Хлеб всему голова. Хлеб всему голова значение


Хлеб всему голова. История хлеба. Интересные факты о хлебе.

С древних времен этот продукт был не просто насущной потребностью человека, но и имел важное значение для духовной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. У славянских народов это был сакральный символ; человек должен иметь большой дом; хлеба в доме стремились запасти как можно больше, так он символизировал богатство, благополучие, достаток. Хлеб – это символ христианства, поэтому этот продукт так уважался народом и оберегался им. Если у крестьянина был полон дом хлеба, это говорило о его высоком социальном статусе и завидном материальном положении.

Как утверждают ученые-археологи, первыми пекарями можно считать древних египтян. Они первыми научились использовать брожение для разрыхления теста, делая хлеб пористым и мягким. Среди их записей о похоронном ритуале были найдены таблички с упоминанием хлеба и пива, как основных продуктов для загробной жизни.

На Руси хлеб научились выпекать только к 10-11 веку. Конечно, тот хлеб очень сильно отличался от современной выпечки, но основные правила соблюдаются и сейчас. В больших деревнях обязательно был так называемый «дом хлеба», место, где собирались женщины – искусные пекари – и в больших количествах выпекали хлеб по случаю какого-то важного мероприятия. Хлеб был участником праздников – окончание сбора урожая, свадьба, крестины, пышные именины – и свидетелем печальных событий – проводы в армию, похорон, поминки.

На современном этапе, благодаря массовому производству хлебобулочных изделий самых разных видов, хлеб стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Его сакральное значение стало понемногу забываться. Традиции уважительно относиться к хлебу и процессу его выпекания сохранились в некоторой мере лишь в глубинках нашей страны. В больших городах, покупая разнообразную хлебную выпечку, «приправленную» зернами тмина, орехами, маком, курагой, изюмом, чесноком, люди не видят в ней того символа, который был изначально заложен в понимание хлеба. Приходя в свой дом, хлеба полон, человек не удивляется этому и не отдает себе отчета в том, насколько скудным стал бы его стол без этого продукта. Существует поверье, что устраивая застолье и приглашая к себе друзей в дом, хлеба нужно купить обязательно, так как это непременно принесет в компанию уют и доброжелательность.

www.pudov.ru

Проект" Хлеб всему голова!"

Значение хлеба в питании           человека.      Хлеб имеет огромную пищевую ценность. В нём содержится очень много полезных веществ – это белки, жиры, углеводы,  минералы, витамины и пищевые волокна.   Взрослый человек должен съедать не менее 250 гр. хлеба в сутки, а дети не менее 150 гр..

Просмотр содержимого документа «Проект" Хлеб всему голова!"»

Цель :

Рассказать о ценности и пользе хлеба для человека

Задачи:

Познакомиться с историей появления хлеба

Отследить путь хлеба от поля к нашему столу

Значение хлеба в питании человека. Хлеб имеет огромную пищевую ценность. В нём содержится очень много полезных веществ – это белки, жиры, углеводы, минералы, витамины и пищевые волокна. Взрослый человек должен съедать не менее 250 гр. хлеба в сутки, а дети не менее 150 гр..

Хлеб не только очень ценный продукт питания. Он является частью духовного развития. Не даром о хлебе существует масса пословиц и поговорок, с хлебом связаны многие суеверия. В России по давнему обычаю дорогих гостей встречают хлебом-солью.

Историки утверждают, что знакомство человека с хлебом произошло примерно 15 тыс. лет назад. Сначала люди ели сырые зёрна пшеницы, затем стали растирать их камнями и варить. Так появилась мука. Некоторые ученые считают, что когда-то часть каши вылилась на горячие камни превратившись в лепёшку. Это и был первый хлеб.

Первыми использовать дрожжи придумали Египтяне.

В IX-XI веках хлебопечение распространилось по всей Европе.

С тех пор хлеб выпекали различной формы и по разным рецептам .

Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду хлеборобов. Весной в поле выезжают трактора, они пашут, рыхлят и сеят зёрна пшеницы.

Из зёрен вырастают колоски. В каждом колосе много новых зёрен.

Когда зёрна созрели, их убирают комбайнами. Комбайн срезает колосья, обмолачивает, вытряхивая зерна из колоса.

Машины доставляют зерно на ток для очистки и просушки, потом его отвозят на элеватор.

Элеватор - это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают, мелят и получают муку.

Мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни. Здесь из неё изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия, которые затем мы покупаем в магазинах.

Вот такой большой и трудный путь проходит хлеб от поля к нашему столу.

multiurok.ru

Образовательный портал |«Хлеб всему голова»

«Хлеб всему голова»

Цель:

- Через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом продолжить работу над формированием нравственных ценностей( Труд, уважение человека труда),

-Формирование читательского кругозора и умения работать с разными источниками информации;

-Развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости;

-Формирование эстетического отношения к искусству слова;

-Формирование духовной потребности в книге, как источнике информации и чтении .

Оборудование:

Плакаты с пословицами и стихами о хлебе.

Стол с изделиями их хлеба: каравай, бублики, ватрушки и др. изделия.

На отдельном столе тарелочка с блокадной пайкой хлеба.

На экране мелькают кадры хлебного поля, уборки урожая, вороха пшеницы, прилавки магазина, наполненные хлебом.

В течение праздник звучат песни, посвященные хлебу. («Хлеб всему голова» и др.)Библиотекарь:

Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходило в голову мысль, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Хлеб-это тепло родного дома, это мерка человеческих ценностей, это отношение человека к самому себе, к людям, вырастивших хлеб.

Перед вами выставка книг, посвященных Родине, природе, человеку труда, бесконечным хлебным полям, которые колышутся под ветром, колосья наполняются каждую минуту, радуя тех, кто посадил зерна в землю.

Поэты и писатели, композиторы и художники сказали много прекрасных слов о хлебе, о людях, вырастивших этот хлеб. Все эти книги о труде хлебороба, о величии крестьянского труда, гордости за выращенный урожай, благоговейное отношение к теплому караваю хлеба на столе.

От сердца к сердцу льются со страниц книг слова поэтов Кольцова и Никитина, Фета и Баратынского.

Чтец:

Дороже и злата и соболя

Он – всем и всему голова.

У хлеба значенье особое:

Державные держит права.

И так повелось это исстари!

Изба пирогами красна.

Хлеб – наиглавнейшая исповедь

Пред жизнью, во все времена.Библиотекарь:

Рассказ А. Платонова «Ветер – хлебопашец» о человеке труда, о великой земле к родной земле. Раненый воин возвращался домой и остановился около хлебного поля, заговорил с людьми, убиравшими хлеб. Послушайте

как значимо говорит он о людях труда

«Однако мне как солдату, некогда было далее на месте стоять. И жалко мне было сразу с этими людьми разлучаться , да делать нечего, надо прощаться. Я поцеловался с ним, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. Он кормит мир, а я берегу его от смертного врага. Мы с пахарем живем одним делом.»

В рассказе Василия Шукшина автор говорит о неповторимом волнении, которое испытывает человек, глядя на хлебное поле:

«Едешь, и на тебя все время наплывает сухой, горячий запах спелого зерна, соломы, нагретой травы и пыли…Далеко за лесом медленно опускается в синие дымы большое красное солнце; хорошо на земле, задумчиво, спокойно.»Библиотекарь:

В толковом словаре под редакций Ожегова написано:

«Хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из теста, приготовленного из муки с добавлением воды, дрожжей, соли…»

В современном словаре под редакцией Брокгауза сказано:

«Хлеб – одно из наиболее распространенных пищевых веществ из муки хлебных растений.

А вот в толковом словаре под редакцией Даля сказано:

«Хлеб – колосковые растения с мучнистыми зернами, коими человек питается и коих посев и жатва – основа сельскохозяйственной жизни».

Вы видите прекрасную фотографию оренбургского фотографа Ю.Баженова. Она называется «Хлебное поле».

А с чем можно сравнивать хлебное поле?

С душой человека, богатой, широкой, доброй.

Именно такая душа у нашего земляка Прокофия Васильевича Нектова.

Это человек-легенда. В 30 -летнем возрасте он потерял на войне ноги.

Как жить дальше человеку , который вырос хлеборобом? Имея золотые руки, он восстановил старый комбайн и наравне с сельчанами работал на полях.. Жизнь этого человека- яркий пример твердости духа, несгибаемой воли, беззаветной любви к своему Отечеству . Это о его руках можно сказать:

Чтец:

«Золотые руки- руки не из золота,

Золотые руки не боятся молота.

В ссадинах, в мозолях руки эти.

Самые лучшие руки на свете».

Библиотекарь:

Нет , кажется человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена, всему голова. Вот он лежит перед нами во всех видах- от сухаря до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий солнечной и земной энергией.

А как мы относимся к хлебу? Всегда ли бережно, рачительно, трепетно? ( рассказ детей о том, как нужно беречь хлеб, как его хранить. Дети делятся рецептами использования черствого хлеба в семье).

Чтец:

Он шел по переулку.

И нес домой в плетенке хлеб,

Жуя дорогой булку.

В пути груженую песком

Он встретил пятитонку.

И недоеденным куском

Швырнул он ей вдогонку.

Но если б думал мальчик тот

О зернышке- о чуде,

И сколько мыслей и забот

В него вложили люди.

О том, что знает вся страна:

Путь от озимой травки,

Путь от проросшего зерна

До хлеба на прилавке.

О том, что хлеб пришел не вдруг

От копен желтогрудых.

А через сотни сильных рук

И механизмов мудрых

И что он много испытал,

Хоть очень свеж и молод

Что он на солнышке лежал

И в жерновах помолот.

В пекарне на дрожжах бродил,

Прошел огонь и воду.

А уж потом в дома входил,

Чтоб пищей стать народу.

Библиотекарь:

А ведь у нашего хлеба долгая память, он не прощает неряшливости, плохого отношения к себе.

«Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба.»… -гласит народная мудрость.

Он пахнет полем, пахнет утром ранним.

В нем рук тепло, забота строгих глаз.

Он входит в дом сквозь годы испытаний,

Не зачерствев, как кое-кто из нас.

(Рассказ гостя праздника)

«Шла война. У нас не было хлеба. Мы собирали оброненные ржаные колоски в поле Дома мама растирала их и ставила в печь маленький хлебец, а мы , ребятишки сидели и ждали: когда же?. Я помню, как мама доставала хлебец, плакала от радости и раздавала всем по куску. Не пережившим такие дни трудно объяснить, что такое хлеб и что нет ничего вкуснее простого черного хлеба.

Библиотекарь:

О том, какова была цена хлебной пайки в блокадном Ленинграде, повествует детский писатель Вера Маркова в своем рассказе «Хлебные крошки».Чтец:

«Очередь продвигалась медленно. А точнее сказать, их было две: с одной стороны взрослые, с другой- дети. Все с замиранием сердца смотрели, как продавщица резала очередную пайку. Она бережно брала буханку черного хлеба, осторожно отрезала ломоть хлеба и так же осторожно перекладывала его в платочек стоявшему в очереди человеку. Пайка была так мала, что умещалась на ладони. И как бы осторожно она ни отрезала хлеб, на прилавке оставались крошки хлеба. Как только пайка исчезала с прилавка, тут же появлялась худенькая детская ручонка , торопливо сметала оставшиеся на прилавке крошки и так же торопливо и молча уступала очередь следующему.

Никто не шикал на детей, не сердился. Все , и взрослые, и дети , терпели ждали свою пайку».

Библиотекарь:

Посмотрите, ребята, у нас на столе кусочек черного хлеба, Ровно столько получали ленинградцы на день.

Чтец:

«Подбираю хлебные крошки. Низкий им поклон!

С детских лет горячим хлебом я заворожен,

Собирал я и колосья, и снопы вязал.

Но в стихах еще об этом я не рассказал.

С переметною сумою , потупляя взор,

Я бродил в полях осенних, по ущельям гор…

А , теперь, едва проснувшись, в доме городском:

«Хлеб горячий, хлеб горячий!»-

Слышу за углом.

Это бедных лет привычка иль святой закон?

Подбираю крошки хлеба. Низкий им поклон!

Библиотекарь:

Задумывались ли мы, в чем ценность хлеба?

Мало зернышко – грамма не весит. А взрастить его всенародные силы нужны. Семена , машины, удобрения, элеваторы, мельницы, пекарни, магазины. Сколько людей коснется хлебное зернышко прежде, чем оно попадет к нам на стол в виде булочки или мягкого батона.

Скажите, пожалуйста, люди каких профессий нужны, чтобы вырастить хлеб?

(Водители, трактористы, комбайнеры, агрономы, семеноводы, механики и т.д.)

А кто помогает нам, чтобы хлеб оказался у нас на столе?

(Пекари, кондитеры, мельники, водители, продавцы)

По мере долгого пути и превращения «пашня- колос - зерно-мука-булка» ценность хлеба все возрастает.

Есть еще одно качество хлеба; именно хлебом, умением дорожить и делиться им выверяется душевная щедрость человека. И поэтому хлеб, которым ты делишься в трудную минуту, не имеет себе равных по вкусу!

Чтец:

С хлебом русский человек-

Богатырь из века в век.

Хлеб душистый, пропеченный,

С хрупкой спинкой золоченой

Нам привычен и знаком,

К нам заходит в каждый дом,

Не везде, дружок, на свете

Хлеб едят досыта дети.

Библиотекарь:

К хлебу у нас на Руси всегда относились трепетно. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. Сорить хлебом- грехом.

Крошки хлеба не пропадало за трапезой. В старину в крестьянских семьях старались доесть за обедом кусочек хлеба. Обычно мама говорила детям во время трапезы: «Доешь, чтобы завтра была хорошая погода». Или: «Доешь, не оставляй свою силу».Никогда хозяйка не положит на стол хлеб нижней коркой вниз, разрезая, не оставит нож в буханке хлеба. И если во время еды нечаянно роняли со стола кусочек хлеба, хозяйка бережно поднимала его, целовала хлебушек и говорила: « Прости нас, кормилец».Этими словами она оказывала дань уважения хлебу, людям, вырастившим его , и своим примером учила своих детей беречь хлеб и уважать людей, вырастивших его.

К вас обращаюсь, сыновья.

Свои или чужие:

Отчизна. Хлеб. Любовь. Семья-

Понятия святые!

1piar.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *