История хлеба. Происхождение хлеба на руси


ПРО ХЛЕБ - Хлеб на Руси

 На Руси хлеб всегда был основой кухни, русского стола, а также средоточием экономики страны. Использование хлеба относится к временам, более давним, чем отделение славян от общеиндоевропейского корня и это слово имеет древнейшее происхождение. То, что славянская культура всегда была земледельческой, подтверждают многочисленные археологические находки. Главным доказательством служат зерна злаков (и их следы), найденные при раскопках, а также многочисленные предметы, имеющие отношение к хлебопашеству и приготовлению хлеба. 

Так, древняя Абашевская археологическая культура (II тысячелетие до нашей эры) дает прекрасный материал, характеризующий хозяйство наших предков. Абашевцы (это, конечно, условное название), жили на территории европейской части России еще до прихода с востока финно-угорских народов и считаются нашими предками. Кроме охоты и рыбной ловли, занимались земледелием и выращиванием зерновых. Об этом свидетельствуют находки бронзовых серпов, каменных зернотерок с пестиками, мотыг. Андроновская культура скифов-индоевропейцев (2 тысячелетие до нашей эры) господствовавшая на большом пространстве от Причерноморья до Енисея и имела все признаки занятия земледелием, выращивания хлеба. С Андроновской археологической культурой связывают город Аркаим на Южном Урале и изобретение колесницы. Так что представление о скифах только как о кочевниках -скотоводах не соответствует действительности. Если же сравнить эти культуры еще более ранними следами пребывания человека на территории Великой Русской Равнины, то они, наоборот, представляют из себя охотников на мамонтов и других животных, занимавшихся попутно собирательством. Но это объясняется не их слабым уровнем развития, а климатом. Так, самая ранняя из известных стоянок древнего человека в селе Костенки Воронежской области находилась в климатической зоне тундры и, естественно, земледелие в таких условиях было невозможным. 

Действительно, ни в одной стране мира хлеб не имел такого значения, как на Руси: издавна путешественники, приезжавшие в нашу страну, замечали, насколько много хлеба едят русские. Этому есть разные причины, в том числе древняя земледельческая традиция, большая потребность в калорийной пище, пригодной к длительному хранению, обусловленная холодным климатом, а также необходимость, (чтобы прокормиться в суровых условиях), много работать, а значит, тратить больше энергии. 

Итак, на юге и в центральной части Руси выращивали пшеницу, севернее – рожь и ячмень. Ячмень также был в почете у финно-угорских народов: примечателен своей неприхотливостью и приспособленностью к северному климату, по этим качествам ячмень превосходит и рожь и пшеницу. 

Любопытно описание «хлебного вопроса» у А.С. Пушкина, во время его путешествия по Кавказу. «До Карса оставалось мне еще 75 верст. К вечеру надеялся я увидеть наш лагерь. Я нигде не останавливался. На половине дороги, в армянской деревне, выстроенной в горах на берегу речки, вместо обеда съел я проклятый чюрек, армянский хлеб, испеченный в виде лепешки пополам с золою, о котором так тужили турецкие пленники в Дариальском ущелии. Дорого бы я дал за кусок русского черного хлеба, который был им так противен». Речь идет о том, как кулинарные хлебные предпочтения южан и великороссов вошли в забавное противоречие. Наибольшие мучения у турецких пленных вызывало отсутствие белого хлеба, в то время как русские тосковали по черному. Отсюда пошла крылатая фраза, шутя сказанная Пушкину графом Шереметьевым: "Худо, брат, жить в Париже: есть нечего; черного хлеба не допросишься!" Сталин, как южанин, тоже, по-видимому, недолюбливал черный хлеб, за что Россия поплатилась большими потерями: пшеницу начали внедрять везде, где только можно, вопреки природе севера и народным традициям. 

Хлеб настолько тесно связан с нашей жизнью, что само это слово стало использоваться для обобщенного названия еды как таковой. Многочисленные пословицы ярко и образно передаю народную мудрость и отношение к хлебу. Без соли, без хлеба — половина обеда. Без хлеба куска везде тоска. Хлеб — всему голова. Без хлеба не обедают. На чужой каравай рот не разевай. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. 

и т.д., и т.п. Любой может убедиться, что хлеб - одно из самых упоминаемых понятий в пословицах и поговорках, причем часто используется в переносном значении. Если собрать все пословицы, крылатые выражения и афоризмы, связанные с хлебом… То объем этой книжки увеличился бы в несколько раз. Но не будет лишним вспомнить, какое место хлеб занимает в русской литературе. Для многих произведений хлеб и все, что с ним связано – своего рода культурный фон повествования. 

Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали, Деньги счетом принимали И с набитою сумой Возвращалися домой. (Конек-Горбунок П.П. Ершов) 

Есть одна, чрезвычайно древняя славянская традиция, связанная с хлебом, которая неукоснительно соблюдается до сегодняшнего дня и передается из поколения в поколение. Это «хлеб-соль». Обряд состоит в преподнесении хлеба-соли дорогому, знатному гостю. На блюде и расшитом полотенце-рушнике преподносят круглый хлеб с солью посередине. Гость отламывает кусочек хлеба, опускает в соль и съедает. По русской церковной традиции, хлебом-солью встречают архиерея.

www.pro-khleb.ru

История хлеба на Руси / xlebmyka.ru

Хлеб везде хорош — и у нас и за морем

Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле да и сытнее пшеничного, белого хлеба. Однако были такие сорта ржаного хлеба, которые не всегда могли купить даже очень состоятельные люди. К ним относился, например, "Боярский" хлеб, для выпечки которого использовали муку особого помола, свежее масло, в меру сквашенное (не перекисшее) молоко, а в тесто добавляли пряности. Такой хлеб пекли только по специальному заказу для особых случаев.

Из муки, просеянной через сито, пекли ситный хлеб. Он был значительно нежнее решетного хлеба, который выпекался из муки, просеянной через решето. Низкокачественными считались "пушные" виды хлеба. Их пекли из непросеянной муки и называли мякиной. Лучшим же хлебом, который подавался на стол в богатых домах, был "крупчатый" белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки.

В период неурожаев, когда не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали всевозможные добавки - морковь, свеклу, позднее картофель, а также дикорастущие - желуди, кору дуба, крапиву, лебеду.

С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. Если в XVI-XVII веках простых людей на Руси называли в быту и в официальных документах уничижительными именами Федька, Гришка, Митрошка, то пекарей с такими именами величали соответственно Федор, Григорий, Дмитрий. О том, как высоко ценился труд хлебопека, свидетельствует и такой факт. В Древнем Риме, например, раба, умевшего печь хлеб, продавали за 100 тысяч сестерций, в то время как за гладиатора платили лишь 10-12 тысяч.

В уставах византийских цехов X века было оговорено: "Хлебники не подвергаются никаким государственным повинностям, чтобы они безо всяких помех могли печь хлеб". Вместе с тем в той же Византии за выпечку плохого хлеба пекаря могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или изгнать из города.

На Руси от пекаря тоже требовалось не только мастерство, но и честность. Ведь в стране нередко случался голод. В эти тяжелые годы за пекарнями устанавливался особый догляд, и тех, кто допускал "подмес" или порчу хлеба, а тем более спекулировал им, сурово наказывали.

В конце XIX века сельские жители пекли хлеб сами в русских печах, а городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. В булочных с лотков продавали подовый (высокие толстые лепешки) и формовый (в форме цилиндра или кирпича) хлеб.

Разнообразны были и хлебобулочные изделия: крендели, бублики, баранки. Сельские жители редко лакомились ими. Они обычно покупали их в городе для гостинца детям и за еду не считали. Горожане же довольно широко использовали всю эту выпечку в повседневной жизни.

Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. Царь посылал калачи в знак особого расположения патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание. Отпуская слугу в увольнение, барин, как правило, давал ему мелкую монету "на калач".

Отменным хлебом славились московские булочники. Широкой известностью среди них пользовался Филиппов. Филипповские булочные всегда были полны покупателей. Публика сюда приходила самая разномастная - от учащейся молодежи до старых чиновников в дорогих шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. Филипповские хлебобулочные изделия пользовались большим спросом не только в Москве. Его калачи и сайки ежедневно отправлялись в Петербург к царскому двору. Обозы с филипповскими булочками и хлебом шли даже в Сибирь.

Когда у Филиппова спрашивали, почему "хлебушко черненький" только у него хорош, он отвечал: "Потому что хлебушко заботу любит", добавляя свое любимое выражение: "И очень просто!" Действительно, ничего сложного нет, просто с любовью человек относился к своему делу, знал ему цену.

xlebmyka.ru

В древней руси хлеб. Хлебные правила на Руси

хлеб на руси | НАСТОЯЩИЙ ХЛЕБ

Славяне до XI века в основном растили пшеницу и соответственно хлеб на Руси в основном был белый. С XI века рожь стала основной злаковой культурой наших предков. И ржаной черный хлеб на Руси очень полюбился людям. Он был дешевле, сытнее и полезнее. Главным в получении ржаного хлеба было применение заквасок или квасов. Их приготовление было секретом, который передавался по наследству. Пристрастие русских к черному (кислому ржаному) хлебу всегда было загадкой для других народов.

Уже в XVI веке на Руси мастера-пекари подразделялись по специализации на хлебников и блинников, калачников и пирожников, пряничников и ситников. Их труд был очень почетным и очень высоко ценился. Хлебопеков, например, не звали Ванька, Федька – их величали уважительно – Иваном, Федором.

В Москве вXVII веке уже было много больших пекарен, которые назывались хлебные избы. Самая крупная из них была в Измайлове (принадлежала царскому двору) и называлась хлебным дворцом.

Лучшим хлебом на Руси считался «крупчатый» хлеб из высококачественной пшеничной муки, его подавали в самых богатых домах. Пекли различные сорта хлеба, свои названия они брали от вида муки: «ситный» хлеб – из муки просеянной через сито; «решетный» хлеб – из муки просеянной через решето; «пушной» хлеб (или мякина) – из непросеянной муки. Был и такой хлеб, который пекли только по особым случаям по специальному заказу, например, ржаной «Боярский» хлеб. Его делали из муки особого помола, свежего масла, в меру сквашенного молока и пряностей.

В XIX веке по всей русской стороне славились хлеба московского булочника Филиппова. Его продукция доставлялась не только в Петербург к царскому двору, а даже отправлялась целыми обозами в Сибирь.

Чтобы не происходило в мире, хлебушек всегда выручал русских людей, хоть и не во все времена был вкусен и красив. Во времена неурожаев, в производстве хлеба в него добавляли морковь, свеклу, картофель, а часто желуди и кору дуба, крапиву и лебеду.

О хлебе всегда говорили как о живом – хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. К нему относились с огромным уважением. Ведь хлеб – дар Божий, сама жизнь. Бог дает человеку хлеб, и вместе с «долей» (куском хлеба), он получает и свое «счастье».

Если Вам интересна эта информация, то Вы можете написать комментарий, поделится ссылкой на нее с друзьями или подписаться на рассылку сайта или на обновления сайта.

rial-hleb.ru

Хлебные правила на Руси | Русский след

Русский хлеб — не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к этому продукту, как в России. Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славянских народов веками сохранялось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту. Именно, у славян существует ритуал поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде, или при встрече почётных гостей.

Хлеб в древнеславянской лексике «жито» – это всякий немолотый, зерновой хлебный злак – рожь, пшеница, овес, полба, ячмень и т.д., либо не сжатый хлебный злак. Жито образовано от слова «жать».  С древних времён зерновые культуры составляли основу рациона народа, а мясо было лишь редким гостем и праздничным украшением стола. Фрукты из сада, грибы и ягоды из леса, овощи и корнеплоды с огорода, конечно, разнообразили рацион питания, но их не сравнить по калорийности с кашами и печёными хлебами, пирогами, которыми всегда славилась русская изба.

Хлеб в представлении наших предков был материальным воплощением благодати Божией, царским подарком на столе, стоящем под иконами, и почитаемом, как долонь (лодонь) Бога, подателя хлеба насущного. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где не выпекают хлеб, был лишён внимания Божьего.

На Руси отношение к хлебу было почтительным и строгим. Требоварельные правила поведения были продиктованы ни столько этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями предающимися в семье от отца сыну. Следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни, прибавление в семействе. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля каждого.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки с молитвы начинали благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную квашню стряпухи крестили, прежде, чем посадить в печь. В традициях двоеверия на Руси не забывали и специальные языческие заговоры, доставшиеся от прабабушек: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по-хорошему». А прежде, чем приступить к нарезанию испечённого хлеба его трижды закрещивали ножом.

ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, ритуальное хлебное полотенце — рушник вышитый по краям магическими знаками-оберегами. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую», как стол без скатерти, голодную жизнь. Хлеб никогда не клали на стол верхней коркой вниз — это считалось святотатством.

НИКАКОГО СМЕХА за столом

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье — это строгий ритуал, по народным преданиямаже даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, НО НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

ХЛЕБНАЯ ДОЛЯЯзыческие знания и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский человек с детства откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба. Бабушка говорила: «Так ты свою силу оставляешь!», или «Надкусанный кусок за тобой гоняться будет», как сирота брошенная родителями. Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. В религиозно сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древнейших времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

С принятием в 988 г. христианства на Руси дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.

 

Это вовсе не простой или некий незначительный факт из церковной жизни. «Хлебная» проблема была одной из самых горячих, порождала ожесточенные споры в религиозной среде в ту эпоху. Дело в том, что греч

religionpeace.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *