Лекция 19 Насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами. Насыщение пятью хлебами


13. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами.

13. Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами.

13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

(Мк. 6:30-33; Лк. 9:10, 11; Ин. 6:1, 2). Следующий рассказ о чуде насыщения пяти тысяч пятью хлебами имеется у всех четырех евангелистов. Евангелист Иоанн здесь ясно сходится с синоптиками в первый раз. У Марка Спаситель говорит ученикам, чтобы они шли одни в пустынное место и немного отдохнули. Ибо много было отходящих и приходящих, так что и есть им было некогда. У Матфея не говорится об учениках, а об одном только Иисусе Христе. Причина удаления ясна из Евангелия Марка. Поэтому представляется неверным толкование, что Он удалился на восточный берег или из боязни смерти от руки Ирода Антипы, или даже для того, чтобы пощадить врагов Своих и помешать им присоединить к одному преступлению другое. По Луке, события представляются в той же связи, как и у других синоптиков; но Спаситель удаляется на другой берег после того, как двенадцать, возвратившиеся с проповеди, рассказали Христу о том, что видели. У Иоанна на причины удаления не указывается. Из всего этого мы можем только вывести, что причина удаления была не одна, а несколько и ничто не мешает объединить их. Специальная причина, указываемая Матфеем, есть слух о смерти Иоанна. ??????? значит “оттуда;” но место, откуда отправился Спаситель, точно не указывается. Может быть, отправление через озеро было из того места, где Спаситель получил известия о смерти Иоанна; может быть – из Назарета (13:54), если принимать, что речь 13:54-58 находится в ближайшей связи с 14:13. Вместо ?????? ????? (пустынное место), по Лк. 9:10, город Вифсаида. По сопоставлению выражения Луки “в город, называемый Вифсаидою” (“в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою,” – это чтение у Луки, как в русском переводе, не признается лучшим) с показаниями Матфея и Марка, мы можем вывести, что местом удаления было “пустынное место” около Вифсаиды, которая, как ясно видно из контекста, находилась на другом берегу озера. Вифсаида расположена была на северной стороне Галилейского озера, несколько выше впадения в него Иордана. Она была вновь выстроена тетрархом Филиппом, который, в честь дочери Августа Юлии, назвал город Юлией. Он находился на восточном берегу Иордана. Впоследствии подарен был Нероном Агриппе II. И теперь на восточном углу равнины Butaiha путешественники находят пустынное место, которое отвечает всем требованиям евангельского рассказа. Как тогда, так и в настоящее время, оно было пустынно, потому что земля здесь неудобна для обработки.

14. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

(Мк. 6: 34; Лк. 9:11). Слово “вышед” (???????) одни, согласно с Марком, толкуют: из лодки; другие – из пустынного места. Третьим и то и другое толкование представляется невообразимым, потому что оба толкования нечем доказать, и все это приводит к мысли, что в синоптическом предании здесь пропуск. Но то, что неясно у синоптиков, ясно у Иоанна, который говорит, что пред чудесным насыщением народа Иисус Христос взошел на гору и там сидел со Своими учениками. ???????????? не относится к больным, а к “народу,” как и последующее ?????. Могло быть, что сожаление Христа вызвано было видом народа, у которого было много больных. Но у Марка несколько иначе: сострадание Христа вызвано было видом народа, который походил на овец, не имевших пастыря.

15. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

(Мк. 6:35; Лк. 9:12; Ин. 6:5-7). По рассказу Иоанна, Спаситель, увидев народ, спросил у Филиппа, где купить хлебов, чтобы накормить народ. Матфей рассказывает, что сначала ученики говорили Христу, чтобы Он отпустил народ купить себе пищи в ближайших местах. Можно предполагать, с Августином, что только после этих слов Господь сказал Филиппу то, о чем упоминает Иоанн; Матфей же и другие евангелисты это последнее опускают. Поэтому, говорит Августин, по поводу этих вопросов, совсем нет надобности никому волноваться, потому что здесь один евангелист сообщает о том, что опускается другими. Некоторые предполагают, что ученики, по-видимому, для себя запаслись пищею раньше. Но такому предположению противоречит Мф. 14:17 и парал. Наступил первый еврейский вечер (????) около 3 часов вечера; ???? в ст. 23 указывает уже на позднее время, когда наступила ночь. ? ??? ??????? ??? значит “час,” – настоящее время, – уже прошел. Смысл следующий: наступило крайнее время, когда нужно подумать о пище для народа. Другие синоптики высказывают ту же мысль в различных выражениях: ???? ?????? ????????? (Марк) и ? ?? ????? ?????? ??????? (Лука). Апостолы здесь называются ??????? – учениками. Рассказ синоптиков подтверждается рассказом четвертого евангелиста, хотя дело у него представляется местами несколько иначе сравнительно с другими евангелистами (например, 6:8, 9).

16. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

(Мк. 6:37; Лк. 9:13). Стих этот у Матфея несколько полнее, чем у других синоптиков. У последних нет слов: “не нужно им идти.” “Вы дайте им есть” – эти слова одинаковы (в греч.) у всех трех евангелистов; только у Луки, может быть, правильнее вместо ????? ??????, как у Матфея и Марка, ?????? ?????. У Иоанна эти слова пропущены. По Зигабену, “не нужно им” сказано вместо “не должно им.”

17. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

(Мк. 6:37, 38; Лк. 9:13; Ин. 6:8, 9). Следует заметить, что Матфей, Марк и Лука говорят о пяти хлебах и двух рыбах, но не сообщают, что они были ячменные. Только один Иоанн говорит о ячменных хлебах. О мальчике, имевшем эти пять хлебов и две рыбки, читаем также у одного Иоанна. Подобное чудо в 4 Цар. 4:42-44; только там двадцать ячменных хлебов и сто людей. См. также Чис. 11:21, 22.

18. Он сказал: принесите их Мне сюда.

19. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

(Мк. 6:39-41; Лк. 9:14-16; Ин. 6:10, 11). Рассказ у Матфея короче рассказа всех других евангелистов. Живописнее и подробнее – рассказ Марка Лука добавляет, что Христос велел рассадить народ “рядами по пятидесяти.” У Матфея и Луки не говорится о раздаче рыб, хотя и сообщается о том, что Христос взял рыбы; у Марка и Иоанна – о раздаче и рыб. Иоанн Златоуст говорит: “когда (Иисус Христос) отпускал грехи, отверз рай и ввел в него разбойника, когда полновластно отменял ветхий закон, воскресив многих мертвых, укрощал море, обнаруживал тайны сердечные, отверзал очи, – каковые дела свойственны одному Богу, а не другому кому, – ни при одном из этих действий не видим Его молящимся. А когда намерен умножить хлебы, что было гораздо маловажнее всех прежде исчисленных действий, тогда взирает на небо, как в подтверждение Своего посольства от Отца… так и в научение наше, не прежде приступать к трапезе, как воздав благо дарение Подающему нам пищу.” “У иудеев был прекрасный обычай – ничего не есть и не пить без молитвы (по заповеди Втор. 8:10[149] – Шюрер). Иларию неизвестно, где умножаются хлебы, на том ли месте, где была трапеза, или в руках принимающих, или же во рту вкушающих. Другие пытались определить явление ближе и говорили, что умножение происходило в руках учеников, потому что для Иисуса Христа осталось бы слишком мало времени, если бы Он Сам начал раздавать каждому из 5000 людей куски хлеба и части рыбы. Но и ученики, раздававшие хлебы, по вычислению Де-Ветте, должны были бы раздать обеими руками около 216 раз. А если каждый из них еще протягивал руку, чтобы получить хлеб и рыбы, то они 432 раза должны были протянуть руки. Такого рода вычисления, если только они не излишни, могут показывать, что некоторые сопровождающие чудо обстоятельства не выходили из пределов возможного или даже обычного. Иудейские хлебы обыкновенно бывали широки и тонки, походили на лепешки; вероятно, поэтому мы ни разу не слышим в новом завете о резании хлеба, а только – о преломлении. Цан замечает, что обстоятельное описание раздачи хлеба учениками и согласное показание евангелистов относительно равного числу апостолов числа коробов, куда были собраны не съеденные и оставшиеся на земле хлебные куски, (почему на земле? Ни у одного из евангелистов нет такого указания; прим. ред.) усиливают впечатление, что участие во всем этом действии апостолов с начала до конца имело для рассказа существенную важность. Апостолы должны были прежде всего научиться, что им следовало исполнить поручение насытить народ даже тогда, когда для этого недоставало естественных средств.

20. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

(Мк. 6:42, 43; Лк. 9:17; Ин. 6:12, 13). Первое предложение стиха Матфея буквально сходно с Мк. 6:42; у Лк. 9:17 переставлено слово “все:” “и ели и насытились все.” Иоанн (4:12) дополняет: “(когда насытились), то сказал (говорит) ученикам Своим: “соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.” Этого последнего повеления, которое косвенно сведетельствует о действительности чуда, потому что при вымысле показалось бы странным, нет у других евангелистов. Но все они согласно говорят, что кусков собрано было 12 коробов (у Марка, кроме кусков хлеба, говорится и об остатках рыб). Тем (т.е. умножением хлебов) чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было” (Злат.). На вопрос, откуда взялись эти “короба” (???????), отвечают, что они были обыкновенной принадлежностью иудеев. (Это были совсем небольшие плетеные коробочки для хранения кошерной (святой) пищи и их имел каждый путешествующий иудей. Прим. ред.) О них говорит даже Ювенал Сат. 3:14 (judaeis, quorum cophinus foenumque supellet) и 6:542. Иудеи часто пользовались ими во время путешествий. В настоящем случае, впрочем, “коробов,” по-видимому, было немного сравнительно с числом собравшихся. То, что в них было взято, было, вероятно, израсходовано на пути, и “короба” были уже пусты. Так как число коробов – 12, то, может быть, они принадлежали только апостолам.

21. а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

(Мк. 6:44; Лк. 9:14; Ин. 6:10). Лука и Иоанн сказали об этом раньше. У Марка просто около пяти тысяч мужей; у Матфея около пяти тысяч человек (мужей, ??????), кроме женщин и детей. Ориген эту речь Матфея считает “двусмысленной” (?????????), потому что неизвестно, было ли при насыщении только пять тысяч мужей, и не было ни одной женщины, и ни одного дитяти; или же, что пять тысяч мужей было, не считая женщин и детей. (Судя по тому, что Матфей был мытарем, и учет и счет были его основной обязанностью – видимо его сведения вызывают больше доверия. Прим. ред.) Некоторые, по Оригену, так и толковали это место, что ни женщин, ни детей совсем не было при умножении пяти хлебов и двух рыб. Но если женщин и детей совсем не было, то зачем нужно было евангелисту присоединять эту прибавку? Он мог бы выразиться так же, как и другие евангелисты, которые ни о женщинах, ни о детях не упоминают. Нельзя согласиться с мнением, что у Матфея – преувеличение, потому что чудо само по себе не представляется еще более великим, если среди собравшихся мужчин были еще женщины и дети. Что последние были, это Цан считает “самопонятным,” потому что при таком большом числе мужчин, которые собрались преимущественно для того, чтобы получить исцеление, могли находиться и женщины, и дети. Сосчитаны были только мужчины. Женщин и детей было, вероятно, немного, и на них не обратили внимания при счете.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

О чуде насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч народа (Мф.14:13-22) - Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем. Том I - Барсов Матвей Васильевич - rutlib2.com

О чуде насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч народа ()

Беседа Анатолия, архиеп. Могилевского.

«Воскресное чтение», 1819

По возвращении апостолов с первой проповеди Евангелия Иисус Христос, получив от учеников Иоанна Крестителя известие о мученической его кончине, повелел апостолам отправиться в уединенное место для отдохновения после их подвигов, а Сам удалился из Галилеи в пустыню чрез Тивериадское озеро на лодке, не желая присутствием Своим в стране, подвластной Ироду, раздражать кровожадную его подозрительность, потому что не наступил еще час крестных страданий Спасителя, и сим поступком Своим благоволил в лице Своем как бы повторить данный апостолам в другое время совет: «егда гонят вы во граде сем, бегайте в другой» ().

Народ окрестных городов, внимавши учению Спасителя, узнав об удалении Его, с такою поспешностью с женами и детьми устремился за Ним пеший по берегу озера в пустыню, что не успел взять с собою никакой пищи. Столь пламенное желание сего народа внимать учению Иисуса Христа разительно обличает нашу беззаботность к приобретению познания путей Божиих, ибо тоже учение, которое Иисус Христос проповедовал во время земной жизни Своей, ежедневно провозглашается в храмах нашей Церкви; а из нас многие не только скучают проповедью слова Божия, но даже самым Богослужением; иные же по самым ничтожным предлогам в часы общественного молитвословия остаются в домах и предаются предосудительным забавам и чувственным удовольствиям. Чем можем мы оправдаться в такой небрежности о душевном нашем спасении, сравнивая нашу беспечность касательно вечной участи с такою жаждою упомянутого народа слушать учение Спасителя, что для сей цели оставил свои дома, свои дела и свои занятия?

Столь пламенное усердие народа вполне заслуживало благоволение и милость, которые Иисус Христос оказал ему. Вышедши к народу без всякой со стороны его просьбы, Спаситель сжалился над ним и исцелил всех бывших между народом недужных, страдавших различными болезнями. «И изшед Иисус, виде, много народ, и милосердова о них и исцели недужныя их».

Собравшийся в пустыню народ, не чувствуя еще голода, беззаботно внимал словам Спасителя, следил взором своим за всеми Его действиями и движениями. Под вечер уже святые апостолы заботливо стали помышлять, что народу нужно подкрепить телесные силы пищею, и обратились о том с предложением ко Господу. «Позде же бывшу, приступите к Heму ученицы Его, глаголюще: отпусти народы, да шедше в веси, купят брашна себе». Такою заботливостью святые апостолы показали, что они были достойными учениками Иисуса Христа. Но Господь, промышляющий о всем мире, дающий пищу и птенцам врановым, призывающим Его (), чтобы остановить внимание учеников Своих на малейшем обстоятельстве предстоящего чуда, не открывая Своего намерения, уверяет их, что алчущий народ не имеет нужды идти в селения для покупки пищи.

«Иисус же рече: не требуют отити: дадите вы им ясти». По замечанию другого евангелиста, Господь, испытывая учеников, присовокупил еще: «чим купим хлебы, да ядят сии?» (). На этот вопрос апостол Филипп отвечал: «двема стома пенязей хлебы, не довлеют им, да кийждо их мало что приимет» (). Пенязем или динарием именовалась золотая монета. И действительно, несмотря на плодородие Палестины и дешевизну в ней жизненных потребностей, ничего не значило двести динариев для покупки в таком количестве хлеба, чтобы каждому человеку из находившегося в пустыне народа досталось хотя понемногу. Если бы, впрочем, и не требовалось для сей цели более денег, то где апостолы могли их столько взять, когда они, оставив свои хижины и все свое имение для удобнейшего последования за Спасителем, сами питались нищенски? Но чем более, по сознанию апостолов, требовалось денег для насыщения присутствующего народа, тем явственнее оказалось сверхъестественное потом приумножение хлеба. При сем нельзя не заметить внимательности апостолов к нужде народа, о которой предстательствует пред Господом, а равно и готовности их оказать услуги народу. Они не чувствуют утомления от пути, после которого Сам Спаситель предложил им отдохнуть; потому что, хотя телесная природа требовала успокоения, но любовь их принимала искреннее участие в требовании народа. Так, хотя вера апостолов еще была слаба, но по близости к Спасителю уже заронилась в сердце их искра той любви к ближнему, которую завещал Спаситель Своим последователям.

Решительное сознание апостолов в недостатке средств к удовлетворению предстоявшей нужде народа было непререкаемым доказательством совершившегося затем чуда. По расспросам оказалось, что в целой толпе бывшего в пустыне народа не было более пяти ячменных хлебов и двух рыб, которые нашлись у одного отрока; но что это значило для такого множества людей? «Глаголаша Ему: не има мы зде, токмо пять хлеб и две рыбе». Оставалось, по-видимому, одно средство — отпустить народ в окрестные селения. Но Спаситель повелел апостолам принести к Нему отысканные хлеб и рыбу. «Он же рече: принесите Ми их семо». Вслед за тем, повелев народу возлечь на траву рядами по пятидесяти человек и по сто, Господь взял пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, научая нас Своим примером возносить очи упования нашего к Богу, благословил и, преломив, дал хлебы и рыбы ученикам, а ученики раздали народу. И ели все, и насытились; евших же было около пяти тысяч человек, кроме жен и детей.

Очевидно, что это событие не могло совершиться всеми силами природы, совокупно взятыми со всеми искусствами, следовательно, было действием Божественного всемогущества. По-видимому, каждая крошка хлеба и рыбы умножилась тысячекратно и каждая крошка доставляла евшим совершенное насыщение. Но кто в состоянии изъяснить: каким образом совершилось и умножение пяти хлебов и двух рыб, и насыщение ими свыше пяти тысяч народа, когда и в окружающей нас природе множество видим явлений, а не постигаем производящей их внутренней силы? Взглянем, например, на ниву, засеянную рожью или пшеницей. По наблюдениям, каждое зерно, брошенное в землю, подвергшись влиянию солнечной теплоты, проникающей в землю, дождевой воды и воздуха, как бы пробуждается к жизни растительной. Сперва размягчается оболочка каждого зерна, внутренний состав его становится жидким, вместе с тем из одного конца семени вырастает корешок и углубляется в землю, а с другого конца подымается в верх стебелек, пробирается сквозь землю и выходит на воздух. Корешок, разветвляясь в направлении, противоположном свету, постоянно сосет в земле пищу, перерабатывает ее по свойству растения и передает своему стеблю, который производит из себя трубочки, подразделяет их, связывает, будто кольцами, ткет из бесчисленных нитей будто ленточные свои листочки, наконец, образует колос, устрояет на нем для каждого нового зерна гнездышко, окутывает покровами и, будто иглами ограждает колос от вредных насекомых. Возрастая таким образом, рожь или пшеница радует взор земледельца, качаемая дыханием ветра, будто волны реки, обильной водами. Но, наблюдая постепенно явления растительности, мы не понимаем внутренней, данной им Богом, жизненной силы, и не постигаем, каким искусством эта сила производит нити тоньше паутины и клеточки, из коих столь удивительно составляется целое растение.

Тем более неисследимы дела Божии, совершаемые непосредственно Его всемогуществом, каково и насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа. Не прообразовало ли это чудо таинства Божественной Евхаристии, в которой под видами хлеба и вина Иисус Христос, Агнец Божий, по выражению Церкви, «раздробляется, но не разделяется, и всегда ядомый николиже иждивается, но, пребывая непрерывно в Церкви, освящает причащающихся». Кроме сего, насыщение в пустыне более пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами научает нас не предаваться отчаянию в самых тесных обстоятельствах жизни, но возлагать всю свою надежду на Бога, Который не только сверхъестественною силою, но и самыми обыкновенными, по видимости, средствами силен избавить человека от постигающих его бедствий и вывести на свет правду его.

После чудесного насыщения в пустыне народа, по свидетельству евангелиста Иоанна, Иисус Христос «глагола мученикам Своим: соберит избытки укрух, да ж погибнет ничтоже. Собраша же, продолжает евангелист, и исполниша дванадесяте коша укрух от пятих ячменных хлеб, иже избыта ядшим» (). Собирая остатки хлеба, святые апостолы окончательно убедились в сверхъестественном его приумножении, а Господь наш повелением собрать их научает нас дорожить дарами Божиими, употреблять их только на действительные нужды, а не расточать их на роскошь, прихоти и чувственные удовольствия. Ибо если Иисус Христос, для Которого ничего не стоило насытить пятью хлебами пять тысяч народа, заповедал собрать и приберечь на последующее время остатки чудесно приумноженного хлеба, то с какою расчетливостью должны мы пользоваться блага ми, ниспосылаемыми промыслом Божиим для поддержания бытия и состояния нашего на земле! Аминь.

©2018

rutlib2.com

Лекция 19 Насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами

Лекция 19. Насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами. Шествие Иисуса Христа к ученикам по воде.

Мф. 14, 13 -21 Мк. народа пятью хлебами и двумя. Ин. 6, 1 -13 Лк. 9, 10 -17 Насыщение пяти тысяч 6, 30 -44 рыбами 13. И, услышав, 30. И собрались Апостолы к Иисусу и 10. Апостолы, 1. После сего пошел Иисус удалился рассказали Ему все, и что сделали, и возвратившись, Иисус на ту сторону оттуда на лодке в чему научили. рассказали Ему, что они моря Галилейского, в пустынное место 31. Он сказал им: исцелил сперва многих недужных, однако ученики, и то видя, не сделали; и Он, взяв их с окрестности Свт. Иоанн Златоуст: «хотя Христоспойдите вы одни в один; а народ, пустынное место и отдохните немного, Собою, удалился особо Тивериады. ожидали чуда над хлебами. Столько еще были они несовершенны! Ты же заметь мудрость услышав. Иероним: «Он призывает апостолов к преломлениюпустое место, близ — ибо много было приходящих и в хлеба, чтобы 2. За Блж. о том, как прямо Он ведет их к вере. Не сказал вдруг: Я напитаю их; величиеони. Ним последовало Учителя, этому чуда было более не скоро бы пошел за Ним из отходящих, оничто и есть им было того, что сам Он [хлеба] не имеет» . народа, так были свидетелями города, называемого множество явственно, так как поверили. Иисус же говорит: «дадите вы им ясти» . городов пешком. некогда. Вифсаидою. потому что видели 14. И, выйдя, Иисус 32. И отправились в пустынное место в 11. Но народ, узнав, чудеса, которые Он увидел множество лодке одни. говорит, - им вы есть» . Говорит это не потому, что не знал, какую пошел за Ним; и Он, творил над больными. Блж. Феофилакт: «Дайте, людей и сжалился 33. Народ увидел, но они того, чтобы, приняв их, беседовал с 3. Иисус оказалось, бедность испытывали апостолы, как для отправлялись, когда они скажут «не имеем» , взошел на над ними, и исцелил Он приступает их; и бежали туда ними о Царствии гору и там что и многие узнали к совершению чуда по нужде, а не из любви к славе» . сидел с больных их. пешие из всех городов, и предупредили Божием и требовавших учениками Своими. 15. Когда же настал их, и собрались к Нему. исцеления исцелял. 4. Приближалась же вечер, приступили к 34. Иисус, выйдя, увидел множество 12. День же начал Пасха, праздник Нему ученики Его и народа и сжалился над ними, потому что склоняться к вечеру. И, Иудейский. сказали: место здесь они были, как овцы, не имеющие приступив к Нему, 5. Иисус, возведя очи и пустынное и время пастыря; и начал учить их много. двенадцать говорили увидев, что множество уже позднее; отпусти 35. И как времени прошло много, последовали отпусти народ, Ему: толпы, оставляя народа идет кт. Блж. Свт. Иоанн Златоуст: «Христос всех исцеляет, и не спрашивает здесь о вере, потому что е. Иероним: «Господь был в пустыне; за Ним города свои, Нему, народ, чтобы они ученики Его, приступив к Нему, говорят: чтобы они пошли говорит Филиппу: прежнее поведение и разнообразие учений. Иисус же, выйдя, показывает, вчто оставили города, где исцеленные показывают свою веру уже тем самым, что пришли к Иисусу, толпы, хотя имели пошли в селения и окрестные селения желание пойти, номесто здесь. Его и дойтиа времени уже даже принуждал их и тому голод» . Своего и не имели пустынное, до конца; посему Спаситель и выходитнамместа хлебов, из купить тщательно искали силы не оставляли, когда деревни ночевать ик купили себе пищи. много, — чтобы их накормить? идет навстречу, подобно тому как, - согласно изображенному в другой притче, - Он выбегает Свт. Иоанн Златоуст: «Заметь, что Господь всякий 16. Но Иисус сказал 36. отпусти их, чтобы они пошли в раз удалялся, когда Иоанн достали пищи; потому 6. Говорил же это, навстречуим когда он умерщвлен, ииселенияиудеи услышали, что Иисус Он умилосердился над приносящему покаяние сыну (Лк. 15, 20). И увидев мы здесь в пустом испытывая его; ибо толпы людей, им: небыл предан, окрестные деревни когда и купили была на северной стороне нужно Лопухин: «Вифсаида расположена чтоверой непосредственно следовала и ними и «Он сделал это, чтобы сохранить Себя до времени, более удобного для Креста. Другие Зигабен: исцелил недужных между ними, чтобы за чаще поступать поидти, приобретает многих учеников. Ему угодно было полной вы дайте им себе хлеба, ибо им нечего есть. Сам знал, что хотел Галилейского озера, несколько выше месте. Иоанна. Иордана. Она изъясняют, что Иисус услышалвремя вполненаграда» . впадения в сказал. Кроме того, Марк сказал и о том, что Ирод считал 13. Но Он него им: вы сделать. Его за есть. 37. Он сказал им в ответ: человечески, пока не пришловыстроенавы дайте им Филиппом, который, в честь обнаружить божество Свое. тетрархом о Потому и причинебыла приказывал никому не говорить, дайте. Он покой ученикам, возвратившимся третьей ученикам он вновь этого удаления, именно, что Он желал дать Христос» . есть. что им есть. дочери Августа Юлии, назвал город Юлией. Он находился на с проповеди» . восточном берегу Иордана» .

17. Они же говорят И сказали Ему: разве нам Они сказали: у нас 7. Филипп отвечал Ему: им на двести Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, хлеба динариев нет более пяти взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делаядовольноэто честь. Ему: у нас здесь пойти купить динариев не им чрез будет хлеба, Впрочем, хлебов на двести столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, только пять Он сделал это неи дать им есть? хлебов и двух рыб; чтобы каждому из них досталось хотя Блж. они не остались в неверии-и не забыли о бывшем, когданаходятся в худом состоянии и Феофилакт: «Пять тысяч это пять чувств, которые собственные их руки будут и две рыбы. 38. Но Он спросил их: сколько разве нам пойти понемногу. врачуются пятью хлебами. Ибо так каккупить чувствтом» . 8. то творил бесчисленные пять пищиодля болело, Один из учеников Его, Андрей, Блж. Феофилакт: «Смотри, пойдите, любит чрево. Тогда как Иисуссколько ран, столько ии брат как народ свидетельствовать 18. Он сказал: у вас хлебов? пластырей. Мне рыбы - эточудеса, узнав, удивлялись. людей? из-за пищи говорят: Сей Но. Ему: Две посмотрите. Они, они не другая - Апостол. есть Тот самые поразительные слова рыбарей: одна рыба. А Евангелие, Симона Петра, говорит некоторые принесите их всех сих - вот под Пророк; не обвиняют уже Его пятокнижие Моисея, их было сюда. пятью хлебами разумеют в нарушении субботы, неесть книгу здесь есть у одного мальчиказа и сказали: пять хлебов и две 14. Ибо то мстят уже за нарушение. Левит, Чисел 9. Бытия, Исход, закона, но пять Евфимий Зигабен: «Преломив пять хлебов, Иисус Христос отдал их; ячменныхэтих хлебов но куски и две не могли хлебы считают Его не только пророком называют, то, чегорыбки; 19. Второзаконие. Двенадцать коробов было взято апостолами и понесено. Ибоно и считают но что И велел народу рыбы. столь великим, чтооколо пяти тысяч хлебов умножались 39. Тогдаучеников. Удивительное царства» . только для такого множества? понять, то не и вместили апостолы» . возлечь намы, простой народ, съесть, то есть человек. Но. И понесли это их было достаточно для траву и, в руках повелел им достойным чудо! Он насыщения народа, но остался большой излишек; осталось взяв пять хлебов и рассадить всех отделениями сказал ученикам двенадцать полныхвелите им возлечь. 10. Иисус сказал: корзин, чтобы двенадцать апостолов носили эти корзины и чтобы слугами и Было же на томтакого чуда травы. рыбы, воззрел на зеленой траве. Своим: рассадите их свидетелями месте много они имели не толькорядами по но и рамена» . возлегло людей числом около свои руки, на небо, 40. И сели рядами, по сто и Итак благословил и, по пятидесяти. пяти тысяч. преломив, дал 41. Он взял пять хлебов и две 15. И сделали так, и 11. Иисус, взяв хлебы и воздав хлебы ученикам, а рыбы, воззрев на небо, рассадили всех. благодарение, роздал ученикам, а ученики народу. благословил и преломил 16. Он же, взяв пять ученики возлежавшим, также и рыбы, 20. И ели все и хлебы и дал ученикам хлебов и две рыбы и сколько кто хотел. насытились; и Своим, чтобы они раздали воззрев на небо, 12. И когда насытились, то сказал набрали им; и две рыбы разделил на благословил их, ученикам Своим: соберите оставшиеся оставшихся кусков всех. преломил и дал куски, чтобы ничего не пропало. двенадцать 42. И ели все, и насытились. ученикам, чтобы 13. И собрали, и наполнили грехи, отверз рай и ввел в него разбойника, когда коробов. Свт. Иоанн Златоуст: «когда отпускалпроизошло умножениедвенадцать коробов кусками от пяти полных; Блж. Иероним: 43. И набрали кусков хлеба и раздать народу. «В преломлении Господа хлеба. Если бы хлебы не были 21. полновластно отменял от рыб двенадцать 17. наели, и а евших было остатков ветхий закон, воскрешалмногочисленные крохи, то они не обнаруживал И многих мертвых, укрощал море, могли бы у тех, ячменных хлебов, оставшимися разломлены, не были разделены на куски и Блж. Иероним: «Они получили повеление расположиться на траве, или, - по сказанию другого около пяти тысяч «Здесь есть у одного мальчика пять хлебови одному Богу, а не другому кому, полных коробов. тайны сердечные, отверзал очи, - каковые насытились все; (Ин. 6, 9). Подели. по моему мнению, дела свойственны которые ним, Блж. Иероним: - на земле, помножество: толпу людей с детьми и женщинами. Таким образом напитать столь великое пятидесяти и по сто (Лк. 9, 14), чтобы, поправ плоть свою и блеск евангелиста, человек, разумеется Моисей. А евших хлебы Егооставшихся у нихкогдаоба Завета, или число два, 14. Тогда люди, умножить хлебы, ни прикроме из 44. Было же под не видим одном этих действий двумя рыбами молящимся. А намеревался видевшие чудо, преломляется закон вместеи подобно сухомумы понимаем или и в среду их вносятся тайны, ее, и похоти мира сего, с пророками, разделяется на куски, себе, они через покаяние это сену поработив их женщин и детей. около пяти тысяч мужей. кусков набрано сотворенное Иисусом, небо, как что было гораздо маловажнее всех и пророкам). Итак, апостолы прежде страдания сказали: в относящиеся к закону (или: закону прежде исчисленных действий, тогда взирает на. Спасителя так что остающийся возвыситься к совершенной вершине стократного числа (т. е. принесли по пятидесятницы моглицелым, и в своем прежнем состоянии не могший напитать людей, ондолжно двенадцать коробов. мною выше, так и в научение подтверждение Своего посольства от Отца, по замеченномуистинно Тот Пророк, Которому и блистания молниеносного Евангелия, имели только пять хлебов и две рыбки, которые разделении на части напитывает множество язычников» . стократный плод» . придти в мир. наше, не прежде приступать к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу» . вращались в соленых водах и волнах моря» .

Шествие Иисуса Христа по воде Мф. 14, 22 -34 Мк. 6, 45 -53 Ин. 6, 15 -21 22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих 45. И тотчас понудил учеников 15. Иисус же, узнав, Четвертая и отправиться прежде Его на часов утра. В течение девяти часов ученики спридти, стража ночи была- около трех волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, трудом Блж. Феофилакт: «Корабль это земля, Своих войти в лодку и войти в лодку что хотят ночь Зигабен: «ученикичетвертую(стадия приблизительно равна 182 имеющему такую То есть и Свт. Иоанн 25 или чрезвычайно удивлялись Христу, как человеку, или. Сам простер руку и его Златоуст: «Но почему Господьто есть куняться ветрам, а 192 метрам). силу, не велел концу веков, другую Христос. Первая проплыли другую сторону, пока Он отпустит народ. нечаянно взять -неведение. «В 30 стадий стражу» , отправиться вперед на явился 23. И, отпустивтем как скорее должнынужнапоклониться Ему, какпокапророки, четвертая - опять взошел что были -сторону к Вифсаиде, Когда. Он между народ, Он Потомуна гору всемогущемусделать царем, Богу. Желая поддержал -Петра? с Авраамом, вторая былалюбви ко км. странности дела, подумали, что Петрова и стража завет чувству ввиду закон тленность тела с нашей стороны есть Блж. Феофилакт: и вечеромже, самой необыкновенноститретья - увлекала его в глубину. Блж. Феофилакт: «Ученики оставалсягорячей но Моисея, вера. Петр хочет тотчас ина гору «По пламенела в примерно 4, 5 – 5, 7 Христу Блж. Иероним: и предыдущим душе его, помолиться наедине; и божественное действие останавливается. Итак, желаяудалился прежде отпустит пятью хлебами они показать, что Господа. недостаток, то «Вера к. Ибо Ончудом насыщения инарод. пришел и жил не узнали того, что показать, пришествие других приблизиться Нему. не узнали Его поискушению, тому, вера с нами, чтобы и что пред он привидение, ибо Он верует, 46. И, Иисускак только Сам ходит умножилась» . что отпустив там один. ними на краткое времяспас обуреваемых, когдапо чтобычтогору по водам, но поему один. Поэтому прибавил: не разумеша бо а хлебех. виду не их, пошел на была ночь, так мы, подвергаетсяпроизвело такую перемену, непонимания, и его Господь говорит: должно, не Блж. страха. Бога, поклонились Ему. помолиться. говоря: причину Который не же настал стремлениене. Господь же преждеивсего ободряет их, 24. причине Феофилакт: «Не тотчас явился пред ними «придтиукротить Я» , их былослучилось с А познавбыла уже сказал «повели мне ее Обрати внимание икна то, что то, научая всескоро лодка Его какветра, но Петрово маловерие но с целью Тебе» . Первое что. Когда может, на средине моря, ходить» , Присоединил и «это бурю, 16. бы знаком даст это: маловере, почто усумнелся еси? Следовательно, признакно была посреди раскаяние. ученики билоговоря: бе потому бахвальства, второе же есть он легко любви ко Христу» . вечер, тоесли бы Его волнами, удалении бед и переносить «неотречение, затем обращение и Иисус в Как что ветер был Петром на море, их окаменено. Но мымужественно, лишь только вошел стражи, ибо просить об бо сердцепредзнаменовало его 47. Вечером лодкаоколобы против ветра, судно, на их говорим, что устоял четвертой бойтесь» » . противный. Феофилакт: что совершенноот неморя, Петр, апоочередно, то естьучеников морю как случилосьразделялась ночь уввоинов, ослабелаивера» . на земле. так чтосошли к было то, «Не сказал Марк; потом же, когда окаменение «повели мне придти к нем Тебя» , так здесь Блж. говорил смело: «не отрекусь усомнился а Он один говорит: сердца отчасти. Ибо там четыре части стражу ночи пошел к ним 48. И увидел их бедствующих в стерегущих несколько, каждая стража 25. В четвертую жепроизошло то, о чем написал Матфей. Нужно знать, что иногда сердце в лодку, 17. и, войдя смягчено, испугался, настолько и не веровал. три часа» . насколькоморю. как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь спаси меня» , ту он продолжалась Когда же закричал: им Иисус, Тебепо «Так какиони не могли узнать Его по лицу из-за ночнойветер «Господи!допускает, им идя по воде» : плавании, отправились на Зигабен: уврачевал свое неверие. Почему и слышит: потому что темноты, они Он подает учеников делалось тверже, и по морю, был противный; иногда же а не «неверный» . Итак, они не могли понимать, допустил утонуть, то понимали» . в а около – мягче, то этим увидев «Господь подостлал дал ему руку и «маловерный» , силу. и и там чрез 26. И ученики, он утопал; здесь Господь Петру море, показывая Свою сторону моря, Блж. чтобы Феофилакт: Его идущего освободивший их отне знакомый в призрак; и от четвертой стражиибо ветерстраха» . голос, отрешились от страха, и другого утих» . Капернаум. того ночи подошел. Но смотри: Петр, встревожились и говорили: это лодке извлек его из глубины отречения» . к и покаяние победив большее, бывшие ветра. Так морю, и хотел страха вскричали. разумею море, испугалсяним, идя по слаба природа человека! И тотчас, темно, а Становилось как испугался, начал тонуть. Ибо ослабела вера, тонуть» . 27. Но Иисус тотчас заговорил с ними и когда миновать их. тогда Петр начал Иисус не приходил к сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. 49. Они, увидев Его идущего по ним. 28. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это морю, подумали, что это призрак, 18. Дул сильный Ты, Свт. Иоанн Златоуст: к Тебе по воде. для молитвы взошел на гору; а ученикиветер, иборются с повели мне придти «Итак, Христос и вскричали. опять море 29. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, 50. Ибо все видели Его и волновалось. волнами и воде, чтобы подойти как и прежде. Но тогда во время бури Христос был с ними на Петр пошел попретерпевают бурю, к Иисусу, испугались. И тотчас заговорил с 19. Проплыв около 30. но, корабле, а теперь они одни. Господь постепенно и мало-помалу ведет ихдвадцати пяти или видя сильный ветер, испугался и, ними и сказал им: ободритесь; это к большему, и Блж. Феофилакт: «Но Онвсе мужественно. Я, не презирать мирскиевдостоинства. Он удаляется, научая. Поэтому-то, когда они первый раз подвергались они нас бойтесь. начав утопать, закричал: Господи! спаси тридцати стадий, приучает переносить на гору один только, не взяв и место высадки былодля успокоить их; Вифсаиды (западной) Лопухин: «По всей с ними, хотя ниспал, чтобы тем самым того, чтобы испытать любовьих к и вероятности, одного из учеников, несколько южнее теперь же, ведя их, меня. 51. И вошел к ним в лодку, и увидели Иисуса, опасности, был 31. Иисус тотчас простер руку, поддержал его ветерли называлось не только Галилейское озеро, и утих. И они чрезвычайно идущего по морю Капернаума. Словом Геннисарет или Геннисар они отсутствие буре большему терпению, смотря по тому, снесут от них, попускает. Его» . застигнуть их среди к поступает иначе: уходит и говорит ему: маловерный! зачем ты изумлялись приближающегося носившее еще названия оставалось никакой надежды кв себе и дивились, западный берег озера, моря, так что им не «моря Галилейского» , «моря Тивериадского» , но и ночь оставляет их спасению, чудом над усомнился? 52. ибо не вразумилисьи на всю лодке, и испугались. 32. Блж. Иероним: «Ученикам Ондумаю, из самых плодороднейших мест Палестины» . Он сказал им: И, когда вошли они вбывший одним хотелхлебами, залив и побудил их сесть на корабль; этими бороться снекогда лодку, ветер утих. переплыть потому что сердце их Вот почему Он не волнами, - чем, приказал тронуть жестокое их сердце. 20. Но 33. Бывшие же в явилсяподошли, как говорит евангелист, в четвертую стражу не бойтесь. было окаменено. это Я; нощи » . тотчас лодке к что они словами показывается, ним, но, неохотно оставили Господа, так как они не 21. Они из любви поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын 53. И, переправившись, прибыли желали хотели к Наставнику отделиться в землю Геннисаретскую и от Него даже на одно мгновение» . Божий. принять Его в лодку; и 34. И, переправившись, прибыли в землю пристали к берегу. тотчас лодка пристала Геннисаретскую. к берегу, куда плыли.

Домашнее задание Прочитать следующий отрывок: • Беседа о Хлебе жизни (Ин. 6, 22 -71).

present5.com


Смотрите также