Тема: «Хлеб всему голова». Тема хлеб


Тема; "Хлеб всему голова" - дошкольное образование, уроки

Открытое занятие по развитию речи на тему: « Хлеб всему голова»

Цель: Совершенствовать знание детей о значимости хлеба.

Задачи: Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.

Образовательная:

Развивающая: Развивать

Воспитывать: Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей выращивающих хлеб.

Ход занятия: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются на трех языках Здравствуйте, Hello, Сәлеметсіздерме қонақтар!

Воспитатель: Ребята сегодня унас свами занятие по развитию речи.

Но прежде чем мы начнем свое занятие, давайте все встанем в круг и попреветствуем друг – друга.

Придумано кем-то, просто и мудро.

При встрече здороваться – Доброе утро,

Доброе утро – Солнцу и птицам!

Доброе утро – Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро, длится до, вечера.

Садитесь ребята, Скажите какое сейчас время года? - Весна.

Какой сейчас месяц?- Апрель.

Ребята, назовите три весенних месяца. – Март, апрель, май.

Ребята, давайте вспомним, сколько дней в одной неделе? – 7

Как называются два выходных дня? Как называются остальные дни? – Рабочие.

Кто хочет перечислить дни недели?

Какой сегодня день недели?

Ребята я хочу вам загадать загадку.

Отгадать легко и быстро мягкий, пышный, и душистый.

Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.

Без него плохой обед, вкусней его, на свете нет. ( Хлеб) Правильно дети это хлеб, сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Тема нашего занятия: Хлеб всему голова!

С/М стук в дверь, ребята кто- то к нам стучится, давайте я посмотрю кто это. Нам передали корзинку, вносит корзину с хлебом. Давайте откроем салфетку и посмотрим что там? ( хлеб) Правильно ребята хлеб. А что вы можете сказать о хлебе? Вкусный, ароматный, аппетитный, белый, мягкий, ржаной, пшеничный, серый, горячий.

Ребята, а как на казахском будет, слово белый? Ақ, а на английском Uait

А как на казахском будет, слово черный? Кара, а на английском blek

А как на казахском будет, слово вкусный? Дәмді, а на английском sweet

Как на казахском будет, слово хлеб? Нан, а на английском bread

Как на казахском будет слово мягкий? Жұмсақ soft.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает стихотворения о хлебе? ( Дети рассказывают стихи о хлебе) Ребята а сейчас давайте посмотрим как к нам на стол попал хлеб .Показать видеоролик о хлебе.

Воспитатель: видели ребята, какой долгий путь проделал хлеб, чтобы попасть к нам на стол.

Ребята, вы наверное устали, давайте встанем, пройдем все на палас, сделаем большой круг, и проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, Подрастать на солнце стало.

Дождик, землю поливал, и росточек подрастал.

К свету и теплу тянулся, колоском он обернулся.

Воспитатель: Ребята мы с вами посмотрели видеоролик. Теперь я хочу поиграть с вами в игру. Игра называется « Цепочка» Для этого нам снова надо пройти на палас, сесть всем на корточки .Я буду задавать вам вопросы , а вы если знаете на них ответы должны будете встать дать ответ и снова сесть. Слушаем внимательно.

1 Ребята, кто знает как к нам на стол попал хлеб? ( его покупают в магазине)

2 А как хлеб попал в магазин? ( Из пекарни)

3 Что делают в пекарни? ( Пекут хлеб)

4 А из чего получают муку ? ( Из зерен)

5 А откуда зерно? ( Из колоска)

6 А откуда колосок? ( В земле на поле растет)

7 А кто этим занимается? ( Хлеборобы)

8 Ребята а кто такие хлеборобы? ( Это люди которые выращивают хлеб) Молодцы ребята садитесь.

Воспитатель: Ребята, скажите какие вы знаете пословицы о хлебе?

Много снега, много хлеба. Шахсултан

Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Рахим

За обедом хлеб всему голова Даша Золотухина.

. Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. Даша Калачикова

Без труда хлеб не родится никогда. Айгерим.

Упустишь время потеряешь урожай . Айзере.

Береги хлеб он дорого достается. Рамиля.

Никогда не бросай хлеб. Эльдар

Уважай труд человека. ( молодцы ребята) Айша.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте скажем на казахском Тыиым сөздерді

Нанды бір қолымен үзуге болмайды

Нанды төнкөріп қоюға болмайды

Нанды аяк астына тастама.

Воспитатель:Ребята давайте попробуем с вами отгадать загадки, если вы правильно отгадаете то на экране появятся картинки.

Загадки.

1 Вырос в поле колоском на столе лежит куском? ( хлеб)

2 Железный нос, в землю врос, режет,копает, зеркало сверкает? ( плуг)

3 Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет? ( комбайн)

4 Он на солнышке стоит и усами шевелит? ( колосок)

5 Сегодня на земле, а завтра на столе? ( хлеб)

Итог занятия: Ребята скажите какое у нас было занятие? ( развитие речи)

О чем мы говорили на занятии? ( о хлебе)

Ребята скажите какие вы сделали выводы для себя о хлебе?

1Хлеб нужен человеку как продукт питания. Дарья З.

2 Хлеб выращивают люди многих профессий. Дарья К.

3 Нужно уважать их труд. Лэйла.

4 Хлеб вкусный,полезный. Шахсултан.

5 В нем наша сила и здоровье. Айша.

На этом ребята наше занятие подошло к концу скажем нашим гостям досвидания,гудбай, сауболыныздар!

kopilkaurokov.ru

Тема: «Хлеб всему голова» - внеурочная работа, мероприятия

Конспект открытого занятия по окружающему миру.

Тема: «Хлеб всему голова»

Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания .

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций;

Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Круг приветствия. Разминка «Колоски»

Потянулись колоски, распрямили волоски.

Дождик капал, дождик капал, ручеек большой накапал.

Дождь пшеничку поливай, будет щедрым урожай.

2.Работа по теме.

Воспитатель:

-Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Загадка про хлеб

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

-Хлеб знают все, кто ест. Хлеб наша главная еда Всегда! Рыба- водица, Ягода-трава, А хлеб, как говорится, Всему голова!

Воспитатель:

-Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Демонстрация хлеба.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель:

-Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети: -Его покупают в магазине.

Воспитатель: -А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

Дети: -Пекут из муки.

Воспитатель: -А что такое мука, из чего её получают?

Дети: -Из зёрен.

Воспитатель: -Ребята что у вас лежит на тарелочках?

Дети: -Зерна пшеницы.

Воспитатель: -Это зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите какие они на ощупь? Скажите, какой они формы, величины и цвета?

Дети: -Маленькое, твердое, гладкое, посерединке бороздка, как две дольки.

Воспитатель: -Вы увидели, что каждое зерно имеет бороздку которая делит его на две половинки? В каждом зернышке живет росток, а чтобы он проснулся зерна нужно посадить в землю.

Воспитатель:

-Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Дети: -Да хотим.

Воспитатель:

-Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети: -Тракторист.

Воспитатель:

-Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель:

-Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: -Комбайнёр.

Воспитатель: -Что же делает комбайн?

Дети: -Собирает колосья.

Воспитатель:

-Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

-А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: -На мельницу.

Воспитатель:

-Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: -На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель:

-Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто . А сейчас я предлагаю поиграть в шуточную игру «Замесим тесто». Станьте поудобнее.

Физкультминутка «Замесим тесто»

(Повторяется 2 раза).

Ой, ладошки-ладушки.

Мы печём оладушки /хлопки ладонями/

Замешиваем тесто,

А тесту в миске тесно /имитируют помешивание по кругу/

Тесто выпало на стол,

Тесто шлёпнулось на пол /присели/

Тесто убежало

Начинай сначала. /лёгкий бег на месте/

-И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.

-А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети: -Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель:

-А как все эти продукты называются одним словом?

Дети: -Хлебобулочные изделия.

Воспитатель:

-Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому нужно всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети:

(Дети называют пословицы и поговорки ).

Пословицы и поговорки про хлеб

«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда»

Воспитатель : - О хлебе написаны стихи, песни, рассказы, сказки. Давайте послушаем ребят.

1.В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

2. Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

3. Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

4. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

5. Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Воспитатель: - А теперь отгадайте загадки?

1. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб) .

2. Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены. (Зерно) .

3. Корабль- великан по земле идет.

Поле пройдет – урожай соберет. (Комбайн) .

4. На просторе в море хлеба

Замок с башнями до неба,

Сохранит все море хлеба. (Элеватор) .

5.Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекари) .

Воспитатель: - Дети, давайте нарисуем колосок.

3. Итог занятия

-Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети: -Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель: -Какие машины помогают хлеборобам?

Дети: -Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель: -Как нужно относится к хлебу?

Дети: -Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: -Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

kopilkaurokov.ru

Тема «хлеб». Цели

Тема «ХЛЕБ».

Цели:

  1. Воспитание уважения и бережного отношения к хлебу.
  1. Закрепление словообразования и укрепления относительных прилагательных (от существительных: зерно, пшеница).
  1. Словообразование родственных слов от слова «хлеб».
  2. Упражнение в употреблении в речи синонимов.
  1. Закрепление знаний о выращивании пшеницы, о муке, о тесте, хлебобулочных изделиях.
  1. Закрепление пословиц и поговорок о хлебе.
  2. Игра «Образуй признаки» от слов: пшеница, рожь, овес, гречка, хлеб.
  1. Практическая работа с тестом. (Изготовление булочек, плюшек из готового сдобного теста). После занятия отнести на кухню, повара испекут детям плюшки.
Предварительная работа.
  1. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
  2. Отгадывание загадок о хлебе.
  3. Заучивание стихотворения «Хлеб» Я.Акима.
Оборудование:

Предметные картинки: «Колос пшеницы», «Пашня», «Пшеничное поле», «Уборка урожая пшеницы», «Хлеб», «Булочки», «Макароны», «Кулич». Мука, стаканчики для J(аждого ребенка с мукой, ложечки, тесто (для каждого ребенка), противень, миска стеклянная, молочко, яйцо свежее, ванилин, разрыхлитель, салфетки индивидуальные пластиковые, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал:

Готовая выпечка: хлеб, баранки, булочки, пирожки, кексы и т.д. Макаронные изделия: вермишель, рожки, спагетти, манная крупа. Салфетки (бумажные), вилочки одноразовые для дегустации мучной продукции.

^

Воспитатель ходит по группе и поет:

Я по комнате хожу Деток я не нахожу

Ну куда же мне пойти? Где же деток мне найти?

Дети, (одеты в белые колпачки и в белые фартуки) спрятаJlИСЬ за ширмой. Воспитатель подходит к ширме, и спрашивает «Здесь мои ребята?» и слышит в ответ: (Это не ребята, это-котята) и слышит «мяу-мяу».

Воспитатель уходит и снова поет:

Воспитатель уходит и снова поет:

Я по комнате хожу

Деток я не нахожу

Ну куда же мне пойти?

Где же деток мне найти? Подходит к ширме, и спрашивает «Здесь мои ребята?» А слышит из-за ширмы ответ:

«Это не ребята!

Это - поварята!»

Воспитатель говорит: Как хорошо! Вот они мне сегодня и нужны.

Поварята выходят из-за ширмы.

Воспитатель: Ребята, Вы мне будете помогать? (Да!) Хорошо. Сегодня Вы будете моими помощниками. Садитесь, пожалуйста, за столы.

Сегодня мы с Вами поговорим о хлебе. Выходит ребенок и читает стихотворение о хлебе. Хлеб. Я.Аким Хлеб ржаной, пшеничный, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют

Пашут каждую весну

Подымают целину

Сеют, жнут, ночей не спят

С детства знай, как хлеб растят. Давайте вспомним, как растят хлеб.

А кто не знает, тот послушает.

Дети отгадайте загадку:

  1. Весь из золота отлит
На соломинке стоит.

(Колос)

2. Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят.

(Колос) Посмотрите на картинку. Вот какой он - пшеничный колосок. В каждом колоске - очень-очень много пшеницы. Сеют пшеницу осенью. А весной уже всходят первые побеги пшеницы. Мы все живем на земле. С древних времен люди говорят, что земля кормит человека и называют её ласково: «Земля кормилица», «Земля матушка». А сейчас рассмотрим несколько картин: - Дети рассматривают несколько картин в логической последовательности. Называют действие на каждой картинке и составляют предложения с ними. Воспитатель даёт пояснения: Боронить - значит рыхлить землю, разбивать комья.

Вносить удобрения - подкармливать землю.

Пахать - тракторист пашет землю.

Боронить - борона острыми зубьями рыхлит землю.

Сеять - хлеборобы сеют пшеницу.

Подкармливать - летчик подкармливает посевы удобрениями.

Убирать урожай - комбайн убирает урожай с полей (косит, молотит)

Молоть - на мельнице зерно мелют и получают муку.

Выпекают - на хлебозаводе (в пекарне) из муки выпекаю хлеб. Когда воспитатель показывала картину «Комбайны убирают урожай с полей» - Прочесть стихотворение:

Корабль - великан

Не по-морю плывет.

Корабль - великан

По земле идет.

Поле пройдет

Урожай соберёт. (Это о чём говорится?) - о комбайне. Ребята, вот мы с Вами рассмотрели картины и узнали каждый из Вас что-то новое. Скажите, пожалуйста:

- Как называется мука из пшеницы? (пшеничная)

-Мука из гречки? (гречневая)

-Мука из ржи? (ржаная)

- Тесто из пшеничной муки? (пшеничное)

-Тесто из гречневой муки? (гречневое тесто)

-Как называют крошки хлеба? (хлебные)

-Посуда для хлеба? (хлебница)

-Квас из хлеба? (хлебный квас)

- А как ласково называют хлеб?(хлебушек) А ребята знают пословицы и поговорки о хлебе?

Дети рассказывают, пожеланию. - Будет хлеб, будет и песня.

- Хлеб - всему голова.

- Хлебушек - отец родной.

- Много снега - много хлеба.

- Хлеб - наше богатство.

- у кого хлеб родится - тот всегда веселится. Молодцы, ребята. К земле и хлебу надо бережно относиться, с уважением. Хлебушек -- отец родной. Земля - матушка наша. А теперь мы с Вами исполним песню: «Я пеку-пеку-пеку». (Физкультурная минутка)

- имитируем движения- -Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по - пирожку

- А для милой мамочки

Испеку 2 пряничка

- Кушай, кушай мамочка

Вкусные 2 пряничка

- Я ребяток позову

-Пирогами угощу.

Кушайте, пожалуйста! Молодцы. Садитесь, пожалуйста, на свои места. Отгадайте загадку: Белая белянка

По-полю гуляла

Домой пришла

В сусек легла.

(Мука)

У Вас на столах, в стаканчиках - мука. Возьмите ложечку (лежит рядом) со стаканом. Наберите в ложечку муку и всыпьте её на маленькую тарелочку. Давайте рассмотрим её: Какая мука на цвет? (Белая)

Какая на запах? (Дети нюхают муку) Мука без запаха.

Попробуйте муку на язычок!

- Есть вкус? (Нет) Мука без вкуса.

Мука легкая или тяжелая? (Лёгкая)

- Ещё мука рассыпчатая. А сейчас подойдите все ко мне, к столу. Сейчас я покажу Вам, как из муки сделать тесто, сдобное., эластичное. Приближается праздник «Пасхи» и наверное Ваши мамы, бабушки будут печь куличи, булочки, ватрушки, кексы, печенье и т.д.

Вот сейчас Вы будете учиться, как делают Т.е. как месят тесто.

Беру большую миску (стеклянную) и наливаю в неё молочко, кладу в молочко соль, сахар, масло растительное, яйцо вбиваю, все размешиваю хорошо, и теперь всыпаю медленно муку просеянную (с дрожжами) столько, чтобы тесто замесилось и не липло к рукам. Теперь вымешиваю тесто. Тесто должно постоять, чтобы в объёме увеличил ось. Накроем его полотенцем. Пока тесто будет подходить, мы с Вами сядем за столы. У Вас у всех уже есть готовое сдобное тесто, я его приготовила заранее. Возьмите комочек теста, сделайте из него колбаску не тонкую, и не короткую. Закручиваем ее в спиральку. У вас получилась красивая булочка. Кто желает сделать другую булочку пожалуйста:

Из такой же колбаски, делаем булочку; только закручиваем её сразу с двух сторон. Получится такая булочка: Кто желает сделать печенье, пряничек и т.д. - пожалуйста, сделайте. Проявите свою фантазию. Готовые изделия выкладываем на смазанный противень, смазываем изделия яйцом, с помощью силиконовой кисточки, и по окончании занятия отнесем

на кухню, повара нам испекут наши булочки и готовую выпечку мы потом принесем в группу и дети свои булочки будут пробовать. Ребята, отгадайте, что лежит под салфеткой? - Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый.

(Хлеб) Правильно. Хлеб. И у нас под салфеткой - (Открываем все, что под салфеткой). Хлеб белый и черный, булочки, пирожки, кексы, пряники, печенье и Т.Д. и всевозможные макаронные изделия, хлебный квас; Ребята, эта вся хлебная продукция где продаётся? (В хлебном магазине) - Сейчас, выходите все в середину группы, и исполним песню поварят. Дети стоят полукругом и исполняют весело песню, с имитированными движениями: -Мы - веселые ребята, тра-ля-ля-ля

Мы - ребята поварята, тра-ля-ля-ля

Поле хлебное убрали тра-ля-ля-ля

Колоски мы все собрали тра-ля-ля-ля

К мельнику ходили мы тра-ля-ля-ля

Намололи нам муки тра-ля-ля-ля

Тесто круто замесили тра-ля-ля-ля

Два часа оно всходило тра-ля-ля-ля

Хлеба, булок напекли тра-ля-ля-ля

Угощайтесь от души тра-ля-ля-ля - А сейчас, дети и гости (родители, бабушки, дедушки), воспитатели из других групп, подойдите к нашему столу и угощайтесь. Приятного Вам аппетита! (На столе - одноразовые тарелочки и вилочки), бумажные салфетки. - Можно организовать чаепитие. Звучит песня «Московская весна» в исполнении группы «Бартарики».

lit-yaz.ru

Тема «хлеб». Цели

Тема «ХЛЕБ».

Цели:

  1. Воспитание уважения и бережного отношения к хлебу.
  1. Закрепление словообразования и укрепления относительных прилагательных (от существительных: зерно, пшеница).
  1. Словообразование родственных слов от слова «хлеб».
  2. Упражнение в употреблении в речи синонимов.
  1. Закрепление знаний о выращивании пшеницы, о муке, о тесте, хлебобулочных изделиях.
  1. Закрепление пословиц и поговорок о хлебе.
  2. Игра «Образуй признаки» от слов: пшеница, рожь, овес, гречка, хлеб.
  1. Практическая работа с тестом. (Изготовление булочек, плюшек из готового сдобного теста). После занятия отнести на кухню, повара испекут детям плюшки.
Предварительная работа.
  1. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
  2. Отгадывание загадок о хлебе.
  3. Заучивание стихотворения «Хлеб» Я.Акима.
Оборудование:

Предметные картинки: «Колос пшеницы», «Пашня», «Пшеничное поле», «Уборка урожая пшеницы», «Хлеб», «Булочки», «Макароны», «Кулич». Мука, стаканчики для J(аждого ребенка с мукой, ложечки, тесто (для каждого ребенка), противень, миска стеклянная, молочко, яйцо свежее, ванилин, разрыхлитель, салфетки индивидуальные пластиковые, салфетки бумажные.

Демонстрационный материал:

Готовая выпечка: хлеб, баранки, булочки, пирожки, кексы и т.д. Макаронные изделия: вермишель, рожки, спагетти, манная крупа. Салфетки (бумажные), вилочки одноразовые для дегустации мучной продукции.

^

Воспитатель ходит по группе и поет:

Я по комнате хожу Деток я не нахожу

Ну куда же мне пойти? Где же деток мне найти?

Дети, (одеты в белые колпачки и в белые фартуки) спрятаJlИСЬ за ширмой. Воспитатель подходит к ширме, и спрашивает «Здесь мои ребята?» и слышит в ответ: (Это не ребята, это-котята) и слышит «мяу-мяу».

Воспитатель уходит и снова поет:

Воспитатель уходит и снова поет:

Я по комнате хожу

Деток я не нахожу

Ну куда же мне пойти?

Где же деток мне найти? Подходит к ширме, и спрашивает «Здесь мои ребята?» А слышит из-за ширмы ответ:

«Это не ребята!

Это - поварята!»

Воспитатель говорит: Как хорошо! Вот они мне сегодня и нужны.

Поварята выходят из-за ширмы.

Воспитатель: Ребята, Вы мне будете помогать? (Да!) Хорошо. Сегодня Вы будете моими помощниками. Садитесь, пожалуйста, за столы.

Сегодня мы с Вами поговорим о хлебе. Выходит ребенок и читает стихотворение о хлебе. Хлеб. Я.Аким Хлеб ржаной, пшеничный, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют

Пашут каждую весну

Подымают целину

Сеют, жнут, ночей не спят

С детства знай, как хлеб растят. Давайте вспомним, как растят хлеб.

А кто не знает, тот послушает.

Дети отгадайте загадку:

  1. Весь из золота отлит
На соломинке стоит.

(Колос)

2. Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят.

(Колос) Посмотрите на картинку. Вот какой он - пшеничный колосок. В каждом колоске - очень-очень много пшеницы. Сеют пшеницу осенью. А весной уже всходят первые побеги пшеницы. Мы все живем на земле. С древних времен люди говорят, что земля кормит человека и называют её ласково: «Земля кормилица», «Земля матушка». А сейчас рассмотрим несколько картин: - Дети рассматривают несколько картин в логической последовательности. Называют действие на каждой картинке и составляют предложения с ними. Воспитатель даёт пояснения: Боронить - значит рыхлить землю, разбивать комья.

Вносить удобрения - подкармливать землю.

Пахать - тракторист пашет землю.

Боронить - борона острыми зубьями рыхлит землю.

Сеять - хлеборобы сеют пшеницу.

Подкармливать - летчик подкармливает посевы удобрениями.

Убирать урожай - комбайн убирает урожай с полей (косит, молотит)

Молоть - на мельнице зерно мелют и получают муку.

Выпекают - на хлебозаводе (в пекарне) из муки выпекаю хлеб. Когда воспитатель показывала картину «Комбайны убирают урожай с полей» - Прочесть стихотворение:

Корабль - великан

Не по-морю плывет.

Корабль - великан

По земле идет.

Поле пройдет

Урожай соберёт. (Это о чём говорится?) - о комбайне. Ребята, вот мы с Вами рассмотрели картины и узнали каждый из Вас что-то новое. Скажите, пожалуйста:

- Как называется мука из пшеницы? (пшеничная)

-Мука из гречки? (гречневая)

-Мука из ржи? (ржаная)

- Тесто из пшеничной муки? (пшеничное)

-Тесто из гречневой муки? (гречневое тесто)

-Как называют крошки хлеба? (хлебные)

-Посуда для хлеба? (хлебница)

-Квас из хлеба? (хлебный квас)

- А как ласково называют хлеб?(хлебушек) А ребята знают пословицы и поговорки о хлебе?

Дети рассказывают, пожеланию. - Будет хлеб, будет и песня.

- Хлеб - всему голова.

- Хлебушек - отец родной.

- Много снега - много хлеба.

- Хлеб - наше богатство.

- у кого хлеб родится - тот всегда веселится. Молодцы, ребята. К земле и хлебу надо бережно относиться, с уважением. Хлебушек -- отец родной. Земля - матушка наша. А теперь мы с Вами исполним песню: «Я пеку-пеку-пеку». (Физкультурная минутка)

- имитируем движения- -Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по - пирожку

- А для милой мамочки

Испеку 2 пряничка

- Кушай, кушай мамочка

Вкусные 2 пряничка

- Я ребяток позову

-Пирогами угощу.

Кушайте, пожалуйста! Молодцы. Садитесь, пожалуйста, на свои места. Отгадайте загадку: Белая белянка

По-полю гуляла

Домой пришла

В сусек легла.

(Мука)

У Вас на столах, в стаканчиках - мука. Возьмите ложечку (лежит рядом) со стаканом. Наберите в ложечку муку и всыпьте её на маленькую тарелочку. Давайте рассмотрим её: Какая мука на цвет? (Белая)

Какая на запах? (Дети нюхают муку) Мука без запаха.

Попробуйте муку на язычок!

- Есть вкус? (Нет) Мука без вкуса.

Мука легкая или тяжелая? (Лёгкая)

- Ещё мука рассыпчатая. А сейчас подойдите все ко мне, к столу. Сейчас я покажу Вам, как из муки сделать тесто, сдобное., эластичное. Приближается праздник «Пасхи» и наверное Ваши мамы, бабушки будут печь куличи, булочки, ватрушки, кексы, печенье и т.д.

Вот сейчас Вы будете учиться, как делают Т.е. как месят тесто.

Беру большую миску (стеклянную) и наливаю в неё молочко, кладу в молочко соль, сахар, масло растительное, яйцо вбиваю, все размешиваю хорошо, и теперь всыпаю медленно муку просеянную (с дрожжами) столько, чтобы тесто замесилось и не липло к рукам. Теперь вымешиваю тесто. Тесто должно постоять, чтобы в объёме увеличил ось. Накроем его полотенцем. Пока тесто будет подходить, мы с Вами сядем за столы. У Вас у всех уже есть готовое сдобное тесто, я его приготовила заранее. Возьмите комочек теста, сделайте из него колбаску не тонкую, и не короткую. Закручиваем ее в спиральку. У вас получилась красивая булочка. Кто желает сделать другую булочку пожалуйста:

Из такой же колбаски, делаем булочку; только закручиваем её сразу с двух сторон. Получится такая булочка: Кто желает сделать печенье, пряничек и т.д. - пожалуйста, сделайте. Проявите свою фантазию. Готовые изделия выкладываем на смазанный противень, смазываем изделия яйцом, с помощью силиконовой кисточки, и по окончании занятия отнесем

на кухню, повара нам испекут наши булочки и готовую выпечку мы потом принесем в группу и дети свои булочки будут пробовать. Ребята, отгадайте, что лежит под салфеткой? - Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый.

(Хлеб) Правильно. Хлеб. И у нас под салфеткой - (Открываем все, что под салфеткой). Хлеб белый и черный, булочки, пирожки, кексы, пряники, печенье и Т.Д. и всевозможные макаронные изделия, хлебный квас; Ребята, эта вся хлебная продукция где продаётся? (В хлебном магазине) - Сейчас, выходите все в середину группы, и исполним песню поварят. Дети стоят полукругом и исполняют весело песню, с имитированными движениями: -Мы - веселые ребята, тра-ля-ля-ля

Мы - ребята поварята, тра-ля-ля-ля

Поле хлебное убрали тра-ля-ля-ля

Колоски мы все собрали тра-ля-ля-ля

К мельнику ходили мы тра-ля-ля-ля

Намололи нам муки тра-ля-ля-ля

Тесто круто замесили тра-ля-ля-ля

Два часа оно всходило тра-ля-ля-ля

Хлеба, булок напекли тра-ля-ля-ля

Угощайтесь от души тра-ля-ля-ля - А сейчас, дети и гости (родители, бабушки, дедушки), воспитатели из других групп, подойдите к нашему столу и угощайтесь. Приятного Вам аппетита! (На столе - одноразовые тарелочки и вилочки), бумажные салфетки. - Можно организовать чаепитие. Звучит песня «Московская весна» в исполнении группы «Бартарики».

shkolnie.ru

Тема: Откуда хлеб пришёл? - PDF

Транскрипт

1 Тема: Откуда хлеб пришёл? Цель: Расширение знаний детей о том, откуда хлеб берётся. Задачи: Образовательные: учить детей подбирать синонимы и однокоренные слова; упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве; упражнять в объяснении слов-действий, связанных с выращиванием хлеба. Коррекционно-развивающие: развивать внимание, наблюдательность, пространственные навыки, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, связную речь детей. Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, воспитывать уважение к труду взрослых; воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к рассматриванию явлений окружающего мира. Оборудование: сюжетные картинки по теме, предметные картинки с изображением профессий людей, работающих в сельском хозяйстве, натуральный материал, индивидуальные карточки для ребёнка с ОВЗ. Обогащение словаря: элеватор, мельница, паровая, ветряная, контейнер, груз, муковоз, зернотёрка. Методические приёмы: словесный, практический, наглядный. (При подборе индивидуального задания необходимо опираться на особенности развития ребёнка, на его нозологию и сильные стороны.) Ход занятия: 1. Организационный момент. Чтение стихотворения П. Синявского.

2 (Ребёнку с ОВЗ предлагается на карточке само стихотворение, чтобы он мог следить.) Хлеб созрел, но к нам на стол, Прямо с поля не пошёл. С поля даже в магазин, Хлебу ехать рановато. Он уселся на машину, И спешит на элеватор. В элеваторе для нас, Хлеб хранится про запас. Здесь ему тепло, удобно. Сможет он, как будто дома, Сколько нужно отдохнуть, И опять собраться в путь... Едет хлеб на мельницу, Мельницу-чудесницу. Здесь пышней, чем облака, И в любом количестве, Получается мука, По воле электричества. Вместе с мельницей речной, Паровой и ветряной Устарели для муки, Толстобокие мешки. Вот почти космический, Контейнер металлический. Уж сюда наверняка, Помещается мука! И наполнив этим грузом, Необычный круглый кузов, Богатырь муковоз, На завод муку повёз. Хлеб созрел, но к нам на стол, Прямо с поля не пошёл. С поля даже в магазин, Хлебу ехать рановато. Он уселся на машину, И спешит на элеватор. В элеваторе для нас, Хлеб хранится про запас. Здесь ему тепло, удобно. Сможет он, как будто дома, Сколько нужно отдохнуть, И опять собраться в путь... Едет хлеб на мельницу, Мельницу-чудесницу. Здесь пышней, чем облака, И в любом количестве, Получается мука, По воле электричества. Вместе с мельницей речной, Паровой и ветряной Устарели для муки, Толстобокие мешки. Вот почти космический, Контейнер металлический. Уж сюда наверняка, Помещается мука! И наполнив этим грузом, Необычный круглый кузов, Богатырь муковоз, На завод муку повёз. Карточка 2. Объявление темы. Вы внимательно прослушали стихотворение. А теперь подумайте, о чём не рассказано в этом стихотворении? (Ответы детей.) Правильно! В стихотворении не рассказано о том, как хлеб выращивали и как из муки он стал действительно хлебом. А вы хотите об этом узнать? (Ответы детей.)

3 3. Вводная беседа. Хлеб это продукт, который готовят из муки, дрожжей, воды и соли. Иногда в тесто добавляют сахар и молоко. Чаще всего для приготовления хлеба используют пшеничную и ржаную муку, реже кукурузную, ячменную и др. (Ребёнку с ОВЗ предлагается выбрать из нескольких вариантов те картинки продуктов, которые используются для приготовления хлеба или предлагается выбрать из числа продуктов, которые представлены на столе). В древние времена люди не выращивали хлеб. Они собирали зёрна диких злаков, размягчали их в воде, а затем ели. (Показать различные зёрна, дать их пощупать). Потом человек попробовал истереть зёрна в порошок. Для этого он взял два тяжелых камня. Так появилась зернотёрка, помогавшая измельчать зерно в муку. Из неё на раскаленных камнях можно было испечь первый хлеб: простые пресные лепёшки.

4 Современный хлеб это очень сытный и вкусный продукт. Благодаря простоте приготовления его пекут и едят во многих странах. Качественный хлеб должен быть хорошо пропечённым, с гладкой поверхностью без крупных трещин и надрывов и румяной коркой не подгоревшей и не бледной. А вы, какой хлеб любите кушать, расскажите? (Обязательно задать вопрос, и из него несколько вытекающих вопросов. Например: Белый. Какой? Мягкий, свежий, круглый, кирпичик и т.д.) 4. Развитие лексико-грамматических категорий. Для того чтобы хлеб появился у нас на столе, трудилось очень много людей разных профессий. Давайте попробуем их назвать. Игра «Узнай профессию». Пополнение знаний детей по теме «Хлеб». Кто работает на тракторе? (тракторист) Кто работает на комбайне? (комбайнёр) Кто пашет землю? (пахарь, землепашец) Кто выращивает хлеб? (хлебороб) Кто работает на мельнице? (мельник) Кто работает в пекарне? (пекари) (1. Ребёнку с ОВЗ можно предложить сложить разрезные картинки по ходу действия вопрос-ответ. 2. Либо ребёнку предлагаются написанные вопросы картинки (сложить в соответствии). 3. Как вариант один из вопросов задать ребёнку с ОВЗ и дать ему возможность ответить словом или показать картинку.)

5 Вариант 1

6 Кто работает на тракторе? Кто работает на комбайне? Кто пашет землю? Кто выращивает хлеб? Кто работает на мельнице? Кто работает в пекарне? Вариант 2

7 Кто работает на тракторе? Кто работает на комбайне? Кто пашет землю? Кто выращивает хлеб? Кто работает на мельнице? Кто работает в пекарне? мельник пахарь, землепашец пекари тракторист комбайнёр хлебороб Вариант 3 А какую же работу они выполняли? Посмотрите на картинки и расскажите, к какой из них подходит слово пахать? Ребёнок выходит к доске, выбирает подходящую картинку, составляет со словом пахать предложение, например: «Тракторист пашет землю», а затем садится на своё место. Такая же работа выполняется со словами: боронить, сеять, убирать урожай, хранить, молоть, выпекать. Трактор с бороной рыхлит землю. Крестьяне засевают поле зёрнами пшеницы. Комбайнёры собирают урожай пшеницы. Собранное зерно хранится на элеваторе. На мельнице зерно мелют и получают муку. Пекари пекут хлеб из муки. (1. Ребёнок с ОВЗ выкладывает картинки в логической последовательности у себя на парте. 2. У ребёнка с ОВЗ есть один большой лист на котором изображены все картинки в разбросанном виде, а ему необходимо их пронумеровать.)

8 Карточки для нескольких вариантов работы - Хлеб готов, а какой он получился, мы сейчас расскажем. Игра «Скажи иначе». Образование качественных прилагательных. - Хлеб по запаху (какой?) - пахучий, душистый, ароматный. - Хлеб на вкус (какой?) - вкусный, приятный. - Хлеб на ощупь (какой?) - свежий, мягкий, пышный, твёрдый. (Давать возможность ребёнку с ОВЗ отвечать на вопросы, спрашивая его.)

9 - А как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей.) Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения. Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода Побежит за трактористом К синей речке борозда. Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном. в. Степанов Идут друг за другом. Бегут друг за другом. Идут друг за другом. «Сеют». Игра «Назови одним словом». Пополнение словаря детей по теме «Хлеб». - Я расскажу вам о различных хлебобулочных изделиях, которые можно изготовить из муки, а вы попробуйте угадать, о чём идёт речь. Игра проводится по предметным картинкам. Засушенный кусок хлеба. (Сухарь.) Пшеничный хлебец в виде кольца. (Баранка.)

10 Толстая баранка. (Бублик.) Маленькая, тонкая, очень сухая баранка. (Сушка). Сладкое мягкое печенье в виде лепёшки или плоской фигурки, покрытое глазурью. (Пряник.) Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмёрку. (Крендель.) Сдобный сладкий пирог в виде хлеба, хлебца обычно с изюмом. (Кекс.) Белый хлеб продолговатой формы. (Батон.)

11 Хлебец из пшеничной муки. (Булка.) Лепёшка с загнутыми краями и творожным верхом. (Ватрушка.) - А теперь давайте немного изменим игру. У меня есть корзинка, в которой много разных хлебобулочных изделий. Сейчас мы попробуем угадать, что же тут такое я принесла. А поможет мне в этом (Учитель вызывает ребёнка с ОВЗ и предлагает ему достать 2 хлебобулочных изделия, называя их, потом вызывает других детей, каждый по 2 изделия.) - Молодцы ребята, вы все отлично справились! Игра «Слова-родственники». Образование родственных слов к слову хлеб. Назовите хлеб ласково. (Хлебушек.) Крошки хлеба это какие крошки? (Хлебные.) Квас из хлеба это... (Хлебный квас.) Посуда, в которой хранят хлеб. (Хлебница.) Люди, которые выращивают хлеб... (Хлеборобы.) Человек, который печёт хлеб... (Хлебопёк.) Прибор для нарезания хлеба... (Хлеборезка.) Завод, где выпекают хлеб... (Хлебозавод.)

12 (Ребёнку с ОВЗ можно предложить задание, как и ранее: 1. Берётся лист бумаги, на котором с одной стороны написана фраза, с другой в разброс картинки и надо соотнести через проведение линий. 2. Другой вариант, соотнести фразу и картинку можно разрезной вариант, можно стрелочкой.) Вариант 1 Назовите хлеб ласково Хлебопёк. Крошки хлеба это какие крошки? Хлебный квас. Квас из хлеба это... Хлебница. Посуда, в которой хранят хлеб. Хлеборезка. Люди, которые выращивают хлеб... Хлебные. Человек, который печёт хлеб... Хлебушек. Прибор для нарезания хлеба... Хлеборобы. Завод, где выпекают хлеб... Хлебозавод.

13 Вариант 2 Назовите хлеб ласково. Крошки хлеба это какие крошки? Квас из хлеба это... Посуда, в которой хранят хлеб. Люди, которые выращивают хлеб... Человек, который печёт хлеб... Прибор для нарезания хлеба... Завод, где выпекают хлеб

14 Задания для закрепления: Игра «Откуда хлеб пришёл?». Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает на него. Откуда хлеб пришёл? (Из магазина.) А в магазин как попал? (Из пекарни.) Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.) Из чего? (Из муки.) Из чего мука? (Из зерна.) Откуда зерно? (Из колоса пшеницы.) Откуда пшеница? (Выросла в поле.) Кто ее посеял? (Хлеборобы.) (В процессе опроса один из вопросов должен относиться к ребёнку с ОВЗ.) Игра «На что похоже?». Хлеб, батон, пирог. (Овал, прямоугольник, круг.) (Ребёнку с ОВЗ предлагается соотнести изображение хлебобулочного изделия и геометрическую форму.)

15 Игра «Составь предложения». Попросить детей составить из наборов слов предложения и пересказать получившийся рассказ. Посадили, землю, в, зерно. Пшеница, в, выросла, поле. Урожай, хлеборобы, убрали. Муку, из, смолол, зерна, мельник. Хлеб, испекли, муки, из. (1. Ребёнку с ОВЗ предлагается индивидуальная карточка варианты вписать слова; 2. Проставить цифры над словами, которые бы соответствовали порядку слов в предложении; 3. Сложить из отдельных разрезанных слов предложения; 4. Сложить из готовых предложений рассказ; 5. Сложить рассказ по картинкам; 6. Можно попросить ребёнка пересказать смысл.) Варианты карточек: Посадили, землю, в, зерно. Пшеница, в, выросла, поле. Урожай, хлеборобы, убрали. Муку, из, смолол, зерна, мельник. Хлеб, испекли, муки, из. 1. Посадили в зерно. Пшеница в поле. Хлеборобы убрали. смолол из зерна. Хлеб из муки. 2. Посадили, землю, в, зерно. Пшеница, в, выросла, поле. Урожай, хлеборобы, убрали. Муку, из, смолол, зерна, мельник. Хлеб, испекли, муки, из. 3. Посадили зерно в землю. Пшеница выросла в поле. Хлеборобы урожай убрали. Мельник из зерна смолол муку. Хлеб испекли из муки.

16 4. Посадили в землю зерно. Пшеница выросла в поле. Хлеборобы убрали урожай. Мельник смолол муку из зерна. Хлеб испекли из муки Итог занятия. - О чём мы сегодня говорили на занятии? Как нужно относиться к хлебу? А к людям, которые его выращивают? - Какие хлебобулочные изделия вы можете назвать (по картинкам)? (В процессе опроса один из вопросов должен относиться к ребёнку с ОВЗ.)

docplayer.ru

Тема: «Хлеб всему голова»

Тема: «Хлеб - всему голова»

Цель: воспитание уважительного отношения к труду хлебороба и бережного отношения к хлебу.

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;
  2. Расширять знания о процессе создания хлеба;
  3. Продолжать знакомство с народными традициями.
  4. Учить детей работать в группах
Предварительная подготовка:

домашнее задание для школьников: собрать интересную информацию о хлебе, найти пословицы, поговорки, стихотворения о хлебе, загадки.Оформление и оборудование: фонограмма песни «Ой ты рожь» в исполнении Владимира Нечаева.

- картина И.И. Шишкина «Рожь»

- пословицы о хлебе, изделия из муки

- карточки с половинами пословиц о хлебе для проведения конкурса.Ход классного часа Под музыку песни «Моя Россия» Г.Струве дети входят в класс и садятся.

Гостей хлебом-солью встречает мама Ани:

С уважением большим, Дорогих гостей встречаемКруглым пышным караваем.Он на блюде расписном, С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,Поклоняясь, отведать просим.

Учитель: Ребята перед вами прекрасная картина. (Слайд №1)

- Что вы видите на ней? (ответы детей)

Большое желтое поле, огромное как море.

-Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник И.И. Шишкин.Ученик:

Рожь, рожь, дорога полевая

Ведёт неведомо куда.

Рожь, рожь до свода голубого

Поля без края и конца. (читает ученик)Учитель: Эти бескрайние золотые поля – наше богатство, наш хлеб.

А сейчас послушаем песню «Ой ты рожь» в исполнении Владимира Нечаева.

- Какую картину вы мысленно себе представили ?

(ответы детей)

Учитель: Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.- Ребята на наш классный час тоже пришли гости и мы встретили их хлебом-солью, как делали это задолго до нас.

- Как вы думаете, чему мы посвятим наше сегодняшнее мероприятие?

(ответы детей)

- Сегодняшнее мероприятие мы посвятим хлебу. ( слайд №2) Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле.

Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.

«Земля кормит человека, но кормит недаром. Да, много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для хлеба, пшеницу для булки, просо для каши.

Читает ученик: (текст на слайде №3)

Дороже золота и соболя

Он всем и всему голова

У хлеба значенье особое

И так повелось это исстари

-Изба пирогами красна

Хлеб – самая главная исповедь

Перед жизнью во все времена. (слайд №3)

Учитель : Хлеб всегда был важным продуктом. В старину говорили: «Есть хлеб – будет и песня». И сегодня хлеб остается самым главным продуктом для каждого человека. Хлеб – особый продукт на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный ужин. -А теперь я даю слово Елене Викторовне.

(Мама Ани проходит вдоль ряда в сопровождении стихотворения, дети и гости отламывают кусочек хлеба.)

Я попрошу вас отведать хлебушка.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нем- здоровье наша сила,

В нем- чудесное тепло.

В нем- земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!Учитель : Наш хлеб имеет очень длинную историю.

Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками нашей современной ржи, пшеницы, ячменя, овса.

Сначала люди ели зерна сырыми, потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Затем люди научились печь пресный хлеб из густой каши- теста.

Хлебороб вчера (слайд 4, 5)Учитель: С незапамятных времён хлеб стал главной едой людей: сытно, полезно и вкусно.

Откуда же хлеб берётся?

Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь. Посмотрите на иллюстрации .

Сначала земледелец пашет поле сохою, затем плугом. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берет глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей.

Все оно покрылось большими глыбами земли. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами, боронят, а потом начинают сеять.

Когда хлеб поспеет, скосит его косой или срежет серпами.

Сжатый хлеб обмолотят цепами. Провеют зерно на ветру, смелют на мельнице, а из муки испекут хлеб.

- Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб.

Царская Россия издавна славилась хлебом, была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели его не вдоволь.

Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая.

Не случайно поэтому в народных сказках всегда присутствуют или скатерть – самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.

- Вы понимаете, ребята, что это была мечта. Хлебороб сегодня (слайды 6- 13)

Учитель: Крепла наша страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины – трактора, комбайны, самолеты.(Слайд№6)

Хлеб и сейчас остается главным богатством нашей страны. А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить себе нашу жизнь.

Наш край хлебный.

-Люди каких профессий трудятся на полях?

Ученики: Агроном, комбайнер, тракторист .

Учитель: Объясните, чем занимаются люди этих профессий?(ответы детей)

Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.

Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. Учитель : Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Есть пословица в народе-

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

После того как хлеб убрали с полей, зерно попадает на мельницу, оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб. Из хлебозавода хлеб идет в магазин и лишь потом к нам на стол.

Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле.

Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.Подготовленные ученики читают стихотворения.Не сама собой природа Хлеб на блюде подает

Сколько требует ухода мать – земля за целый год.

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

Колхозник, рабочий, строитель, учитель.

Шахтер, машинист – народ!И труд, и хлеб -не случайные встречные.

Их судьбы сплетает единый узор.

Ведь труд без хлеба – трагедия вечная .

А хлеб без труда- это вечный позор

Песня «Русское поле» (слайд 9)

- С древних времен к хлебу относились по – особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. О хлебе сложено много песен. Давайте послушаем одну из них в исполнении Людмилы Зыкиной.- Послушайте, что написал о хлебе замечательный педагог Сухомлинский:

«Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испеченный из новой ржи. И рядом с хлебом – отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: «Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым».

Конкурс «Собери пословицу»

Старинная народная пословица гласит: “Если хлеб на столе, то и стол – престол! А когда хлеба ни куска – то и стол – доска!”

Вот сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы. (Команды получают части пословиц, должны составить пословицы из половинок и объяснить её смысл.)(см. в прложение)Учитель: Мы сегодня говорим о цене хлеба. Он – всему голова.

Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба !

Теплый хлеб в человеческих ладонях – это чудо, если он конечно есть.

Тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Молодое поколение страны узнало цену военного хлеба.

Во время ВОВ хлеб ценился на вес золота. В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт- Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба: Как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки. Но ленинградцы продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!

Слайды блокады Ленинграда, хлебные карточки. Учитель зажигает свечу и кладет корочку хлеба.(подготовленные ученики в сопровождении музыки читают стихи)(Слайд15)1 ученик: Тихонов Д

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помнил мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

2 ученик: Васильева К.

В дыму ленинградское небо

На горше смертельных ран

Тяжкого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, о нем не забывает.

Учитель: В музее истории Санкт- Петербурга хранится этот крошечный кусочек хлеба, толщиной с мизинец. Именно этот кусочек весом 125 граммов спас многих ленинградцев от смерти.За хлеб бились насмерть с врагом. . Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись.

Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу. -Ребята посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий лежит на столе. (слайд№15) Здесь и каравай, булочки, сдобные калачи, пирожки. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.

- Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг. муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола 10 тыс. зерен.

Как сегодня мы должны относиться к этому богатству? (ответы детей-)-А сколько хлеба нужно для вашей семьи? (ответы детей-)

С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.

Учитель: Многие привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь.

-Каким образом?

- Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (ответы детей)1. Положить в целлофановый пакет на батарею, (

2. Приготовить панировочные сухари.

3. Посушить гренки для супа.

4. Поджарить гренки к чаю. Учитель: Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100 г. хлеба, то по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих до 50 тонн хлеба в сутки.

Не будьте же в числе таких людей!

Как часто мы говорим о бережном отношении к хлебу, но не всегда поступаем правильно. Ежедневно в каждой школе детьми выбрасывается хлеб. Прошу вас – берите столько хлеба в столовой, сколько можете съесть. Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом.( слайд 16)

Правила обращения с хлебом

1.Береги хлеб, он дорого достается

2.Бери хлеба столько, сколько съешь.

3. Не оставляй недоеденных кусков

4. Никогда не бросай хлеб.

5. Продли жизнь хлебу. Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда

6. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.1 ученик: Хлеб бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему2 ученик:

Зерна наших дней святитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите

Берегите хлеб родной!

3 ученик:

Берегите каждый колос

Наших радостных полей.

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей.

4 ученик:

Не мечтаем мы о чуде,-

К нам полей живая речь,-

Берегите хлеб, вы люди,

Научитесь хлеб беречь.Все хором:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Звучит песня Эдуарда Хиль «Песня о хлебе»(Слайд17)

Итог.

- О чём мы сегодня говорили?

- Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб – всему голова? Вы с этим согласны?

Какое решение приняли? Почему? А кто захотел получить профессию хлебороба? Что для этого мы должны сделать сегодня? (беречь хлеб, хорошо учиться, уважать труд других людей).Выставка книг о хлебе.(слово предоставляется Анне Михайловне- работнику центральной городской библиотеки(мама Корнева Андрея).

В библиотеке вы можете продолжить знакомство с профессиями, связанными с производством хлеба. Кто заинтересовался, тот может почитать книги, которые вы видите.

На этом наше мероприятие заканчивается .Всех приглашаю на чаепитие.

.

Приложение

  1. Хлеб – батюшка, вода – матушка

  2. Хлеб да вода – мужицкая еда

  3. Худ обед, когда хлеба нет

  4. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска

  5. Без соли, без хлеба, худая беседа

  6. Палата бела, а без хлеба в ней беда.

  7. Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре

  8. Много снега- много хлеба.

  9. Посей в пору- будешь иметь хлеба гору.

  10. Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

  11. У кого хлебушко, у того и счастье.

  12. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

  13. Хлеб да вода – молодецкая еда.

  14. Хлеб на стол, и тол – престол, а хлеба ни куска, так и стол доска.

15.Ржаной хлеб всему голова.

16. Нива – Божья ладонь, всех кормит.17.Калач приестся, а хлеб никогда.18. Хлеб – батюшка, водица – матушка.19. Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.20. Покуда есть хлеб да вода, все не беда.21. Дадут хлебца, дадут и дельца

vcvetu.ru

План-конспект занятия по теме: Тема: «Хлеб. Труд хлеборобов» | скачать бесплатно

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

                    Тема: «Хлеб. Труд хлеборобов»

 

Программные задачи: коррекционно-образовательные: систематизировать знания детей о хлебе, труде хлеборобов, активизировать словарь по теме «Хлеб», учить передавать точно и последовательно содержание рассказа. Совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа. Изменение слова «хлеб» в контексте предложения;

коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику;

коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: текст рассказа Я. Тайц «Все здесь», карточки для игры «Четвертый лишний», карточки с изображением хлебобулочных изделий, схемы для составления слов, карточки с изображением предметов в неполном изображении (хлебобулочные изделия).

 

                                                        План НОД

I.Организационный момент.

Игра «Четвертый лишний»:

Батон- хлеб- масло- булка;

Кекс- кефир- пирожное- торт и т. д..

II.Введение в тему.

1.     Чтение рассказа Я .Тайц «Все здесь».

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя  спросила:

-Бабушка, а тут что растет?

-Хлеб, внученька.

-Хлеб? А булки где?

-И булки здесь, внученька.-А баранки?

-И баранки здесь.

-А пряники?

-И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

Вопросы:

-Куда пошли Надя с бабушкой?

-Сколько было колосьев в поле?

-Почему бабушка сказала видимо-невидимо?

-Что бабушка имела в виду, когда сказала, что все здесь растет?

-Скажите, а каша тоже в поле растет?

Припомните, какую мы  кашу кушаем (из риса, гречки и т.д.).

2.     Повторное чтение логопедом рассказа.

III.Физминутка.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

IV.Пересказ рассказа детьми.

V.Игра « Назови ласково».

Вкусная булка- вкусненькая булочка;

сладкая каша-сладенькая кашка;

горячий хлеб-……. И т.д.

VI. Игра « Веселый счет». (согласование числительных с существительными и прилагательными).

Одна сладкая булочка-……..

VII.Игра « Измени слово» -работа со словом «хлеб» в контексте предложения.

Я знаю пословицу о ……(хлебе).

Мама купила свежий….(хлеб).

Дети едят суп с…….(хлебом).

Вася пошел в магазин за……(хлебом).

У нас дома  нет…..(хлеба).

VIII. Игра «Где хлеб, булка?»- составление предложений с предлогами по картинкам.

Хлеб положили в ….(хлебницу).

Возле магазина стоит машина с…

Мама достала хлеб …из сумки.

За тарелкой лежит ломтик хлеба.

IX. Звуковой анализ слов: булка, батон.

X.Упражнение «Дорисуй хлебобулочные изделия» (в неполном изображении).

nsportal.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *