Сибирские регионы в этом году увеличили поставки продукции в Китай в полтора раза. Объемы экспорта в 2,6 раза превысили объемы импорта.
По данным Сибирского таможенного управления, за девять месяцев 2017 года регионы СФО отправили в Китай леса, угля, руды и продовольствия на 4,5 миллиарда долларов, а завезли продукции на 1,7 миллиарда. Таким образом, сибиряки восстановили товарооборот с КНР практически в докризисных объемах (в январе-сентябре 2013 года он составлял около 6,5 миллиарда рублей). По оценке экспертов, этому способствовали благоприятная рыночная конъюнктура и снижение курса национальной валюты, что сделало российские товары более конкурентоспособными на мировом рынке.
Более половины всех объемов экспорта СФО приходится на Иркутскую область, которая за три квартала отправила в Поднебесную леса, продукции деревообработки и нефти на 2,6 миллиарда рублей. Главный партнер КНР в Сибири планирует и дальше расширять сотрудничество - и за счет наращивания лесозаготовок, и расширяя поставки агропромышленной и продовольственной продукции. Правительство Иркутской области уже озвучило планы по строительству в регионе экспортного центра для более тесных контактов с Китаем.
На втором месте по объемам экспорта - Красноярский край, поставивший ближайшему зарубежному соседу в январе-сентябре 2017 года товаров на 707,4 миллиона долларов. Традиционно это лесоматериалы, руды, концентраты металла, каучук. Но в конце 2015 года Красноярский край, наравне с Алтайским краем, Новосибирской и Омской областями, вошел в число четырех сибирских субъектов, имеющих право экспортировать в Поднебесную зерно. Регион уже отправил пробные партии пшеницы и планирует довести объемы до 250 тысяч тонн.
Замыкает тройку передовиков внешней торговли Кемеровская область, чей экспорт в Китай вырос в этом году в полтора раза и достиг почти 485 миллионов долларов. Львиная доля этого объема приходится, конечно, на "фирменный" кузбасский продукт - уголь и другие углеродные соединения. Такой рост аналитики рынка объясняют перебоями поставок угля в КНР из Австралии и необходимостью заместить сократившиеся объемы угольного импорта из Северной Кореи.
А вот лидером по самому стремительному наращиванию объемов экспорта в Китай стала Новосибирская область. За год - с сентября прошлого года по сентябрь текущего - регион увеличил поставки более чем в пять раз, с 60 миллионов долларов до 307 миллионов. Такой рывок удалось сделать за счет того же необходимого КНР угля, экспорт которого Новосибирская область увеличила в этом году почти в пять раз.
Ставку в дальнейшем расширении сотрудничества с Поднебесной новосибирские власти делают на агропромышленный комплекс. В планах - поставлять в соседнее государство до миллиона тонн зерна, что в условиях нынешнего переизбытка зерновых на внутреннем рынке решило бы проблему низких цен. Но хотя Новосибирская область и вошла в число регионов-экспортеров, имеющих право поставлять в КНР такой товар, реально экспорт зерна пока не растет.
Сибирские фермеры и рады бы отправлять свою продукцию за рубеж, да китайская сторона предъявляет очень жесткие требования к условиям ее выращивания и хранения. По словам председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олега Подоймы, из девяти предъявляемых требований пока удалось выполнить только одно. "Поэтому есть проблемы с экспортом в КНР продовольственной продукции", - подчеркнул он.
Подтверждением тому служит и существенное сокращение поставок в Поднебесную из зерновой житницы Сибири - Алтайского края. В отличие от других регионов СФО, где основу экспорта в Китай составляют лес, уголь, руды, металл, каучук, Алтай единственный поставляет восточному соседу в основном агропромышленную продукцию - лен, растительные масла, пшеницу, муку. И если в предыдущие два года край стабильно наращивал такие поставки, то в этом году резко сократил объемы экспорта - сразу на сорок процентов.
Без учета республик Алтай и Тыва, практически не экспортирующих в Китай, Алтайский край - единственный сибирский регион, сокративший в этом году поставки в эту страну на фоне общего роста объемов экспорта. Алтайские зернопереработчики говорят, что, несмотря на нынешнюю курсовую разницу валют, отечественная продукция пока не очень конкурентоспособна на китайской рынке.
Это подтверждает и аналитик консалтинговой компании UCHINA Артем Жданов, подчеркивая, что у многих российских производителей неправильное представление о китайском рынке.
- Им кажется, что в КНР можно продать все, стоит только отправить свою продукцию. Конечно, с учетом численности населения этой страны, рынок огромный. Но надо понимать, что весь мир поставляет свою продукцию в Китай, поэтому конкуренция здесь очень высокая. И российские товары на этом рынке далеко не самые узнаваемые. Хотя наши страны близко расположены, в КНР мало знают о России и ее возможностях. Более тесные связи у нас сложились с Сяньзянь-Уйгурским автономным округом - самой бедной территорией, тогда как основные потребители находятся в центре, на востоке и юге страны, где о нас практически не знают, - говорит эксперт.
По мнению Артема Жданова, завоевывать китайский рынок нужно с отдельных территорий, открывая здесь свои представительства и правильно выстраивая логистику. В качестве примера он привел одно из крупных зерноперерабатывающих предприятий Алтайского края, которое открыло в Китае экспортный центр.
- Конечно, небольшим компаниям не под силу содержать филиал или свой экспортный отдел за границей. Таким экспортерам нужно либо объединяться, как это сделали те же алтайские зернопереработчики, либо пользоваться услугами компаний, которые занимаются продвижением товаров на зарубежных рынках, - считает он.
Президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман убежден, что основная причина низкой конкурентоспособности продовольственной продукции на китайском рынке - большие затраты на логистику.
- Сейчас мы имеем 70-процентную скидку на перевозку продуктов зернопереработки по железной дороге, но только начиная с двухтысячного километра. А вот за начальное расстояние приходится платить по полной, и это сказывается на себестоимости. Мы уже не первый год добиваемся применения скидки с первого километра, если муку и крупы предстоит везти на расстояние свыше 1 100 километров, но пока безуспешно. Не отработаны и механизмы новых видов поддержки экспорта, которые сейчас вводятся на государственном уровне, - субсидирования железнодорожных тарифов на контейнерные перевозки и обнуления тарифов для экспорта зерна. Если такая поддержка действительно заработает, это существенно снизит себестоимость российской продукции и сделает ее более конкурентоспособной на мировом рынке, - подчеркивает Валерий Гачман.
Среди сложностей экспорта в Китай эксперты называют и действующие в этой стране квоты на ввоз иностранных товаров, а также достаточно высокие пошлины. По словам председателя комитета по стандартизации Ассоциации компаний интернет-торговли Александра Логунова, китайцы очень хорошо защищают свой рынок от конкурентов - в стране действует несколько ставок ввозных пошлин. Но пока, благодаря разнице валютных курсов, даже с 60-65-процентными пошлинами российским экспортерам выгодно завозить продукцию.
Именно поэтому сразу несколько сибирских регионов планирует расширить поставки продовольствия в КНР. Среди них - и Омская область, которая в этом году более чем в два раза увеличила объемы экспорта в Поднебесную. Две трети этого объема составляет продукция химической промышленности - каучук и полипропилен. Но регион намерен существенно увеличить поставки пшеницы, подсолнечного и рапсового масел, муки, картофеля, яиц.
"Несмотря на жесткие требования, которые введены китайской стороной, больше двадцати хозяйств Омской области включено в реестр экспортеров зерна в КНР и к отгрузке подготовлено около шестидесяти тысяч тонн пшеницы", - рассказали в правительстве региона.
Хотя поставки в Поднебесную сегодня растут, сибирские экспортеры опасаются, что при стабилизации курса рубля этот рост может остановиться, начнется сокращение объемов экспорта.
- Наши поставщики привыкли закладывать достаточно высокую маржу в такие сделки, хотя экспортеры из других стран работают с гораздо меньшей маржинальностью. Поэтому и при стабилизации валютных курсов у российских экспортеров есть все возможности для наращивания поставок своей продукции в Китай, - уверен Артем Жданов.
rg.ru
Китайские чиновники и бизнесмены на встрече с руководством Минсельхоза объяснили, почему квоты на ввоз казахстанского зерна в Китай до сих пор не повышены. «Капитал.kz» узнал все эксклюзивные подробности на месте событий.
Государственный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Китай на прошлой неделе ознаменовался подписанием 40 документов экономического характера на общую сумму $13 млрд. Ключевым соглашением в сфере сельского хозяйства стал проект АО «КазАзот» с китайскими компаниями Cathay Industrial Biotech и CITIC Construction. Он подразумевает строительство на территории Казахстана зерноперерабатывающего завода стоимостью $2,5 млрд. Но, главное, планируется, что это предприятие ежегодно будут загружать казахстанские фермеры, поставляя на него объем в 2,5 млн тонн зерна. Это очень хорошее подспорье, учитывая то, какие сложные переговоры по линии Минсельхоза предшествовали подписанию.
Главное — продать, а не купить
Чтобы прояснить картину в целом, невозможно обойти вниманием логику мировой торговли, взаимоотношения импорта и экспорта в каждой стране. Ясно, что любая страна старается больше продать своей продукции, чем купить и завезти в качестве импорта, обогатив зарубежных производителей.
Однако ни одна страна в мире не может себе позволить не то что отказаться от импорта, но и резко его сократить. В противном случае ее ожидает нехватка и дефицит товаров, как ныне в Венесуэле и Северной Корее или как раньше в Советском Союзе. Потому что ни одно государство не способно себя полностью прокормить и обеспечить всем необходимым, приходится докупать на мировом рынке.
Тем не менее это приводит к тому, что по каждой товарной позиции, по каждой квоте на ввоз той или иной продукции, по каждой таможенной пошлине на импортируемый товар ведется ожесточенная борьба между разными странами. Да, она ведется за столом переговоров, но каждый старается выдержать свой интерес: больше продать и заработать для своей страны и меньше купить и соответственно потратить из своих «карманов».
Что касается Китая, то его рынок настолько огромен и требует такого количества сельскохозяйственного сырья или продуктов его переработки, что ведущие страны мира буквально выстраиваются в очередь в желании угодить китайским покупателям. Собственно, аналогичным образом дела обстоят и с Индией, куда такие аграрные державы, как Австралия и Канада, спешат доставить кораблями масличные и бобовые, моля бога, чтобы Индия не ввела заградительные пошлины для их товаров, боясь хоть как-то обидеть или задеть эту страну, обеспечивающую их фермерам колоссальный рынок сбыта.
Китайский рынок сбыта — это тоже одна из сторон той мощи, которую сформировала Поднебесная: за него идет постоянная конкуренция, и Казахстан в этой конкурентной борьбе делает пока только первые шаги.
Китай не делает поблажек Казахстану
Безусловно, настоящим прорывом государственного визита Елбасы в Пекин можно считать подписание протоколов между Минсельхозом РК и Главным таможенным управлением КНР по инспекционным, карантинным и ветеринарно-санитарным требованиям по говядине, экспортируемой из Казахстана в Китай.
Однако и соглашение по строительству зерноперерабатывающего завода находится в том же ряду. Разница лишь в том, что долгое путешествие говядины из Казахстана в Поднебесную имело свой бэкграунд: о нем много говорили и писали и вот, наконец, это свершилось! С казахстанской пшеницей и ее ухабистой дорогой в Китай история не менее увлекательная.
Дело в том, что в минувшем 2017 году наша республика экспортировала в КНР 307 тыс. тонн пшеницы, заработав $57,5 млн. При этом следует учитывать, что только 100 тыс. тонн зерна было завезено в Китай по существующей квоте, то есть без уплаты таможенных пошлин. Остальные 207 тыс. тонн злаков ушло в Поднебесную по поистине драконовским пошлинам — 82% от стоимости одной тонны.
Ясно, что мы имеем дело с заградительными, оберегающими собственный рынок пошлинами. Но в любом случае это приведет к тому, что большого количества пшеницы сверх квоты Казахстан в Китай не завезет. Свыше 200 тыс. тонн поверх квоты с уплатой 80-процентной пошлины в прошлом году — это скорее аномалия. И китайские импортеры однозначно будут искать других поставщиков из стран, в отношении которых Китай поставил более «дружественные» пошлины или повысил квоту до более серьезного уровня.
Почему так происходит, можно только догадываться, но лучше тысячи слов скажет одна новость: Беларусь и Китай в эти же дни на полях саммита ШОС в Циндао подписали договор о безвизовом режиме между двумя странами. Мы же просто не рассматриваем этот вопрос, продолжая находиться в плену антикитайских фобий, напротив, на деле может происходить ужесточение визового режима между нашими государствами.
К тому же антикитайские настроения могут нагнетаться в казахстанских СМИ. А эти два вопроса являются одними из самых чувствительных для китайской стороны во взаимоотношениях с любой страной.
Китай хочет, но пока не может нам доверять
Так или иначе, но за разрешение зерновой дилеммы в ручном режиме взялся заместитель председателя правительства — министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев. Во-первых, активность руководства Минсельхоза на китайском направлении подготовила плацдарм для подписания уже упомянутого протокола по долгожданному экспорту говядины из Казахстана в Китай. Во-вторых, еще в начале года после прихода на должность главы МСХ Шукееву удалось решить проблему кризиса со сбытом зерна у казахстанских фермеров. По сути, благодаря его усилиям государство само стало покупателем пшеницы у отечественных аграриев, расплатившись с ними по рыночной цене. Таким образом, теперь на элеваторах находится государственное зерно, ожидающее благоприятной конъюнктуры на мировых рынках, чтобы уйти на экспорт и возместить вынужденные затраты. К тому же впереди — новый урожай, поэтому выход на экспорт казахстанской пшеницы необходимо найти заблаговременно.
Накануне визита Нурсултана Назарбаева в Китай и его участия в саммите ШОС представительная делегация из КНР посетила Астану, где встретилась с руководством Минсельхоза. Среди китайских гостей были заместитель начальника Государственного управления продовольствия КНР Цзэн Лиин, представитель китайской государственной экспортно-импортной продовольственной корпорации COFCO Далянь Сунь, президент корпорации Xian Aiju Цзя Хэи и другие.
Компания COFCO является основным импортером казахстанского зерна, однако завозит она его не столько для себя, сколько для частных заказчиков внутри Китая. Одновременно COFCO соинвестирует в строительство завода по производству томатной пасты в Кызылординской области — емкостью 24 тыс. тонн томатной пасты в год и общей стоимостью в $26 млн.
Корпорация Xian Aiju уже проинвестировала $19 млн и построила в Северо-Казахстанской области работающий завод по производству рапсового, подсолнечного и сафлорового масла мощностью до 80 тыс. тонн в год. Более того, это один из ведущих производителей муки в китайской провинции Шэньси и именно Xian Aiju завозит из Казахстана «невыгодное» зерно с 80-процентной надбавкой.
По словам г-жи Цзэн Лиин, столь невыгодные условия для экспорта казахстанской пшеницы в Китай имеют под собой три причины.
«Во-первых, казахстанское зерно плохо знают на китайском рынке. Китайские покупатели предпочитают австралийское или канадское зерно, потому что они с ним знакомы, а про пшеницу из Казахстана дальше Синьцзяня и Урумчи не слышали. Во-вторых, существует проблема с доставкой вашего зерна по железной дороге. У вас имеется нехватка вагонов. А значит есть риск срыва поставок. В-третьих, в Китае тоже выращивают зерно, и последний урожай пшеницы был очень хорош, поэтому мы не увидели оснований повышать квоту на пшеницу из Казахстана или сокращать ввозные пошлины на эту продукцию», — весьма прагматично заявила замначальника Государственного управления продовольствия Китая.
Представитель корпорации COFCO Далянь Сунь пошел еще дальше, объяснив затруднение в решении этого вопроса с китайской стороны.
«Дело в том, что Китай имеет договоренности с разными странами по импорту пшеницы. И каждой стране определена своя квота. Если же мы захотим превысить и поднять квоту для Казахстана, тогда нам придется объяснить это другим партнерам и поставщикам, в том числе объяснить им и то, почему мы урезаем квоту для них и прибавляем ее для Казахстана. Хотя, разумеется, мы сможем им объяснить, ведь с Казахстаном у нас дружные и добрососедские отношения. Однако вопрос может возникнуть с логистикой и доставкой, ведь мы уже переживали трудности с доставкой пшеницы из Казахстана, особенно в зимнее время. Поэтому будет нехорошо, если мы откажемся от части пшеницы у одних зарубежных поставщиков и начнем закупать ее у Казахстана, а вы не сможете поставить нам это зерно в срок. Также я хотел бы проинформировать, что помимо государственной квоты в Китае существует частная квота компаний — на 2 млн тонн пшеницы в год. И если вы будете хорошо рекламировать свою пшеницу, то, возможно, частные китайские компании обратят на нее внимание и воспользуются частью этой квоты», — констатировал Далянь Сунь.
Сила убеждения
Впрочем, вице-премьер правительства и глава МСХ Умирзак Шукеев выдвинул китайским партнерам контрпредложение, которое, возможно, и повлияло на то, что в конце концов китайские бизнесмены решили закупать пшеницу внутри Казахстана на переработку, инициировав проект зерноперерабатывающего завода на 2,5 млн тонн казахстанской пшеницы ежегодно.
«Китай каждый год потребляет 110 млн тонн пшеницы. Очевидно, что 100 тыс. тонн пшеницы из Казахстана для вас — это капля в море. В то же время не могу согласиться с тем доводом, что нашу пшеницу не знают в Китае или не хотят ее покупать. Если бы было так, тогда бы ваши предприниматели не завозили бы ее в три раза больше квоты, уплачивая 82% таможенной пошлины. Сверхвысокой пошлины, которую по-хорошему нужно отменять. У нас только Северо-Казахстанская область, где инвесторы Xian Aiju построили свой завод, производит 5 млн тонн пшеницы в год. А ваша провинция Шэньси, откуда родом инвестор Xian Aiju, потребляет ежегодно 2 млн 700 тыс. тонн пшеницы. Поэтому наша СКО могла бы целиком снабжать зерном вашу провинцию Шэньси. Разумеется, нас не устраивают существующие объемы экспорта зерна в Китай. Мы хотели бы и можем увеличить этот объем уже в текущем году до 500 тыс. тонн, а в следующем году выйти на 1 млн тонн пшеницы. Но без разумной квоты и без разумных пошлин, как мы это сделаем. Квота маленькая, а пошлина нереально большая. Давайте подумаем, как нам прийти к общему знаменателю. Здесь прозвучало то, что у нас возникали проблемы с доставкой. Однако хотел бы вас уверить, что, несмотря на все трудности, мы исполнили перед вами свои обязательства и впредь так будет всегда: какие бы вызовы перед нами ни стояли, мы сможем отгрузить вам законтрактованное количество зерна», — заверил Умирзак Шукеев.
Несмотря на предварительное соглашение о строительстве зерноперерабатывающего завода в Казахстане с участием китайских инвесторов — с закупкой 2,5 млн тонн зерна в год, это предприятие еще нужно построить. А продавать выращенное зерно нашим фермерам необходимо уже сегодня, завтра и послезавтра. Поэтому грамотное лоббирование интересов казахстанских зерновиков на китайском направлении придется как нельзя кстати.
kapital.kz
По мнению экспертов, пробиться алтайским товарам на рынок КНР мешают не только заградительные пошлины и проблемы с логистикой, но и незнание специфики этой страны, а также неумение выстраивать контакты с восточным соседом.
По данным Сибирской таможни, в 2017-м объем экспорта из Алтайского края в Китай сократился на 40,5 процента, хотя в предыдущие два года он стабильно рос. Если за три квартала 2016-го регион поставил в Поднебесную продукции почти на 74 миллиона долларов, то в этом году - только на 44 миллиона.
- У многих российских производителей, в том числе в Алтайском крае, неправильное представление о китайском рынке, - подчеркивает представитель консалтинговой компании UCHINA Артем Жданов. - Им кажется, что в КНР можно продать все. Конечно, учитывая численность населения этой страны, рынок действительно огромный. Но сегодня туда поставляют продукцию многие страны мира, поэтому конкуренция очень высокая, и российские товары там как раз далеко не самые узнаваемые. Хотя наши страны расположены рядом, в КНР мало знают о России и ее возможностях. Наиболее тесные связи сложились с Синьцзян-Уйгурским автономным округом - самой бедной территорией, тогда как основные потребители находятся в центре, на востоке и юге Китая.
Алтайские зернопереработчики подтверждают, что, несмотря на нынешнюю курсовую разницу валют, российская продукция пока мало востребована на мировом рынке. "Самый конкурентоспособный продукт - по-прежнему зерно. Менее ценится мука, про другие продукты зернопереработки говорить пока вообще рано", - поясняет президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман.
По его словам, хотя Россия и вышла на первое место по поставкам пшеницы в Китай, экспорт других продуктов в КНР не растет. Причиной тому - большие затраты на логистику. "Сейчас у нас 70-процентная скидка на перевозку продуктов зернопереработки по железной дороге, но только начиная с 2000-го километра. То есть за меньшее расстояние приходится платить по полной, а это сказывается на себестоимости", - отметил Гачман.
Алтайские зернопереработчики добиваются применения скидки с первого километра, если муку и крупы предстоит везти на расстояние свыше 1 100 километров, но пока безуспешно. По словам Валерия Гачмана, не отработаны и новые механизмы поддержки экспортеров - например, в виде субсидирования железнодорожных контейнерных перевозок и "обнуления" тарифов на экспорт зерна. Если такие меры действительно заработают, то это существенно снизит себестоимость российской продукции и сделает ее более конкурентоспособной на мировом рынке.
- Снижая затраты на логистику, российские экспортеры стараются что-то импортировать из Китая, чтобы не гнать пустые контейнеры обратно, - поясняет Артем Жданов. - Транспортировать продукты в холодильниках в КНР дорого, себестоимость получается очень высокой. В результате наше мороженое, например, не может конкурировать по цене с продукцией известных крупных международных брендов.
К тому же в Китае действуют квоты на ввоз иностранных товаров и достаточно высокие пошлины. Но пока, благодаря разнице валютных курсов, ту же российскую муку в КНР завозить выгодно даже с 65-процентной пошлиной. "Китайский рынок нужно начинать завоевывать с отдельных территорий. Показателен пример крупного зерноперерабатывающего предприятия из Алейска, которое открыло свое представительство в КНР и активно занимается логистикой. Правда, небольшим компаниям не под силу открыть зарубежный филиал или содержать экспортный отдел. Им нужно объединяться - как это сделали те же алтайские зернопереработчики - либо пользоваться услугами посредников, продвигающих товары на зарубежных рынках", - подчеркивает Андрей Жданов.
Пока объемы экспорта растут, но российские поставщики опасаются, что при стабилизации курса рубля они могут сократиться. "Правда, наши компании привыкли закладывать в такие сделки достаточно высокую маржу - конкуренты из других стран работают с гораздо меньшей прибылью. Поэтому при стабилизации валютных курсов у российских экспортеров останется возможность наращивать экспорт", - утверждает Жданов.
rg.ru
Вылов биоресурсов в России растет, а потребление рыбы падает. Годовой вылов - 4,5 млн. тонн. Вычтем 30% костей и потрохов, разделим на численность граждан и получим 22,5 кг на душу населения. На уровне рекомендуемого Минздравом 22 кило и даже выше среднемирового в 20 кг. Однако, по данным руководителя Информагентства по рыболовству Александра Савельева, реальное потребление даже с учетом импортной рыбы за последние три года упало с 24 до 12 кг. Выяснять, почему из магазинов исчезла рыба, я отправился во Владивосток. Ведь именно через порты Приморья в страну попадает до 70% биоресурсов.
ЗДЕСЬ БЫЛ КОТ
Рыба - визитная карточка Владивостока. В аэропорту гостей встречает магазин сети «Рыбный островок». Крабы, трепанг, копченая лососина, икра. Три года назад эта точка прославилась на всю страну благодаря ролику о кошке-налетчице: забравшаяся ночью рыжая разбойница прямо под камерой наблюдения надкусила деликатесов на 60 тысяч рублей. Сейчас это историческое событие увековечено силуэтом кота на витрине и надписью «Здесь был кот»...
Сначала я отправился на рынок. В городе с главным рыбным портом страны нет рыбного базара. Самая крупная точка в торговом центре с ностальгическо-валютным названием «Березка» представляет собой не больше десятка прилавков. И почти вся рыба - мороженая. Рядом с собственной кетой и горбушей тут, как и в Москве, продается семга с Фарерских островов. Объясняется просто: вылов основных промысловых рыб - минтая, лосося, сельди, скумбрии, сайры - ведется за сотни миль от Владивостока. В районе Чукотки, Камчатки, Сахалина. Откуда ходу не меньше недели: довезти свежей не удастся. Правда, старые рыбаки вспоминают, что лет сорок назад промысел начинался ближе к берегу - успевали довезти и охлажденку, но в целом картина лова с советских времен не изменилась. Проблемы коснулись дальнейшей перевалки.
ПОРТ-ТУПИК
На пике в 1986 году вылов рыбы в РСФСР составлял в два раза больше нынешнего - 8,5 млн. тонн. В советское время Владивостокский морской рыбный порт, по словам советника генерального директора ОАО «Владморрыбпорт» Дмитрия Легкого, ежегодно принимал не менее 1,1 млн. тонн, сегодня же - всего 350 тыс. тонн. «При плановом социалистическом хозяйстве скорость перевалки была гораздо выше, чем сейчас, - рассказывает Дмитрий Легкий. - Мороженая рыба прямо с судна - сразу несколько тысяч тонн, допустим, сельди - грузилась в поезд. И тут же уезжала куда-нибудь в Кемеровскую или Новосибирскую область, где распределялась по всей торговой сети региона. Сегодня же заказчиком являются коммерческие компании: берут вагонами, контейнерами, которые иногда формируются несколькими позициями, с нескольких судов. Логистика сильно усложнилась. Требуются холодильники хранения на берегу».
Чем реже рыбаки доставляют морепродукты в родные порты, тем радостнее эти встречи.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
В наследство от СССР Владивостокскому порту осталось два холодильника: на 15 и 16 тыс. тонн. В рабочем состоянии только один. Вообще изношенная портовая инфраструктура - общий бич страны. Причина в правовой коллизии: если территории портов принадлежат коммерческим предприятиям, то причальные стенки - собственность государства и сдаются в аренду. Всегда есть риск, что аренду не продлят, - вкладываться в инфраструктуру нет смысла.
С этого года ситуация должна меняться: причальные стенки теперь можно арендовать на 49 лет. В частности, на такой срок в этом году заключило договор и ОАО «Владморрыбпорт». И сразу вложило 1,2 млрд. рублей в строительство холодильника на 40 тыс. тонн. Но еще большая проблема - ж/д транспорт. Как рассказал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов, подвижной рефрижераторный состав в силу изношенности ежегодно выводится из эксплуатации и через 2 - 3 года его вообще не останется. Альтернатива - рефрижераторные контейнеры, которые покупают б/у из Китая.
Из морских глубин мы добываем миллионы тонн, только большая часть улова уплывает за границу.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Второй бич - бюрократия. Помню, как мурманские рыбаки называли свой порт «вражеским»: отношение проверяющих в порту как к неприятелю. Во Владивостоке аналогично.
- В Японии, Корее отдал документы агенту - через час выгрузка началась, а здесь на борт целое нашествие: пограничники, таможенники, сотрудник Главморинспекции, да еще кинолог с собакой, - поделился со мной Сергей Фарафонов, капитан-директор разгружающегося «на холодильник» судна «Грин Тундра». Этот транспортник-рефрижератор привез мороженый минтай, скумбрию и иваси из Южно-Курильской экспедиции. Из 5 тыс. тонн во Владивостоке отгружают всего 1,2 тыс. тонн, а остальное повезут в корейский Пусан. Оттуда часть рыбы заберут китайцы и японцы. А из Китая какая-то доля минтая снова вернется в Россию уже в виде крабовых палочек.
БАЛЫК НА ВЕС ЗОЛОТА
Название главного рыбного рыночка Владивостока по имени советского валютного магазина - случайно, но символично: рыба товар валютный. Больше половины дальневосточного вылова, по словам Георгия Мартынова, уходит на экспорт. В Мурманске я видел, как разделывали на берегу охлажденную треску: аккуратнейшие кусочки филе, каких не встретишь в столичных супермаркетах, упаковывались для Норвегии, Голландии, даже Бразилии. А неликвид отправлялся в Москву. На Дальнем Востоке аналогично: лучшую рыбу отгружают прямо в море японцам, корейцам. А дорогущая деликатесная нерка с Камчатки в магазинах на самом деле «второй сорт», отбракованный японцами. Говядина, свинина, птица, аквакультурная рыба однозначно выращивается с применением разного рода веществ и технологий. Поэтому в мире постоянно растет спрос, а с ним и цена на дикую морскую рыбу как последний честный источник белка и жира. Например, за килограмм той же нерки японцы три года назад платили $5, а сейчас уже $10. После 2014 года из-за падения курса рубля экспорт российской рыбы стал особенно выгоден. За полгода 2017 года экспорт вырос еще на 30% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Импорт, впрочем, тоже вырос на 16%.
- И получается замещение: вместо лучшей в мире дикой рыбы мы едим аквакультурную семгу из Чили и с Фарерских островов. Или китайскую тилапию, которую выращивают как в канализации - кормят пометом и навозом. В Китае ее продают по 2,4 руб./кг. А в Москве филе тилапии на прилавке уже 300 - 400 руб./кг, - негодует Александр Савельев. Рыбаки на это только пожимают плечами: мы торговлей не занимаемся - наше дело поймать. По мнению Георгия Мартынова, при сегодняшней рыночной конъюнктуре развернуть всю дальневосточную рыбу на внутренний рынок нереально, да и нет в этом необходимости: Россия потребляет ровно столько продукции, сколько составляет ее покупательская способность.
- Это в Японии, Норвегии вылов рядом с собственным рынком сбыта. А у нас на Дальнем Востоке при вылове 70% всей рыбы страны живет около 5 млн. человек - меньше 4% населения. Доставить до остальных 96% - это заморозить, 20 дней везти по железной дороге, выгрузить на холодильники, развезти по торговым сетям. Зато прямо рядом, в 1 - 3 суток хода, гигантский рынок традиционных потребителей рыбы: Корея - 48 млн. жителей, Япония - 128 млн. и Китай -1,5 млрд., - коротко объяснил один приморский капитан.
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОЙ САРДИНКИ
В 100 км от Владивостока в бухте Южная Лифляндия два гигантских транспортника, «Гармония» и «Прогресс». На каждом огромными буквами указано: «Доброфлот». Эта компания сегодня крупнейший поставщик на внутренний рынок.
Даже таким гигантским транспортникам для прохода по Северному морскому пути требуется ледокольное сопровождение.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
«Гармония» недавно вернулась из Архангельска. «Возили туда по Северному морскому пути мороженую горбушу, кету, нерку», - рассказал капитан Владимир Слезов. Идея доставки рыбы с Дальнего Востока в Центральную Россию по Северному морскому пути в Мурманск и Архангельск обсуждалась правительством давно. Однако «Доброфлот» пока единственная компания, осваивающая это направление. Основная продукция «Доброфлота» - рыбная консервация. Только береговой завод компании выпускает 120 млн. банок в год. А самые вкусные - изготовленные из свежей рыбы на плавбазах прямо в море. Например, сардина, известная как сельдь иваси. В 1970 - 80-х синими баночками с иваси были завалены все прилавки магазинов: добыча составляла около 1 млн. тонн в год. Но потом иваси куда-то исчезла: последний промышленный вылов пришелся на 1990 год. Как выяснилось, иваси живет 25-летними циклами - то уходит куда-то в Мировой океан, то возвращается на новые четверть века. Вот сейчас снова появилась у наших берегов, спустя 27 лет возобновлен промышленный вылов. Грядущая добыча в 1 млн. тонн в год - это четверть от сегодняшнего суммарного вылова. Спрос на иваси в России ожидается огромный. Если под него сложится своя система доставки, если в центральные регионы продавится 1 млн. тонн иваси, то за ней по новым каналам вытянется и вся остальная рыба.
Аквакультурный гребешок растет и питается в море как дикий, но только в сетке.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Часто мы покупаем наш же улов за границей...
Интервью с управляющим ГК «Доброфлот» Александром ЕФРЕМОВЫМ.
- Почему в магазинах лежит импортная рыба?
- Крайне низкая конкуренция. У нас все этапы жизни рыбопродукции сильно монополизированы. Это касается доступа и к биоресурсам, и к инфраструктуре, и к каналам сбыта. В итоге товар находит иностранный рынок, где ценят дикую российскую рыбу, готовы брать оптом и платить быстро. Хотя наша компания ежегодно 85 - 87% продукции реализует на внутреннем рынке. Большую часть времени в году именно российский потребитель дает лучшую цену. Другое дело, сразу после пересечения границы начинается взаимодействие с Россельхознадзором, Роспотребнадзором, Росрыболовством, пограничной и таможенной службами. Пока оформишь все нужные сертификаты, может попросту закончиться срок реализации. При поставке на экспорт иначе. В Японии и Корее понимают, что рыба из экологически чистого места, воспринимают этот белок из России благом для своих стран: дают режим максимального благоприятствования.
Нашим торговым сетям проще купить уже упакованную семгу с Фарерских островов.
Даже в советские времена дефицита дикой морской капустой были завалены все магазины, а сейчас её приходится специально разводить.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
- Почему бы ассоциациям рыбаков не открыть свои сети магазинов?
- Это как шахтерам, работающим в забое, предложить самим заняться сбытом и транспортировкой угля. Проще продать за границу. Вы спросили, почему нет в магазине вкусной свежей рыбы. Потому, что она есть за границей. Потому, что там создали для этого условия. Самое обидное, что часть экспортируемой рыбы мы покупаем потом назад в виде готовой продукции. Знаете, у какой рыбохозяйственной компании постсоветского пространства самый большой оборот? У «Санта-Бремор» из Беларуси, где вообще нет моря. Если прибавочную стоимость формируют вместо тебя - это плохо. Из Китая наш ретейл получает около 500 позиций. Например, филе минтая. А это наш же минтай. Дорожная карта возвращения российской рыбы в страну сейчас выражена стимулированием переработки - предоставлением инвестиционных квот на вылов. То есть рыбаку добавляется дополнительная квота, разрешенный объем вылова в обмен на обязательство построить перерабатывающий завод.
- Кстати, на вылов иваси квоты вообще не требуются. Но иваси ассоциируется только с «Доброфлотом».
- Мы не одни ловим. Но мы единственные восстановили лов иваси традиционным способом, позволяющим сохранить потребительские качества. Иваси рыба с нежным жиром - если ловить тралом, то она помнется-подавится. И потом пригодна лишь для переработки в рыбную муку.
- Кроме России, кто-то ловит иваси?
- Японцы сейчас тоже наращивают добычу: вышли на 300 - 400 тыс. тонн. Когда СССР вылавливал 1 млн. тонн, японцы в этой же акватории вылавливали 3 млн. тонн. Но у них почти весь объем шел на непищевые цели: на рыбную муку и жир. Готовить из иваси вкусный продукт в свое время научились только советские технологи.
Гастарбайтеры из Северной Кореи разделывают рыбу быстрее любого автомата.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
- То есть японцы и сейчас свои 300 - 400 тыс. тонн пускают на муку и фармацевтику?
- Сохранить именно потребительские качества можно, лишь перерабатывая в море. У Японии сейчас нет возможности такой переработки. А перевозка даже в течение двух суток приводит к окислению. Рыбий жир ведь быстро окисляется. А в иваси 22% жира. Если не обработать улов за 2 - 3 часа, то он, считай, потерян - дальнейшее использование лишь в технических целях. И Япония сегодня добывает иваси на рыбную муку, жир и корм для другой рыбы.
- А сколько мы сейчас вылавливаем иваси?
- В этом году общий вылов российских рыбаков - 11,5 тыс. тонн, из которых 10 тыс. тонн - за нашей компанией. Мы из нее произвели в основном пресервы. Ведь именно пресервы позволяют сохранить и вкусовые качества, и полезные свойства уникальных жирных кислот в полном объеме.
В консервные банки рыбу закатывают сырой, а только потом проходит термообработку-стерилизацию в автоклаве.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
- Сколько стоит такая баночка?
- В баночке пресервов - тушка. Потрошеная, без головы и хвоста. Засоленная без термической обработки. Вес нетто - 588 г, на который идет 1 кг исходной рыбы. Оптовая цена - 126 руб. В рознице в Москве эта баночка стоит 200 руб. В прошлом году мы выпустили экспериментальную партию в 300 тыс. баночек, но они были раскуплены прямо в Приморье. В этом году иваси впервые дойдет и до центральных регионов России.
Александр Ефремов и сам закусывает только иваси, приготовленным в море.Фото: Алексей БОЯРСКИЙ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Почему вся российская рыба уходит за рубеж?
Мы провели целое расследование и рассказываем о его результатах в эфире Радио «Комсомольская правда» (подробности)
www.kp.ru
Экспорт казахстанской муки в Афганистан сокращается. Это подтверждает, в первую очередь, комитет государственных доходов. В марте продажи муки за рубеж, по сравнению с февралем, сократились на 15%, и составили 168,5 тыс. тонн. Месяцем ранее – 198,5 тыс. тонн. Данный показатель на 16% ниже мартовских отгрузок 2017 года – 201,1 тыс. тонн. На данный момент экспортировано почти 81% от итоговых объемов прошлого года.
Афганские импортеры готовы продолжать закупать продукцию, однако, предлагаемый ими ценник не устраивает мукомолов РК. Помимо казахстанской муки, как свидетельствуют экспортеры, Афганистан заполнен мукой из Узбекистана.
В свою очередь, отечественные мельницы продолжают работать только ради поддержки предприятий, всячески стараясь избежать массовых увольнений персонала.
Стоит отметить, что уже третий месяц подряд казахстанские мукомолы производят высокие объемы. При сохранении набранных темпов, производство муки в текущем сезоне в Казахстане перевалит 4,2 млн. тонн, что станет рекордным результатом за последние 12 лет.
В региональном разрезе по производству муки за три месяца календарного года, то есть, с января по март лидирует Костанайская область. Успехи переработчиков региона, участники рынка объясняют возможностью приобретать пшеницу по более низкой цене из приграничных регионов РФ.
Что же предпринимать казахстанским переработчикам в таких непростых условиях? Директор карагандинского мукомольного комбината Мутлу Дос-Мукасан Таукебаев, в беседе с журналистом газеты «АгроЖизнь», поделился своим видением выхода отрасли из кризиса.
– Торговый сезон подходит к завершению, балансы подчищаются. Испытаете ли на данный момент дефицит сырья?
– Особых проблем с сырьем нет. Насколько мне известно, у крестьян сохранился еще достаточно большой запас зерна. Северный и Центральный Казахстан, а также Павлодарская область осенью, в основном, работали на российском зерне, которое по цене выигрывало у казахстанского. Крестьяне понадеялись, что ППК закупит пшеницу по 42 тыс. тенге. Поэтому, на сделки шли неохотно. В итоге, запасы зерна на данный момент большие, и фермеры, по-прежнему, ждут, что зерно будет еще дорожать. Объясняют это просто: поскольку зима была малоснежная, год должен быть сложный, и, следовательно, валовый сбор будет меньше, а, зерно, из-за предполагаемого дефицита, будет дорожать. Хотя такая логика в сегодняшних реалиях, кажется странной. Сейчас идут обильные дожди, влага поступает, предпосылки для среднего года сохраняются.
– По какой цене ведете закуп пшеницы?
– В Карагандинской области на продажу идет отличная клейковина: 28–32%. Самая высокая цена – 48 тыс. тенге за тонну пшеницы 32% клейковины; 47 тыс. тенге – ценник на пшеницу с 30% клейковиной, 46 тыс. тенге – на 28% клейковину, 45 тыс. тенге на 27% клейковину. Иначе говоря, цена на пшеницу от 42 тыс. тенге да 48 тыс. тенге. На мой взгляд, такая цена сохранится до нового сезона.
Стоит отметить, что рост цены спровоцировало то, что большие объемы пшеницы идут на экспорт в Узбекистан.
– Согласно последним сообщениям, мукомольная отрасль находится не в лучшем состоянии. Какие факторы привели к кризисной ситуации?
– Как производитель, наблюдаю парадокс. И вот в каком плане: коллеги-мукомолы продолжают снижать цену. Это вообще редкостное явление – пшеница на 3-4 тысячи тенге дорожает, а мука, вопреки экономике, логике и всем расчетам, на 5-10 тыс. тенге дешевеет. Это раз.
Во-вторых, появившиеся региональные конкуренты. После Нового года Узбекистан начал усиленно заниматься переработкой пшеницы. Со своего рынка нас давно уже вытеснили. В настоящий момент, образно говоря, захватили афганский рынок, ведут поставки на южно-кыргызстанский рынок. Есть факты, что узбекская мука, переработанная из казахстанской пшеницы, уже поступает на рынки Южного Казахстана!
Переработчики Узбекистана, насколько это, возможно, снизили цену. В свою очередь, казахстанские коллеги тоже снижают цену. Действующий ценник уже ниже рентабельности. Трудно сказать, сколько будет такая ситуация продолжаться, но это приведет только к тому, что в следующем сезоне многих мукомолов на рынке не будет: они попросту обанкротятся и закроются.
– По каким позициям мука узбекского производства выигрывает у казахстанской?
– Во-первых, Узбекистан освобожден от НДС. Действует система толлинга: после переработки сырья, готовая продукция пойдет в третьи страны. Если же в Узбекистан казахстанские экспортеры завозят муку, то товар облагается 20% НДС.
Второй немаловажный фактор: стоимость коммунальных услуг. Расходы на электроэнергию за 1 кВт, в среднем, в Казахстане, составляет 20 тенге. В тоже время, наш коллега из Узбекистана в переводе на тенге платит за 1 кВт электроэнергии всего лишь 8 тенге.
Третья составляющая: оплата труда. Приведу такой пример: грузчики в Казахстане получают 90-100 тыс. тенге. На некоторых мельницах ставка составляет 120 тыс. тенге. То есть, заработная плата грузчика составляет от 300 до 400 долларов. В то же время узбекские коллеги платят своим рабочим 100 долларов.
Четвертая существенная позиция, из-за которой цена на казахстанскую муку становится неконкурентной: на большей части Казахстана отопительный сезон продолжается восемь месяцев. И это тоже составляет весомую часть затрат. В Узбекистане большой потребности в отоплении нет.
И пятый фактор, на который следует обратить внимание, стоимость транспортировки товара. Отправка муки из Караганды до экспортного перехода Сарыагаш, составляет 30 долларов. Плюс к этому за транзит через Узбекистан за одну тонну муки, мы платим еще 50 долларов. В то же время, узбекские коллеги отправляют муку в Афганистан по внутреннему тарифу. Выходит, что тариф узбекским мукомолам на 22 доллара получается дешевле, чем получается у нас.
Иначе говоря, в настоящий момент все карты на руках у производителей Узбекистана. Тут надо пояснить, что никакого негатива с нашей стороны к ним нет. Мы с уважением относимся к иностранным коллегам. Они же не виноваты в том, что их государство создает хорошие условия для конкуренции!
– Казахстанские мукомолы предпринимают какие-либо действия для решения проблемных моментов в отрасли?
– Составляем обращения, информируем высшее руководство. Действуем через палату предпринимателей Атамекен. Месяц назад провели расширенное заседание мукомолов. Но результатов пока мало. Возможно, нас услышали, но решений еще, никаких нет.
– На Ваш взгляд, какие шаги нужно предпринять правительству, чтобы отечественное мукомолье в ценовом факторе снова стало конкурентным на международном рынке?
– Первое, мы предлагаем все зерно, идущее на экспорт, обложить импортными пошлинами. Допустим, закупочная цена 160 долларов плюс 50 долларов пошлина. Вот тогда бы и цены, и условия были бы равные.
Второе: Узбекистан транзитом через Казахстан отправляет в Европу хлопок. Поэтому, одна из мер воздействия, увеличение тарифов на транзит через Казахстан. Возможно, это вынудило бы предоставить скидку на транзит в Афганистан.
И еще третий вариант. Ведущим казахстанским перевозчикам повысить тарифы на зерновозы, а на крытые вагоны, напротив, снизить.
– В последнее время из-за дефицита муки в Туркменистане, увеличился спрос на казахстанское сырье. Активность туркменских покупателей уже ощутили?
– Туркменистан – давний импортер, преимущественно, закупающий муку высшего сорта. Завоз муки такого качества пошлиной не облагается. Из туркменского зерна сделать муку высокого качества технологически не возможно. Экспорт муки первого сорта из-за высокой пошлины просто не пройдет.
В настоящий момент туркмены много обращаются с предложениями, но… у них одна проблема — отсрочка платежа, работа в долг, чего в текущих условиях рынка, по понятным причинам, мы позволить себе не можем. В Туркменистане непонятная ситуация на валютном рынке: национальный банк не конвертирует валюты. Хотя манаты на руках у покупателей есть. Вот и получается, что потребность ощущается, покупатели хотят вести торговлю, а заплатить не могут.
– Говоря об экспорте, на какую страну нужно ориентироваться казахстанскому мукомолью, в условиях того, что рынки стран Центральной Азии и Афганистана практически потеряны?
– Я уже говорил, что для нас спасательный круг — это китайский рынок. Мне кажется, пора забыть про южные рынки, раз мы не можем, на государственном уровне, принять зеркально-ответные меры. Необходимо искать клиентов на территории Китая. В Китае официально проживает 1,5 млрд. человек, а не официально около 2 млрд. населения. Ассортимент хлебобулочных изделий, потребляемых в этой стране, расширился. Конечно, зайти поодиночке мельницам в КНР — сложно. Казахстанским мукомолам нужно объединиться, организовывать делегации, делать рекламу нашей продукции.
– Что препятствует на данный момент выйти на рынок Китая?
– На данном этапе существует барьер в виде экспортных пошлин. Задача правительства уменьшить пошлины! Для китайских импортеров должна быть квота на завоз муки. А квоту, в свою очередь, имеют на весь Китай 5–6 крупных корпораций. Когда завоз идет по квоте, мука облагается не 60% налогом, а 11% налогом.
И еще важный момент. Китай просит поставлять упаковки фасовкой по одному, два, максимум, десять килограммов. У многих мукомолов аппараты рассчитаны выпускать по 25 кг и 50 кг. В этом случае, мельницам придется раскошеливаться, чтобы установить фасовочное оборудование.
И конечно, ни в коем случае нельзя добавлять ферменты и улучшители. Китай просит чистый органический продукт: действует ГМО контроль. В случае обнаружения даже миллиграмма улучшителей, бракуют всю партию, выставляют штраф и возвращают вагоны.
Нужно осваивать Китай – другого выхода у нас нет!
Анастасия АслановаИнформационное агентство «Светич» Газета «АгроЖизнь» №5 (84), май 2018
svetich.info
Пшеничная мука, произведенная Ребрихинским зерноперерабатывающим комбинатом в Алтайском крае, впервые появится на рынке Китая. Предприятие, входящее в состав компании «ПАВА», расширяет географию экспортных поставок своей продукции, высокое качество которой ценится российскими и зарубежными производителями хлебобулочных изделий.
В конце апреля текущего года зерноперерабатывающий комбинат отгрузил первую в своей истории партию весовой муки высшего сорта торговой марки «Алтай-Батюшка» и муки первого сорта торговой марки «ПАВА» в Китайскую Народную Республику. Поставка осуществлена в рамках контракта, заключенного с крупной китайской трейдинговой компанией, имеющей лицензию на импорт пшеничной муки и квоту на ввоз этой продукции на территорию Китая.
Прежде чем сделать заказ, клиент взял на пробу образцы алтайской муки, которая идеально подошла для приготовления традиционного китайского хлеба. Заказчик высоко оценил свойства муки. Также его абсолютно устроило соотношение цены и качества продукции. Китайская сторона отметила и максимально удобную логистическую схему доставки товара. Новый партнер «Ребрихинского зерноперерабатывающего комбината» будет обеспечивать алтайской мукой производителей хлебобулочных изделий Китая. В ближайшее время выпечка из нее появится в магазинах и ресторанах этого государства.
«Первая отгрузка с Ребрихинского зерноперерабатывающего комбината муки в Китай - исторический момент для компании. Мука от зерноперерабатывающих комбинатов компании «ПАВА» известна зарубежным потребителям и продолжает высокими темпами завоевывать внешний рынок, успешно конкурируя с продукцией мировых производителей. Мы начинаем осваивать одно из стратегически важных экспортных направлений и нацелены на значительное увеличение объемов поставок своей продукции в КНР», - рассказала коммерческий директор компании «ПАВА» Анжела Киселева.
sdelanounas.ru
Также были подписаны соглашения между АО «Национальная компания „Продовольственная контрактная корпорация“ и рядом китайских компаний по поставке зерновых и масличных культур, что позволит поставить в КНР 200 тысяч тонн зерновых и 100 тысяч тонн масличных культур, а также создать терминал для хранения этих культур в приграничных зонах.
»Если мы работали раньше по экспорту пшеницы только с одной компанией, теперь у нас три крупных контрагента, и плюс к пшенице мы добавили масличные культуры, масло, кукурузу. Впоследствии у нас будут еще соглашения по мясу плюс комбикорм, отруби. То есть мы расширяем позиции экспорта сельхозпродукции в Китай", — прокомментировал подписанные соглашения заместитель председателя правления Продкорпорации Сабит Кашкимбаев.
По его словам, одно из соглашений предполагает поставку в Китай 150 тысяч тонн фуражного зерна. «Его цена будет определяться осенью по рынку, сейчас только мы заключили соглашение по объемам», — уточнил представитель Продкорпорации.
Помимо этого, Продкорпорация заключила договор с трейдером, который будет поставлять на рынок Поднебесной 15 тысяч тонн муки ежемесячно.
"На муку есть квота, Китай по муке закрыт. И мы совместными усилиями будем экспортировать нашу муку, соответственно будет увеличение производства муки, увеличение производства отрубей. Отруби тоже — подписано соглашение по экспорту отрубей. Если мы где-то 5,5-5,7 миллиона тонн перерабатываем зерна, то соответственно, около миллиона тонн мы производим отрубей. Они востребованы в Китае", — прокомментировал Кашкимбаев.
По его словам, поставки по этим соглашениям в основном начнутся осенью, «с нового урожая». «Но сейчас первые объемы, 3 тысячи тонн, мы уже поставили пшеницы. Поэтому это продолжение. Также, согласно соглашениям, до 50 тысяч тонн масла и масличных культур мы будет поставлять, по кукурузе, сое и бобам нет объемов, то есть сколько мы готовы будем продать, столько они готовы купить», — заметил представитель правления нацкомпании.
Он добавил, что соглашения охватывают поставки на текущий, 2017-18 маркетинговый год, но они не ограничены по срокам только одним годом, и могут быть пролонгированы в дальнейшем.
"Рынок огромный, что мы можем поставлять — в дальнейшем это и будет покупаться. Мы не можем столько поставить пока, сколько они хотят", — заключил Кашкимбаев.
В свою очередь, министр сельского хозяйства Казахстана Аскар Мырзахметов напомнил, что в настоящее время в Казахстане реализуется ряд совместных с Китаем инвестпроектов в области производства и переработки рапсового масла, молока, мяса, томатов и других продуктов.
"Кроме того, в рамках нашего сотрудничества с CITI Group ведутся подготовительные работы по реализации двух крупнейших проектов по переработке зерна и пшеничной соломы. Реализация этих проектов позволит значительно расширить перечень и увеличить объем экспорта в Китай сельскохозяйственной продукции", — сказал министр.
По его сведениям, за период с января по апрель 2017 года товарооборот сельхозпродукции между Казахстаном и Китаем увеличился на 14,5% по сравнению с предыдущим периодом прошлого года и составил 113,2 миллиона долларов.
Читайте также
news.rambler.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»