Изготовление просфор – это и искусство, похожее на рисование икон, и служение, похожее на монашеское. Просфорницы Валентина и Светлана во время выпекания святого хлеба рассказывают нашим корреспондентом о роли случая в жизни верующих.
«Скорее закрывайте двери», – предупреждают нас. Зимой тесто поднимается не так быстро, как летом: холодно. Оно должно быть готово еще до нашего прихода, но из-за низкой температуры нужно еще немного подождать.
Пока Валентина идет в церковь за готовыми просфорами, чтобы показать нам, Светлана рассказывает о подготовке богослужебного хлеба. Сначала тесто замешивается, потом раскатваецца на специальной машине. В просфорне хлеб называют «наша святынечка».
Просфора состоит из двух частей. Нижняя символизирует земную часть, верхняя – часть Божия
Валентина возвращается и рассказывает нам о значении хлеба во время службы. Здесь выпекают не только просфоры, но и хлебы для служения божественной литургии. Светлана показывает нам различные сорта: например, мистический Анций. «Без служебной просфоры служба не пройдет. Этот хлеб обязательно должен находиться в тайном алтаре. Просфорна считается вторым алтарем. А хлеб делается с молитвой», – говорит женщина.
Специальная молитва для хлеба
Когда замешивается тесто, сначала в тазик крестообразно засыпается стакан муки, добавляется соль, литр кипятка и святая вода, которая здесь символизирует Божью благодать. Затем добавляются дрожжи.
«Все должно добавляться постепенно. Тесто заваривается с глубоким уважением, с любовью и с молитвой. Иначе ничего не получится», – говорит Светлана.
«Тесто не только не поднимется – оно выйдет не так, как надо», –подтверждает Валентина.
Женщины скоро переедут в новую прасфорну, которая находится непосредственно в церкви, но они так привыкли к этому маленькому домику с видом на церковь, что переезд все откладывают.
Проходит 30 минут, в стаканчике подходят дрожжи, которые добавляют в тесто, которое предварительно залили кипятком. Потом туда добавляют еще стакан муки. Все это размешивают. В стакан ложкой набирают заваренного теста и еще раз заливают кипятком. Масса разливается в два стакана: один со святой, второй – с простой водой; добавляют соль. Все заливают в тазик, добавляют еще три килограмма муки, а тесто мешают руками.
«Когда тесто уже замешали, мы его разрезаем на четыре части, кладем в целлофан, чтобы оно немного полежало, и потом начинаем раскатывать. Все это также делается в поклонении и молитве».
Женщины раскатывали служебные хлебы и Агнец. Верх и низ вырезаются специальными формами. Они соединяются после того, как на верхнюю часть нанесен образ. На каждой просфоре имеется равнобедренный крест. На верхней перекладине креста напечатано «IC» и «ХВ» (Иисус Христос), внизу – «НИ KA» («победа» с греческого, что означает победу над смертью).
Последний этап приготовления просфоры
Когда поставлена печать – просфора готова: на ней есть образ Божий. На бумажке записывается время, чтобы знать, когда булочки будут готовы. Все рассчитывается так, чтобы успеть раскатать все тесто. Если что-то остается, выпекают хлеб, который раздают тем, кто нуждается. «В праздничное время нам нужны четыре крестовые и одна Марийная просфора. В праздники мы готовим Агнец, три крестовые и одну Богородичную просфоры, чтобы совершить службу. Вечером священник читает молитву, выносит из алтаря пять хлебов, вино и елей. И все это благословляется в знак того, что произошло чудо Господне. А кусочек просфоры едят натощак со святой водой и молитвой».
Зимой тесто настаивается пять часов, летом – два-три. Перед службой хлеб кладут в холодильник. Его должно хватить на всю неделю. Перед праздничными днями хлеб пекут в течение двух дней.
«В прошлый раз выпекали с самого утра и до половины восьмого вечера. Сегодня можем закончить и позже».
Есть соответствующие молитвы для того, чтобы положить хлебы в печь, есть – чтобы достать его.
Светлана занимается выпечкой просфор четвертый год, Валентина – третий. На это занятие нужно получить благословение настоятеля церкви. Валентина признается, что до сих пор вообще не пекла в жизни.
Здесь – следила за Светланой и понемногу училась. В церковь женщина пришла после того, как похоронила тридцатилетнего сына, а потом и мужа. Ранее она работала в поликлинике. «Я уже 20 лет при храме. В одно время Господь дал мне болезнь. В отличном настроении я вышла из магазина с покупками и упала на улице. С тех пор я стала болеть. Поставили диагноз: дистония при остеохондрозе. Ну а потом напали другие болезни, более серьезные. Я стала ходить в храм и читать молитвы. Вера – это не только то, что ты в душе веришь, это то, что нужно выполнять», – говорит Валентина.
«Однажды мы вместе со Светланой стали рядом на службе – все произошло как-то само по себе: мы стали вместе работать. Я нахожусь больше у нее на послушании, потому что Господь ей как-то больше открывает тайны в процессе выпекания. А я больше помогаю в молитвах. Мы дополняем друг друга. И получается единое целое».
Светлана говорит, что раньше работала фельдшером в скорой помощи. Вид деятельности решила изменить, ведь «так решил Господь». На вопрос, кто спонсирует выпекание просфоры, женщины отвечают, что это все пожертвования людей:
«Господь посылает нам все, чтоб мы только работали».
Женщины продолжают обкатывать тесто, произнося молитвы. В перерывах между работой они вспоминают разные случаи из жизни, которые привели их к вере.
Так, в домике с видом на церковь, в гармонии и тишине две женщины спокойно пекут хлеб.
ВС, фото: МР, belsat.eu
О смысле литии – иерей Андрей Чиженко.
Фото: www.newmartyros.ru
Слово «лития» в переводе с греческого языка обозначает «просьба, молитва», часто его еще переводят как «усердное моление». Фактически в богослужебной практике повсеместно служатся два вида литии: на вечерне и заупокойная (представляет собой сокращенный чин панихиды). Оба чина – литии на вечерне и заупокойной литии – совершенно разные и не имеют между собой ничего общего. Их объединяет только один символический акт – исхождение из храма в притвор. По сложившейся священнической практике из-за удобства употребления чина заупокойной литии, она часто совершается на кладбище на могиле усопшего.
Сегодня поговорим о литии на вечерне. Вы часто ее видите во время воскресных всенощных бдений или бдений на великие двунадесятые или храмовые праздники. Почти в конце вечерни возле аналоя с храмовой или праздничной иконой ставится специальный четвероножец (столик) с металлической литийницей, в которой горят три свечки (в честь Святой Троицы). На ней лежат пять хлебов, а в стаканчиках находятся пшеница, вино и елей (оливковое или подсолнечное масло). Батюшка же в предшествии свещеносца (пономаря с зажженной свечой) выходит в притвор церкви, где служатся определенные молитвословия.
Они имеют несколько скорбный и покаянный характер. Почему? Выход священника из алтаря в конце вечерни символизирует собой выход Христа и Его Церкви из той высоты святости, в которой пребывает Бог и созданная Им Церковь, в грешный страждущий больной мир. Это подтверждают те факты, что в Константинопольской Церкви литии часто совершались во время общественных и стихийных бедствий, когда призывалось заступничество Божье и люди во главе с архиереями, священниками и самим императором умоляли Всевышнего избавить их от беды. С другой стороны, часто выход священника (священников) на литию в притвор объединял всех молящихся в храме, так как в древности в притворе молились оглашенные (ожидающие крещения люди) и верующие, на которых были епитимьи (от греческого «наказание» или «особое духовное послушание» – особая мера, налагающаяся на христианина, страждущего сильным тяжким грехом, для того, чтобы помочь ему с Божьей помощью исцелиться от греха). Чтобы не оставить молящихся в притворе без церковной службы и Божьего утешения, Церковь в лице священника выходила в мир и молилась за него. Как пишет Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон», цитируя святителя Симеона Солунского: «Мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну».
Потому, находясь в падшем и грешном мире, Церковь в лице священнослужителей исторгает из себя молитву-плач о заступничестве Божием и за патриархов, и за архиереев, и за священников, «и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, милости Божия и помощи требующей», как сказано в одной из литийных молитв. Также священник молится и о Божьем покрове над городом или селом этим, в котором находится храм, о путешествующих, о болящих, скорбящих, покойных, плененных и о всех православных христианах. При этом в молитвенную помощь призывается и сила Честнаго и Животворящего Креста, и Пресвятая Богородица, и храмовый с дневными святыми, и вообще все святые. Хор же от лица людей многократно (после первой молитвы сорок раз, после второй –пятьдесят, после прочих по три раза) поет «Господи, помилуй», вымаливая у Бога прощение за грехи и благодать Святого Духа, чтобы жить благочестиво. Не зря священнический возглас после этого продолжительного литийного моления звучит так: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны». В этом возгласе сконцентрирован весь смысл литии: чтобы Господь нас услышал, ведь к Нему уповают со всех сторон ближних и дальних земли-мира, куда для моления вышла из алтаря Церковь, и уповают также особенно те, кто далеко в море, путешествуют и не могут находиться в храме на молитве, и все мы молимся о прощении наших грехов и о помиловании.
Во время литии преподается молящимся будто бы от лица Бога священническое благословение «Мир всем». Это значит, что Господь принимает данное всенародное покаяние, видя, что люди преклонили голову, а значит и сердце свое перед Всевышним. И после молитвы главопреклонения с призыванием снова и Честнаго Животворящего Креста, и Пресвятой Богородицы, и всех святых оправданный обласканный Богом народ во главе со священником входит в храм.
Батюшка останавливается перед литийным столиком. После определенных молитв, прочитанных чтецом, звучит умилительная новозаветная песнь святого праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…», которая вновь подтверждает произошедшее на литии примирение Бога и человека.
Люди же благодарно читают «Трисвятое по Отче наш» и тем свидетельствуют свою веру в истинного Бога. После чего хор поет три раза праздничный тропарь (лития чаще всего приурочивается к какому-то празднику), а священник совершает троекратное каждение вокруг литийницы с находящимися на ней продуктами, чтобы эта жертва была «приятной и благоуханной» Богу. Данные продукты имеют символический смысл. Хлеб и вино – намек на Тело и Кровь Христовы, елей – древний символ милости Божьей (в греческом языке слова «елей» и «милость» похожи по звучанию), пшеница – символ воскресения (почти мертвое окаменевшее тело по сеянии его в землю выбрасывает зеленый мягкий колос) и вообще жизни. Кроме того, пять хлебов являются символом чудесного насыщения Спасителем пятью хлебами и двумя рыбками пяти тысяч человек. Отсюда и в молитве священнической над литийными продуктами есть такие слова: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси («село, деревня» с церковнославянского языка) сей, или во святей обители сей (если служба совершается в монастыре), и во всем мире твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко ты еси благословляй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает «Аминь» (с евр. «истинно, верно»).
В этой молитве от лица всех людей священник просит, чтобы Господь даровал нам также и земные блага, необходимые для удовлетворения наших потребностей и здоровья. Здесь мы видим удивительную взаимосвязь между покаянием, молитвенным приближением к Богу и испрашиванием у Него материальных благ для человеческой жизнедеятельности не земле. И священническое благословение литийных продуктов (в виде крестообразного осенения одним хлебом остальных хлебов и при чтении молитвы крестообразного поочередного указывания ладонью на продукты) знаменует то, что Господь смилостивился и умножил земные блага для верных своих.
Здесь не лишне вспомнить и стихи из Нового Завета: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31–33).
Потому, конечно же, мы всегда должны помнить эту духовно-материальную взаимосвязь: сначала молитва и покаяние, а потом уже земные труды, после которых нужно воздать благодарение Богу за их плоды. Если же только будут земные труды, то тогда они будут бесплодны и не принесут ни желаемого результата, ни радости.
Также, мне кажется, освящение на вечерне литийных продуктов является отголоском древних агап – вечерь любви, на которых совершалось Таинство Евхаристии и причащения верующих.
Освященные продукты затем используются на утрене. Маслом помазываются верующие во время полиелея, а хлебцы, обмакнутые в вино, раздаются также после помазывания. Их можно вкушать не натощак, так как, по древней практике Церкви, они освящались специально для верующих, которые приходили издалека пешком и выстаивали всю ночь бдение для подкрепления их сил. Только нужно помнить, что это освященный, а не обычный продукт, который нужно вкушать со страхом Божиим и благоговением.
Будем, же дорогие братья и сестры, молиться, каяться в грехах своих пред Богом и помнить, что все от Него. И что главной нашей жизненной задачей является приближение к Господу, так как земное наше существование – это училище для души, и в нем мы должны приложить усилия именно для духовной нашей жизни, а все остальное, потребное нам, приложится и дастся Творцом.
Иерей Андрей Чиженко
pravlife.org
УкрРус
sharewww.depo.ua
На то, что в магазине сложно найти хороший хлеб, не пожаловался только ленивый. Магазинные хлебобулочные изделия в большинстве своем не отличаются характерным вкусом и ароматом хлеба, к тому же они быстро засыхают или начинаются покрываться плесенью.
Лучшей заменой выпечке, сделанной непонятно из чего, может стать домашний хлеб. Один только аромат свежеиспеченного хлеба чего стоит, да и в составе изделия сомневаться не придется. Рецептов приготовления хлеба в домашних условиях множество, и с некоторыми из них придется изрядно повозиться, но домашняя, ароматная выпечка того стоит!Ингредиенты:
2 ст.л. сливочного масла комнатной температуры2 1/4 ч.л. сухих активных дрожжей 1 чашка (объемом 240 мл) кукурузной муки среднего помола1/4 чашки (объемом 240 мл) мелассы1 ст.л. семян черного кунжута2 ч.л. семян белого льна2 ч.л. дробленых семян льна2 ч.л. семян мака1 1/4 ч.л. кошерной соли2 чашки (объемом 240 мл) муки 1 большое яйцо
Приготовление:
Разогреть духовку до 190 °C. Слегка смазать сливочным маслом форму для хлеба, застелить пергаментной бумагой, оставив свисать края. Высыпать дрожжи в среднюю миску (или чашу миксера), добавить 240 мл. теплой воды; размешать до полного растворения. Добавить кукурузную муку, патоку и все семена, соль, муку и сливочное масло. Используя деревянную ложку (или крюк для теста, если мешаете с помощью миксера), перемешать до однородной массы.
Положить тесто на слегка посыпанную мукой поверхность и месить, пока тесто не станет гладким и эластичным, 10-15 минут (в качестве альтернативы смешать в миксере на средней скорости, 8-10 минут). Слегка смазать сливочным маслом среднюю миску. Положить тесто в миску и перевернуть, чтобы оно покрылось маслом. Накрыть полиэтиленовой пленкой и дать подняться в теплом месте, пока оно почти не удвоится в размере, приблизительно 1 час. Выложить тесто на рабочую поверхность и сложить несколько раз верхний край теста с нижним, снова положить в миску, накрыть и дать вырасти в два раза, 1 час.
Выложить тесто на слегка посыпанную мукой поверхность и придать ему форму прямоугольника. Хорошо защипнуть шов. Положить буханку швом вниз в подготовленную форму и накрыть пленкой. Дать тесту подняться, примерно 1 час.
Смазать верх теста яйцом. Выпекать, повернув форму спустя половину времени приготовления, до глубокого золотисто-коричневого цвета, 45-50 минут. Дать немного остыть в форме на решетке. А затем дать полностью остыть на решетке, прежде чем нарезать.
Ингредиенты на 10 шт:
1 ч.л. кошерной соли3 чашки (объемом 240 мл) муки 6 ст.л. сливочного масла, растопить, плюс для смазыванияМорская соль хлопьями
Приготовление:
Смешать кошерную соль и муку в большой миске. Полить растопленным сливочным маслом и хорошо перемешать. Постепенно вмешать 3/4 чашки воды. Замесить тесто на слегка посыпанной мукой поверхности, пока оно не станет блестящим и мягким, около 5 минут. Завернуть в пленку и оставить в теплом месте по крайней мере на 4 часа.
Разделить тесто на 10 частей и, используя вашу ладонь, скатать шарики. Положить шары на противень, накрыть полиэтиленовой пленкой и дать постоять 15 минут.
Раскатать шарики на чистой поверхности скалкой в очень тонкие лепешки, диаметром около 22 см. Смазать лепешки сливочным маслом комнатной температуры и посыпать морской солью. Свернуть каждую лепешку на себя, чтобы получилась длинная тонкая веревка, а затем обмотать каждую «веревку» вокруг себя, создав плотную катушку.
Раскатать каждую такую плюшку в лепешку диаметром около 25 см и толщиной не более 3 мм. Нагреть большую чугунную сковородку на среднем огне. Работая в партиях, смазать обе стороны лепешки сливочным маслом комнатной температурой и обжарить до легких подпалин, около 2 минут с каждой стороны. Переложить лепешки на решетку и посыпать морской солью.
Ингредиенты на 2 буханки:
Для биги:2 1/4 чашки (объемом 240 мл) хлебной муки 1/4 ч.л. быстрорастворимых дрожжей 240 мл. воды комнатной температуры
Для теста:3 чашки (объемом 240 мл) хлебной муки 1 ст.л. быстрорастворимых дрожжей 2 ч.л. кошерной соли360 мл. теплой воды
Приготовление:
Накануне приготовления вечером смешать все ингредиенты для биги. Накрыть полиэтиленовой пленкой и оставить в прохладном, сухом месте на ночь. Когда вы будете готовы начать печь хлеб, необходимо смешать муку, дрожжи и соль в большой миске. Добавить воду и бигу и перемешать (руками или деревянной ложкой) до однородной массы. Продолжать смешивать вручную до гладкой структуры, от 4 до 5 минут. Тесто будет очень липким – но так и должно быть.
Переложить тесто в слегка смазанную маслом миску и дать подняться в два раза, приблизительно 1 час. Просеять муку на рабочую поверхность. Аккуратно растянуть тесто на рабочей поверхности, придавая ему прямоугольную форму. Разделить тесто на две равные части. Застелить лист для выпечки пергаментной бумагой и слегка присыпать пергамент мукой. Растянуть аккуратно каждый кусок теста на противне. Просеять немного муки над каждой буханкой и дать подняться, примерно 1 час.
Нагреть духовку до 240 °C. Поставить противень в нижней части печи и положить в большую миску три чашки кубиков льда. Поставить противень с хлебом на камень для выпечки (если у вас есть) и сразу же бросить лед в пустой лист для выпечки. Закрыть духовку, выпекать чиабатту до глубокого золотистого цвета, от 35 до 45 минут. Если чиабатта будет темнеть слишком быстро, уменьшить температуру до 200 °C.
Ингредиенты:
1/4 чашки (объемом 240 мл) пшенной крупы1/4 чашки (объемом 240 мл) киноа2 ст.л. амарантовой крупы1 чашка (объемом 240 мл) овсяных хлопьев, требующих варки2 1/4 чашки (объемом 240 мл) пахты1 ст.л. растительного масла3 чашки (объемом 240 мл) цельнозерновой пшеничной муки1 чашка (объемом 240 мл) муки общего назначения2 ст.л. семян льна1 ст.л. кошерной соли2 ч.л. пищевой соды1/4 чашки (объемом 240 мл) семян подсолнечника плюс для декора4 ст.л. сливочного масла, нарезать на кусочки3 ст.л. мелассы
Приготовление:
Смешать пшенную крупу, киноа, амарантовую крупу, овсяные хлопья, 1 чашку пахты и 120 мл. воды в небольшой миске. Накрыть крышкой и дать постоять 8-12 часов. (В качестве альтернативы довести ингредиенты до кипения в маленькой кастрюле на медленном огне. Снять с огня и оставить до тех пор, пока смесь не станет густой как каша, около 2 часов).
Разогреть духовку до 175 °C. Слегка смазать маслом чугунную сковороду диаметром 20 см. Смешать всю муку, семена льна, соль, соду, семена подсолнечника в большой миске. Вмешать руками сливочное масло. Сделать в центре муки углубление и добавить в него, овсяную смесь, оставшиеся 1 1/4 чашки пахты и 1 столовую ложку растительного масла. Смешать деревянной ложкой, пока тесто не станет гладким и однородным, но все еще останется немного липким.
Скатать шар и положить в подготовленную форму. Смазать пахтой и украсить семенами подсолнечника. Выпекать до золотисто-коричневого цвета и пока термометр, вставленный в центр, не покажет 88 °C, 55-70 минут. Дать остыть в сковороде.
Ингредиенты на 8 шт:
2 больших картофеля сорта рассет, вымыть щеткой1/4 чашки (объемом 240 мл) густых сливок2 ст.л. сливочного масла комнатной температуры, нарезать небольшими кусочками1/2 ч.л. кошерной соли1 1/4 чашки (объемом 240 мл) муки
Приготовление:
Разместить решетку в середине духовки. Нагреть до 200 °C. Проколоть картофель по всей поверхности вилкой и выпекать непосредственно на решетке, до мягкости при нажатии, примерно 1 час. Когда он немного остынет, соскрести мякоть в большую миску; отказаться от кожуры. Размять картофель вилкой, пока не останутся только совсем мелкие комочки. Дать остыть.
Смешать картошку вилкой со сливками, сливочным маслом, солью и мукой. Выложить тесто на слегка посыпанную мукой поверхность и месить, добавляя больше муки если необходимо, пока тесто не станет гладким, эластичным и мягким, около 3 минут. Свободно накрыть и оставить на 10 минут. Разделить тесто на 12 частей.
Нагреть сухую чугунную сковороду на среднем огне. Работая в партиях, раскатать тесто на посыпанной мукой поверхности настолько тонко, насколько это возможно, чтобы получилась 20-см. лепешка. Жарить, пока тесто не подрумянится в нескольких местах, примерно 2 минуты с каждой стороны. Переложить лепешку на решетку и дать ей остыть. Повторить с оставшимся тестом.
Ингредиенты:
2 1/4 ч.л. сухих активных дрожжей2 ст.л. сахара2 ст.л. обезжиренного молочного порошка1 ст.л. кошерной соли3 1/2 чашки (объемом 240 мл) хлебной муки4 ст.л. несоленого, размягченного сливочного масла плюс 2 ст.л. растопленного
Приготовление:
Смешать дрожжи и сахар в миске (или в чаше миксера), добавить 240 мл. теплой воды; размешать, чтобы растворить дрожжи. Дать постоять 5 минут.
Добавить сухое молоко, соль и 3 чашки муки. Смешать деревянной ложкой (или в чаше миксера крюком для теста), пока не останется сухих комочков. Добавить 1/2 чашки муки и 4 столовые ложки размягченного масла, по одной за раз. Смешивать до получения мягкой массы, добавляя чуть больше муки, если это необходимо.
Положить тесто на слегка посыпанную мукой рабочую поверхность. Месить до гладкой и эластичной текстуры, добавляя больше муки, если это необходимо, чтобы тесто не было слишком липким, 10-15 минут (в качестве альтернативы замесить в миксере крюком для теста на средней скорости, 8-10 минут). Скатать шар. Слегка смазать среднюю миску растопленным маслом. Положить в нее тесто и слегка смазать его растопленным маслом. Накрыть полиэтиленовой пленкой и дать подняться в теплом месте, пока оно не удвоится в размере, приблизительно 1 час.
Слегка смазать маслом форму для хлеба. Выложить тесто на слегка посыпанную мукой рабочую поверхность и аккуратно раскатать в виде поленца. Защипнуть шов, а затем поместить хлеб швом вниз в подготовленную форму и слегка прикрыть полиэтиленовой пленкой. Дать подняться тесту примерно на 2,5 см. над краем, 60-75 минут.
Разогреть духовку до 175 °C. Смазать хлеб оставшимся растопленным маслом. Выпекать до глубокого золотисто-коричневого цвета и чтобы при постукивании пальцами, он казался пустым, 50-60 минут. Дать остыть в форме на решетке, по крайней мере в течение 30 минут.
Ингредиенты:
3 гр. сухих активных дрожжей80 гр. картофельной муки500 гр. муки общего назначения180 гр. пахты2 ст.л. плюс 1 ч.л. яблочного уксуса2 ст.л. кошерной соли100 гр. сливочного масла комнатной температуры, разрезать на 6 частейМолоко (для смазывания)Растительное масло в спрее
Приготовление:
Слегка сбрызнуть форму для выпечки хлеба маслом. Налить в чашу миксера 160 гр. холодной воды, высыпать дрожжи и оставить на 5 минут. Тем временем смешать картофельную муку и муку общего назначения в средней миске. Добавить муку и пахту в смесь дрожжей и перемешать на низкой скорости крюком для теста, а потом постепенно увеличить скорость до средней, мешать около 5 минут.
Выложить тесто на чистую поверхность и месить до гладкий однородной массы. Скатать шар, переложить в большую миску и дать постоять 15 минут. Разделить тесто на несколько частей и вернуть его в чашу миксера. Добавить уксус и соль и перемешать на низкой скорости крюком для теста, пока тесто не станет гладким, эластичным, но не липким, 5-8 минут.
При включенном двигателе добавить сливочное масло, по 2 кусочка за раз, и мешать около 3-4 минут перед добавлением других кусоков. Увеличить скорость до средней и мешать, пока тесто не образует шар, около 5 минут. Переложить тесто в слегка посыпанную мукой миску и накрыть полиэтиленовой пленкой. Дать постоять при комнатной температуре 30 минут.
Положить тесто на слегка посыпанную мукой поверхность. Вытянуть верхний край к противоположной стороне теста. Повторить 3 раза. Перевернуть тесто, вернуть в миску и накрыть полиэтиленовой пленкой. Убрать на холод на 18-24 часа, пока оно не увеличится в два раза.
Выложить тесто на слегка посыпанную мукой поверхность, одну руку опустить в муку и аккуратно сгладить ей большие пузырьки воздуха на поверхности теста. Сложить стороны теста внутрь, чтобы сформировать длинный прямоугольник, и хорошо их скрепить. Швом вниз положить буханку в подготовленную форму. Дать тесту подняться, пока внешние края не будут чуть выше формы, 4-6 часов.
Разогреть духовку до 250 °С. Смазать тесто молоком. Зубочисткой аккуратно проколоть буханку по всей поверхности в 8-10 местах, протыкая любые большие пузыри. Поставить форму в духовку и уменьшить температуру до 220 °С. Выпекать до глубокого золотисто-коричневого цвета, 50-60 минут. Достать хлеб из духовки, аккуратно вынуть из формы и вернуть в духовку, разместив непосредственно на решетке. Выпекать до тех пор, пока стороны не станут твердыми, но не жесткими, 10-15 минут. Переложить хлеб на решетку и дать полностью остыть, прежде чем нарезать.
social.steaklovers.menu
3-7 часов
1 буханка
370 ккал/100гр
Замечательный свежий хлеб домашней выпечки с хрустящей корочкой всегда будет вне конкуренции по сравнению с любым купленным.
Запись добавлена 21 сентября 2010, автор Ирина
Подпишись на новые рецепты по почтеРазделы: Несладкая выпечка, Выпечка | Основные ингредиенты: дрожжи, мука
foreverculinary.com
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»