Обворожительная Констанция Бонасье в "Трёх мушкетерах", романтичная Даша Булавина в "Хождении по мукам", cтрадающая Катя из фильма "C любимыми не расставайтесь", звезда экрана в двадцать с небольшим лет... После этих ролей пресса назвала Ирину Алфёрову "самым красивым лицом отечественного кинематографа", но дорога к признанию (как и личная, по словам самой актрисы, жизнь) оказалась для неё "хождением по мукам". Как и в молодости, Ирина Ивановна и сегодня наотрез отказывается играть отрицательных героинь: никаких компромиссов с собою. Но такую роскошь, чтобы не расплатиться за неё несыгранными ролями, не может позволить себе ни одна известная актриса.
Поступить в ГИТИС без блата и с первого раза юной провинциалке казалось невозможным, но красивая сибирячка покорила приёмную комиссию с ходу. Правда, дальше всё пошло не так гладко: Алфёровой категорически не нравилось не только пить и курить, но и… перевоплощаться в отрицательных персонажей. И один из её педагогов, великий артист Андрей Алексеевич Попов даже посоветовал девушке сменить профессию. Когда Алфёрова заканчивала четвёртый курс ГИТИСа, режиссёр Василий Ордынский предложил начинающей актрисе одну из главных ролей в своей ленте "Хождение по мукам", и её партнёрами должны были стать Юрий Соломин, Михаил Ножкин, Ролан Быков, Георгий Бурков, Михаил Казаков. Пробы прошли для Алфёровой как в тумане: от волнения она путала слова, а яркий свет софитов мешал сосредоточиться на тексте. Но Ордынский прошептал ассистентке: "Какой у неё нездешний взгляд! Будто из Серебряного века, – и утвердил юную актрису на роль Даши Булавиной. После яркого дебюта казалось, что мир у её ног, но второго такого режиссёра она уже больше не встретит. Когда Юнгвальд-Хилькевич снимал картину "Три мушкетёра", он и не скрывал, что терпеть не может Констанцию. В этой роли он видел только Евгению Симонову и утверждал, что Алфёрову ему навязали влиятельные люди из Госкино. В актрисе ему не нравились ни улыбка, ни движения, ни голос, и на площадке он её просто игнорировал. Ей не позволили даже озвучить свою же роль, и за Бонасье в фильме говорит Анастасия Вертинская.
Поиски идеального мужчины оказались для Алфёровой не менее запутанными, чем дальнейшая актёрская судьба. Первым мужем актрисы стал болгарин Бойко Гюров, а потом (она уже вернулась домой с дочкой на руках) они на репетиции спектакля в "Ленкоме" встретились глазами с Александром Абдуловым. Сегодня "Ирина Алфёрова" – это бренд, а тогда она стала Ирочкой Алфёровой, женой Саши Абдулова. Но через четырнадцать лет после фильма "С любимыми не расставайтесь" личные чувства звёздной пары не выдержали похожих на киношные испытаний, и они объявили о разводе. Свои лучшие двенадцать лет Алфёрова провела в массовке "Ленкома". Уйти из театра в то время означало оказаться на улице, да и Марк Захаров прямого вызова не простил бы.
Не родись красивой… В правоте этой народной пословицы любимица миллионов убеждалась на собственном опыте всю жизнь. Своего единственного мужчину Ирина всё-таки нашла, и вот уже двадцать лет рядом с ней Сергей Мартынов, её Серёжа, с которым они встретилась на съёмочной площадке фильма "Звезда Шерифа". Она никогда не делает из своей жизни шоу и редко впускает чужих в свой ближний круг, но кое о чём зрители всё-таки узнают. Оказывается, Констанция Бонасье всю свою жизнь обходится без кухарок и прислуги, с удовольствием готовит обеды любимому мужу и четырём взрослым детям. К своему отражению в зеркале Алфёрова относится философски: мои года – только моё богатство. Cегодня Ирина Ивановна Алфёрова востребована в театре гораздо больше, чем в годы своей кинославы, иные роли и амплуа её не страшат. Своим театром актриса теперь считает Школу Современной пьесы, а своим режиссёром – однокашника Иосифа Райхельгауза, который убедил её уйти к нему из "Ленкома".
www.tvc.ru
Экранизировать роман «Хождение по мукам» к юбилеям революции в некотором смысле традиция. Первым стал режиссер Григорий Рошаль - в 1957 году, к 40-летию выстрела «Авроры», он выпустил экранизацию первого тома, а затем и фильмы по двум оставшимся книгам.
Но в памяти народной живее, конечно, 13-серийный телефильм Василия Ордынского 1977 года. Революции - 60, а в главных ролях - молодые актеры, в скором времени составившие цвет советского кино: Алферова, Соломин, Лазарев… Это был классический сериал в нашем сегодняшнем понимании - зрителей манила отнюдь не идеологическая составляющая, а мелодраматическая канва сюжета.
Новое прочтение знаменитого романа снимают к 100-летию Великой Октябрьской революции и покажут соответственно в будущем году на канале НТВ. Съемки пройдут в Санкт-Петербурге, Москве, Пятигорске и Риге. Мы сравнили героев советского и российского сериалов.
АРКАДИЙ ЖАДОВ
Война - родная стихия для поручика. Он не задумывается, зачем она и какие будут последствия. Он просто воюет и делает это с упоением. Людей, испытывающих органическую жажду убивать, он считает стоящими «на высшей ступени современного сознания»
1977: Александр Лазарев
Его Жадов - жгучий брюнет с безуминкой в глазах.
2017: Андрей Мерзликин
Андрей Мерзликин не раз играл людей в форме. Вот и сейчас сразу видно: оружие ему к лицу.
ЛИЗА РАСТОРГУЕВА
Толстой пишет о ней так: «красивая, рослая и румяная девушка, с близорукими, точно нарисованными глазами, и одевавшаяся с таким безвкусием, что ее ругали за это даже телегинские жильцы».
1977: Инна Гулая
Роль была маленькая и не оставила заметного следа в биографии этой замечательной и трагически ушедшей актрисы.
2017: Светлана Ходченкова
Как по-разному понимали безвкусный облик в семидесятые и понимают сейчас! Челка Ходченковой уже наделала шуму: мол, Светлана стала неузнаваемой.
АЛЕКСЕЙ БЕССОНОВ
Поэт-декадент, звезда тусовки футуристов. В мрачных стихах предрекает конец России. Сам гибнет от рук душевнобольного солдата, олицетворяя собой ненужную часть русской интеллигенции.
1977: Михаил Козаков
Его Бессонов высокомерен и малосимпатичен - такой и должна быть много возомнившая о себе интеллигенция.
2017: Антон Шагин
На первый взгляд Шагин («Стиляги», «Бесы») кажется куда более трагичным, чем Козаков. Кроме того, он откровенно смахивает на Александра Блока, а ведь Толстого всегда подозревали в том, что в образе Бессонова он вывел этого поэта.
Антон Шагин. Фото: Канал НТВ
ИВАН ТЕЛЕГИН
Инженер Балтийского завода. «У него было загорелое лицо, бритое и простоватое, и добрые синие глаза, должно быть, умные и твердые, когда нужно». Ключевой персонаж: он олицетворяет пробуждающуюся Россию.
1977: Юрий Соломин
До сих пор эту роль называют в числе главнейших в творческой биографии актера и режиссера. На момент окончания работы над картиной Соломину было 42 года.
2017: Леонид Бичевин
Актеру 31 год, и по возрасту он ближе к романному герою.
Бичевин - актер Театра им. Вахтангова, засветился в фильмах и сериалах «Груз 200», «Морфий», «Куприн».
Леонид Бичевин. Фото: Канал НТВ
ДАРЬЯ БУЛАВИНА
Романтичная натура. Влюбляется в инженера Балтийского завода Ивана Телегина, который впоследствии вступает в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии.
1977: Ирина Алферова
Первую свою настоящую роль Алферова получила, будучи студенткой выпускного курса ГИТИСа. Серьезного актерского опыта не было, всему училась прямо на съемочной площадке. 13 серий снимали 7 лет! А потом актриса проснулась знаменитой: не влюбиться в ее огромные глаза было невозможно.
За плечами Ани три десятка картин, одна из которых сделала ее знаменитой, - речь, конечно, об «Оттепели». Не помешает ли Ане профессионализм изобразить очаровательную Дашину наивность?
Анна Чиповская. Фото: Канал НТВ
ЕКАТЕРИНА БУЛАВИНА
Будучи замужем за адвокатом, изменяет ему с поэтом-декадентом Бессоновым. А потом влюбляется в царского офицера Вадима Рощина.
1977: Светлана Пенкина
Роль стала дипломной работой актрисы из Беларуси и прославила ее, как и Алферову, на весь Советский Союз. Снявшись еще в нескольких фильмах, Светлана вышла замуж за руководителя «Песняров» Владимира Мулявина и ушла из кино. Актрисы не стало буквально на днях, когда в Питере только-только начали снимать новый сериал по «Хождению по мукам». Ей было всего 65 лет.
2017: Юлия Снигирь
Звезда сериалов и кино ощутила вкус славы сполна. И царицу сыграла - Екатерину Великую, и даже в очередном «Крепком орешке» у самого Брюса Уиллиса эпизод.
Юлия Снигирь. Фото: Канал НТВ
ВАДИМ РОЩИН
Царский, а затем белогвардейский офицер. Образован и умен, влюблен в Катю. Горячий патриот, он возвращается с Первой мировой в состоянии глубокой растерянности: «Родины у нас уже нет. Великая Россия - теперь навоз под пашню». Изначально антипод Телегина, но затем принимает революцию.
1977: Михаил Ножкин
К моменту съемок актер уже был чрезвычайно знаменит (после «Ошибки резидента» и «Судьбы резидента» в первую очередь). Рефлексию Рощина Ножкин трактует как «вопрос смысла жизни»: «Важно защищать свои принципы. Ошибся - найти силы изменить их».
2017: Павел Трубинер
Его персонаж будет ухаживать за героиней Юлии Снигирь, что забавно: они уже работали в тандеме в сериале «Великая» (актриса играла Екатерину II, а Павел - Григория Орлова).
Павел Трубинер. Фото: Канал НТВ
ДОСЛОВНО
Режиссер Константин Худяков:
- Наш фильм - это не сокращенное изложение известного произведения, это история по мотивам книги. Я рад, что могу дотронуться до такого мощного произведения. Мне кажется, оно рифмуется с нашим временем. Проблемы выбора, которые стоят перед героями этого романа, - проблемы вечные.
3 НАИВНЫХ ВОПРОСА
1. О чем роман?
«Хождение по мукам» - это трилогия, у каждого из романов есть собственное название: «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Это эпопея о судьбах русских интеллигентов до революции, во время нее и после. В центре повествования, в частности, сестры Даша и Катя Булавины. В дальнейшем одна из них влюбляется в белого офицера, а другая - в красноармейца. Члены одной семьи разделены идеологическими противоречиями.
2. Кто написал?
Алексей Николаевич Толстой - автор «Приключений Буратино», «Аэлиты», «Гиперболоида инженера Гарина», романа «Петр Первый». Отчество мы указали, чтобы вы не путали писателя с Алексеем Константиновичем Толстым («Упырь», «Смерть вурдалака»). За трилогию в 1943 году Толстой был награжден Сталинской премией в размере 100 тыс. руб. (около 15 млн. руб. на сегодняшние деньги) и немедленно перевел их на строительство танка «Грозный».
3. Чем все кончилось?
Как ни странно, хеппи-эндом! Четверо главных героев (в новом сериале их играют Снигирь, Чиповская, Бичевин и Трубинер) выжили, полюбили новый строй всем сердцем и в феврале 1920 года воодушевленно слушают в холодном Большом театре доклад Глеба Кржижановского о плане ГОЭЛРО (по развитию народного хозяйства за счет электрофикации всей страны).
www.ural.kp.ru
Красота не гарантирует безоблачной семейной жизни — Ирина Алферова испытала это на себе. Секс-символ СССР, вечно молодая Констанция Бонасье, она обрела долгожданную любовь только после череды бед и потерь.
Закончился вечерний спектакль в любимом театре «Школа современной пьесы», Ирина вернулась домой. Сергея еще не было, в квартире царили тишина и безмятежность. Женщина любила такие моменты, когда можно побыть наедине с собой, чтобы потом с не меньшей радостью разделить вечер с любимым мужем. Ирина подошла к зеркалу — на нее смотрела уставшая, но счастливая и, несмотря на возраст — с ума сойти, ей уже 63 года! — все еще красивая женщина.
Она пристально вгляделась в свои морщинки. Нет, она их не стыдилась и не прятала. Вот эта появилась, когда она волновалась при поступлении в театральный, вот эта — когда услышала, что не годится в актрисы, те две морщинки — от бессонных ночей над колыбелью дочери, глубокая борозда на лбу стала заметна после потери сестры и первого мужа… Бед на ее долю выпало немало. Но и радостей тоже — она счастливая жена, мать, бабушка.
Рядом с Сергеем она обрела долгожданное семейное счастье. Все, чего только может пожелать женщина — любовь, внимание, восхищение, ощущение нужности, — ей дарит Сергей. Можно ли о чем-то еще мечтать? Да! О том, чтобы это никогда не заканчивалось, чтобы любить его каждый день как в первый раз, и конечно, чтобы он любил. Чтобы жить и остро ощущать происходящее. Чтобы было много ролей, чтобы весна и голубое небо!..
МЕЧТЫ О СЦЕНЕ
В какой-то момент Ирина, как по волшебству, увидела в зеркале себя той маленькой девочкой, которая еще только мечтала о сцене. Она загадывала на все подряд — если завтра получит пятерку, то все у нее получится, если папа похвалит, если мама придет с работы пораньше, если их «самодеятельный» спектакль пройдет успешно… Этих самых «получится» и «не получится» было примерно поровну, и дальнейшая судьба маленькой Ире была не ясна. Но она упорно шла к своей цели, заодно прихватив с собой сестру Таню — они участвовали во всех концертах, в самодеятельном театре. Их Академгородок в Новосибирске был наполнен культурными событиями: фестивали, концерты — есть где развернуться! Ясноглазая красавица Ира и пухленькая смешливая Танюша были в центре внимания мальчишек и, конечно, вызывали зависть и негодование других девчонок. Ира старалась стать как можно незаметнее, выработала в себе этакий «комплекс тихони». Вот и оборотная сторона красоты!
Ирина с грустной нежностью подумала о сестре — их профессиональные пути разошлись, Татьяна пошла по стопам родителей и стала юристом. Ей приходилось защищать самых отъявленных негодяев. Быть может, именно это ее сломило, утянуло в дурманящую алкогольную пучину? Для Ирины Татьяна всегда была самым близким, родным человеком. Их родители прожили нелегкую жизнь — прошли всю Великую Отечественную войну, потом выучились на юристов. Нормальный достаток, хорошая профессия, здоровые дети -казалось, ничто не может разрушить это счастье. Все рухнуло в один день: отец девочек попал под колеса поезда и лишился ног. После этого началась черная полоса в жизни семьи: мать ухаживала за мужем, дочки стеснялись своего отца, а тот с горя начал пить. Девочки, как могли, помогали матери, и это сближало их еще больше. Татьяны нет уже 14 лет, но не для Ирины. Она точно знает, какой совет дала бы ее сестра, как бы поддержала, ответила, утешила в трудные моменты.
Прожив в браке с Абдуловым семнадцать лет, Ирина поняла: он никогда не будет принадлежать только ей.
В старших классах Ирина всерьез занималась в театральной студии, поэтому по окончании школы решение было одно: в Москву, в ГИТИС. Первые годы дались ей нелегко — на этюдах никак не могла играть то, чего не чувствовала. Несмотря на советы педагогов отступиться, пока не поздно, и найти себя в другой профессии, Ирина не предала свою мечту. Закончила ГИТИС и была признана самой талантливой и перспективной выпускницей. Ирина не обманула ожиданий — сыграла роль Даши в «Хождении по мукам». Пять лет она жила этой ролью, ведь главным условием съемок было «никакого театра». Игра стоила свеч — на следующее утро после выхода телеэпопеи она проснулась знаменитой.
ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА
Первый опыт семейной жизни совпал с началом съемок и закончился с их окончанием. На первом курсе Ирина побывала на вечере национальной культуры в посольстве Болгарии. Там и познакомилась с Бойко Гюровым — сыном дипломата, успешным бизнесменом и автогонщиком.
Отношения были дружескими. Все изменилось после аварии на автогонках — Бойко сильно пострадал. Ирина часто его навещала, поддерживала. Как не влюбиться в такую умницу, красавицу, верного друга! Свадьба была шумной, веселой, бесшабашной, гуляли с размахом. А на следующий день Ирина уехала на съемки «Хождения по мукам». Бойко негодовал, злился, пытался ее остановить, но в итоге пришлось смириться. После съемок первой части они уехали в Болгарию, где и родилась дочка Ксюша. Жили в шикарном особняке, его родители тепло приняли Ирину, души не чаяли в прелестной маленькой внучке. Не жизнь, а сказка! Но не для актрисы: просторный солнечный дом казался ей душной золотой клеткой. Вернувшись в Москву на продолжение съемок, Алферова поняла, что в Болгарию больше не вернется.
После тяжелого, выматывающего разговора с мужем опустошенная Ирина получила развод, забрала Ксюшу и… А куда ей идти? Что делать? Ни жилья, ни прописки, ни денег. Дочку пришлось отвезти к маме в Новосибирск, а самой прорываться, искать свое место на подмостках московских театров. О новых романах Ирина не думала — какая любовь на голодный желудок! Все мысли были только о работе, о деньгах, которые нужно послать маме и дочке. А тут вдруг сам Марк Захаров, главный режиссер Ленкома, принял ее в свою знаменитую труппу.
Во время первого посещения театра Ирина посмотрела репетицию спектакля «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Она увидела на сцене главного героя и почувствовала, что пропала. Что это был за мужчина! Настоящий Грей из «Алых парусов»: страстный, мужественный, надежный. Глядя на него, Ирине вдруг захотелось жить, чувствовать, любить! Это был Александр Абдулов.
ПРАЗДНИКА НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ…
Однажды Александр и Ирина отправились вместе с театром в Ереван на гастроли. После спектакля они сидели вдвоем, любуясь закатом. И тут Абдулов неожиданно выпалил: «Ты выйдешь за меня замуж?» Алферова кокетливо бросила: «А ты пронеси меня на руках через парк, тогда отвечу!» Александр, словно пушинку, подхватил ее на руки и бегом помчался по аллеям. Редкие прохожие с удивлением, переходившим в восхищение, смотрели на красивую пару. Ирине — замкнутой, тихой, меланхоличной — казалось, что с Александром жизнь превратится в праздник. Его невероятная энергия, жизнелюбие, неуемная жажда деятельности били через край. Кроме того, Абдулов тепло принял Ксению: дал ей свое отчество, относился с отцовской нежностью и любовью. Он быстро нашел с девочкой общий язык. Долгие годы все считали, что Ксения — их общий ребенок.
Грустно признавать, что праздника не получилось… В театре все складывалось не очень благополучно. Красавица, талантливая и трудолюбивая, Ирина получала в лучшем случае вторые роли, а то и вовсе играла в массовке. Но она не отчаивалась, были успешные роли в кино — чего стоит Констанция!
У Александра кинокарьера развивалась постепенно, зато в театре он сразу стал звездой. Абдулов был идеалом мужчины: статный, с чувственным лицом, романтичный, с невероятной харизмой. Поклонницы заваливали его любовными письмами, дежурили у выхода из театра. В него влюблялись до самоотречения, а он… не мог устоять перед красивыми женщинами.
С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ
После выхода мелодрамы «С любимыми не расставайтесь» с Александром и Ириной в главных ролях пара была признана одной из самых красивых в стране. Их совместные фотографии печатали на открытках, календарях, в журналах. Это была массовая эйфория. Каждая девочка, девушка, женщина хотела быть похожей на Алферову и выйти замуж за Абдулова. Но ему всего этого было мало — он искал драйва: гонял на автомобиле, прыгал с парашютом. Когда адреналина все же не хватало, увлекся алкоголем и рулеткой. А где развлечения, там и женщины. Абдулова видели то с одной, то с другой красоткой. Ирина отказывалась верить, снова и снова упрямо повторяя: «Саша хороший!» А потом устала. Прожив в браке с Александром 17 лет, она поняла, что он никогда не будет принадлежать только ей. А делить любимого с другими женщинами не хотела.
После развода жизнь Ирины снова претерпела крах. Она абсолютно не понимала, как строить ее дальше. Ничто не радовало, ничего не хотелось. Спасительной соломинкой стал Сергей Мартынов, ее партнер по фильму «Звезда шерифа». По правде говоря, на съемки фильма она согласилась, только когда узнала, что сниматься будет именно он.
Познакомились они давно, еще в 1978 году в Минске, на пробах фильма «Братья Рико». Ирина пробы не прошла, и знакомство прервалось. И вот снова встреча. В этот момент и Ирина, и Сергей переживали сложный период: она все еще любила Александра и не оправилась после тяжелого разрыва, а Сергей стоял на перепутье — его жена вместе с детьми переехала в Лондон, а он не был уверен, что готов к ним присоединиться. Впервые Ирина встретила человека, с которым могла поговорить по душам. Сергей дал ей возможность выговориться и успокоиться, окружил такой защитой, заботой и любовью… Она вновь обрела жажду жизни, желание работать. Именно этого она ждала с самого детства, именно о таком чувстве мечтала! Но ни на минуту не забывала, что Сергей был женат, особых иллюзий не питала и готовилась к расставанию. Однако Сергей принял другое решение.
ВСЕ ПРОХОДИТ
После развода Ирина сохранила дружеские отношения с Александром. Ее театральная карьера почти угасла: актрису все меньше и меньше задействовали в спектаклях. И она решила было покинуть сцену. Тогда именно Александр выбивал для Ирины пусть небольшие, зато хорошо оплачиваемые роли в кино. А она поддерживала его в сложные моменты срывов. Когда Александр был болен (сильнейший тромбофлебит) и нуждался в деньгах, Ирина с готовностью приняла предложение выступать с ним в спектакле «Все проходит».
В начале 1990-х в телеэфир вышел клип Александра Серова на песню «Ты меня любишь». Видео получилось настолько чувственным, что Ирину тут же «записали» в любовницы популярного певца!
Но даже тогда, когда, казалось бы, ничто не может омрачить их жизнь, судьба преподнесла новые испытания. Сначала скоропостижно умерла бывшая жена Сергея, и Ирина приняла решение воспитывать их детей Настю и Сережу. Потом новый удар — умерла от цирроза печени ее сестра Татьяна. Алферова тяжело перенесла эту потерю. Она мучилась вопросом: может, это и ее вина — недоглядела, не поняла, что происходит с сестрой?.. Александра, сына Татьяны, Ирина усыновила. Теперь дети совсем взрослые. И все успешны. Настя с Сережей, получив в Лондоне высшее образование, живут и работают в Англии, Саша уже окончил юрфак. Ксюша успешна в актерской карьере, у нее замечательная семья — любимый муж Егор Бероев и чудесная дочка Евдокия.
Уже будучи женой Сергея, Ирина не раз думала об Александре и плакала. Не уйди она от него тогда, все сложилось бы иначе, и, конечно, Саша сейчас был бы жив. Как избавиться от этих мыслей? Сергей знал, что Ирина часто ходит на могилу Абдулова, но не ревновал ее к памяти о бывшем муже. Хотя можно только догадываться, что творилось у него на душе!
…Ирина долго стояла у зеркала, погруженная в воспоминания. Из оцепенения ее вывел стук входной двери. Она обернулась — перед ней стоял Сергей с огромным букетом цветов для самой любимой и красивой женщины на свете.
ДАРЬЯ БИОГРАФИЯ, Маргарита РУМЯНЦЕВА
со своего сайта.
daryabiography.ru
К тому моменту, как Ирина Ивановна получила роль Даши в этой 13-серийной телеэпопеи, она уже снялась в картинах «Серебряные трубы», «Алексеич» и «Учитель пения». Тем не менее, актриса рассказывает о съемках в «Хождении по мукам»: «У меня еще не было практического опыта, профессионализму училась на съемочнойплощадке. Когда после нескольких лет съемок я начала играть в театре, то не могла понять, почему в зале не видны мои слезы».
Согласно условиям режиссера Василия Ордынского, актриса параллельно со съемками не могла играть в театре. Но картина имела огромный успех, так что жертвы, на которые Ирина пошла ради роли, были оправданны.
Именно эта картина сделала Алфёрову настоящей любимицей зрителей. Хотя первоначально на роль Констанции режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич собирался взять Евгению Симонову, но руководство Госкино настояло на том, что эту романтическую героиню должна сыграть именно Ирина Алфёрова. Причем Георгий Эмильевич посчитал, что голос актрисы грубоват для такой возвышенной особы, как Констанция, и в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах» героиня Алфёровой говорит голосом Анастасии Вертинской.
Ирина Алферова и Михаил Боярский в фильме "Д’Артаньян и три мушкетера" 1979. Фото: кадр из фильмаВ этой картине Ирина сыграла с мужем Александром Абдуловым. В конце фильма есть эпизод, когда после развода с Митей Катя попадает в больницу. Ее тихую, с потухшими глазами навещает бывший муж. когда свидание подходит к концу, она кричит, захлебываясь рыданиями: «Я скучаю по тебе, Митя!». Ирина Ивановна сыграла трагедию развода бывших влюбленных так, что зрители рыдали в кинозалах, но утешали себя: «А вот у реальных Абдулова и Алфёровой так никогда не случится!» Когда в 1993 году стало известно, что звездная пара развелась, зрители долго не могли поверить: «Не может быть! Такая красивая пара!». Как будто красота - это гарантия семейного счастья...
Ирина Алфёрова с Александром Абдуловым в фильме "С любимыми не расставайтесь" (1979). Фото: кадр из фильма
В 1990 году Ирина Алфёрова снялась в клипе певца Александра Серова на песню «Еще раз о любви...» («Ты меня любишь, лепишь, творишь, малюешь!»). Дуэт Серова и Алфёровой, изображавших влюбленных, оказался столь правдоподобным, что все поверили в их чувства. Немедленно поползли слухи о романе артистки и исполнителя. «Нам с Алфёровой люди почему-то хотя никакой особой фишки мы не придумывали. Ну, рояль разве что сожгли. А реальная правда в том, что Ирина Ивановна, послушав песню, поначалу очень не хотела сниматься. Признаюсь, мы с Игорем Крутым сильно огорчились. Потом был еще один повод пообщаться, когда я подвозил Алфёрову из театра до дома. Поставил кассету с этой песней. Видно было, как Ирина Ивановна увлеклась, размякла. Стоим в пробке. Народ из автомобилей на нас таращится: «Смотри, смотри, Серов. И с ним Алфёрова». И Ирина неожиданно согласилась сниматься. Видно, эмоции и чувства нахлынули. Знаю, что к тому моменту у нее начались какие-то проблемы в личной жизни с Абдуловым. Но никаких поползновений с моей стороны в ее сторону не было. Отношения были корректные и чистые. И то, что народ нас поженил, спасибо ему, конечно, большое».
Ирина Алферова с Александром Серовым в клипе на песню "Еще раз о любви" (1990). Фото: кадр из клипаЗдесь режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков предложили Алфёровой не тривиальную роль – коварной изменщицы - томной, несколько отстраненной от жизни женщины, презирающей как любовника, так и мужа. Владимир Краснопольский рассказал об этой роли Ирины Ивановны: «Она снималась у нас и в картине «Ночные забавы», где, я считаю, сыграла одну из лучших своих ролей!»
Ирина Алферова в фильме "Ночные забавы" (1991). Фото: кадр из фильма
Следующая совместная работа Алфёровой и двух режиссеров Краснопольского и Ускова - в российско-германской картине «Ермак». Принято считать, что эта лента максимально точно воспроизводит атмосферу, быт и нравы того времени: кровопролитные бои, ужасы пыточной камеры, коварные убийства. Фильм рассказывает историю любви Ермака к загадочной Алене, ставшей наложницей хана Кучума. Роль Алены стала одной из немногих заметных ролей Ирины Алфёровой в кино в 90-е годы прошлого века
Ирина Алферова с фильме "Ермак" (1996). Фото: кадр из фильма
Пригласить в картину Александра Абдулова вместе с Ириной Алфёровой, да еще чтобы они играли любовь — это, конечно, была большая авантюра со стороны режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Актеры к тому времени уже 13 лет как развелись, и у обоих давно были другие семьи. Но какая интрига для зрителей! Режиссер Краснопольский рассказывал, что долго готовился к разговору с Абдуловым и, наконец, решился: «Как ты смотришь на то, чтобы твоей партнершей в «Капкане» была Ира Алфёрова?» Он не колебался ни секунды! Только спросил: «А она согласна?» Тогда я позвонил Ирине, — рассказывает режиссер Владимир Краснопольский. — «Ирочка, я к тебе с предложением. Мы с Валерой Усковым запускаемся с новой картиной, там очень любопытная главная женская роль. Только вот понравится ли тебе партнер?» — «Кто ж такой?» — «Блестящий актер, которому должна соответствовать блестящая актриса… Саша Абдулов!» И повторилась та же история: Ира обрадовалась и задала ровно тот же вопрос: «А он согласен?» Потом мы немного поговорили с ней о сценарии. Я сказал: «Пришлю тебе прочесть, и тогда ты окончательно решишь». — «Да я уже решила. Раз Сашка играет, я тоже буду!»
Ирина Алферова с фильме "Капкан" (2007). Фото: кадр из фильма
kinoistoria.ru
Одна из самых красивых актрис советского кинематографа, звезда сериала «Хождение по мукам», фильмов «С любимыми не расставайтесь» и «Предчувствие любви». Чувственная и сексапильная Констанция Бонасье. Женский идеал и секс-символ 70-х и 80-х годов.
1. Мечты о сцене
Ирина Алфёрова родилась в Новосибирске в семье юристов, однако с самого детства мечтала о сцене. В школьные годы она ходила в театральную студию при Доме ученых в Академгородке и когда получила аттестат, уже твердо знала, что хочет стать настоящей актрисой. По совету руководителя студии Алфёрова поехала в Москву, где с первой же попытки поступила в ГИТИС. Она училась на курсе Владимира Дудина.
В первые годы учебы Ирина не слишком выделялась актерской игрой на фоне своих сокурсников. Зато она была одной из самых красивых девушек курса. А к окончанию института наладилось и с творчеством. Когда в 1972 году Алфёрова оканчивала ГИТИС, она уже была приглашена на одну из главных ролей в эпическом телесериале «Хождение по мукам».
2. Семья или призвание
Впрочем, переезд в Москву и учёба в ГИТИСе открыли для Алфёровой не только профессиональные перспективы, но и значительно изменили её личную жизнь. Юная актриса на первом курсе института познакомилась со студентом МГИМО Бойко Гюровым, который был сыном болгарского посла. Ещё до окончания института Алфёрова вышла замуж, а получив диплом, уехала с мужем на его родину. В 1974 году у пары родилась дочь Ксения.
Однако в то же время Алфёрова снималась в сериале «Хождение по мукам», поэтому часто бывала в Москве. За время работы над фильмом она поняла, что не готова оставить карьеру и полностью посвятить себя семье, как требовал муж. После окончания съемок Алфёрова ушла от мужа и вместе с дочерью вернулась на родину, решив, что продолжит сниматься в кино.
3. Хождение по мукам
Ещё будучи студенткой Алфёрова получила роль Даши в сериале «Хождение по мукам» по одноимённой трилогии Алексея Толстого. Картину снимали 5 лет, и режиссер Василий Ордынский поставил начинающей актрисе условия – она не должна была играть в театре, пока работает над фильмом. Алфёрова согласилась, ведь не каждый день дебютантке выпадает возможность сыграть сразу такую большую роль.
«Хождение по мукам» для Алфёровой стали своего рода вторыми университетами. На съемочной площадке сериала театральная актриса училась работать в необычных для себя условиях и играть на камеру, а масштаб личности её героини давал необыкновенно интересный материал – было что играть.
История любви на фоне войн и революций захватила зрителей. Роль Даши принесла актрисе известность и сделала её любимицей всей страны. Критики отмечают, что дебютная роль Алфёровой так и осталась едва ли не лучшей в её карьере. В дальнейшем в её актёрской судьбе не случилось таких же драматически насыщенных и глубоких ролей. Алфёровой, к примеру, часто приходилось играть в мелодрамах, насыщенных излишним психологизмом и бытовыми деталями, в то время, как фактура актрисы требовала эпического действия.
«Может быть, ей лучше было бы расцвести в те времена, когда в актрисах ценили возвышенность – во времена Греты Гарбо, например», – говорил кинокритик Виктор Матизен. Он же замечал, что возможно, «не будь Алферова такой красавицей, ее актерский талант был бы больше оценен и более продуктивно использован».
4. Красавица
Впрочем, хотя роль Даши и стала важнейшей в карьере Алфёровой, были и другие. Например, роль Констанции Бонасье в экранизации «Трёх мушкетеров». Во многом, именно после этой работы Алфёрова и стала восприниматься как первая красавица советского киноэкрана. Живая, чувственная и сексуальная Констанция в лице Ирины Алфёровой покорила сердца зрителей.
Алфёрова необыкновенно женственна, красива и фотогенична. В ней есть что-то монументальное – сразу видно, что кинозвезда. И хотя далеко не всегда материал предлагаемых ролей позволял реализовать весь актёрский потенциал, Алфёрова создала множество ярких женских образов в рамках жанра мелодрамы.
Популярностью пользовались картины «С любимыми не расставайтесь», «Незваный друг», «Мужество», «Предчувствие любви». На протяжении двух десятилетий Ирина Алфёрова была одной из самых популярных советских актрис. Она ярче других воплощала на экране идеал женственности и красоты, хотя кажется, и сама время от времени этим тяготилась.
Известно, что когда Алфёрова работала над ролью в фильме «Мужество», она стремилась, чтобы её героиня, архитектор Клара, казалась менее привлекательной. А в фильме «Предчувствие любви» актриса и вовсе сыграла скромную девушку Елену, по замыслу «далеко не красавицу». Однако даже когда Алфёрова отыгрывает типаж дурнушки, скрыть свою красоту она не в силах.
5. Звёздная пара
После завершения съемок в «Хождениях по мукам» Алфёрова получила предложение от театра Ленком. Но её театральная карьера складывалась не очень удачно. В основном приходилось играть второстепенные и эпизодические роли. Зато сцена Ленкома подарила Алфёровой одного из главных мужчин в её жизни – Александра Абдулова.
Ирина рассказывала, что познакомилась с ним, когда впервые пришла в Ленком, и влюбилась буквально с первого взгляда. «А потом увидела на сцене главного героя, его огромную руку, скользящую по партнерше, и будто растворилась в этом образе. В энергии, исходящей от этой руки, было всё: и страсть, и надёжность, и что-то такое, что мне было нужно в этой жизни. Так что в своего будущего мужа я влюбилась в первую же секунду. Мне вообще нравятся мужчины, подобные Грею в «Алых парусах», способные удивлять, дарить мечту, предвосхищать желания. Как раз таким человеком был Саша Абдулов», – вспоминала актриса впоследствии.
Абдулов и Алфёрова быстро сошлись и вскоре поженились. В 1979 году они сыграли вместе в картине «С любимыми не расставайтесь» и сразу же стали самой яркой звёздной парой в СССР. Еще через несколько лет актёры вновь поработали вместе в картине «Предчувствие любви».
Брак был счастливым, и за ним наблюдала вся страна. Пресса охотно писала про жизнь звёздной пары, сделав из неё образцовую артистическую семью. Но в 1993 году красивая история любви закончилась. После 16 лет брака актеры расстались. Впрочем, без ссор и излишних драм, и даже оставшись друзьями.
Абдулов, несмотря на все последующие женитьбы и отношения, считал Ирину и её дочь от первого брака Ксению своей семьей, даже когда перестал жить с ними. Ирина отвечала бывшему мужу взаимностью и с уважением и теплотой отзывалась об Абдулове. Со временем актёры стали общаться как старые друзья, а их знакомые и коллеги замечали, что даже спустя много лет после развода Алфёрова и Абдулов при встрече разговаривают друг с другом так, словно до сих пор женаты.
6. Мама
И всё же Алфёрова тяжело переживала расставание с Александром Абдуловым. Привычная жизнь рухнула, и что делать дальше актриса не знала. От отчаяния её спас актёр Сергей Мартынов, с которым она вместе снималась в фильме «Звезда шерифа». Сергей и Ирина уже были знакомы раньше и симпатизировали друг другу. Совместная работа их сблизила ещё сильнее, и, хотя Мартынов был женат, вскоре он ушёл к Ирине.
«Сергей дал мне возможность выговориться и успокоиться, окружил меня такой защитой, заботой и любовью, о которой я и мечтать не могла. Я правда была на грани нервного истощения, любое неаккуратное слово приводило меня в слезы. Мне очень повезло — Бог все-таки наградил меня отношениями с этим мужчиной», – вспоминала Алфёрова.
Но новое замужество обернулась не только нежными и трогательными отношениями с новым мужчиной. Через несколько лет умерла бывшая жена Сергея, и Алфёрова неожиданно стала многодетной матерью. Она взяла на себя воспитание детей Мартынова от первого брака – дочери Анастасии и сына Сергея.
«Я опять научилась рано вставать, вспомнила, что такое родительские собрания, стала больше проводить времени на кухне, за стиркой, уборкой», – рассказывала актриса. Потом случилась ещё одна трагедия – умерла сестра Ирины Татьяна, и актриса усыновила её сына Александра.
Ирина блестяще справилась с ролью матери, при этом она не оставила и актёрской карьеры, став в начале 90-х одной из ведущих актрис театра «Школа современной пьесы». До сих пор Алфёрова регулярно играет на театральной сцене и время от времени снимается в кино.
Источник
polonsil.ru
© «Совершенно секретно» №02 2000г., Татьяна СЕКРИДОВА Хождение по мукам или «Счастливый билет» Ирины Алферовой
Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ В течение пятнадцати лет я общалась с Ириной Алферовой. До развода с Александром Абдуловым это была красивая, милая, обаятельная молодая женщина, разговорчивая, внешне эмоциональная, но вот внутренне... Райская птица в золотой клетке. В конце восьмидесятых мы беседовали с ней в ленкомовском фойе, и меня не покидало ощущение, что ей здесь не очень-то комфортно. Когда мы расставались, она выпорхнула из служебного подъезда театра и легким взмахом руки остановила проезжавшее мимо такси... Тогда собственная машина была только у ее мужа, хотя их звездный статус и материальное положение вполне позволяли и ей иметь авто. Совсем другим человеком Ирина показалась мне в начале девяносто третьего, спустя несколько месяцев после развода. Она вся светилась и фонтанировала счастьем. К тому же приехала на машине и за рулем сидела сама.
|
www.irinaalferova.narod.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»