Урок по музыке "Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах". Песня русская в березах песня русская в хлебах презентация
«Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»
- Презентации
- Музыка
- Презентация к уроку музыки для 5 класса на тему: «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…»
Автор публикации: Зенькова А.В.
Дата публикации: 27.05.2016
Краткое описание:
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
botana.cc
Урок музыки "Русская народная песня"
Разделы: Музыка
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Цель: воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа.
Задачи:
- закрепление и обобщение знаний о русской народной песне.
- развитие вокально-хоровых умений и навыков учащихся.
- пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре.
Оборудование: Табличка с темой урока, компьютер, мульдимедийный проектор, портрет М.И. Глинки, иллюстрация русской пляски, афиша Кубанского казачьего хора, деревянные ложки и глиняные свистульки, русские шали по количеству девочек в классе.
Эпиграф:
«На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов!»С. Есенин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Дети входят в класс под колокольный звон. Музыкальное приветствие.
II. Вступительная беседа.
Учитель: Ребята, какие звуки встретили вас в классе?
Дети: Колокольный звон.
Учитель: Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. И сегодня, если рано утром вы выйдете на улицу и прислушаетесь, то услышите песню колоколов, разносящихся над нашим городом. Это значит, что начался новый день. Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?
Дети: «Русская народная песня». (На доске прикрепить табличку с темой урока).
Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не
нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента?
Дети: а capella.
Учитель: Какую песню мы исполняли а capella?
Дети: «Со вьюном я хожу».
III. Основная часть.
Распевание.
«Со вьюном я хожу», пение 1 куплета. Работа над плавным звуковедением.
Учитель: Какой еще прием мы использовали в исполнении этой песни?
Дети: Канон.
Исполнение: 1 куплет – пение с солистом, 2 и 3 куплеты – каноном. Анализ и оценивание пения.
Учитель: Персонажи русской песни пашут. Сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев! (Приложение 1)
В процессе изучения с многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем больше листиков появится на веточках березы.
Дети называют знакомые жанры русской народной песни, на березке появляются листики с их названиями.
Исторические | Сиротские | Урожайные |
Солдатские | Свадебные | Частушки |
Шуточные | Трудовые | Лирические |
Плясовые |
Исполнение песен.
В процессе игры «Назови жанр», учитель просит привести примеры знакомых песен в каждом жанре. Некоторые песни по выбору учителя или детей исполняются в классе.
- Русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени». Девочки, накинув на плечи разноцветные шали, исполняют песню на оценку.
- Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Исполняют мальчики.
Учитель: Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Это строки из стихотворения С.Есенина «Русская песня». Один из учеников, получивший опережающее задание, читает стихотворение:
Песня русская в березах, в хлебах – На покосах, на морозах, На санях и на лугах… На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов! Кто сложил ее, не знаю, Только песня та добра, Песня с детства мне родная И подруга, и сестра! А слова ее простые Душу трогают до слез, столько песен из России, Сколько в рощицах берез. Словно музыка степная Золотая рожь встает В полный голос слышен колос – Это Родина поет! Песни русские такие, что охота подпевать… Столько песен у России, - Никому не сосчитать.
Учитель: Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Если вы ее назовете, вас ждет сюрприз!
Как только дети называют эту черту, на слайде у корней березы появляется слово «ПЕВУЧЕСТЬ», и звучит песня «Во поле береза стояла».
Учитель: Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне. Скажите, в каком произведении русского композитора эта песня получила свое второе рождение?
Дети: В четвертой симфонии П.И. Чайковского.
Слушание музыки.
Учитель: Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! Так из маленькой плясовой возникла симфоническая музыка. Автор этого чуда – русский композитор М.И. Глинка. Он говорил: «Сочиняет музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее».
- Русская народная песня «Камаринская»
- «Камаринская», фрагмент фантазии для симфонического оркестра М.И. Глинки.
(На доске – портрет композитора, на экране – иллюстрация русской плясовой).
Проводитсясравнительный анализ двух произведений.
Исполнение песни.
Учитель: У каждой песни, как и у каждого из нас есть воя Родина. Своеобразно и неповторимо народное искусство казачьего края. Умеют кубанцы не только хлеб растить, но и песни петь. Профессиональные хоры существуют здесь издавна. Еще в 1911 году был создан войсковой
хор, в 1936-м родился Кубанский казачий хор. Ныне творчество Государственного Кубанского казачьего хора известно далеко за пределами нашей страны. Руководитель хора народный артист РСФСР, композитор Виктор Гаврилович Захарченко — известный собиратель и знаток фольклора. (На доске прикрепляется афиша Кубанского казачьего хора с фотографией коллектива) Сегодня мы исполним Кубанскую народную песню «Трава моя трава».
- Исполнение песни по группам с инсценировкой. Группа ребят вступает на последнем куплете игрой на ложках и глиняных свистульках.
Учитель: Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключена и щедрость, и широта русского характера. А какое же веселье без песни?! Были среди них и те, которые смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни?
Дети: Частушки.
Учитель: Это песни для себя и про себя. Их краткость и острый юмор определили для частушки долгую жизнь. Их поют уже много лет, споем и мы.
IV. Проверка выполнения домашнего задания.
Дома ребята подобрали частушки и выучили их.
- Исполнение частушек.
- Оценивание пения.
V. Итог урока.
Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.
Русь и в песне-то могуча, Широка и глубока, И свободна, и гремуча, И привольна, и звонка!
Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок по музыке "Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах"
Урок № 3. «Вокальная музыка. Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах».
Цели урока:
-
сформировать представление о песне;
-
показать взаимосвязь музыки и речи в народной песне;
-
познакомить с жанрами народной музыки;
-
раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
-
выявить сходство между народной и композиторской музыкой
-
развивать самостоятельность мышления, развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока;
2. Актуализация знаний.
3. Ознакомление с новым материалом;
4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров;
5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок»;
6.Подведение итогов урока. Задание на дом.
Музыкальный материал:
« Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня;
« Колыбельная» - обработка А.Лядова;
«Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня
«Ты, река ль, моя речка»; «А мы просо сеяли», «Эй, ухнем» - русские народные песни,
« Я сажала ленок» - русская народная песня
Оборудование: ноутбук, СD — записи.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение цели урока.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, давайте подуем – каким музыкальным инструментом вы все обладаете?
Дети: Голосом.
Учитель: В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе?
Дети: В песне.
Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.
Дети: Из музыки, стихов.
Учитель: А еще она состоит из куплета и припева.
Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?
Дети: Куплеты у песни бывают разные, а припев один.
Учитель: Форма песни, состоящей из куплета и припева называется куплетно-припевная, а есть еще песни, состоящие только из куплетов. Форма таких песен называется куплетная.
3. Ознакомление с новым материалом.
Учитель: В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. С самого рождения человек слышал песню. Как такая песня называлась?
Дети: Колыбельная.
Учитель: Именно колыбельную человек проносил через всю свою жизнь в душе, и передавал в будущем своим детям.
Когда ребёнок становился чуть старше ему пели прибаутки, пестушки, считалки, дразнилки, потешки.
Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу.
Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе.
Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача.
Для записи в тетрадь:
Народная песня - это музыкальное произведение, автор которого не известен, автор - это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение.
Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.
4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров.
Учитель: Русские народные песни делятся на жанры: детские-игровые, лирические, плясовые, хороводные, трудовые, солдатские, свадебные, частушки, похоронные.
Учитель: А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров.
infourok.ru
Презентация "Мир русской народной песни"
Презентация предназначена для внеурочной деятельности(3классы) 1.Содержание русских народных песен; 2.Жанры русских народных песен; 3.Особенности русской народной песни; 4.Русские народные инструменты.
Просмотр содержимого презентации «Презентация2»

Мир русской народной песни

Песня русская в березах,
Песня русская в хлебах ..."

Песня русская в березах, Песня русская в хлебах – На покосах, на морозах, На санях и на лугах… На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов! Кто сложил ее, не знаю, Только песня та добра, Песня с детства мне родная – И подруга, и сестра! А слова ее простые Душу трогают до слез, Столько песен из России, Сколько в рощицах берез. Словно музыка степная Золотая рожь встает В полный голос слышен колос – Это Родина поет! Песни русские такие, Что охота подпевать… Столько песен у России, – Никому не сосчитать. С. Есенин

Содержание русских народных песен:
- Природа России
- Быт русских людей
- Чувства, переживания
- Рассказы о праздниках и буднях


«Уж ты зимушка зима».

Какие стороны жизни
отражала русская народная песня ?

Жанры русских народных песен:


Русская народная песня « Во кузнице »

Во кузнице молодые кузнецы,
Они куют, приколачивают.
К себе Дуню приговаривают.
Пойдем, Дуня, во лесок,
Сорвем Дуня, лопушок.
Сошьем Дуне сарафан,
Носи, Дуня, не марай,
По праздникам одевай

«Барыня»


Гиперсылка физ.минутка
Русская пляска



Х о р о в о д

Особенности пения
русской народной песни
1.Широта и раздолье
2.Распев слогов
3.А капельное пение


multiurok.ru