Беседа о хлебе. О хлебе беседа
Беседа о хлебе | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
educontest.net
Беседа о хлебе | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов:История хлеба. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб- кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду, и в школе. Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. Когда и где родился хлеб? Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. Выпечка хлеба на Руси. У славянских народов хлеб всегда был не только основным продуктом питания, но и почитался как символ достатка, изобилия и материального благополучия. В крестьянских семьях с малых лет приучали к бережному отношению к хлебу. Считалось, что от того, как человек относится к хлебу, зависит его здоровье, сила и удача. Когда ели хлеб, то боялись уронить на пол хотя бы крошку. Если же такое случалось, то, согласно неписаным правилам, хлебную крошку нужно было немедленно поднять, поцеловать, а потом съесть или же бросить в горящую печь. Обычно хлеб выпекали через два-три дня. День выпечки хлеба считался особенным. На Украине стряпуха по этому случаю повязывала на голову яркий платок и надевала нарядную одежду. Хлеб сажали в печь при полном безмолвии. Пока он находился в печи, нельзя было шуметь, громко разговаривать, а тем более браниться и ссориться. Считалось, что бранные слова «раздражают» хлеб, и он, поэтому может не удаться.Особое внимание оказывалось хлебу в Великий четверок. В этот день все в доме вставали до петухов. Большуха, то есть старшая в доме женщина, затопляла печь и пекла в ней хлеб в полном молчании. При этом она постоянно крестилась сама, крестила печь, тесто в квашне и испеченные караваи хлеба. Считалось, что после этой обрядовой выпечки хлеб не будет переводиться в закромах (сусеках) в течение всего года. Если варево (щи, каша, картофель и др.) готовили непосредственно во время топки, то печево (хлеб, пироги, пряники) - после ее завершения, при закрытой трубе.Когда топка печи подходила к концу, стряпуха снимала с печи квашню и вынимала из нее перебродившее готовое тесто. Оставшиеся на стенках остатки собирала в один комочек и, положив его на дно квашни, присыпала сверху мукой. А перед следующей выпечкой использовала его в качестве закваски. Выложенное на доску тесто делила на отдельные куски, из которых формовала круглые караваи. Нередко для этих целей использовали специальные формы - глубокие чаши диаметром 20-25 см. и высотой 8-10 см. Их вытачивали из древесины лиственных пород, плели из ивы, лыка и корней хвойных деревьев, а также из соломенных жгутов. Разложив тесто по формам, стряпуха выгребала из печи золу и оставшиеся угли. Золу ссыпала в зольник, а угли в тушильник (специально для этого приспособленный горшок, накрываемый сковородой). Затем пол тщательно подметала помелом Хлеб полагалось сажать в печь в ту пору, когда в горниле был ровный сильный жар. Опытные стряпухи такой жар называли изволочным и могли его определить, протянув руку в горнило или подставив к устью обнаженный локоть. Однако большинство стряпух пользовались простым и доступным способом определения того момента, когда в горниле возникал топочный жар, необходимый для успешной выпечки не только хлеба, но и пирогов, а также пряников. Этот способ используется и по сей день. На под печи бросают щепоть муки. Если мука тут же вспыхивает или превращается в многочисленные искры, то значит, под печи слишком раскален, а в горниле очень высокая температура. Сажать хлеб при такой температуре нельзя. В этих случаях стряпуxa смачивает под водой с помощью помела и через некоторое время снова бросает на него щепоть муки. Если она уже не вспыхивает, но мгновенно чернеет, то сажать хлеб также рано и необходимо под еще раз смочить водой. Если после этого брошенная на под мука станет коричневой, то значит, в печи возник тот самый изволочный жар и пора сажать хлеб. Чтобы не выхолодить печь, трубу полностью закрывали. Отформованные караваи по очереди вываливают на припорошенную мукой деревянную лопату и, смочив сверху водой, протыкают в нескольких местах деревянной иглой. Затем каравай вносят на лопате в горнило. В намеченном месте лопату резко дергали на себя, и каравай оказывался на поду печи. Некоторые стряпухи клали на лопату вместо муки листья капусты, петрушки, сельдерея или лопуха. У хлеба, выпеченного на листьях, очень вкусная хрустящая подовина. В северных районах после посадки хлеба в печь в устье печи держали некоторое время пучок горящих лучин. Считалось, что после такой процедуры хлеб выйдет из печи румяным и душистым. Посадив в печь караваи, стряпуха тут же закрывала заслонку. Опытные стряпухи примерно знали, сколько нужно хлебу находиться в печи, чтобы он смог как следует пропечься и в то же время не подгореть. Однако существовал простой способ, помогающий точно определить время нахождения хлеба в печи. Как только хлеб отправляли в печь и закрывали заслонку, в стакан с чистой водой бросали шарик величиной с лесной орех, скатанный из того же теста. Шарик сразу же падал на дно стакана. Но проходило какое-то время - и он всплывал. Это и было для стряпухи сигналом, что пора проверить готовность хлеба. Открыв заслонку, она доставала один из караваев и ударяла по подовине костяшками пальцев. Хлеб считался пропеченным, если раздавался четкий и ясный звук. Если звук был глухим, то хлеб следовало снова отправить в печь. Существует и другой способ проверки готовности хлеба. В каравай втыкают стальную или хорошо отшлифованную деревянную иглу. Хлеб считается пропеченным, если извлеченная из него игла останется чистой. Присутствие на ней частичек теста говорит о том, что хлеб еще не пропекся, хотя на нем уже образовалась румяная корочка. Такой хлеб снова отправляли в печь. Готовый, пропекшийся хлеб вынимали из горнила и оставляли остывать на столе или где-нибудь на лавке рядом с печью, прикрыв сверху чистым полотенцем. Подовые пироги К празднику в русской печи пекли пироги с начинкой из мяса, ливера (печенки, легких, сердца), рыбы и риса, грибов, капусты, зеленого лука с яйцами, яблок, а также различных ягод. На русском Севере всегда были излюбленными пироги с начинкой из рыбы (рыбники) и пироги с морошкой. Уроженец северного края поэт В. Потиевский написал в свое время такие строки:В карельском северном краюГотовят в русской печке рыбникИ дым пахучий, непрерывныйВозносит синюю струю...Вдоль окон скромная резьбаВ карельском доме.А в морозы пекут в печи пирог с морошкой,И пахнет солнцем вся изба.Выпечка пирогов мало чем отличается от выпечки хлеба. Правда, в печь их отправляли на противне из листовой стали, установленном на деревянной лопате Л. Кузьмина. “Каравай”: Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -Перед нами каравай с корочкой душистой! Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен – Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем. Режь, да ешь от всей души, силы набирайся, Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся. Чтобы в добрый светлый час хлеб на стол явился, Кто – то встал чуть раньше нас и крепко потрудился! ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.Пот на спине - так и хлеб на столе.Доплясались, что без хлеба остались.Покуда на гумне цеп, потуда и на столе хлеб.До завтра оставляют только хлеба, а не дела.Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать - долг наспать.Плох обед, коли хлеба нет.Был бы хлеб, а зубы сыщутся.Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош. Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.Без соли, без хлеба - половина обеда.Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.Без хлеба куска везде тоска.Работай до поту, поешь хлеба в охоту.Не трудиться - хлеба не добиться.«Хлеб всему голова» — Портал "Учитель-Воспитатель.РФ"
Пивоварова Марина Витальевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО ДДТ Первомайского района г.Ростова-на-Дону.
Цель: Формирование бережного отношения к хлебу.
Задачи:
- Углублять знания учащихся о хлебе.2. Воспитывать чувство уважения к труду хлеборобов.3. Развивать логическое мышление.4. Развивать мелкую моторику рук.5. Расширять имеющиеся у детей знания о приметах, связанных с хлебом.6. Развивать воображение.
Оформление и оборудование:
Видео-, музыкальные материалы по теме беседы.
Карточки с загадками о хлебе, ребус о компонентах теста .
Листы для раскрашивания рисунков о хлебе (конкурс рисунка)
Педагог : Чтение стихотворения
Автор : Елена Кравченко
Расскажу тебе, дружок,Про чудесный колосок.Тот, что зреет на полях –Попадёт на стол в хлебах.Сушки, плюшки и батон –Хлеб приходит в каждый дом…
Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Но испокон веков хлеб не был простой едой. Хлебом — солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись. Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.
Слушаем песню . Детский ансамбль «Прялицы» «Баллада о хлебе»
Просмотр Видео «Как растёт пшеница»
Педагог : Загадки о хлебе. Педагог загадывает, дети отгадывают.
Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый. (Хлеб)
На соломинке — дом сто ребяток в нем. (Колосок)
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет». (Комбайн)
Мнут и катают, В печи закаляют, Потом за столом Режут ножом. (Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья». (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном.
Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом» (Колосок)
Кольцо не простое, Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)
Бьют меня палками, жмут меня камнями, Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами. За что меня так губят? За то, что любят. (Хлеб)
Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, —
Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Вот он – Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол.
Он пожаловал – пришёл. В нем– Здоровье, наша сила, В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)
В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог)
Педагог : Чтение стихотворения
«Хлеб» автор: Ольга Стратонович
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.
Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.
И ныне кормит хлеб людей —
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!
Педагог : из истории
Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда в давние времена хлеб мало напоминал нынешний и представлял собой плотные поджаренные куски зерновой массы.5 -6 тыс. лет назад в Древнем Египте произошло как бы второе рождение хлеба.Там научились разрыхлять тесто способом брожения. Искусство приготовления «кислого хлеба» от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали разнообразные сорта хлеба. На Руси секретом приготовления дрожжевого теста владели с незапамятных времен, и хлеб пекли практически в каждом доме. Несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров: появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, калачники. Со временем возникают другие блюда с использованием муки.
Просмотр видео «Как получается хлеб?»
Пословицы о хлебе
В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.
— Хлеб – всему голова
— Хлеб – наше богатство
— Без хлеба нет обеда
— Будет хлеб – будет обед
— Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай
— Хлеба ни куска – в горнице тоска
— Хлеб – всей жизни голова
— Хлеб – батюшка, вода – матушка
— Густые хлеба в поле – будет и на столе хлеба вволю
— Не трудиться – хлеба не добиться
— Без труда хлеб не родится никогда
— Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест
— Без золота проживешь, а без хлеба – нет
— Хлеб в пути не тягость
— Пот на спине – так и хлеб на столе
— Жнут летней порой, а жуют холодной зимой
— Хлеб с солью не бранится
— Хлеб сердце человеку укрепит
— Ржаной хлебушко – калачу дедушка
— Каша – мать наша, а хлеб – кормилец
— Хлеб на стол, так и стол – престол; а хлеба ни куска, и стол – доска
— Оторванный ломоть к хлебу не приставишь
— Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь
— Покуда есть хлеб да вода, все не беда
— Хлеба нет – корочка в честь
Педагог: Заключительное слово
Не напрасно народ с давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет Самой первой святыней.
Золотые слова забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» — В поле, в доме, в державе!
Педагог : логическое задание : Детям раздаются карточки с буквами, записанными обратным способом, они должны попробовать прочитать слова , в правильном порядке (справа на лево) и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки.АДОВ ЬЛОС ИЖЖОРД РАХАС(вода, соль, дрожжи, сахар)
Педагог: Конкурс рисунка на тему «Хлеб, изделия из муки»
Педагог раздаёт заготовленные заранее шаблоны, дети раскрашивают их цветными карандашами, фломастерами.
ссылка на используемые источники информации:
http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_labour.php
https://www.youtube.com/watch?v=3U8KB0nXp-Q
http://www.stihi.ru/2009/11/26/643
http://drujhnaia.blogspot.ru/2012/10/blog-post_16.html
http://iplayer.fm/q/%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0/
http://pochemu4ka.ru/publ/po_avtoram/kravchenko_elena_stikhi_dlja_detej/277
Похожие статьи: ← Previous Post Next Post →xn--90aoah1abt.xn----8sbfkdndvf0alxhibd2e0el.xn--p1ai