ХЛЕБ – ОСНОВА ЖИЗНИ, ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА! Основа жизни хлеб


Хлеб – основа жизни | Образовательный портал WebUrok.com — учебно-методические материалы для учителей

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 91 Классный час "Хлеб – основа жизни" Подготовила: Воропаева Юлия Викторовна, учитель математики, классный руководитель 6-А класса Донецк 2015 год Аннотация Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на Земле. Хлеб стоит недорого, но все знают, каким трудом он достается, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Для того, чтобы на полях вырастить зерно, днем и ночью трудятся более тысячи людей, более ста двадцати профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора и др.). Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением, как к дару, спасающему от голода, как к богатству. Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу. Данный сценарий может быть использован для проведения классного часа в 5-8-х классах в цикле воспитательных бесед. Цель проведения воспитательного мероприятия: актуализировать знания учеников о бережном отношении к Хлебу, его происхождение, историю возникновения; учить детей самостоятельно работать с художественной литературой; развивать память, речевую деятельность; воспитывать уважение к Хлебу и к работе хлебороба. Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство. Сценарий предполагает проведение подготовительной работы: - сообщение; - ваза с колосками пшеницы; - презентация «Об истории возникновения хлеба на земле» - плакаты с цитатами о хлебе, загадки, пословицы, поговорки. Классный час "Хлеб – всему голова"Цель: актуализировать знания учеников о бережном отношении к Хлебу, его происхождение, история возникновения; учить детей самостоятельно работать с художественной литературой; развивать память, речевую деятельность; воспитывать уважение к Хлебу и к работе хлебороба. Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство. Оборудование: плакат (на доске) “Его величество – ХЛЕБ”, рисунки учеников, колоски пшеницы, каравай, соль и рушник, грамзапись фрагментов цикла П. И. Чайковского “Времена года”, в частности “Август. Жатва”, выставка книг о хлебе, карточки с пословицами, выдержки из сочинений детей о хлебе. Презентация «Об истории возникновения хлеба на земле». Растите хлеб!Выращивайте хлеб!Он – смех детей,Он – радость мирных дней. Абдул Мирзаев. Ход мероприятия І. Вступительное слово учителя.Мне больно, когда я, случается, вижу,Что хлеб, недоеденный брошен бесстыже.Эй, ты! Попирающий корку ногоюТы топчешь достоинство наше людское.Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс…Земле, на которой родился и рос.Петрусь Бровка Издавна народ больше всего ценил Хлеб, соль и честь. Хлеб - это богатство, достаток, соль - это человеческое достоинство, за которое наши предки стояли, не имея иногда ни куска Хлеба, ни щепотки соли. И нам, наследникам, завещали стоять на том. Сегодня на уроке речь пойдет о Хлебе. ІІ. Показ презентации «Об истории возникновения хлеба на земле». Хлеб – всему голова.- Мы часто задаём себе вопрос: Что же такое ХЛЕБ?(обращение к ученикам, дети отвечают)И отвечаем: “ХЛЕБ – это ЖИЗНЬ”. Недаром говорят:Что хлеб наш насущный – святые слова!Так говорили и деды и прадеды.Он в нашей жизни всему голова! ІІІ. “Как появился Хлеб ” (сообщения учащихся) Первый ученик: Хлеб … такое мягкое, душистое теплое слово, а еще и такое таинственное! Есть оно только в славянских языках, а когда-то было еще и в готском языке (произносилось ”гляйф”) и в старогерманском языке (“хлеб”). В древности эти народы были нашими соседями по Днестру и Висле. Однако ученые считают, что все эти народы позаимствовали название с какого-то более древнего и более таинственного языка. Возможно, от него только это слово и осталось. Второй ученик: Как давно люди пекут Хлеб? Раскопки свидетельствуют, что семь тысяч лет назад люди уже пекли в пепле коржи с еле-еле помеленного, а точнее растолченного в ступе зерна. В Древнем мире – Египте, Греции, Риме – уже пользовались дрожжами, которые делали Хлеб рыхлым и мягким. В Риме, например, было триста пекарней, где выпекали разные сорта Хлеба - и для богатых, и для бедных. Третий ученик: Говорят, что искусство выпекания Хлеба поднялось до необычайных высот в средние века – между пятым и четырнадцатым столетиями. Сначала этим занимались монастыри, а позже специальные организации пекарей – цехи. С того времени Хлеб в Европе почти не изменился ни по вкусу, ни по форме. Изменилась только техника его выпекания. Учитель: Во все времена у всех народов наибольшей святыней считался Хлеб. Про него писали поэты, мыслители, он прославился в песнях и думах. Когда его не хватало – приходила беда. Не зря человек, ежедневно молясь, просит бога: “ Хлеб насущный дай нам сегодня”. Эта святость, уважение к Хлебу передается от поколения к поколению, детям, внукам, правнукам. (звучит музыка “Священная война”)- Вспомним трудный хлеб войны. 1941 год. На нашу Родину напали фашисты – враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту РОДИНЫ. Чтобы как – то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди.Вот такие слова в своей поэме “Слово о хлебе” сказала Анна Ахматова:Как рано в сорок первом мы взрослели!От слез слепа, от голода слаба,Я видела, как на корню горели,Созреть не успевавшие хлеба.Во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли, морил нас голодом, чтобы сломить и победить нас.Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.Нам известен полной трагической силы дневник, который вела в нестерпимо долгую блокадную зиму 1941-1942 гг. Ленинградская школьница Таня Савичева. В нём всего девять страничек.Четвертый ученик: Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки. Но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом – стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника “Цветок жизни”, под Санкт-Петербургом, на 3-м километре  блокадной “Дороги Жизни”. IV. “Хлеб в обычаях и традициях нашего народа” (сообщения учащихся) Первый ученик: во все времена у всех народов было наибольшей святостью, когда лежал Хлеб на столе. И никто, даже дети не осмеливались положить его вниз. Еще с пеленок ребенка приучали любить и почитать Хлеб. Ни один праздник или обряд не обходился без каравая. Рождался ребенок – шли с Хлебом, отправляли сына в далекий путь – мать заворачивала в рушник кусочек Хлеба, справляли свадьбу или строили хату – непременно приходили с кнышами, а дорогих гостей обязательно встречали Хлебом-солью. Второй ученик: Хлеб в народе всегда берегли, ценили, относились как к святыне. Следили, чтобы Хлеб не падал вниз. А как упадет, следует поднять, поцеловать и съесть. Если этого не сделать, будут большие убытки. Когда кто-то находил на дороге кусок, нельзя было через него переступать. Надо поднять, отряхнуть и положить на видном месте - птицам. За грех считалось надкусить и недоесть кусок. Не одалживали никому из дома Хлеб, когда шли впервые сеять, потому что не уродит. Третий ученик: Начало жатвы во все времена было событием торжественным. Чтобы зажать ниву, выбирали легкий день - вторник, пятницу. Колоски, скошенные первыми, клали накрест. Когда шли домой, забирали их и делали цветок или крест, который позднее (на Спасе) освящали в церкви. Зерно хранили для посева под следующий урожай. Отвар из этих колосьев считался целебным от порезов серпа. Четвертый ученик: Свадебный каравай, Хлеб надо скоро съесть, чтобы не засохли, потому что у молодых «жизнь засохнет». Крошки со стола никогда не сметали на пол, тщательно собирали и отдавали курам, а крошки святой пасхи - скоту и птицам. С древности сохранился обычай «хлебовать» - осыпать зерном молодых, новорожденных. На Новый год детвора ходила по домам, и «посыпали», говоря: «На счастье, на здоровье, на Новый год». Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю немного отдохнуть и послушать замечательную музыку из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Называется она «Август. Жатва». Ведь уважение к Хлебу можно передавать не только с помощью слова. Закройте глаза, внимательно слушайте, а потом скажете, что вы «увидели», слушая музыку. (Слушание музыки, беседа с учениками после прослушивания.) Учитель: Отец Василия Сухомлинского писал: «Не забывай, сынок, о Хлебе насущном. Помни, кто ты, откуда вышел. Вспомни, что трудно достается Хлеб. Никогда не забывай о корне народном, о деде и прадеде, который умер за плугом на ниве, выращивая Хлеб ». V. «От прадедов - внукам» Пословицы Весна днем ​​красна, а Хлебом постна. Как в мае дождь на улице, то осенью Хлеб в амбаре. На черной земле белый Хлеб родит. Идешь на один день - бери Хлеба на три дня. Где Хлеб-соль-каша, там и хата наша. Хлеб - всему голова. Не кожух греет, а Хлеб. Какая пшеница, такой и каравай. Хлеб-соль ешь, а правду режь. Ешь Хлеб с солью и водой - живи правдою святой. Посеешь вовремя - родит обильно. Не чурайся Хлеба и соли. Земля-кормилица парует, и хлеб насущный нам дарует. Сила от Хлеба - Хлеб от земли. Сей Хлеб вовремя, будешь есть каждый день. Глубже пахать - больше Хлеба собирать. Где пашет сошка, там Хлеба немножко. Будет тот голоден, кто жатвой тени ищет. Не тот урожай, что на поле, а тот, что в амбаре. Приметы Гром гремит – будет Хлеб родить. Много снега - много Хлеба. Зима без снега - лето без Хлеба. Сухой март, теплый апрель, мокрый май - будет Хлеба урожай. Загадки Вырос в поле дом, полнится зерном; стены позолочены, еще не обмолочены. (Колос). Без рук, без ног, подпоясанный (Сноп). Одно бросил - горсть взял (Колос). Ходит в поле с края в край, режет черный каравай (Трактор). Бьют меня дубиной, режут меня ножом, потому меня так губят, что все меня очень любят (Хлеб). Бьют меня, толкут, режут, а я все терплю, всем добром плачу (Хлеб). Круглый, как солнышко, щедрый, как лето, в Июне проклюнется и стоит - красуется. С печи на - блюдо, ешьте меня, люди, на здоровье (Каравай). Сначала он в поле колосится, Затем он в амбаре хранится, Далее - в пекарне печется, И мягким, пушистым на стол подается (Хлеб). Советы. Прадедовские заповеди - Ежедневно зарабатывай свой Хлеб. Помни: честному Хлебу везде честь. - Старые люди умеют уважать Хлеб - учись у них. - Кусок Хлеба, разделенный пополам, делает людей друзьями. - Если человек попросил у тебя Хлеб - переломай свой кусок надвое, даже если он у тебя последний. - Когда ты нарезаешь Хлеб, по старшинству надели всех, кто сидит за столом. Себе же оставь последний кусок. - Почитай в Хлебе свою и чужую работу. - Уважай в Хлебе человеческую мудрость. VІ. «Хлеб в произведениях поэтов и писателей» Первый ученик: Растите хлеб!Выращивайте хлеб!Он – смех детей,Он – радость мирных дней.Он наших городов и сёл мечта, Он - пенье птиц.Он памятником сталВсем тем, кто жизни                                    за него отдал.Растите хлеб!Мы за него страдали,И долгими ночами на полях,Как мать над сыном,Мы над ним не спали.Растите хлеб -Историю страны.Растите хлеб -Грядущую опору.Дороже он, чем всех сокровищ                  горы.Он - наша жизнь,А жизни нет цены. Абдул Мирзаев. Второй ученик: Легенда о Бородинском хлебе.На Бородинском поле шло сраженье,Картечи визг, как по стеклу ножом,И вот французов лёгкою мишеньюСтал наш обоз с мукой и фуражом.То ли ядро шальное, то ли мина,То ли снаряд в фургон с мукой попал,А следом шёл фургон с корицей, тмином,И взрыв муку и тмин перемешал.Ну а солдат кормить-то чем-то надо?Негоже продовольствие бросать!Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом …Так стали «Бородинский» выпекать.И говорят, что даже сам Кутузов,А может быть, и сам Багратион,Нахваливали меткость тех французов,Что так удачно вмазали в фургон.Вот так из века, ставшего былинным,Пришёл к нам хлеб, который всем знаком.Как хорошо, что был фургон тот с тмином,А не с фасолью или с чесноком!Автор стихотворения: Александр Симонов Третий ученик: ПОМНИТЕ О ХЛЕБЕ. Знаете, однажды я увидел Как старик прощение просил. Он буханку хлебушка обидел Тем, что вдруг на землю уронил Перед нею встал он на колено, В пополам согнувшись, кое-как. Сор стряхнул с горбушки… Неумело На себя навесил крестный знак. «Ты прости меня краюха хлеба, Я неловким стал на склоне лет. Станет пусть свидетелем синь неба, Ничего важней тебя здесь нет. Ты была наградой хлеборобу, Утешеньем путнику была. За тебя молитвы слали Богу, И вершили ратные дела. А ещё я вспоминаю детство, Трудные военные года. Горе, что досталось нам в наследство И плохая, скудная еда И мальцам как пряники, как сладость Выдавался маленький кусок Хлеба чёрного – простая радость… Разве кто на землю бросить мог?» Постоял ещё старик немного, И куда-то вдаль побрёл один. Помните о хлебе, ради Бога, С ним народ вовек непобедим. Юрнест Алин И заканчивая разговор о Хлебе, я хочу, чтобы вы объяснили мне такое выражение: «Самый вкусный Хлеб - от своего мозоля». И еще, какой вывод из сегодняшнего урока сделал каждый из вас? Выступления детей. Подведение итогов урока И так, дети, знать цену Хлебу - это долг каждого из нас. Ибо Хлеб и жизнь - это неразделимые понятия. На Хлеб богато наше государство. На Хлеб должны быть богаты и души человеческие, так как Хлеб - это основа основ жизни каждого человека. “Если примечу кусок в небреженье – В грязи придорожной, в подножной пыли,То самое первое сердце движенье – Поднять и спасти это чудо земли!” (Е. Благинина) Звучит песня Я.Френкеля “Русское поле”. Литература: Алексеев М.Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М.: Детская литература, 1980. Барыкин К.К. «Хлеб, который мы едим». - М.: Госполитиздат,1982. Данилов Н.Ф. «Мастера хлебопечения». - М.: Пищевая промышленность, 1973. Ивинин М.Е. «Хлеб сегодня, хлеб завтра». – Л.: Детская литература, 1980. Казаков Е.Д. «От зерна к хлебу». М.: Колос, 1970. Кравец О.И. «Ежедневное чудо. Повесть о хлебе». – Киев: Радуга, 12. 1971 Кузьминский Р.В. «Хлеб в вашем доме». – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. Павлов Д.В. «Стойкость. Хлеб и война. Хлеб и мир». – М.: Госполитиздат,1981. Степаненко В. «И вечный хлеб». – М.: Советская литература,1982. Ильина, О.А. Традиции и современность в хлебопечении / О.А. Ильина, В.С. Иунихина // Хлебопечение России. – 2008. – № 6. Побочный, В.И. Хлеб войны: к 60-летию Великой Победы / В.И. Побочный // Хлебопечение России. – 2005. – №2. Бандаева, Е.Ш. Полезный хлеб как шаг к здоровью / Е.Ш. Бандаева // Хлебопечение России. – 2008. Веденеева, М.М. Здоровье – в хлебе / М.М. Веденеева // Хлебопечение России. – 2007. – № 5. Зотова, Р.И. Пекарь – это хорошо! / Р.И. Зотова. – М.: Моск. рабочий, 1986. (Кем быть?!). Роте, М. Аромат хлеба / М. Роте; пер. с нем. Н.Г. Еникеевой и Э.Я. Вейцель; под ред. Л.Я. Ауэрмана. – М.: Пищевая пром-сть, 1978. Гаевая, Р.А. Хлеб на вашем столе / Р.А. Гаевая, М.А. Ященко. – 2-е изд., доп. – Киев: Урожай, 1990. Его величество хлеб / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2009. (Праздник в школе). Зеленцов, В.С. Хлеб на нашем столе / В.С. Зеленцов, Т.Н. Иванова. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. Карабанов, В.И. Вкус хлеба / В.И. Карабанов. – Ростов н/Д.: Ростовское кн. изд-во, 1988. Смирнова М.К. Праздник хлеба – 2009 / М.К. Смирнова // Пищевая промышленность. – 2009. – № 5. Степаненко, В.И. И вечный хлеб! : размышления: откровенно о сокровенном / В.И. Степаненко. – М.: Сов. Россия, 1982. 22. Воропай О. «Обычаи нашего народа», Этнографический очерк, 2005. 23. Мищенко Н., Мищенко М, «Родительское слово со всех веков»,Богдана, 1998. 24. Сумцов М.Ф. «Хлеб в обрядах и песнях», 1885.

weburok.com

ХЛЕБ – ОСНОВА ЖИЗНИ, ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА! страница 2

(Под звук метронома студент проносит через весь зал на подносе 125г чёрного хлеба)

 Ведущая: Его ты хочешь цену знать?

- Спроси.

Тебе ответить могут Ленинградцы.

Слайд

«Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек хлеба.

Только один кусочек!

На всех – взрослых и детей.

На весь день.

И мама медленно режет его на одинаковые кубики…

Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба.

Помню свою бабушку, старенькую, худенькую.

Она часто отдавала нам, детям, свой паёк.

Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами шла на завод, ради фронта – ради 250 грамм хлеба ...

И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне».

  

  (читает __________________)

Слайд

Ведущий: Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали.

Клип: «Хлеб всему голова» Людмила Зыкина (Ты запомни, сынок) время 3,32

 Слайд:

Ведущая: «При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. 

Слайд:

 Ведущий: Хлеб – народное богатство. Хлеб славяне называли жито, от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

На Руси из поколения в поколение, от отца к сыну передавалась любовь к хлебу.

Слайд

Ведущая: По русским традициям в России, и давнему обычаю гостей встречают хлебом-солью.

Молодоженов на свадьбах осыпают зерном и пшеницей, новорожденных клали в опару (закваска из дрожжей).

С хлебом человек рождался, с хлебом жил.

Слайд

 Ведущий: Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб батюшка, хлеб – кормилец остается самой большой ценностью

Клип: История хлеба. Время 2,19

Слайд

Ведущая: Мы, должны знать и помнить всегда о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Слайд

Ведущий: Почёт и честь вам, хлеборобы! За ваш прекрасный урожай, За то, что Родине вы дали Душистый хлеба каравай!

 (В руках у ведущих каравай хлеба на рушнике, они идут в зал и благодарят этим караваем).

Завершается праздник клипом «Русское поле» слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова. Время 2,20

infourok.ru

Внеклассное мероприятие на тему Хлеб — основа жизни, хлеб всему голова

Республиканский конкурс «Русский каравай»

Подготовила Шестакова Ирина Николаевна учитель начальных классов,специалист первой категории Донецкой общеобразовательнойшколы I-III ступеней №62

2015 годАннотация к мероприятию Мероприятие как итоговый праздник проводится для учащихся 2-4 классов.Он сопровождается фотографиями, музыкальными тематическими отрывками.Сценарий предусматривает различные конкурсы, соответствующие содержаниюмероприятия. К празднику разучиваются стихи, пословицы и поговорки о хлебе,песни, подбирается различный дополнительный материал о выращивании зерна,сборе урожая, хранении, производстве муки и получении конечного продукта –хлеба. Так же ученикам рассказывается о профессиях, которые участвуют впроизводстве хлеба. Особое внимание уделяется бережному отношению к хлебу.Проводится экскурс по блокадному Ленинграду. Весь комплекс мероприятийпомогает учащимся составить правила бережного отношения к хлебу.

Тема: Хлеб – основа жизни, хлеб всему голова!Цели:

·показать значимость и ценность хлеба в жизни человека;

·познакомить детей с тем, как выращивают хлеб;

·раскрыть его значение для нашего народа;·воспитывать у детей уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу;·воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду;

·расширить кругозор учащихся. Тип проекта: информационный, обобщающий.Возрастная группа: начальная степень обучения.Методы и приёмы:

· Методы работы: беседа, рассказ, наглядно - иллюстрированный.

· Приёмы работы: «тематического стихотворного каскада», диалог с детьми, использование обобщений.Формы организации работы: индивидуальная, групповая.Межпредметные связи: литературное чтение, музыкальное искусство, окружающий мир, биология.Оборудование: Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран; музыкальный центр.Демонстрационный материал: выставка хлебобулочных изделий; коллекциязлаковых колосьев, плакаты, каравай.Музыкальный материал: произведение П.И. Чайковского «Жатва», произведение М. Карасёва «Каравай», сл. П. Сенявского, муз. Ю. Чичкова «Золотое зёрнышко».

Ход мероприятия I. Орг. момент.II. Сообщение темы и целей мероприятия.III. Актуализация знаний учащихся.IV. Работа над заданной темой.1. Рассказ учителя о хлебе.2. Чтение стихов о хлебе, о бережном отношении к нему.3. Работа над тематическими иллюстрациями.4. Блокадный Ленинград в рассказах и стихах.V. Конкурсная программа.1. Пословицы и поговорки о хлебе.2. Игра «Каравай, колос, сноп».3. Тест о хлебе.4. Тест «Узнай профессию».5. Игра «Каравай, каравай, кого любишь выбирай».5. Музыкальная минуткаVI. Итог занятия. «Запомните правила».

В каждом зёрнышке пшеницыЛетом и зимой,Сила солнышка хранитсяИ земли родной.И расти под небом светлым,Строен и высок,Словно Родина бессмертный,Хлебный колосок.Ведущий: Уважаемые гости, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Хлеб – основной продукт питания, он нужен каждому человеку каждый день. Наш народ всегда с любовью и бережливостью относился к этому бесценному продукту и называл его ласково хлебушком. Нет человека, который пренебрегал бы хлебом, не зная его вкуса, не дорожил им. Для человека нет более приятного запаха, чем запах свежего хлеба. Народная мудрость гласит: « Нет лучше в мире цвета, чем пшеничный колос, нет лучше в мире сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба.» Хлеб, хлебушко Тёплый, душистый, с хрустящей корочкойПредставить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. С давних времён матери благословляли и встречали молодожёнов хлебом-солью, почётным гостям всегда преподносят на рушнике хлеб - соль.

1.ученик:  Положит в землю Человек зерно, Прольётся дождь зерно орошено. Крутая Борозда и мягкий Снег Зерно укроют на зиму от всех. Весною Солнце выплывет в зенит, И новый колосок позолотит. Колосьев много в урожайный год, И человек их с поля уберёт. И золотые руки Пекарей Румяный хлеб замесят поскорей. А женщина на краешке доски Готовый хлеб разрежет на куски. Всем, кто лелеял хлебный колосок, По совести достанется кусок.

2.ученик: Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной! Говорим мы: «Берегите. Берегите Хлеб родной Не мечтали мы о чуде. К нам с полей живая речь: «Берегите хлеб, вы – люди! Научитесь хлеб беречь».3.ученик: Вот он Хлебушек душистый, Вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол,Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила,В  нем чудесное тепло.Сколько рук его растило,Охраняло, берегло.В нем земли родимой соки,Солнца свет веселый в немУплетай за обе щеки, Вырастай богатырем!Ведущий: Ломоть хлеба! Всмотритесь в него более пристально, и вы увидите за ним тяжёлый труд земледельца, поиск учёного, древнее, но вместе с тем и вечно молодое мастерство хлебопёка.

Хлеб достается очень трудно. В этом трудоемком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо?  И как больно порой бывает, когда видишь ломоть хлеба, брошенный в грязь. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его! Те, кто выращивает хлеб, знают его настоящую цену. Но некоторые дети, не задумываясь, бросают недоеденную булочку в мусорный ящик, пинают как хоккейную шайбу черствый бублик.4.ученик: Три паренька по переулку,Играя будто бы в футбол,Туда-сюда гоняли булкуИ забивали ею гол.Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнулИ, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал.- Вы кто такой?- спросили дети,Забыв на время про футбол.- Я пекарь!- человек ответилИ с булкой медленно ушел.И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой.5.ученик: Мальчишка примерно 13-ти летБежал и ногою подбрасывал хлеб.В него словно в мячик мальчишка играл,Забрасывал в лужи и снова пинал.А взрослые люди с работы шагали,И взрослые люди все это видали.Но хоть бы один ему слово сказал.Играет мальчишка, ну, что же, скандал!А разве те люди войны не видали?А разве те люди не голодали?Неужто они навсегда позабыли,Как хлеба кусочек на сутки делили?Снимите очки и захлопните книжку!Я очень прошу – урезоньте мальчишку!Остановите! Ему объясните!Пусть он запомнит на тысячу лет,Что самое главное в жизни – хлеб!Ведущий: Это стихотворение было написано поэтом, пережившим тяжелые годы войны. Он своими глазами видел, как люди умирали от голода во время блокады Ленинграда. Ленинградский блокадный хлеб... как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки.

Но ленинградцы были рады и этому и продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. Тысячи ленинградцев в блокадные дни погибли от голода, они умирали, стоя в очереди за хлебом, умирали прямо на улице, в своих домах. С ноября 1941г. по октябрь 1942г. от голода погибло 641803 человека. А людям нужно было выжить назло врагам, нужно было работать назло бомбёжкам и обстрелу. В это тяжелое для всей страны время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба. 6.ученик: Живой – значит победа!Его отмеряли так скудно, так строго,Его заливали крутым кипятком,Его называли не хлебом – ПАЙКОМ.С соломой, мякиной, с трухой и со жмыхом –Он все же казался желанней всего,И матери тайно и тяжко вздыхали,Когда на частицы делили его.В дыму ленинградское небо,Но горше смертельных ранТяжелого хлебаБлокадного хлеба125 грамм.125 блокадных грамм –С бедой и кровью пополам.7.ученик:Крошка хлеба на землю упала, Меньше хлеба на крошку стало.Где-то в поле неубранном нашем,Сколько зерен лежит у пашен!Вот собрать бы их вместе – да в кучу,Хлеб бы выпекли белый, пахучий.Мы б окрепли и сильными стали,Мы б тюремные стены сломали,Снова вышли бы в бой, под бомбежку!Да, жалеть надо хлебную крошку! Ведущий: Хлеб! Что может быть важнее хлеба. В самом деле: коли есть на столе хлеб - остальное как-то легче прикладывается. Хлеб, как известно, может с успехом соперничать с золотым запасом, по которому принято определять, сколь богата или бедна страна. Хлеб-это солдат в дни войны, искусный пропагандист в дни мира. Не потому ли, кроме войн больших и малых, есть ещё одна война, или, точнее сказать битва, которую постоянно ведут люди – битва за хлеб, ибо она означает битву за жизнь на Земле.

Молодое поколение не знает голода, поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Очень больно видеть валяющиеся на полу кусочки хлеба, булочки, печенье, что иногда, к сожалению, можно видеть и у нас в школе. Хлеб надо брать в меру, чтобы потом не пришлось выкидывать, тем более, что речь идёт о первейшем продукте человека, так как хлеб имеет все необходимые питательные вещества, а главное его достоинство, что он никогда не приедается. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал.

8.ученик:Когда за столом вы, ребята, сидите,То помните, кто для вас хлеб создаёт:Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,Шахтёр, металлург, машинист – народ!9.ученик:Папа мне сказал:- Перед этой пашнею шапку скинь, сынок.Видишь, пробивается хлебный стебелёк?Сколько в это зёрнышко вложено труда, Знает только солнышко, ветер, да вода.Перед ним на цыпочках тракторист шагал, В сеялки и бороны трактор запрягал.Перед ним, малюсеньким, крошечным зерном,Долго думу трудную думал агроном.Для него, для зёрнышка, через всю странуМолодые ехали жить на целину.Каждое зерно омыто человечьей каплей пота.Нет, не может быть забыта эта тяжкая работа.Ведущий: Наш народ с любовью и бережливостью относился и относится к хлебу, ласково называя этот бесценный продукт хлебушком. Он воспет нашим народом в песнях, стихах, в пословицах и поговорках. Давайте и мы в нашей игровой конкурсной программе расскажем и покажем, что ещё знаем о хлебе.Конкурс 1Дети! А какие пословицы, поговорки о хлебе вы знаете? (Пословицы и поговорки у детей записаны на колосках).А теперь давайте возвратим наши колоски назад в поле.( На доске подготовлена картина с вспаханным полем и голубым небом. Дети приклеивают колоски на поле.)Конкурс – игра 2« Каравай, колос, сноп».( На слово «каравай» все делают хоровод, на слово «колос»дети становятся, положив руки на плечи друг другу, на слово «сноп» все подняв руки сходятся внутрь круга.)Конкурс – тест 3 Ребята, сегодня очень много сортов хлеба продается в магазинах. Давайте вместе назовем сорта хлеба: (бородинский, ------) Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет? -Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.-А сколько нужно зёрен, как вы думаете? (10.000 зёрен)

Конкурс – тест 4  Узнай «профессию». Кто работает на тракторе? (Тракторист.)Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)Кто работает на мельнице? (Мельник.)Кто работает в пекарне? (Пекари.)Конкурс – игра 5В летний день у каравая Хороводы, звон и смех,Сам друзей он выбирает,Выбирает, да не всех.“Каравай, каравай, кого любишь, выбирай”.Давайте поиграем в русскую народную игру – хоровод « Каравай!»Как на Колины имениныИспекли мы каравайВот такой вышины, вот такой нижины,Вот такой ужины, вот такой ширины.Каравай, каравай, кого любишь, выбирай.Я люблю. Конечно всех, ну, а Сашу больше всех.А нам сегодня тоже испекли каравай. Посмотрите, какой красивый, аппетитный. Мы приглашаем всех вас отведать наш каравай. (Гостей и детей угощают караваем).Музыкальная минуткаА теперь мы споём песню о хлебе. (Звучит песня «Золотое зёрнышко»)Ведущий: Наш утренник, посвящённый хлебу, закончился. Пусть каждый из вас помнит о значимости хлеба в жизни человека, о людях, которые выращивают хлеб, о бережном отношении к этому золотому чуду. Помните! Новая жизнь рождается из маленького зерна, и каждый год зерно прорастает многими жизнями – новыми зёрнами – в хлебном колосе. И в этом самый большой секрет хлеба – в способности постоянно возрождаться к жизни. Большое спасибо гостям за внимание, а ребятам - за работу! И в конце ещё раз:

Список использованной литературы

1. Журнал музыкального руководителя №5, 2012г.2. Педагогический интернет-журнал «Учительские университеты»3. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.4. А. Митяев «Ржаной хлебушко - калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.5. М. А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г. 6. Л. А. Введенская «Пословицы и поговорки в начальной школе», Москва, 1963г.

weburok.com


Смотрите также