Киньте ссылку на рассказы Сергея Алексеева (вроде так) "Блокадный хлеб" и "Буханка". ДЗ. Блокадный хлеб алексеев читать


Сергей Алексеев - Подвиг Ленинграда. 1941-1944

Блокадный хлеб

Из чего он только не выпекался – ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых – льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного.

Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого.

Мечтали люди об этом хлебе.

Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов – детям.

Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принес хлеб. Глянула мать:

– Сокращение?!

– Сокращение, – отозвался отец.

Прошло десять дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Посмотрела мать:

– Сокращение?!

– Сокращение, – отозвался отец.

По 500 граммов хлеба в день стали теперь получать взрослые.

Прошло еще двадцать дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослым – по 400 граммов на день, детям – всего по 200.

Прошел октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу два сокращения. Вначале по 300, а затем и по 250 граммов хлеба стали получать взрослые. Дети – по 125.

Глянешь на этот ломтик. А ломтик – с осиновый листик. Виден едва в ладошке. И это на целый день.

Самый приятный час для Балетки – это тот, когда с завода приходит отец, когда достает он из сумки хлеб.

Хлеб поступает к матери. Мать раздает другим. Вот – отцу, вот – дедушке, бабушке, вот дольку берет себе. А вот и ему – Балетке. Смотрит Балетка всегда зачарованно. Поражается одному: в его куске 125 граммов, а он почему-то больше других. Отцовского даже больше.

– Как же так? – удивляется мальчик.

Улыбаются взрослые:

– Мука в нем другая – детская.

Таня Савичева

Голод смертью идет по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде.

Среди ленинградских домов поднимался и этот дом – дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут ее Таня. Таня Савичева ведет дневник.

Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой "Ж". Пишет:

"Женя умерла 28 декабря в 12.30 час. утра. 1941 г.".

Женя – это сестра Тани.

Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой "Б". Пишет:

"Бабушка умерла 25 янв., 3 ч. дня. 1942 г.".

Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву "Л". Читаем:

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра. 1942 г.".

Лека – это брат Тани.

Еще одна страница из дневника Тани. Страница на букву "В". Читаем:

"Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи. 1942 г.".

Еще одна страница. Тоже на букву "Л". Но написано на оборотной стороне листка:

"Дядя Леша. 10 мая в 4 ч. дня. 1942 г.".

Вот страница с буквой "М". Читаем:

"Мама. 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра. 1942".

Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой "С". Пишет:

"Савичевы умерли".

Открывает страницу на букву "У". Уточняет:

"Умерли все".

Посидела. Посмотрела на дневник. Открыла страницу на букву "О". Написала:

"Осталась одна Таня".

Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда.

Но не долго прожила Таня.

От голода, стужи, потери близких подорвалось ее здоровье. Не стало и Тани Савичевой.

Скончалась Таня. Дневник остался.

"Смерть фашистам!" – кричит дневник.

"Мираж"

Не гадалось. Не снилось. Не верилось.

– Подводы едут!

– Подводы едут!

Первым на ленинградской улице подводы увидел Димка.

Вышел на улицу – едут подводы. Кони ступают. Тянут телеги. Начал Димка считать подводы:

– Одна, вторая, шестая…

– Десять, пятнадцать, двадцать…

– Двадцать вторая, двадцать шестая…

Сбился со счета:

– Тридцать седьмая, нет, тридцать шестая… Прибежал он к соседской Нине:

– Подводы! Подводы! Сто сосчитал, и конца не видно.

Прибежал к закадычному другу Вите:

– Подводы! Подводы! Сто сосчитал, и конца не видно.

Вышли ребята на улицу. Едут подводы. Начала не видно. Конца не видно.

Сопровождают подводы люди.

Март. Небо весенним полно разливом. Ветер бежит с Невы.

– Откуда вы, дяденьки? – полезли ребята. Прищелкнул один языком.

– С берега дальнего, – бросил загадочно.

– Считай, с того света, – сказал второй.

Гадают ребята: откуда подводы? Ясно ребятам, что на подводах. Не скроешь от зорких глаз.

– Там хлеба горы!

– Там крупы!

– Мясо!

Откуда крупы? Откуда мясо? Хлеба откуда горы? Ленинград в блокаде. Кругом враги. Откуда, как в сказке, пришли подводы? "Считай, с того света". Как же эти понять слова?!

Гадают ребята.

Да, необычным был этот день. По улицам Ленинграда тянулся огромный обоз. За упряжкой идет упряжка. За подводой идет подвода. 240 подвод с продовольствием прибыло в этот мартовский день 1942 года в осажденный врагом Ленинград.

Это был партизанский обоз. Хлеб, мясо, крупы, другое продовольствие привезли партизаны ленинградцам из районов, захваченных фашистами. Сберегли. Укрыли. Привезли ленинградцам. Пробились сквозь линию фронта. Болотами, тайными тропами проползли. Чудом каким-то остались целы.

– Получайте от нас, партизан, гостинец!

Тянется, тянется, течет, как река, обоз. От фашистов! Тайными тропами! Сюда – в Ленинград – обоз!

Смотрят ребята:

– А вдруг это снится?!

Смотрят ребята:

– А вдруг – мираж?!

Нет. Не мираж. Не мираж. Не снится.

Скрипят телеги. Идет обоз.

Южное яблоко

Кате досталось яблоко. Большое-большое. Красным цветом пылает бок. Смотрит Катя, не налюбуется Катя. Ароматное очень яблоко.

Яблоко Кате принес отец:

– На, получай. Из Таджикистана тебе подарок.

Далеко в Средней Азии Таджикистан. Здесь горы. Здесь много солнца. Здесь не гремит война.

Направили жители Таджикистана в осажденный Ленинград своих посланцев. Прибыли посланцы, привезли ленинградцам подарки. Много подарков. Разные. Мясо, масло, муку, крупу. Привезли и гостинцы детям.

Получила Катя южное яблоко.

Поделилась Катя сочным яблоком с друзьями-подружками, каждому долька тогда досталась.

Прошло какое-то время. Прибегает к Кате соседка Люда. Протягивает Кате свою ладошку. Смотрит Катя – в ладошке у Люды зажат изюм.

– Кишмиш называется, кишмиш, – объясняет Люда. – Это тебе, – раскрыла она ладошку.

– Откуда?! – сорвалось у Кати. Но тут же она догадалась. – Из Таджикистана, – сказала важно.

– Нет, – отвечает Люда.

– Из Таджикистана, я знаю, – снова сказала Катя.

– Да нет же. Из Узбекистана. Из города Ташкента, – объясняет Люда.

Не ошибалась Люда. Верно – из Узбекистана кишмиш приехал. Далеко от Ленинграда, в Средней Азии Узбекистан. И здесь, как в Таджикистане, живут хорошие люди. Послали и они в Ленинград подарки. Много подарков. Разные. Мясо, масло, крупу. Изюм для детей послали. Вкусен, как мед, изюм.

Прошло еще какое-то время. Повстречался однажды Кате и Люде Вова. Остановился. Неторопливо полез в карманы. Из правого вынул кулек. Из левого вынул кулек. Кульки маленькие-маленькие. Загадочные. Протянул Кате. Протянул Люде.

– Вам, – сказал Вова.

Развернули кульки подружки. Орехи лежат в кульках.

– Из Таджикистана? – спросила Катя.

– Нет, – отвечает Вова.

– Из Узбекистана? – спросила Люда.

– Нет, – отвечает Вова.

– Из, из…

– Из Киргизии, – сказал Вова.

Верно. И из Киргизской Республики пришли в Ленинград подарки.

Из многих мест нашей большой страны приходили тогда в тот голодный блокадный год в Ленинград подарки. Помогала страна героям.

profilib.org

Киньте ссылку на рассказы Сергея Алексеева (вроде так) "Блокадный хлеб" и "Буханка". ДЗ

БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ

Из чего он только не выпекался — ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке — муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых — льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного.Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого.Мечтали люди об этом хлебе.Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов — детям.Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принёс хлеб. Глянула мать:— Сокращение?!— Сокращение, — отозвался отец.Прошло десять дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Посмотрела мать:— Сокращение?!— Сокращение, — отозвался отец.По 500 граммов хлеба в день стали теперь получать взрослые.Прошло ещё двадцать дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослым — по 400 граммов на день, детям всего по 200.Прошёл октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу два сокращения. Вначале по 300, а затем и по 250 граммов хлеба стали получать взрослые. Дети — по 125.Глянешь на этот ломтик. А ломтик — с осиновый листик. Виден едва в ладошке. И это на целый день.Самый приятный час для Валетки — это тот, когда с завода приходит отец, когда достаёт он из сумки хлеб.Хлеб поступает к матери. Мать раздаёт другим. Вот — отцу, вот дедушке, бабушке, вот дольку берёт себе. А вот и ему — Валетке. Смотрит Валетка всегда зачарованно. Поражается одному: в его куске 125 граммов, а он почему-то больше других. Отцовского даже больше.— Как же так? — удивляется мальчик.Улыбаются взрослые:— Мука в нём другая — детская.

БУХАНКА

Надя Хохлова, Надя Реброва — две девушки, две подружки. Живут по соседству. Рядом их улицы. На Расстанной живёт Хохлова. Реброва живёт на Лиговке. Давно они дружат. Вместе росли, вместе учились в школе. На заводе работают нынче вместе. И той и другой по шестнадцать лет.Хорошо они трудятся. Хвалят подружек. Снаряды завод выпускает для фронта. Две нормы вырабатывает Надя Хохлова, две — Надя Реброва. В числе первых стараются быть подружки. Нелёгкие дни в Ленинграде. Есть подружкам всё время хочется.Утром проснутся. Хочется кушать.Бегут на работу. Хочется кушать.Стоят у станков. О еде мечтают.Уж так, уж так порой им хочется кушать… Голова у подружек кружится.Мечтают подружки:— Вот бы буханку хлеба.— Хоть одну на двоих, — скажет Надя Хохлова.— Хоть одну на двоих, — согласится Надя Реброва.— Вот бы упала буханка с неба!Возвращались как-то они с работы. Вот она, Лиговка. Скоро Расстанная. Угол Расстанной и Лиговки. Расстанутся тут подружки. Надя Хохлова ещё дальше немного пройдёт по Лиговке. Надя Реброва свернёт на Расстанную.Идут подружки. Зима. Мороз. Сугробы снега в рост человеческий слева, справа. Час вечерний. Пустынно сейчас на Лиговке. Двое всего на Лиговке Надя Хохлова, Надя Реброва. Вечер. Зима. Мороз.Шагают подружки. Скрип, скрип — под ногами снег. Обогнала подружек автомашина. Грузовик. Брезентом что-то прикрыто сверху. Запах почудился вдруг подружкам. Знакомый, щемящий, кричащий запах. Переглянулись подружки — так это ж хлеб!Действительно, хлеб в машине. Торопилась машина к булочной. Смотрят подружки. Вырывается криком голод:— Вот бы буханку хлеба.— Хоть одну на двоих?— Хоть одну на двоих!

otvet.mail.ru

Блокадный хлеб — Киньте ссылку на рассказы Сергея Алексеева (вроде так) «Блокадный хлеб» и «Буханка». ДЗ — 22 ответа



В разделе Домашние задания на вопрос Киньте ссылку на рассказы Сергея Алексеева (вроде так) "Блокадный хлеб" и "Буханка". ДЗ заданный автором соня каюшкина лучший ответ это http:AAA//wwwAAA.e-reading.club/chapter.php/86058/301/Alekseev_3_Bogatyrskie_familii_%28Rasskazy%29.AAAhtml

Ответ от 22 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Киньте ссылку на рассказы Сергея Алексеева (вроде так) "Блокадный хлеб" и "Буханка". ДЗ

Ответ от Европейский[гуру]БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ Из чего он только не выпекался — ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке — муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых — льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого. Мечтали люди об этом хлебе. Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов — детям. Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принёс хлеб. Глянула мать: — Сокращение?! — Сокращение, — отозвался отец. Прошло десять дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Посмотрела мать: — Сокращение?! — Сокращение, — отозвался отец. По 500 граммов хлеба в день стали теперь получать взрослые. Прошло ещё двадцать дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослым — по 400 граммов на день, детям всего по 200. Прошёл октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу два сокращения. Вначале по 300, а затем и по 250 граммов хлеба стали получать взрослые. Дети — по 125. Глянешь на этот ломтик. А ломтик — с осиновый листик. Виден едва в ладошке. И это на целый день. Самый приятный час для Валетки — это тот, когда с завода приходит отец, когда достаёт он из сумки хлеб. Хлеб поступает к матери. Мать раздаёт другим. Вот — отцу, вот дедушке, бабушке, вот дольку берёт себе. А вот и ему — Валетке. Смотрит Валетка всегда зачарованно. Поражается одному: в его куске 125 граммов, а он почему-то больше других. Отцовского даже больше. — Как же так? — удивляется мальчик. Улыбаются взрослые: — Мука в нём другая — детская.БУХАНКА Надя Хохлова, Надя Реброва — две девушки, две подружки. Живут по соседству. Рядом их улицы. На Расстанной живёт Хохлова. Реброва живёт на Лиговке. Давно они дружат. Вместе росли, вместе учились в школе. На заводе работают нынче вместе. И той и другой по шестнадцать лет. Хорошо они трудятся. Хвалят подружек. Снаряды завод выпускает для фронта. Две нормы вырабатывает Надя Хохлова, две — Надя Реброва. В числе первых стараются быть подружки. Нелёгкие дни в Ленинграде. Есть подружкам всё время хочется. Утром проснутся. Хочется кушать. Бегут на работу. Хочется кушать. Стоят у станков. О еде мечтают. Уж так, уж так порой им хочется кушать… Голова у подружек кружится. Мечтают подружки: — Вот бы буханку хлеба. — Хоть одну на двоих, — скажет Надя Хохлова. — Хоть одну на двоих, — согласится Надя Реброва. — Вот бы упала буханка с неба! Возвращались как-то они с работы. Вот она, Лиговка. Скоро Расстанная. Угол Расстанной и Лиговки. Расстанутся тут подружки. Надя Хохлова ещё дальше немного пройдёт по Лиговке. Надя Реброва свернёт на Расстанную. Идут подружки. Зима. Мороз. Сугробы снега в рост человеческий слева, справа. Час вечерний. Пустынно сейчас на Лиговке. Двое всего на Лиговке Надя Хохлова, Надя Реброва. Вечер. Зима. Мороз. Шагают подружки. Скрип, скрип — под ногами снег. Обогнала подружек автомашина. Грузовик. Брезентом что-то прикрыто сверху. Запах почудился вдруг подружкам. Знакомый, щемящий, кричащий запах. Переглянулись подружки — так это ж хлеб! Действительно, хлеб в машине. Торопилась машина к булочной. Смотрят подружки. Вырывается криком голод: — Вот бы буханку хлеба. — Хоть одну на двоих? — Хоть одну на двоих!

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Читать онлайн "Подвиг Ленинграда, 1941–1944" автора Алексеев Сергей Петрович - RuLit

Назывались такие супы из трав – супами-пюре. Вот и сегодня ребятам – такой же суп.

Миша Кашкин, местный всезнайка, все точно про праздничный суп пронюхал.

– Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.

Из сурепки? Так это ж отличный суп! Рады ребята такому супу. Ждут не дождутся, когда позовут на обед.

Вслед за первым получат сегодня ребята второе. Что же им на второе будет?

– Макароны по-флотски?

– Жаркое?

– Бигус?

– Рагу?

– Гуляш?

Нет. Не знали ленинградские дети подобных блюд.

Миша Кашкин и здесь пронюхал.

– Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.

Вскоре к этому новую весть принес:

– К хвое – бараньи кишки добавят.

– Ух ты, кишки добавят! Так это ж отличные будут котлеты.

Радьт ребята таким котлетам. Скорей бы несли обед.

Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. Что же будет сегодня на третье?

– Компот из черешни?

– Запеканка из яблок?

– Апельсины?

– Желе?

– Суфле?

Нет. Не знали ребята подобных третьих.

Кисель им сегодня будет. Кисель-размазня из морских водорослей.

– Повезло нам сегодня. Кисель из ламинарии, – шептал Кашкин. Ламинарии – это сорт водорослей. – Сахарину туда добавят, – уточнял Кашкин. – По полграмма на каждого.

– Сахарину! Вот это да! Так это ж на объеденье кисель получится.

Обед был праздничный, полный – из трех блюд. Вкусный обед. На славу.

Не знали блокадные дети других обедов.

Блокадный хлеб

Из чего он только не выпекался – ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых – льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного.

Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого.

Мечтали люди об этом хлебе.

Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов – детям.

Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принес хлеб. Глянула мать:

– Сокращение?!

– Сокращение, – отозвался отец.

Прошло десять дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Посмотрела мать:

– Сокращение?!

– Сокращение, – отозвался отец.

По 500 граммов хлеба в день стали теперь получать взрослые.

Прошло еще двадцать дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослым – по 400 граммов на день, детям – всего по 200.

Прошел октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу два сокращения. Вначале по 300, а затем и по 250 граммов хлеба стали получать взрослые. Дети – по 125.

Глянешь на этот ломтик. А ломтик – с осиновый листик. Виден едва в ладошке. И это на целый день.

Самый приятный час для Балетки – это тот, когда с завода приходит отец, когда достает он из сумки хлеб.

Хлеб поступает к матери. Мать раздает другим. Вот – отцу, вот – дедушке, бабушке, вот дольку берет себе. А вот и ему – Балетке. Смотрит Балетка всегда зачарованно. Поражается одному: в его куске 125 граммов, а он почему-то больше других. Отцовского даже больше.

– Как же так? – удивляется мальчик.

Улыбаются взрослые:

– Мука в нем другая – детская.

Таня Савичева

Голод смертью идет по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде.

Среди ленинградских домов поднимался и этот дом – дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут ее Таня. Таня Савичева ведет дневник.

Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет:

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 час. утра. 1941 г.».

Женя – это сестра Тани.

Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет:

«Бабушка умерла 25 янв., 3 ч. дня. 1942 г.».

Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л». Читаем:

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра. 1942 г.».

Лека – это брат Тани.

Еще одна страница из дневника Тани. Страница на букву «В». Читаем:

«Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи. 1942 г.».

Еще одна страница. Тоже на букву «Л». Но написано на оборотной стороне листка:

«Дядя Леша. 10 мая в 4 ч. дня. 1942 г.».

www.rulit.me

Сергей Алексеев - Подвиг Ленинграда. 1941-1944

Автор – известный детский писатель, участник Великой Отечественной войны (1941–1945) – рассказывает школьникам о ее главных битвах. Шесть книг серии описывают подвиг нашего народа в освобождении родной страны и Европы от фашистских захватчиков. Четвертая книга серии посвящена блокаде Ленинграда (1941–1944).

Для среднего школьного возраста.

Содержание:

Сергей АлексеевПодвиг Ленинграда. 1941–1944: рассказы для детей

Великая Отечественная война 1941–1945

Книги серии:

★ Московская битва. 1941-1942

★ Сталинградское сражение. 1942-1943

★ Оборона Севастополя. 1941–1943 Сражение за Кавказ. 1942-1944

★ Подвиг Ленинграда. 1941-1944

★ Победа под Курском. 1943 Изгнание фашистов. 1943-1944

★ Взятие Берлина. Победа! 1945

Художник А. Лурье

Оформление серии Е. Валерьяновой, Т. Яковлевой

Подвиг Ленинграда. 1941-1944

Ленинград… В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Не было топлива.

Замерло электричество.

Вышел из строя водопровод.

Начался голод.

По Ленинграду ходила смерть.

Но не сдавался город.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины.

В городе начались пожары.

Рушились дома от обстрелов.

Люди погибали в домах и на улицах.

Но ленинградцы держались.

"Ленинград в блокаде!" – набатом неслось по стране. Вся страна пыталась помочь осажденному городу.

900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. О великом подвиге ленинградцев, Ленинграда и написаны эти рассказы.

Разгрузка-погрузка

Ленинград – огромный город. Второй по размерам в нашей стране. Один из крупнейших в мире.

На север, на юг, на восток, на запад бегут от него дороги. Разные здесь дороги: железные, шоссейные, морские пути, речные, пути воздушные. Вокзалы Московский, Балтийский, Финляндский, Витебский. Вокзал морской, вокзал речной. Аэропорт.

Оборвались теперь дороги. Отрезали фашисты Ленинград от всей нашей большой страны. Нет ни метра, ни сантиметра, ни миллиметра свободной земли, по которой можно сюда проехать.

Затихли пути железные, заглохли пути шоссейные. Корабли не выходят в море.

И все же…

С севера от Ленинграда – фашисты, с юга – фашисты. На запад от Ленинграда лежит Финский залив. Берега его тоже в руках у фашистов. Северо-восточнее и восточнее Ленинграда находится большое Ладожское озеро. И сюда, к Ладожскому озеру, пришли враги. Захватили северный берег, прорвались к южному. Стали наступать вдоль восточного берега. Однако не смогли они полностью обойти озеро.

Остановили их на восточном берегу советские солдаты. Часть Ладожского озера была в наших руках. Тут, по воде, по озеру, и вела теперь в Ленинград дорога.

Нелегкой была дорога.

Долгим, кружным и тяжелым путем поступали грузы в блокадный город.

Начинался их путь из города Вологды. Сюда, в город Вологду, поступали грузы со всей страны. Здесь грузились они в вагоны. Готовы вагоны. Сигнал к отправке.

Пошли по железной дороге грузы.

Бегут вагоны на город Тихвин и дальше на город Волхов. Здесь, в Волхове, – стоп, остановка. Дальше железной дороги нет. Дальше дорога в руках фашистов.

Город Волхов стоит на реке Волхов. Тут, в городе Волхове, грузам предстоит пересадка. Покинут они вагоны. Перейдут на речные баржи. Река Волхов впадает в Ладожское озеро. Поплывут грузы из города Волхова по Волхову к Ладожскому озеру.

Прибыли грузы в Волхов. Идет разгрузка. Идет погрузка. Закончилась разгрузка-погрузка. Готовы баржи. Сигнал к отправке. Поплыли грузы по реке Волхов.

Недалеко от впадения реки Волхов в Ладожское озеро стоит город Новая Ладога. В городе Новая Ладога у ленинградских грузов новая остановка. Новая остановка и новая пересадка. Речные баржи не могут идти по озеру. Опасно. Высокие волны гуляют в озере.

В городе Новая Ладога предстоит разгрузить речные баржи и загрузить грузами баржи озерные.

Прибыли грузы в город Новая Ладога. Идет разгрузка. Идет погрузка. Закончилась разгрузка-погрузка. Готовы баржи. Сигнал к отправке. Поплыли грузы по Ладожскому озеру.

На западном берегу Ладожского озера в 55 километрах от Ленинграда находится порт Осиновец. Сюда и направлялись баржи из Новой Ладоги. Сюда же, к берегу озера, к Осиновцу, была проложена узкоколейная железная дорога. Приходят баржи в Осиновец. Новая здесь пересадка. Снимают грузы с озерных барж, грузят опять в вагоны.

Прибыли грузы в Осиновец. Идет разгрузка. Идет погрузка. Готовы вагоны. Сигнал к отправке. Снова в дороге грузы.

Но это еще не все. Еще впереди пересадка.

С узкоколейной железной дороги перегружались грузы затем вновь на обычную железную дорогу.

И это еще не все. Еще впереди пересадка.

Потом на машины грузились грузы.

Нелегок их путь в Ленинград.

Путь по железной дороге через Тихвин и Волхов был в Ленинград единственным.

И вдруг – взяли фашисты Тихвин, отрезали Волхов.

Не идут к Ленинграду грузы.

profilib.org

Сергей Алексеев - Богатырские фамилии (Рассказы)

Нелёгкой была дорога. Не всегда здесь удачи были. Ломался лёд под напором ветра. Тонули порой машины. Фашистские самолёты бомбили колонны с воздуха. И снова наши несли потери. Застывали в пути моторы. Замерзали на льду шофёры. И всё же ни днём, ни ночью, ни в метель, ни в самый лютый мороз не переставала работать ледовая дорога через Ладожское озеро.

Стояли самые тяжёлые дни Ленинграда. Остановись дорога - смерть Ленинграду.

Не остановилась дорога. "Дорогой жизни" ленинградцы её назвали.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ОБЕД

Обед был праздничным, из трёх блюд. О том, что обед будет из трёх блюд, ребята детского дома знали заранее. Директор дома Мария Дмитриевна так и сказала:

- Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.

Что же будет ребятам на первое?

- Бульон куриный?

- Борщ украинский?

- Щи зелёные?

- Суп гороховый?

- Суп молочный?

Нет. Не знали в Ленинграде таких супов. Голод косит ленинградцев. Совсем другие супы в Ленинграде. Приготовляли их из дикорастущих трав. Нередко травы бывали горькими. Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды.

Назывались такие супы из трав - супами-пюре. Вот и сегодня ребятам такой же суп.

Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.

- Из сурепки он будет, из сурепки, - шептал ребятам.

Из сурепки? Так это ж отличный суп. Рады ребята такому супу. Ждут не дождутся, когда позовут на обед.

Вслед за первым получат сегодня ребята второе. Что же им на второе будет?

- Макароны по-флотски?

- Жаркое?

- Бигус?

- Рагу?

- Гуляш?

Нет. Не знали ленинградские дети подобных блюд.

Миша Кашкин и здесь пронюхал.

- Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! - кричал мальчишка.

Вскоре к этому новую весть принёс:

- К хвое - бараньи кишки добавят.

- Ух ты, кишки добавят! Так это ж отличные будут котлеты.

Рады ребята таким котлетам. Скорей бы несли обед.

Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. Что же будет сегодня на третье?

- Компот из черешни?

- Запеканка из яблок?

- Апельсины?

- Желе?

- Суфле?

Нет. Не знали ребята подобных третьих.

Кисель им сегодня будет. Кисель-размазня из морских водорослей.

- Повезло нам сегодня. Кисель из ламинарии, - шептал Кашкин. Ламинарии - это сорт водорослей. - Сахарину туда добавят, - уточнял Кашкин. - По полграмма на каждого.

- Сахарину! Вот это да! Так это ж на объеденье кисель получится.

Обед был праздничный, полный - из трёх блюд. Вкусный обед. На славу.

Не знали блокадные дети других обедов.

БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ

Из чего он только не выпекался - ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке - муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых - льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного.

Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. Но голодным ленинградцам казался милее милого.

Мечтали люди об этом хлебе.

Пять раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы выдачи хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 граммов хлеба взрослым, 300 граммов - детям.

Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принёс хлеб. Глянула мать:

- Сокращение?!

- Сокращение, - отозвался отец.

Прошло десять дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Посмотрела мать:

- Сокращение?!

- Сокращение, - отозвался отец.

По 500 граммов хлеба в день стали теперь получать взрослые.

Прошло ещё двадцать дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослым - по 400 граммов на день, детям всего по 200.

Прошёл октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу два сокращения. Вначале по 300, а затем и по 250 граммов хлеба стали получать взрослые. Дети - по 125.

Глянешь на этот ломтик. А ломтик - с осиновый листик. Виден едва в ладошке. И это на целый день.

Самый приятный час для Валетки - это тот, когда с завода приходит отец, когда достаёт он из сумки хлеб.

Хлеб поступает к матери. Мать раздаёт другим. Вот - отцу, вот дедушке, бабушке, вот дольку берёт себе. А вот и ему - Валетке. Смотрит Валетка всегда зачарованно. Поражается одному: в его куске 125 граммов, а он почему-то больше других. Отцовского даже больше.

- Как же так? - удивляется мальчик.

Улыбаются взрослые:

- Мука в нём другая - детская.

ТАНЯ САВИЧЕВА

Голод смертью идёт по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде.

Среди ленинградских домов поднимался и этот дом. Это дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут её Таня. Таня Савичева ведёт дневник.

Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой "Ж". Пишет:

"Женя умерла 28 декабря в 12.30 час. утра. 1941 г.".

Женя - это сестра Тани.

Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой "Б". Пишет:

"Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.".

Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву "Л". Читаем:

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.".

Лека - это брат Тани.

Ещё одна страница из дневника Тани. Страница на букву "В". Читаем:

"Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи. 1942 год".

Ещё одна страница. Тоже на букву "Л". Но написано на оборотной стороне листка:

"Дядя Лёша. 10 мая в 4 ч. дня 1942".

Вот страница с буквой "М". Читаем:

"Мама 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942".

Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой "С". Пишет:

"Савичевы умерли".

Открывает страницу на букву "У". Уточняет:

"Умерли все".

Посидела. Посмотрела на дневник. Открыла страницу на букву "О". Написала:

"Осталась одна Таня".

Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда.

Но не долго прожила Таня.

От голода, стужи, потери близких подорвалось её здоровье. Не стало и Тани Савичевой.

Скончалась Таня. Дневник остался.

- Смерть фашистам! - кричит дневник.

"МИРАЖ"

Не гадалось. Не снилось. Не верилось.

- Подводы едут!

- Подводы едут!

Первым на ленинградской улице подводы увидел Димка.

Вышел на улицу - едут подводы. Кони ступают. Тянут телеги. Начал Димка считать подводы:

- Одна, вторая, шестая…

- Десять, пятнадцать, двадцать…

- Двадцать вторая, двадцать шестая…

Сбился со счёта:

- Тридцать седьмая, нет, тридцать шестая…

Прибежал он к соседской Нине:

- Подводы! Подводы! Сто сосчитал, и конца не видно.

Прибежал к закадычному другу Вите:

- Подводы! Подводы! Сто сосчитал, и конца не видно.

Вышли ребята на улицу. Едут подводы. Начала не видно. Конца не видно.

Сопровождают подводы люди.

Март. Небо весенним полно разливом. Ветер бежит с Невы.

- Откуда вы, дяденьки? - полезли ребята.

Прищёлкнул один языком.

- С берега дальнего, - бросил загадочно.

- Считай - с того света, - сказал второй.

Гадают ребята: откуда подводы? Ясно ребятам, что на подводах. Не скроешь от зорких глаз.

- Там хлеба горы!

- Там крупы!

- Мясо!

Откуда крупы? Откуда мясо? Хлеба откуда горы? Ленинград в блокаде. Кругом враги. Откуда, как в сказке, пришли подводы? "Считай - с того света". Как же эти понять слова?!

Гадают ребята.

Да, необычным был этот день. По улицам Ленинграда тянулся огромный обоз. За упряжкой идёт упряжка. За подводой идёт подвода. 240 подвод с продовольствием прибыло в этот мартовский день 1942 года в осаждённый врагом Ленинград.

Это был партизанский обоз. Хлеб, мясо, крупы, другое продовольствие привезли партизаны ленинградцам из районов, захваченных фашистами. Сберегли. Укрыли. Привезли ленинградцам. Пробились сквозь линию фронта. Болотами, тайными тропами проползли. Чудом каким-то остались целы.

- Получайте от нас, партизан, гостинец!

Тянется, тянется. Течёт, как река, обоз. От фашистов! Тайными тропами! Сюда - в Ленинград - обоз!

Смотрят ребята:

- А вдруг это снится?!

Смотрят ребята:

- А вдруг - мираж?!

Нет. Не мираж. Не мираж. Не снится.

Скрипят телеги. Идёт обоз.

profilib.org

«Страшные годы войны страшные годы блокады»

скачать Учреждение: МОУ Слободскодубровская ООШ Конкурс педагогического мастерства. Номинация конкурса: Сценарий внеклассного мероприятия. Тема: «Страшные годы войны – страшные годы блокады». Форма проведения: Урок мужества.

Учитель: Жильникова Ольга Алексеевна

2011г.

Тема: Страшные годы войны – страшные годы блокады.

Форма проведения: Урок мужества.

Цели: 1. Познакомить детей с трагическими событиями Великой Отечественной войны.

2. Воспитывать у детей уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества.

3. Содействовать формированию у учащихся чувства патриотизма, долга, любви к своему Отечеству.

Оформление, оборудование:

1. На классной доске написано крупными буквами тема урока «Страшные годы войны – страшные годы блокады».

2. На классной доске портрет Тани Савичевой и ее дневник.

3. Презентация по теме «Ленинград в дни блокады».

4. Видеозапись о блокадном Ленинграде (8минут).

5. Мультимедийный проектор.

Подготовительная работа.

1. Поиск и сбор материалов о подвиге Ленинграда и ленинградцев.

2. Беседы с пожилыми людьми, ветеранами Великой Отечественной войны. Записи их воспоминаний.

3. Составление презентации о Ленинграде.

4. Помощь детям в оформлении исследовательских работ.

5. Составление плана мероприятия, проведение репетиции ее фрагментов.

1

Ход урока.

( На фоне слайда 1).

Учитель. Страшные годы войны – грозные годы блокады. Это одна из страниц героической летописи Великой Отечественной войны. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.

Не было топлива.

Замерзло электричество.

Вышел из строя водопровод.

Начался голод.

По Ленинграду ходила смерть.

Но не сдавался город.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград с суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. В городе начались пожары. Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах, но ленинградцы держались.

- Ленинград в блокаде, - набатом неслось по стране. Вся страна пыталась помочь осажденному городу. 900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Учитель. Блокада Ленинграда очень тяжелая страница в Великой Отечественной войне, но не сломлен город, жил город-герой. Жил, работал и воевал в страшных условиях блокады 900 дней и ночей под пулями, разрывами, в голоде.

( Выступают ученики с исследовательскими работами). 1 ученик. Враги думали, что голодные, мерзлые люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Но гитлеровцы просчитались. Люди не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Страшная зима 1941 года. В улочке булочной стоит маленькая девочка лет семи. И люди, едва державшиеся на ногах, все до одного, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба по 5-10 грамм. А ведь это был для каждого кусочек жизни. Они думали, что девочка начнет тут же жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее.

(На фоне слайда 2). 2 ученик (читает рассказ С.Алексеева «Блокадный хлеб»).

См. Приложение 1. Учитель. Обратите внимание, ребята, еще раз на состав блокадного хлеба.

2

(Ученик читает состав блокадного хлеба, а учитель показывает ломтик хлеба в 125 грамм). См. Приложение 2.

(На фонде слайда 3).

4ученик. Подвиг ленинградцев состоит в том, что они сохранили детей. Это результат великого труда ленинградских женщин, которые посвятили свои силы делу спасения детей. Ленинградцы знают примеры мужества и героизма, которые проявили женщины во время опасности при спасении детей.

«Так, заведующая яслями Голуткина Лидия Дмитриевна вместе с сестрой – воспитательницей Российской и санитаркой Анисифоровой под огнем во время артиллерийского обстрела стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силен, и опасность для детей так велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку детей в одеяло и так кучами выносили. И все дети – их было 170 – были спасены. А сестра Российская попросила разрешения пройти к своему дому, где находились трое ее детей, лишь после того, как все дети были унесены в убежище. Приближаясь к дому, она увидела, что он горит. На помощь ее детям пришли другие люди и вынесли их из огня».

В памяти человечества навеки сохранится прекрасный облик ленинградской женщины – матери, как символ великой всечеловеческой любви. (На фонде слайда 4). 5ученик. А самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. В осажденном городе работало 39 школ. Местом учебы стали некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Дети шатались от голода, болели. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Девочка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла. Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло

Сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон. Учитель. После войны на Нюрнбергском процессе весь мир осудил преступления фашистов. И как один из обвинительных документов против

3

фашистов служил Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой.

(На фоне слайда 5).

(Рассказ С.А. Алексеева «Таня Савичева» читает ученик).

См. Приложение3. (На фоне слайда 6).

Учитель. 640 тысяч погибших мирных жителей в Ленинграде и Таня Савичева – одна из них. Она осталась жива. Долгое время судьба Тани после эвакуации из Ленинграда была неизвестна. Восстановить истинную судьбу девочки помогли красные следопыты Горьковской области. Это благодаря их труду стало ясно: ее эвакуировали в Горьковскую область, Шаткинский район, с. Красный Бор. В августе 1942 года 140 детей блокадного Ленинграда привезли в село Красный бор. Жители села всех детей выходили и поставили на ноги. Все

остались живы, кроме Тани Савичевой. Она была очень больна. 4 марта 1944

года Таню перевезли в Панетовский детский дом инвалидов. Здесь было

усиленное питание и более квалифицированные врачи. Но и здесь вылечить Таню не удалось. 1 июля 1944 года девочка умерла. В мае 1972 года в Шатках на могиле Тани Савичевой был открыт памятник.

Учитель. Обратите внимание на портрет девочки, запомните ее и ее дневник, п. ч. таких историй, которая случилась с Таней, было тысячи.

Наша республика Мордовия тоже приняла тысячи эвакуированных детей Ленинграда. У мордовского писателя Якова Пинясова есть повесть «Новая родня». Она рассказывает о том, как мордовские семьи усыновляли детей из Ленинграда. У нас в селе Слободские Дубровки тоже есть люди, которые пережили блокаду Ленинграда. Это Кошелькова Т. и Федосеева З.

( Ученики рассказывают о судьбах Кошельковой Т.Е. и Федосеевой З.И.) Учитель. Не остались в стороне и советские писатели от темы блокады Ленинграда. И сейчас послушаем отрывок из поэмы «Дневник и сердце».Таня Савичева С.Смирнова.

(Ученица читает отрывок из поэмы С.Смирнова «Дневник и сердце. Таня Савичева»). См. Приложение 3. (Учитель знакомит с портретом и дневником Тани Савичевой). 7 ученик выступает с исследовательской работой « Дорога жизни».

(На фоне слайда 7). См. Приложение 5

4

Учитель.

В память о жертвах голодной зимы 1941-42 года на Пискаревском кладбище в Ленинграде теперь горит неугасающий священный огонь.

(Слайд 8) Почтим же, ребята, жертв блокадного Ленинграда Минутой молчания. 8ученик. После войны на Нюрнбергском процессе весь мир осудил преступления фашистов. И как один из обвинительных документов против фашистов Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

Вновь не должно это все повториться.

(Слайд 9)

5

Приложение 1.

Рассказ С.Алексеева «Блокадный хлеб».

Из чего он только не выпекался – ленинградский блокадный хлеб. Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке – муку овсяную, ячменную. соевую, кукурузную. Применяли жмых – льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно. мельничную пыль, рисовую шелуху и многое др. По 10 раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное и невозможное. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым

на вкус. Но голодным ленинградцам он был милее милого. Мечтали люди об этом хлебе. 5 раз в течение осени и зимы 1941 года ленинградцам сокращали нормы хлеба. 2 сентября состоялось первое сокращение. Норму установили такую: 600 грамм хлеба взрослым, 300 грамм- детям. Вернулся в этот день Валеткин отец с работы. Принес хлеб – глянула мать:

-Сокращение?

-Сокращение, - отозвался отец.

Прошло 10 дней. Снова с работы отец вернулся. Выложил хлеб на стол. Мать смотрела:

- Сокращение?

- Сокращение, - отозвался отец.

По 500 граммов хлеба в день стали получать взрослые. Прошло еще 20 дней. Наступил октябрь. Снова сократили ленинградцам выдачу хлеба. Взрослые по 400гр. на день. детям всего 200 гр. Прошел октябрь. Наступил ноябрь. В ноябре сразу 2 сокращения. Вначале по 300. а затем по 250 гр. хлеба стали получать взрослые. дети по 125. Глянешь на этот ломтик, а ломтик с осиновый листик. Виден едва в ладошке. И это на целый день. самый приятный час для Валетки – это тот, когда с завода приходит отец, когда достанет он из сумки хлеб. Хлеб поступает матери. Мать раздает другим: вот – отцу, бабушке. дедушке. Берет себе. А вот и ему, Валетке. Смотрит Валетка вседа зачарованно. Поражается одному: в его куске 125 грамм. а он почему – то больше других, отцовского даже больше. « Как же так», - удивился мальчик. Улыбаются взрослые: «Мука в нем другая – детская».

Приложение 2

Состав блокадного хлеба.

Хлеб в то время пекли без соли – ее не было. К пресной еде привыкали мучительно. Закваской служил кусочек теста, которое скисало. от мякины пухли животы. Вот рецепт блокадного хлеба:

Мука ржаная дефектная – 45%

Целлюлоза – 15%

Жмых – 10%

Обойная пыль – 5%

Солод -10%

Соевая мука – 5%

Отруби – 105. Формы смазывали соляркой, работали по 12 и более часов, а то и вовсе не уходили из цехов. Спецодежда покрывалась слоем пыли. Руки и ноги были покрыты волдырями от горячих форм, а воду для замеса теста добывали, перетапливая снег. Но голодным ленинградцам он был милее всего.

Приложение 3

Таня Савичева.

С.А.Алексеев кн. «Богатырские фамилии».

Голод смертью идет по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались. Среди ленинградских домов поднимался и этот дом. Это дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут ее Таня. Таня Савичева ведет дневник. Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет: «Женя умерла 28декабря в 12.30 часов утра.1941г». Женя – это сестра Тани. Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет: «Бабушка умерла 25 января 3ч. дня 1942г.»

Новая страничка из Таниного дневника. Страница на букву «Л». Читаем: «Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942г.». Лека – это брат Тани.

Еще одна страница из дневника Тани. Страница на букву «В». Читаем: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи. 1942год».

Еще одна страница. Тоже на букву «Л». Но написано на оборотной стороне листка: «Дядя Леша. 10 мая в 4 ч. дня 1942».

Вот страница с буквой «М». Читаем: «Мама 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942».

Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой «С». Пишет: «Савичевы умерли». Открывает страницу на букву «У». Уточняет: «Умерли все». Посидела. Посмотрела на дневник. Открыла страницу на букву «О». Написала: «Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда. Но не долго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких подорвалось ее здоровье. Не стало и Тани Савичевой. Скончалась Таня. Дневник остался.

- Смерть фашистам! - кричит дневник.

Приложение 4 С.Смирнов. Поэма «Дневник и сердце. Таня Савичева».

На берегу Невы, в музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Это всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник,-

Время возвышает образ Тани

И ее доподлинный дневник.

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда, с руки.

И глася о жизненном накале

42 святых ее строки.

В каждом слове – емкость телеграммы,

Глубь подтекста, ключ к людской судьбе.

Свет души, простой и многогранной, И почти молчанье о себе.

Это смертный приговор убийцам

В тишине Нюрнбергского суда.

Это – боль, которая клубится,

Это – сердце, что летит сюда…

Время удлиняет расстоянья

между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня,

Со своей немыслимой судьбой.

Пусть из поколенья в поколенье

Эстафетно шествует она,

Пусть живет, не ведая старенья,

И гласит про наши времена.

Приложение 5

Дорога жизни.

(Исследовательская работа).

640 тысяч погибших за всю блокаду Ленинграда, и было бы еще больше, если бы не Дорога жизни, построенная в очень короткие сроки.

Дорога жизни построена была вскоре после того, как замкнулась кольцо блокады вокруг Ленинграда. Проходила она через Ладожское озеро, протяженностью 308 км (3 части). Но самый опасный участок – 30-ти километровая «ледянка», проходившая на виду у вражеских позиций. И вот эта дорога была построена в очень короткие сроки – всего за 2 месяца. Голод подгонял, п.ч. хлебных запасов в городе оставалось всего на 1 неделю. Эта

дорога строилась в очень тяжелых условиях. Одни рубили лес, прокладывая автомобильную дорогу, настилали бревенчатые гати через болота, а метрах в 200стах от основной дороги люди жгли костры, и самолеты врагов бомбили эту фальшивую дорогу. Но решающим было ледовый 30 километровый участок

Дороги жизни. Было много загадок, которые предстояло решить: ладожский лед был очень капризным и ненадежным даже в сильные морозы. Трещины льда, шириной достигающие до 3 метров, торошение льда (нагромождение льдин), промоины, запорошенные снегом, они оказывались ловушками для шоферов. Но самой главной трудностью при постройке Дороги жизни были – сроки. Нельзя было ждать декабря месяца, когда в городе осталось хлеба на неделю, и каждый день уносил все новые и новые жертвы голодной дистрофии. Но нет худа без добра. Ноябрьские холода помогли ускорить работу Дорогу

жизни, и 19 ноября 1941 года Дорога жизни была открыта.

И первые подводы с хлебом прибыли в Ленинград. Но лед на озере не успел еще окрепнуть, и хлеб грузили на сани по 2 мешка ржаной муки, отправляли их круглосуточно, один за другим. Труднее всего было в метельные безлунные ночи. Обозы часто нарывались на обстрел немецких самолетов, а в метель люди гибли, иногда измученные лошади, проплутав всю ночь по озеру, возвращались под утро в Кобону, и с саней снимали закоченевшие трупы погибших ездовых. Главными героями Дороги жизни были шоферы. Немало безмолвных трагедий разыгрывалось в те дни на озере. Однажды колонна машин возвращалась с ржаной мукой в Осиновец. На середине ледового участка головная машина провалилась под лед и утонула раньше, чем успел выскочить из кабины ее водитель-политрук колонны. Ехавшие следом шоферы остановили свои машины и бросились на выручку товарища. Но пока они добежали, помогать

было уже поздно. Скинув шапки, остановились водители возле свежей

полыньи, поглотившей человека. И вдруг один из них, ближе других

подошедших к краю полыньи, вскрикнул, указывая на темную воду:

-Что это, братцы? Глядите, свет горит.

Шоферы подошли и увидели электрический свет, слабо пробивающийся сквозь толщу воды с озерного дна. В последнюю секунду, проваливаясь в ледяную пучину, политрук успел включить фары, как бы посылая прощальный привет оставшимся на боевом посту друзьям.

26 ноября по ледяной трассе было перевезено 500 тонн, на 27 и 28 ноября 700 тонн хлеба. Холода осложняли и без того сложную работу шоферов, столбик термометра опускался до 30 градусов, птицы замерзали в воздухе, но холода

еще можно было терпеть.

Настоящим бедствием был северный ветер-сиверко. Местные рыбаки называют его злодеем. Стоило ему дуть, и все на озере становилось белым-бело: не видно ни берегов, ни машин, ни даже соседа, шагавшего рядом с тобой. Иногда сиверко дул по несколько суток безостановочно. Падали, не

выдерживавшие напряжения пешеходы, заносило машины, и водителей наутро

находили мертвыми.

Немецкие бомбардировщики – это еще одно испытание, выпавшее на долю водителей. Сначала они «гонялись» за машинами, выбивая главным образом

машины с грузами, результаты этой “охоты» показались немцам незначительными. И они решили разрушить всю ледовую трассу, но дорожников Ладоги эти взрывы не испугали. Они немедленно прокладывали новую «нитку» и движение машин возобновлялось. Догадавшись, что разрушить трассу невозможно, немецкие летчики опять начали охоту за автомобильными колоннами. Дорога жизни работала, по ней везли и везли в осажденный Ленинград хлеб и снаряды. Как святая обязанность рассматривалась на Ладоге и эвакуация населения из Ленинграда. За все время по Дороге жизни эвакуировано 1376 тысяч человек.

Сотни тысяч ленинградцев удалось вывезли из осажденного города в течение первой блокадной зимы, добрую половину которых составляли женщины и дети.

Если бы коллектив Дороги жизни не сделал ничего другого, кроме этого благородного дела, то и за него заслуживает он бессмертной славы в веках.

В ноябре 1941 года от голода погибло 11 тыс. человек.

В декабре 1941 года от голод погибло 53 тыс. человек.

За январь-февраль 1942 года от голодного истощения умерло 200 тыс. человек.

За время блокады 640 тыс. человек

Используемая литература.

1. АлексеевС.А. кн. «Богатырские фамилии». М., «Детская литература», 1981г.

2. Смирнов И.С. кн. «Венок Славы. Подвиг Ленинграда». Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. М., «Современник», том1, 1987г.

3. Великая Отечественная война 1941 – 1945г. Словарь – справочник под редакцией доктора военных наук генерала – лейтенанта М.М.Кирьяна, М., Изд. политической литературы, 1985г.

скачать

nenuda.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *