Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса. Выпишите номера односоставных предложений в деревнях хорошо хлеб пекут


Олимпиадные задания по русскому языку с ответами. 9 класс. на Сёзнайке.ру

1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.

Черпать, асимметрия,  краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин,   отвар.

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 2. В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 3. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.

Оценка – 9 баллов

  1. 4. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.

Во многословии не без …

Учился читать да писать, а выучился петь да…

Оценка – 2 балла

  1. 5. Выпишите из данного списка только числительные.

Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 6. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.

Оценка – 8 баллов

  1. 7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.

Оценка – 3 балла

  1. 8. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 9. Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?

Так спросил у озорного

Кота Васи я:

– Что же значит это слово:

Ка-та-ва-си-я?

Кот весьма любезен был –

Объяснил наглядно:

Всю посуду перебил

И спросил:

– Понятно?

Оценка – 2 балла

10. Назовите автора (авторов) учебника русского языка, по которому вы учитесь.

Оценка – 1 балл

11. Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?

 

«Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».

Оценка – 20 баллов

 

 

Ответы.

1.Асимметрия,  пломбировать, мещанин, отвар.

За каждый правильный ответ – 1 балл

2. С данным латинским словом связаны русские слова валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др.

За каждый правильный ответ – 1 балл

3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.

Оценка – 9 баллов, но за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются

4. Во многословии не без многословия.       Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Оценка –  2 балла

5. Восьмидесятый,  два, двое,  оба, пятый, пятеро.

За каждый правильный ответ – 1 балл

6. Дебаты - споры, интуиция – чутье,  изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать.

Оценка – 8 баллов.

7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.  Оценка – 3 балла

8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.

Оценка – 4 балла

9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.

Оценка – 2 балла.

 

www.seznaika.ru

Задания олимпиады по русскому языку в 9 классе (с ответами) страница 5

Задание № 5. Определите тип предложения. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин).

2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин).

3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский).

4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский).

5) Что с тобой случилось?

6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов).

7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.

8) По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов).

Ответ:

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) – односоставное, обобщенно-личное.

2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин) - односоставное, определенно-личное.

3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский) – двусоставное, полное.

4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский) – односоставное, безличное.

5) Что с тобой случилось? – двусоставное, полное.

6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов) - двусоставное, полное.

7) Не хотел бы оказаться на твоем месте. – двусоставное, неполное.

8) По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов) - односоставное, неопределенно-личное.

Односоставные предложения: 1, 2, 4, 8.

Оценка: за каждый правильный вариант ответа – 2 балла. Каждая допущенная ошибка при определении - -1 балл.

Итого: 8 баллов.

Задание № 6. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

А. Полна коробочка.

Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.

В.Эта вещь устроена очень просто.

Г.Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

Е.Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

Ответ:

А. Полна коробочка. – Краткое прилагательное

Б. Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь. - Междометие

В.Эта вещь устроена очень просто. – Наречие

Г.Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности. - Частица

Д. Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане. – Слово категории состояния

Е.Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки. - Наречие

Оценивание: За каждый правильный ответ – 1 балл

Итого: 6 баллов

Задание № 7. Выберите правильную форму управления.

Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).

Ответ:

  1. Импичмент (кому?) президенту;

  2. командующий (чем?) фронтом;

  3. плата (за что?) за услуги;

  4. оплата (чего?) проезда;

  5. отзыв (о чем?) об автореферате;

  6. рецензия (на что?) на программу;

  7. компетентный (в чем?) в вопросе;

    1. иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни.

    Оценивание: за правильный ответ по 1 баллу. Каждая допущенная ошибка - -1 балл.

    Итого: 9 баллов.

    Задание № 8. В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:

infourok.ru

1, 2, 4, 8 — Мегаобучалка

ОТВЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КЛАСС

Задание № 1.Определите количество твёрдых согласных в четверостишии, взятом из стихотворения Вадима Шефнера «Слово»:

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

Твёрдых согласных звуков - ___________.

Ответ:

[но слова фс'эм славам в йазык'э у нас йэс'т'// слава/ род'ина/ в'эрнас'т'/свабода и ч'эс'т'// пус'т' разм'энай ман'этай н'и служат он'и/ залатым эталонам их в с'эрцэ хран'и//]

Твёрдых согласных звуков - 49.

Оценивание: за правильный ответ –5 баллов.

Итого: 5 баллов.

Задание № 2.Названия каких птиц используются в перечисленных устойчивых сочетаниях? Запишите получившиеся фразеологизмы.

а) писать как … лапой;

б) как с … вода;

в) задать…;

г) пустить красного…;

д) как … на колу;

) газетная…;

ж) надулся, как…

з) … в павлиньих перьях.

Ответ:

а) писать как курица лапой;

б) как с гуся вода;

в) задать дрозда;

г) пустить красного петуха;

д) как сорока на колу;

е) газетная утка;

ж) надулся, как индюк;

з) ворона в павлиньих перьях.

Оценка:за каждый правильно записанный фразеологизм - по 1 баллу.

Итого: 8 баллов.

Задание № 3. Разберите слова по составу. Какие слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания? Отметьте их номера.

1) Настигнем, 2) вычеркнутый, 3) прилепляя, 4) посадка, 5) заморгавший, 6) соловушка, 7) складывая, 8) вымытый, 9) вынес, 10) полюблю.

Ответ:

На-стиг-н-ем (4 морфемы)

2) Вы-черк-ну-т-ый (5 морфем)

3) При-лепл-я-я (4 морфемы)

По-сад-к-а (4 морфемы)

5) За-морг-а-вш-ий (5 морфем)

6) Солов-ушк-а (3 морфемы)

7) С-клад-ыва-я (4 морфемы)

Вы-мы-т-ый (4 морфемы)

Вы-нес-нулевой суффикс-нулевое окончание (4 морфемы)

10) По-любл-ю (3 морфемы)

Оценка:за каждое правильно разобранное слово – 1 балл

Итого: 10 баллов.

Задание № 4.Отметьте номера предложений, в которых верно выделена грамматическая основа. Исправьте ошибки в грамматических основах.

1. Что-тослышится родное в грустной песне ямщика.

2. Этот стреляный воробей себя еще проявит.

3. Настало роковое послезавтра.

4. Япопросилвыслушать меня внимательно.

5. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами.

6. Хорошо бежать утром по росе.

7. Каждый из нас мечтал о победе.

8. Явышел освежиться, потому что в комнате было душно.

9. Идти в снегу почти до колен было трудно.

 

Ответ: 3, 5, 6

1. Что-тослышится родное в грустной песне ямщика.

2. Этот стреляный воробей себя еще проявит.

3. Настало роковое послезавтра.

4. Япопросилвыслушать меня внимательно.

5. Вся земля вокруг была изрыта снарядами и минами.

6. Хорошо бежать утром по росе.

7. Каждый из нас мечтал о победе.

8. Явышел освежиться, потому что в комнате было душно.

9. Идти в снегу почти до колен было трудно.

Оценка:за правильный вариант грамматической основы - 1 балл. За каждый правильный исправленный вариант – 1 балл. Каждая допущенная ошибка при определении - -1 балл.

Итого: 9 баллов.

Задание № 5. Определите тип предложения.Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин).

2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин).

3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский).

4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский).

5) Что с тобой случилось?

6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов).

7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.

8) По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов).

Ответ:

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин) – односоставное, обобщенно-личное.

2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин) - односоставное, определенно-личное.

3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский) – двусоставное, полное.

4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский) – односоставное, безличное.

5) Что с тобой случилось? – двусоставное, полное.

6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов) - двусоставное, полное.

7) Не хотел бы оказаться на твоем месте. – двусоставное, неполное.

8)По улицам слона водили, как видно, напоказ…(И. Крылов) - односоставное, неопределенно-личное.

Односоставные предложения: 1, 2, 4, 8.

Оценка:за каждый правильный вариант ответа – 2 балла. Каждая допущенная ошибка при определении - -1 балл.

Итого: 8 баллов.

Задание № 6. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

А. Полна коробочка.

Б.Полно,хватит горевать – слезами горю не поможешь.

В.Эта вещь устроена очень просто.

Г.Я не пойду к директору – простоне хочу нарываться на неприятности.

Д.Жарко,печка обогрела избу, и было как в бане.

Е.Друзья жаркообнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

 

Ответ:

А. Полна коробочка. – Краткое прилагательное

Б.Полно,хватит горевать – слезами горю не поможешь. - Междометие

В.Эта вещь устроена очень просто. – Наречие

Г.Я не пойду к директору – простоне хочу нарываться на неприятности. - Частица

Д.Жарко,печка обогрела избу, и было как в бане. – Слово категории состояния

Е.Друзья жаркообнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки. - Наречие

Оценивание:За каждый правильный ответ – 1 балл

Итого: 6 баллов

 

Задание № 7.Выберите правильную форму управления.

Импичмент (президент), командующий (фронт), плата (услуги), оплата (проезд), отзыв (автореферат), рецензия (программа), компетентный (вопрос), иммунитет (болезнь).

Ответ:

1) Импичмент (кому?) президенту;

2) командующий (чем?) фронтом;

3) плата (за что?) за услуги;

4) оплата (чего?) проезда;

5) отзыв (о чем?) об автореферате;

6) рецензия (на что?) на программу;

7) компетентный (в чем?) в вопросе;

8-9) иммунитет (к чему? против чего?) к болезни, против болезни.

Оценивание:за правильный ответ по 1 баллу. Каждая допущенная ошибка - -1 балл.

Итого: 9 баллов.

Задание № 8. В «Словаре русского языка 11-17 вв.» есть словарная статья с заголовочным словом МАШТУКЪ. Составители словаря не смогли дать определения этому слову, поставив знак (?), однако привели цитату из памятника письменности, в котором употребляется это слово:

«И отъ него ко мне вѣдомости не бывало, да пошлю нарошно о буровах и о долотах ... зъ ∙в̃∙маштукама» (1698 г.).

Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

«И от него ко мне никакого известия не было, так пошлю специально [весточку] о буравах и долотах ... с двумя штуками» (5 баллов).

Издатели словаря неверно прочитали древний текст, неправильно разделив его на слова. Буква ∙в̃∙ обозначала цифру 2 (1 балл), а -ма - это окончание двойственного числа Тв. п., также как и в словоформе штука-ма (1 балл); заметим, что написание предлога зъ отражает живое произношение писавшего, однако озвончение предлога съ возможно лишь перед согласным [д], тогда как озвончения [с] перед [в] в русском языке не было и нет; это также служит аргументом в пользу того, что первое слово в выделенном фрагменте – два (3 балла).

Оценивание:За правильное прочтение двема штукама - 5 баллов, за указание на значение буквы ∙в̃∙ - 1 балл, за определение формы штукама - 1 балл, за фонетический аргумент - 3 балла.

Итого: 10 баллов.

 

Задание № 9. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.

Ответ: Эти люди практически однофамильцы. Их фамилия образована от глагола ковать – кую, но от разных его основ: ку+ю > ку+знь > ку+зн+ец > Кузнец+ов; ков+а+ть > ков+а+ль > Ковал+ев(ский).

Оценивание:за правильный ответ 3 балла.

Итого: 3 балла.

Задание № 10. Переведите текст на современный русский литературный язык. Выполните задание к тексту.

И повѣлѣ Олѣгъ воемъ своим колеса изъдѣлати и въставити корабля на колеса. И бывшю покосну вѣтру, успяша парусы с поля, и идяше къ городу. Видѣвше же грѣцѣ, убояшася, и ркоша; выславше ко Ольгови: «Не погубляй город, имемься по дань, якоже хощеши». И устави Олегъ вои, и вынесоша ему брашна и вино, и не прия его — бѣ бо устроено съ отравою.

Задание к тексту: укажите значение слова грѣцѣ в третьем предложении текста.

Ответ: И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено.

Грѣцѣ –греки.

Оценивание:

10 баллов за перевод+2 балла за определение слова.

Итого: 12 баллов.

 

megaobuchalka.ru

Олимпиадные задания по русскому языку с ответами. 9 класс.

1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.

Черпать, асимметрия,  краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин,   отвар.

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 2. В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 3. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.

Оценка – 9 баллов

  1. 4. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.

Во многословии не без …

Учился читать да писать, а выучился петь да…

Оценка – 2 балла

  1. 5. Выпишите из данного списка только числительные.

Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 6. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.

Оценка – 8 баллов

  1. 7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.

Оценка – 3 балла

  1. 8. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.

За каждый правильный ответ – 1 балл

  1. 9. Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?

Так спросил у озорного

Кота Васи я:

– Что же значит это слово:

Ка-та-ва-си-я?

Кот весьма любезен был –

Объяснил наглядно:

Всю посуду перебил

И спросил:

– Понятно?

Оценка – 2 балла

10. Назовите автора (авторов) учебника русского языка, по которому вы учитесь.

Оценка – 1 балл

11. Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?

 

«Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».

Оценка – 20 баллов

 

 

Ответы.

1.Асимметрия,  пломбировать, мещанин, отвар.

За каждый правильный ответ – 1 балл

2. С данным латинским словом связаны русские слова валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др.

За каждый правильный ответ – 1 балл

3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.

Оценка – 9 баллов, но за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются

4. Во многословии не без многословия.       Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Оценка –  2 балла

5. Восьмидесятый,  два, двое,  оба, пятый, пятеро.

За каждый правильный ответ – 1 балл

6. Дебаты - споры, интуиция – чутье,  изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать.

Оценка – 8 баллов.

7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.  Оценка – 3 балла

8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.

Оценка – 4 балла

9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.

Оценка – 2 балла.

 

lib.repetitors.eu

Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ по русскому языку для 9 классов ЗАДАНИЕ 1. Обозначьте прописной буквой правильное ударение в следующих словах. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения. Апостроф, бутик, вальдшнеп, вероисповедание, гусеница, догмат, донельзя, древко, дремота, знамение, ЗАДАНИЕ 2. Найдите и исправьте грамматические ошибки. Олимпийское Сочи, вечерние Хельсинки, густонаселенный Гродно, мглистый Осака, независимое Гаити. ЗАДАНИЕ 3. Запишите числительное 685 словами и просклоняйте его. ЗАДАНИЕ 4. Выберите правильные словосочетания из предложенного списка. Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос.ЗАДАНИЕ 5. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог. Черпать, асимметрия,  краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин ЗАДАНИЕ 6. Укажите русскоязычный эквивалент к следующим словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.ЗАДАНИЕ 7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах? 1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно ЗАДАНИЕ 8. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения. 1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте. ЗАДАНИЕ 9. Запишите номера предложений, в которых допущены речевые ошибки. 1.Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2.Это прекрасный мастер, прославившийся за пределами нашей страны. 3.Для абитуриентов, поступающих в вузы, не только проводятся консультации, но и репетиционное тестирование. 4. Заваленные документы бумагами обнаружились в трех нижних ящиках. 5.Приступив к работе над рефератом, мы записались в две городских библиотеки. 6.Руководителем группой был Петр Иванов. ЗАДАНИЕ 10. Укажите название стихотворения. Будучи рассказом рядового участника о великом историческом свершении, это стихотворение является автобиографией народного подвига. ЗАДАНИЕ 11. Укажите название произведения А.С. Пушкина, о котором пишет критик В.Г. Белинский: «… - нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины…» ЗАДАНИЕ 12. О чем идет речь в стихотворении Ю.А. Нелединского – Мелецкого, русского поэта 18века? Довольно именем известна я своим; Равно клянется плут и непорочный им; Утехой в бедствиях всего бываю боле; Жизнь радостней при мне и в самой лучшей доле; Блаженству чистых душ могу служить одна; А меж злодеями – не быть я создана. Ответы. 1.АпострОф, бутИк, вАльдшнеп, вероисповедАние, гУсеница,дОгмат, донЕльзя, дрЕвко, дремОта, знАмение. За каждый правильный ответ – 0,5 балла2. С данным латинским словом связаны русские слова валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др. За каждый правильный ответ – 1 балл 3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.Оценка – 9 баллов, но за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются 4. Во многословии не без многословия.       Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Оценка –  2 балла 5. Восьмидесятый,  два, двое,  оба, пятый, пятеро. За каждый правильный ответ – 1 балл 6. Дебаты - споры, интуиция – чутье,  изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать. 7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.  Оценка – 3 балла 8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.  

schoolfiles.net

Олимпиадные задания по русскому языку 9 кл.

Олимпиадные задания по русскому языку. 9 класс.   1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог. Черпать, асимметрия,  краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин,   отвар. За каждый правильный ответ – 1 балл 2. В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним? За каждый правильный ответ – 1 балл 3. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения. Оценка – 9 баллов 4. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке. Во многословии не без … Учился читать да писать, а выучился петь да… Оценка – 2 балл 5. Выпишите из данного списка только числительные. Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.За каждый правильный ответ – 1 балл 6. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.Оценка – 8 баллов 7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах? 1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно. Оценка – 3 балла  8. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения. 1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте. За каждый правильный ответ – 1 балл 9. Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается? Так спросил у озорного Кота Васи я: – Что же значит это слово: Ка-та-ва-си-я? Кот весьма любезен был – Объяснил наглядно: Всю посуду перебил И спросил: – Понятно? Оценка – 2 балла 10. Назовите автора (авторов) учебника русского языка, по которому вы учитесь. Оценка – 1 балл 11. Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью? «Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями». Оценка – 20 баллов  Ответы 1.Асимметрия,  пломбировать, мещанин, отвар. За каждый правильный ответ – 1 балл 2. С данным латинским словом связаны русские слова валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др. За каждый правильный ответ – 1 балл 3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.Оценка – 9 баллов, но за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются 4. Во многословии не без многословия.       Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Оценка –  2 балла 5. Восьмидесятый,  два, двое,  оба, пятый, пятеро. За каждый правильный ответ – 1 балл 6. Дебаты - споры, интуиция – чутье,  изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать. Оценка – 8 баллов. 7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.  Оценка – 3 балла 8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное. Оценка – 4 балла 9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов. Оценка – 2 балла.

schoolfiles.net

Олимпиадные задания по русскому 9 класс

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс. Ответы.

Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс с ответами.

      Задание 1.

      Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.

Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.

      Задание 2.

      В латинском языке есть слово valeo - «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

      Задание 3.

      Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.

      Задание 4.

      Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.

Во многословии не без …

Учился читать да писать, а выучился петь да…

      Задание 5.

      Выпишите из данного списка только числительные.

Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.

      Задание 6.

      Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.

      Задание 7.

      К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.

      Задание 8.

      Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.

1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.

      Задание 9.

      Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?

Так спросил у озорного

Кота Васи я:

– Что же значит это слово:

Ка-та-ва-си-я?

Кот весьма любезен был –

Объяснил наглядно:

Всю посуду перебил

И спросил:

– Понятно?

      Задание 10.

      Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?

«Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку 9 класс.

1.Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.

2. С данным латинским словом связаны русские словавалидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др.

3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев,во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.

4. Во многословии не без многословия.Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

5. Восьмидесятый, два, двое, оба, пятый, пятеро.

6. Дебаты - споры, интуиция – чутье, изолировать - отделить, метаморфоза - превращение, приз – подарок, тотальный - всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать.

7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.

8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.

9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.

rus.fizolimpiada.ru


Смотрите также