Открытый урок по теме "Уроки хлеба" (урок-мастерская). Текст кусок хлеба
Открытый урок по теме "Уроки хлеба" (урок-мастерская)
Разделы: Русский язык
Задачи:
- Обучать работе с текстом, умению анализировать, выделять основные проблемы, поднятые автором;
- Закрепить знания об особенностях проблемного очерка;
- Воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к нелегкому труду хлебопашца.
Оборудование: плакаты с пословицами и поговорками, афоризмы о хлебе, земле. Иллюстрации, фотоснимки, бюллетени, выставка книг о хлебе.
Ход урока
1. Организационная часть (создание трех рабочих групп)
2. Работа по теме.
Индуктор - чтение стихотворения о хлебе
Мы золотые зернышки, Живем лучистым светом. Мы дружим, неразлучные. Мы чистые, струистые, Мы зерна золотистые, Мы ветерком провеяны И солнышком просвечены, Выносливы, дружны, Мы людям так нужны. Отдельно каждый - зернышко, Маленькое, скромное, А вместе – хлеб, как солнышко Страны своей огромной. (Р.Валеева)
Беседа с учащимися:
Как мы относимся к хлебу? Почему некоторые люди небрежны в обращении с хлебом?
3. Творческая работа. Создание текста.
Учащимся предлагаю создать ассоциативные ряды к ключевому слову “хлеб” (обсуждение в группах, все слова соединить, от каждой группы выступает один ученик).
Прослушивание ответов (примерные ответы: 1 группа - слова на тему “блокадный хлеб”, 2 группа – как вырастить хлеб, 3 группа – “хлеб – всему голова”).
Вывод: “Хлеб - мерило всех ценностей”. (Дети выбирают с плаката афоризм, пословицу или поговорку, который подходит к теме).
4. Работа в группах. (Раздаю текст статьи А.Нуйкина “Кусок хлеба” из методического пособия И.Д.Морозова “Виды изложений и методика их проведения”)
Задания по группам:
- 1 группа – определите тему и основную мысль текста, стиль, жанр, дайте подробное описание хлеба и людей;
- 2 группа – Почему автор выбрал именно это название “Кусок хлеба”.
- 3 группа – Выполните языковой разбор (глаголы, наречия). Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, которые позволяют глубже раскрыть главную мысль очерка? (метонимия, парцелляция, эпитеты)
Прослушивание выступлений.
Вывод: Это проблемный очерк, в котором ставится очень важная социально-экономическая и морально-этическая проблема бережного отношения к хлебу, уважения к нелегкому, часто героическому труду хлебопашца.
5. Выразительное чтение статьи учителем до слов “Мальчик оглянулся…”
Общее задание группам: Напишите свое мнение по поводу владельца ботинок, который описан более подробно (мальчишка плотный, в спортивной курточке).
Прослушивание работ по группам.
Вывод: Это обращение к молодому поколению. Этому мальчику ничего не стоило нагнуться и поднять хлеб, но он беспечно швырнул его на середину дороги и остался доволен собой.
6. Домашнее задание. Выберите с плаката афоризм, пословицу, поговорку о хлебе и напишите сочинение-рассуждение (использовать весь собранный на уроке материал).
Материалы для урока:
Пословицы, поговорки, афоризмы
- Хлеб – мерило всех ценностей
- Каждый человек должен свято относиться к хлебу, к нелегкому труду хлебопашца.
- Будет хлеб – будет песня!
- Худ обед, коли хлеба нет.
- Земля кормит людей, как мать детей.
- С хлебом и сила приходит.
- Кто землю лелеет, того земля жалеет.
- Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери-земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше богатство.
- Хлеб – всему голова.
- Хлеб! Это - будни и праздник! Хлеб – это сказка и явь. Хлеб – это жизни основа, Это основа земли! Хлеб – это песня и сила, Хлеб – это совесть моя! (Арви Сийг)
- Хлеб – это нечто большее, чем пища. Он является посредником в дружбе и единении людей. Хлебом – солью народ встречает своих друзей.
- Можно думать о хлебе, как о понятии нравственном, ведь “он вместил все – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье” (М.Алексеев)
Кусок хлеба
На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб еще дышит теплым ароматом печи.
Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…
Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.
Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.
- Грех!.. Грех-то!.. Большой грех! – раздалось возле.
Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продубленный солнцем и годами.
Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понес к ближайшему газону:
- Пусть хоть птички поклюют!
Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чем?
Может быть, вспомнил голодное свое детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда…
Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелегкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!
А.Нуйкин
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока "«Научитесь хлеб беречь». Анализ рассказа А. Нуйкина «Кусок хлеба»" 6 класс
голодное военное время с целью заготовки хлеба и другого продовольствия). Излишки
хлеба изымались у кулаков - зажиточных крестьян. Но они не хотели добровольно
отдавать свои запасы и из-за хлеба могли даже убить.
- А знаете ли вы, какое ещё событие истории связано с куском хлеба? (Великая
Отечественная война, блокадный Ленинград).
7. Просмотр видеосюжета
- Посмотрите, пожалуйста, на экран (видеопрезентация – чтение стихотворения
Виноградова «Хлеб войны» учениками).
8. Работа в группах, выявление основной мысли текста
- Какова же основная мысль текста? Что писатель хотел донести до читателя? Задание по
группам: обсудите и запишите эту основную мысль (2 мин.) Прочитайте. (Мы должны
ценить хлеб, бережно относиться к нему) А почему надо беречь хлеб? Давайте прочитаем
последний абзац, в котором и отражена идея произведения (учитель дочитывает текст,
последний абзац)
9. Рефлексия
- На доске колосок. Вы видите, что некоторые зёрнышки в нём пустые. Давайте заполним
их. Перед вами лежат зёрна. Запишите в них свои мысли о том, как надо относиться к
хлебу (ученики выходят, заполняют и проговаривают записанное).
- В завершении нашего урока я хотела бы пожелать вам, чтобы эти зёрна в ваших душах
превратились в плодородное зерно, из которого прорастут ростки доброго, светлого,
мудрого. Учитесь делать добрые дела своими руками, потому что каждый человек –
кузнец своего счастья.
Урок окончен. Всего доброго!
Приложение
Кусок хлеба
На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным
изломом. Казалось, хлеб еще дышит теплым ароматом печи.
Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся
карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился было отведать свежего хлебца и бочком,
бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось
каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…
Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как
футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.
Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что
надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.
- Грех!.. Грех-то!.. Большой грех! – раздалось возле.
Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый,
продубленный солнцем и годами.
Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками
засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понес к
ближайшему газону:
- Пусть хоть птички поклюют!
Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чем?
Может быть, вспомнил голодное свое детство, когда даже на праздники мать подсыпала в
муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего
две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда…
Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не
копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека,
труду хлебопашца, всегда нелегкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что
кормят нас!
А.Нуйкин
uchitelya.com
на обочине тротуара лежал кусок хлеба. Он был очень аппе — 2 ответа
В разделе Домашние задания на вопрос Помогите найти рассказ \"кусок хлеба\" Начало такое должно быть: на обочине тротуара лежал кусок хлеба. Он был очень аппе заданный автором *-* лучший ответ это На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи. Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди… Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги. Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил. - Грех!. . Грех-то!. . Большой грех! – раздалось возле. Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами. Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону: - Пусть хоть птички поклюют! Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём? Может быть, он вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда. Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас! А. Нуйкин
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Помогите найти рассказ \"кусок хлеба\" Начало такое должно быть: на обочине тротуара лежал кусок хлеба. Он был очень аппе
Ответ от Ван Холод[новичек]На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.- Грех!. .Грех-то!. .Большой грех! – раздалось возле.Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами.Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:- Пусть хоть птички поклюют!Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём?Может быть, он вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда.Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!
Ответ от Игорь прудников[новичек]На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.- Грех!. .Грех-то!. .Большой грех! – раздалось возле.Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами.Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:- Пусть хоть птички поклюют!Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём?Может быть, он вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда.Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!
Ответ от Stefochka Куриленко[новичек]На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.- Грех!.. Грех-то!.. Большой грех! – раздалось возле.Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами.Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:- Пусть хоть птички поклюют!Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём?Может быть, он вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда.Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!
Ответ от КРИСТИНА.[гуру]А. Нуйкин "КУСОК ХЛЕБА"--найдёшь в Google.Лучше, конечно, прочитать САМОЙ!
Ответ от Ёветлана[новичек]Кусок хлебаНа обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.- Грех!. . Грех-то!. . Большой грех! – раздалось возле.Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами.Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:- Пусть хоть птички поклюют!Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём?Может быть, он вспомнил голодное своё детство, когда даже на праздники мать подсыпала в муку отрубей и коры. Нелегко дотянуть до следующего урожая, если в семье восемь ртов и всего две рабочие руки! А может быть, вспомнил убитого кулаками мальчишку из продотряда.Можно не сомневаться: этот человек видел хлеб не только на прилавках магазинов. И не копейке, которую стоит тот кусок, поклонился он, поднимая хлеб с асфальта. Труду человека, труду хлебопашца, всегда нелёгкому, всегда святому! Рукам его сильным и мозолистым, тем, что кормят нас!А. Нуйкин
Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
2oa.ru