Откуда пошло столь уважительное отношение к хлебу? Отношение к хлебу


отношение к хлебу | НАСТОЯЩИЙ ХЛЕБ

После того как  5-6 тысячелетий назад в Древнем Египте овладели искусством получения разрыхленного хлеба (хлеба из сквашенного теста) было заложено начало развития хлебопекарного производства.

Пекарные древнеегипетские мастера делали хлеб разного вида: круглый и вытянутый, а также в форме пирамид, плетенок, рыб и сфинксов. На хлебах могли проставлять различные знаки: цветок, крест, символ семьи или рода, а на хлебцах для детей – петух, котенок, индюк и другие. Пекли сладкий хлеб, в состав которого входили мед, жир и молоко, такой хлеб конечно ценился больше. Для рабов пекся черный грубый хлеб.

Секреты получения разрыхленного хлеба из Древнего Египта перешли в Грецию и Рим. Там этот хлеб был доступен лишь богатым и считался большим деликатесом. Специальный хлеб выпекали для спортсменов, которые были участниками Олимпийских игр. В Олимпии, когда проходили спортивные состязания, для участников игр и гостей делали особый хорошо разрыхленный белый хлеб.

Какое же было отношение к хлебу? Хлеб очень ценился и почитался человеком. Хлеб стоял в одном ряду с солнцем и золотом. В древнеегипетской скорописи хлеб, солнце и золото обозначались одним символом: кругом с точкой в средине. О хлебе слагали песни и гимны. В усыпальнице одного из египетских фараонов на стене есть картина с детальным изображением изготовления хлеба. В музее Египта есть статуэтка тестомеса, ей несколько тысяч лет.

Древние греки считали хлеб отдельным блюдом. Чем богаче и знатнее был хозяин дома, тем щедрее он угощал своих гостей дорогим хлебом.

В  связи с большой важностью хлеба у многих сложилось к нему суеверное почтение. Считалось, что употребление пищу без хлеба – большой грех и за это может последовать наказание богов. В Индии для преступников существовало дополнительное наказание: им определенное время, зависящее от тяжести вины, не давали хлеб. Самым значимым оскорблением считалось неуважение к хлебу.

В некоторых странах считалось, что хлеб обладает целебными свойствами и излечивает от многих заболеваний, например: вдыханием запаха свежеиспеченного хлеба лечили насморк, а черствым хлебом – заболевания желудка и кишечника.

С таким же уважением, как к самому хлебу, с давних времен относились и к людям, которые его пекли. Пекари занимали многие высокие должности в древних государствах и были в большом почете. Однако хлебопека сделавшего плохой хлеб могли сурово наказать: остричь, выпороть, поставить к позорному столбу и даже изгнать. По древнегерманскому закону за убийство пекаря наказание было строже, чем за убийство человека другой профессии. В Древнем Риме раб, умевший делать хлеб, ценился в 10 раз дороже гладиатора. В десятом веке в Византии пекари были освобождены от всех государственным повинностям.

Во славу хлебных мастеров делали памятники. В Риме по сегодняшний день сохранилось надгробие высотой 13 метров. Этот мемориал возведен на могиле пекаря Марка Вергилия Эврисака, который жил около двух тысяч лет назад и был основателем нескольких больших пекарен, обеспечивающих хлебом почти весь Рим. Он украшен барельефами с изображением процесса изготовления хлеба.

Рецепты хлеба держались хлебными мастерами в строжайшей тайне и передавались из поколения в поколение.

Примерно три тысячи лет назад  восточные славяне уже выращивали такие зерновые культуры как пшеница, ячмень, просо, овес. Позже, славяне стали возделывать и рожь (это началось около тысячи лет назад). При раскопках поселений учеными найдены остатки глинобитных домов, в которых были помещения для зерна, печи для выпекания хлеба, зернотерки, сосуды из глины для хранения зерна.

Выпечка хлеба у славян, как и у других народов, была почетным и ответственным делом. Качество хлеба контролировалось назначенными хлебными приставами, которые проверяли и взвешивали хлеб на рынках и торжках. При обнаружении нарушений, виновных наказывали штрафом.

Существовали, как маленькие пекарни (хлебные избы), так и хлебные дворцы. Производство хлеба было ручным и потому довольно тяжелым вплоть до середины девятнадцатого века. Лишь потом появились машины (тестомесильные, тестоделительные, конвейерные печи).

За всю свою историю человечество не обеспечивалось хлебом в достаточном объеме, его никогда не было вдоволь. Именно по этому отношение к хлебу всегда было почтенным и уважаемым, от него зависела жизнь.

Если Вам интересна эта информация, то Вы можете написать комментарий, поделится ссылкой на нее с друзьями или подписаться на рассылку сайта или на обновления сайта.

rial-hleb.ru

Любовь к хлебу

«Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь, и как только он появляется вновь — это служит признаком выздоровления», — сказал Антуан Огюст Пармантье, известный французский агроном и фармацевт, живший в XVIII в. Сложно встретить на свете человека, который бы не испытывал уважения к хлебу. В народе говорят, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. Это такая пища, которую нельзя заменить ничем.

На уровне инстинктов

Традиции бережного отношения к хлебу существовали с древнейших времен у разных народов и передавались из поколения в поколение. Например, для русского человека хлеб это не просто продукт, это часть его родины.

Достаточно вспомнить, какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? Это 10 % пищевой целлюлозы, 10 % жмыха, 2 % обойной пыли, 2 % выбоек из мешков, 1 % хвои и 75 % обойной ржаной муки. Выпекали этот хлеб на соляровом масле, потому что другого не было. Но не будь хлеба, не было бы и Победы!

Испокон веков к хлебу относились с огромным уважением. Русский стол немыслим без этого продукта. Считается, что человек не сядет за стол, если на нем нет хлеба.

Находясь вдали от родины, люди скучают по вкусу черного хлеба (кстати, именно он считается русским национальным хлебом). Наверное, многие из вас, уезжая в другие страны, тоскуют по привычной для вас пище. И первая мысль, которая приходит в голову в такие моменты: сейчас бы корочку черного хлеба…

В истории немало событий, подтверждающих сильное пристрастие русского человека к черному хлебу. В своей книге «Занимательная кулинария» В. В. Похлебкин, специалист в области теории, истории и практики кулинарного искусства, приводит интересные исторические факты. Так, в 1736 г. во время русско-турецкой войны 54-тысячное русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Обозы с ржаной мукой, которую везли из России, застряли где-то в степях Украины. Пришлось печь хлеб из местной пшеничной муки. И тогда в войске начались болезни. «Наипаче приводило воинов в слабость то, — отмечал в своих записках адъютант командующего Христофор Георг фон Манштейн, — что они привыкли есть кислый ржаной хлеб, а тут должны были питаться пресным пшеничным».

Интересно, что пристрастие русских к черному хлебу и, наоборот, непринятие этого продукта людьми других национальностей отмечали в своих произведениях литературные классики. Например, А. С. Пушкин во время своей поездки на Кавказ обратил внимание на то, что пленные турки, строившие Военно-Грузинскую дорогу, никак не могли привыкнуть к русскому черному хлебу и поэтому жаловались в целом на выдаваемую им пищу, хотя она была хорошей. «Это напомнило мне, — говорил Пушкин, — слова моего приятеля Шереметева по возвращении его из Парижа: „Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься“».

Первый хлеб

По одной из версий, первый хлеб был приготовлен из желудей в далекой древности. Использовать в пищу злаки люди начали около 15 тыс. лет назад до нашей эры в Средней Азии. Долгое время они ели зерна в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями. Измельченное зерно они замешивали с водой. Так появился первый хлеб из злаков. Однако это был не привычный для нас продукт. По консистенции первый хлеб напоминал жидкую кашу. Кстати, именно кашу ученые называют праматерью хлеба. Во многих странах и по сей день изготавливают блюда из разных видов муки наподобие раннего хлеба.

Когда люди научились добывать огонь, они сделали сразу два открытия. Во-первых, без особых усилий научились отделять зерна от колоса дикорастущих растений. Для этого они нагревали их на разогретых камнях, помещенных в вырытые ямы. Во-вторых, смогли улучшить вкус каши, слегка поджаривая отделенные от колоса зерна.

По предположениям археологов, однажды в процессе приготовления каши часть ее вылилась на разогретые камни и превратилась в румяную лепешку. Она поразила древних людей своим ароматом, вкусом, и они стали выпекать из густой зерновой каши пресный хлеб в виде лепешки.

Примерно 2,6–3 тыс. лет до нашей эры египтяне освоили технологию приготовления хлеба из сброженного теста. Считается, что первооткрывателем этой технологии стал обычный раб. Когда он замешивал тесто для того, чтобы испечь лепешки, по его недосмотру оно подкисло. Чтобы избежать наказания, он все-таки рискнул испечь из него лепешки. На удивление они получились пышные, румяные, вкуснее, чем из пресного теста.

Первые печки для производства хлеба также изобрели египтяне. В усыпальнице одного из фараонов археологи нашли картину, на которой изображена древняя египетская пекарня.

От египтян традицию изготовления хлеба переняли другие народы Древнего мира. Они изобрели массу способов закваски теста. В качестве дрожжей использовали бактерии, имеющиеся в воздухе, смесь из виноградного сока и муки, которая позволяла забродить, или же пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако существовал и более распространенный метод — кусок теста оставляли на сутки и использовали его в качестве источника брожения.

Разрыхленный хлеб из сброженного теста считался деликатесом. Ценились не только его восхитительный вкус, но и то, что он дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Доступен такой хлеб был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб — плотный и грубый.

В Древней Греции для спортсменов, принимавших участие в Олимпийских играх, готовили особый, белый, хорошо разрыхленный хлеб. Греки, как и другие народы Древнего мира, относились к хлебу с почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершил большой грех и за это его могли наказать боги.

Так же, как и древние греки, высоко ценили хлеб римляне. Именно они усовершенствовали процесс хлебопроизводства: создали новые печи, улучшили технологию перемалывания зерен. К 100 г. н. э. римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе.

В Древнем мире с огромным трепетом относились к хлебопекам. В Древней Греции им было дозволено занимать самые высокие государственные посты. А по древним германским законам за убийство пекаря наказывали строже, чем за убийство человека другой профессии.

Кстати, у слова «хлеб» древнегреческие корни. Специальные горшки, в которых греки выпекали хлеб, назывались «клибанос». От этого слова произошло готское слово «хлайфс», которое переняли древние германцы, славяне и другие народы. Так в старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», в эстонском — «лейб», а у нас — «хлеб».

Хлеб на Руси

Основным видом хлеба у славян был кисловатый черный хлеб, приготовленный из ржаной муки. Он был дешевле и сытнее белого, изготовленного из пшеницы. Однако существовали такие виды ржаного хлеба, которые были не по карману далеко не всем состоятельным людям. Например, «Боярский хлеб». Его выпекали из муки особого помола, использовали свежее масло и в меру сквашенное, не перекисшее молоко. В тесто добавляли пряности. Такой хлеб изготавливали только на заказ по особым случаям.

На Руси хлеб пекли в специальных «хлебных избах». С развитием хлебопечения появилось и множество изделий из пшеничной муки. Ковриги, калачи, пироги, пряники — самые известные виды исконно русской выпечки. Изделия посыпали маком, сдабривали медом, начиняли различными начинками.

Переворот в хлебопечении в России произошел в прошлом веке. В 1930-х гг. появились первые хлебозаводы, работающие по системе конвейерного производства хлеба инженера Г. П. Марсакова. Своеобразное по конструкции оборудование напоминало гигантские карусели. Весь процесс выпечки хлеба был механизирован и частично автоматизирован, что позволяло с момента поступления на завод муки и до выхода из печи готового хлеба не прикасаться к нему руками.

Искусство хлебопечения в нашей стране развивается и по сей день. Хлебопеки разрабатывают технологии разных сортов и видов хлеба, в том числе и диетического.

Мировой продукт

Практически в каждой стране существуют свои традиции, связанные с производством и употреблением в пищу хлеба. Например, в Италии этот продукт не производится в промышленных масштабах. По сей день его пекут в семейных булочных. Заповедником хлебопечения считается юг страны. Там на каждом углу можно встретить небольшие булочные, хозяева которых с особым трепетом относятся к своему делу, передают рецепты хлеба из поколения в поколение. В Италии существует множество разновидностей хлеба, очень отличающегося по технологии: микетта, брускетта, фокачча, банана, чирьола, манина феррарезе, чиабатта, пане казаречьо и др.

Также очень сложно назвать точное количество видов хлебобулочной продукции, произведенной в Германии. Немецкие пекари готовят хлеб со всевозможными добавками: морковный, картофельный, капустный, с оливками, орехами, тыквенными семечками и т. д. В каждом городе есть свои традиционные изделия, и едва ли не каждый день появляются новые «модные». В последние годы в Германии наиболее востребованными стали диетические виды хлеба с пониженной калорийностью.

Во Франции один из самых главных магазинов — это булочная. Хлеб выпекают в них дважды в день. В обычный ассортимент булочной входят такие деликатесы французской выпечки, как круассаны, булочки с шоколадом, бриоши. Согласно французским законам, даже самая маленькая деревня должна быть обеспечена свежим хлебом ежедневно.

В Англии серьезно относятся не только к производству хлеба, но и к ценовой политике на него. Так, в 1266 г. там был принят закон, контролирующий цену на хлеб. Он действовал на протяжении 600 лет. Также интересно отметить, что название английского титула «лорд» произошло от слова Hlaford-loaf ward («обеспечивающий пропитание»), а титул «леди» произошел от слова Hlaefdige-Loaf kneader («месящая тесто»).

Рассказывать о любви разных народов к хлебу можно бесконечно. Лишь единицы не употребляют этот продукт в пищу.

Как сказал Антуан Огюст Пармантье: «Хлеб можно потреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего, и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели — с мясом или любым другим блюдом, — он не теряет своей привлекательности». Эти слова будто бы сказаны сегодня, поскольку ни роль хлеба в нашем питании, ни наше отношение к нему с тех пор не изменилось.

praktik-dietolog.ru

Откуда пошло столь уважительное отношение к хлебу? | Культура

В те далекие времена сельскохозяйственные культуры делились на мужские и женские. Хлеб сеяли только мужчины, раздевшись донага. Зерно для посева выносили в специальных мешках, пошитых из старых штанов. Таким образом мужчины будто бы заключали со вспаханным полем «священный брак». Женщинам не дозволялось присутствовать при этом таинстве. Считалось, что Земля «испугается» и родить не сможет. В искусстве древних народов засеянное поле изображалось тем же знаком, что и женская беременность.

Чтобы приготовить кашу из зерна, необходим был союз трех священных стихий: Воды, Огня и зерна. Заправленная ягодами или медом каша несла смысл победы над Смертью, возвращения к Жизни. Священная каша дошла до наших времен в виде кутьи, которую готовят к Рождеству.

Другой древнейшей ритуальной едой были блины. Историки говорят, что название со временем исказилось, славяне называли их «млины» от слов «мелкий», «молоть» — пища из размолотого зерна. Румяный круглый блин символизировал собой Солнце, которое «умирало и воскрешалось» каждую зиму. Поэтому и принято готовить блины на поминках и на Масленицу, когда уходит-умирает Зима (Смерть), и возрождается Весна (Жизнь).

Так постепенно славяне вышли на приготовление хлеба. Соответственно он унаследовал все священные свойства своих кулинарных предков.

Наши предки, возвратясь с похорон, первым делом старались заглянуть в посуду, где «подходила» квашня, чтобы священная сила Жизни изгнала за порог Смерть.

Невесту перед свадьбой усаживали на накрытую подушкой квашню, чтобы будущая семья жила весело, богато, дружно и многодетно.

По испеченным коврижкам гадали: если макушечки наклонены вовнутрь печи, то быть прибытку, если наружу — к разорению.

В Древней Англии давали подозреваемому съесть черствую корку хлеба. Если злодей внезапно давился — значит, виноват. Считалось, что святой хлеб сам указывал на преступника.

Упомянув об Англии, давайте рассмотрим известные всем слова «леди» и «лорд». Оказывается, они имеют к хлебу самое прямое отношение. В толковых словарях английского языка слово «леди» обозначает «та, что замешивает хлеб», а слово «лорд» — «хранитель хлебов». Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, из домашнего имущества муж получал весь хлеб, который был выпечен к моменту развода, а жена получала все тесто, еще находившееся в квашне!

А известно ли вам, откуда появился современный каравай?

Из истории мы знаем, что древние люди по разным поводам приносили богам жертвы в виде домашних животных. В основном это были быки или коровы. Как же быть, если срочно нужно умилостивить богов, а бедность не позволяет расстаться с единственной коровой-кормилицей? В этом случае пекли хлеб в виде коровы, а позже просто хлеб с рожками. Назывался он «коровай».

Все важнейшие события жизни сопровождались выпечкой специальных хлебных изделий: пирогов, печений, пряников, «шишек».

Давно уже ушли из нашей жизни древние обряды и обычаи, а уважительное отношение к хлебу осталось!

shkolazhizni.ru

Конспект урока "Бережное отношение к хлебу" (5-й класс)

Разделы: Технология

Здравствуйте! Рада вас видеть!

Желаю хорошего настроения и успехов в работе!

Предлагаю поработать так, чтобы и я, и вы, и наши гости получили от урока удовлетворение.

План работы на уроке

  1. Повторим теоретический материал предыдущих уроков.
  2. Разберём новый материал.
  3. Закрепим его во время практической работы.
  4. Подведём итог урока.

I. Организационный момент

.

Приведём в порядок свои мысли, настроимся на волну нашего урока. Выполним комплекс упражнений “Думающая шапочка”.

II. Повторение теоретического материала.

Давайте вспомним, какую тему мы изучаем?

Словарная работа. А сейчас повторим слова, которые вы будите использовать при ответах на мои вопросы.

Гигиена – наука о здоровье.Гигиена питания – наука о правильном, здоровом питании.Белки, Жиры, Углеводы, – составные элементы пищи. Витамины, Минеральные вещества, Вода. Режим питания – это когда завтрак, обед и ужин всегда в одно и то же время.

Итог словарной работы: значение слов знаете, и я хотела бы, чтобы эти слова вы употребляли не только на уроке, но и в жизни.

Будьте внимательны при произношении этих слов, если затрудняетесь, обращайтесь к словарику.

Часть изученного материала мы повторим в виде творческого диалога.

  1. Что такое правильное питание?
  2. Какое значение для организма человека имеет правильное питание?
  3. Какие основные элементы входят в состав пищи?
  4. Расскажите о правилах приёма пищи.
  5. Какие элементы пищи являются источником энергии?

Итог творческого диалога: Тему знаете хорошо. Речь грамотная, с использованием словарных слов. И вопросы задавали правильные, по существу темы.

Я хочу ещё с вами побеседовать.

Возьмите в руки карточки и внимательно прочитайте задание.

  1. Посмотрите на картинки и назовите продукты питания, в которых содержатся белки.
  2. Заполни пропущенные элементы режима.
  3. Сравни картинки и найди различия.
  4. Используя цифры, составь последовательность выполнения режимных   моментов.

Итог повторения: творческий диалог и работа с карточками, и ответы на мои вопросы показали хорошие знания материала и вы получаете следующие оценки…

А сейчас немного отдохнём.

Физминутка.

(Комплекс упражнений под сопровождение на видео.)

Послушайте меня внимательно и догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить.

Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости – добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

Он всегда считается символом благополучия и достатка. Этот продукт питания – самое надёжное средство защиты людей от голода.

Как, вы думаете? Это я о чём? (О хлебе)

Послушайте загадки.

Отгадывая загадки, вы узнаете профессии людей, связанные с выращиванием и выпечкой хлеба.

Он в тенёчке не лежал, А хлеба растил и жал. (Хлебопашец)

Корабль – великан По земле идёт. Поле пройдёт – Урожай соберёт. (Комбайнёр)

Не молол он чепуху, А смолол зерно в муку. (Мельник)

Он не грел на печке бок – Каравай ребятам пёк. (Пекарь)

Это только несколько профессий людей, создаюших хлеб. И нужно уметь уважать людей этой профессии, результатом труда, которого мы пользуемся каждый день.

Цели урока: Сегодня мы познакомимся с вариантами правильного отношения к хлебу, тем самым, воспитывая  привычку бережного, уважительного отношения к  хлебу и людям, создающим хлеб.  В ходе урока следите за своей речью. Она должна быть грамотной, полной.

У вас было домашнее задание: найти пословицу о хлебе, объяснить её смысл, найти и зачитать небольшой отрывок из стихотворения о хлебе. Задание выполнили?

Вы будите моими помощниками, и в ходе объяснения, я буду обращаться к вашему опыту.

А, вы, знаете, как появился хлеб?

Этому открытию свыше 15 тысяч лет. Давным – давно, люди ели просто зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши.

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зёрна с водой.

В древности очень почитали хлеб, он считался отдельным блюдом.

У нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. Это вы видите в магазинах. И не редко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусорных контейнерах, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшимися от обеда кусочками хлеба. Это можно видеть и в нашей школе.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.

Отношение человека к хлебу – важный показатель его культуры. Кусок в помойном ведре – это издевательство над трудом вообще, и особенно над трудом хлебороба, мукомола, хлебопека и, что немало важно, это выброшенные деньги.

Многие это понимают, и всё же не секрет, что большое количество хлебных остатков и чёрствого хлеба ежедневно попадает в отходы.

Вряд ли это происходит из-за неуважительного отношения к труду, который в него вложен, скорее, из-за незнания правил хранения хлеба.

Если хлеб хранить правильно, он долго не зачерствеет и всё, что купили, будет использовано.

Сейчас вы будите смотреть, как правильно хранить хлеб. Ваша задача запомнить. После просмотра фильма, вы назовёте все способы хранения хлеба.

(Вид. просмотр.)

1.Назовите способы хранения хлеба в домашних условиях.

(В эмалированной кастрюле с крышкой, в хлебнице, в холодильнике).

2.Какие хитрости должна знать хозяйка, чтобы хлеб долго не портился в хлебнице?

(Чтобы хлеб не плесневел при хранении его в хлебнице, в неё кладут очищенную картофелину, нарезанное яблоко или немного соли.)

3.Как надо ухаживать за посудой, где храниться хлеб?

(Хлебницу или другую посуду необходимо протирать слабым раствором уксуса.)

4.Почему белый хлеб нужно хранить отдельно от чёрного?

(При совместном хранении хлеб быстрее черствеет и утрачивает свои вкусовые качества.)

Итог просмотра вид. фильма. Вы были очень внимательны при просмотре фильма и поэтому на мои вопросы отвечали правильно. Надеюсь, что эти советы вам пригодятся и помогут стать хорошими и экономными хозяйками.

Работа с пословицей: “ Копейка – рубль бережёт”.

Помните об этом! Сэкономите на хлебе, сможете купить, что-то другое, такое же важное и необходимое.

Закрепление теоретического материала.
  1. Скажите, пожалуйста, в чём проявляется особое отношение к хлебу в вашей семье?
  2. В вашей семье выбрасывается чёрствый хлеб?

Итог закрепления новой темы.

Мы рассмотрели, люди, каких профессий причастны к созданию хлеба. Когда и как появился хлеб. Вы мне рассказали, как относятся к хлебу в вашей семье, и высказали своё отношение к этому продукту.

А сейчас переходим к практической работе.

Обратим внимание на выставку, где представлены блюда, приготовленные из чёрствого хлеба. Что вы видите?

– Сухарики.

– Кириешки,

– Панировочные сухари. (В них обваливают

котлеты, рыбу, мясо – перед тем как жарить.

А ещё присыпают пироги, запеканки, пудинги.

– Торт, приготовленный из молотых белых сухарей.

– Квас, приготовленный на основе чёрных молотых сухарей.

Сухарики можно подавать к бульонам, супам, чаю.

Так, что же нужно знать и что нужно делать, чтобы в доме не  выбрасывались отходы хлеба?

Мы должны знать, что выбрасывать хлеб – это преступление. И, что из чёрствого хлеба можно приготовить вкусные блюда и продукты питания. (Сухарики, кириешки, торт, панировочные сухари, крошку для кваса.)

Сегодня мы будем учиться готовить сухарики.

Предлагаю посмотреть последовательность приготовления сухариков.  (Вид. просмотр)

Будьте внимательны! После просмотра придётся отвечать на вопросы.

Заготовка сухариков.

  1. Организация рабочего места.
  2. Обработка рук.
  3. Подбираем инвентарь: нож, разделочная доска, противень.
  4. Нарезаем хлеб мелкими кубиками.
  5. Насыпаем на противень.
  6. Ставим противень в нежаркую духовку.
  7. Сушим хлеб 20 – 30 минут.
  8. Духовку отключаем и продолжаем сушить ещё 20-30 минут.

Итог просмотра вид. записи.

  1. Какой нам нужен инвентарь для работы? (Нож, раздел. доска, противень)
  2. Как нарезаем хлеб? (Мелкими кубиками)
  3. В какую духовку ставим? (В нежаркую)
  4. Сколько минут сушим сухарики? (20-30 минут и столько же после отключения духовки)

Вы были внимательны при просмотре и поэтому на мои вопросы ответили правильно. Надеюсь, это поможет вам успешно выполнить практическую работу.

А сейчас повторим правила техники безопасности при работе с  ножом.

Правила техники безопасной работы знаете, допускаю вас к  выполнению практической работы.

Сегодня мы будем только учиться нарезать хлеб на сухарики, а завтра будем пить чай с сухариками и наслаждаться результатами своего труда.

Практическая работа: Заготовка сухариков.

Учащиеся работают в парах. Нарезают хлеб на сухарики, комментируют свои действия.

Самоанализ: я училась готовить сухарики для того, чтобы у меня дома не пропадал ни один кусочек хлеба. Во время работы я соблюдала: последовательность работы, правила техники безопасности, аккуратность в работе. Считаю, что мне можно поставить оценку...

Итог практической работы.

Согласна с вашим самоанализом. Учитывая, что данную работу вы никогда дома не выполняли, у вас всё хорошо получилось, и вы сможете следить за тем, чтобы хлеб у вас не пропадал.

За практическую работу вы получаете следующие оценки…

Я готовилась к уроку, и вы готовились. Мы вместе готовились.

Я приготовила всё, чтобы вы увидели, услышали и научились. А, что приготовили вы, сейчас послушаем.

Учащиеся зачитывают отрывки из стихотворений о хлебе, пословицы о хлебе и объясняют их значение..

Итог урока.

Замечательно! Я уверена, что наш урок вам запомнится надолго:

– значимостью хлеба в жизни человека;

– важностью бережного к нему отношения;

– и тем, что вы учились практически, как хранить и как в дело произвести каждый кусочек хлеба.

Спасибо за работу. Урок окончен.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Хлеб: есть, молиться, любить - для минипекарен & домашних пекарей & кондитеров

За последние годы наше питание сильно изменилось. На столах появились новые яства.Изменились и наши предпочтения относительно хлеба. Мы хотим больше разнообразия, новых вкусов. И мало кто задумывается в том, какое значение и место занимает хлеб в нашей жизни.
Как возникает любовь к хлебу, которая затем переходит в страсть, а постепенно на смену им приходит привычка?
Хлеб. Мы с ним встретились в тот момент, когда материнское молоко заменилось разнообразной пищей и с тех пор не представляем жизни без него.В хлеб мы влюбляемся не задумываясь. О том, насколько он для нас полезен – мы иногда даже и не подозреваем. Мы просто его любим.Самый вкусный, несравненный,Всем знакомый с детских лет -Это наш обыкновенныйИ любимый русский хлеб.

« Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума. Хлеб — это такая пища, которую нельзя заменить ничем»- К.А. Тимирязевым великий русский дарвинистРусский историк XVIII века Иван Болтин писал, что «русские вообще едят больше хлеба, чем мяса» и что «рабочий человек съедает присестом со щами до двух фунтов черного хлеба».

Познакомившись и влюбившись - мы испытываем страсть.

Вдали от родины русские люди тоскуют по ржаному хлебу, мечтают о нем как о великом благе и страстно желают скорейшей встречи с ним.

Так готовить ржаной хлеб, как в России, не могут нигде. Именно поэтому люди, покинувшие Родину на время или навсегда, больше всего скучают по настоящему русскому ржаному хлебу, его необыкновенному и упоительному вкусу. Эмигранты заказывали друзьям в качестве самого желанного подарка с родины –ржаной хлеб.

О чем мечтает человек, очутившись на природе с рюкзаком, полным деликатесами, но забывшим положить туда хлеб?

А на фуршетах…. Тарталетки с икрой, стерлядь на тарелках….. но, народ просит хлеба.

Вы видели, с каким наслаждением малыш грызет корочку ржаного хлеба?

    Антуан-Огюст Парментье, основатель школы хлебопечения живший в XVIII веке писал: «Хлеб является великодушным подарком природы, такой пищей, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь, это служит признаком выздоровления. Хлеб можно потреблять в любое время дня, в любом возрасте, в любом настроении; он делает вкуснее остальную пищу, является основной причиной и хорошего и плохого пищеварения. С чем бы его ни ели, с мясом или любым другим блюдом, он не теряет своей привлекательности. Он настолько нужен человеку, что, едва родившись на свет, мы уже без него не можем обойтись, и до смертного часа он нам не надоедает».

Как знать, выжил ли Робинзон Крузо на острове где было много дичи, фруктов, если бы не нашел пшеничные зерна и не вырастил пшеницу. Итак, все перешло в привычку.

Рука автоматически тянется к тарелке с хлебом. Без него не ощущаем вкуса другой пищи.

На воде и хлебе - прожить можно месяц. А на одном мясе, икре, рыбе – сложно, да и небезопасно для здоровья.

Мы можем даже не заметить, что без хлеба стали чувствовать себя плохо.

Во время русско-турецкой войны в 1736 году русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Обозы с ржаной мукой, которую везли из России, застряли где-то в степях Украины.

Пришлось печь хлеб из местной пшеничной муки. И тогда в войске начались болезни. „Наипаче приводило воинов в слабость то, — отмечал в своих записках адъютант командующего этим войском Христофор Георг фон Манштейн, что они привыкли, есть кислый ржаной хлеб, а тут должны были питаться пресным пшеничным“».   

«Привычка к хлебу, как ни к одному другому продукту обусловлена настолько глубокими национальными традициями, что она порождает определенный условный рефлекс, влияет в целом на психику человека» — считает В.В.Похлебкин (исследователь кулинарной антропологии).

О пользе и вреде хлеба спорят многие, но непреложным остается факт,что хлеб сохраняет и поддерживает наше здоровье.

Природа заложила в пшеничное и ржаное зерно комплекс жизненно необходимых веществ: белков, углеводов, жиров, витаминов, минеральных соединений.

За счет потребления хлеба удовлетворяется на 30% потребность в калориях, белках.Более, чем наполовину в витаминах группы В, солях фосфора, железа, углеводах.

Хлеб, в отличие от других продуктов, обладает хорошей усвояемостью даже при ежедневном употреблении, которая связана с особенностями химического и физического состава входящих в него веществ:

*белки находятся в денатурированном виде*крахмал – клейстеризован*жир - в составе эмульсии*углеводы, пищевые волокна – в сильно набухшем, размягченном состоянии.

Благодаря этому, хлеб придает пище благоприятную для работы пищеварительного тракта консистенцию.

Психофизическое значение связано с внешним видом, ароматом, вкусом, цветом корки.

Ученые определили «аромат счастья» №1 –это аромат свежевыпеченного хлеба.

Хлеб - не только основа русского национального стола, но и нечто большее.Он - символ народного благополучия.

    Именно поэтому с хлебом в России связаны обычаи, которые пережили многие столетия и в почти неизменном виде дошли до наших дней.

Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодоженов, новоселов хлебом и солью.

    Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.

    «Хлеб всему голова». Он занимает важное место в духовной жизни человека: для древних греков хлеб был даром богов, в Индии считали, что жизнь человека, не употребляющего хлеба, будет несчастной, на Руси хлеб всегда был символом достатка.

В настоящее время почти все религии считают хлеб благословенной пищей, а в Христианстве хлеб – это воплощение тела Христа.

У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу.

В христианстве хлеб играет центральную роль в таинстве Святого Причастия, пресуществляясь во время Евхаристии в Тело и Кровь Христову.

    В молитве Отче наш, просьба: «хлеб наш насущный дай нам на сей день» стоит раньше, чем просьба о прощении. Иисус начал с физических потребностей, потому что без физического здоровья мы прекратили бы наше существование и не имели бы духовных нужд.

Мое отношение к хлебу
Для меня ХЛЕБ всегда был и остается загадкой. В процессе замеса и выпечки, во влиянии вкуса и аромата на настроение - есть что-то мистическое…

Пусть хлеб будет не только привычкой. Он заслуживает любви и особого, бережного отношения.

t-kudelina.livejournal.com

Беседа о бережном отношении к хлебу «Цена ломтика»

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 18 среднего общего образования открытого

акционерного общества

«Российские железные дороги»

Беседа о бережном

отношении к хлебу

Подготовила

воспитатель 2 класса

Осипова А.Н.

2017 г.

Цель:

воспитание бережного отношения к Родине, хлебу, продукту труда людей.

Задачи:

  1. Обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий.

  2. Формировать личностные, коммуникативные, познавательные УУД.

  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе. (Хлеб)

Это было давно. Во времена каменного века.

Когда на Землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего стало есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колос. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой, потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции, приблизительно 15 000 лет назад. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены.

Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.

Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?

(Ответы детей)

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, тема нашей беседы сегодня. «Цена ломтика»

(Ломтик – это кусок хлеба, ломтик - это маленький кусочек хлеба).

  • Ребята, как вы думаете, что означает цена ломтика? (ответы детей)

(Цена ломтика - это ничего не стоит, булка хлеба – 24 рубля)

Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте отрывок из рассказа А.Раскина «Как папа бросил хлеб» и ответьте на вопрос - Какой страшный поступок совершил мальчик?

(Рассказ читает один из учащихся)

В одной семье рос мальчик, и он отказывался от хлеба, потому-то тот ему казался невкусным. Он даже мечтал, что никогда не станет есть хлеб, когда вырастет. И однажды он совершил страшный поступок. Ему предложили ужинать, но он отказался от хлеба и бросил его на пол. И тогда няня ему сказала следующие слова: «Ты думаешь, ты хлеб бросил? Я тебе сейчас скажу, что ты бросил. Я маленькая была, за кусок хлеба целый день гусей пасла. У нас в одну зиму совсем хлеба не было. У меня брат – тебе ровесник с голоду помер. Если бы тогда кусок хлеба, он бы жив остался. Учат тебя и писать, и читать. А как хлеб родится не учат. Люди на тебя работают, хлеб растят, а ты его на земь. Эх ты! Не хочу я на тебя смотреть!»

-Ребята, как вы оцениваете поступок мальчика? (ответы детей)

(Мальчик поступил плохо)

-Ребята, вы кушаете в столовой, как вы относитесь к хлебу? (ответы детей)

(Да, кушаем; мы не бросаем хлеб; мы видели, как другие дети бросают хлеб)

Итог по рассказу: Мальчик поступил плохо не ценил хлеб, а ведь было в нашей стране тяжелое время. В годы войны в блокадном Ленинграде жителям осажденного немцами города выдавали 125 грамм хлеба.

  1. Беседа об этапах приготовления хлеба, о профессиях людей, которые участвуют при создании хлеба.

Воспитатель: Назовите этапы выращивания и приготовления хлеба.

(Вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.)

Воспитатель: А сейчас мы узнаем о тех профессиях, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите: на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

На доску прикрепляются таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, комбайнёр, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер.

Показ презентации об этапах приготовления хлеба: «Как делают хлеб?»

  1. Конкурс «Продолжи пословицу»

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам продолжить пословицы о хлебе.

Много снега - … (много хлеба.)

Ржаной хлебушко … (калачу дедушка.)

Хлеб на стол - … (и стол престол.)

Хлеб … (всему голова.)

Снег на полях - … (хлеб в закромах.)

Есть хлеб - … (будет и песня.)

Хлебушко – пирогу … (дедушка.)

Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

Не в пору и обед, … (коли хлеба нет.)

Ешь пироги, а хлеб … (вперёд береги.)

Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда.)

Нет хлеба - … (нет обеда.)

  1. Конкурс загадок.

Воспитатель: Отгадайте загадки:

1. Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (Хлеб)

2. Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно)

3. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос)

4. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришёл на стол он … (Хлебом)

Воспитатель: Что ещё можно приготовить из муки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а когда остается от обеда хлеб, что можно из него приготовить? (Ответы детей: сухарики, гренки)

Воспитатель: Всегда нужно помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

  1. Диагностическая методика: «Ассоциации».

Воспитатель: Ребята на листочках бумаги, на которых записано слово «хлеб», должны нарисовать небольшой рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова.

(Данная методика позволит определить, насколько широко развиты представления младшего школьника, связанные с данным понятием.)

  1. Итог занятия.

- Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (Ответы детей)

- Что запомнилось вам на нашем занятии? (Ответы детей)

- Что было для вас наиболее интересным? (Ответы детей)

multiurok.ru

Отношение к хлебу на руси

Хлеб сегодня другой. Совсем другой. Не такой, как был еще даже лет 20 назад. И уж совершенно иной, каким его знали наши прапрадеды. Вместе с хлебом изменилось и отношение к нему.  А вместе с ним и мир. Сегодня для нас не понятно, какая связь между хлебом и миром. Но еще каких-то лет 70 назад, где нибудь на Севере России, вам это объяснил бы любой землепашец.

Хлеб в представлении наших предков был царем стола, его краеугольным камнем — материальным воплощением благодати Божией. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где его не выпекают, лишенным внимания Всевышнего. 

Отношение к хлебу на Руси было строго регламентировано. Тщательное следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни. Жизни без потрясений. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась личная доля человека.

Выпекание хлеба нужно было делать, благословляясь. Муку и квашню перед использованием крестили. В печь сажали со специальным приговором: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по хорошему». Ну, а перед тем, как приступить к нарезанию хлеба его трижды «закрещивали» ножом.

 

Хлеб могла выпекать только ритуально чистая стряпуха. Женщина не должна была быть беременной (или в периоде регул), а также не иметь отношение к хлебу на руси как минимум сутки интимной связи с супругом.

 

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую» жизнь. Хлеб никогда не клали верхней коркой вниз — это считалось издевательством, святотатством.

 

Хлеб почитался как святыня: над ним нельзя было смеяться. Даже самый невинный смех за столом могу обернуться, по народным преданиям, самыми суровыми неприятностями.

 

Не разрешалось ломать хлеб – значит жизнь будет ломанная. Ломая хлеб, мы нарушаем правильное течение жизни.

 

 

Нельзя оставлять надкусанный кусок. Это грозит сиротством или вдовством, потерей силы, счастья – другими словами, доли. Кусок хлеба в данной ситуации становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя отрезать новый кусок, не доев первого.

Не стоит доедать кусок даже за родными людьми. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберешь чужую силу. Или долю.

 

 

Выбрасывать хлеб считается тяжелым, непростительным грехом. Будь это выпеченный дома хлеб или промышленный. Даже заплесневевший хлеб возбраняется выбрасывать — его следовало скормить птицам. 

 

В ХХ столетии мы перестали выпекать хлеб дома, заменив его на общественный, промышленный. Это было немыслимо для наших предков, поскольку выпекание домашнего хлеба гарантировало благословение с выше. А воплощенная в буханке личная доля человека растворялась в общественной доле. Кроме того, промышленные хлебопекарни не гарантировали соблюдение строгих регламентов и ритульных правил в выпекании хлеба, что несло свои опасности. Обществынный хлеб считался «сиротой», и его нелегкая судьба могла перенестись и на едока.   В начале XXI века промышленный, но все же русский по происхождению и рецептуре  хлеб начинают вытеснять на нашем столе «чужаки» — лигурийская чиабатта, французский багет, нормандский бришь, пита, вестфальский пумперникель, кавказские лаваши. По качеству они нередко превосходят наши булки, но с точки зрения символизма это означает, что мы причащаемся уже к совсем чужой, инородной доле. Появилась и другая напасть – хлебоборчество, вроде многочисленных антиуглеводных диет, которые изгоняют хлеб с нашего стола, а вместе с ним, согласно народным преданиям, и Божию благодать из дома. 

http://rusmudr.ru

Источник: http://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43731903769

Рекомендуем посмотреть ещё:

Как на Руси хлеб выращивали. - литература, презентации Если после блефаропластики не делать микротоки

Отношение к хлебу НАСТОЯЩИЙ ХЛЕБ Ответы Почему именно к хлебу, как не к какому другому продукту Интересные факты о хлебе Хлеб на Руси Хлебные традиции и обычаии на Руси Хлеб - царь стола Quot;Хлебные" правила на Руси. Обсуждение на LiveInternet - Российский Откуда пошло столь уважительное отношение к хлебу? Культура, искусство

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ

vpnshop.info


Смотрите также