываю в ту сторону, где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба. (26)Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову.
(27)Его скрюченные, неразгибающиеся пальцы вздрагивают. (28)Он едва касается ими моей стриженой головы, точно боится, что если опустит тяжёлую руку, то раздавит меня. (29)Говорит тёплыми, как его бок, словами: Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта. (ЗО)Ох как досыта! (31)Ещё, чего доброго, скажешь: «Не хочу хлебца, мяска давай или конфет каких!..» (32)Никогда так не скажу!.. — угрюмо заверяю я. (ЗЗ)И-и, скажешь!.. — тихо, с облегчённым вздохом возражает дядя Саша. — 3абудется всё. (35)Так, останется что-то, будто страшный сон видела. (Зб)Потому что мала ты ещё, птаха… (37)Но я помню всё… {По Л. Фатеевой) Луиза Сергеевна Фатеева (1934-2012) — российская поэтесса и прозаик. Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, только один из которых правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7обведите кружком. А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дядя Саша считает, что после войны девочка будет отказываться от хлеба? » Пока воспитанники садика-интерната маленькие и поэтому не так остро нуждаются в других продуктах питания, как подростки. В годы войны воспитанники садика-интерната ели один хлеб, поэтому он не мог им не надоесть. После войны хлеб будет выпекаться по-другому и будет иметь другой вкус. После войны люди наконец насытятся хлебом, и тогда им захочется попробовать чего-нибудь ещё. А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «процедура» (предложение 17). Официально предписанный порядок выполнения чего-либо Лечебное мероприятие Процесс, последовательный порядок действий Рассмотрение какого-либо дела АЗ. Укажите предложение, в котором нет сравнительного оборота как средства выразительности. Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай. Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову.
Говорит тёплыми, как его бок, словами: — Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта. Так, останется что-то, будто страшный сон видела. А4. Укажите ошибочное суждение. В слове ШЕЛЕСТИТ три мягких согласных звука. В слове ИСПОДЛОБЬЯ звуков больше, чем букв. В слове ПТАХА все согласные звуки глухие. В слове СДОБНЫЙ происходит озвончение согласного звука перед [д]. А5. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне. утирая 3) горячий касается 4) равны А6. В каком слове написание приставки не зависит от глухости-звонкости последующего согласного? Раздавит 3) бесконечно Вздрагивают 4) откусываю А7. Написание какого слова определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса — Н-, пишется одно Н»? Страшный 3) стриженой Жареный 4) огромной Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания BIBB записывайте словами или цифрами. В1. Замените разговорное слово «провести» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите это слово. В2. Замените словосочетание «с тоскою смотрю», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. ВЗ. Выпишите грамматическую основу предложения 16. В4. Среди предложений 14-23 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове). Говорит тёплыми/ как его бок/ словами: — Вот погоди, птаха, кончится война/ наедитесь хлебца досыта. Ох как досыта!
чего доброго/ скажешь: «Не хочу хлебца, мяска давай или конфет каких!..» В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой. В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Исподлобья поглядываю в ту сторонугде мои товариъци продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба. Дядя Саша вынимает изо рта трубкучто-то невнятно бормочет, гладит огромной ладонью мою голову. Его скрюченныенеразгибающиеся пальцы вздрагивают. Он едва касается ими моей стриженой головы/ точно боится/ что если опустит тяжёлую рукуто раздавит меня. В8. Среди предложений 2-12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения. В9. Среди предложений 14-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2. С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Леонарда Юрьевича Максимова: «Язык выполняет функцию общения только потому, что в нём формируется и выражается мысль». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л. Ю. Максимова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напи — шите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1 — В9; С2. (1)Когда я надеваю короткую юбку, даже самую модную, все принимают меня за шестиклассницу, хотя я учусь уже в девятом классе. (2)Мне не идут взрослые костюмы и туфли на каблуках. (З)Мне вообще ничего не идёт! (4)Только джинсы и всё детское. (5)Бабушка говорит, что я — позднЯя, как и моя мама, и что мама до семнадцати лет была «гадким утёнком», а потом стала очень красивой девушкой и за ней все ухаживали. Вот уж не верю! (7)Если человек в детстве некрасивый, он таким и останется — психологически!
(8)06 этом я прочитала в бабушкиной книге по психологии; (9)Бабушка у меня совсем не старая, хотя ей пятьдесят девять лет. (10)Я думаю, что мне вообще-то здорово повезло с бабушкой, и, когда я была маленькой, мы очень хорошо с ней дружили. (11)Мы и сейчас дружим, но как-то по-другому… (12)Раньше у меня от бабушки не было никаких секретов, а сейчас мне иногда кажется, что она — из другого века… (13)Например, бабушка считает, что всё в жизни зависит от самого человека: нужно только «учиться, трудиться и хорошо относиться к людям». (14)Но она не понимает, что хотя, конечно, всё это и так, но в классе у нас всё равно обсуждают, к примеру, какой у кого мобильник. (15)А у меня вообще нет мобильника! (16)Никакого! (17)Если честно, то он мне и не нужен совсем, потому что в школе всё равно им нельзя пользоваться, а дома у нас есть обычный телефон. (18)А вот Асе без мобильника никак нельзя. (19)Когда мы вместе идём из школы, мы почти не разговариваем, потому что через каждые пять минут из Асиной сумки раздаётся противное «та-там-та-таааа» и Ася, сказав мне «Олечка, извини», небрежно подносит мобильник к уху и долго слушает, что ей там говорят.
(20)Иногда она тихонько говорит в трубку: «Хорошо, Серёжа» или «Извини, Вадик, завтра я не смогу». (21)Ася никогда не рассказывает мне, кто такие эти Вадик и Серёжа, а я не спрашиваю, потому что не хочу вмешиваться в её личные дела. (22)Хотя мне немного обидно, что у Аси от меня появились секреты: всё-таки мы с ней лучшие подруги… (23)С Асей Шумиловой мы дружим с третьего класса, хотя мы совершенно разные. (24)Ася высокая, светленькая, с длинными, распущенными по плечам волосами, которые она иногда завязывает хвостом. (25)А у меня до восьмого класса были косички, и только потом мамина знакомая посоветовала мне сделать стрижку каре. (26)И ещё Ася уверенный в себе человек, а я нет. (27)Когда меня вызывают к доске читать наизусть отрывок из «Евгения Онегина», я краснею, Путаюсь и забываю слова, хотя у меня хорошая память. (28)Но самое главное, что Ася красивая, а я так себе… (29)Но всё равно Ася моя лучшая подруга, и я ей нисколько не завидую. (ЗО)Иногда я долго стою перед зеркалом и думаю о том, что было бы, если бы я родилась похожей не на папу, а на красавицу маму… (31)Тогда у меня были бы мамины густые курчавые волосы и тёмные «цыганские» глаза. (32)А вот меня красавицей никто не считает…
(33)А когда я хочу поговорить об этом с бабушкой, то она сразу же начинает читать мне лекцию о том, что красивых или некрасивых людей вообш;е не бывает, а просто есть люди, принимаюш, ие себя такими, какие они есть, или не принимаюш;ие. (34)Бабушка себя относит к первой категории, а меня — ко второй. {По Е. Липатовой) Елена Липатова — современный детский поэт, писатель, переводчик. Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, только один из которых правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком. А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчица — девятиклассница Оля — считает, что их с бабушкой дружба стала другой? » Бабушка перестала откровенно высказывать своё мнение по тем вопросам, которые волнуют её внучку.
Оля теперь рассчитывает на советы бабушки как специалиста-психолога, а не как близкого человека. У бабушки Оли, как у женщины ещё не старой, много дел, и ей некогда внимательно выслушивать свою внучку. Оля перестала делиться с бабушкой некоторыми секретами, потому что не надеется, как прежде, на полное понимание. А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «категория» (предложение 34). Проявление чего-либо 3) группа, разряд Свойство предмета 4) событие, случай АЗ. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. Об этом я прочитала в бабушкиной книге по психологии. Если честно, то он мне и не нужен совсем, потому что в школе всё равно им нельзя пользоваться, а дома у нас есть обычный телефон.
С Асей Шумиловой мы дружим с третьего класса, хотя мы совершенно разные. Тогда у меня были бы мамины густые курчавые волосы и тёмные «цыганские» глаза. А4. Укажите ошибочное суждение. В слове СОВСЕМ происходит оглушение согласного звука перед [с’]. В слове СТОЮ одинаковое количество звуков и букв. В слове НЕЛЬЗЯ все согласные звуки мягкие. В слове ДРУЖИМ нет звука [и]. А5. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне. посоветовала 3) короткая косички 4) зеркало А6. В каком слове правописание приставки не зависит от глухости—звонкости последующего согласного? Извини Обсуждают Распущенными Разговариваем А7. Написание какого слова определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на — Н с помощью суффикса — Н-, пишется НН»? совершенно 3) длинными распущенными 4) уверенный Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания BIBS записывайте словами или цифрами. В1. Замените просторечное слово «здорово» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите это слово. В2. Замените словосочетание «в бабушкиной книге», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ВЗ. Выпишите грамматическую основу предложения 15. В4. Среди предложений 13-20 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения. В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове). НапримерУ бабушка считает/ что всё в жизни зависит от самого человека: нужно только *учитъся, трудиться и хорошо относиться к людям». Но она не понимает, что хотя/ конечно/ всё это и так/ но в классе у нас всё равно обсуждают, к примеру/ ‘ какой у кого мобильник.
www.planshetnik.com
В19 ОГЭ 2017. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. 50 вариантов типовых тестовых заданий И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Г. Т. Егораева
Ребятам было настолько скучно, что им уже было всё равно, чем заниматься. Управдом, к которому обратились ребята, планировал отремонтировать пустующее помещение, где раньше располагалась столовая. Ответ: . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. Целый день ровно и неустанно идёт осенний дождь. Блестят отлакированные водой крыши, трубы, мостовая. Прохожие, уткнув носы в воротники, шлёпают по воде прошлогодними калошами. Ребята с тоской смотрят на грязную, мокрую улицу, словно затянутую серой пеленой дождя. ‘ Ответ: . Из предложений 66-70 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от Глухости-звонкости последуюпдего согласного.
Ответ: . Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется Правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». Ответ: . Замените просторечное слово «горланить» в предложении 56 стилистически нейтральным Синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: • Замените словосочетание «кирпичная эстрада», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ■ Выпишите грамматическую основу предложения 65. Ответ: Среди предложений 64-71 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным приложением.
Напишите номер этого предложения. Ответ: В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове). —Ур-р-и! — подхватывает Арбуз. Он/ правда/ ничего ещё не знает/ ему просто хочется покричать. Ребята настораживаются/ и даже Паровозик на время оставляет в покое нос и выжидательно смотрит на Коржика. —Мы устроим театр/ ванные/ отворачиваются. — говорит Коржик и видит/ как ребята, разочаро- (7) Ответ: Укажите количество грамматических основ в предложении 73. Ответ запишите цифрой. Ответ: . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначаюгцую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Некоторое время они стояли, словно примериваясь, откуда начать, потом вся ватага с жаром кинулась на кирпичи. Загремели вёдра, захрустели кирпичи/ перелетая с места на место… Кирпичи складывали в вёдра и корзины и уносили. Некоторые таскали прямо на руках туда, где должен был быть театр. Три дня пыль металась по двору, три дня горланили во дворе обеспокоенные пе — тухи/ и только на четвёртый день удалось закончить сцену. Ответ: . Среди предложений 46-56 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ: . Среди предложений 56-63 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Александровича Федина: «Мысль ведёт за собой слово, дабы оно выразило её и передало людям». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. А. Федина. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Арбуз сдаётся, мечтательно закатывает глаза и говорит: — А хорошо бы! Спектакль бы поставили! Ребята, каждый по-своему, обдумывают затею Коржика и находят уже, что театр сделать нетрудно». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждаюш;их Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение словосочетания ОБЩЕЕ ДЕЛО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое обп],ее дело», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждаюш;их Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Прочитайте текст и выполните задания 2-14. Хлеб… (2)Это слово шелестит, как спелые колосья под лёгким ветерком. (З)Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай. (4)Я помню хлеб блокадного Ленинграда — маленькие, серые, похожие на глину комочки. Мы — счастливые. (6)Мы живём в садике-интернате и три раза в день получаем по кусочку хлеба с крохотными довесками.
(7)Мы знаем, что все кусочки равны по весу, но нас не проведёшь. (8)Мы видим, что горбушка всегда больше. (9)И у нас на право съесть горбушку строжайшая очередь. 3а ужином съедать свою порцию хлеба хоть и хочется, но не надо. (11)А то потом, когда сторож дядя Саша затопит в кочегарке печь и все побегут жарить свои кусочки, будет обидно. (12)И как только воспитательница отворачивается, сую хлеб в карман платья. Вечером дядя Саша настрогал нам лучинок. (14)Мы накалываем маленькие кусочки, прикладываем их к раскалённому боку печи. (15)Хлеб шипит, из него идёт белый пар, который пахнет так вкусно, что желудок сразу сводит судорогой.
(16)Осторожно, не спеша ем горячий жареный хлеб. (17)Хочу, чтобы эта процедура длилась бесконечно. (18)Кусаю не просто так — где попало, а сначала я медленно откусываю уголки, потом — оставшиеся между ними края, потом — опять четыре уголка, и так до тех пор, пока вдруг не обнаружится, что кусать просто нечего. (19)С тоскою смотрю тогда на оставшиеся в ладони крошки хлеба. (20)Вздохнув, аккуратно кладу их на язык, долго рассасываю и незаметно для самой себя проглатываю… Я выхожу из-за печи, где мы жарим и едим хлеб. (22)На широкой лавке у стены, попыхивая трубкой, покашливая, утирая рукавом полосатой рубахи слезяпдиеся глаза, седой и лохматый, в белых валенках с чёрными заплатками, в залатанных на коленях брюках, сидит наш любимец — дядя Саша. (23)Он не то сторож, не то кочегар, не то просто добрый дед из хорошей, но грустной сказки. (24)Я подхожу, сажусь возле его тёплого, пахнупдего махоркой бока, молчу. (25)Исподлобья поглядываю в ту сторону, где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба. Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову. (27)Его скрюченные, неразгибающиеся пальцы вздрагивают. Он едва касается ими моей стриженой головы, точно боится, что если опустит тяжёлую руку, то раздавит меня. (29)Говорит тёплыми, как его бок, словами: Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта.
(ЗО)Ох как досыта! (31)Ещё, чего доброго, скажешь: «Не хочу хлебца, мяска давай или конфет каких!..» (32)Никогда так не скажу!.. — угрюмо заверяю я. (ЗЗ)И-и, скажешь!.. — тихо, с облегчённым вздохом возражает дядя Саша. — 3абудется всё. (35)Так, останется что-то, будто страшный сон видела. (Зб)Потому что мала ты ещё, птаха… Но я помню всё… {По Л. Фатеевой) Луиза Сергеевна Фатеева {1934-2012 гг.) — российская поэтесса и прозаик. Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово {словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дядя Саша считает, что после войны девочка будет отказываться от хлеба? » Пока воспитанники садика-интерната маленькие, и поэтому они не так остро нуждаются в других продуктах питания, как подростки. В годы войны воспитанники садика-интерната ели один хлеб, поэтому он не мог им не надоесть. После войны хлеб будет выпекаться по-другому и будет иметь другой вкус. После войны люди наконец насытятся хлебом, и тогда им захочется попробовать что-нибудь ещё. Ответ: . Укажите предложение, в котором нет сравнительного оборота как средства выразительности.
Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай. Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову. Говорит тёплыми, как его бок, словами: — Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта. Так, останется что-то, будто страшный сон видела. Ответ: . Из предложений 13-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последуюш, его согласного.
Ответ: . Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется Правилом: «В имени прилагательном, образованном от основы имени супдествительного с помош, ью суффикса — Н-, пишется одна буква Н». Ответ: . 7. 6. Замените разговорное слово «провести» в предложении 7 стилистически нейтральным си Нонимом. Напишите этот синоним. Ответ: Замените словосочетание «с тоскою смотрю», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: Выпишите грамматическую основу предложения 16. Ответ: Среди предложений 14-23 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. Ответ: . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначаюш;ие запятые при вводной конструкции (вводном слове). Говорит тёплыми/ как его бок/ словами: — Вот погоди/ птаха/ кончится война/ наедитесь хлебца досыта. Ох как досыта! Ещё/ чего доброго/ скажешь: «Не хочу хлебца/ мяска давай или конфет каких!,.» Ответ: . Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой. Ответ: . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначаюш;ие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Исподлобья поглядываю в ту сторонугде мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба. Дядя Саша вынимает изо рта трубкучто-то невнятно бормочетУ гладит огромной ладонью мою голову. Его скрюченныенеразгибающиеся пальцы вздрагивают.
Он едва касается ими моей стриженой головыУ точно боитсяУ что если опустит тяжёлую рукуУ то раздавит меня. Ответ: • Среди предложений 2-12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ: • Среди предложений 7-16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ: . Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Дмитриевича Ушинского: «Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К. Д. Ушинского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— Забудется всё. Так, останется что-то, будто страшный сон видела. Потому что мала ты еидё, птаха… Но я помню всё…» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждаюш;их Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Как Вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое память», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждаюш;их Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Прочитайте текст и выполните задания 2-14. Я долго думала, что мне надеть на школьный вечер. Сначала я почти решила, что синее платье со стойкой будет в самый раз: просто и элегантно!
(3)Но моя подруга Ася сказала, что я сошла с ума и что это моё платье можно надевать только на утренники в младших классах. Кроме Аси, у меня в школе нет друзей — я имею в виду, настояш;их. (5)Так получилось, что все за один год, даже за лето после восьмого, умудрились вырасти и повзрослеть, а я так и осталась маленькой… (6)Оля, ну должно же у тебя быть хоть какое-то вечернее платье! — сказала мне Ася. — То зелёное с вырезом еш;ё куда ни шло! Зелёное с вырезом, о котором напомнила мне Ася, делает меня похожей на малышку, нацепившую наряд старшей сестры. (9)Мы с бабушкой купили это платье случайно, даже без примерки. (10)В магазине платье мне очень понравилось, а дома я его один раз надела и тут же сняла и повесила в шкаф. (И)Наверное, я не пойду на вечер, — сказала я бабушке.
shtoritroitsk.ru
Хлеб. Вечерний Челябинск.
Я помню хлеб блокадного Ленинграда — маленькие, серые, похожие на глину комочки. Мы счастливые. Мы живём в садике-интернате и три раза в день получаем по кусочку хлеба с крохотными довесками.
Мы знаем, что все кусочки равны по весу, но нас не проведёшь. Мы видим, что горбушка всегда больше. И у нас на право съесть горбушку строжайшая очередь.
За ужином съедать свою порцию хлеба хоть и хочется, но не надо. А то потом, когда сторож дядя Саша затопит в кочегарке печь и все побегут жарить свои кусочки, будет обидно.
Как только воспитательница отворачивается, сую хлеб в карман платья. Вечером дядя Саша настрогал нам лучинок. Мы накалываем кусочки, прикладываем их к раскалённому боку печи.
Хлеб шипит, из него идёт белый пар, который так вкусно пахнет, что желудок сводит судорогой. Осторожно, не спеша ем горячий жареный хлеб. Хочу, чтобы эта процедура длилась бесконечно. Кусаю не просто так, где попало.
А сначала откусываю уголки, потом — оставшиеся между ними края, потом — опять четыре уголка, и так до тех пор, пока вдруг не обнаружится, что кусать невозможно, просто нечего кусать. С тоской смотрю на оставшиеся в ладони крошки хлеба. Вздохнув, кладу их на язык, сосу и как-то нечаянно прогла-тываю…
Я выхожу из-за печи, где мы жарим и едим хлеб. На широкой лавке у стены, попыхивая трубкой, покашливая, утирая рукавом полосатой рубахи слезящиеся глаза, седой и лохматый, в белых валенках с чёрными заплатками, в залатанных на коленях брюках сидит наш любимец дядя Саша.
Он не то сторож, не то кочегар, не то добрый дед из хорошей, но грустной сказки. Я подхожу, сажусь возле его тёплого, пахнущего махоркой бока, молчу. Исподлобья поглядываю в ту сторону, где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.
Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной ладонью мою голову. Его скрюченные, неразгибающиеся пальцы вздрагивают.
Он едва касается ими моей стриженой головы, точно боится, что если опустит свою тяжёлую руку, то раздавит меня. Говорит тёплыми, как его бок, к которому я прижалась, словами:
— Вот погоди, кончится война, наедитесь хлебца досыта. Ох как досыта! Ещё, чего доброго, скажешь: «Не хочу хлебца, мяска давай или конфет каких!..»— Не скажу! — угрюмо заверяю я.
— И-и, скажешь... — тихо, с облегчённым вздохом возражает дядя Саша. — Забудется всё. Так, останется что-то, будто сон видела. Потому что мала ты ещё, птаха...
…Рухнул соседский дом. Прямое попадание. От него к нашему садику приползла девочка. Сбежались взрослые. Девочку на руках внесли в помещение.
Затаившись в углу коридора, я испуганно смотрю на её бледное, выпачканное кровью лицо с белыми, точно неживыми глазами. Синие губы вздрагивают, и до меня доносится: «Мама там... Маму убило…»
Вечером, когда я, съев свой хлеб, села возле дяди Саши, он перевернул кочергой горящие поленья в печи, сердито дунул на огонь, глядя в топку, сказал о фашистах:
— Разве это люди? Как их только земля держит?! И зачем такие хлеб едят?!В глазах его отражалось яркое пламя печи. Слова негаснущими искрами падали в мою память, чтобы остаться там навсегда.
* * *
В изолятор входить воспрещалось. И всё-таки я проникла туда. Девочка сидела на кровати и облизывала острым розовым язычком тарелку. Я подошла, села рядом на табурет.
— Тебе больно? — спросила.— Есть хочу!.. — простонала она вместо ответа.
Поставив вылизанную до блеска тарелку на тумбочку рядом с кроватью, девочка посмотрела на неё с обидой и вдруг заплакала, вытирая синенькое личико пальцами, похожими на лучинки, на которых мы жарили свои кусочки хлеба. Плечи её старчески опустились, ссутулилась спина, под белой рубахой выступили острые бугорки лопаток.
Хлеб от ужина лежал у меня в кармане. Я прижала его к боку рукой, точно испугалась, что он сейчас выпрыгнет. Несколько минут молча смотрела, как одна за другой быстро выкатываются из глаз девочки и сбегают по синим щекам слезины.
Я не выдержала, достала свой запас, хотела разломить пополам, но девочка неожиданно выбросила свои руки навстречу моим и вырвала весь кусок! Глаза её блестели. Губы дрожали. Прерывисто дыша, точно долго бежала, чтобы отнять этот хлеб, она поспешно затолкала его в рот...
* * *
— Чего ты? — спросил дядя Саша, когда я, усевшись вечером возле него, угрюмо смотрела в ту сторону, откуда из-за печи доносились весёлые голоса и вкусное шипение жарившегося хлеба. И я заплакала, рассказала о том, что произошло в изоляторе.
— От ведь... — выслушав, мотнул он головой и проворчал. — Не реви!..
Тяжело поднялся на распухшие от голода ноги. Покашливая, вздыхая, заковылял к своей раскладушке в тёмном углу кочегарки. Долго рылся под матрацем. Наконец достал что-то завёрнутое в тряпочку.
Это был хлеб! Мало, совсем мало хлеба… Но это был хлеб!Дядя Саша разломил кусок, подал половину мне, а половину снова завернул и спрятал.
— Ешь... — сказал хмуро. — Да не жалкуй, что та-то, разнесчастная, твою долю забрала. Ей, может быть, хлебушко сейчас поболе твово нужен…
Я ела, наслаждаясь чудесным подарком…
— Да-а!.. — выдохнул он, крепко приминая жёлтым пальцем табак в трубке. — Было бы зерно, понасеял бы я хлебца не токмо на земле, а и на крышах. По весне покрылось бы всё зеленью.
Когда дождик смочит, когда, глядишь, солнышко обогреет. И пошёл бы наш хлебушко колосом тяжёлым наливаться. Вызрел бы. Ешьте, люди добрые, сколь хотите!..
* * *
— Хле-еб пошёл! Хлеб по-о-шё-ёл! — радостно кричу я и танцую в кузове грузовика под золотым дождём пшеничных зёрен. Они сыплются мне на голову, на плечи, на подставленные ладони. Я задыхаюсь от силы их потока и хохочу, хохочу…
— Эй! — не останавливая машины, выпрыгнул на подножку шофёр. — Тебя работать сюда из города прислали или дурака валять?.. А ну разгребай зерно!.. Гляди, скоро за борт потечёт!..
Идёт работа! Льётся и льётся золотой ливень. В нём тонут ноги. Он тяжёлый и пахучий.
…Говорят, что хлебные зёрна пахнут землёй и солнцем. Это точно! Сейчас я как-то особенно сильно чувствую эти два слившихся воедино запаха.
Во мне клокочет буйная радость, и хоть едва успеваю смахивать пот, усталости не чувствую. Сознание того, что я делаю большое, очень нужное дело, убираю урожай живого золота земли — хлеба, не позволяет мне даже думать об усталости.
— Хорош!!! — кричит комбайнёру шофёр.
Комбайнёр молча кивает, и поток зерна прекращается.
А я бросаю совок, падаю на зерно, прижимаюсь к нему горячей щекой и широко раскидываю руки, точно хочу обнять и заранее поблагодарить за ту силу, которое оно даст людям…
Луиза ФАТЕЕВА
vecherka.su