Ведь в ней действие развивается с космической скоростью, герои пропечатываются мгновенно, идеология шалит, а эпоха разделяет общество надвое.
В этих мытарствах русский народ остается любящим, авантюрным, жадным до жизни и веселым. Толстому, мастеру детали и летописцу одновременно, удалось блестяще это передать «с острой успешечкой», как отмечал Горький.
«КП» решила визуально сопоставить героев «канонической» советской версии «Хождения по мукам» и современных персонажей. Дело тут не в похожести, а в разнице подходов: режиссеры фильма взглянули на роман, разумеется, по-своему.
Даша Булавина. Фото: НТВ
Даша Булавина выросла в семье уездного интеллигента. Будучи, как и сестра, увлеченной поэтом-декадентом, все же выходит замуж за инженера Балтийского завода Телегина и уходит за ним на Гражданскую войну. Борясь за новый мир, она борется за семейное счастье. В 1977 году это была первая роль студентки ГИТИСа Ирины Алферовой (на фото вверху). Теперь образ воплощает не менее обворожительная Аня Чиповская.
Катя Булавина. Фото: Кадр из фильма, НТВ
Катя Булавина изменила мужу, адвокату Смоковникову, с поэтом Бессоновым и влюбилась в офицера Рощина. Хозяйка модного салона. В советской экранизации роль Кати досталась малоизвестной на тот момент белорусской актрисе Светлане Пенкиной (на фото слева). В новой телеверсии романа - Юлии Снигирь (справа), выглядящей чуть более трагично и негламурно.
Иван Телегин. Фото: Кадр из фильма , НТВ
Иван Телегин - инженер, трудится на Балтийском заводе, видит нутряную сущность народа, олицетворяет Россию преображенную. Уходит в Красную Армию вместе с женой Дашей - она помогает раненым. Юрий Соломин (на фото вверху) создал почти идеальный образ честного, но растерявшегося человека. Леонид Бичевин в образе Телегина выглядит более категоричным.
Вадим Рощин. Фото: НТВ
Потомственный офицер Вадим Рощин - дворянин, патриот Отечества, образованный и принципиальный человек. Будучи белогвардейцем, искренне разочаровывается в своем пути и признает, что «родина - это они», то есть народ, принимает революцию. И переходит на сторону Красной Армии. Звезда «Ошибки резидента» Михаил Ножкин создал многослойный и благородный образ офицера в советской эпопее. Посмотрим, чем ответит Павел Трубинер (на фото слева).
«Хождение по мукам». Понедельник - четверг, 21.40, НТВ.
www.yar.kp.ru
15:56, 08.12.2017
На этой неделе на НТВ завершился показ сериала «Хождение по мукам». Канал выпустил сверхожидаемый проект в эфир после того, как телевизионные страсти вокруг празднования 100-летия Октябрьской революции поулеглись. Тема тщательно пережевывалась в сериалах, документальных программах, политических ток-шоу. НТВ предпочло в конкурентную борьбу не ввязываться и начать показ «Хождений по мукам» — сериала не про вождей, а про людей — позже. В итоге к премьере зритель уже оказался перекормлен революцией. К тому же рекламировался выход экранизации не особенно назойливо. А зря. Потому что «Хождение по мукам» режиссера Константина Худякова — это действительно телесобытие.
Критики сериала сравнивают работу Худякова с экранизациями Григория Рошаля и Василия Ордынского. Неблагодарное дело. Каждая хороша по-своему, каждая решала свои культурные и идеологические задачи, рифмовалась со своим временем. «Хождение» Рошаля вышло к 40-летию Октябрьской революции, после недавней смерти Сталина, и конечно, нацеливало нацию на трудовой подвиг. В последних кадрах зрителю показывали VIII Всероссийский съезд советов, на котором выступал Ленин. Держа одну руку в кармане жилета, а другой жестикулируя на всем известный манер, он говорил: «Надо добиться того, чтобы все поняли, что нам принадлежит Россия… Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны». Сестры Булавины и их мужья с энтузиазмом хлопали вождю, белый офицер Рощин счастливо улыбался: «Это моя страна...» Представляю, какая реакция была бы у зрителя, если бы Худяков снял сегодня подобный финал...
Анна Чиповская в роли Даши в сериале «Хождение по мукам» режиссера Константина Худякова
Телефильм Ордынского потряс зрителей редкой красотой и породистостью актрис, сыгравших роли Даши и Кати, — Ирины Алферовой и Светланы Пенкиной, а также харизматичными мужчинами Михаилом Ножкиным и Юрием Соломиным. Картина вышла в 1977 году — в период «расцвета застоя». Это было тонкое и умное кино. Не отходя от сюжета, режиссер в концовке все-таки попытался объяснить смысл произошедших с персонажами перемен. Изможденные герои тоже сидели на съезде, но не аплодировали, а устало комментировали: «Где Ленин?» — «Вон он, в черном пальто. Видишь, он быстро пишет, перебрасывает записку через стол…» — «Он, наверное, очень устал» — «Да. В него ведь стреляли...» — «Знаю...» (крупный наезд камеры на лицо Даши) — «Ты понимаешь, какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки… Мир будет нами перестраиваться для добра. Все наши муки не просто так: они для того, чтобы мир перестроился для добра». Чувствуя фальшь и пафос книжного финала, этот прогиб бывшего эмигранта, красного графа Алексея Толстого перед новой властью, эти его неуклюжие попытки замаскировать неискренность чеховщиной, фразами «мы будем много работать и жить в бревенчатых избах», Ордынский, оставаясь в рамках идеологии, все-таки сделал акцент на перерождении персонажей, а не плане ГОЭЛРО.
Тем не менее оба фильма настраивали на оптимистическую волну: впереди у героев была целая жизнь в стране, которая начинала свое движение в светлое завтра. У тогдашнего зрителя тоже впереди были годы безмятежной счастливой жизни с бесплатной медициной, образованием и копеечными ценами на продукты и жилье, поэтому такой финал казался логичным и не вызывал раздражения.
Я с большой симпатией отношусь к версии 1977 года. Но те, кто критикует сериал Худякова, пускай попробуют одолеть 13-серий фильм Ордынского. Медленное декадентское кино с анемичными героями, разговаривающими на одной ноте, в кадре по несколько минут — лестничные пролеты, завиток Даши, колышущийсяна ветру… Это же артхаус какой-то! Готов ли сегодняшний зритель, привыкший к скорости и динамике, к такому восприятию информации, увидим очень скоро: НТВ решился на эксперимент и с 11 декабря (правда, в глубокой ночи) покажет телефильм 1977 года.
Александр Яценко в сериале «Хождение по мукам» режиссера Константина Худяко
www.vokrug.tv
Через год, в ноябре 2017-го, наша страна отметит столетие Октябрьской революции и точки поворота на новый исторический путь. Одной из кинопремьер к этому событию станет экранизация трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам», которую снимает Константин Худяков. Часть жизни русских интеллигентов проходит в Петрограде, поэтому сейчас актеры Юлия Снигирь, Анна Чиповская, Светлана Ходченкова, Павел Трубинер, Леонид Бичевин и другие работают на берегах Невы, где режиссер картины дал эксклюзивное интервью Федеральному агентству новостей.
— Константин Павлович, мы застали вас прямо перед съемкой очередной сцены. Расскажите, на каком этапе сейчас ведутся съемки, много ли успели отснять?
— Из всех нужных нам смен отсняты всего-навсего десять, но зато все в Петербурге, и очень важная часть картины. Наши основные героини Катя и Даша живут здесь, их любимые, а после и мужья — Рощин и Телегин — тоже «петербургского розлива».
Мы лишь немного «цепляем» мирную нормальную жизнь. Ее и в романе не очень много, и в нашем сценарии, который является не хрестоматийной иллюстрацией к роману, а скорее картиной по мотивам.
— Вы же знаете, что русский читатель болезненно становится зрителем и всегда критикует кино по любимым книгам. Не шокируете аудиторию своим прочтением Толстого?
— Я сам не очень люблю бесшабашное разгуляйство по поводу классики, так что у нас его не будет. Голый никто не бегает у нас, Рощин не стреляется, Катя не наркоманка, но какие-то «андеграундные моменты» существуют. Что касается нашей интерпретации… Мне кажется, что роман — это мощная, классная, но все-таки беллетристика, а для сценария его пришлось уплотнить. Он же огромный: три толстенных книги, и все они должны поместиться в 12 серий. Сценарий писала мой любимый автор Лена Райская. Мы с ней сделали предыдущую картину «Однажды в Ростове», и благодаря ее сценарию я за эту картину получил «Нику». Там 24 серии, но говорят, если посмотреть первые три, то потом ночью не уснуть — затягивает. Я так хвастаюсь для того, чтобы похвалить Лену Райскую. Мы с ней обсуждали сценарий очень тщательно, решали, чего хочется, чего не очень, на чем акцентироваться, на чем — нет. И вышел такой текст в итоге, который я каждый раз с радостью открываю. Он вменяем, кинематографичен, в нем нет разговоров досужих: они все сюжетно-характерны, они все работают на персонажа и на ситуацию. Это не значит, что у Толстого было плохо, а мы сделали хорошо. Писатель мог остановить сцену в любой момент, и от диалога перейти в область размышлений по этому поводу. «И в это время Телегин подумал…» Я бы не хотел снимать так, чтобы в этот момент возник закадровый голос и вкрадчиво рассказал, о чем думал герой, пока тот просто таращил бы глаза на камеру. Мне кажется, это плохое кино. Это режиссерская беспомощность и неспособность выразить то, что ты хочешь, поэтому тебе нужна «разъясниловка».
У нас очень много насыщенных диалогов, потому что в то время, которое описывает Толстой, кое-что изменилось во взаимоотношениях людей. Главным глаголом стал глагол «успеть», потому как завтра могло не быть собеседника. Я хочу сейчас, прямо сегодня все рассказать и даже, может быть, извиниться. Вперед! Для меня беседа становится очень содержательной. Я пытаюсь охватить большее пространство и успеть это сделать как можно скорее. Станиславский в данном случае немного отодвигается со своим «я вам сказал, а вы это приняли, подумали, потом только ответили». Нет времени. Для меня это почти Пекинская опера: говорим чуть ли не одновременно. Мне неважно, что скажет мой собеседник, потому что это два монолога.
— У вас всего 12 серий, вы расскажете историю всей трилогии или только «Сестер»?
— Мы рассматривали с драматургом это произведение как цельное произведение, нам было интересно рассказать историю наших героев от точки до точки. Что за «хождение по мукам»? Это попытки встроиться в новую жизнь. Попытки быть в соответствии с тем временем, которое сейчас на дворе. Как выяснилось, это было очень тяжело. Тем более, что все усугублено революцией, гражданской войной, а и одно, и другое является самым страшным состоянием для человека. Нет революции без крови, а стало быть, нет революции справедливой. Брат убивает брата, отец идет на сына и так далее…
Гражданская война — война, в которой погибло огромное количество замечательных людей, генофонд в стране был сильно сокращен. Эти два катализатора исторической эпохи так взбодрили само человеческое существование, что независимо от сословий, материального положения наши герои вынуждены были принять какие-то решения — как жить дальше. Поиск этого решения — и есть содержание романа. Потому бросить в середине этот рассказ мне казалось неверно, хотя сам Толстой оставляет нам открытый финал и предлагает нам задуматься о том, как герои живут дальше. Но наш опыт подсказывает, что мы можем достроить какую-то картину этих существований. Да, герои найдут друг друга и будет предполагаться счастливая жизнь... Но… мы знаем историю уже не романтическую, не литературную, а историю настоящую, и мы понимаем, чем могла закончиться жизнь для бывшего белого офицера и его семьи; что могли бы подумать об офицере Телегине, который был недавно разночинцем, потом стал белым, потом красным… А если кто уцелеет до 41 года, едва ли уцелеет после него… Такая у нас история.
— Каких сравнений с текстом Толстого ожидаете?
— Мы обречены на просмотры и на сравнение, но — не обижая нашего зрителя — это сравнение не с книгой, а с двумя экранизациями. Одно поколение более пожилых людей помнит первую экранизацию Рошаля конца 50-х, а другие помнят экранизацию Ордынского 70-х. Должен сказать, что ни та, ни другая сейчас для просмотра не очень годятся. Вообще, кино — скоропортящийся продукт, а эти две экранизации — тем более. Они не то чтобы неудачны, но сделаны на том языке, который был очень точен для того времени, но не прочитается сегодня. Это прочтение уже не может удовлетворить сегодняшнего зрителя. Наивно думать, что мы научились снимать кино, а зритель при этом не научился его смотреть. То, что сегодня мы называем «диджитал восприятием», еще не так давно воспринималось, как дыра в рассказе, и поэтому этот переход от точки до точки мои коллеги и драматурги выстилали очень тщательно. Сейчас зрителя это коробит, он не понимает, зачем ему это говорят и показывают. «Мне и так понятно. Я уже приплыл, а мне рассказывают, как я должен грести, смотреть по курсу!»
— Материал у вас серьезный, две экранизации позади — тоже ощутимый тыл, а вот актеры молодые и современные. Справляются с ролями?
— Взял бы других, если бы этим не удавалось. Кино вещь жестокая, и она занимается отжимом: остаются только те, кто умеют что-то делать лучше, чем другие. Меня часто обвиняли в том, что я снимаю звезд. Я скажу, почему я это делаю: они могут сделать то, что я прошу. Мне с ними комфортно. Методология такая (и сейчас я не хвастаюсь), что я делаю их соучастниками своего кино. Я пытаюсь рассказать жизнь, которую они проживают, а они участвуют в этом, подхватывают мою идею и идут со мной. А если не подхватывают — я пытаюсь понять, чего бы они хотели бы сами. На этом мы выстраиваем взаимоотношения и понимаем, как себя вести персонажам. Такая система обеспечивает не просто взаимопонимание на площадке, но и уровень воплощения. Они что-то делают, я им как бы подставляю зеркало, а они в него смотрят и понимают, что я имею в виду.
— Вы сейчас превратили наш Академический переулок в дореволюционную улочку, заметенную снегом. Трудно найти места для съемок, не измененные временем?
— Да, трудно обойти этот момент… Как известно, весь винтаж растворяется, он неповторим. Трудно сделать слепок. Даже рачительным хозяевам непросто держать такую махину в том виде, в котором она была 100-150 лет тому назад. Многие вещи утрачены, многое испорчено, что-то осталось, но не в очень потребном виде (и сложность в том, что кино это высвечивает сразу). Тем не менее, основа столь мощная и неповторимая, что город — это важная часть в нашем фильме. Мы ищем для съемок не «открыточные» виды, а те места, которые казались бы сохранившими свое… качество. Вход в квартиру Смоковниковых, например — это у нас подъезд института Лесгафта. Кто бы мог предположить, что там найдется такое место красоты необыкновенной: дверь, вынесенная за пределы стен, оформленная стеклянными боковинами! Здесь, в Академическом переулке, я нашел ворота 1800 какого-то года, оставшиеся нетронутыми, плюс к этому брусчатка — так все, меня теперь оттуда не вытащить! Мне очень дороги такие детали.
Скажу хамство, но… мне не нравится Париж. Я как будто иду по нему и перебираю открытки. Он растаскан на картинки, там нет интимной жизни, таинства. Это не встреча с женщиной, которая тебе нравится и тебя волнует, это поход в женскую баню, который тебе совершенно не интересен.
— Значит, Петербург — это в вашем видении женщина с вуалью?
— Да, незнакомка, если хотите, постоянная загадка и… чтоб москвичи не слышали — тут есть более симпатичный уровень людей, нет агрессивности. Да, век всех попортил сильно, но агрессивность здесь в разы меньше. Есть какое-то спокойствие людей, которые знают, ради чего они живут и существуют. Какой-то академизм здесь безумно симпатичен. Впрочем, роман заставляет рассказывать не про то, как мне тут комфортно работать, а про то, как неуютно было героям после революции.
— К слову о революции — ваш фильм анонсируется к показу ровно ее к столетнему юбилею. Волнительно?
— Мне как-то даже неловко, что я замешан в таком грандиозном событии…
riafan.ru
23:01, 15.11.2017
Сегодня состоялась пресс-конференция, посвященная выходу на НТВ 12-серийной драмы «Хождение по мукам». О том, как велась работа над картиной по роману Алексея Толстого рассказал режиссер сериала Константин Худяков. Константин Павлович сразу пояснил: для каждого поколения была своя экранизация этого великого произведения, и он надеется, что его видение романа Толстого лет через 15-20 станет классикой.
Создатели ленты рассказали, что они сделали всё, чтобы в результате не вышло нечто «фриковатое», поэтому новый телефильм «Хождение по мукам» снимался в лучших традициях советских и мировых экранизаций. В итоге, с их слов, получилась классическая сага, которую зрители канала НТВ смогут оценить уже совсем скоро. Кстати, интерес к сериалу проявили уже 174 страны, представители которых планируют приобрести права для показа телепроекта.
Восторженно Константин Худяков говорил на пресс-конференции о том, как работали в картине актрисы — исполнительницы главных ролей: Юлия Снигирь, Анна Чиповская и Светлана Ходченкова. Их режиссер назвал тремя грациями, и отметил: ему очень повезло, что это замечательное красивое трио удалось снять в одном проекте.
Три грации сериала «Хождение по мукам»: Светлана Ходченкова, Юлия Снигирь и Анна Чиповская
Напомним, съемки сериала «Хождение по мукам» завершились в сентябре этого года в Санкт-Петербурге. Проект снят по легендарной одноименной трилогии Алексея Толстого. 12-серийный телефильм рассказывает о переломных для России событиях 1914–1919 годов. Главные героини ленты — сестры Катя и Даша Булавины. Они обе влюблены в поэта-декадента Алексея Бессонова. Однако Первая мировая война кардинально меняет привычный беззаботный уклад жизни девушек. Когда российским войскам удается одержать победу над врагами, Катя и Даша начинают верить, что совсем скоро станет легче. Но в
www.vokrug.tv
Режиссер 12‐серийного фильма «Хождение по мукам» Константин Худяков ответил на критику зрителей. Он признался, что ожидал, что его работу будут сравнивать с предыдущими экранизациями романа. Об этом сообщил «Ридус».
Каждое поколение снимает свою версию, на то роман и бессмертный, потому что каждое поколение из этого романа вытаскивает то, что созвучно его эпохе, его времени. Поэтому это не конкуренция с картинами, которые были раньше, это самостоятельное прочтение романа в наш век. Я был обречен на сравнение
— Константин Худяков.
Режиссер отметил, что остался доволен работой своих актеров. По его словам, все претензии к ним со стороны зрителей необоснованны.
Это не бред сумасшедшего, который хвалит свою картину, я стараюсь быть объективным. Мне кажется, что молодые актеры не то что не вытягивают, они намного сильнее, чем те, которые были раньше, я не хочу персонально указывать на слабости прежних героинь
— Константин Худяков.
Худяков также отметил работу оператора в ответ на претензии телезрителей к съемке.
Оператор — это глаза режиссера. Такие вещи, как ракурс, точка съемки, — вещи, которые определяются на уровне режиссерского сценария. Люди не понимают, что роман — это беллетристика. Для того чтобы его перевести в кино, нужна энергия кадров, разных точек, рассказа
— Константин Худяков.
В понедельник начался показ экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам», над которой работал Константин Худяков. Фильм состоит из 12 серий и рассказывает жизни семьи Булавиных в сложные для России 1914–1919 годы.
Российский мюзикл «Анна Каренина» поставят в Сеуле по лицензии.
0Поделитесь статьей первым!
360tv.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»