Блог учителя информатики Гончаровой Марины Алексеевны. Существенные для голодного человека свойства хлеба информатика 4 класс


Объект и его свойства (4-й класс)

Разделы: Информатика, Начальная школа

Тема: Объект и его свойства.

Цели:

  • актуализировать знания по теме «Действия с информацией»;
  • дать представление об объектах и их свойствах;
  • развивать у учащихся интерес к предмету, способность анализировать и сравнивать;
  • воспитывать дисциплинированность, целеустремлённость и трудолюбие.

Тип урока: 1 ч – изучение нового материала.

Средства обучения: презентация «Объект и его свойства» (Приложение 1), учебник Матвеевой Н.В., Р.Т. – 4 класс

Структура урока, методы и затраты времени

Этапы урока Содержание этапа Время урока
Организация Подготовка учащихся к уроку, проверка присутствующих на уроке 0 – 3
Мотивация Объяснение темы, цели, плана проведения занятий 4 – 5
Актуализация знаний 1. Какие действия с информацией ты знаешь? Перечисли. 2. Для чего люди представляют информацию на материальном носителе? Приведи пример из своей жизни. 3. Приведи пример преобразования информации из собственного опыта. 4. Приведи пример преобразования формы представления информации с изменением смысла. 6 – 32
Формирование новых понятий, сравнительная характеристика Изложение нового материала – просмотр презентации «Объект и его свойства», конспектирование  
Закрепление полученных знаний Ответы учащихся на вопросы преподавателя. Выполнение заданий в Р.Т. – №№1-7 33 – 36
Подведение итогов урока

Задание на дом

Контрольные вопросы по новому материалу.

§3, РТ: №№8-10

37 – 40

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ

Объект

Подумай и ответь на вопрос – ты сейчас путешествуешь по Вселенной? Нет? Ты думаешь, что сидишь в классе на уроке? А как быть с тем, что здание школы стоит на Земле? А Земля – это планета Солнечной системы, которая с огромной скоростью мчится вместе с Солнцем и другими планетами в бескрайнем космическом пространстве Вселенной! По сути, мы космические путешественники, так как все мы именно сейчас, в эту минуту на огромном космическом корабле по имени «Планета Земля» путешествуем по Вселенной. Мы говорим о Вселенной, значит она – объект нашего внимания. Всё то, на что мы обращаем наше внимание, – любой предмет, человек, явление, событие – будем называть объектом.

Рассмотрим это на примере. На рисунке изображены петух и цыплёнок. Они «беседуют». Здесь цыплёнок – объект внимания петуха, а петух – объект внимания цыплёнка.

! Объект  –  это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание (мысль).

Имя объекта. Всякий объект имеет имя. Например: «вселенная», «компьютер», «гроза», «учебник информатики».

! Имя объекта может состоять из одного или нескольких слов.

Свойства объекта

Объекты различают по их свойствам – форме, цвету, размеру, вкусу, запаху, назначению и так далее. Свойства объекта воспринимаются с помощью органов чувств. Ощущение, полученное, например, глазами, – это зрительный сигнал. Мы говорим: объект светлый, блестящий, круглый, большой, зелёный. Ухом мы воспринимаем слуховой сигнал, о котором говорим: громкий, шелестящий, звонкий. Кожей мы воспринимаем тактильный сигнал (мокрый, холодный, гладкий), языком – вкусовой сигнал (горький, солёный, сладкий) и носом – обонятельный сигнал (свежий, резкий, приятный).

! Органы чувств сигнализируют нам о свойствах объекта.

Человеку и многим животным требуются и зрение, и обоняние, и слух, и вкус, то есть им необходимо получать сигналы от разных органов чувств. Мозг воспринимает эти сигналы, обрабатывает, и тогда человек принимает нужное ему решение. Свойства имеют не только предметы и живые существа, но и объекты, не являющиеся ими, но обозначаемые именем существительным. Например, любовь может иметь такие свойства: большая, верная, бескорыстная. Радость может быть бурной, искренней, бег – стремительным, быстрым, а доброта – подлинной. Предложение тоже имеет свои свойства: «выражать законченную мысль», «быть вопросительным», «быть восклицательным», «быть простым» или «быть сложным».

Существенные и несущественные свойства

Свойства объекта бывают существенными и несущественными. В качестве примера рассмотрим апельсин. Он круглый, оранжевый, ароматный, полезный, вкусный, сочный. Важно ли для человека, который хочет съесть апельсин, то, что он круглый и оранжевый? Нет. В этой ситуации «круглый» и «оранжевый» являются несущественными свойствами. Для человека важно, что он вкусный, сочный и полезный. В данном случае свойства «вкусный», «полезный» и «сочный» — существенные.

Общие и отличительные свойства

Если сравнивать объекты и их свойства между собой, то можно говорить о свойствах общих и отличительных.Общие свойства помогают объединять объекты в группу (группа – это множество объектов, где каждый объект является элементом этого множества). Отличительные свойства помогают отличить один объект от другого. Например, свойство «защищать ноги» – это общее свойство ботинок, сапог, сандалий и туфель. А вот свойство «хранить тепло» – это отличительное свойство зимней обуви, если сравнивать её с летней.

! Всякий объект имеет свойства (признаки), среди которых можно выделить существенные и несущественные, общие и отличительные.

Описание объекта

Чтобы передать информацию об объекте, его следует описать. Описать объект – значит перечислить или отразить иным способом его наиболее важные для данной ситуации свойства, кроме того, следует назвать имя объекта, его назначение и отношения с другими объектами. Такое описание называют характеристикой объекта.

Главное, что мы должны вспомнить

  • Объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание человека.
  • Объект имеет имя, назначение, свойства (признаки) и отношения.
  • Все свойства объекта можно разделить на существенные и несущественные, общие и отличительные.

Знать

  • Назови какой-либо объект реальной действительности. Перечисли его свойства.
  • Назови имя объекта, на которое сейчас направлено твоё внимание. Опиши этот объект (перечисли его свойства).
  • Из скольких слов может состоять имя объекта? Приведи свои примеры.
  • От чего зависит, если то или иное свойство мы называем существенным? Приведи пример.
  • Приведи пример группы объектов с общим свойством.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Контроль 4 класс информатика

Муниципальная Кологривская средняя общеобразовательная школа

Кологривского муниципального района Костромской области

Утверждаю: Рассмотрено на заседании м/о

Директор МОУ КСОШ «_____»_____________20 г

___________________Куликова С.Н.

«____»_________________20_____ г

Контрольно-измерительные материалы

по курсу «Информатика»

УМК «Начальная школа 21 века»

4 класс

г. Кологрив

Контрольная работа № 1

1 - вариант

1. Объедини в группы виды информации. Впиши их в соответствующие ячейки таблицы

Числовая информация

Графическая информация

Данные для справки:

рассказ в книге; таблица умножения; рисунок; речь диктора; звуки техники; иллюстрация

2. Заполни таблицу по образцу

Событие

Органы чувств

Виды информации

Лёша смотрит кинофильм.

Глаза, уши

Слуховая, зрительная

Таня слушает музыку, записанную на магнитофонную кассету.

Девочка любуется цветами и вдыхает их аромат.

Мама пробует варенье, чтобы

определить, достаточно ли сахара.

Вася рассматривает новый

велосипед и слушает рассказ папы о правилах езды.

3. Ответь на вопросы

  • Какие действия с информацией может выполнять компьютер? ______________________________________________________

  • Где хранится информация? ______________________________

  • Какие носители информации используются для хранения информации в компьютере? _____________________________

  • Какие устройство и программу должен иметь компьютер

  • для создания электронного документа?

4. Создай характеристику объекта

Объект

Характеристика объекта

5. Отметь объекты, находящиеся в отношении «часть целое»

Контрольная работа № 1

2 – вариант

1. Объедини в группы виды информации. Впиши их в соответствующие ячейки таблицы

Текстовая информация

Звуковая информация

Данные для справки:

схема, звонок, картинки, раскат грома, оценки в журнале, примеры по математике, стихи в журнале

2. Заполни таблицу по образцу

Событие

Органы чувств

Виды информации

Волк по запаху чувствует, что недалеко от него человек.

Нос

Обонятельная

Охотник по следам на снегу определяет, какой зверь прошёл.

Девочка слушает учительницу и списывает с доски.

Туристы любуются водопадом, который издаёт сильный шум.

Мальчик в темноте нащупывает выключатель и включает свет.

3. Ответь на вопросы

  • Какие части компьютера находятся в системном блоке?_________________________________________________

  • Какое устройство преобразует информацию?________________

  • Какие носители информации используются для хранения информации в компьютере? _____________________________

  • Какие устройство и программу должен иметь компьютер

  • для создания рисунка?

4. Создай характеристику объекта

Объект

Характеристика объекта

5. Отметь объекты, находящиеся в отношении «противоположность»

Контрольная работа № 2

1 – вариант

1. Какие действия можно совершать с понятиями?

  • сложение

  • деление

  • обобщение

  • вычитание

2. Дополни схему деления понятия «городской транспорт»

«Городской транспорт»

3. Заполни схему обобщения понятий

«Устройство компьютера»

«Монитор»

4. Соедини стрелками пары понятий, между которыми отношение «вид  вид».

«бумага»

«клавиатура»

«язык»

«числовая информация»

«монитор»

«текстовая информация»

«камень»

«глаз»

5. Соедини стрелками пары понятий, между которыми отношение «род  вид»

«носитель информации»

«устройство вывода»

«компьютер»

«форма представления

информации»

«число»

«папирус»

«персональный компьютер»

«принтер»

6. Отметь предложения, которые являются суждениями.

  • Компьютер имеет память.

  • Яблоко вкусное.

  • Бумага — носитель информации.

  • Тигр — это дикое животное.

  • Какая погода будет завтра?

7. Сделай заключение на основании посылок

Посылка: Все буквы — знаки.

Посылка: «Я» является буквой.

Заключение: _________________________________________

Контрольная работа № 2

2 – вариант

1. Какие действия можно совершать с понятиями?

  • обобщение

  • деление

  • сложение

  • вычитание

2. Дополни схему деления понятия «Время года»

«Время года»

3. Заполни схему обобщения понятий

«Устройство компьютера»

«Мышь»

4. Соедини стрелками пары понятий, между которыми отношение «вид  вид».

«бумага»

«клавиатура»

«числовая информация»

«нос»

«мышь»

«графическая информация»

«глаз»

«берёста»

5. Соедини стрелками пары понятий, между которыми отношение «род  вид»

«устройство вывода»

«носитель информации»

«форма представления

информации»

«компьютер»

«пергамент»

«рисунок»

«персональный компьютер»

«принтер»

6. Отметь предложения, которые являются суждениями.

  • Кто вошел?

  • Принтер является устройством вывода.

  • Корова — это домашнее животное.

  • Бумага — носитель информации.

  • Цветы красивые.

  • Ура!

7. Сделай заключение на основании посылок

Посылка: Все цифры — знаки.

Посылка: 9 является цифрой.

Заключение: _________________________________________

Контрольная работа № 3

1 – вариант

1. Отметь материальные модели

2. Пронумеруй действия по порядку

Порядок действий при создании информационной модели

  • Определить цель создания модели.

  • Проверить соответствие модели объекту-оригиналу.

  • Выбрать способ представления информации (текст, рисунок, таблица, схема, диаграмма Эйлера—Венна).

  • Создать информационную модель (составить описание, таблицу, нарисовать схему, диаграмму или рисунок).

  • Рассмотреть объект-оригинал и назвать его существенные свойства с точки зрения цели моделирования.

3. Соедини стрелками по смыслу

Текстовая модель

(суждение)

Графическая модель

(диаграмма

Эйлера—Венна)

«ГА»

Графическая модель

(рисунок)

Графический алгоритм

(«ГА») есть вид алгоритма

(«А»).

4. Придумай обозначения (по образцу) и дополни диаграмму.

Отметь текстовые модели отношений.

Каждый глобус («Г»)

есть модель («М»), но

не каждая модель

есть глобус.

Не каждая последовательность

действий

(____) есть алгоритм

(____), но каждый

алгоритм — последовательность

действий.

  1. Отметь вариант инструкции, которую можно назвать алгоритмом.

  • Вариант №1

      1. Выбери интересную книгу.

      2. Прочитай первую или последнюю страницу.

      3. Положи книгу на другое место.

    1. Измерь длину прямоугольного стола.

    2. Измерь ширину прямоугольного стола.

    3. Найди произведение полученных величин.

6. Заполни схему

Виды алгоритмов по способу записи

  1. Выбери команды (соедини стрелками), которые могут входить в систему команд исполнителя «КОМПЬЮТЕР».

КОМПЬЮТЕР

Прыгнуть

Воспринять

Закодировать

Напечатать

Декодировать

Понять

Обработать

Обучить

Передать

Сохранить

Вычислить

Управлять

Контрольная работа № 3

2 – вариант

1. Отметь информационные модели

2. Пронумеруй действия по порядку

Порядок действий при создании материальной модели

  • Проверить соответствие модели объекту-оригиналу.

  • Рассмотреть объект-оригинал.

  • Изготовить модель по эскизу.

  • Назвать существенные свойства объекта-оригинала с точки зрения цели моделирования.

  • Определить цель создания модели.

  • Выбрать материал для изготовления модели.

  • Создать эскиз модели.

3. Соедини стрелками по смыслу

Текстовая модель

(суждение)

Графическая модель

(диаграмма

Эйлера—Венна)

«АВ»

Графическая модель

(рисунок)

«Алгоритм с ветвлением

(АВ) есть вид алгоритма

(А)»

4. Придумай обозначения (по образцу) и дополни диаграмму.

Отметь текстовые модели отношений.

Множество компьютерных

мышей («КМ») и множество живых

мышей («ЖМ»)

не имеют ни одного

общего элемента.

Все объекты реальной

действительности можно

разделить на компьютеры

(___) и некомпьютеры (_____)

5. Отметь вариант инструкции, которую можно назвать алгоритмом.

  • Вариант №1

    1. Измерь длину прямоугольного стола.

    2. Измерь ширину прямоугольного стола.

    3. Найди сумму длин всех сторон (периметр).

  1. Возьми какой-нибудь диск.

  2. Открой любой файл.

  3. Выполни необходимые действия

6. Заполни схему

Виды алгоритмов по

последовательности исполнения шагов-команд

7. Выбери команды (соедини стрелками), которые могут входить в систему команд исполнителя «ЧЕЛОВЕК».

ЧЕЛОВЕК

Прыгнуть

Воспринять

Закодировать

Напечатать

Декодировать

Понять

Обработать

Обучить

Передать

Сохранить

Вычислить

Управлять

Контрольная работа № 4

1 – вариант

1.Заполни пустые рамочки и соедини стрелками по смыслу

Директор

управляет учениками

Дирижёр

Президент

управляет школой

Командир

Классный руководитель

управляет оркестром

Машинист

управляет государством

2. Отметь, кем и чем может управлять человек

  • техническими устройствами

  • обществом и группами людей

  • самолётами и ракетами

  • самим собой

  • другими людьми

  • звёздами и планетами

  • подводной лодкой

  • птицами и рыбами

  • школами и магазинами

3. Вставь пропущенные слова, проанализируй смысл текста и приведи пример из своей жизни

Выбор человека зависит от его ____________, ценностей, потребностей, знаний, жизненного опыта, полученной ____________ и от мировоззрения.

Данные для справки:

человек, компьютер, цель, робот, автомат, информация, животное

Пример из жизни:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответь на вопросы

а) Можно ли управлять машинами и механизмами?

_________

б) Можно ли управлять Солнцем и Луной?

__________

в) Можно ли управлять птицами?

___________

  1. Допиши возможное продолжение

Человек может работать на компьютере, если у него есть устройство управления _________________.

Для справки:

  • штурвал

  • монитор

  • руль

  • мышь

  1. Выбери верное продолжение предложения

Алгоритм называют линейным, если...

  • одна или несколько команд выполняются несколько раз.

  • все команды выполняются последовательно одна за другой.

  • последовательность действий зависит от выполнения условия.

  1. Дополни схему

Контрольная работа № 4

2 – вариант

  1. Заполни пустые рамочки и соедини стрелками по смыслу

Директор

управляет солдатами

Дирижёр

Президент

управляет школой

Командир

Капитан

управляет оркестром

Космонавт

управляет государством

2. Отметь, кем и чем может управлять компьютер

  • техническими устройствами

  • обществом и группами людей

  • неживыми объектами

  • самим собой

  • полётом ракет и самолётов

  • звёздами и планетами

  • подводной лодкой

  • живыми объектами

  • предприятиями и организациями

3. Вставь пропущенные слова, проанализируй смысл текста и приведи пример из своей жизни

Выбор человека зависит от его цели, ценностей, потребностей, знаний, жизненного ____________, полученной ____________ и от мировоззрения.

Данные для справки:

человек, компьютер, цель, робот, автомат, информация, животное

Пример из жизни:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответь на вопросы

а) Можно ли управлять самолётами и автомобилями?

_________

б) Можно ли управлять звёздами и планетами?

__________

в) Можно ли управлять рыбами?

___________

  1. Допиши возможное продолжение

Человек может работать на автомобиле, если у него есть устройство управления _________________.

Для справки:

  • штурвал

  • монитор

  • руль

  • мышь

  1. Выбери верное продолжение предложения

Алгоритм называют алгоритмом с ветвлением, если...

  • все команды выполняются последовательно одна за другой.

  • одна или несколько команд выполняются несколько раз.

  • последовательность действий зависит от выполнения условия.

  1. Дополни схему

infourok.ru

Урок информатики по теме "Объект и его свойства". 4-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа

Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления.

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями объект, свойства объекта, сформировать навыки установления соответствия между объектами и его условным обозначением.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить учеников с понятиями «объект, имя объекта, свойства объекта»,
  2. Научить узнавать вид объекта (явление природы, предмет, процесс, свойство или событие)
  3. Классифицировать объекты (деление имен объектов на группы)

Развивающая:

  1. Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.
  2. Воспитательная:
  3. Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, аккуратность, толерантность, интерес к предмету, правила поведения.

Методы обучения: Словесный, наглядный, элементы частично-поискового.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы, компьютер, видеопроектор.

Ожидаемый результат: Учащиеся усваивают понятия «объект», учатся определять свойства объектов, давать имена объектам и практически применять полученные знания при решении задач. На уроке развивается логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение, познавательная активность, самостоятельность, толерантность.

Логика занятия:

  1. Мотивация
  2. Актуализации субъектного опыта
  3. Целеполагание
  4. Организация восприятия
  5. Организация первичного закрепления
  6. Первичная проверка понимания
  7. Анализ
  8. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

Приветствие. Проверка наличия учащихся и их готовности к занятию — наличие рабочей тетради и ручки.

Прежде чем работать сесть, Посмотрели, всё ли есть.

2. Мотивация.

Начинаем урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку 5.

Объяснение темы, цели, плана проведения занятий.

3. Разминка.

  1. Сколько времени длятся сутки? (24 часа)
  2. Когда сутки короче: зимой или летом? (сутки всегда и везде длятся одно и тоже время -24 часа)
  3. Какая цифра на циферблате расположена напротив двойки? (цифра 8)

4. Актуализация субъектного опыта.

Рассказ о строении окружающего нас мира с точки зрения объектного подхода. Когда человек рождается, он воспринимает окружающий мир как одно целое. Постепенно мир разделяется на части, и ребенок начинает узнавать предметы и их названия. Приведение конкретных примеров: Стол является частью окружающего мира, так же как и дом, город, земной шар, ученик. Т. е. объектом является любая часть окружающего нас мира, которую мы выделили и назвали каким-то именем.

Вспомнить, что в информатике называют объектом.

Выбери верное продолжение:

Объект – это общее название…

  1. Предметов окружающего мира
  2. Того, на что направлено внимание (мысль) человека
  3. Явлений окружающей действительности.

Вывод: Объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание (мысль). Примеры объектов (приводят учащиеся).

объект - лат. [objectum] - 1) предмет, вне нас находящийся; реальный, материальный мир; то, на что направлено сознание; вообще предмет; 2) грам. дополнение.(Словарь иностранных слов, 1933)

Всякий объект имеет имя. Например: «вселенная», «гроза», «радуга», «учебник информатики» и др.

Имя объекта → общее имя → конкретное имя → собственное имя.

Как различают объекты? (высказывания учащихся)

Вывод: объекты различают по форме, цвету, размеру, вкусу, запаху, назначению.

Что сигнализирует нам о свойствах объектов? (высказывания учащихся).

Какими могут быть свойства объектов? (высказывания учащихся).

Вывод: свойства объектов могут быть существенные, не существенные, общие и отличительные.

5. Каждый объект можно описать следующим образом.

У каждого объекта есть свое имя

Каждый объект имеет свои свойства

С каждым объектом можно совершать какие-то действия и сам объект может совершать какие-то действия.

6. Первичная проверка понимания.

Карточка для самостоятельной работы

а) Впиши в таблицу свойства двух событий (процессов)

Название событий: праздник и каникулы
Общие свойства Отличительные свойства
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

б) Решить задачу. (Развитие логического мышления)

На другой берег реки охотнику нужно перевести волка, козу, капусту. Лодка вмещает охотника и только одного из тех, кого нужно перевезти. Без присмотра охотника волк может съесть козу, а коза может съесть капусту. Как перевезти охотнику волка, козу, капусту чтобы все были целы?

Какие имеем объекты? (лодка, охотник, коза, капуста, волк)

Каковы существенные свойства объектов? (охотник перевозит, коза может съесть капусту и может быть съедена волком, волк может съесть козу и не ест капусту, капуста может быть съедена козой и не может быть съедена волком. Лодка вмещает охотника и волка, охотника и козу, или охотника и капусту.

Выясни существенные связи между объектами.

Данная задача обыгрывается:

К доске приглашаются 5 человек. Выдаются надписи волк, коза, капуста, охотник. Пятый ученик должен «перевезти» всех без потерь.

в) игра «Угадай объект»

7. Анализ.

Главное, что мы должны вспомнить

Объект – это общее название любого предмета, живого существа, явления или события, на которое направлено внимание (мысль).

Объект имеет имя, назначение, свойства (признаки) и отношения.

Все свойства объекта можно разделить на существенные и несущественные, общие и отличительные.

Ответы на вопросы стр. 30 учебника.

Рефлексия

Закончите предложения:

  • Чему я научился на уроке....
  • Что мне этот урок дал для жизни...
  • Привлек меня тем...
  • Показался интересным...
  • Заставил задуматься...

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект материала, изученного за первую четверть

Информация

Информация - это сведения об окружающем нас мире. Человек получает информацию при помощи органов чувств. Поэтому по форме восприятия человеком информация бывает:
  • обонятельная
  • осязательная (тактильная)
  • звуковая
  • вкусовая
  • зрительная
Для того чтобы сохранить информацию, человек представляет ее на носителе информации.Носитель информации – то, на чем может быть записана информация. По форме представления информация бывает:
  • числовая
  • текстовая
  • звуковая
  • графическая
  • видеоинформация
Тот, кто передает информацию, называется источником информации. Тот, кто получает информацию называется приемником информации. Основные действия с информацией:
  • получение
  • передача
  • обработка
  • хранение
Информатика – наука, изучающая способы получения, передачи, обработки и хранения информации.

Кодирование и декодирование информации

Кодирование необходимо для того, чтобы сообщение, которое содержит информацию, можно было передать или сохранить. Например, телефон сначала преобразует устную речь в электрические сигналы, а затем — обратно в звук.Кодирование — преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла.Двоичное кодирование – кодирование с помощью двух символов. Информация в компьютере хранится в двоичном коде (в виде последовательностей 0 и 1) и называется данными.Данные  - это закодированная информация. (Информация для человека, а для компьютера информация называется данными). Кодирование информации происходит по определённому правилу, чтобы можно было потом прочитать сообщение. Информацию, которая содержится в закодированном сообщении, человек может получить только декодировав его.Декодирование  - действие, обратное кодированию. Пример кодирования с использованием кода Цезаря:Растёт трава — Сбтужу усбгб

Основные устройства компьютера:

Устройства ввода (служат для того, чтобы вводить данные в память компьютера): клавиатура, сканер, микрофон, камера, графический планшет,…Устройства вывода (служат для того, чтобы выводить данные из памяти компьютера): монитор, принтер, колонки, …Устройство обработки (служит для обработки данных): процессорУстройства хранения (служат для хранения данных): память. Память бывает внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная). К внешней памяти относятся: жесткий диск (винчестер), лазерные диски, флеш-память (флешки). Существуют и другие устройства. Все они составляют аппаратное обеспечение компьютера. Компьютер может работать с информацией благодаря многочисленным программам.Системные программы обеспечивают работу компьютера и его взаимодействие с человеком. Самая главная программа на компьютере – операционная система (Windows, Linux, Ubuntu, MacOs и т.д.).Инструментальные программы — предназначены для разработки  новых программ (системы программирования).Прикладные программы служат для решения задач пользователя: создания текстов, рисунков, таблиц и т.д. Например, для работы с текстом предусмотрен текстовый редактор, в котором можно создавать текст, редактировать (исправлять ошибки, вставлять слова и предложения, изменять смысл) и форматировать (изменять только внешний вид текста, смысл не изменяется). Он позволяет вставлять в документ таблицы и графические объекты. Графические объекты создаются и обрабатываются с помощью различных графических редакторов, музыкальные — с помощью музыкальных редакторов, числа могут обрабатываться с помощью программы «Калькулятор».

Объекты и их свойства

Объектом называется все то, на что направлено наше внимание: предметы, явления, действия, процессы, живые существа, растения и т.д. Каждый объект имеет имя. Объекты отличаются друг от друга свойствами.Свойства бывают: форма, размер, цвет, вкус, запах, … У каждого свойства есть значение. Удобно записывать в виде таблицы. Например, объект – апельсин.

Свойства бывают общие и отличительные, существенные и несущественные.

Общие свойства объединяют объекты в группу (луна и солнце имеют общее свойство форма, поэтому могут быть объединены в группу круглые объекты).

Отличительные свойства помогают выделить нужный объект из группы (луна и солнце имеют отличительное свойство цвет, поэтому луна выделяется в группу белые объекты, а солнце – в группу желтые объекты).

Существенным свойством называется такое свойство, которое наиболее важно для нас в данной ситуации.

Несущественным свойством называется такое свойство, которое для нас в данной ситуации неважно. (Например, для голодного человека существенным свойством объекта хлеб будет сытность, а несущественным - цвет).

У каждого объекта есть действия (которые он выполняет сам (апельсин – растет, созревает… ) и которые выполняют с ним (апельсин можно очищать, есть, срывать…).

У каждого объекта есть назначение (апельсин  - употребление в пищу).

Объекты могут находиться друг с другом в определенных отношениях.

Отношения «больше – меньше»: собака меньше тигра, ребенок ниже взрослого, …

Отношения родственные: отец – сын, бабушка – внук ..

Отношения служебные: начальник – подчиненный, учитель – ученик, …

Отношения «часть – целое»: клавиатура – часть компьютера, солнце – часть вселенной, автомобиль – целое по отношению к колесу.

Отношения противоположности: конфеты слаще лимона, ягуар злее кошки.

Отношения «причина – следствие»: преступление – причина наказание, наказание – следствие преступления.

Дать характеристику объекта – это значит дать ему имя, перечислить свойства объекта, указать его назначение, действия и отношения с другими объектами.

marinagoncharova77.blogspot.ru

Конспект урока по Информатике "Объект. Его свойства" 4 класс

Урок «Объект. Его свойства» в 4 классе

Цели урока:

  • Раскрыть понятия объект, свойства объекта;

  • Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека объектов, ролью различных объектов в жизни человека;

  • Научить учащихся распознавать в объекте его свойства;

  • Скорректировать логическое мышление на основе упражнений на определение свойств объекта.

  • Совершенствование операций сравнения, обобщения, классификации;

  • Формирование интереса к предмету.

Задачи урока:

  • Изучить понятия «объект», «свойства объекта»;

  • Рассмотреть примеры объектов в жизни человека;

  • Научить детей распознавать объекты по их свойствам;

  • Повторить правила техники безопасности при работе за компьютером.

Тип урока: комбинированный (повторение и изучение нового материала).

Методы обучения: беседа с применением игровой технологии.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Приборы и оборудования: ПК, проектор, презентация, карточки с заданиями для определения свойств объектов, карточки для самоконтроля, различные объекты.

План урока:

  1. Организационный момент. Повторение изученного материала (3-4 мин).

  2. Домашнее задание (2 мин)

  3. Постановка целей урока. (2 мин).

  4. Изучение новой темы (5-7 мин).

  5. Физкультминутка (2 мин).

  6. Закрепление материала (работа по карточкам - 5 мин).

  7. Техника безопасности (2 мин). Практическая работа на компьютере (5-7 мин).

  8. Подведение итогов урока. Выставление оценок (5-7 мин).

  9. Рефлексия (1-2 мин).

Ход урока

1. Организационный момент. Повторение изученного материала.

Здравствуйте, ребята! Мы с вами начинаем наш урок, сегодня на уроке будет много интересных и разнообразных заданий! Но для начала повторим изученную на прошлом уроке тему. Она вам знакома еще с 3-го класса. Перед вами лежат карточки со схемами. (слайд) Посмотрите внимательно и заполните ее (Схему необходимо заполнить – вписать нужный элемент схемы по смыслу).

Осязательная

Зрительная

Обонятельная

Вкусовая

Виды информации по способу восприятия

Звуковая

Теперь вы сами проверите свою работу. Если вы правильно написали 3 элемента в схеме, ставим оценку «3», если 4 верных элемента- оценка «4», если все верно – ставим «5» . Проверяем.(слайд)

Молодцы, ребята! Идем дальше.

2. Домашнее задание. Прежде чем познакомиться с новой темой урока, давайте откроем дневники и запишем задание на дом. Чтобы правильно выполнить домашнее задание, вы должны внимательно слушать и работать на уроке (№4 стр. 15, №6 стр. 16).

3. Постановка целей урока.

Ребята, скажите: -А какие органы чувств позволяют нам воспринимать мир? Органы чувств позволяют нам узнавать мир вокруг нас, окружающие нас предметы. А как эти предметы называются, мы сегодня и узнаем на нашем необычном уроке.

На уроке вы будете выполнять задания разного вида. За каждое задание вы получите оценку, в конце урока я подсчитаю средний балл за работу на уроке, эта оценка пойдет в журнал.

Перед тем, как продолжить работу, мы должны познакомиться с новым понятием, которое и будет являться темой урока. Предлагаю разгадать ребус. (ребус - ОБЪЕКТ).

Ребята, давайте подумаем, что же значит слово ОБЪЕКТ. Какие объекты нас окружают? Посмотрите вокруг – какое многообразие объектов! Назовите их!

4. Изучение новой темы.

Учитель демонстрирует презентацию, поясняет понятие объекта.

Объект – название любого предмета, явления, существа, события.

Скажите, где в повседневной жизни мы можем встретить объекты? Каждый ученик предлагает варианты.

Посмотрите на парту и скажите, какие предметы там находятся? А есть ли на парте события или явления.

А вы знаете, что объектами могут быть не только явления, предметы, события? Объектами могут являться и звуки.

Далее учитель приводит примеры объектов, а учащиеся должны ответить к какой категории они относятся (презентация).

Далее обучающиеся выполняют задание на карточках. Перед вами таблица, ее необходимо заполнить. В первом столбце вы записываете название объекта по его описанию, которое находится во втором столбце.

Объект

А теперь посмотрите на получившуюся таблицу, у нас не заполнена одна строчка – название второго столбца. Так вот, описание, по которому вы угадывали название объекта, называется свойством объекта. Запишите название второго столбца.

5. Физкультминутка.

Давайте действиями и словами будем передавать информацию.

На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие):

- Как живешь? - Вот так! (Показ большого пальца.)

- Как идешь? - Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони)

- А бежишь?

6. Закрепление материала.

Учащиеся выполняют задание в картах самоконтроля.

Давайте еще раз вспомним о видах информации и выполним самостоятельно задание 2.

Объект

7. Техника безопасности. Практическая работа на компьютере.

Учащиеся рассказывают правила техники безопасности в стихах.

Учащимся предлагается объект (круг), им необходимо дорисовать этот объект, чтоб получился другой. Например….(презентация). Оцениваться будет оригинальность рисунка. На выполнение практической работы у вас 7 мин.

Далее учитель приводит примеры объектов, а учащиеся должны ответить к какой категории они относятся (презентация).

8. Итог урока.

Обсуждение с учащимися темы урока, новыми понятиями. Какие свойства объекта вы знаете? Примеры объектов. Выставление оценок.

9.Рефлексия. Учитель раздает детям ромашку, где на каждом лепестке написаны части урока. Им необходимо приклеить смайлик на ту часть урока, которая им больше всего запомнилась!

Если позволяет время, можно предложить учащимся разгадать загадки:

Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал.

Ответ: Возд шар

Белый камушек растаял, на доске следы оставил. Ответ: Мел

Чтобы жарилась еда,Нам нужна…(сковорода)

Рама есть, а где окно?Сел в седло, не скажешь: "Но!"Есть звонок, а двери нет!Это же… (велосипед)

Пол в квартире изучает,За порядок отвечает.Хоть имеет длинный нос,Он не слон, он… (пылесос)

На компьютерном столе

Помогает она мне.

Колесиком и кнопкой

Я управляю ловко. (Мышка)

doc4web.ru

Свойства объекта

Шар

Круглый, воздушный…

Конфета

Сладкая, шоколадная, вкусная, в красивом фантике

Солнце

Круглое, желтое, яркое, жаркое

Апельсин

Сочный, оранжевый, ароматный

Цветок

Красивый, ароматный, растет в саду

- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Руки под щеку и положить их на голову.)

- Как берешь?

- Вот так!

- А даешь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так! (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями)

- А грозишь?

- Вот так! (Погрозить пальчиком своему соседу.)

Вид объекта

Ветер

Событие

Праздник

Будильник

Живое существо

Соревнование

Снегопад

Явление

Молния

Новый год

Итоговая диагностика по информатике 4 класс

Итоговая диагностика по информатике

ФИ _____________________________________________ дата __________

Вариант

  1. Заполни таблицу по образцу

Событие

Органы чувств

Виды информации

Мальчик в темноте нащупывает выключатель и включает свет.

Кожа

Осязательная

Охотник по следам на снегу определяет, какой зверь прошёл.

Дети любуются водопадом, который издаёт сильный шум.

Собака по запаху чувствует, что недалеко от нее кошка.

2. Какие действия можно совершать с понятиями (подчеркни)?

А) СЛОЖЕНИЕ б) ДЕЛЕНИЕ в) ВЫЧИТАНИЕ

г) ОБОБЩЕНИЕ

3. Соедини стрелками пары понятий, между которыми отношения «вид  вид».

«числовая информация»

«глаз»

«клавиатура»

«текстовая информация»

«бумага»

«монитор»

«язык»

«камень»

4. Соедини стрелками пары понятий, между которыми отношения «род  вид»:

«носитель информации»

«число»

«устройство вывода»

«папирус»

«компьютер»

«принтер»

«форма представления

информации»

«персональный компьютер»

5. Отметь предложения, которые являются суждениями:

  • Какая погода будет завтра?

  • Приехал!

  • Компьютер имеет память.

  • Конфета вкусная.

  • Пергамент — носитель информации.

  • Лев — это дикое животное.

6. Отметь информационные модели:

  • рисунок

  • текст

  • таблица

  • статуя

  • схема

  • фотография

  • кукла

  • игрушка

7. Пронумеруй действия по порядку:

Порядок действий при создании материальной модели

  • Изготовить модель по эскизу.

  • Назвать существенные свойства объекта с точки зрения цели моделирования.

  • Определить цель создания модели.

  • Выбрать материал для изготовления модели.

  • Создать эскиз модели.

8. Прочитай, придумай обозначения и дополни диаграмму:

Множество компьютерных

мышей (_____) и множество живых мышей (____)

не имеют ни одного

общего элемента

____

____

9. Заполни схему:

10. Отметь команды, которые могут входить в систему команд исполнителя «ЧЕЛОВЕК»:

  • Прыгнуть

  • Воспринять

  • Закодировать

  • Напечатать

  • Декодировать

  • Понять

  • Обработать

  • Обучить

  • Передать

  • Сохранить

  • Вычислить

  • Управлять

11. Отметь, чем может управлять компьютер.

  • людьми и обществом

  • космическими кораблями

  • самим собой

  • звёздами и планетами

  • подводной лодкой

12. Продолжи предложение:

Алгоритм называют алгоритмом с ветвлением, если...

  • все команды выполняются последовательно одна за другой.

  • одна или несколько команд выполняются несколько раз.

  • происходит выбор действий в зависимости от условия.

infourok.ru


Смотрите также