Встречать гостей хлебом и солью: как появился этот обычай. Встречать с хлебом солью


Встречать гостей хлебом и солью: как появился этот обычай

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе.

Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия. Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда. Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному. Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой. Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать. В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота. В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы. Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях. В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку. Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Читайте также:

mt.cyrillitsa.ru

Почему принято встречать хлебом солью? Хлеб понятно человек с дороги голодный А соль что бы встреча медом не казалась?

Традиция! «Каравай» . Всегда молодожёнов встречали родители с караваем и солью. Почему? Этот ритуал свои корни ведет ещё от древней цивилизации Египта. Древние египтяне настолько боготворили хлеб, что обозначали в письме его тем же иероглифом, что и золото. И это не случайно. Ведь хлеб символ изобилия и материального благополучия. Ароматный каравай на столе означал постоянную готовность к приёму гостей. был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. Ломоть хлеба клали в колыбель для защиты младенца, -брали с собой в дорогу — чтобы охранял. Буханка хлеба, каждый кусок и даже крошка воплощали судьбу человека. Считалось, что от обращения с ними зависят сила, здоровье и удача. К хлебу всегда относились трепетно, с уважением. Его сажали в печь в тишине. Пока он там находился, громко не разговаривали, не мели пол. В противном случае он «испугается» , начнет «капризничать» и не удастся. Поэтому не случайно молодожёнов встречают хлебом и солью. Но в этом случае особенным хлебом — КАРАВАЕМ! Каравай обязательно украшают колосьями пшеницы, олицетворяющей благополучие и достаток в семье. На каравае всегда выпекают листья калины — символ детородности семьи. И не случайно каравай украшают двумя сплетёнными кольцами, как символы верности друг другу. Кольцо не имеет ни начала, ни конца. Это символ бесконечности, вечной любви. Давая обет верности, друг другу, молодые обмениваются кольцами.

Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдешь! » В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, «ино вместо вражды дружба» . Самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль» . «Хлебосольством» доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении гостя.

Этикетной формуле «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: «хлеб да соль» , каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи» . По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак ее окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло» .

otvet.mail.ru

а с хлебом, солью, провожают? или только встречают?)

Издавна существовала традиция встречать хлебом солью молодоженов. Обряд «хлеб-соль» - это древняя традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома. Обычно молодых встречали с караваем - "хлебом" и солью. Эта традиция берет начало с далеких времен. Раньше было принято, чтобы новоиспеченная жена непременно жила в доме супруга. Дома раньше были большие, вместительные, и поэтому места было всем предостаточно. И молодожены жили вместе с семьей жениха.

Сам обряд проходил следующим образом. Сразу после венчания, молодожены ехали в дом жениха. Там их встречали родители жениха с хлебом и солью. Таким образом они приветствовали молодых у себя дома как новых жильцов.

Кроме каравая с солью, родители жениха держали в руках икону. Когда молодые подходили к ним, они благословляли их иконой и предлагали отведать хлеба с солью. По поверью, кто откусит больший кусок, тот и будет в доме хозяином. Откусывать каравай надо без помощи рук.

В наши дни эта традиция зачастую используется просто как очередной конкурс.

Сейчас родители жениха встречают молодых с хлебом и солью как правило в ресторане, так как ехать после ЗАГСа в дом жениха, а потом в ресторан не очень удобно.

Родителям жениха необходимо заранее позаботиться о приобретении каравая для популярного обряда «хлеб-соль» . Для каравая необходимо приготовить еще и рушник - расшитое полотенце, на которое кладется каравай.

По традиции встречать хлебом-солью, после того, как молодожены откусили от каравая, следует матери жениха завернуть его и спрятать. А после свадьбы каравай нужно отнести в церковь и оставить там для пожертвований. Считается, что тогда в молодой семье будет лад.

Если же вы не верите в приметы, то можно провести еще одно испытание: молодожены должны разломить каравай пополам и идти угощать гостей каждый со своей половиной. Кто из молодоженов справится быстрее с заданием, и будет в семье кормильцем.

otvet.mail.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *