Хлеб всему голова. Отношение к хлебу у разных народов. Традиции о хлебе


Традиции, связанные с хлебом

Выражение: "Хлеб да соль" - служило одной из форм приветствия, означавшего пожелание благополучия. Хлебом и солью встречали почетных гостей и молодых супругов в день свадьбы, с хлебом и солью навещали роженицу. Хлебными изделиями угощали гостей и приносили в дар хозяевам, когда шли в гости. Отправляясь в дальнюю дорогу, в первую очередь запасались хлебом. Одна из самых самобытных хлебных традиций существует в Мексике. Ну где еще с таким постоянством используют кукурузную муку? Из нее мексиканцы пекут свои повседневные лепешки тортильяс: сухие зерна замачивают на ночь в теплой воде, на следующий день отжимают, перемалывают, и из этой массы на горячей глиняной плите готовят пресные хлебцы. Хлеб в Мексике - тема сакральная. Например, в день Мертвых в большинстве домов на столе вы увидите "пан де муэрто", хлеб мертвых: этот пряный, изысканный, сладкий хлеб с апельсином (в него обязательно идут также мускатный орех и ликер Sambuca) украшается филигранно выпеченными, обильно покрытыми глазурью "костями предков" и подается с густым горячим мексиканским шоколадом. Впрочем, хлеб - обязательный атрибут религиозных праздников не только в Мексике. Для христиан он символизирует тело Христово - и в главной нашей молитве упоминается в первых строках: "хлеб наш насущный даждь нам днесь..." А традиция куличей? У нас каждая хозяйка хоть раз в жизни затевает на своей кухне этот сложный процесс. Не менее красивые пасхальные хлеба и куличи-панеттоне пекут, к примеру, в Греции и Италии. Восточная культура хлеба более древняя, чем европейская. Практически повсюду - от Турции и Ирана, от Кавказских гор и среднеазиатских песков до джунглей Южной Индии и коралловых побережий Таиланда - хлеб выглядит как лепешка. Лепешки бывают пышными и плоскими, как блины, пресными, дрожжевыми, сдобными, печеными, жареными. Но у них всегда есть кое-что общее: лепешки рвут руками, а не режут ножом. Иначе не просто вкус теряется, но оскорбляются традиции. Один из самых популярных видов восточного хлеба в мире - пита. Проще нее, кажется, и быть ничего не может: нужно смешать стакан муки со стаканом воды и чайной ложкой дрожжей; оставить ненадолго. Из получившегося теста скатать пять шариков и вновь оставить ненадолго. Потом пережать каждый шарик посередине, чтобы получились как бы песочные часы, - и снова оставить, пока они опять не превратятся в шарики. Затем раскатать скалкой лепешки толщиной в полсантиметра. Поставить в раскаленную духовку и подождать пять минут - шарики начнут раздуваться, как настоящие воздушные шары. Достать из духовки, накрыть влажным полотенцем. Когда пита "опадет", ее можно будет использовать как "карман" - начинять хоть мясом с салатом, хоть сыром с зеленью - чем угодно. Самые вкусные лепешки в Средней Азии можно попробовать в пекарнях, где до сих пор их делают вручную (причина, понятно, не в утонченном вкусе местных гурманов, а просто в медленном течении азиатского времени). Узбекские, таджикские, туркменские лепешки готовятся не на дрожжах, а на заквасках (это то, к чему возвращаются сейчас в хлебных бутиках Европы), отчего вкус их становится более насыщенным. Скажем, узбекские ширмай-нон на основе горохово-анисовой закваски. Их выпекают в тандуре, глиняной печи, установленной в земле, и подают горячими к плову, супу, шашлыку и овощам. Индийские лепешки наан тоже выпекают в тандуре, но его отсутствие никого не останавливает - на чугунной сковороде можно приготовить другие лепешки: чапати, пури или паратас. В Индии пословица "Плох обед, коли хлеба нет" приобретает особенное звучание - в индийской кухне действительно еды без хлеба не бывает. В каждом штате свои блюда, а лепешки - объединяющий лейтмотив: они часто исполняют роль столового прибора - с их помощью зачерпывают дал, рис и овощи. Приготовить чапати или парату так же просто, как и любую другую лепешку - если у вас под рукой есть тандур или горящий древесный уголь, а также атта, специальная мука для чапати. Ее получают, тщательно перемалывая цельные зерна пшеницы до состояния порошка темно-желтого цвета. Тесто из атты получается невероятно бархатистым, и подмена ее обыкновенной пшеничной мукой обнаружится немедленно.

www.novostioede.ru

Разработка мероприятия по внеклассной работе на тему "Хлеб в традициях и обычаях нашего народа"

Хлеб в традициях и обычаях нашего народа

Цель : Воспитывать в учащихся уважение , бережное отношение к хлебу , ознакомить с народными традициями; развивать творчество , воображение учащихся .

Оборудование: Хлеб на рушнике ; плакаты « Хлеб всему голова» , « Почитай в хлебе свою и чужую работу », «Горькая работа, и сладкий хлеб», « Хлеб - это жизнь» .

Ведущий 1:

Добрый день! Сегодня мы хотим познакомить вас с нашей выставкой хлебных изделий.

Ведущий 2:

Хлеб издавна был в большом почете

С хлебом и солью встречают дорогих гостей. Хлеб и соль всегда были у славян символом гостеприимства. И кто заходил в дом , должен попробовать хлеба - соли и поклониться хозяевам .

Ведущий 3:

Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом,Встретить щедро, от души,С уважением большим, То гостей таких встречаемКруглым пышным караваем.Он на блюде расписном, С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,Поклоняясь, отведать просим:Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук

Ведущий 4:

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб - батюшка, хлеб - кормилец остаётся самой большой ценностью.

Ведущий 5:

Хлеб в старину называли “жито”, от слова жить.

Ведущий 1:

Жито, жизнь - это слова от одного корня, ибо хлеб - это жизнь.

Ведущий2:

Хлеб издавна служил оберегом. Круглый каравай был символом солнца, которому поклонялись наши предки.

Ведущий 4:

Хлеб всегда был спутником человека на протяжении всей его жизни.

Ведущий 5:

- Когда рождался ребенок, то навещать его шли с хлебом, чтобы ребенок был счастливым, богатым.

Ведущий 3:

- На крестины шли также с хлебом

Ведущий 1:

   - Хлеб играл большое значение в свадебном обряде и называли его караваем. Каравай дошел до наших дней с древних, еще языческих, времен.На Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил.

Ведущий 2:

Свадебные караваи украшаются сложными узорами из теста и веточками калины, которой с языческих времен приписывают мистические свойства и являющейся символом любви.

Ведущий 4:

Каравай символизировал собой семейное счастье. Его потом делили всем родственникам.

Ведущий 5:

Когда разламывали каравай на свадьбе, говорили слова:

Ведущий 3:

Разбирайся, каравай,

С зеленого размая,

С красной калины,

С зеленого барвника,

На чисту тарелочку,

Белу скатертинку!

Ведущий 4:

Кроме каравая, пекли еще шишки. Это маленькие булочки, которые раздают гостям, благодарят их за подарки. Традиция печь шишки пошла от традиции печь каравай. Раньше, когда женщины пекли свадебный каравай, они из остатков теста выпекали маленькие булочки своим детям. Потом эти булочки так понравились, что их стали целенаправленно выпекать и для гостей. Говорят, надо обязательно съесть и каравай и шишку, что б у молодоженов много деток было, и счастье дом не покидало.

Ведущий 5:

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

Ведущий 1:

В погребальных обрядах также присутствовал хлеб.

Хлеб несли в церковь, где служили панихиду умершему. На поминальном обеде всем раздавали поминальное печенье (пирожки или булочки)

Ведущий 3:

А теперь вспомним, в каких календарных обрядах обязательно использовали хлеб или зерно.

 

Ведущий 2:

В рождественских обрядах всегда использовался хлеб: во-первых символ Рождества - это дидух, ржаной или пшеничный сноп, который зажинали последним во время обжинок. Его устанавливали на углу, и он стоял там до Крещения.

Ведущий 4:

Во-вторых, это обрядовая еда - кутья, которую готовили на все святые вечера (6 января - Сочельник, 13 января - Щедрый вечер, 18 января голодная кутья или второй свят вечер). Кутья - это поминальное блюдо. Ею поминали всех родственников, которые умерли и которых приглашали на святую вечерю 6 января, ее готовили из толченой пшеницы, добавляли мед и мак, иногда орехи.

Ведущий 5:

А еще была одна обрядовая пища - это пироги, которые пекли на щедрый вечер.

Ведущий 4:

На Пасху пекли из сдобного теста обрядовый хлеб - кулич, украшали крашеным пшеном, маком, сахарной пудрой. Пасху святили в церкви вместе с пасхальными яйцами и другими блюдами. Святой пасхой начинали пасхальный завтрак:

Ведущий 3:

Отведайте святую пасху,

Будет в доме радость

И достаток, и добро,

Пусть отступит всякое зло.

Ведущий 1:

Крошки нельзя было выбрасывать, верх из нее высушивали и держали для лекарств

Ведущий 2:

Хлеб использовался при встрече весны. Хозяйки на праздник 40 Святых (22 марта) пекли из теста жаворонков, с которыми дети выбегали за село и призывали весну

Ведущий 3:

Приди к нам, весна,

С радостью, с большой для нас милостью,

С рожью зернистой,

С пшеничкой золотой

С овсом кудрявым,

С ячменем усатым

Ведущий 4:

Пекли печенье и на праздник Маковея (14 августа). Это медовые лепешки-лепешки с медом и маком

Ведущий 5:

Как видим, ни один из обрядов не обходился без хлеба, потому что хлеб - это жизнь, это благосостояние, это богатство.

Ведущий 1:

На Руси с древних времён выпечка хлеба считалась ответственным и почётным занятием. Эта традиция сохранилась и до наших времён. Нет ничего почётнее, чем печь хлеб. И это мы увидели и почувствовали, когда были на экскурсии в пекарни. Мы не только познакомились с процессом выпечки хлеба, батонов, калачей, но и увидели, как ответственно, с любовью относятся рабочие этой пекарни к своей работе.

Ведущий 3:

Вот он – хлебушко душистый.С хрусткой корочкой витой!Вот он – тёплый – золотистый,Словно солнцем налитой! В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришёл!

В нём здоровье наше, сила, В нём – чудесное тепло.Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрнаХлебом тем, что на столе, -

Люди долго и упорно потрудились на земле.

Ведущий 2:

Святое дело – вырастить хлеб. Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода.

Ведущий4:

В лабораториях учёных – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь начало всех начал.

Ведущий 1:

Выходит агроном в поле, бережно срывает один колосок, растирает в руках, дует, отлетают сухие чешуйки, и вот на ладони – пшеничные зёрна.

Ведущий 2:

Так делает и комбайн: срезает колосья, вытряхивает из них зёрнышки, высыпает их в грузовики. Ни одно зерно не пропадает. Потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, - чтобы выпекли из неё румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол.

Ведущий 5:

Где бы ни был выпечен хлеб, как бы он ни выглядел, это всегда самое уважаемое блюдо на столе, его ставили в центре стола и считали главным блюдом. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова!»

Ведущий 3:

Каравай земли и небаНа твоем столе -Ничего сильнее хлебаНету на земле.В каждом маленьком кусочкеХлебные поля,А на каждом колосочкеДержится земля.

Все: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

infourok.ru

Хлеб всему голова. Отношение к хлебу у разных народов.: optimist888

                                                                                                                                                                                                                                    Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.  Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает,что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети наши не росли невеждами, чтобы для них, как и для нас, отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививать эту любовь и в семье, и в детском саду, и в школе. Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное. А у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Может, кто-то сам захочет испробовать свои силы - испечь хлеб. Как это сделать в домашних условиях, как рационально использовать его, какие блюда и изделия можно из него приготовить, рассказывает наша книга. В ней приведены рецепты блюд и изделий, простых и более сложных в приготовлении, для детей и людей пожилого возраста, для праздничного стола, рассказывается, как использовать в вашей семье каждый кусочек хлеба, чтобы он не пропал зря, чтобы огромная работа хлеборобов не была проделана впустую.

Когда и где родился хлеб?

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные неразрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.

Как же пекли хлеб и относились к нему в древности?

Древние египтяне овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями, о существовании которых они и не подозревали. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства. На разрезе хлеба, приготовленного со сброженного теста, видно множество мелких пор. Это результат жизнедеятельности дрожжевых грибков, которые вызывают в тесте спиртовое и молочнокислое брожение с образованием углекислого газа, спирта и молочной кислоты. Углекислый газ, стремясь выйти из теста, разрыхляет его и создает пористость, что делает хлеб пышным и рыхлым. Молочнокислые бактерии в процессе жизнедеятельности образуют в тесте молочную кислоту, которая способствует набуханию белков муки, улучшению вкуса и аромата выпеченного хлеба. Хлеб из сброженного теста не только вкуснее, он дольше - сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб, сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб. Искусство приготовления разрыхленного хлеба со сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх. По случаю спортивных состязаний в Олимпии для участников и гостей пекли особый белый, хорошо разрыхленный хлеб и подавали его с маслинами и рыбой. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны. В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом и употребляли как и каждое отдельно подаваемое блюдо. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний: нюхая свежеиспеченный хлеб, можно лечить насморк, а черствый - помогает при заболевании желудка и кишечника. Так же, как к хлебу, народ с давних времен относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Согласно древним германским законам преступник, убивший пекаря, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. Так, до настоящего времени в Риме сохранилось надгробие - монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен. Эти пекарни обеспечивали хлебом почти все население Рима. В средние века над входом в пекарни, хлебные лавки часто вывешивали большие кренделя, вырезанные из металла или дерева и покрытые позолотой,- символ мастеров-хлебопеков того времени. Хлебопечение развивалось с незапамятных времён. Уже в период трипольской культуры (три тысячи лет тому), которую приняли восточные славяне, население правобережной Украины выращивало зерновые культуры - пшеницу, ячмень, просо. Значительно позже, около тысячи лет тому, в посевах появилась рожь. Во время раскопок поселений на территории современной Украины найдены остатки глинобитных домов, состоящих из нескольких помещений. Кроме жилых, здесь были и хранилища для зерна, печи для выпечки хлеба, найдены зернотерки, глиняные сосуды для хранения зерна. Печи, зернотерки, кремневые лезвия серпов обнаружены археологами на Урале, в Ярославле, Вологде. На Руси выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба считалась делом почетным и ответственным. Качество хлебных изделий контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. За всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь. Хлеб ничто не может заменить.

  • Нельзя без боли вспоминать трагическую обстановку, которая искусственно была создана в сёлах Украины. Репрессивные меры правительства по отношению к украинскому крестьянству привели к страшному массовому голоду в 1932-1933 годах. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. Представители власти, обнаружив у крестьян зерно, полностью конфисковывали его. Властями издавались директивные документы, которыми предусматривалась конфискация зерна в частных мельницах. В городах начали закрываться пекарни. Всё это привело к массовой гибели людей от голодной смерти. Только в Украине от голода умерли миллионы людей, среди них значительная часть детей. Подходила посевная, а работать было некому. Многие были истощёнными или опухшими от голода. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее. Оставшиеся в живых снова выращивали хлеб, радовались дружным всходам на полях. Долгие трудные дни их переполнены заботами и тревогами об урожае. Развитие зернового хозяйства и хлебопекарной промышленности прервало вероломное нападение на страну фашистской Германии. Во все времена враг первый удар почти всегда наносил по хлебу. Так было и на этот раз. Страшно смотреть, когда горит хлеб на корню. Вопрос о хлебе снова стал вопросом жизни или смерти. И фронту, и тылу нужен был хлеб. А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? 125 граммов на человека. В нем пищевой целлюлозы 10 процентов, жмыха - 10, обойной пыли - 2, выбоек из мешков - 2, хвои - 1, муки ржаной обойной - 75 процентов. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Не будь хлеба - не было бы и Победы! ...Позади остались тяжелейшие годы войны. Украина подымалась из пепла. Нужно было резко увеличить производство зерна. Преодолевая огромные трудности, без техники, удобрений, часто без достаточного количества семян хлеборобы добивались повышения урожайности. Нужно было восстановить разрушенную экономику, поднять сельское хозяйство, накормить людей. Сейчас всё это в прошлом: голодомор, война, голодные послевоенные годы. Но разве и сегодня не достойно уважения бережное отношение к хлебу? Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности.  Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, и мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу. В Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские. На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный. Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др. Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола. Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами. У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки. В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча. По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др. В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш. Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани. У азербайджанцев популярен чурек.

optimist888.livejournal.com

Два слова: о Хлебе и Спасе

Сегодняшний день - день поразительной символической эклектики. Народная традиция Хлебного Спаса сочетается с празднованием перенесения из Едессы нерукотворного образа Христа. И всё это - в день попразднества Успения Пресвятой Богородицы.

Слово о хлебе

Хлеб сакрален.Это единственный «продукт», упоминаемый в Господней молитве. В Отче Наш хлеб упоминается не только в буквальном, гастрономическом смысле, но и метафорически, как «хлеб насущный для души», то есть «Слово Божие, Тело и Кровь Христовы».

В добуквенную эпоху хлеб обозначался тем же символом, что и солнце – кругом с точкой посередине.

В русском фольклоре «хлеб – всему голова». Центральное значение хлеба мы усваиваем с детства. Каждый знает, что «с хлебом играть - грех». Народ создал сотни пословиц о хлебе, в них подчёркивается его культовое значение, приоритет среди всех прочих продуктов.

Есть удивительная пословица: «Был бы хлеб, а у хлеба люди будут». Здесь хлеб не просто наделяется центральной значимостью, но и приобретает черты демиурга, становится важнее и первичнее человека, людей, человечества.

Хлеб занимает центральное место на столе. В патриархальном обществе хлеб режет глава семьи, глава рода, это почётное и важное дело. Хлеб объединяет людей – свадебный каравай – традиционный символ гарантии крепкого семейного союза. В русской кулинарной культуре существует множество «хлебных блюд»: калачи, сайки, баранки, шаньги, пироги. Михайло Ломоносов в своей грамматике показывал склонение существительных на примере слова «шаньга», что, конечно, тоже неслучайно.

Слово о Спасе

Сегодня, в Хлебный Спас, когда пекут хлеб из нового урожая и освящают его, в народе также принято торговать холстами. История появления этой традиции не так очевидна, как история почитания хлеба, но связана она с не менее сакральным для русской культуры образом – образом Спаса Нерукотворного, почитание которого также отмечается сегодня, 29 августа.

История Спаса Нерукотворного уходит корнями в древние времена.Царь Авгарь, правивший в сирийской Едессе во времена Христовой проповеди, страдал от проказы. Слух о чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя.Ананий, прибыв в Иерусалим, не смог пройти к Христу, вокруг которого было много народа, и решил запечатлеть его образ на расстоянии, но из этого ничего не вышло. Христос сам подозвал Анания, назвал его по имени, передал Авгарю короткое письмо, попросил принести воду и убрус (холст). Иисус умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.Так началась история Спаса Нерукотворного. В Едессе убрус с ликом Христа был до 944 года, его приходилось скрывать от одного из правнуков Авгария (язычника), при помощи крестного хода с образом Христа епископу Едессы удалось защитить город от разорения персами. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа (29 августа по Новому стилю) Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

Спас Нерукотворный – один из ключевых и наиболее значимых образов в русской иконографии. С него начинается иконопись: по традиции, икона «Спас Нерукотворный» — первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество. Именно Спас Нерукотворный был изображён на русских боевых знамёнах. По сути, это был первый русский флаг.

Алексей Рудевич

Нерукотворные образы

Читайте также:

cyrillitsa.ru


Смотрите также