Ирина Алфёрова: первая красотка советского кино. Хождение по мукам ирина алферова


Ирина Алфёрова. Не родись красивой. Почему Ирина Алфёрова не озвучивала свою роль в "Трёх мушкетёрах"? :: ТВ Центр

Обворожительная Констанция Бонасье в "Трёх мушкетерах", романтичная Даша Булавина в "Хождении по мукам", cтрадающая Катя из фильма "C любимыми не расставайтесь", звезда экрана в двадцать с небольшим лет... После этих ролей пресса назвала Ирину Алфёрову "самым красивым лицом отечественного кинематографа", но дорога к признанию (как и личная, по словам самой актрисы, жизнь) оказалась для неё "хождением по мукам". Как и в молодости, Ирина Ивановна и сегодня наотрез отказывается играть отрицательных героинь: никаких компромиссов с собою. Но такую роскошь, чтобы не расплатиться за неё несыгранными ролями, не может позволить себе ни одна известная актриса.

 

 

Поступить в ГИТИС без блата и с первого раза юной провинциалке казалось невозможным, но красивая сибирячка покорила приёмную комиссию с ходу. Правда, дальше всё пошло не так гладко: Алфёровой категорически не нравилось не только пить и курить, но и… перевоплощаться в отрицательных персонажей. И один из её педагогов, великий артист Андрей Алексеевич Попов даже посоветовал девушке сменить профессию. Когда Алфёрова заканчивала четвёртый курс ГИТИСа, режиссёр Василий Ордынский предложил начинающей актрисе одну из главных ролей в своей ленте "Хождение по мукам", и её партнёрами должны были стать Юрий Соломин, Михаил Ножкин, Ролан Быков, Георгий Бурков, Михаил Казаков. Пробы прошли для Алфёровой как в тумане: от волнения она путала слова, а яркий свет софитов мешал сосредоточиться на тексте. Но Ордынский прошептал ассистентке: "Какой у неё нездешний взгляд! Будто из Серебряного века, – и утвердил юную актрису на роль Даши Булавиной. После яркого дебюта казалось, что мир у её ног, но второго такого режиссёра она уже больше не встретит. Когда Юнгвальд-Хилькевич снимал картину "Три мушкетёра", он и не скрывал, что терпеть не может Констанцию. В этой роли он видел только Евгению Симонову и утверждал, что Алфёрову ему навязали влиятельные люди из Госкино. В актрисе ему не нравились ни улыбка, ни движения, ни голос, и на площадке он её просто игнорировал. Ей не позволили даже озвучить свою же роль, и за Бонасье в фильме говорит Анастасия Вертинская.

Поиски идеального мужчины оказались для Алфёровой не менее запутанными, чем дальнейшая актёрская судьба. Первым мужем актрисы стал болгарин Бойко Гюров, а потом (она уже вернулась домой с дочкой на руках) они на репетиции спектакля в "Ленкоме" встретились глазами с Александром Абдуловым. Сегодня "Ирина Алфёрова" – это бренд, а тогда она стала Ирочкой Алфёровой, женой Саши Абдулова. Но через четырнадцать лет после фильма "С любимыми не расставайтесь" личные чувства звёздной пары не выдержали похожих на киношные испытаний, и они объявили о разводе. Свои лучшие двенадцать лет Алфёрова провела в массовке "Ленкома". Уйти из театра в то время означало оказаться на улице, да и Марк Захаров прямого вызова не простил бы.

Не родись красивой… В правоте этой народной пословицы любимица миллионов убеждалась на собственном опыте всю жизнь. Своего единственного мужчину Ирина всё-таки нашла, и вот уже двадцать лет рядом с ней Сергей Мартынов, её Серёжа, с которым они встретилась на съёмочной площадке фильма "Звезда Шерифа". Она никогда не делает из своей жизни шоу и редко впускает чужих в свой ближний круг, но кое о чём зрители всё-таки узнают. Оказывается, Констанция Бонасье всю свою жизнь обходится без кухарок и прислуги, с удовольствием готовит обеды любимому мужу и четырём взрослым детям. К своему отражению в зеркале Алфёрова относится философски: мои года – только моё богатство. Cегодня Ирина Ивановна Алфёрова востребована в театре гораздо больше, чем в годы своей кинославы, иные роли и амплуа её не страшат. Своим театром актриса теперь считает Школу Современной пьесы, а своим режиссёром – однокашника Иосифа Райхельгауза, который убедил её уйти к нему из "Ленкома".

www.tvc.ru

Новое «Хождение по мукам»: Вместо Алферовой - Чиповская, а за Лазарева

Экранизировать роман «Хождение по мукам» к юбилеям революции в некотором смысле традиция. Первым стал режиссер Григорий Рошаль - в 1957 году, к 40-летию выстрела «Авроры», он выпустил экранизацию первого тома, а затем и фильмы по двум оставшимся книгам.

Но в памяти народной живее, конечно, 13-серийный телефильм Василия Ордынского 1977 года. Революции - 60, а в главных ролях - молодые актеры, в скором времени составившие цвет советского кино: Алферова, Соломин, Лазарев… Это был классический сериал в нашем сегодняшнем понимании - зрителей манила отнюдь не идеологическая составляющая, а мелодраматическая канва сюжета.

Новое прочтение знаменитого романа снимают к 100-летию Великой Октябрьской революции и покажут соответственно в будущем году на канале НТВ. Съемки пройдут в Санкт-Петербурге, Москве, Пятигорске и Риге. Мы сравнили героев советского и российского сериалов.

АРКАДИЙ ЖАДОВ

Война - родная стихия для поручика. Он не задумывается, зачем она и какие будут последствия. Он просто воюет и делает это с упоением. Людей, испытывающих органическую жажду убивать, он считает стоящими «на высшей ступени современного сознания»

1977: Александр Лазарев

Его Жадов - жгучий брюнет с безуминкой в глазах.

2017: Андрей Мерзликин

Андрей Мерзликин не раз играл людей в форме. Вот и сейчас сразу видно: оружие ему к лицу.

ЛИЗА РАСТОРГУЕВА

Толстой пишет о ней так: «красивая, рослая и румяная девушка, с близорукими, точно нарисованными глазами, и одевавшаяся с таким безвкусием, что ее ругали за это даже телегинские жильцы».

1977: Инна Гулая

Роль была маленькая и не оставила заметного следа в биографии этой замечательной и трагически ушедшей актрисы.

2017: Светлана Ходченкова

Как по-разному понимали безвкусный облик в семидесятые и понимают сейчас! Челка Ходченковой уже наделала шуму: мол, Светлана стала неузнаваемой.

АЛЕКСЕЙ БЕССОНОВ

Поэт-декадент, звезда тусовки футуристов. В мрачных стихах предрекает конец России. Сам гибнет от рук душевнобольного солдата, олицетворяя собой ненужную часть русской интеллигенции.

1977: Михаил Козаков

Его Бессонов высокомерен и малосимпатичен - такой и должна быть много возомнившая о себе интеллигенция.

2017: Антон Шагин

На первый взгляд Шагин («Стиляги», «Бесы») кажется куда более трагичным, чем Козаков. Кроме того, он откровенно смахивает на Александра Блока, а ведь Толстого всегда подозревали в том, что в образе Бессонова он вывел этого поэта.

Антон Шагин. Фото: Канал НТВ

Антон Шагин. Фото: Канал НТВ

ИВАН ТЕЛЕГИН

Инженер Балтийского завода. «У него было загорелое лицо, бритое и простоватое, и добрые синие глаза, должно быть, умные и твердые, когда нужно». Ключевой персонаж: он олицетворяет пробуждающуюся Россию.

1977: Юрий Соломин

До сих пор эту роль называют в числе главнейших в творческой биографии актера и режиссера. На момент окончания работы над картиной Соломину было 42 года.

2017: Леонид Бичевин

Актеру 31 год, и по возрасту он ближе к романному герою.

Бичевин - актер Театра им. Вахтангова, засветился в фильмах и сериалах «Груз 200», «Морфий», «Куприн».

Леонид Бичевин. Фото: Канал НТВ

Леонид Бичевин. Фото: Канал НТВ

ДАРЬЯ БУЛАВИНА

Романтичная натура. Влюбляется в инженера Балтийского завода Ивана Телегина, который впоследствии вступает в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии.

1977: Ирина Алферова

Первую свою настоящую роль Алферова получила, будучи студенткой выпускного курса ГИТИСа. Серьезного актерского опыта не было, всему училась прямо на съемочной площадке. 13 серий снимали 7 лет! А потом актриса проснулась знаменитой: не влюбиться в ее огромные глаза было невозможно.

2017: Анна Чиповская

За плечами Ани три десятка картин, одна из которых сделала ее знаменитой, - речь, конечно, об «Оттепели». Не помешает ли Ане профессионализм изобразить очаровательную Дашину наивность?

Анна Чиповская. Фото: Канал НТВ

Анна Чиповская. Фото: Канал НТВ

ЕКАТЕРИНА БУЛАВИНА

Будучи замужем за адвокатом, изменяет ему с поэтом-декадентом Бессоновым. А потом влюбляется в царского офицера Вадима Рощина.

1977: Светлана Пенкина

Роль стала дипломной работой актрисы из Беларуси и прославила ее, как и Алферову, на весь Советский Союз. Снявшись еще в нескольких фильмах, Светлана вышла замуж за руководителя «Песняров» Владимира Мулявина и ушла из кино. Актрисы не стало буквально на днях, когда в Питере только-только начали снимать новый сериал по «Хождению по мукам». Ей было всего 65 лет.

2017: Юлия Снигирь

Звезда сериалов и кино ощутила вкус славы сполна. И царицу сыграла - Екатерину Великую, и даже в очередном «Крепком орешке» у самого Брюса Уиллиса эпизод.

Юлия Снигирь. Фото: Канал НТВ

Юлия Снигирь. Фото: Канал НТВ

ВАДИМ РОЩИН

Царский, а затем белогвардейский офицер. Образован и умен, влюблен в Катю. Горячий патриот, он возвращается с Первой мировой в состоянии глубокой растерянности: «Родины у нас уже нет. Великая Россия - теперь навоз под пашню». Изначально антипод Телегина, но затем принимает революцию.

1977: Михаил Ножкин

К моменту съемок актер уже был чрезвычайно знаменит (после «Ошибки резидента» и «Судьбы резидента» в первую очередь). Рефлексию Рощина Ножкин трактует как «вопрос смысла жизни»: «Важно защищать свои принципы. Ошибся - найти силы изменить их».

2017: Павел Трубинер

Его персонаж будет ухаживать за героиней Юлии Снигирь, что забавно: они уже работали в тандеме в сериале «Великая» (актриса играла Екатерину II, а Павел - Григория Орлова).

Павел Трубинер. Фото: Канал НТВ

Павел Трубинер. Фото: Канал НТВ

ДОСЛОВНО

Режиссер Константин Худяков:

- Наш фильм - это не сокращенное изложение известного произведения, это история по мотивам книги. Я рад, что могу дотронуться до такого мощного произведения. Мне кажется, оно рифмуется с нашим временем. Проблемы выбора, которые стоят перед героями этого романа, - проблемы вечные.

3 НАИВНЫХ ВОПРОСА

1. О чем роман?

«Хождение по мукам» - это трилогия, у каждого из романов есть собственное название: «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Это эпопея о судьбах русских интеллигентов до революции, во время нее и после. В центре повествования, в частности, сестры Даша и Катя Булавины. В дальнейшем одна из них влюбляется в белого офицера, а другая - в красноармейца. Члены одной семьи разделены идеологическими противоречиями.

2. Кто написал?

Алексей Николаевич Толстой - автор «Приключений Буратино», «Аэлиты», «Гиперболоида инженера Гарина», романа «Петр Первый». Отчество мы указали, чтобы вы не путали писателя с Алексеем Константиновичем Толстым («Упырь», «Смерть вурдалака»). За трилогию в 1943 году Толстой был награжден Сталинской премией в размере 100 тыс. руб. (около 15 млн. руб. на сегодняшние деньги) и немедленно перевел их на строительство танка «Грозный».

3. Чем все кончилось?

Как ни странно, хеппи-эндом! Четверо главных героев (в новом сериале их играют Снигирь, Чиповская, Бичевин и Трубинер) выжили, полюбили новый строй всем сердцем и в феврале 1920 года воодушевленно слушают в холодном Большом театре доклад Глеба Кржижановского о плане ГОЭЛРО (по развитию народного хозяйства за счет электрофикации всей страны).

www.ural.kp.ru

Ирина Алферова. Хождение по мукам

Красота не гарантирует безоблачной семейной жизни — Ирина Алферова испытала это на себе. Секс-символ СССР, вечно молодая Констанция Бонасье, она обрела долгожданную любовь только после череды бед и потерь.

Закончился вечерний спектакль в любимом театре «Школа современной пьесы», Ирина вернулась домой. Сергея еще не было, в квартире царили тишина и безмятежность. Женщина любила такие моменты, когда можно побыть наедине с собой, чтобы потом с не меньшей радостью разделить вечер с любимым мужем. Ирина подошла к зеркалу — на нее смотрела уставшая, но счастливая и, несмотря на возраст — с ума сойти, ей уже 63 года! — все еще красивая женщина.

Она пристально вгляделась в свои морщинки. Нет, она их не стыдилась и не прятала. Вот эта появилась, когда она волновалась при поступлении в театральный, вот эта — когда услышала, что не годится в актрисы, те две морщинки — от бессонных ночей над колыбелью дочери, глубокая борозда на лбу стала заметна после потери сестры и первого мужа… Бед на ее долю выпало немало. Но и радостей тоже — она счастливая жена, мать, бабушка.

Рядом с Сергеем она обрела долгожданное семейное счастье. Все, чего только может пожелать женщина — любовь, внимание, восхищение, ощущение нужности, — ей дарит Сергей. Можно ли о чем-то еще мечтать? Да! О том, чтобы это никогда не заканчивалось, чтобы любить его каждый день как в первый раз, и конечно, чтобы он любил. Чтобы жить и остро ощущать происходящее. Чтобы было много ролей, чтобы весна и голубое небо!..

МЕЧТЫ О СЦЕНЕ

В какой-то момент Ирина, как по волшебству, увидела в зеркале себя той маленькой девочкой, которая еще только мечтала о сцене. Она загадывала на все подряд — если завтра получит пятерку, то все у нее получится, если папа похвалит, если мама придет с работы пораньше, если их «самодеятельный» спектакль пройдет успешно… Этих самых «получится» и «не получится» было примерно поровну, и дальнейшая судьба маленькой Ире была не ясна. Но она упорно шла к своей цели, заодно прихватив с собой сестру Таню — они участвовали во всех концертах, в самодеятельном театре. Их Академгородок в Новосибирске был наполнен культурными событиями: фестивали, концерты — есть где развернуться! Ясноглазая красавица Ира и пухленькая смешливая Танюша были в центре внимания мальчишек и, конечно, вызывали зависть и негодование других девчонок. Ира старалась стать как можно незаметнее, выработала в себе этакий «комплекс тихони». Вот и оборотная сторона красоты!

Ирина с грустной нежностью подумала о сестре — их профессиональные пути разошлись, Татьяна пошла по стопам родителей и стала юристом. Ей приходилось защищать самых отъявленных негодяев. Быть может, именно это ее сломило, утянуло в дурманящую алкогольную пучину? Для Ирины Татьяна всегда была самым близким, родным человеком. Их родители прожили нелегкую жизнь — прошли всю Великую Отечественную войну, потом выучились на юристов. Нормальный достаток, хорошая профессия, здоровые дети -казалось, ничто не может разрушить это счастье. Все рухнуло в один день: отец девочек попал под колеса поезда и лишился ног. После этого началась черная полоса в жизни семьи: мать ухаживала за мужем, дочки стеснялись своего отца, а тот с горя начал пить. Девочки, как могли, помогали матери, и это сближало их еще больше. Татьяны нет уже 14 лет, но не для Ирины. Она точно знает, какой совет дала бы ее сестра, как бы поддержала, ответила, утешила в трудные моменты.

Прожив в браке с Абдуловым семнадцать лет, Ирина поняла: он никогда не будет принадлежать только ей.

В старших классах Ирина всерьез занималась в театральной студии, поэтому по окончании школы решение было одно: в Москву, в ГИТИС. Первые годы дались ей нелегко — на этюдах никак не могла играть то, чего не чувствовала. Несмотря на советы педагогов отступиться, пока не поздно, и найти себя в другой профессии, Ирина не предала свою мечту. Закончила ГИТИС и была признана самой талантливой и перспективной выпускницей. Ирина не обманула ожиданий — сыграла роль Даши в «Хождении по мукам». Пять лет она жила этой ролью, ведь главным условием съемок было «никакого театра». Игра стоила свеч — на следующее утро после выхода телеэпопеи она проснулась знаменитой.

ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА

Первый опыт семейной жизни совпал с началом съемок и закончился с их окончанием. На первом курсе Ирина побывала на вечере национальной культуры в посольстве Болгарии. Там и познакомилась с Бойко Гюровым — сыном дипломата, успешным бизнесменом и автогонщиком.

Отношения были дружескими. Все изменилось после аварии на автогонках — Бойко сильно пострадал. Ирина часто его навещала, поддерживала. Как не влюбиться в такую умницу, красавицу, верного друга! Свадьба была шумной, веселой, бесшабашной, гуляли с размахом. А на следующий день Ирина уехала на съемки «Хождения по мукам». Бойко негодовал, злился, пытался ее остановить, но в итоге пришлось смириться. После съемок первой части они уехали в Болгарию, где и родилась дочка Ксюша. Жили в шикарном особняке, его родители тепло приняли Ирину, души не чаяли в прелестной маленькой внучке. Не жизнь, а сказка! Но не для актрисы: просторный солнечный дом казался ей душной золотой клеткой. Вернувшись в Москву на продолжение съемок, Алферова поняла, что в Болгарию больше не вернется.

После тяжелого, выматывающего разговора с мужем опустошенная Ирина получила развод, забрала Ксюшу и… А куда ей идти? Что делать? Ни жилья, ни прописки, ни денег. Дочку пришлось отвезти к маме в Новосибирск, а самой прорываться, искать свое место на подмостках московских театров. О новых романах Ирина не думала — какая любовь на голодный желудок! Все мысли были только о работе, о деньгах, которые нужно послать маме и дочке. А тут вдруг сам Марк Захаров, главный режиссер Ленкома, принял ее в свою знаменитую труппу.

Во время первого посещения театра Ирина посмотрела репетицию спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Она увидела на сцене главного героя и почувствовала, что пропала. Что это был за мужчина! Настоящий Грей из «Алых парусов»: страстный, мужественный, надежный. Глядя на него, Ирине вдруг захотелось жить, чувствовать, любить! Это был Александр Абдулов.

ПРАЗДНИКА НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ…

Однажды Александр и Ирина отправились вместе с театром в Ереван на гастроли. После спектакля они сидели вдвоем, любуясь закатом. И тут Абдулов неожиданно выпалил: «Ты выйдешь за меня замуж?» Алферова кокетливо бросила: «А ты пронеси меня на руках через парк, тогда отвечу!» Александр, словно пушинку, подхватил ее на руки и бегом помчался по аллеям. Редкие прохожие с удивлением, переходившим в восхищение, смотрели на красивую пару. Ирине — замкнутой, тихой, меланхоличной — казалось, что с Александром жизнь превратится в праздник. Его невероятная энергия, жизнелюбие, неуемная жажда деятельности били через край. Кроме того, Абдулов тепло принял Ксению: дал ей свое отчество, относился с отцовской нежностью и любовью. Он быстро нашел с девочкой общий язык. Долгие годы все считали, что Ксения — их общий ребенок.

Грустно признавать, что праздника не получилось… В театре все складывалось не очень благополучно. Красавица, талантливая и трудолюбивая, Ирина получала в лучшем случае вторые роли, а то и вовсе играла в массовке. Но она не отчаивалась, были успешные роли в кино — чего стоит Констанция!

У Александра кинокарьера развивалась постепенно, зато в театре он сразу стал звездой. Абдулов был идеалом мужчины: статный, с чувственным лицом, романтичный, с невероятной харизмой. Поклонницы заваливали его любовными письмами, дежурили у выхода из театра. В него влюблялись до самоотречения, а он… не мог устоять перед красивыми женщинами.

С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ

После выхода мелодрамы «С любимыми не расставайтесь» с Александром и Ириной в главных ролях пара была признана одной из самых красивых в стране. Их совместные фотографии печатали на открытках, календарях, в журналах. Это была массовая эйфория. Каждая девочка, девушка, женщина хотела быть похожей на Алферову и выйти замуж за Абдулова. Но ему всего этого было мало — он искал драйва: гонял на автомобиле, прыгал с парашютом. Когда адреналина все же не хватало, увлекся алкоголем и рулеткой. А где развлечения, там и женщины. Абдулова видели то с одной, то с другой красоткой. Ирина отказывалась верить, снова и снова упрямо повторяя: «Саша хороший!» А потом устала. Прожив в браке с Александром 17 лет, она поняла, что он никогда не будет принадлежать только ей. А делить любимого с другими женщинами не хотела.

После развода жизнь Ирины снова претерпела крах. Она абсолютно не понимала, как строить ее дальше. Ничто не радовало, ничего не хотелось. Спасительной соломинкой стал Сергей Мартынов, ее партнер по фильму «Звезда шерифа». По правде говоря, на съемки фильма она согласилась, только когда узнала, что сниматься будет именно он.

Познакомились они давно, еще в 1978 году в Минске, на пробах фильма «Братья Рико». Ирина пробы не прошла, и знакомство прервалось. И вот снова встреча. В этот момент и Ирина, и Сергей переживали сложный период: она все еще любила Александра и не оправилась после тяжелого разрыва, а Сергей стоял на перепутье — его жена вместе с детьми переехала в Лондон, а он не был уверен, что готов к ним присоединиться. Впервые Ирина встретила человека, с которым могла поговорить по душам. Сергей дал ей возможность выговориться и успокоиться, окружил такой защитой, заботой и любовью… Она вновь обрела жажду жизни, желание работать. Именно этого она ждала с самого детства, именно о таком чувстве мечтала! Но ни на минуту не забывала, что Сергей был женат, особых иллюзий не питала и готовилась к расставанию. Однако Сергей принял другое решение.

ВСЕ ПРОХОДИТ

После развода Ирина сохранила дружеские отношения с Александром. Ее театральная карьера почти угасла: актрису все меньше и меньше задействовали в спектаклях. И она решила было покинуть сцену. Тогда именно Александр выбивал для Ирины пусть небольшие, зато хорошо оплачиваемые роли в кино. А она поддерживала его в сложные моменты срывов. Когда Александр был болен (сильнейший тромбофлебит) и нуждался в деньгах, Ирина с готовностью приняла предложение выступать с ним в спектакле «Все проходит».

В начале 1990-х в телеэфир вышел клип Александра Серова на песню «Ты меня любишь». Видео получилось настолько чувственным, что Ирину тут же «записали» в любовницы популярного певца!

Но даже тогда, когда, казалось бы, ничто не может омрачить их жизнь, судьба преподнесла новые испытания. Сначала скоропостижно умерла бывшая жена Сергея, и Ирина приняла решение воспитывать их детей Настю и Сережу. Потом новый удар — умерла от цирроза печени ее сестра Татьяна. Алферова тяжело перенесла эту потерю. Она мучилась вопросом: может, это и ее вина — недоглядела, не поняла, что происходит с сестрой?.. Александра, сына Татьяны, Ирина усыновила. Теперь дети совсем взрослые. И все успешны. Настя с Сережей, получив в Лондоне высшее образование, живут и работают в Англии, Саша уже окончил юрфак. Ксюша успешна в актерской карьере, у нее замечательная семья — любимый муж Егор Бероев и чудесная дочка Евдокия.

Уже будучи женой Сергея, Ирина не раз думала об Александре и плакала. Не уйди она от него тогда, все сложилось бы иначе, и, конечно, Саша сейчас был бы жив. Как избавиться от этих мыслей? Сергей знал, что Ирина часто ходит на могилу Абдулова, но не ревновал ее к памяти о бывшем муже. Хотя можно только догадываться, что творилось у него на душе!

…Ирина долго стояла у зеркала, погруженная в воспоминания. Из оцепенения ее вывел стук входной двери. Она обернулась — перед ней стоял Сергей с огромным букетом цветов для самой любимой и красивой женщины на свете.

ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Маргарита РУМЯНЦЕВА

со своего сайта.

daryabiography.ru

8 самых ярких ролей Ирины Алфёровой

К тому моменту, как Ирина Ивановна получила роль Даши в этой 13-серийной телеэпопеи, она уже снялась в картинах «Серебряные трубы», «Алексеич» и «Учитель пения». Тем не менее, актриса рассказывает о съемках в «Хождении по мукам»: «У меня еще не было практического опыта, профессионализму училась на съемочнойплощадке. Когда после нескольких лет съемок я начала играть в театре, то не могла понять, почему в зале не видны мои слезы».

Согласно условиям режиссера Василия Ордынского, актриса параллельно со съемками не могла играть в театре. Но картина имела огромный успех, так что жертвы, на которые Ирина пошла ради роли, были оправданны.

«Д’Артаньян и три мушкетера» — Констанция Бонасье (1979 год)

Именно эта картина сделала Алфёрову настоящей любимицей зрителей. Хотя первоначально на роль Констанции режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич собирался взять Евгению Симонову, но руководство Госкино настояло на том, что эту романтическую героиню должна сыграть именно Ирина Алфёрова. Причем Георгий Эмильевич посчитал, что голос актрисы грубоват для такой возвышенной особы, как Констанция, и в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» героиня Алфёровой говорит голосом Анастасии Вертинской.

"Д’Артаньян и три мушкетера", кадр из фильма Ирина Алферова и Михаил Боярский в фильме "Д’Артаньян и три мушкетера" 1979. Фото: кадр из фильма

«С любимыми не расставайтесь» — Катя Лаврова (1979 год)

В этой картине Ирина сыграла с мужем Александром Абдуловым. В конце фильма есть эпизод, когда после развода с Митей Катя попадает в больницу. Ее тихую, с потухшими глазами навещает бывший муж. когда свидание подходит к концу, она кричит, захлебываясь рыданиями: «Я скучаю по тебе, Митя!». Ирина Ивановна сыграла трагедию развода бывших влюбленных так, что зрители рыдали в кинозалах, но утешали себя: «А вот у реальных Абдулова и Алфёровой так никогда не случится!» Когда в 1993 году стало известно, что звездная пара развелась, зрители долго не могли поверить: «Не может быть! Такая красивая пара!». Как будто красота - это гарантия семейного счастья...

8 самых ярких ролей Ирины Алфёровой

Ирина Алфёрова с Александром Абдуловым в фильме "С любимыми не расставайтесь" (1979). Фото: кадр из фильма

«Еще раз о любви...» («Ты меня любишь») — Возлюбленная (1990 год)

В 1990 году Ирина Алфёрова снялась в клипе певца Александра Серова на песню «Еще раз о любви...» («Ты меня любишь, лепишь, творишь, малюешь!»). Дуэт Серова и Алфёровой, изображавших влюбленных, оказался столь правдоподобным, что все поверили в их чувства. Немедленно поползли слухи о романе артистки и исполнителя. «Нам с Алфёровой люди почему-то хотя никакой особой фишки мы не придумывали. Ну, рояль разве что сожгли. А реальная правда в том, что Ирина Ивановна, послушав песню, поначалу очень не хотела сниматься. Признаюсь, мы с Игорем Крутым сильно огорчились. Потом был еще один повод пообщаться, когда я подвозил Алфёрову из театра до дома. Поставил кассету с этой песней. Видно было, как Ирина Ивановна увлеклась, размякла. Стоим в пробке. Народ из автомобилей на нас таращится: «Смотри, смотри, Серов. И с ним Алфёрова». И Ирина неожиданно согласилась сниматься. Видно, эмоции и чувства нахлынули. Знаю, что к тому моменту у нее начались какие-то проблемы в личной жизни с Абдуловым. Но никаких поползновений с моей стороны в ее сторону не было. Отношения были корректные и чистые. И то, что народ нас поженил, спасибо ему, конечно, большое».

Александр Серов - "Еще раз о любви", кадр из клипаИрина Алферова с Александром Серовым в клипе на песню "Еще раз о любви" (1990). Фото: кадр из клипа

«Ночные забавы» — Анна Николаевна Силина (1991 год)

Здесь режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков предложили Алфёровой не тривиальную роль – коварной изменщицы - томной, несколько отстраненной от жизни женщины, презирающей как любовника, так и мужа. Владимир Краснопольский рассказал об этой роли Ирины Ивановны: «Она снималась у нас и в картине «Ночные забавы», где, я считаю, сыграла одну из лучших своих ролей!»

"Ночные забавы", кадр из фильма Ирина Алферова в фильме "Ночные забавы" (1991). Фото: кадр из фильма

«Ермак» — Алёна (1996 год)

Следующая совместная работа Алфёровой и двух режиссеров Краснопольского и Ускова - в российско-германской картине «Ермак». Принято считать, что эта лента максимально точно воспроизводит атмосферу, быт и нравы того времени: кровопролитные бои, ужасы пыточной камеры, коварные убийства. Фильм рассказывает историю любви Ермака к загадочной Алене, ставшей наложницей хана Кучума. Роль Алены стала одной из немногих заметных ролей Ирины Алфёровой в кино в 90-е годы прошлого века

8 самых ярких ролей Ирины Алфёровой

Ирина Алферова с фильме "Ермак" (1996). Фото: кадр из фильма

«Капкан»— Катя Волобуева (2007 год)

Пригласить в картину Александра Абдулова вместе с Ириной Алфёровой, да еще чтобы они играли любовь — это, конечно, была большая авантюра со стороны режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Актеры к тому времени уже 13 лет как развелись, и у обоих давно были другие семьи. Но какая интрига для зрителей! Режиссер Краснопольский рассказывал, что долго готовился к разговору с Абдуловым и, наконец, решился: «Как ты смотришь на то, чтобы твоей партнершей в «Капкане» была Ира Алфёрова?» Он не колебался ни секунды! Только спросил: «А она согласна?» Тогда я позвонил Ирине, — рассказывает режиссер Владимир Краснопольский. — «Ирочка, я к тебе с предложением. Мы с Валерой Усковым запускаемся с новой картиной, там очень любопытная главная женская роль. Только вот понравится ли тебе партнер?» — «Кто ж такой?» — «Блестящий актер, которому должна соответствовать блестящая актриса… Саша Абдулов!» И повторилась та же история: Ира обрадовалась и задала ровно тот же вопрос: «А он согласен?» Потом мы немного поговорили с ней о сценарии. Я сказал: «Пришлю тебе прочесть, и тогда ты окончательно решишь». — «Да я уже решила. Раз Сашка играет, я тоже буду!»

8 самых ярких ролей Ирины Алфёровой

Ирина Алферова с фильме "Капкан" (2007). Фото: кадр из фильма

kinoistoria.ru

Ирина Алфёрова: первая красотка советского кино

Ирина Алфёрова: первая красотка советского кино

Одна из самых красивых актрис советского кинематографа, звезда сериала «Хождение по мукам», фильмов «С любимыми не расставайтесь» и «Предчувствие любви». Чувственная и сексапильная Констанция Бонасье. Женский идеал и секс-символ 70-х и 80-х годов.

1. Мечты о сцене

с семьей.jpg

Ирина Алфёрова родилась в Новосибирске в семье юристов, однако с самого детства мечтала о сцене. В школьные годы она ходила в театральную студию при Доме ученых в Академгородке и когда получила аттестат, уже твердо знала, что хочет стать настоящей актрисой. По совету руководителя студии Алфёрова поехала в Москву, где с первой же попытки поступила в ГИТИС. Она училась на курсе Владимира Дудина.

Спектакль театра Ленком.jpg

В первые годы учебы Ирина не слишком выделялась актерской игрой на фоне своих сокурсников. Зато она была одной из самых красивых девушек курса. А к окончанию института наладилось и с творчеством. Когда в 1972 году Алфёрова оканчивала ГИТИС, она уже была приглашена на одну из главных ролей в эпическом телесериале «Хождение по мукам».

2. Семья или призвание

Алферова, студенка ГИТИС.jpg

Впрочем, переезд в Москву и учёба в ГИТИСе открыли для Алфёровой не только профессиональные перспективы, но и значительно изменили её личную жизнь. Юная актриса на первом курсе института познакомилась со студентом МГИМО Бойко Гюровым, который был сыном болгарского посла. Ещё до окончания института Алфёрова вышла замуж, а получив диплом, уехала с мужем на его родину. В 1974 году у пары родилась дочь Ксения.

с дочерью 1.jpg

Однако в то же время Алфёрова снималась в сериале «Хождение по мукам», поэтому часто бывала в Москве. За время работы над фильмом она поняла, что не готова оставить карьеру и полностью посвятить себя семье, как требовал муж. После окончания съемок Алфёрова ушла от мужа и вместе с дочерью вернулась на родину, решив, что продолжит сниматься в кино.

3. Хождение по мукам

Хождение по мукам.jpg

Ещё будучи студенткой Алфёрова получила роль Даши в сериале «Хождение по мукам» по одноимённой трилогии Алексея Толстого. Картину снимали 5 лет, и режиссер Василий Ордынский поставил начинающей актрисе условия – она не должна была играть в театре, пока работает над фильмом. Алфёрова согласилась, ведь не каждый день дебютантке выпадает возможность сыграть сразу такую большую роль.

«Хождение по мукам» для Алфёровой стали своего рода вторыми университетами. На съемочной площадке сериала театральная актриса училась работать в необычных для себя условиях и играть на камеру, а масштаб личности её героини давал необыкновенно интересный материал – было что играть.

Хождение по мукам 1.jpg

История любви на фоне войн и революций захватила зрителей. Роль Даши принесла актрисе известность и сделала её любимицей всей страны. Критики отмечают, что дебютная роль Алфёровой так и осталась едва ли не лучшей в её карьере. В дальнейшем в её актёрской судьбе не случилось таких же драматически насыщенных и глубоких ролей. Алфёровой, к примеру, часто приходилось играть в мелодрамах, насыщенных излишним психологизмом и бытовыми деталями, в то время, как фактура актрисы требовала эпического действия.

Хождение по мукам 2.jpg

«Может быть, ей лучше было бы расцвести в те времена, когда в актрисах ценили возвышенность – во времена Греты Гарбо, например», – говорил кинокритик Виктор Матизен. Он же замечал, что возможно, «не будь Алферова такой красавицей, ее актерский талант был бы больше оценен и более продуктивно использован».

4. Красавица

констанция 1.jpg

Впрочем, хотя роль Даши и стала важнейшей в карьере Алфёровой, были и другие. Например, роль Констанции Бонасье в экранизации «Трёх мушкетеров». Во многом, именно после этой работы Алфёрова и стала восприниматься как первая красавица советского киноэкрана. Живая, чувственная и сексуальная Констанция в лице Ирины Алфёровой покорила сердца зрителей.

Алфёрова необыкновенно женственна, красива и фотогенична. В ней есть что-то монументальное – сразу видно, что кинозвезда. И хотя далеко не всегда материал предлагаемых ролей позволял реализовать весь актёрский потенциал, Алфёрова создала множество ярких женских образов в рамках жанра мелодрамы.

Без видимых причин 1981.jpg

Популярностью пользовались картины «С любимыми не расставайтесь», «Незваный друг», «Мужество», «Предчувствие любви». На протяжении двух десятилетий Ирина Алфёрова была одной из самых популярных советских актрис. Она ярче других воплощала на экране идеал женственности и красоты, хотя кажется, и сама время от времени этим тяготилась.

2.jpg

Известно, что когда Алфёрова работала над ролью в фильме «Мужество», она стремилась, чтобы её героиня, архитектор Клара, казалась менее привлекательной. А в фильме «Предчувствие любви» актриса и вовсе сыграла скромную девушку Елену, по замыслу «далеко не красавицу». Однако даже когда Алфёрова отыгрывает типаж дурнушки, скрыть свою красоту она не в силах.

5. Звёздная пара

Алферова и Абдулов 1.jpg

После завершения съемок в «Хождениях по мукам» Алфёрова получила предложение от театра Ленком. Но её театральная карьера складывалась не очень удачно. В основном приходилось играть второстепенные и эпизодические роли. Зато сцена Ленкома подарила Алфёровой одного из главных мужчин в её жизни – Александра Абдулова.

Алферова и Абдулов 2.jpg

Ирина рассказывала, что познакомилась с ним, когда впервые пришла в Ленком, и влюбилась буквально с первого взгляда. «А потом увидела на сцене главного героя, его огромную руку, скользящую по партнерше, и будто растворилась в этом образе. В энергии, исходящей от этой руки, было всё: и страсть, и надёжность, и что-то такое, что мне было нужно в этой жизни. Так что в своего будущего мужа я влюбилась в первую же секунду. Мне вообще нравятся мужчины, подобные Грею в «Алых парусах», способные удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Как раз таким человеком был Саша Абдулов», – вспоминала актриса впоследствии.

Алферова и Абдулов 4.jpg

Абдулов и Алфёрова быстро сошлись и вскоре поженились. В 1979 году они сыграли вместе в картине «С любимыми не расставайтесь» и сразу же стали самой яркой звёздной парой в СССР. Еще через несколько лет актёры вновь поработали вместе в картине «Предчувствие любви».

Брак был счастливым, и за ним наблюдала вся страна. Пресса охотно писала про жизнь звёздной пары, сделав из неё образцовую артистическую семью. Но в 1993 году красивая история любви закончилась. После 16 лет брака актеры расстались. Впрочем, без ссор и излишних драм, и даже оставшись друзьями.

а и а.jpg

Абдулов, несмотря на все последующие женитьбы и отношения, считал Ирину и её дочь от первого брака Ксению своей семьей, даже когда перестал жить с ними. Ирина отвечала бывшему мужу взаимностью и с уважением и теплотой отзывалась об Абдулове. Со временем актёры стали общаться как старые друзья, а их знакомые и коллеги замечали, что даже спустя много лет после развода Алфёрова и Абдулов при встрече разговаривают друг с другом так, словно до сих пор женаты.

6. Мама

Алферова.jpg

И всё же Алфёрова тяжело переживала расставание с Александром Абдуловым. Привычная жизнь рухнула, и что делать дальше актриса не знала. От отчаяния её спас актёр Сергей Мартынов, с которым она вместе снималась в фильме «Звезда шерифа». Сергей и Ирина уже были знакомы раньше и симпатизировали друг другу. Совместная работа их сблизила ещё сильнее, и, хотя Мартынов был женат, вскоре он ушёл к Ирине.

Алферова и Мартынов.jpg

«Сергей дал мне возможность выговориться и успокоиться, окружил меня такой защитой, заботой и любовью, о которой я и мечтать не могла. Я правда была на грани нервного истощения, любое неаккуратное слово приводило меня в слезы. Мне очень повезло — Бог все-таки наградил меня отношениями с этим мужчиной», – вспоминала Алфёрова.

Алферова 5.jpg

Но новое замужество обернулась не только нежными и трогательными отношениями с новым мужчиной. Через несколько лет умерла бывшая жена Сергея, и Алфёрова неожиданно стала многодетной матерью. Она взяла на себя воспитание детей Мартынова от первого брака – дочери Анастасии и сына Сергея.

«Я опять научилась рано вставать, вспомнила, что такое родительские собрания, стала больше проводить времени на кухне, за стиркой, уборкой», – рассказывала актриса. Потом случилась ещё одна трагедия – умерла сестра Ирины Татьяна, и актриса усыновила её сына Александра.

Школа современной пьесы 1.jpg

Ирина блестяще справилась с ролью матери, при этом она не оставила и актёрской карьеры, став в начале 90-х одной из ведущих актрис театра «Школа современной пьесы». До сих пор Алфёрова регулярно играет на театральной сцене и время от времени снимается в кино.

Источник

polonsil.ru

"Хождение по мукам"

© «Совершенно секретно» №02 2000г., Татьяна СЕКРИДОВА 

Хождение по мукам или «Счастливый билет» Ирины Алферовой

Она должна была порвать отношения 

и с мужем, и с театром,

которые не давали ей быть 

незаурядной творческой личностью.

Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ

В течение пятнадцати лет я общалась с Ириной Алферовой. До развода с Александром Абдуловым это была красивая, милая, обаятельная молодая женщина, разговорчивая, внешне эмоциональная, но вот внутренне... Райская птица в золотой клетке. В конце восьмидесятых мы беседовали с ней в ленкомовском фойе, и меня не покидало ощущение, что ей здесь не очень-то комфортно. Когда мы расставались, она выпорхнула из служебного подъезда театра и легким взмахом руки остановила проезжавшее мимо такси... Тогда собственная машина была только у ее мужа, хотя их звездный статус и материальное положение вполне позволяли и ей иметь авто. Совсем другим человеком Ирина показалась мне в начале девяносто третьего, спустя несколько месяцев после развода. Она вся светилась и фонтанировала счастьем. К тому же приехала на машине и за рулем сидела сама.

     – Вы теперь и машину водите?
     – Я теперь много чего делаю сама, – ответила она не без удовольствия.
    
     Вновь встретились мы уже в 2000 году. Несколько вечеров подряд я ходила на ее спектакли в театр «Школа современной пьесы». Наутро мы созванивались, и я рассказывала ей, какое удовольствие получала и от спектакля, и от зрителей, потому что каждый вечер видела, какими счастливыми уходили люди из зала, сожалея о том, что пьеса закончилась...
          
     Её мечты ...........
     Ирина Алферова родилась в Новосибирске не в актерской семье (родители ее – Иван Кузьмич и Ксения Архиповна – прошли войну от начала до конца и, выучившись потом, оба стали юристами-адвокатами), но без «игры» жизни своей она не мыслила. В этот мир можно было окунуться в Новосибирском академгородке, где физики дружили с лириками, где постоянно проводили какие-то фестивали, куда приглашали самых талантливых людей страны... Ирина играла там в самодеятельном театре, пока не окончила школу и не улетела в Москву, в Институт театрального искусства. На первых порах в столице ей пришлось туго: после первого курса чуть было не отчислили за профнепригодность. Руководитель курса Дудин сказал даже, что она очень хороша собой и, пока не поздно, ей стоит поискать себя в какой-нибудь другой профессии. А все из-за того, что Ирина не могла изображать в этюдах то, чего не чувствовала. Любовь, например. Но институт она окончила, по общему признанию, как самая талантливая и перспективная. Вспоминая те годы, Ирина сетует, что театральная педагогика вообще слишком поспешна и поверхностна, всех причесывают под ранжир. Преподавателям хотелось, чтобы у всех все получалось, и обязательно быстро...
     Еще школьницей Ирина поняла, что нравится мальчикам. Особенно когда раскрепостится, раскроется, да еще начнет танцевать. И рано почувствовала зависть подруг. Поэтому на школьных, а потом и институтских вечеринках устраивалась где-нибудь в уголочке и наблюдала за всеми со стороны...
     
     – У меня даже комплекс тихони выработался. А подруги все чаще стали говорить: «Ты у нас такая хорошая, вся из себя этакая скромница... Да разве ты пойдешь с тем парнем!..» Я помалкивала и знала про себя, что нужен мне один-единственный... И ждала, когда судьба подарит мне эту встречу.
        

     Когда Алферова оканчивала ГИТИС, ее пригласили в свои труппы сразу несколько московских театров. И тогда же ей выпал удивительно счастливый билетик – роль Даши в телеэпопее «Хождение по мукам». Но режиссер Василий Ордынский поставил условие: параллельно играть в театре она не будет. Ирина согласилась. И в течение пяти лет жила только своей Дашей. Фильм удался. До сих пор эту ее работу критики и публика называют чуть ли не самой лучшей. Для актрисы же это была и радость и мука одновременно, потому что долгие годы после фильма ее постоянно ставили перед выбором: либо театр, либо кино...

        
       ЕЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ
     В год премьеры «Хождения по мукам» – это было в середине семидесятых – Ирину пригласил в свою труппу Марк Захаров. Забрезжил лучик надежды...
     
      – Но потом я, видимо, сделала что-то не так...      
     Её разочарования ........

     Этим «не так», скорее всего, стало ее замужество.

       
     – Я очень хорошо помню свой первый приход в театр. Шел спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Ни с кем в театре я еще не была знакома, но буквально с первого вздоха ощутила какое-то внутреннее покалывание и безумную влюбленность в спектакль и его атмосферу. А потом увидела на сцене главного героя, его огромную руку, скользящую по партнерше, и будто растворилась в этом образе... В энергии, исходящей от этой руки, было все: и страсть, и надежность, и что-то такое, что мне было нужно в этой жизни. Так что в своего будущего мужа я влюбилась в первую же секунду. Мне вообще нравятся мужчины, подобные Грею в «Алых парусах», способные удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Как раз таким человеком был Саша Абдулов...
     
     Золотой осенью они оба – Алферова и Абдулов – гастролировали с театром в Ереване. Однажды, гуляя по огромному парку, он спросил в упор, возьмет ли она его в мужья. Пошутила: «Пронесешь меня через весь парк на руках – отвечу!» Он нес Ирину на руках, не обращая внимания на взгляды и реплики прохожих. Она чувствовала себя самой счастливой на свете.
     Поженившись, они несколько лет прожили в общежитии. Квартиру помог получить Евгений Павлович Леонов. Вокруг все только и говорили, что они – самая красивая актерская пара. А в театре этого будто не замечали, и все звездные роли доставались исключительно Абдулову. Алферову же использовали лишь в небольших эпизодах, хотя все было при ней: и молодость, и красота, и ум, и индивидуальность, и уже популярность в кино. Но ей даже шанса не дали. Она так и осталась в тени своего бесспорно талантливого мужа и в глухом кордебалете... Можно, конечно, говорить о том, что в театре главная ставка сделана на замечательных актеров-мужчин и на мужскую внутреннюю тему. Однако это не мешало полноценно творить Татьяне Пельтцер, Инне Чуриковой, Александре Захаровой...

     Помню, когда я брала интервью у Александра Абдулова в конце восьмидесятых, он говорил, что очень бы хотел играть с Ириной не только на съемочной площадке, но и на театральной сцене, хотя считает ее актрисой непредсказуемой. Но главное, что она всегда превосходно выглядит: ухоженная, женственная, подтянутая... Таких актрис у нас – раз, два и обчелся. И без тени сомнения и реверансов в адрес жены утверждал, что театральной режиссурой она недоиспользована...

     В таком случае неужели он, любимец Захарова, не мог замолвить за любимую женщину словечко?
     
     – Нет, никогда... То, что я была женой Абдулова, в Ленкоме мне скорее мешало, чем помогало.
        
     – Может быть, вам самой нужно было прийти к Захарову и попросить роль?
     – Я не хочу просить. Наверное, другие просят... Но так легко себя потерять, если начать просить. И ощутить свою ущербность. И нажить комплексы.
           
     – Значит, верно говорят, что красивым актрисам гораздо сложнее в творчестве...
     – Конечно, сложнее, потому что тебе тут же отказывают в таланте и уме, считая, что это как бы несовместимые понятия. Но что такое красота? Посмотрите: и манекенщицы, и молоденькие девочки – они ведь тоже очень красивы. А для меня эта пресловутая красота стала почти наказанием. За ней будто и не видели ничего остального. Говорят: очень красива! А подразумевают, что и нет-то в ней ничего другого... Порой комплимент тебе сделают дамы-доброжелательницы: красавица ты наша! И сразу холод ощущаешь... А вы попробуйте на сцене быть красивой! Тут мало одной физической красоты. Аура нужна. Неординарность. Сцена будто рентгеном просвечивает. По-настоящему красивая женщина не должна суетиться, не должна ничего никому доказывать... К тому же я не борец по характеру. Мне не нравится стучать кулаками, раздвигать плечами, расталкивать... Для меня гораздо важнее сохранить свое «я». И мне интересно жить, потому что не трачу времени на всю эту возню. Если кто-то хотел у меня что-то отнять, я всегда отдавала. И на душе было легче...
       Александр ЗБРУЕВ, народный артист России:

     – На сцене я с Ирой встретился только в спектакле «Карманный театр». Но, наблюдая ее со стороны, понял, что у каждого человека в жизни много периодов. Когда я еще учился в Щукинском, обратил внимание на то, что, скажем, печать «отличника», закрепившаяся за каким-нибудь студентом, которому пророчили большое будущее, в театре могла сослужить ему горькую службу: человек мог просто потеряться там, исчезнуть навсегда. Потому что к актеру в театре всегда подходят с меркой сегодняшней: что он может сделать сейчас, сию секунду. Театр – это не кинематограф. Ира начала свою актерскую карьеру просто блестяще – с популярнейшего фильма «Хождение по мукам». Потом ей катастрофически не хватало работы в театре. Но, к счастью, ей хватило внутренних сил не утонуть в его рутине. Она как та лягушка, упавшая в кувшин с молоком: барахталась, барахталась, взбила масло и выбралась наружу. Она набила уйму шишек и синяков, но все это только благоприятно отозвалось на ее нынешней творческой потенции. Она очень серьезно выросла. И, мне кажется, в последние годы у нее начался новый творческий этап уже совершенно на другом, более высоком уровне. Она очень поверила в себя, в то, что она делает. А поскольку Ира еще и удовольствие получает от этого, ее искренность переходит через рампу в зрительный зал, завораживая публику.

С Л. Дуровым. Театр «Школа современной пьесы»

     – А как складывалось ваше общение с сильными мира сего, его мужской половиной? Наверное, и вас «доставали»?
     – Честно говоря, я очень рано многое поняла: и что для счастья не деньги главное, хотя мне их тоже предлагали, и не жизнь, а рай где-нибудь у Средиземного моря... Для меня счастье в мужчине, которого ты полюбишь, с которым тебе бесконечно хорошо наедине, а не втроем, не вчетвером, не в компании. Все остальное – подмены... Ну и, конечно, не мыслю своей жизни без творчества. И в то же время я рано поняла, что не стоит страдать по поводу отсутствия работы – из-за этого быстро разрушаешься. И еще, слава Богу, я практически лишена чувства зависти. Хотя за столько лет работы в Ленкоме оно и могло бы возникнуть, когда всем доставались роли, а мне – нет.
        
       ЕЕ РАДОСТЬ
     И все же Ирина Алферова и Александр Абдулов стали партнерами на ленкомовских подмостках, когда одно из театральных фойе преобразовали в небольшой уютный зрительный зал с открытой сценой. Там стали играть камерные, малочисленные по составу пьесы. Актеры в этом театре очень приближены к зрителям, «спрятаться» не за что и сфальшивить невозможно. Петр Штейн пригласил в спектакль «Карманный театр» по комедии Жана Кокто «Равнодушный красавец» четырех замечательных актеров: Ирину Алферову и Александра Абдулова, Елену Шанину и Александра Збруева.
          
     – Наконец-то у меня появилась хорошая работа, – говорила мне в восемьдесят девятом Ирина. – Зритель был в восторге!
          
     Очевидцы рассказывали, что однажды после спектакля к Ирине подошел американец из Голливуда и буквально вцепился в нее: «Вы же звезда! Вы одна в этой стране! Поехали в Америку, и я вас сделаю мировой знаменитостью!» Но Саша Абдулов – они тогда еще были женаты – сказал: «Нет! Мы поедем домой!» И усадил в свою машину.

     Непредсказуемость Ирины Алферовой как актрисы как раз и пришлась по душе Штейну, и он разрешил ей импровизировать на сцене. Но каждый раз перед спектаклем спрашивал: «Ну что ты нам сегодня подаришь?»

     Может быть, именно поэтому спектакль жив до сих пор и актеры успешно гастролируют с ним по России, постсоветскому пространству и за его пределами...
     К счастью, в те времена не было нынешних перебоев в кинопроизводстве. И многие кинорежиссеры охотно эксплуатировали внешность Алферовой в своих картинах. Однако ролей, которые ей по-настоящему нравились, было совсем немного. В начале восьмидесятых как снег на голову свалился на нее югославский режиссер Звонимир Беркович.
       
     – Он увидел меня в фильме «С любимыми не расставайтесь» и примчался в Москву, чтобы пригласить в свою картину «Любовные письма с подтекстом». И говорил при встрече просто «неприличные» комплименты, от которых у меня мурашки бежали по коже...

Афиша фильма Ёжи Штура «Любовные истории»

     Югославский фильм с участием Алферовой имел огромный успех в Европе, а на международном кинофестивале в Пуле ее работа была признана лучшей современной женской ролью 1985 года.
     В конце восьмидесятых Ирина снялась на ленинградском телевидении в роли Колетты в детективной истории Жоржа Сименона «Он пришел к нам в день поминовенья». Вот об этой картине актриса рассказывала с упоением:
     – Если вы не видели фильма, то легко вспомните роман Сименона, в котором потрясающе выписана эта необыкновенная женщина. Она самая красивая и самая добрая, самая мудрая и самая щедрая, самая жертвенная и самая добродетельная, в общем – самая, самая, самая... И в то же время писатель обрушил на нее совершенно дикие испытания, они сыплются на ее голову ежечасно. И она их достойно преодолевает, каждый раз для себя, для своей душевной жизни что-то приобретая. Она очень сильная по характеру, но при этом остается удивительно женственной и внешне незащищенной...
     За все годы своей киносудьбы я как-то не очень радовалась своим ролям. Вернее, поначалу ими загоралась, пыталась выложиться по максимуму, чего-то необыкновенного от них ожидала, но каждый раз на съемочной площадке все происходило как-то суматошно, тебя торопили, подгоняли, а в итоге – ничего, кроме досады от сделанной работы, не испытывала. Снимаясь же в роли Колетты, я поняла – это настоящий подарок Судьбы. Когда играла эту роль, радовалась и наслаждалась, существуя в образе этой женщины, я как бы растворялась в ней и была совершенно счастлива. Самыми трудными для меня тогда были моменты расставания со съемочной площадкой. И пока снималась – буквально летала в своей повседневной жизни.
        

     – Ну а что еще доставляет вам радость? Спасает от стресса нерастраченных чувств?

     – Во многом спасают книги. Например, Пруст. «В поисках утраченного времени». В институте педагог говорил о нем, как о потрясающем писателе, читать которого очень тяжело. Но я сразу почувствовала, что этот длиннющий слог, фразы на полстраницы – как раз по мне. Я погружаюсь в смысл строк, и ужасно не хочется, чтобы нить фразы заканчивалась. Я, кстати, и по жизни очень тяжело расстаюсь с тем, что мне доставляет радость и удовольствие. Очень давно я открыла для себя Платонова, Булгакова, Мандельштама. А Хемингуэй, на мой взгляд, вообще актерский писатель, играть его было бы безумно интересно...
     Обожаю Пастернака... Его стихи – такие мужские и философские. Начав читать «Доктора Живаго», очень долго прерывала себя и откладывала книгу, чтобы она не заканчивалась. Ведь если дочитаю, что буду делать дальше, где найду ей замену? А перечитывать – уже будут совсем другие ощущения и эмоции...
           
     – Несколько лет назад я видела американскую экранизацию романа. И, знаете, мне кажется, роль Лары – ваша...
     – Я и сама это давно чувствую. Как-то услышала о себе, что я – холодная, и поняла, что меня как актрису совершенно не знают. Ведь внутренне я ежеминутно умираю от своих и чужих переживаний. И мне, поклоннице Пастернака, во сто крат обиднее, что этот фильм сняли не мы, а американцы. Хотя сделана картина интересно, в ней не ощущается как раз того, что выписано Пастернаком, – той самой загадочности русской души. И Лара у него совсем не европейская женщина. Загадка ее именно в том, что она жертвенная душа, которая в своей красоте уже с детства была как бы обречена на падение. И на многое в этой жизни имеет право... Она осознает, что жизнь – это всего лишь миг и столько в ней нужно охватить, прочувствовать, испытать... Ох, как она близка мне по своей сути! Сколького уже не успеть, в скольком приходится себе отказывать! Если бы была вторая жизнь, я бы ее так раскрутила!.. Увы, чаще всего приходится останавливаться, из-за этого иногда не выдерживаю психологически, нервничаю, срываюсь... Но в этом-то как раз и счастье моей профессии: она позволяет исполнить то, чего не можешь позволить себе в жизни. Не случайно Чехов говорил о том, что все лучшие и самые красивые женщины должны идти в актрисы, иначе они обречены на страдания в жизни. Бурю внутренних страстей и переживаний нужно отдавать своим ролям!
     Если говорить серьезно, русскому человеку вообще не свойственно ощущение покоя и благополучия, всегда тревога, муки совести, боль чужая как своя... При нынешней общей ситуации, в которой мы все очутились, может ли нормальный человек ощущать себя благополучно?! А я к тому же очень подвержена перепадам настроения. От дурного слова, кривого взгляда тут же вяну, скисаю. Но Бог дал мне благополучный вид, даже если внутри бушуют бури.
       Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ, художественный руководитель театра «Школа современной пьессы»:

     – Мы учились с Ириной на одном курсе в ГИТИСе, и она играла в моих первых режиссерских спектаклях. За все прошедшие годы она сохранила в себе удивительный и, я бы сказал, невозможный в наше прагматичное время романтизм. Она видит совершенно уродливую ситуацию, уродливые отношения, подлог, обман, но при этом с упорством ребенка или глубоко верующего человека утверждает: «Нет, все это абсолютно не так и в основе своей – замечательно!..» Конечно, судьба Ирины, история ее отношений с Сашей Абдуловым, взаимоотношения с дочерью, то, что она взяла на себя воспитание ребенка своей умершей сестры и детей своего нынешнего мужа, весь этот утяжеленный быт нескольких последних лет внесли в ее творческую индивидуальность серьезную драматическую глубину. И если бы она, как актриса, согласилась играть сама с собой, со своею реальной природой, она стала бы, не боюсь этого слова, великой, выдающейся! Пока она этого подсознательно побаивается. Так же как подсознательно боится забрать из Ленкома свою трудовую книжку, как много лет боялась пойти на разрыв с Абдуловым. Она, как незаурядная творческая личность, должна была порвать свои отношения и с мужем, и с театром, который не давал ей возможности быть таковой!

С М. Глузским и И. Райхельгаузом

     Я верю в нее. Немаловажен и тот факт, что она замечательно выглядит. И во многом благодаря внешности публика ей изначально доверяет. А еще у Ирины фантастическое обаяние! Ей достаточно просто выйти на сцену – и зал улыбается. Я наблюдал это в самых разных спектаклях. А если еще она позволяет себе воспользоваться драматическим объемом, накопившимся за годы жизни, если она не боится это глубинное содержание предъявить публике – она достигает мощнейшего драматического накала. Помните знаменитый эпизод с Анной Маньяни? Когда гример стал прятать ее морщины, актриса сказала: «Что ж ты делаешь, мерзавец, у меня на них жизнь ушла...» У Ирины в душе этих морщинок появилось предостаточно. И ни в коем случае ей не нужно их прятать от зрителей. В данном случае они – ее богатство!

     – Ну а если уж совсем невмоготу?
     – Тогда почитаю «Машеньку» Набокова и постараюсь обрести внутренний покой. Вот где чистота, прозрачность, кружева, настоящее! А еще я танцевать люблю. И стихи люблю. Не обязательно классику, а те, которые помогают выразить мое собственное отношение к жизни. Ну, например, эти: «Весной у меня в стакане стояли цветы земляники, лепестки у них были белые с бледно-лиловыми жилками, трогательными, как твои веки, и я их назвала твоим именем»... Это Елена Ширман, поэтесса военной поры. Или – Гумилев: «Но что нам делать с розовой зарей над холодеющими небесами?» И опять же слитность его самого со стихами. Какой трагический конец и как он его встретил: мог бы струсить, соврать, а он попросил вишен и... принял смерть. Как настоящий мужчина...
          
       ЕЕ БОЛЬ
     Настоящий мужчина... Как необходим ей был этот самый «настоящий мужчина» в те годы, когда она не имела возможности гореть на сцене. Ирина искала поддержки у любимого мужчины, но он не смог переступить через себя... Она из-за кулис смотрела, как он играл в спектаклях «В списках не значился», «Жестокие игры», «Диктатура совести», «Звезда и смерть...», чтобы через любимого впитать в себя энергию зрительного зала, которую недополучала сама, он же злился, что она бегает на все его спектакли, стоит и смотрит на него... Потом стали всерьез одолевать его поклонницы... Хотя она еще очень долго не желала расставаться с тем образом любимого мужчины-рыцаря, который слепила в своем сознании.
         
     – Женщины, которым нравился мой муж, вели себя очень нагло, вызывающе. А я... Я даже не представляла, зачем ему нужно изменять...
         
     Измены, измены... Я очень хорошо помню интервью с Александром Абдуловым в начале девяностых после гастролей театра в Риге.
     – От своих латвийских коллег я узнала, что вы очень бурно проводили там свободное время и готовы просить в этом городе сексуальное убежище... Это правда?
     – Да уж был готов. В Риге вообще очень красивые девушки. Я бы назвал несколько городов, где много безумно красивых женщин, – это Львов, Рига, Москва, Санкт-Петербург, Киев и Алма-Ата – те, где я уж точно знаю.
       
     – Почему же в одном из своих интервью вы назвали себя однолюбом, если способны так увлекаться?!
     – Видит Бог – грешен: обожаю красивых женщин! Но по природе своей я действительно однолюб и очень домашний человек. Однако мне как воздух необходимы новые краски, новые чувства, нюансы...

Их называли самой красивой парой

     Ирина, как настоящая русская женщина, очень долго терпела эти нюансы.

     – Я все могу выдержать, – говорит она. – Мне только очень надо, чтобы меня любили, чтобы мне все время про это говорили. Я жутко нуждаюсь в любви. Я умру без любви. В меня всегда кто-то был влюблен, и это мне помогало. Я живу любовью. И сама влюбляюсь мгновенно. Даже если я вижу наперед, что мне это не надо, бороться с собой не умею и принимаю все как есть. Потом уже или меня бросают, или я ухожу. Имею то, что имею. Что Бог дал. И очень верю в силу слов.

     А Абдулов умел и красивые жесты делать, и красиво ухаживать, и убеждать в том, что любит...

     Как-то ей пришлось сниматься в югославском фильме в Загребе. Съемки затягивались, и на Новый год Ирина осталась там одна. Пришла после съемок в холодный номер, открыла дверь, а там – огромнейший букет роз и записка «Самой прекрасной женщине». Это был сюрприз от Абдулова.
     Но чем больше времени они проживали вместе, тем больше все шло наперекосяк.

     – Я все время его ждала, – признавалась Ирина. – У него то съемки, то гастроли. Даже праздники и отпуска мы проводили порознь...

           
     Ждала, терпела и ждала... Она провела много лет в ожидании ролей в любимом театре, в ожидании любимого. Ей, родившейся под созвездием Рыб, вообще свойственны бесконечные сомнения и переживания, бесконечное откладывание решения на потом. Чего ждала? Чуда? Знамения свыше? Последней капли в «чаше терпения»? А может, новой любви?..
        
       ЕЕ ЛЮБОВЬ
     К счастью, у нее росла дочь, которую назвали в честь бабушки Ксенией. В конце восьмидесятых девочка училась в девятом классе – сложный переходный возраст. Но Ирина рассказывала о дочке как о близкой подруге, с которой она делится всеми своими переживаниями. И когда я спросила ее, хотела бы она спокойной жизни для дочери, Ирина ответила:
      
– Нет-нет, я этого не хочу! Наоборот, пусть живет безумной, тревожной, эмоциональной, но только не спокойной жизнью! Пусть влюбляется, страдает, переживает, пусть ощущает себя несчастной и безумно счастливой одновременно. Мне бы не хотелось, чтобы она рано вышла замуж. Лучше, если она сделает это осознанно, когда поймет, какой мужчина нужен ей. И чтобы ребенок родился не сразу, а когда она его очень захочет, когда почувствует, что готова стать матерью. Не дай Бог, чтобы она повторила мою судьбу!
         
     Абдулову очень хотелось, чтобы Ксения продолжила актерскую династию. Алферова же сделала все, чтобы дочь актрисой не стала. Ксения окончила юридический факультет МГУ, но... не пошла работать по профессии. Она пробовала себя как актриса, играя в спектаклях театра «Современник» и снимаясь в кино. Однако пока не уверена, что нашла свою дорогу в жизни. А Ирина теперь очень жалеет, что отвадила дочь от актерской судьбы.
           
     – Да-да, жалею и корю себя, потому что эта профессия – самая потрясающая. Просто она требует очень много мужества, а всегда хочется, чтобы близкие тебе люди прожили более счастливую жизнь, нежели ты.
     Когда я позвонила Ксении, чтобы договориться о встрече, она сказала:

     – Вы должны помнить, что пишете об уникальной женщине... Мама – эталон! Она женщина до мозга костей, женщина от Бога. И все мои подруги завидуют тому, какие у нас с ней близкие, дружеские отношения. Она – потрясающая мать. Это самая большая удача, выпавшая мне в жизни, что я родилась именно у нее. И очень бы хотела стать такой же матерью для своих детей.

     – Но сама мама хочет, чтобы ее воспринимали прежде всего как актрису...
     – Потому что настоящая женщина должна быть еще и талантливой актрисой. И мама безумно талантливая и очень тонкая актриса. В нашей стране за годы тоталитаризма сложилась определенная приверженность к типажу социальных героинь – женщин, которых можно встретить по соседству или за прилавком соседнего продмага. Мама же относится к категории актрисы-мечты, актрисы-идеала, который, кстати, очень любит публика, именно потому, что в повседневной жизни таких женщин почти не встречаешь... Во всем мире умеют ценить эту самую красоту, тонкость и изящество. На Западе культивировались Катрин Денев, Роми Шнайдер – блестящие актрисы-женщины. Да, у них актерское мастерство, техника, но самое главное, что сыграть невозможно, – излучение, дыхание женственности, а это Божий дар. Именно это уловил в маме Василий Ордынский, снимая «Хождение по мукам». Именно это ценит в ней публика, которая валом валит на ее спектакли...
               

      И наконец в ее жизни появился Он. Сергей Мартынов.

      Зрителям наверняка запомнился этот красавец-актер, игравший в семидесятые – восьмидесятые годы то сказочных царевичей, то белогвардейских офицеров, то иностранцев. Женившись, он несколько лет провел с семьей за границей. В Россию вернулся один.
     Ирина встретилась с ним на съемочной площадке в фильме «Звезда шерифа». Их герои – доктор Стивенсон и Анна – полюбили друг друга и, пройдя все испытания, остались вместе, чтобы быть счастливыми.
      Сергей помог ей преодолеть психологические рифы развода и поверить в то, что она все, абсолютно все может сделать сама. Она говорит, что таких, как он, больше нет. Он необыкновенный, красивый и внешне, и внутренне. Талантливый и сильный. Личность! Идеал!
          

     – У него столько удивительных теорий. Одна из них – нельзя расставаться, надо все время быть вместе, рядом... И еще, быть может, самая главная: хотя бы одного человека ты обязан сделать счастливым! За все мои страдания мне его Бог послал.

        
     Да, сегодня многое изменилось в ее жизни. Она востребована в театре, у нее сумасшедший гастрольный график.
            
     – В театре «Школа современной пьесы» вы просто фонтанируете энергией...

С С. Мартыновым в фильме «Звезда шерифа»

     – Если бы вы знали, какое счастье для меня работать в этом театре! С этими удивительными актерами и режиссером, в красивейшем историческом здании – зимнем «Эрмитаже». Там ведь фантастическая творческая аура! Это все для меня выстраданное и родное.

     Ей выпадают удивительные работы в кино. В минувшем году польский режиссер Ёжи Штур на нескольких международных кинофестивалях показал фильм «Любовные истории» с Ириной Алферовой в главной роли. В Венеции, например, перед фестивалем итальянцы даже заставили его переделать рекламные плакаты, чтобы на них была фотография Алферовой. Картина получила там главный приз прессы, после чего ее приобрели в прокат почти все страны. Кроме России.

     – Ирина, признайтесь, почему вы не уходите из Ленкома?

     – Потому что считаю, что это моя сцена! Я ее заслужила. И я хочу сыграть на ней. Может быть, свой самый лучший спектакль!
          
     Знакомые рассказывали, что несколько лет назад в Новосибирске у Ирины тяжело заболела сестра, за жизнь которой она боролась до последнего. Потом перевезла в Москву свою мать и осиротевшего племянника. А теперь, когда скоропостижно скончалась бывшая жена Сергея, они воспитывают уже четверых детей.
          
     – Как вам хватает на все сил?
     – В том-то и дело, что мне их не хватает!.. А столько хочется успеть. У меня сегодня просто безумная жажда жизни! Но я стараюсь не думать о том, что ни сил, ни времени не хватает. Не зацикливаться на проблемах. Да, многое не успеваю, со многим не справляюсь. Да и Бог с ним! Я ничего не драматизирую и ни о чем не сожалею. Я научилась воспринимать жизнь такой, какая она есть. И все, что приходится делать по хозяйству,– готовить, мыть, стирать... – стараюсь делать очень быстро, легко, бесконфликтно. И поэтому все это происходит как бы не со мной, где-то в параллельном мире.
        
     Ирина очень не любит рассказывать о быте, о кухне, о будуаре, считает, что все это должно оставаться за рамками ее портрета. Возможно, она и права.
             
– Мне Господь подарил любовь, детей, и я безмерно Ему за это благодарна! Знаете, когда я еду за рулем своей машины совершенно одна, безумно комфортно ощущаю себя в этом одиночестве. Просто купаюсь в нем. Но, наверное, мне так хорошо в эти минуты как раз потому, что в этой замечательной жизни я не одинока!
     Александр МОХОВ, заслуженный артист России, актер Театра-студии под руководством Олега Табакова, режиссер. Снимался в фильмах «Беспредел», «Серые волки», «Лихая парочка». Режиссер-постановщик спектакля «За закрытой дверью» по пьесе Ж.-П.Сартра в московском театре «Игроки»:
               
– Я не знаю, что не состоялось у Ирины в контакте с Захаровым и почему она долгие годы не играла в ленкомовских спектаклях. У меня в процессе работы над нашим спектаклем сложилось о ней самое благоприятное впечатление. Хотя долгая театральная невостребованность отложила, конечно, свой негативный отпечаток: чрезмерное самобичевание. Все-таки постоянная задействованность в спектаклях дает актеру большую степень легкости и раскованности. Поначалу Ира держала меня на дистанции, больше доверяя своему театральному и актерскому опыту, пока не стали присутствовать на репетициях ее муж, Сергей Мартынов, и дочь Ксения, которые убеждали ее прислушаться к режиссеру. И наступил момент, когда Ира мне поверила, и спектакль от этого только выиграл. Честно говоря, я не перестаю удивляться Ирине как актрисе. Иногда она делает просто фантастические вещи.
– Говорят, красивой женщине не обязательно быть умной...
– К Ирине это не относится. Ее мудрости и жизненному опыту, глубине можно только позавидовать.

www.irinaalferova.narod.ru


Смотрите также

 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *