В разделе Другое на вопрос чему учит сказка тёплый хлеб заданный автором Волосок лучший ответ это Никогда раньше я не читал такой сказки, как . Кажется, будто это и не сказка вовсе, а быль. А может быть, не такое уж и чудо, что злой, необдуманный поступок грубияна Фильки вызвал страшную стужу, от которой могла погибнуть целая деревня? Ведь никто не может знать заранее, как отзовется в дальнейшем наше слово или дело…Чему же учит эта необычная сказка? А учит она тому, что в народе всегда почиталось больше всего, — добру, милосердию, терпению, справедливости. Не зря говорит Филькина бабушка, что все беды происходят «от злобы людской» , «от охлаждения сердца» . Холодное, жестокое сердце — неживое. Оно способно сеять вокруг одни лишь несчастья. Я думаю, именно поэтому так долго принюхивался обиженный конь к Филькиному хлебу: решал, действительно ли он «не злой человек» . А еще в сказке прославляются дружба, взаимовыручка, умение прощать чужие ошибки и стремление исправлять свои. Хорошо, когда рядом надежные друзья, не боящиеся ни страшного холода, ни тяжелой работы, готовые прийти на помощь, даже если вина твоя очень велика...>>>
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: чему учит сказка тёплый хлеб
Ответ от Переброситься[новичек]v
Ответ от Мезя 71[новичек]а
Ответ от Невроз[новичек]Сказка тёплый хлеб учит бороться со злом в самом себе. Плохие качества есть в каждом человеке. Если мы дадим волю злобе, дурным мыслям и грубым словам, они могут обернуться бедой. Так как произошло это с Филькой И всё таки Филька исправил своё поведение, и помирился с конём.
Ответ от Лиза Трибунская[новичек]ля-ля
Ответ от Ёенька Законович[новичек]Хе-хе
Ответ от Екатерина колесникова[новичек]а
Ответ от Анатолий, Москва[активный]Чё блин
Ответ от Елена Шайхутдинова[новичек]А, можно краткий ответ?
Ответ от Мария Чичерина[активный]спасибо
Ответ от Ёветлана Навроцкая[новичек]сказка К Г Паустовского Теплый хлеб учит своих юных читателей доброте и состраданию не только к людям но и к людям
Ответ от Дмитрий Дуванов[активный]2к. 17 образование сошло с ума...
Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
22oa.ru
Разделы: Литература
Цель урока:
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации учащихся к сказке, презентация
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока. (Слайд 2)
Ребята, мы с вами познакомились на прошлом уроке со сказкой К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомним кратко ее сюжет.
- Кто желает рассказать?
Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу “Ну, тебя” обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку.
- Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы.
Нравственность - (Слайд 3)
2. Стадия осмысления
Итак, сказка “Тёплый хлеб”. Она написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.
- Как вы понимаете значение слова “хлеб”? (Это житейская необходимость, потребность).
- Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб”. Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? (Слайд 4)
Теплый от старославянского – жар, огонь. Таким образом, теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, которое рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.
- Где происходят события? (В деревне Бережки)
- Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов “беречь”, оберегать”). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.
(Слайд 5)
- Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит .....
Кластер
Добро
Он (Паустовский) не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В.Шкловский.
- Какое словосочетание показалось странным? Неужели творить добро трудно?
На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.
Определим круг героев.
Кто главный герой, вокруг которого происходит действие? (Слайд 6)
2. Знакомство с характеристиками героев сказки.
Давайте охарактеризуем героев: (Слайд 7)
Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.
Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, “Ну, тебя”.
Панкрат: мельник, мучная пыль навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.
- Итак, Фильку звали “Ну, тебя”.
Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?
- Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему “наплевать”.
- Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках...
3. Выразительное чтение отрывка (от “Зима в этот год стояла...”).
4. Анализ эпизода. Составление схемы.
- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?
- Конь помешал ему есть хлеб.
- Проследим за последовательностью действий Фильки. (Слайд 8)
- Как поступил Филька?
- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом.
Как отразился поступок Фильки, на ком?
Последствия Филькиного поступка (Слайд 9)
Слеза скатилась у коня из глаз.
В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.
На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.
- В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)
- Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)
- Какую историю она рассказала? Истории чем-то похожи?
(Пересказ – рассказ бабки о событиях столетней давности)
- Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?
(страх, вину, боялся, что умрет)
- О чем он думал?
- Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)
- Инсценировка эпизода. Сначала вы получите задание. (Слайд 10)
1 группа – Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).
2 группа – Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).
3 группа – Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?
(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).
Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?
- Что советует Панкрат герою ? Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (отречься о дурной прежней жизни, сознательно начав новую)
-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).
- Изменился ли Филька в конце сказки?
- Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)
2) Роль природы.
- Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.
Сравнительная характеристика эпизодов: (Слайд 11)
Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов “Зима в этом году стояла теплая...”),
Описание метели (от слов: “Слеза скатилась у коня из глаз...”)
- В какой момент началась метель?
Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек - часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.
Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в произведении. Давайте найдем это в тексте.
Групповая работа. (Слайд 12)
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
(Отрывки: 1) “Слеза скатилась... они трещали, лопались”
2) “В морозные дни... с темной водой”.
- Каким предстаёт перед ним ночной пейзаж? Какую картину он (Филька) видит? (Слайд 13)
- Как скрипит снег? /Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. /
- Каким был воздух? / Воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная. Чёрные ивы поседели от стужи. Ветки их поблескивают, как стеклянные. Воздух колет Фильке грудь.
(Слайд 14)
Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она “мстит” по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.
- Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст: в воздухе запахло весной... - Тепло. Ласка, любовь, добро....
- Чему посвящены последние строки рассказа? (Покаянию Фильки. Примирению с конем).
Чтение эпизода “Филька мирится с конём”
Это очень трогательный момент: момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку “Да ну тебя”.
Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.
- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).
- В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово "тёплый" употреблено в значении "согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой").
- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.
Заключительное слово учителя. (Слайд 15)
Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?
К.Г.Паустовский хотел, чтобы читатели его произведений были добрыми, любили окружающий мир, чувствовали родство с ним и готовность в любой момент прийти на помощь. Поэтому любимый герой его сказок - человек отзывчивый, чуткий, с добрым и милым сердцем. Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но христианские заповеди учат нас любить и прощать. Старые мудрые люди говорят: "Лучше подавать, чем просить". Помоги человеку добрым словом, добрым делом, и настанет время, когда и тебе помогут, как помогли Фильке ребята.
Звучит песня “Дорогою добра”. Одновременно идёт показ слайдов с изображением природы.
Оценки за урок:
Рефлексия.
1. Ребята, вам понравился урок?
2. Как вам работалось на уроке?
3. Комфортно ли вы себя чувствовали?
Домашнее задание: выписать из текста сказочные и реальные мотивы или эпитеты
Разработка уроков литературы 4 часа 5 класс по творчеству ...
Народная мудрость и народная мораль в сказке «Тёплый хлеб». Победа добра ... -В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке? -Символом ...http://baza-referat.ru/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B_4_%D1%87%D0%B0%D1%81%D0%B0_5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83_%D0%9A%D0%93%D0%9F%D0%B0%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A2%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1
РеальноеВойна, раненый конь, голод, злоба
людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни.
СказочноеМельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.
Ответить на вопрос: Чему учит сказка “Теплый хлеб”?
xn----7sbbhnalk3aocq1b4e.xn--p1ai
Цели урока:
- Способствовать формированию умения анализировать литературное произведение, выявлять причинно - следственные связи, чертить пространственно - временную модель сказки
- Организация групповой работы
- Развитие духовно - нравственных качеств личности, формирование эмоционально - ценностного отношения к действительности через развитие речи и мышления.
Постановка учебной задачи:
1. Выяснить закономерности взаимоотношений между героями (система образов)
2. Решить проблемы, поставленные автором: Почему случился мороз? Почему Филька решил исправить свою ошибку. В чем заключается смысл названия?
3. Сформулировать тему и идею сказки
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся)
Структура урока:
1. Стадия вызова (10 мин)
2. Стадия осмысления (30 мин)
3. Рефлексия (5 минуты)
Оборудование и наглядные пособия
1. Таблица «Пирамида ценностей».
2. Раздаточный материал, карточки - задания.
3. Листы оценки знаний.
4. Флипчарты, маркеры, иллюстрации.
5. Компьютер, ноутбук
Ход урока
Вызов
Приветствие учителя.
Посадка в группы: при входе в класс выбирают конфеты, по виду конфеты рассаживаются в группы, читают пожелания друг другу (5 группы по 4 человека)
Обведите или закрасьте смайлик, соответствующий вашему настроению, не забывайте обращаться к нему в течение урока и в конце.
Мы продолжаем разговор о сказке Паустовского «Теплый хлеб»?
Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? Формулируйте цель?
Какие вопросы остались нерешенными и их необходимо рассмотреть?
Вопросы:
*система образов
* образ героя
*проблемы, поднятые автором.
* тема, идея произведения
Мозговой штурм: Какие проблемы вы смогли увидеть в сказке? – выброс на доску, отбор материала
- Почему случился мороз?
- Почему Фильке удалось исправить свою ошибку?
- В чем смысл названия произведения?
Тема урока (записать на доске):
Герои и проблематика сказки - были К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Задания группам:
1гр – Начертить систему образов на компьютере
2гр - Рассмотреть образ Фильки (ноутбук - визуальные свидетельства)
3гр – Почему стряслась беда?
4гр – Почему смогли спастись?
5гр – Модель сказки - были. Эксперты.
Перед началом работы, давайте напомним о правилах работы в группе. Озвучьте эти правила.
Правила работы в группе
Будьте доброжелательными.
Высказать свое мнение должен каждый
Спорьте аргументировано
Цените совместную работу, в которой возникает общее решение
Умейте оценить чужую точку зрения
Осмысление
Работа в группах над заданием
5. Физминутка и тренинг: 1(ууу) , 2(прыгнуть), 3 (покружиться) – или натягивание лука, небо, земля
Выступление спикера от каждой группы – оформляют на флипчартах, компьютере, ноутбуке
1 группа. Система образов – работа на компьютере (Задание учащихся с высоким уровнем успешности)
Вывод: образы - персонажи сосуществуют с животным миром. Память прошлого - опыт, передающийся из поколения в поколение, чтобы научить молодое поколение поступать правильно
Оценка экспертов
2 группа. Образ Фильки: речь, поступки, отношение к людям – работа с текстом (Задания для учащихся со средним и низким уровнем успешности)
До происшествия:
По прозвищу "Ну Тебя", молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". Филька отвечал сердитым басом: "Да ну тебя! Ищи сам!". Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: "Да ну тебя! Надоела!".
Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из - под снега! Иди копай!
После случившегося:
Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой "Да ну вас! Проклятые!" - кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.
Неужто помирать?
- Зачем помирать? Надеяться надо.
- На что?
- На то, что поправит дурной человек своё злодейство.
- А как его исправить? - спросил, всхлипывая, Филька.
- А об этом Панкрат знает, мельник.
- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих.
Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился.
- Да - а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит, что из - за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!
Филька сопел, вытирал рукавом глаза.
- Ты брось реветь! - строго сказал Панкрат. - Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил - сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать - неизвестно.
- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.
Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.
- Ишь ты, шустрый какой! - сказал мельник, - Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?
- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьём мы, ребята, и такой лёд!
- А ежели замёрзнете?
- Костры будем жечь.
- А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: "Да ну его! Сам виноват - пусть сам лёд и скалывает".
- Согласятся! Я их умолю. Наши ребята - хорошие.
На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице.
Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Филька. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
Филька ухмылялся сквозь слезы,
Выберите визуальные свидетельства (картинки похожих мальчиков) - на ноутбуке
Вывод: в сказке образ Фильки показан в развитии – от злобного, необщительного до внимательного, уважающего старших, умеющего найти общий язык с людьми
Оценка экспертов
3 группа и 4 группа (параллельное выступление двух групп) – (задание для учащихся среднего и высокого уровня, при участии учащихся с низким уровнем успешности)
Почему стряслась беда - Почему смогли спастись?
Беда (мороз) – до мороза - - - - Спасение от стужи – после мороза
Злоба - - - - - страх перед смертью
Равнодушие (Ну тебя) - - - - - придумал, все вместе
Жестокий (ударил) - - - - уговорил, нашел общий язык
Ленивый (нехотя встал) - - - - - захотел (желание), труд
4 группа. Людям помогают силы природы.
В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте подслушивала. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё - таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?
А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что - то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.
Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит - журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.
Вывод: В сказке бабки – народная мудрость, которая помогла исправить ошибку, задуматься о значении злых поступков, поверить в людей.
Оценка экспертов
5 группа – Модель сказки - были. Эксперты - оформление постера
(Здание для учащихся со средним и высоким уровнем успешности)
Весь материал – смотрите документ.
videouroki.net
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»