План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Тема: " Беседа о хлебе". Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Занятие старшая группа хлеб


План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД «Хлеб - всему голова» | скачать бесплатно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дамырак» с.Самагалдай

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области

«познавательное развитие»

Тема: «Хлеб - всему голова»

для детей старшей группы

                                                                                         Составила воспитатель:

 Кокуу Чейнеш Юрьевна

Самагалдай 2017

Непосредственная образовательная деятельностьв старшей группе.

Тема: «Хлеб – всему голова»

Цель: формировать у детей бережное отношение к хлебу.

Задачи: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения; закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продукт питания; воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Технологии НОД: проектная деятельность, игровая деятельность,  исследовательская деятельность.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук,презентация «Хлеб- всему голова», хлебобулочные изделия (мука, булочки, печенье, рулет, тесто, баранка), мяч.

Предварительная работа:

Деятельность педагога: игровая развивающая среда по теме НОД, составление презентации на тему: «Хлеб – всему голова».

Деятельность педагога с детьми: рассматривание слайдовых презентаций о выращивания хлеба.

Формы организации совместной деятельности: беседа, игровая деятельность, самостоятельная творческая продуктивная деятельность, самоанализ.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Организационный момент:

Собрались все дети в круг.

Я- твой друг, и ты – мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Доброе утро! А вот о чем мы будем сейчас говорить, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

-Да, конечно, же – это хлеб. Сегодня мы будем говорить о хлебе.

- А почему говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей).

- Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, чай ссахаром). А что ели вчера на ужине? (Каша с молоком,  хлеб чай). А что вы кушаете на обед? (Суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб).

- Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин?

- Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на вашем столе.

- Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?  (ответы детей).

-Дети, у меня для вас сюрприз. (Воспитатель вносит поднос с хлебобулочными изделиями накрытый салфеткой).

- Как вы думаете, что у меня на подносе? (Ответы детей). А как одним словом мы можем назвать эти изделия?

- Не знаете? Они называется хлебобулочные изделия, повторите все вместе.

- Назовите хлебобулочные изделия, которые вы видите (батон, баранка, каравай, булочка, пирожок, печенье, сухари). Вот как много хлебобулочных  изделий!

- Ребята, а как к ним нужно относиться? К хлебу нужно относиться бережно.

- Ребята, а хлебобулочные изделия одинаковой формы? (ответы детей).

- Я предлагаю вам подойти по одному к столу, взять любое хлебобулочное изделие: назвать его и сказать какой оно формы. (например:хлеб – прямоугольной формы).

- Умники, вы у меня.

- А теперь, я предлагаю вам встать в круг.

Дидактическая игра: «Какой он наш хлеб?»

- Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб? (вкусный, мягкий, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

(Дети передают по кругу хлеб, при этом называют какой он).

- Молодцы, садитесь, да конечно, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

- Ребята, а кто знает, как к нам на стол попадет хлеб? (Ответы детей).

- Конечно, же, его покупают в магазине.

- А, как хлеб попал в магазин? Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

- Хлеб пекут из муки.

- А, из чего ее получают? (Ответы детей).

- Правильно, из зерен. Чтобы получить из зерен муки, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить зерно, потом собрать урожай. Этим  занимаются хлеборобы.

- Ребята, так что такие хлеборобы? (Ответы детей).

- Хлеборобы – это люди, которые выращивают хлеб.

- Наступила весна. Снег сошел.

- Какие машины выходят на поля? Кто ведет эти машины? (Ответы детей).

- У тракториста  много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – подготовить теплую постель для зерен.

- Какими семенами засеивают поля?  Ребята, посмотрите на картинке, что показано?  Кто знает, что это за зернышко? (пшеница, кукуруза, ячмень).

Физкультминутка «Оладушки».

- Ой, ладушки – ладушки

Мы печем оладушки (хлопки ладонями).

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно (имитирует помешивание по кругу).

Тесто выпало на стол,

Тесто шлепнулось на пол (присели)

Тесто убежало,

Начинай сначала (легкий бег).

- Быстро прорастаютсемена, тянутся зелеными стебельками к солнышку.

Чтобы вырастить хороший урожай, хлеборобы внимательно следят за всходами.Вот и созрело наше зерно и превратилось в…? (ответы детей)

(картинка «хлебное поле»). После того, как колосья вырастут, их убирают с помощью специальных машин. Как они называются?(картинка «Комбайн»)

Комбайн срезает колосья  и достает из них зерна – молотит и потом эти зерна по трубе высыпаются в грузовые машины. Грузовики везут зерно на зернохранилище, там зерно сушат и хранят. После этого зерна везут на мельницу, чтобы перемолоть их в муку (картинка «мельница»).

- Сейчас я вам дам потрогать муку, а вы скажете, какая она на ощупь (рассыпчатая, чуть клейкая, мелкая).После муку с мельницы отправляют в пекарню. Что делает пекарь?

- Пекарь из муки делает тесто и печет хлебобулочные изделия. В пекарне стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины вымешивают тесто для хлебобулочных изделий.

Игра «Скажи правильно» (с мячом)

- Назови хлеб ласково (хлебушек).

-Крошки хлеба, какие (хлебные)

-Посуда для хлеба (хлебница)

-Кто выращивает хлеб (хлебороб)

-Кто печет хлеб (хлебопек)

-Как называются изделия из теста (хлебобулочные изделия).

- Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

- Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?

  • Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
  • Хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье.
  • Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если случайно роняли хлеб на пол, его поднимали и просили прощения за это.
  • Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?

  • Хлеб – всему голова.
  • Без хлеба – нет обеда.
  • Хлеб – батюшка, а вода – матушка.
  • Береги хлеб для еды,  а деньги для беды
  • Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Практическая работа с тестом.

- Ребята, я принесла вам тесто с пекарни. Я раздам каждому по кусочку теста, а вы сделаете из него шарики и поместите их в форму для баранки (дети работают с тестом ).

- Молодцы, какие ровные и красивые у вас получились шарики. Мы их сейчас отдадим на кухню нашему повару, она нам испечет баранки. После того как они испекутся, мы их обязательно попробуем.

 Итог.

- Ну вот, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

nsportal.ru

Конспект занятия в старшей группе по теме "Хлеб всему голова"

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Откуда хлеб пришёл».

Программное содержание:Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.

Задачи:

Образовательная: Показать детям, что хлеб - ценный продукт, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Развивающая: Развитие внимания, памяти и мышления, словесной устной речи.

Воспитательная: Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих выращивании и в производстве хлеба; бережное отношение к хлебу.

Словарная работа: агроном, комбайн, остья, жатва, элеватор, хлебобулочные изделия.

Билингвальный компонент: сәлемет сіздірме қонақтар-здравствуйте, гости; нан-

хлеб , ақ- белый, қара – чёрный, дәмді – вкусный, үн – мука, тұз- соль, су- вода , жұмыртқа –яйца, ашытқы – дрожжи, қант - cахар.

Предварительная работа:Беседа о сборе урожая хлеба; Рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений по теме; заучивание пословиц, рассматривание колосьев пшеницы; размол на кофемолке зёрен пшеницы; посев пшеничных зёрен.Ход занятия:Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

( Дети вместе с воспитателем стоят полукругом)

- Сәлемет сіздірме қонақтар!

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: - Доброе утро!

-Доброе утро - солнцу и птицам

-Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

-Сегодня мы с вами побеседуем, а о чём попробуйте догадаться:Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый. Дети:- Хлеб.

Воспитатель:Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.Дидактическая игра «Какой хлеб?»Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, ақ- белый, қара – чёрный, дәмді – вкусный)Воспитатель: - Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Мы кушаем его каждый день и в детском саду, и дома.Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? Дети:Хлеб покупают в магазине.Воспитатель: А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?Дети:Его пекут из муки.Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?Дети:Муку получают из зёрен.Воспитатель: Правильно, из зёрен. Давайте проследим путь зёрнышка до хлеба. Пройдёмте на стульчики к нашему экрану.

Воспитатель: Мы с вами тоже посеяли в группе пшеничку. Как вы думаете вырастут ли колоски, получится ли у нас собрать зёрна?

Дети: Нет, потому, что в группе мало солнца, и в земли в горшке растениям не хватает.

Воспитатель:

Поэтому, хлеборобы пшеницу сеют на просторных полях, где много солнца и земли.Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …Дети:- Управляет трактором тракторист.Воспитатель: (СЛАЙД 1)Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.Поле вспахано, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?

Дети: В земле нужно разбить комки, разрыхлить, размять её.

Воспитатель: (СЛАЙД 2)Землю рыхлят бороной. Её можно сравнить с большой железной расчёской, которая разбивает комья.

(СЛАЙД 3) Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся. 

Воспитатель: (СЛАЙД 4) Все лето созревают зёрна в колосьях. За будущим урожаем тщательно следит агроном (дети повторяют слово хором и индивидуально), он следит за здоровьем растений, оберегает их от вредителей.

(СЛАЙД 5)Ну вот, зёрна созрели в колосьях. Поле в это время очень красивое.

-Давайте рассмотрим колос, из чего же он состоит? Показ колоска.

Дети: Колосок состоит из зёрнышек, покрытых чешуйками, усиков-остьев, стебелька - соломы.

Воспитатель:

-Правильно, ребята, посмотрите на колосья настоящие, с поля. Обратите внимание, что у пшенички остья- короткие, а у ячменя – длинные.

(СЛАЙД 6)- Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? Дети: На комбайне работает комбайнёр.Воспитатель: Что же делает комбайн?Дети:Он собирает колосья.Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Давайте посмотрим видео.

(7 ВИДЕО)

-Далее машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна.

Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор.

(Дети встают перед стульчиками)

Ой, а что случилось, почему наша машина не едет? Ребята, да у неё же спущены колёса, возьмём насос и накачаем их.

(Дыхательная гимнастика Стрельниковой «Насос»).

Ну что, поехали! Ехали, ехали,

На кочку наехали

С горки съехали

На элеватор приехали.

(СЛАЙД 8) Воспитатель: на элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно.

- А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?Дети:На мельницу. Воспитатель: (СЛАЙД 9)Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?Дети:На хлебозавод, пекарню. Воспитатель: (СЛАЙД10)

Правильно. На хлебозаводе пекари сначала замешивают тесто.

Ребята, а кто из вас видел, как мама делает тесто ?

Дети: - Мама использует үн – мука, тұз- соль, су- вода , жұмыртқа –яйца, ашытқы – дрожжи, қант - cахар.

«Замесим тесто»

Ой, ладошки-ладушки.

 Мы печём оладушки

 /хлопки ладонями/

Замесили тесто,

 Тесту мало места

 /имитируют помешивание по кругу/

Тесто выпало на стол,

 Тесто шлёпнулось на пол

 /присели/

Тесто убежало

 Начинай сначала.

 /лёгкий бег на месте/

Воспитатель:

-А сейчас давайте покажем сценку про тесто для наших гостей.

Сценка – сюрприз «Тесто».

Входят Дед и Баба, несут кастрюлю, ставят её на пол или на стол и начинают месить тесто. Затем вытирают пот со лба и садятся на скамеечку под дерево.

Ведущий ребёнок: Замесили бабка и дедка тесто и сели ждать, пока тесто поднимется.

Тесто было бело,

Дулось и пыхтело,

Фыркало, шипело,

Тесто песню пело.

Тесто (вылезая из кастрюли):

Уползу я из кастрюли,

Я не буду пирогом.

Не хочу я быть ватрушкой

Иль пампушкой с творогом.

Бабка (пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю):

Стой, стой, не беги,

Я спеку пироги.

Будешь ты с начинкой,

С ягодкой  - малинкой.

Будешь кулебякой

Кренделёчком с маком.

Ведущий: Отвечает бабке тесто…

Тесто (вываливается из кастрюли на пол, затем встаёт во весь рост):

Мне в кастрюльке мало места.

Мне в кастрюльке стало тесно.

В печку лезть не интересно!

Ведущий: На пороге свинка,

Розовая спинка.

Свинка хрюкает, визжит,

К тесту белому спешит.

( Свинка подбегает к тесту).

Тесто: Ты меня не трогай,

Подожди немного.

Буду я с начинкой,

С ягодкой – малинкой.

Буду кулебякой

Кренделёчком с маком.

Свинка: Мне не нужен мак,

Съем тебя и так. (Свинка бегает за Тестом).

Тесто: Ой, спасите, пропаду!

Ой, спасите, караул!

Бабка с дедкой:

Будешь ты с начинкой,

С ягодкой – малинкой?

Тесто: Буду!

Бабка с Дедом:

Будешь кулебякой

Кренделёчком с маком.

Тесто: Буду!

Я хочу быть пирогом

Вкусным, ароматным.

Угостите всех детей

Булочками с маком!

(Дед с Бабкой уводят Тесто в дом).

Воспитатель: ( СЛАЙД 11)-Дома мы приготавливаем тесто в маленьких ёмкостях. А вот на хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.

(СЛАЙД12)И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.

(СЛАЙД 13)Хлеб готов - пора его везти в магазины. (СЛАЙД 14)

-А что еще пекут из муки кроме хлеба?Дети:- Булочки, печенье, торты, пироги, сухари…Воспитатель: - А как все эти продукты называются одним словом?Дети:Хлебобулочные изделия.Воспитатель: - Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Чтобы на нашем столе всегда был свежий  душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди разных профессий. Работа эта трудная тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться бережно. Ведь не зря говорят, что хлеб – всему голова! Хлеб, раньше, в старину называли «жито», от слова «жить». По старинному русскому обычаю,   нечаянно выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно обтереть,  попросить у него прощения.

Игра «Своё место»

-Длинный путь хлеба от поля до нашего стола, давайте     расскажем об этом. Возьмите карточки – схемы, они вам помогут правильно составить рассказ.

На карточках изображен труд хлеборобов: 1тракторист пашет землю, 2агроном проверяет колосья,3 комбайны жнут и обмолачивают хлеб, 4машины увозят зерно на элеватор, 5на мельнице перемалывают зёрна в муку, 6 пекари замешивают тесто, выпекают хлебобулочные изделия.

Воспитатель: - Давайте-ка проверим, правильно ли вы определили последовательность.

Да не сразу стали зёрна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

1. Пришла горячая пора — пора больших забот.

Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.

2. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки взлелеял агроном.

3. Хлеб созрел.

В полях моторы песню жатвы завели,

В степь выводят комбайнёры

Полевые корабли.

4. Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машины

И спешит на элеватор.

5. Едет хлеб на мельницу,

Мельницу — чудесницу.

Там муку смололи из зерна

На хлебозавод отправилась она.

6.Здесь пекарь постараться смог:

Такие булки вкусные испёк!

7.В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Воспитатель:

-Почему ты занял первое место в цепочке?

-Как агроном ухаживает за посевами?

-Как называется время уборки урожая?

-Что делают с зерном на элеваторе?

-Для чего нужна мельница?

-Что делают в пекарне?

Собрать иллюстрации.

-Как нужно относиться к хлебу.

-Давайте повторим наше «золотое» правило обращения к хлебу.

Хлеба к обеду в меру бери,

Хлеб - наша ценность, им не сори!

Исполняется «Гимн хлеба»

Воспитатель вносит на рушнике каравай хлеба и читает стихотворение С.Дрожжина "Каравай"

Вот он, хлебушек душистый, Вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло. В нём земли родные соки,

Солнца свет весёлый в нём…

Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

Воспитатель предлагает детям съесть по кусочку каравая.

infourok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект интегрированного занятия для старшей группы "Откуда к нам хлеб пришел?" | скачать бесплатно

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Откуда  к нам на стол хлеб пришел?»

Выполнила: Ждамарова  Елена Ивановна

воспитатель МБДОУ детский сад №8 «Солнышко»

почтовый адрес: 652420 Кемеровская область, город Березовский

улица 40 лет Октября ,дом 26

контактный телефон: 89516157676

8(384-45)31215

Программные задачи:

Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с профессией пекаря.

Развивающие задачи:Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Воспитательные задачи:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».

Словарь:

Пекарь, трактор, комбайн, мельница, булочка, овсяное, ржаное, пшеничное, мягкое, пушистое, податливое, ароматный, аппетитный.

Оборудование:

Для педагога: ИКТ, презентация «Откуда к нам на стол хлеб пришел», магнитофон, запись песен о хлебе, каравай, мука, влажные салфетки, кисточки  для  смазывания теста, вода, полотенца каждому ребенку.

Для детей: зерна, розетки на каждого ребенка, колосья, тесто, доски разделочные, влажные салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание колоска;

Рассматривание картины И.Шишкина «Рожь»;

Экскурсия на кухню;

Чтение сказки «Колосок»;

Опробование хлебобулочных изделий;

Чтение стихотворения С.Погореловского «В каждый дом, на каждый стол»  

Рассматривание картины И.Машкова «Снедь Московская: хлебы»;

Прослушивание русской народной песни «Как у наших у ворот»;

Разучивание слов и мелодии песни – хоровода «Лады, лады, ладушки»;

Ходьба в хороводе легким, равномерным шагом, соответствуя ритмическому рисунку песни;

Знакомство с хороводной игрой, разучивание слов, движений;

Работа над жестами и мимикой.

Ход работы:

Воспитатель:

Формой он похож на мяч.Был когда-то он горяч.Спрыгнул со стола на пол,И от бабушки ушел.У него румяный бок…Вы, узнали? (Колобок)

Колобок: - Здравствуйте ребята!  Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… А как я к ним вообще попал не помню. Вы мне не подскажете?

Дети: ответы

Колобок: - Когда  я к вам шел, видел много чего интересного, но не все понял. Помогите мне отгадать вот такую интересную загадку

Колобок:

 Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкуснее и полезней нет.

Дети: Это хлеб.

Слайд№2

Воспитатель: - Подумайте, в чем сходство колобка и хлеба? ( Сделан из теста.)- А хлеб, ребята, такой же путешественник, как и колобок в сказке!- Хотите узнать почему?

Колобок: откуда  берется у нас дома хлеб?

Дети: Из магазина

Воспитатель: - Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?

Дети: ответы

Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие и возьмем с собой колобка. А что за путешествие нас ждет, если мы будем говорить о хлебе?

Дети: Путешествие хлеба с поля к нам на стол.

Воспитатель: - Это правильно! Путь этот долог: от зернышка до каравая.

Воспитатель: - Итак, путешествие начинается.Вначале нашего путешествия Юля нам расскажет стихотворениеРебенок: Не хлебом единым живет человек ,Но жизни без хлеба не мыслитХлеб "головою" считали весь векЕму поклонялись, молились.

Воспитатель: - Хлеб является символом благополучия и достатка

- Хлеб — одна из тех традиционных ценностей, которая выдержала огромное испытание временем. Люди в разных точках земного шара начинают свой день завтраком с хлебом.

Слайд№3

Воспитатель: -На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме.

 Слайд№4,5

Воспитатель: - Во время нашего путешествия мы с вами узнаем секреты о том,  как хлеб к нам на стол пришел.

Воспитатель:

-В прошлом году в поле люди вскопали и посеяли зернышки. Чем пахали землю люди?

Дети: Ответы. ( Тракторами)

Воспитатель: - Как называется профессия человека который работает на тракторе?

Дети: Ответы (Тракторист)

Слайд№6

Зернышки были разные. Посмотрите, я принесла их показать. (показывает зерна пшеницы, овса, ржи.)

 Немного прошло времени и эти зерна проросли и превратились в огромные поля зеленой поросли .

Слайд№7

 Скоро совсем ростки поднялись над полем и у ростков появились колоски.

Слайд№ 8

 А там спрятаны были такие же зернышки, как я вам показала. Посмотрите на колоски, я принесла их. (Показ)

Слайд№9

Потом зернышки в колосках за лето созрели, и все поле стало словно золотое.

 Слайд№10

 Вот и наступила эта осень. Начинается жатва В поле появились машины, которые  будут убирать колоски . Как называются эти машины, кто знает?

Дети: Они называются комбайны.

 Слайд№11

Колобок: - Ребята, вы случайно не знаете,  как называют тех людей, которые работают на комбайне?

Дети: - Комбайнеры

Воспитатель: - Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.

Слайд№12

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

Слайд№

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулсяИ красавцем обернулся. (2 раза)Воспитатель: - А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети:

На мельницу.

Воспитатель:

Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети:

На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель:

- Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.

Воспитатель: - С хлебом связано много обрядов. У славян  было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. С хлебом и солью встречали гостя, хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. 

Слайд№13

Воспитатель: Ребята , а вы знаете какие -нибудь приметы о хлебе

Дети: 1.Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

2. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 3.Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.4.Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. 5.Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.6.Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Воспитатель: - Ну, вот и убрали урожай с поля, можно и песни петь, хороводы водить. А давайте и мы с вами споем песню и поводим хоровод.

Хоровод "Лады, лады, ладушки".

Музыка Е. А. Гомонова, слова 1 куплет Е. А. Гомонова, 2,3 куплеты из сборника "Народные праздники в детском саду". Авторы: М.Б. Засцепина, Т. В. Антонова

Лады, лады ладушки,Рада нам хозяюшкаМы о хлебушке поемРазговор ведем о том.

Убран хлеб, и тише стало,Жарко дышат закрома,Поле спит, оно устало,Приближается зима.

Над селом дымки плывут,Люди хлеб в домах пекут.Заходите, не стесняйтесь,Хлебом нашим угощайтесь

Воспитатель: - Ребята давайте подойдем к столу.(На столе в тарелочках лежит мука, зерно) Ребята, перед тем как пекари  начинают  работу с мукой, как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Помыть руки, и надеть передник.

Воспитатель: Вот и мы с вами превратимся в пекарей, подойдите пожалуйста к умывальнику и помойте свои руки.( Дети моют руки, вытирают из заранее приготовленными полотенцами и надевают фартуки.)

Воспитатель: - Давайте потрогаем руками зерно, оно какое на ощупь, по форме, размеру, цвету? Попробуем на вкус.

Дети: твердое, овальное, маленькое, золотистого цвета.

Воспитатель: Потрогаем пшеничную  муку. Что можно сказать про муку?

Дети: Она мягкая, рассыпчатая, белого цвета

-  А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая,

Показать  из чего замешивают тесто. ( На столе стоит тарелочка с сахаром, солью, дрожжи, мука, масло подсолнечное, вода и тесто дрожжевое.)Дать детям потрогать тесто руками.

Практическая работа: Дети из теста лепят колобки

Воспитатель: Какое тесто по цвету, на ощупь, на вкус?

Дети: Ответы

А сейчас мы с вами  поиграем, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,Есть в печи место,Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)Переваливай, валяй. (2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель:

А как все эти продукты называются, одним словом?

Дети:

Хлебобулочные изделия.

Слайд№14

Воспитатель:

Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети: «Каравай хлеба не свалится с неба».«Что есть в печи на стол мечи».«Без печки холодно, без хлеба голодно».«Не красна изба углами, а красна пирогами».

 «Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».

«Береги хлеб для еды, а деньги для беды».

 «Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Хлеб хлебу брат».

«Худ обед, когда хлеба нет».

-«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска».

-«Хлеб да вода – мужицкая еда».

-«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь».

-«Человек хлебом живет, а не промыслом».

-«Покуда есть хлеб да вода, все не беда».

-«Без хлеба, без соли худая беседа»

Колобок: - Вот здесь в котомке, у меня есть хлеб, мне его заяц дал, когда я его повстречал, давайте попробуем, и скажем из  чего он замешан? ( В котомке  лежат мелкие кусочки  разного  хлеба, сделанный изо ржи, пшеницы, овса.)

(Дети пробуют на вкус, говорят о вкусовой разнице) .

• Хлеб, сделанный из пшеницы, называется как?

• Хлеб из ржаной муки?

• Из овсяной муки? (ответы детей) .

Воспитатель: - Хлеб пекут на хлебопекарнях или хлебозаводах.

А теперь еще раз давайте вспомним, как растят и пекут хлеб:

• Весной сначала вспахивают поле кто? (хлеборобы).

• Засевают чем (пшеницей, рожью.).

• Из зерна вырастает что (колосья, в которых много новых зерен).

• Когда собирают урожай (осенью).

• Кто выходит в поле собирать (комбайнеры).

• Кто вывозит зерно с полей (машины, шофера).

• Куда везут на хранение зерно (элеватор).

• Кто подскажет, где делают муку (на мельнице).

• Где пекут хлеб? (хлебопекарня).

• Потом хлеб появляется где? (магазины, больницы, детские сады.)

Колобок: - Ребята сейчас давайте вспомним  простые правила.   Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб!

• К хлебу  нужно бережно относиться.

• Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их.

 • Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, сколько интересных булочек можно испечь из муки (рассматривают на экране).

Слайд№

Воспитатель: Пока мы с вами путешествовали  бабушка Колобка испекла нам каравай

Колобок: Вносит каравай на рушнике

Вот он – хлебушко душистый,С хрустом, корочкой витой.Вот он, теплый, золотистый,Словно солнцем налитой.В нем здоровье, наша сила.В нем – чудесное тепло.Сколько рук его растило,Охраняло, берегло.И не сразу стали зернаХлебом тем, что на столе.Люди долго и упорно,Потрудились на земле.

Воспитатель: На этом путешествие наше закончилось. Колобку нужно  возвращаться домой давайте с ним  попрощаемся.

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Открытое занятие в старшей группе по теме: «Откуда хлеб пришел?» | скачать бесплатно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сайзанак» с Кара-Холь муниципального района

 «Бай – Тайгинский кожуун Республики Тыва»

Открытое занятие в старшей группе

по теме: «Откуда хлеб пришел?»

Воспитатель: Хертек Айлана Кара-ооловна

Кара-Холь 2018 г

Цели: дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его выращивает и печёт; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;

Задачи: Пополнить и углубить знание детей  о пользе и бережном отношении к хлебу, кто его выращивает и печет, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Предварительная работа: Чтение сказки про девочку Олча «Бережное отношение к хлебу». Экскурсия в пекарню села.

Демонстрационный материал :

  • зёрна пшеницы, овса,  мука, макаронные изделия.
  • картинки

презентация «Откуда хлеб пришел?»

1 часть. Хлеб – наше богатство.

– Ребята,  что  вы  сегодня  ели  на  завтрак? А вчера? А  что  было  на  обед? Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Ребята, а вы любите хлеб?

Мы сегодня с вами поговорим о хлебе. Откуда берется хлеб, который каждый день покупаем в магазине? Я хочу вам рассказать о том как выращивают хлеб. О том, как это делали наши предки много лет назад и как растёт хлеб сейчас.

Ни один обед не обходится без хлеба. Не правда ли? Хлеб - практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным и самым необходимым продуктом. Существует множество половиц и поговорок о хлебе из которых мы видим с каким уважением относились люди к хлебу во все времена:

-Хлеб — всему голова.-Худ обед, когда хлеба нет.

-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

-Хорошо трудиться — хлеб уродится.-Что посеешь, то и пожнешь.-Работай до поту — так и поешь в охоту.

2 часть. Чтение сказки

Ребята какую сказку вы знаете про хлеб?

(Предварительно прочтено для детей сказака «про Олча»)

 «Жила на свете девочка по имени Олча. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Олча надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Олче своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Олча наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Олча в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной. Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Олча. Это плакала ее мать. “Какой толку, что мать теперь хнычет обо мне”, - подумала Олча, и душа ее от этих мыслей становилась еще грубее. Эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Олча! - заплакала она, - как бы я хотела, чтобы Олча попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до самого сердца Олчи. И она залилась слезами раскаяния.В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Олча маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Олча и ее мама снова стали счастливыми, потому, что девочка научилась ценить хлеб».

Ребята, никогда не забывайте, что случилось с девочкой, наступившей на хлеб!Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Его сравнивали с золотом, с солнцем, самой жизнью.

– Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий.)

– Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.)

        

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в далёкое прошлое, посмотрим и сравним как выращивали хлеб наши предки и как выращивают его сейчас.

ФизкультминуткаЕдем в поле.           (Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.)На кочку наехали (Подпрыгивают.)В яму заехали        (Приседают.)Горки объехали     (Делают повороты вправо и влево.)И на поле приехали.

Показ презентации «Откуда хлеб пришел?»

Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Во все времена вырастить хлеб считалось очень нелёгким и почётным делом. Сначала нужно вспахать поле, засеять его зерном. Когда колосья вырастут и созреют, их нужно скосить и обмолотить, чтобы отделить зёрна от стеблей. Зерно отвозят на мельницы и размалывают, превращая в муку. И только после этого мука попадает на хлебозаводы, где замешивают тесто и выпекают хлеб, который мы покупаем в магазинах. А ещё ваши мамы могут купить в магазине муку и испечь для вас дома пирожки, булочки, печенье или даже праздничный торт.

А как называются профессии людей, которые помогают нам увидеть хлеб на нашем столе? Хлеборобы сеют, выращивают и убирают рожь и пшеницу, перевозят зерно на элеваторах. На мельницах работают мукомолы. А в пекарнях и днем, и ночью, и в будни, и в праздники трудятся пекари.

Словарная работа: Сеятель, Сеялка, Элеватор, Мельница, хлебозавод, Хлеборобы, Мукомолы, Пекарь.

3 часть. Приготовление печени из муки.

Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает из теста вкусняшки? Назовите, какие продукты нужны? Когда тесто замешано его куда  кладут и куда ставят?  (в форму и ставят в печь). Так давайте испечем печение.  

- Ребята, приёмы лепки из теста те же, что и для лепки из пластилина.

- А сейчас каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста. Может, вы придумаете самое оригинальное печенье ? Приступайте, пожалуйста, к работе…

4 часть. Рефлексия.

-Вам понравилось наше путешествие?

-Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

- Мне тоже очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться.

 -Что вы сегодня узнали?

     

nsportal.ru

Интегрированное занятие в старшей группе «Берегите хлеб»

Задачи: расширять и углублять знания детей старшей группы о хлебе, познакомить с его историей; дать представление о пшеничном и ржаном хлебе; расширять знания дошкольников о работе хлеборобов; развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук, творчество; воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к традициям, уважение к труду хлеборобов.

Материал: DVD-диск, пшеничные и ржаные колосья, ржаная и пшеничная мука, образцы ржаного и пшеничного хлеба, кусочки хлеба, наколотые на зубочистку (по количеству детей), кукла бабка Алёна.

Предварительная работа: заучивание пословиц о хлебе, рассматривание иллюстраций.

Ход интегрированного занятия для детей старшей группы

Воспитатель (В.). Ребята, сегодняшнее занятие мы посвятим самому почётному продукту на нашем столе. А что это, вы сейчас попробуете отгадать. Закройте глаза, я вас буду угощать этим продуктом (даёт детям по кусочку хлеба, наколотого на зубочистку).

Что это, вы догадались? (Ответы детей.) Правильно, это хлеб.

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

Воспитатель выносит хлеб.

В. Народная мудрость гласит: «Хлеб — всему голова». Дети, помните, я давала вам домашнее задание, вы его подготовили? Кто нам расскажет, какие пословицы и поговорки ещё есть о хлебе? (Ответы детей.)

Действительно, без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни праздничное застолье. Когда накрывают стол к обеду, первым ставят хлеб. С хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей.

Хлеб люди научились выпекать ещё с незапамятных времён, и поначалу он был совсем не похож на нынешний. Хотите узнать об этом поподробнее? Тогда я позову свою помощницу бабку Алёну, она знает много интересного и расскажет вам.

Воспитатель надевает на руку куклу бабку Алёну.

Бабка Алёна. Здравствуйте, ребята, я вижу, вы хотите узнать о хлебушке, тогда слушайте.

Давно это было. Человек ещё не умел добывать огонь, а ел пищу в сыром виде, употреблял только сырые зёрна. Затем люди научились эти зёрна растирать между камнями в порошок и смешивать их с водой. Этот хлеб имел вид жидкой серой каши.

Когда человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи, он стал поджаривать на горячих камнях кашицу из зёрен и воды. Получались лепёшки, похожие на блины, которые выпекают вам мамы. Эти лепёшки мало были похожи на наш хлеб, но были гораздо вкуснее сырых зёрен и жидкой мучной каши. Прошло много времени, пока человек научился выпекать очень вкусный хлеб. Вот такая история.

В. Спасибо, бабка Алёна, за интересный рассказ. Присаживайся, пожалуйста, погости у нас.

Сейчас люди пекут разные хлебобулочные изделия: ватрушки, булочки, пирожки, печенье, сухарики и многое другое. А какие хлебобулочные изделия покупают ваши мамы? Что вам больше всего нравится? (Ответы детей.)

Люди научились выпекать разные виды хлеба. Посмотрите. (Воспитатель показывает ржаной и пшеничный хлеб.) Чем они отличаются? (Ответы детей.)

Есть злаковые растения — рожь и пшеница. (Воспитатель показывает колосья.) Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет вот такой тёмный цвет. А из зерна пшеницы — мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы.

Игра «Будь внимательным».

Воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает хлебобулочное изделие, они хлопают в ладоши, на все остальные слова топают ногами.

В. Ребята, чтобы у нас на столе всегда был свежий хлеб, много людей трудится над этим.

Просмотр DVD-материала о труде хлеборобов.

В. Вот видите, ребята, сколько человек неустанно трудятся над хлебом. О нём люди говорят как о живом существе: «Хлеб — батюшка», «Хлеб — кормилец». С малых лет детей учили ценить и беречь кусок хлеба как самое дорогое на земле. Если случайно кусочек хлеба упадёт — у него просили прощения. А неуважение к нему считалось большим грехом и оскорблением самого Бога. Ведь в храме во время литургии хлеб превращается в тело нашего Бога Иисуса Христа, сохраняя свой вкус и вид. Во время приёма пищи хлеба надо брать столько, сколько сможешь съесть, не больше.

О хлебе люди слагали гимны, писали стихи, песни и, как вы уже знаете, пословицы и поговорки. Сегодня мы познакомимся ещё с одной народной мудростью: «Коли пот на спине, так и хлеб на столе».

Воспитатель с детьми разбирают пословицу.

В. Ребята, бабка Алёна хочет узнать у вас, как же надо обращаться с хлебом. Давайте расскажем ей. (Ответы детей.)

Молодцы, ребята, вы всё верно рассказали. А сейчас бабка Алёна предлагает вам испечь для нашего магазина хлебобулочные изделия. Тесто она давно замесила, и оно готово к работе.

Дети из солёного теста лепят изделия. Звучит спокойная музыка.

vscolu.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Тема: " Беседа о хлебе". Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. | скачать бесплатно

Конспект занятия по развитию речи

Тема:»Беседа о хлебе»

Старшая группа

 

Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи: учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим; закрепить знания детей о том, что хлеб- это одно из самых главных богатств в России, его очень трудно вырастить; познакомить детей с трудом хлеборобов.

Словарная работа

пополнять активный словарь детей такими словами: комбайн, бункер, элеватор, хлеборобы.

Демонстрационный материал:

картины с изображением - поля и различных работ в поле, комбайна; хлеб чёрный и белый, колоски, пшеничная и ржаная мука, печенье, сушки на подносе.

Методические приёмы:

вопросы.

Ход занятия.

 

Воспитатель:

- Много ли хлеба ежедневно доставляют в детский сад, много ли его поступает в магазин, сколько хлеба надо выпечь, чтобы накормить людей их родного города, почему много надо хлеба?

- Я сказала «хлеб надо выпечь». Да, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. А кто знает, из чего пекут хлеб? ( Из муки.)

- Пекут из муки, добавляя в неё дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт — мука.

- Хлеб бывает чёрный и белый. Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? ( Хлеб выпекают из разной муки.)

- Правильно, белый хлеб из пшеничной, чёрный — из ржаной.

- Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука? (Предположения детей.)

- Муку получают из зёрен пшеницы и ржи.

Воспитатель показывает детям колосья ржи и пшеницы.

- Взгляните, это пшеничные зёрна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? ( Ответы детей.)

- Значит, чтобы получить муку, зёрна надо размолоть. А ещё раньше — добыть их из колючих колосков — обмолотить колоски.

- Повторите, что сделать.

- Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю — так говорят: хлебное поле — комбайны. Они скашивают рожь или пшеницу и одновременно молотят зерно. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина, и зерно с помощью специального устройства пересылают в её кузов.

Комбайн продолжает работать, а машины с зерном идут на приёмные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно дальше отправить. А отправить его можно на мельницу или на элеватор. Элеваторы — это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придёт время заменить его зерном нового урожая.

- Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?

- Из зерна, поступившего на мельницы, мелют муку. Её отправляют в хлебопекарни и в магазины.

В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.

«Хочешь есть калачи — не сиди на печи», - гласит русская народная пословица.

- Вы догадались, о чём идёт речь? (Ответы детей. )

- Правильно, хочешь калачей — трудись.

- А теперь проследим путь хлеба к нашему столу с самого начала.

- Весной, вспахав поля хлеборобы — запомните, ребята, это слово — засевают их пшеницей и … рожью.

Из зерна вырастают колосья, в них созревают новые зёрна. И тогда выходят на поле мощные машины — комбайны. Комбайны скашивают и молотят пшеницу ( рожь ), загружают её в кузова машин, а машины отправляются на приёмные пункты. С приёмных пунктов зерно поступает на мельницы и элеваторы. С мельниц оно идёт в хлебопекарни. Там выпекают душистые караваи и буханки пшеничного и ржаного хлеба.

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Чёрный хлеб на столе -

Нет вкусней на земле.

( Я. Дягутите. «Каравай». )

- И так, сегодня дорогие ребята, вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу.

- Как вы думаете, легка? ( Ответы детей. )

- Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и молотят его. Шофёры доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб.

Вы, дети живёте в России — богатой и сильной стране. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.

А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.

В заключении воспитатель ещё раз читает отрывок из стихотворения Я. Дягутите «Каравай».

 

 

nsportal.ru

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Хлеб-всему голова»

Автор: Щукина Елена Вадимовна, воспитатель I квалификационной категории МБДОУ детский сад №12 «Берёзка» г. Верхняя Тура, Свердловская область

Цель: Обобщить знания детей о том,что хлеб-ценный пищевой продукт,получение которого требует большого труда.Задачи:1.Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии».2.Развивать грамматический строй речи.3.Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение.4.Формировать умение работать в коллективе; воспитать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.Материалы и оборудование:Иллюстрации сельскохозяйственной техники. Колоски пшеницы и ржи,хлебобулочные изделия на подносе для детей,мука пшеничная,ржаная,зёрна пшеницы и зёрна ржи,каравай на рушнике.Горница(печь,половик,стол на нём скатерть,крынка,самовар с сушками).Мольберт,магниты,тарелки для перебирания зерна 16 штук.Ход занятияХозяюшка:Здравствуйте гости дорогие проходите.Добро пожаловать ко мне в горницу. Давайте поздороваемся с гостями.Внимание на печь.Рассказ о том,как раньше пекли в русской печи.Печь.Печь топить,- дрова нужны,Распили, наколешь,Чтоб сухие все, важны,Пол-бревна, всего лишь.Печь топить,- огонь разжечь,Непростое дело,Нужно щепочек насечь,Сноп лучинок целый.

А дрова в печи сложить,Внутрь, не как попало,Чтоб огонь внутри мог жить,Чтобы полыхало.

Вот огонь зажжен внутриВ сложенных поленьях...Так топили исстари,В давних покаленьях.

"Ест" дрова в печи огоньНагревая своды...Тесто - в катышках, не тронь,Дай чуть-чуть свободы...

Выпекание хлеба.

Истопилась печь нагрев,-Кирпичи в накале,Угли выгребли успев.-Тесто в идеале.

Всё сложилось, подошло,К одному моменту:В катышках на под легло (Под - кирпичное дно в русской печи, где горели дрова.)Тесто в булках-лентах.

Хлебы в печку посадив:-Выпекайтесь, братцы,-Печь заслонкою закрыв,Вас дождём в прохладце.Пальчиковая гимнастика «Печка»Мы спросили нашу печь: (Поднять указательный палец кверху)-Что сегодня нам испечь? (На раскрытую ладонь поставить кулачок)Печку мы спросили, (Поднять указательный палец кверху)Тесто замесили. (Сжимаем и разжимаем кулачки обеих рук)Тесто скалкой раскатали, (Две вытянутые ладони потереть между собой)Раскатали-не устали. (Вытянуть руки вверх и пошевелить пальчиками)Начинили творогом (Две ладони смотрят кверху,соединяются и открываются)И назвали пирогом! (Две вытянутые кверху ладони потереть между собой)Ну-ка,печка, (Поднять указательный палец кверху)Дай (Вытянуть вперёд руки перед собой,ладонями кверху)Творожнику местечко!(Показать две раскрытые ладошки перед собой)Хозяюшка:Ребята как вы думаете,о чём мы сегодня будем говорить?Дети: О хлебе.Хозяюшка: У меня для вас загадка:Вырос в поле дом,Полон дом зерном,Стены позолочены,Ставни заколочены,Золотист он и усат,В ста карманах сто ребят,Ходит дом ходуномНа столбе золотом.(Колос)Дети: Колосок.Хозяюшка:Давайте остановимся и посмотрим на мольберт. Дети подходят к образцам колосков и рассматривают их.Хозяюшка: - Что это? Показывает колоски,пшеничный и ржаной.

- Где растут колосья?

Дети: В поле.

Хозяюшка:- Колосья каких растений мы видим?

Дети:Колосья пшеницы и ржи.

Хозяюшка:- Чем отличаются эти колоски?

Дети: Колос пшеницы толще, чем колос ржи в нём больше зёрен.Зёрна в колосе покрыты чешуйками,которые защищают их от повреждений.

- Зерна пшеницы круглые, а у ржи удлиненные.Хозяюшка:Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи? (Ответы).Дети:Из пшеницы – пшеничная мука, белая.Дети:А изо ржи – ржаная мука, темная.Хозяюшка: Верно. Давайте переберём зерна.Перебирание зёрен пшеницы и ржи.Хозяюшка: Понравилось играть?Хозяюшка: Легко ли вырастить такие колосья?И что для этого нужно?Хозяюшка:Где выращивают колоски?Дети:На поле!Хозяюшка:Давайте отправимся в небольшое путешествие на поле.Дети встают паровозикомВместе с детьми едем на поле и садимся на стульчики.Хозяюшка: -Ребята, как готовят землю перед посевом зерна?Дети:Весной специальным трактором пашут землю.(картинка)Хозяюшка:Чем пашут землю?Дети:Трактором.(картинка)Хозяюшка:Как называется профессия человека, который работает на тракторе?Дети:Тракторист!(картинка)Хозяюшка:После того как землю вспашут,что с ней делают?Дети:Боронят землю, к трактору прицепляют борону.(картинка)Хозяюшка:Какая техника поможет засеять поле?Дети:СеялкаК трактору прикрепляют…сеялки,и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.Хозяюшка:Как называется профессия человека, который работает на сеялке?Дети: Сеяльщик!Хозяюшка:Летом солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки- всходы колоски, а в них много-много зерен.Пальчиковая гимнастика «Как колосочек мы растили»Улыбнётся солнышко золотым теплом (Пальцы обеих рук расставлены, будто лучи солнца)Мы посеем зёрнышко в поле за селом (Большим и указазательными пальцами одной руки «сажаем» зернышко)Дождичек помочит, (Стучим кончиками пальцев по столу)Солнышко пригреет, (Пальцы обеих рук расставлены,будто лучи солнца)Славный колосочек к осени созреет. (Рука «вырастает» на столе)Дует ветер свежий в поле за селом. (Дуем на «колосочек»)Колосочек срежем остреньким серпом.(Свободной рукой «срезаем» колосок,рука-колосок опускается)Хозяюшка:Когда созревает пшеница?

Дети:Осенью пшеница созревает.Хозяюшка Ребята, как узнать, что урожай созрел?Дети:Колоски становятся желтые, золотые, усатые.Хозяюшка:Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить.Хозяюшка:Что начинается?Дети:Начинается жатва.(Картинка жатвы)Хозяюшка: Какие машины выходят на поле ?Дети:Выходят на поле – комбайны.(Картинка комбайна)Хозяюшка:Как называется профессия человека, который работает на комбайне?-Дети:Комбайнер! (Картинка комбайнёра).Хозяюшка:А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер с поля?

Дети: Зерно отвозят на элеватор– специальные сооружения для хранения зерна, где зерно сушат. (Картинка элеватора)Хозяюшка:Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов куда везут?Дети:На мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.Картинка мукомольного завода и мельницы.Пальчиковая игра « Как мы мололи муку»(Выполняют стоя)Водяная мельница на речушке вертится. Лопастями машет-мелет зёрна наши(Ладонями обеих рук совершаем круговые движения)Получается мука для блина (Хлопаем одной ладонью по тыльной стороне другой)И пирожка. (Хлопаем ладонями ,сложенными горкой)Ну а первым-ка, давай, испечём мы каравай!(Делаем руками круг,показывая большой каравай)Хозяюшка:Кто работает на мельнице?Дети:Мельник.Хозяюшка:Кто работает на мукомольном заводе?Дети:Мукомол.(Картинка)Загадка про муку.У лепешки, каравая,Сушки, плюшки, пирожка,От рождения седая,Мать по имени … (мука).Хозяюшка:Показывает муку пшеничную и ржаную.Хозяюшка:А из чего получают муку? Из зерен колоса.Хозяюшка:Потрогайте, понюхайте, посмотрите на муку, попробуйте на вкус. Какая она? Белая, легкая, рассыпчатая, безвкусная и др.Хозяюшка:Понравилось вам рассматривать муку?Хозяюшка:Куда отправляют муку с мукомольного завода?

Дети:-В пекарню.(Картинка)Хозяюшка:Что делают с мукой в пекарне?Дети:В пекарне в муку добавляют воду,дрожжи и другие продукты и замешивают тесто.Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки. Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке.И получается вкусный, ароматный хлеб.Хозяюшка:Как называется профессия человека, который работает в пекарне?ДетиПекарь!Картинка пекаря.Хозяюшка:Куда везут хлеб из пекарни?Дети:Хлеб везут в магазин.(Картинка)Хозяюшка:Кто везёт хлеб?Дети:Шофер.(Картинка)Хозяюшка:Кто продаёт нам хлеб?Дети:Продаёт хлеб продавец.(Картинка)Хозяюшка:Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает хлеб прежде чем попасть к нам на стол.Хозяюшка:Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?Дети:Хлеборобы!(Картинка)Хозяюшка:Посмотрите, ребята, пока мы занимались , хлеб появился и у нас на столе (на подносе выложен хлеб ржаной, пшеничный, булочки, сушки, баранки др.).Раздаю хлебобулочные изделия.Словесная игра.Хозяюшка: Ребята, назовите хлебобулочные изделия.(Детям раздаю хлебобулочные изделия)Калач, кулич, хлеб, плетенка, кекс, плюшка, батон, каравай.Хозяюшка: Спасибо ребята, Вы много знаете хлебобулочных изделий.Хозяюшка:- Как вы думаете из всех этих хлебобулочных изделий, какое самое главное?Дети:Хлеб!Хозяюшка:Верно, а какие пословицы, это подтверждают?(Дети называют пословицы)1.«Хлеб – всему голова! »2.«Много снега, много хлеба»3.«Хвала рукам, что пахнут хлебом»4.«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»5.«Худой обед, если хлеба нет!»6.«Без труда хлеб не родится никогда.»Хозяюшка:Дети, у меня для вас сюрприз, но сначало отгадайте загадку.В день веселых именинВыпекают хлеб один,И поют все: «Выбирай,Кого любишь, …!»КаравайХозяюшка достаёт каравай из русской печи.Читает стихотворение Н.Семенова «Хлебушко»

Вот он – хлебушко душистый,С хрупкой корочкой витой,Вот он теплый, золотистый,Словно солнцем налитой.В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришел.Читают дети:В нем здоровье наше, сила,В нём чудесное тепло.Сколько рук его растило,Охраняло, берегло!Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, что на столе.Хором все дети:Люди долго и упорноПотрудились на земле.Итог занятияХозяюшка: Хлеб-дар Божий,говорили наши предки.Они считали хлеб главным богатством.Очень много людей прикладывают труда и сил для его получения. Нельзя выбрасывать хлеб. Остатки хлеба можно скармливать животным.Человек,который не научился беречь хлеб,никогда не будет пользоваться уважением окружающих.Давайте будем беречь хлеб.Список использованных источников.

1.Т.Ю.Бардышева «Пляшут мои ручки» Учебно-методическое пособие

2.Е.Б.Шмелева «Пальчиковые игры»

3.Н.В.Жуковская «500 загадок по алфавиту для детей»

4.Сергей Ижевский «О зёрнышке,муке и хлебушке и русской печи.Сказка

5.Н.П.Семенов «Хлебушко»

6.Пословицы и поговорки о хлебе- http://sbornik-mudrosti.ru/poslovicy-i-pogovorki-o-xlebe/

vospitateljam.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *