Урок по музыке "Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах". Песня русская в березах песня русская в хлебах презентация


«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»

  • Презентации
  • Музыка
  • Презентация к уроку музыки для 5 класса на тему: «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»

Автор публикации: Зенькова А.В.

Дата публикации: 27.05.2016

Краткое описание:



1

Презентация к уроку музыки для 5 класса на тему: «Песня русская в березах, пе...Презентация к уроку музыки для 5 класса на тему: «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» Выполнила: Зенькова А.В. преподаватель музыки МБОУ Нахабинская СОШ №3 с УИОП

2

ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН Жанры русских народных песен: Трудовые Обрядовые...ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН Жанры русских народных песен: Трудовые Обрядовые Игровые Колыбельные Хороводные ЛирическиеБлагодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

Черты русских народных песен Куплетная форма Сольный запев, хоровой припев Ра...Черты русских народных песен Куплетная форма Сольный запев, хоровой припев Распев Подголоски Припевки Вариационное развитие

4

Трудовые песни «Эй, дубинушка, ухнем…» И. Репин «Бурлаки на Волге»Трудовые песни «Эй, дубинушка, ухнем…» И. Репин «Бурлаки на Волге»

5

Обрядовые песни Ты, рябинка наша, Ты, рябинушка, Ты когда же взошла, Когда вы...Обрядовые песни Ты, рябинка наша, Ты, рябинушка, Ты когда же взошла, Когда вызрела?

6

Игровые песни «Как у наших у ворот…»Игровые песни «Как у наших у ворот…»

7

Колыбельные песни «Ой, люли-люли-люли! Прилетели к нам гули…»Колыбельные песни «Ой, люли-люли-люли! Прилетели к нам гули…»

8

Хороводные песни Хоровод - народный круговой массовый танец, обычно сопровожд...Хороводные песни Хоровод - народный круговой массовый танец, обычно сопровождается песней, а иногда инструментальным сопровождением.

9

Лирические песни Русская народная песня «У зари – то, у зореньки» относится к...Лирические песни Русская народная песня «У зари – то, у зореньки» относится к протяжным русским песням. У русской песни есть отличительная черта– её распевность.

10

Русские народные песни в репертуаре современных исполнителей Надежа Бабкина и...
Русские народные песни в репертуаре современных исполнителей Надежа Бабкина и ансамбль «Русская песня» Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо» Татьяна Петрова Мария Девятова Пелагея Николай Басков

11

Заключение «Народная песня-зеркало жизни народа, с её горестями и радостями,...Заключение «Народная песня-зеркало жизни народа, с её горестями и радостями, буднями и праздниками. Песня-хранительница истории, народных традиций и обрядов».

12

Использованные инернет-ресурсы: http://www.edu.ru/ http://nsportal.ru/shkola/...Использованные инернет-ресурсы: http://www.edu.ru/ http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/04/20/5 http://yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-659-pd-1-wp-16x9_1366x768-lt-464 http://yandex.ru/clck/jsredir?from http://yandex.ru/images?uinfo http://www.metodkabinet.eu/temkollekzii/skazki.html http://5razvorotov.livejournal.com/1202424.html

botana.cc

Урок музыки "Русская народная песня"

Разделы: Музыка

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Цель: воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа.

Задачи:

  • закрепление и обобщение знаний о русской народной песне.
  • развитие вокально-хоровых умений и навыков учащихся.
  • пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре.

Оборудование: Табличка с темой урока, компьютер, мульдимедийный проектор, портрет М.И. Глинки, иллюстрация русской пляски, афиша Кубанского казачьего хора, деревянные ложки и глиняные свистульки, русские шали по количеству девочек в классе.

Эпиграф:

«На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов!»С. Есенин.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дети входят в класс под колокольный звон. Музыкальное приветствие.

II. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

Дети: Колокольный звон.

Учитель: Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. И сегодня, если рано утром вы выйдете на улицу и прислушаетесь, то услышите песню колоколов, разносящихся над нашим городом. Это значит, что начался новый день. Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?

Дети: «Русская народная песня». (На доске прикрепить табличку с темой урока).

Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не

нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента?

Дети: а capella.

Учитель: Какую песню мы исполняли а capella?

Дети: «Со вьюном я хожу».

III. Основная часть.

Распевание.

«Со вьюном я хожу», пение 1 куплета. Работа над плавным звуковедением.

Учитель: Какой еще прием мы использовали в исполнении этой песни?

Дети: Канон.

Исполнение: 1 куплет – пение с солистом, 2 и 3 куплеты – каноном. Анализ и оценивание пения.

Учитель: Персонажи русской песни пашут. Сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев! (Приложение 1)

В процессе изучения с многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем больше листиков появится на веточках березы.

Дети называют знакомые жанры русской народной песни, на березке появляются листики с их названиями.

Исторические   Сиротские    Урожайные
Солдатские Свадебные Частушки
Шуточные Трудовые Лирические
  Плясовые  

Исполнение песен.

В процессе игры «Назови жанр», учитель просит привести примеры знакомых песен в каждом жанре. Некоторые песни по выбору учителя или детей исполняются в классе.

  • Русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени». Девочки, накинув на плечи разноцветные шали, исполняют песню на оценку.
  • Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Исполняют мальчики.

Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня». Один из учеников, получивший опережающее задание, читает стихотворение:

Песня русская в березах, в хлебах – На покосах, на морозах, На санях и на лугах… На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов! Кто сложил ее, не знаю, Только песня та добра, Песня с детства мне родная И подруга, и сестра! А слова ее простые Душу трогают до слез, столько песен из России, Сколько в рощицах берез. Словно музыка степная Золотая рожь встает В полный голос слышен колос – Это Родина поет! Песни русские такие, что охота подпевать… Столько песен у России, - Никому не сосчитать.

Учитель: Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Если вы ее назовете, вас ждет сюрприз!

Как только дети называют эту черту, на слайде у корней березы появляется слово «ПЕВУЧЕСТЬ», и звучит песня «Во поле береза стояла».

Учитель: Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне. Скажите, в каком произведении русского композитора эта песня получила свое второе рождение?

Дети: В четвертой симфонии П.И. Чайковского.

Слушание музыки.

Учитель: Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! Так из маленькой плясовой возникла симфоническая музыка. Автор этого чуда – русский композитор М.И. Глинка. Он говорил: «Сочиняет музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее».

  • Русская народная песня «Камаринская»
  • «Камаринская», фрагмент фантазии для симфонического оркестра М.И. Глинки.

(На доске – портрет композитора, на экране – иллюстрация русской плясовой).

Проводитсясравнительный анализ двух произведений.

Исполнение песни.

Учитель: У каждой песни, как и у каждого из нас есть воя Родина. Своеобразно и неповторимо народное искусство казачьего края. Умеют кубанцы не только хлеб растить, но и песни петь. Профессиональные хоры существуют здесь издавна. Еще в 1911 году был создан войско­вой

хор, в 1936-м родился Кубанский казачий хор. Ныне творчество Государственного Кубанского ка­зачьего хора известно далеко за пределами нашей страны. Руководитель хора народный артист РСФСР, композитор Виктор Гав­рилович Захарченко — известный собиратель и зна­ток фольклора. (На доске прикрепляется афиша Кубанского казачьего хора с фотографией коллектива) Сегодня мы исполним Кубанскую народную песню «Трава моя трава».

  • Исполнение песни по группам с инсценировкой. Группа ребят вступает на последнем куплете игрой на ложках и глиняных свистульках.

Учитель: Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключена и щедрость, и широта русского характера. А какое же веселье без песни?! Были среди них и те, которые смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни?

Дети: Частушки.

Учитель: Это песни для себя и про себя. Их краткость и острый юмор определили для частушки долгую жизнь. Их поют уже много лет, споем и мы.

IV. Проверка выполнения домашнего задания.

Дома ребята подобрали частушки и выучили их.

  • Исполнение частушек.
  • Оценивание пения.

V. Итог урока.

Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча, Широка и глубока, И свободна, и гремуча, И привольна, и звонка!

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по музыке "Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах"

Урок № 3. «Вокальная музыка. Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах».

Цели урока:

  1. сформировать  представление о песне;

  2. показать взаимосвязь музыки и речи в народной песне;

  3. познакомить с жанрами народной музыки;

  4. раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

  1. выявить сходство между народной и композиторской музыкой

  2. развивать самостоятельность мышления, развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

            1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока;

            2. Актуализация знаний.

3. Ознакомление с новым материалом;

            4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров;

            5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок»;

            6.Подведение итогов урока. Задание на дом.

Музыкальный материал:

« Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня;

« Колыбельная» - обработка А.Лядова;

«Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня

 «Ты, река ль, моя речка»;  «А мы просо сеяли», «Эй, ухнем» - русские народные песни,

« Я сажала ленок» - русская народная песня

Оборудование: ноутбук, СD — записи.

                         

         

 Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение цели урока.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, давайте подуем – каким музыкальным инструментом вы все обладаете?

Дети: Голосом.

Учитель: В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе?

Дети: В песне.

Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.

Дети: Из музыки, стихов.

Учитель: А еще она состоит из куплета и припева.

Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?

Дети:  Куплеты у песни бывают разные, а припев один.

Учитель: Форма песни, состоящей из куплета и припева называется куплетно-припевная, а есть еще песни, состоящие только из куплетов. Форма таких песен называется куплетная.

3. Ознакомление с новым материалом.

Учитель: В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. С самого рождения человек слышал песню. Как такая песня называлась?

Дети: Колыбельная.

Учитель: Именно колыбельную человек проносил через всю свою жизнь в душе, и передавал в будущем своим детям.

Когда ребёнок становился чуть старше ему пели прибаутки, пестушки, считалки, дразнилки, потешки.

Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу.

Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе.

Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача.

Для записи в тетрадь:

Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение.

Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.

4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров.

Учитель: Русские народные песни делятся на жанры: детские-игровые, лирические, плясовые, хороводные, трудовые, солдатские, свадебные, частушки, похоронные.

Учитель: А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров.

infourok.ru

Презентация "Мир русской народной песни"

Презентация предназначена для внеурочной деятельности(3классы) 1.Содержание русских народных песен; 2.Жанры русских народных песен; 3.Особенности русской народной песни; 4.Русские народные инструменты.

Просмотр содержимого презентации «Презентация2»

Мир русской народной песни

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах ..."

Песня русская в березах, Песня русская в хлебах – На покосах, на морозах, На санях и на лугах… На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов! Кто сложил ее, не знаю, Только песня та добра, Песня с детства мне родная – И подруга, и сестра! А слова ее простые Душу трогают до слез, Столько песен из России, Сколько в рощицах берез. Словно музыка степная Золотая рожь встает В полный голос слышен колос – Это Родина поет! Песни русские такие, Что охота подпевать… Столько песен у России, – Никому не сосчитать. С. Есенин

Содержание русских народных песен:

  • Природа России
  • Быт русских людей
  • Чувства, переживания
  • Рассказы о праздниках и буднях

«Уж ты зимушка зима».

Какие стороны жизни

отражала русская народная песня ?

Жанры русских народных песен:

Русская народная песня « Во кузнице »

Во кузнице молодые кузнецы,

Они куют, приколачивают.

К себе Дуню приговаривают.

Пойдем, Дуня, во лесок,

Сорвем Дуня, лопушок.

Сошьем Дуне сарафан,

Носи, Дуня, не марай,

По праздникам одевай

«Барыня»

Гиперсылка физ.минутка

Русская пляска

Х о р о в о д

Особенности пения

русской народной песни

1.Широта и раздолье

2.Распев слогов

3.А капельное пение

multiurok.ru


Смотрите также