С древних времен этот продукт был не просто насущной потребностью человека, но и имел важное значение для духовной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. У славянских народов это был сакральный символ; человек должен иметь большой дом; хлеба в доме стремились запасти как можно больше, так он символизировал богатство, благополучие, достаток. Хлеб – это символ христианства, поэтому этот продукт так уважался народом и оберегался им. Если у крестьянина был полон дом хлеба, это говорило о его высоком социальном статусе и завидном материальном положении.
Как утверждают ученые-археологи, первыми пекарями можно считать древних египтян. Они первыми научились использовать брожение для разрыхления теста, делая хлеб пористым и мягким. Среди их записей о похоронном ритуале были найдены таблички с упоминанием хлеба и пива, как основных продуктов для загробной жизни.
На Руси хлеб научились выпекать только к 10-11 веку. Конечно, тот хлеб очень сильно отличался от современной выпечки, но основные правила соблюдаются и сейчас. В больших деревнях обязательно был так называемый «дом хлеба», место, где собирались женщины – искусные пекари – и в больших количествах выпекали хлеб по случаю какого-то важного мероприятия. Хлеб был участником праздников – окончание сбора урожая, свадьба, крестины, пышные именины – и свидетелем печальных событий – проводы в армию, похорон, поминки.
На современном этапе, благодаря массовому производству хлебобулочных изделий самых разных видов, хлеб стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Его сакральное значение стало понемногу забываться. Традиции уважительно относиться к хлебу и процессу его выпекания сохранились в некоторой мере лишь в глубинках нашей страны. В больших городах, покупая разнообразную хлебную выпечку, «приправленную» зернами тмина, орехами, маком, курагой, изюмом, чесноком, люди не видят в ней того символа, который был изначально заложен в понимание хлеба. Приходя в свой дом, хлеба полон, человек не удивляется этому и не отдает себе отчета в том, насколько скудным стал бы его стол без этого продукта. Существует поверье, что устраивая застолье и приглашая к себе друзей в дом, хлеба нужно купить обязательно, так как это непременно принесет в компанию уют и доброжелательность.
www.pudov.ru
Значение хлеба в питании человека. Хлеб имеет огромную пищевую ценность. В нём содержится очень много полезных веществ – это белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и пищевые волокна. Взрослый человек должен съедать не менее 250 гр. хлеба в сутки, а дети не менее 150 гр..
Цель :
Рассказать о ценности и пользе хлеба для человека
Задачи:
Познакомиться с историей появления хлеба
Отследить путь хлеба от поля к нашему столу
Значение хлеба в питании человека. Хлеб имеет огромную пищевую ценность. В нём содержится очень много полезных веществ – это белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и пищевые волокна. Взрослый человек должен съедать не менее 250 гр. хлеба в сутки, а дети не менее 150 гр..
Хлеб не только очень ценный продукт питания. Он является частью духовного развития. Не даром о хлебе существует масса пословиц и поговорок, с хлебом связаны многие суеверия. В России по давнему обычаю дорогих гостей встречают хлебом-солью.
Историки утверждают, что знакомство человека с хлебом произошло примерно 15 тыс. лет назад. Сначала люди ели сырые зёрна пшеницы, затем стали растирать их камнями и варить. Так появилась мука. Некоторые ученые считают, что когда-то часть каши вылилась на горячие камни превратившись в лепёшку. Это и был первый хлеб.
Первыми использовать дрожжи придумали Египтяне.
В IX-XI веках хлебопечение распространилось по всей Европе.
С тех пор хлеб выпекали различной формы и по разным рецептам .
Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду хлеборобов. Весной в поле выезжают трактора, они пашут, рыхлят и сеят зёрна пшеницы.
Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен.
Когда зёрна созрели, их убирают комбайнами. Комбайн срезает колосья, обмолачивает, вытряхивая зерна из колоса.
Машины доставляют зерно на ток для очистки и просушки, потом его отвозят на элеватор.
Элеватор - это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают, мелят и получают муку.
Мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни. Здесь из неё изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия, которые затем мы покупаем в магазинах.
Вот такой большой и трудный путь проходит хлеб от поля к нашему столу.
multiurok.ru
Цель:
- Через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом продолжить работу над формированием нравственных ценностей( Труд, уважение человека труда),
-Формирование читательского кругозора и умения работать с разными источниками информации;
-Развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;
-Формирование эстетического отношения к искусству слова;
-Формирование духовной потребности в книге, как источнике информации и чтении .
Оборудование:
Плакаты с пословицами и стихами о хлебе.
Стол с изделиями их хлеба: каравай, бублики, ватрушки и др. изделия.
На отдельном столе тарелочка с блокадной пайкой хлеба.
На экране мелькают кадры хлебного поля, уборки урожая, вороха пшеницы, прилавки магазина, наполненные хлебом.
В течение праздник звучат песни, посвященные хлебу. («Хлеб всему голова» и др.)Библиотекарь:
Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходило в голову мысль, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб-это тепло родного дома, это мерка человеческих ценностей, это отношение человека к самому себе, к людям, вырастивших хлеб.
Перед вами выставка книг, посвященных Родине, природе, человеку труда, бесконечным хлебным полям, которые колышутся под ветром, колосья наполняются каждую минуту, радуя тех, кто посадил зерна в землю.
Поэты и писатели, композиторы и художники сказали много прекрасных слов о хлебе, о людях, вырастивших этот хлеб. Все эти книги о труде хлебороба, о величии крестьянского труда, гордости за выращенный урожай, благоговейное отношение к теплому караваю хлеба на столе.
От сердца к сердцу льются со страниц книг слова поэтов Кольцова и Никитина, Фета и Баратынского.
Чтец:
Дороже и злата и соболя
Он – всем и всему голова.
У хлеба значенье особое:
Державные держит права.
И так повелось это исстари!
Изба пирогами красна.
Хлеб – наиглавнейшая исповедь
Пред жизнью, во все времена.Библиотекарь:
Рассказ А. Платонова «Ветер – хлебопашец» о человеке труда, о великой земле к родной земле. Раненый воин возвращался домой и остановился около хлебного поля, заговорил с людьми, убиравшими хлеб. Послушайте
как значимо говорит он о людях труда
«Однако мне как солдату, некогда было далее на месте стоять. И жалко мне было сразу с этими людьми разлучаться , да делать нечего, надо прощаться. Я поцеловался с ним, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. Он кормит мир, а я берегу его от смертного врага. Мы с пахарем живем одним делом.»
В рассказе Василия Шукшина автор говорит о неповторимом волнении, которое испытывает человек, глядя на хлебное поле:
«Едешь, и на тебя все время наплывает сухой, горячий запах спелого зерна, соломы, нагретой травы и пыли…Далеко за лесом медленно опускается в синие дымы большое красное солнце; хорошо на земле, задумчиво, спокойно.»Библиотекарь:
В толковом словаре под редакций Ожегова написано:
«Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли…»
В современном словаре под редакцией Брокгауза сказано:
«Хлеб – одно из наиболее распространенных пищевых веществ из муки хлебных растений.
А вот в толковом словаре под редакцией Даля сказано:
«Хлеб – колосковые растения с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва – основа сельскохозяйственной жизни».
Вы видите прекрасную фотографию оренбургского фотографа Ю.Баженова. Она называется «Хлебное поле».
А с чем можно сравнивать хлебное поле?
С душой человека, богатой, широкой, доброй.
Именно такая душа у нашего земляка Прокофия Васильевича Нектова.
Это человек-легенда. В 30 -летнем возрасте он потерял на войне ноги.
Как жить дальше человеку , который вырос хлеборобом? Имея золотые руки, он восстановил старый комбайн и наравне с сельчанами работал на полях.. Жизнь этого человека- яркий пример твердости духа, несгибаемой воли, беззаветной любви к своему Отечеству . Это о его руках можно сказать:
Чтец:
«Золотые руки- руки не из золота,
Золотые руки не боятся молота.
В ссадинах, в мозолях руки эти.
Самые лучшие руки на свете».
Библиотекарь:
Нет , кажется человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова. Вот он лежит перед нами во всех видах- от сухаря до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий солнечной и земной энергией.
А как мы относимся к хлебу? Всегда ли бережно, рачительно, трепетно? ( рассказ детей о том, как нужно беречь хлеб, как его хранить. Дети делятся рецептами использования черствого хлеба в семье).
Чтец:
Он шел по переулку.
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути груженую песком
Он встретил пятитонку.
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Но если б думал мальчик тот
О зернышке- о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди.
О том, что знает вся страна:
Путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке.
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтогрудых.
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых
И что он много испытал,
Хоть очень свеж и молод
Что он на солнышке лежал
И в жерновах помолот.
В пекарне на дрожжах бродил,
Прошел огонь и воду.
А уж потом в дома входил,
Чтоб пищей стать народу.
Библиотекарь:
А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает неряшливости, плохого отношения к себе.
«Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба.»… -гласит народная мудрость.
Он пахнет полем, пахнет утром ранним.
В нем рук тепло, забота строгих глаз.
Он входит в дом сквозь годы испытаний,
Не зачерствев, как кое-кто из нас.
(Рассказ гостя праздника)
«Шла война. У нас не было хлеба. Мы собирали оброненные ржаные колоски в поле Дома мама растирала их и ставила в печь маленький хлебец, а мы , ребятишки сидели и ждали: когда же?. Я помню, как мама доставала хлебец, плакала от радости и раздавала всем по куску. Не пережившим такие дни трудно объяснить, что такое хлеб и что нет ничего вкуснее простого черного хлеба.
Библиотекарь:
О том, какова была цена хлебной пайки в блокадном Ленинграде, повествует детский писатель Вера Маркова в своем рассказе «Хлебные крошки».Чтец:
«Очередь продвигалась медленно. А точнее сказать, их было две: с одной стороны взрослые, с другой- дети. Все с замиранием сердца смотрели, как продавщица резала очередную пайку. Она бережно брала буханку черного хлеба, осторожно отрезала ломоть хлеба и так же осторожно перекладывала его в платочек стоявшему в очереди человеку. Пайка была так мала, что умещалась на ладони. И как бы осторожно она ни отрезала хлеб, на прилавке оставались крошки хлеба. Как только пайка исчезала с прилавка, тут же появлялась худенькая детская ручонка , торопливо сметала оставшиеся на прилавке крошки и так же торопливо и молча уступала очередь следующему.
Никто не шикал на детей, не сердился. Все , и взрослые, и дети , терпели ждали свою пайку».
Библиотекарь:
Посмотрите, ребята, у нас на столе кусочек черного хлеба, Ровно столько получали ленинградцы на день.
Чтец:
«Подбираю хлебные крошки. Низкий им поклон!
С детских лет горячим хлебом я заворожен,
Собирал я и колосья, и снопы вязал.
Но в стихах еще об этом я не рассказал.
С переметною сумою , потупляя взор,
Я бродил в полях осенних, по ущельям гор…
А , теперь, едва проснувшись, в доме городском:
«Хлеб горячий, хлеб горячий!»-
Слышу за углом.
Это бедных лет привычка иль святой закон?
Подбираю крошки хлеба. Низкий им поклон!
Библиотекарь:
Задумывались ли мы, в чем ценность хлеба?
Мало зернышко – грамма не весит. А взрастить его всенародные силы нужны. Семена , машины, удобрения, элеваторы, мельницы, пекарни, магазины. Сколько людей коснется хлебное зернышко прежде, чем оно попадет к нам на стол в виде булочки или мягкого батона.
Скажите, пожалуйста, люди каких профессий нужны, чтобы вырастить хлеб?
(Водители, трактористы, комбайнеры, агрономы, семеноводы, механики и т.д.)
А кто помогает нам, чтобы хлеб оказался у нас на столе?
(Пекари, кондитеры, мельники, водители, продавцы)
По мере долгого пути и превращения «пашня- колос - зерно-мука-булка» ценность хлеба все возрастает.
Есть еще одно качество хлеба; именно хлебом, умением дорожить и делиться им выверяется душевная щедрость человека. И поэтому хлеб, которым ты делишься в трудную минуту, не имеет себе равных по вкусу!
Чтец:
С хлебом русский человек-
Богатырь из века в век.
Хлеб душистый, пропеченный,
С хрупкой спинкой золоченой
Нам привычен и знаком,
К нам заходит в каждый дом,
Не везде, дружок, на свете
Хлеб едят досыта дети.
Библиотекарь:
К хлебу у нас на Руси всегда относились трепетно. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. Сорить хлебом- грехом.
Крошки хлеба не пропадало за трапезой. В старину в крестьянских семьях старались доесть за обедом кусочек хлеба. Обычно мама говорила детям во время трапезы: «Доешь, чтобы завтра была хорошая погода». Или: «Доешь, не оставляй свою силу».Никогда хозяйка не положит на стол хлеб нижней коркой вниз, разрезая, не оставит нож в буханке хлеба. И если во время еды нечаянно роняли со стола кусочек хлеба, хозяйка бережно поднимала его, целовала хлебушек и говорила: « Прости нас, кормилец».Этими словами она оказывала дань уважения хлебу, людям, вырастившим его , и своим примером учила своих детей беречь хлеб и уважать людей, вырастивших его.
К вас обращаюсь, сыновья.
Свои или чужие:
Отчизна. Хлеб. Любовь. Семья-
Понятия святые!
1piar.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»