ЭТАЛОН РОССИИ. Традиция хлеб соль


Блоги: "Хлеб да Соль!" Дань традиции земли русской.

У нас на сайте – новый конкурс!

Да какой!!! И приз заманчивый – Дальний Восток и Япония, и тема очень располагающая.

Кто из нас не сталкивался в путешествиях с традициями разных стран и народов!

Как в самых уже «традиционных направлениях» Турции и Египте, так и в экзотических Лапландиях и Гонудрасе есть чем удивить гостей из далеких земель.

Задумалась, о чем же написать рассказ? Что больше всего запомнилось из тех традиционных «заманиловок», которые показывают туристам?

Чему посвятить свою конкурсную историю?

Обычаям, танцам, нарядам или блюдам?

Что меня поразило и что наиболее запомнилось?

Ведь в моем багаже найдется немало интересного, но чтобы собрать это в единый «опус» придется повторяться и использовать давние фото.

 

Может, вспомнить о том, как в самом первом своем заграничном вояже в Турцию, узнала об обычае танцевать «танец живота» только с повязкой на бедрах? И мужчины и женщины подвязывают бедра платком (желательно со звонкими монетами) и только после этого начинают «трясти бедрами»?

И настолько захватывает вид этих звонких монеток, что самым памятным турецким сувениром считаю свою первую повязку за 15 долларов!!

 

Или рассказать о том, как танцуют греческий сиртаки в национальных костюмах? И непременно взявшись руками за плечи окружающих участников танца?

 

Или уж, если останавливаться на теме танцев, рассказать о том, как поразилась, впервые увидев египетских мужчин танцоров – юбочников? Что они вытворяют с ними, это надо видеть!!

Традиция этого танца уходит корнями в далекое прошлое, но туристам об этом не рассказывают, а просто показывают красочное шоу.

 

Или давайте затронем тему национальной и традиционной еды!

Ах, Франция : сыры, вино, круассаны и луковый суп. Самое традиционное из всего, что мне удалось попробовать. Да, вкусно и колоритно, и «французе» не придумать, но какой глубокий смысл в том, что можно попробовать эти национальные вкусности практически в любом ресторане или купить в магазинах?

 

Интереснее было рассказывать о венгерском гуляше. Густом супе, по традиции сваренном на открытом огне. Не всем туристам удается попробовать именно такую версию гуляша, а нам довелось, и вкус его – отменный, признаюсь.

 

Или бельгийское открытие в городе Брюгге. Мидии с луком и специями. Да, вот она какая, оказывается традиционная еда этого края. Никогда бы не подумала, а так оно и есть…

Любят мидии, и с гордостью угощают тех, кто не равнодушен к морепродуктам.

 

Или остановиться на теме традиционной одежды?

Вот, казалось бы, мы все знаем, по классическим фильмам, что французы носят черные беретки. А доводилось ли вам видеть жителей Франции в подобных головных уборах? Мне – да! Пожалуйста, скрипач с Монмартра, играющий вальс у стен собора Секре Кер.

 

 

Нет, про одежду писать – не то настроение... Мало ли, кто что носит в наши дни. Мужчин в кильте, например, можно встретить и на московских улицах.

 

Возможно, будет более занятным поделиться обычаями и ритуалами, в которых доводилось участвовать? Пусть даже и на туристическом уровне!

Например, «не забудется такое никогда» - жертвоприношение греческим богам Посейдону и Гелиосу, при переезде через мост Рио в Патрах. Накрапывал дождь, а нам предстоял еще не один час пути до города Дельфы. И чтобы задобрить богов, наш гид устроил для группы показательный обряд жертвоприношения.

Разлил заранее приготовленное домашнее вино каждому в стаканчик, и попросил часть выпить самим, а часть вылить в морские волны – задобрить богов и помолиться о хорошей погоде!

Через полчаса, когда мы благополучно переехали по самому длинному мосту Греции, в небе уже вовсю светило солнце!

 

А как мне понравился обычай на Западной Украине в честь Медового Спаса (14 августа). Он сохранился до наших дней во многих городах и селах: в честь праздника, называемого там Маковей, везде продаются специальные букетики, в которые обязательно добавлен сушеный мак. Его крупные, я бы даже сказала, огромные головки вызывают какое-то чувство удивления и восхищения.

Мак – Маковей!

 

Такие букетики несут освящать в церковь и потом хранят весь год, до следующего праздника. Они оберегают дом от злых духов и приносят благополучие хозяевам.

 

Можно вспомнить и свадебный ритуал, подсмотренный в одном из художественных салонов Минска. На почве возрождения народных обычаев, у молодоженов стало популярным собственноручно лепить на гончарном круге «горшок счастья», и после того, как он будет готов, хранить его в семье – пока не разобьется, брак будет крепким! А наиболее «продвинутые в народность» белорусские пары женятся в национальных свадебных венцах. Помнится, тогда мне самой очень приглянулся сплетенный из золотистой соломы венец невесты. Ох, и красотища!

 

Время идет…Рассказ пишется, но того ли просит моя душа? Это ли те традиции, на которые сегодня хотелось обратить внимание? Стоит ли обращаться к далеким уже путешествиям? Может быть, вспомнить и рассказать о чем-то более близком и по расстоянию и по духу?

Как, помнится, радовался народ репортажу о русской Масленице в нашем городке. Да-да, сильны традиции и в таких современных городах, как Десногорск! Народные гулянья с лазаньем по столбу за призом, и сжигание чучела Масленицы поддерживаются во всей красе.

 

Но все-таки, главный акцент я решила сделать на древний обычай, с одной стороны – универсальный по применению, а с другой – имеющий отношение и к путешествиям. Точнее – к встрече путешественников-дорогих гостей!

Уже не раз получалось показать, что  интересное и необычное можно найти совсем рядом, в нашей сегодняшней современной жизни.

 

Все знают про обычай, называемый «Хлеб да соль»?

 

А доводилось в нем участвовать? Или самим каравай принимать, или его подносить?

Главной ассоциацией с «Хлебом-Солью» в наше время считается свадебный ритуал встречи жениха и невесты родителями на пороге родного дома или ресторана.

Приветствуют молодых, вынося на расшитом полотенце «Хлеб да соль», говоря слова напутствия и всяческие пожелания, протягивая пышный хлеб.

Тщательно выполняется ритуал: щепотку соли перебросить через плечо, отломить или откусить кусок хлеба. Да не забыть отметить – муж или жена «отхватили» большую краюху, кто в семье будет главный?

 

Святость этого обычая не теряется, не исчезает, ибо во все времена хлеб остается символом богатства и благополучия, а соль – служит оберегом от бед и несчастий молодой семьи.

 

Но и в свадебную традицию этот обычай пришел «вторично», а «первично» хлеб да соль подносили самым дорогим гостям. Гости могли быть как издалека, так и из близких мест, но всегда такое подношение означало, что человек был долгожданным, дорогим и уважаемым.

Процитирую некоторые сведения из общедоступных источников:

 

«С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли», т. е. разделить все их беды и заботы.Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбление. Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается». По народным понятиям, самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль». «Хлебосольством» и доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении. В 16 веке русский государь во время обеда посылал гостям со своего стола хлеб и соль: хлебом он выражал свою милость, а солью - любовь.»

 

А теперь, вспомните, сколько важных лиц, приезжающих в Россию, встречают хлебом и солью? Можно смело сказать, что только самые почетные и высокопоставленные путешественники заслужили в наше время подобные приветствия.

Меня саму ни разу не встречали хлебом-солью по всем правилам, но участвовать в подобном торжестве доводилось. Причем я с удивлением узнала, что у нас на Смоленщине есть собственная традиция преподношения «Хлеба-соли».

Кроме красивой девушки, держащей вышитое поленце с дарами, встречать гостей выходит целый ансамбль.

 

Они исполняют старинную песню-приветствие Смоленского края:

 

Рады мы вас встретить, дорогие наши!

Доброе спасибо вам от сердца скажем.

На земле Смоленской мы вас величаем,

Доброго здоровья от души желаем!

Кланяемся низко, полюбить нас просим,

Как велит обычай: «Хлеб да Соль» подносим!

 

 

В тот день в Десногорске встречали новоиспеченного митрополита Смоленского Фиофилакта, наносившего визит в честь праздника Святой Пасхи. Для него подобное приветствие было настолько приятно, что он не удержался от комплимента в адрес нарядных «Сударушек»:

- На Смоленской земле очень красивые девушки! Яркие, аки яйца!

 

Оказалось, имел в виду пасхальные  крашеные яйца, главный символ тех ясных апрельских деньков.

После такого замечания, хлеб да соль вручали не просто с низким поклоном, а с самыми искренними улыбками и большим удовольствием!

 

О, мне не надоедает оставаться «Певцом земли русской», ибо согласитесь, такие случаи и обычаи заслуживают упоминания и почтения, и хотелось бы, что они оставались частью нашей жизни, данью традициям, исконно русским, прежде всего. Уделим в этом конкурсе внимание и Святой Руси!

И я почему-то уверена, что каждый иностранный турист был бы действительно счастлив, увидев своими глазами красочное преподношение «Хлеба и соли», и уж тем более был бы в восторге получить сам подобный каравай из рук улыбающейся русской красавицы.

 

www.tourblogger.ru

Хлеб-соль - Русские традиции, обычаи, обряды

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу…

«Без хлеба – смерть, без соли - смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, - обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», - самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой. Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» - судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб - это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем" ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

etar.ucoz.com

Русские традиции. Чаепитие, Банька, Хлеб да соль .

Русские традиции. Чаепитие, Банька, Хлеб да соль . - запись пользователя Ирина/Петровна/Малахит (id1873859) в дневнике

Русское чаепитие

Не верьте, если вам говорят, что настоящие знатоки чаепития - англичане. Они всего-навсего придумали свой файф-о-клок, тогда как русские придумали абсолютно уникальный аппарат для приготовления чая - самовар! Невозможно представить себе русский быт без этого архитипичного, но очень уютного атрибута традиционного семейного чаепития.

Вечер выходного дня, когда вся семья собирается расслабиться за чашкой крепкого чаю с домашней выпечкой - это то, во что выводились самоварные чаепития. Особенности русского менталитета повлияли и на основную задачу чаепития. Русские люди не отрешаются от суетного мира, попивая чай, для них чайная церемония: повод к сближению, задушевной беседе. Наверное, поэтому угли в самоваре могли подогревать воду для чая сколь угодно долго.

По русской традиции, чай домашним и гостям наливала хозяйка дома, а в ее отсутствие - старшая дочь. Искусство заключалось в том, чтобы каждому гостю поровну достались и порция горячего и крепкого чая, и радушное внимание хозяина. Пили чай из саксонского, дрезденского, или же отечественного фарфора (особенно славился Поповский). Мещане и купцы любили пить ароматный горячий напиток из глубоких блюдец, с колотым сахаром «вприкуску». У народа считалось признаком крайней бедности пить «пустой» чай - то есть чай, не сопровождающийся какой-нибудь закуской. В разных городах и губерниях, в разных эпохах, к чаю полагались разнообразные угощения. Молоко и сливки, расстегаи и ватрушки, варенье, печатные пряники, коломенская и ржевская пастила, сушки, шаньги, бублики - всего и не описать.

Русская баня

Какой же русский не любит бани? Еще Нестор-летописец писал о бане в своих трудах. Изначально в бане проводили очищающие обряды: омовение жениха и невесты перед венчанием, роженицы и новорожденного, изгоняли «нечистую силу» из душевнобольных. Используя целебные травы и банный пар, знахари исцеляли от недугов страдающих. Молодежь устраивала в банях святочные гадания, а землепашцы загадывали на будущий урожай и погоду. Поговорка «В бане все равны», свидетельствует, что бывали в здесь и стар, и млад, и простолюдины, и князья.

Баня оказалась одной из самых стойких русских традиций. Невозможно представить, что есть русский человек, ни разу не отведавший густого банного пара, березового или дубового веника. Множество болезней исцеляет баня, в бане можно снять накопившуюся усталость и стресс, очистить не только тело, но и душу. Технология приема бани почти не изменилась в древних времен. Разогрев тело на каждой полке поочередно, от души хлещут себя хорошо распаренным веником, затем моются мылом и мочалкой, ополаскивают волосы хлебными и травяными отварами. Русская традиция требует после парильной прыгнуть в прохладную воду пруда, или в сугроб, прорубь.

Русские хлеб-да-соль

Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных держав у трапа самолета. Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов. Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а редкой в те времена специи, приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».

Следование традициям помогает ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность в единой нации, с богатой историей и духовно-культурными ценностями.

www.babyblog.ru


Смотрите также