Поучительная белорусская народная сказка про хлеб для детей «Лёгкий хлеб» была переведена для нас русской поэтессой и переводчицей Благининой Еленой Александровной.
Читайте с удовольствием и пользой!
«Лёгкий хлеб»
Косил мужик траву на лугу. Уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду.Выходит из лесу голодный волк. Видит — мужик под кустом сидит и что-то ест.Подошёл к нему волк, спрашивает:— Ты что ешь?— Хлеб, — отвечает мужик.— А вкусный он?— Страсть какой вкусный!— Дай мне попробовать.— Милости прошу!Отломил мужик кусок хлеба и дал волку.Понравился волку хлеб. Он и говорит:— Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!— Ладно, — говорит мужик, — научу тебя, где и как хлеб доставать.И начал он учить волка:— Перво-наперво надо землю вспахать…— Тогда и хлеб будет?— Нет, брат, погоди. Потом надо землю забороновать…— И можно хлеб есть? — обрадовался волк и хвостом замахал.— Ишь ты какой скорый! Сначала надо рожь посеять…— Тогда будет хлеб? — облизнулся волк.— Нет ещё! Дождись, покуда рожь взойдёт, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом заколосится, потом начнет зерно наливаться, потом зреть…— Ох, — вздохнул волк, — уж больно долго ждать надо! Ну а когда созреет зерно, тогда-то я наемся хлеба вволю?— Где там наешься! — говорит мужик. — Раненько ещё! Сначала спелую рожь надо сжать, потом в снопы связать, а уж снопы в крестцы поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, вот тогда вези на ток.— И есть хлеб буду?— Какой нетерпеливый! Первым делом надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, мешки на мельницу отвезти да муки намолоть…— И всё?— Нет, не всё. Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдёт. Тогда в горячую печь сажать.— Испечется хлеб?— Ага, испечется. Вот тогда и наешься вволю, — закончил мужик.Задумался волк, почесал затылок и говорит:— Нет! Эта работа не по мне — и долго, и хлопотно, и трудно. Ты лучше посоветуй, как лёгкий хлеб добывать.— Ну что ж, — говорит мужик, — если не хочешь трудный хлеб есть, ешь лёгкий. Иди на выгон, там конь пасётся.Пошёл волк на выгон. Увидел коня:— Конь, конь, я тебя съем!— Что ж, — говорит конь, — ешь. Только сначала сдери с моих ног подковы, чтоб не поломать об них зубы.— И то правда, — согласился волк.Пригнулся он подковы сдирать, а конь как лягнёт его копытом!Перекувырнулся волк — да ходу. Прибежал к реке. Видит — гуси на берегу пасутся.«Не съесть ли мне их?» — думает волк. Потом говорит:— Гуси, гуси, я вас съем!— Что ж, — отвечают гуси, — ешь. Только сначала окажи нам услугу.— Какую? — спрашивает волк.— Спой нам песню, а мы послушаем.— Это можно! Песни петь я мастер.Сел волк на кочку, задрал голову и начал выть. А гуси — порх-порх крыльями — с места снялись и улетели.Слез волк с кочки, поглядел им вслед и пошел дальше ни с чем.Идёт, ругает себя: «Ну не дурень ли я, а? И зачем только я взялся петь гусям! Ну уж теперь кого ни встречу — съем!»Только он так подумал, смотрит — бредет по дороге старый дед. Волк — к нему:— Дед, дед, я тебя съем!— Куда торопиться? — говорит дед. — Давай сначала табачку понюхаем.— А вкусный он?— Попробуй, так будешь знать.— Давай!Вынул дед из кармана табакерку, сам понюхал и волку дал.Потянул волк носом изо всех сил да весь табак и вдохнул в себя. А потом давай чихать на весь лес… Ничего от слёз не видит, все чихает. Больше часу чихал, покуда прочихался. Оглянулся, а уж деда и след простыл.Пошёл волк дальше.Шёл он, шёл, смотрит — овцы на лугу пасутся, а пастух спит.Высмотрел волк самого крупного барашка, схватил его и говорит:— Баран, баран, я тебя съем!— Что ж, — говорит баран, — видно, такая моя доля. Становись-ка в ту лощинку да разинь пасть пошире. А я взбегу на пригорок, разгонюсь и сам вскочу тебе в рот.— Спасибо за совет, — сказал волк, — так и сделаем.Стал он в лощинку, разинул пасть, ждёт. А баран взбежал на пригорок, разогнался да трах волка рогами! У того аж искры из глаз посыпались…Очухался волк, покрутил головой и говорит:— Не пойму: съел я его или не съел?А в это время тот самый мужичок с косьбы домой возвращался.Услышал он Волковы слова и говорит:— Съесть ты его не съел, а лёгкого хлеба отведал.
folklor-dlya-detej.ru
Ни один человек не может обойтись без хлеба и хлебобулочных изделий. Эти продукты присутствуют в нашем рационе питания каждый день. И очень важно объяснить ребенку, что хлеб — это наше богатство, это тяжелый труд многих людей и он просто необходим для существования. Важно научить малыша уважать этот продукт и относиться к нему бережно. А помогут нам в этом веселые загадки про хлеб и про все то, что с ним связано.
Содержание статьи:
po-ymy.ru
Приветствую, дорогие мои читатели! Очень благодарна вам за ваши вопросы: они уже в который раз подтверждают полезность моего блога и ваше доверие мне. Буду и дальше продолжать радовать вас хорошими материалами по вашим запросам. А сегодня поговорим о хлебе. Одна из читательниц попросила помощи подготовить занятие про хлеб. В этой статье я предложу интересные идеи, которые можно взять на заметку, а вы можете добавить, что еще интересного можно рассказать или показать дошкольникам по этой теме.
Содержание статьи:
Прежде всего, хотелось бы поговорить о задачах данного занятия. С какой целью оно может проводиться и какую пользу нести? Я бы поставила к своему занятию следующие задачи:
Вы можете дополнить эти задачи своими, особенно если будете менять ход занятия или добавлять свои задания.
Не секрет, что первые минуты занятия — самые важные. Именно от того, как вы заинтересуете детей темой, будет зависеть их увлеченность на протяжении всего занятия. Что же придумать интересного, чтобы привлечь внимание воспитанников к теме хлеба?
Прежде всего, можно начать занятие с загадки. Пусть это не очень оригинально, но дети любят отгадывать, любят чувствовать дух соперничества, поэтому такое начало будет очень кстати.
Загадка:Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый.(Хлеб)
Если такое начало занятия вам кажется банальным, тогда можете показать детям небольшой видеоматериал о сборе урожая. Современные дети в большинстве своем далеки от сельского хозяйства. Единицы родителей могут отвезти детей на поле и все там им рассказать и показать, поэтому подобный сюжет будет очень полезным для будущих школьников. Я предлагаю взять такой вариант -мультфильм о хлебе.
Это очень интересный и познавательный мультфильм, который рассказывает о полной цепочке получения хлеба — от посева злаковых до выпечки. Думаю, что вашим дошкольникам такой видеоматериал очень понравится.
Затем можно немного рассказать о значении хлеба в нашей жизни, не забыть упомянуть военные годы, когда хлеб был наивысшим лакомством для людей, которые могли не есть по несколько суток.
Далее для поддержания интереса детей можно предложить им поиграть в дидактическую игру, в ходе которой воспитанники стоят в кругу и передают друг другу мяч, называя прилагательное, характеризующее хлеб (свежий, душистый, пшеничный, аппетитный, мягкий, черствый, белый, ржаной, горячий, румяный, воздушный, ароматный).
Затем детям можно предложить отправиться в увлекательное путешествие, в ходе которого удастся получить многогранные знания о хлебе.
Первая станция «Ответы на вопросы». А теперь посмотрим, как внимательно вы смотрели мультфильм и сможете ли ответить на мои вопросы.
— Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В нем содержится витамин В, который способствует укреплению нервной системы, памяти. А где мы берем хлеб?— Покупаем в магазине.— Из чего его готовят?— Из муки— Из чего получают муку?— Из зерен
— Выращивать и убирать людям колосья помогают машины. Весной в поле выходит трактор. Кто ведет его?— Тракторист— Молодцы ребята, а теперь отправляемся на вторую станцию «Физкультминутка».
Трактор тянет за собой железный плуг, который пашет землю. После того, как земля стала рыхлой, можно начинать сеять! К трактору прикрепляют специальные приспособления — сеялки, которые сеят в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла, созревает на протяжении всего лета. Давайте мы станем маленькими зернышками, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулсяИ красавцем обернулся. (2 раза)
— Немножко отдахнули, а теперь снова отправляемся на станцию «Вопросительная», где вам нужно ответить на еще несколько вопросов о хлебе.— Когда начинается жатва, какие машины собирают колосья?— Комбайны— Собранные обмолоченные зерна поступают на элеваторы, где они хранятся, А куда зерна держать путь дальше?— На мельницу— Там зерно превращается в муку, а затем мука поступает в...— Пекарню, хлебозавод...
Далее можно предложить детям либо дидактическую игру с красочными материалами, либо принести из дома хлебопечку (по возможности), показать, какие ингредиенты используются для выпечки помимо муки, и как происходит этот процесс. Либо можно вылепить хлебобулочные изделия из соленого теста, причем можно предложить детям разные варианты — лепешки, батоны, рожки и другие виды.
В завершение назвать пословицы, которые ребята заучили в рамках предварительной работы к данному занятию. Если это не было сделано раньше, то можно обсудить пословицы вместе.
«Хлеб всему голова».«Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою».«Хлеб – батюшка, вода – матушка».«Худ обед, коли хлеба нет».«Хлеб надо всегда доедать».
Затем подвести итоги того, что узнали. Для родителей организовать выставку хлеба из соленого теста.
Также могу предложить вставить в занятие следующие идеи:
Дорогие мои коллеги, я думаю, что вы добавите свои интересные дополнения к занятию в комментариях. Буду вам очень благодарна. А пока не забывайте ставить «класс» к статье и подписываться на обновления блога, если вы не сделали этого ранее. Спасибо за внимание!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Опубликовано: 08.09.2012
О структуре занятия очень много пишут, но я не буду...
Опубликовано: 09.09.2012
Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сегодня готовилась к занятию и...
Опубликовано: 17.09.2013
Здравствуйте! С вами Татьяна Сухих и сегодня мы поговорим о самоанализе...
Занятие про хлеб — подборка для подготовительной группы
5 (100%) 1 votemetodbv.ru
Конспект занятие для детей подготовительной группы
Воспитатель: Ковалева С.Н.
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Оборудование: проектор, компьютер, картинки, тарелка с мукой, выпечка.
Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод.
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Отгадали?
Дети: Это хлеб.
Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.
Воспитатель (поднимает хлеб)
Серёжа, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, к ак с хлебом надо обращаться? Безобразие! Серёжа: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил. Воспитатель:Как тебе, Серёжа ,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.
Серёжа: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности. Воспитатель : Ты, Серёжа, не прав и многого не знаешь оказывается. Давайте, ребята, расскажем Серёже, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Серёжа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.
Воспитатель: Каждый день у нас на стол и в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий).
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин?
Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулсяИ красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)
Дети: Собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5)А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу. (слайд 6,7)
Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул. И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул. -Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол. - Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл. Воспитатель: Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении? Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.
Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб: (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)
Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари. (слайд9)
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Воспитатель: -давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено и помадка…
Называйте, не стесняйтесь,
Выбирайте, угощайтесь!
Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью. (слайд 10)
Хлеб
Хлеб ржаной, батоны, булкиНе добудешь на прогулке,Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют.(Я. Аким)
infourok.ru
Подготовила воспитатель Чернышева Н.Г. 10.09.2016г.
Детям о хлебе: материалы для занятий с детьми, познавательные видео, рассказы, развивающие задания.
В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая села на кустик, и летящий листок. Они задают бесконечные вопросы «Почему?» и радуются каждой луже.
Хлеб – это очень привычное для нас явление, и часто мы даже не представляем себе, что его могло бы и не быть на нашем столе! Но в таком «неинтересном» хлебе можно увидеть много возможностей для развития ребенка! Если уметь смотреть на привычные вещи другим взглядом – детским удивленно-восхищенным «почемучкиным» взглядом.
Детям о хлебе.
Давайте познакомим наших малышей с хлебом, расскажем о том, как люди его выращивали раньше и как выращивают сейчас, какие умные машины придумали люди в помощь себе. Познакомим с профессиями людей, которые для нас выращивают хлеб.
В этой статье Вы найдете материалы для проведения домашней тематической недельки о хлебе, занятий о хлебе в детском саду или в детском центре:
— рассказ в картинках «Как выращивают хлеб»,
— два коротких занимательных познавательных видеофильма для малышей,
— упражнения для развития речи,
— сказки и рассказы, стихи и загадки о хлебе.
Дополнительный материал к статье — загадки о злаках Вы найдете в статье «Загадки»
Материалы рассчитаны не на один день занятий с детьми, а на изучение темы по маленьким «кусочкам». Например, в один день можно прочитать и обсудить рассказ «Хлеб». В другой день – посмотреть познавательное видео «Как растет пшеница» и разыграть сказку – инсценировку. В третий – поиграть с пословицами о хлебе и т.д.
Все малыши разные, поэтому в статье даны разные задания, чтобы можно было их подобрать по возрасту, полу, интересам ребенка.
Часть 1. Загадки о хлебе.
Предлагаю начать знакомство с хлебом с загадки. Спрячьте кусочек хлеба под салфетку или в мешочек и предложите малышу отгадать, что за сюрприз Вы спрятали, и о чем Вы хотите с ним поговорить. Прочитайте ему загадку.
1.1. Загадка о хлебе для детей 4-5 лет и старше.
«Рос сперва на воле в поле,летом цвел и колосился,А когда обмолотили,он в зерно вдруг превратился.Из зерна — в муку и тесто.В магазине занял место.Вырос он под синим небом,А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»
Ребенка, начиная, с 4 лет нужно учить доказывать свою точку зрения, находить аргументы и ответы на провоцирующие вопросы, отстаивать свое мнение корректно и тактично. А для этого мы будем задавать проблемные провоцирующие вопросы.
Спросите ребенка, как он догадался, что это хлеб? После его ответа скажите удивленно, как будто советуясь с малышом: «А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят». Если ребенок согласится, что это овощи (ведь Вы для него – авторитет:)), то еще раз прочитайте загадку вместе с малышом, разберите ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!
1.2. Загадка о хлебе для детей 6-7 лет и старше.
Попросите ребенка отгадать, что за сюрприз Вы для него подготовили, что это за чудо. И прочитайте стихотворение – загадку.
«Чудо. Лев Квитко.Зернышко-крошку всю зиму хранил,В рыхлую землю весной посадил.Чудо случилось, наверное, с ним.Зернышко стало живым и большим.Зернышко-крошка лежало в земле,Лежало, согрелось, разбухло в тепле.Сначала разбухло, потом проросло.Тонким росточком на грядке взошло.Чубик завил этот слабый росток,Выкинул перышки нежный листок.Ну, разве не чудо, что чубик такойПробился, прорвался сквозь слой земляной?!Он землю буравил, он лез напролом,Он к свету и солнцу пробился с трудом.А над землею – опять чудеса:Что-то растет не по дням – по часам.Зернышка нет и в помине давно.Не угадаешь, чем стало оно? «
Попросите ребенка доказать свое мнение – почему он считает, что это хлеб? По каким строчкам из загадки он догадался?
Часть 2.Как хлеб на стол пришел.
Спросите ребенка: откуда берется у нас дома хлеб? Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
Выслушайте доброжелательно и внимательно любые предположения ребенка – наблюдение за его речью поможет Вам понять, что Ваш ребенок знает, а в чем его представления неточные или ошибочные или их вообще нет! А дальше предложите ребенку узнать секреты о том, как хлеб к нам на стол пришел, какие удивительные машины помогают людям получать хлеб из зернышек.
2.1. Как растет пшеница и рожь?
Хлеб получается из зернышек. А как же эти колоски с зернышками вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы). А из чего получается черный хлеб? (из ржи).
Почему пшеницу и рожь называют «зерновыми» растениями? (Они дают зерно). Какие еще бывают зерновые растения? (Кукуруза, овес).
Рассмотрите с ребенком на картинке колосок ржи и пшеницы и сравните их. Чем они похожи? (У этих растений есть стебель, усики, зернышки, они зерновые) А чем они отличаются? (Зерна ржи длинные, а пшеницы – круглые.Колосок пшеницы толще, чем колосок ржи)
После этого посмотрите короткое познавательное видео для малышей о том, как растет пшеница на поле.
Видео для детей «Как растет пшеница?»
Из этого короткого занимательного познавательного видеоролика для дошколят Ваш ребенок узнает:
— где растет пшеница?
— сколько зерен пшеницы надо вырастить, чтобы испечь один батон хлеба,
— как называются люди, которые выращивают хлеб,
— как люди убирают урожай хлеба,
— как раньше люди выращивали хлеб.
После просмотра видео обязательно побеседуйте с малышом о фильме, спросите:
Вечером или на следующий день поиграйте с детьми в выращивание хлеба – Вам поможет инсценировка по сказке.
Литовская сказка. Как волк вздумал хлеб печь
Эта сказка очень хороша для инсценировки и закрепления представлений о выращивании хлеба у малышей. Пусть ребенок в сценке объяснит волку, как выращивается хлеб.
Сначала прочитайте ребенку сказку, а потом предложите в нее поиграть.
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:— Дай мне хлеба!Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…— А когда вспашешь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо рожь посеять.— А когда посеешь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.— А когда вырастет, можно уж есть?— Ещё нет. Надо её убрать.— А когда уберёшь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо её смолотить.— А когда смолотишь, можно уж есть?— Ещё нет. Надо испечь хлеб.— А когда испечёшь, можно есть?— Можно.Подумал волк, подумал и говорит:— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Вариант игры — инсценировки: Можно разыграть сюжет этой сказки по-другому с повторением одного и того же диалога с разными персонажами (как в сказке «Колобок»). Ваш малыш идет в путешествие в лес и всех зверюшек угощает кусочком хлеба. Хлеб нравится зверюшкам, и каждый зверек хочет узнать, как его вырастить. Ребенок каждому зверю рассказывает, как выращивают такой вкусный хлеб (перечисляет последовательность работы). Но все звери отказываются выращивать его, узнав, какой это долгий и тяжелый труд. Ребенок выполняет в игре роль человека, пришедшего в лес. А взрослый – роль всех зверей по очереди. Повторив несколько раз в игре последовательность выращивания хлеба, Ваш малыш уже точно ничего не перепутает. А играть в эту игру он будет с удовольствием, ведь все дети очень любят играть!
С 5 лет можно ребенка познакомить с сельскохозяйственной техникой, которая помогает людям в работе; с тем, как взаимосвязаны разные профессии людей – комбайнер, тракторист, агроном и другие.
2.2. Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб?
Детям о тракторе.
Особенно интересен этот материал для мальчиков!
Расскажите ребенку, что раньше машин не было и хлеб было вырастить очень трудно. Сейчас у нас все тяжелые работы делают машины. И немало их нужно, чтобы хлеб в поле вырастить и собрать урожай. Люди придумали удивительные машины. Может быть, когда ты вырастешь, ты тоже что-то придумаешь, что будет помогать всем людям.
Главная машина – трактор. Почему главная? (Выслушайте предположения ребенка).
Трактор – удивительная машина, которая сама для себя дорогу возит. Как трактор это делает Вы узнаете из рассказа (текст даю здесь по мотивам рассказа А. Ивича).
Трактор возит все орудия, которыми обрабатывают землю. Это тягач.
Чем отличается грузовой автомобиль от трактора – тягача? (Выслушайте предположения ребенка и дайте правильный ответ). Грузовой автомобиль на себе груз возит в кузове, а трактор тянет груз за собой.
Но трактор не простой тягач, а вездеход. Как ты думаешь, почему трактор можно назвать «вездеходом»? Правильно, потому что он «везде ходит» — и по дороге, и по вспаханному полю.
Как же так получается, что трактор везде может проехать, даже там, где обычная машина не проедет? (Рассмотрите трактор и машину с ребенком – обратите внимание на колёса – пусть ребенок попробует сам догадаться, за счет чего это происходит).
У трактора вместо колёс небольшие стальные катки – по четыре с каждой стороны. На катки надеты стальные ленты. Они сделаны из отдельных звеньев, как цепь. Эти ленты называются «гусеницы». Найдите гусеницы на картинке.
Заднее колесо – зубчатое. Оно цепляет звенья гусеницы и передвигает ленту. Катятся по ленте катки, как по рельсам или по ровной дороге.
Выходит, что трактор сам возит для себя дорогу. Гусеницы – это его дорога! Потому он и не боится бездорожья!
Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабинке за рулем сидит кто? (тракторист). Он управляет трактором.
Много работы выполняет трактор. Осенью к трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.
После этого трактор землю боронит. Если посевы озимые – их сеют перед зимой, то боронят осенью. Если посевы яровые – их сеют весной – то боронят весной. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.
И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы!!!! Да, они так и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти!
Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.
Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба.
Тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн».
Детям о комбайне и комбайнерах. Веселое познавательное видео для малышей.
Раньше людям было трудно собирать урожай – они срезали колоски серпом, потом в снопы вязали, укладывали на телегу, везли молотить. А теперь всю эту работу на поле делают умные машины – великаны «комбайны». Может быть, у тебя на кухне тоже есть кухонный комбайн, который помогает маме? А на поле комбайн другой – не такой как кухонный. Он зерно убирает и поэтому называется «зерноуборочный».
Из короткого веселого познавательного видео о комбайне для малышей Ваши дети узнают:
— что такое зерноуборочный комбайн и кто такой комбайнер?
— как устроен комбайн и как он работает?
— какая еще техника работает на поле и помогает людям собирать урожай хлеба?
Вот и получен урожай зерна! Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. А готовую муку отвезут на хлебозавод. На хлебозаводе из муки испекут хлеб. Хлеб привезут в магазин, и мы его купим. Так хлеб к нам на стол приходит.
Кто всегда в заботе?Тракторист в заботе.Поле он лелеет,пашет он и сеет.Кто всегда в заботе?Кто всегда в заботе?Грузовик в заботе.Возит удобренья,Чтоб росли растения.Кто всегда в заботе?Дождичек в заботе.В поле он прольется,Колосок напьется.Кто всегда в заботе?Комбайнер в заботе.Рожь он убирает,Отдыха не знает.Кто всегда в заботе?Хлебопек в заботе.Мастер он искусный,Хлеб печет он вкусный.Кто забот не знает?Рейн и Майн не знает?Хлебушка поелиИ повеселели:«Спасибо!» ХельоМянд.
Часть 3. Бережем хлеб.
Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе.
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»-Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал:«Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»— Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор.— Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».-Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.— Куда же теперь хлеб девать?В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно».
Вопросы для беседы с ребенком по рассказу «Хлеб»:
Часть 4. Пословицы и поговорки о хлебе. Развиваем речь – рассуждение.
Попросите ребенка (в возрасте 5 лет и старше) объяснить, почему так говорят, почему люди придумали эту пословицу. Это задание развивает у ребенка умение доказывать свою точку зрения, то есть речь – рассуждение.
Детям 6- 7 лет и старше можно дать задание сложнее – «найди 5 доказательств того, что эта пословица о хлебе верна». Лучше всего выполнить это речевое упражнение в игре. Моя любимая игра, которую обожают мои маленькие ученики – игра в «Мост»
Полезные советы из моего практического опыта проведения этой игры с пословицами и поговорками:
Пословицы для игры с детьми по теме «Хлеб»:
— Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный.Почему хлеб всему главный?).— Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).— Хлеб – батюшка, вода – матушка.— Хлеб – дар божий, отец, кормилец.— Хлеб да соль, и обед пошел.— Будет хлеб — будет и песня.— Рожь поспела — берись за дело.— Много снега — много хлеба.
4.kropds.ru
Бывает и так: быль да небыль переплетаются, сказка с присказкой встречаются. Вот и в сказке про хлеб так было..
Читать сказку
Где хлеб, там и счастье. Там сытно, хорошо. А как определить, какое хлебобулочное изделие лучше? Только опытным путём. Лесные жители попробовали калачи, баранки и бублики. Что лучше? Сейчас мы всё узнаем…
Читать сказку
Посмотрите на зернышко внимательно. Маленькое оно, лёгкое, почти невесомое, золотого цвета, а сколько в нем сил! Упадёт зерно в землю, нагреет его солнышко, напоит щедрый дождь и родится колосок – молодой, высокий, красивый.
Читать стихи
Испытание войной… И почему это должно было обязательно случиться? Зачем нужны были потери, ранения, боль, взрывы, шквалы? Хлеб… Это не только продукт питания. Хлеб – это воспоминание о родном селе, о золотом поле, о нежном колоске, о руках матери, пекущих лепешки. Хлеб – это принадлежность и военной и мирной жизни, потому что и там, и тут люди, которые хотят жить, жить в мире.
Читать стихи
Почему зернышко мы называем золотым? Наверно потому, что выращивают его золотые руки хлебороба. А ещё потому, что прорастает зерно под золотыми лучами Солнца.
Читать стихи
Сусек – то же, что и закрома, отгороженное место в амбаре, для ссыпки зерна, муки.
Не то хлеб, что в поле, а то, что в сусеке.
Была бы в сусеке рожь, будет и в кармане грош.
Читать далее →
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Хлеб-соль и разбойника убивает (смиряет).
Хлеб да соль – всему голова.
Читать далее →
«Откуда хлеб берется»
Ранней весной вспахал мужик поле. Бросил мужик в землю семена. Льётся, старается, теплый дождь; греет землю солнце. Вышла из земли травка. Идет из травки колос. Спеет колос. Греет его солнце. Стал желтеть, и совсем поспел. Пришло время жать. Читать далее →
Вышел сеятель сеять,— и замерло сердце: что-то будет? На хлеб вся надежда, да на нем же бед и напастей столько, что и не пересчитать всех. Бывает на хлеб недород, а затем и голод не за горами. «Может быть полон двор, а может быть корень вон», — как говорят в народе.
Читать далее →
Уборка хлеба — ответственный и важный этап в чреде земледельческих работ. Надо, чтобы всё сложилось — не подвели погода и техника, да и человек, убирающий хлеб, был «с руками», и небезразличный к происходящему.
Хлеб убирают – на небо взирают.
Достают хлеб горбом, достают и горлом.
Доброму урожаю и добрая уборка.
Читать далее →
detskiychas.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»