Презентация занятия по ознакомлению с окружающем миром по теме “Как хлеб на стол попал!” для детей старшего возраста. Процесс выращивания хлеба
Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами тестопластики «Откуда берется хлеб»
Цель: Систематизировать представление о процессах выращивания и производства хлеба; развивать навыки коммуникационного общения; воспитывать бережное отношение к хлебу, поддерживать познавательный интерес.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
- Расширить представления у детей о значении хлеба в жизни человека о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.
- Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы.
- Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Развивающие:
- Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в употреблении глаголов.
- Развивать мыслительную активность, учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе, учить разгадывать загадки.
Воспитательные:
- Закрепить знания детей о различиях города и села: (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
- Поддерживать интерес к профессии : пекарь, булочник, кондитер.
- Вызвать положительные эмоции.
Словарная работа: хлеб, хлебушек, хлебушко, румяный, душистый, пышный, ароматный, горячий, мягкий, ржаной, пшеничный, черный, белый, аппетитный, черствый, горячий, витаминный, воздушный, хлебница, мука ржаная, пшеничная, хлеборобы, комбайнер, элеватор, пекарь, мельник, комбайнёр, хлебозавод.
Предварительная работа: рассматривание репродуктивных картин А. Васнецова «На пашне»; А. Платонова «Сенокос», «Жатва»; Т. Яблонский «Хлеб»; заучивание пословиц и поговорок о хлебе, беседа, чтение литературных произведений К. Паустовский «Теплый хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», русская народная сказка «Колосок», рассматривание зерен и колосьев ржи и пшеницы, дидактические игры, заучивание пословиц о хлебе.
Материал: иллюстрации с изображением зерновых культур – (зерно, мука, хлеб), колосья — ржи и пшеницы, зерна — ржи и пшеницы, формочки для выпекания, соленое тесто, кондитерская посыпка, поднос для готовых изделий, блюдо для готовых хлебобулочных изделий, готовые хлебобулочные изделия (сушки, баранки, бублики, пряники, печенье), рабочая одежда (косынка, пилотка фартук, нарукавники), клеенки для стола, тарелки, влажные салфетки самовар.
Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, продуктивная деятельность детей, сюжетно-ролевая игра «Пекарь».
Ход занятия
I часть: Рассматривание выставки о хлебе.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю на выставку. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашей выставки вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)
Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)
Дети: Хлеб.
Воспитатель: О чем, мы с вами поговорим? Правильно, именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко, с румяной корочкой. Какой еще бывает хлеб? (Ответы детей — душистый, ароматный, горячий, мягкий, пышный, белый, черный, витаминный, мягкий и т.д). Правильно он – самый главный продукт на каждом столе. Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети: Его покупают в магазине.
II часть: Рассказ об этапах выращивания хлеба.
Воспитатель: А хотите узнать, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Из зёрен.
Воспитатель: Правильно. А из каких зерен?
Ответы детей (из зёрен пшеницы и ржи).
Воспитатель показывает зерна пшеницы и ржи.
— А из зерна пшеницы получают, какую муку?
Ответы детей (пшеничную муку).
Воспитатель показывает колосок пшеницы.
— Правильно. А из зёрен ржи получают, какую муку?
Ответы детей (ржаную муку).
Воспитатель показывает рожь.
— Чтобы получить из зёрен муку, (показ зерен пшеницы и ржи) нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Ребята, а кто сеет и выращивает зерно?
(Ответы детей — хлеборобы).
— Правильно (Дети повторяют слово хором и индивидуально). Кто знает, как собирают урожай?
Ответы детей – комбайнерами собирали зерно.
— Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
— Кто работает на комбайне? (Ответы детей – Комбайнёр), потом зерно отвозили на Элеватор.
(Дети повторяют слово хором и индивидуально).
— А что такое Элеватор. Кто знает?
(Ответы детей – это специальные сооружения для хранения зерна, там его сортировали, сушили и хранили).
— А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? Правильно — часть зерна сразу отправляют на мельницу. Кто работает на мельнице?
(Ответы детей – Мельник.)
— Правильно.
(Дети повторяют слово хором и индивидуально).
— Правильно, и там зерно мельник что делает? (ответы детей — мелет).
— Что получает мельник из молотого зерна?
(Ответы детей – муку).
(Ответы детей воспитатель сопровождает иллюстрациями).
— Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулся.И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Ребята, мы с вами увидели, как много труда и сил нужно затратить человеку, для того, чтобы вырастить хлеб и как много профессий участвует в процессе выращивания хлеба.
III часть. Творческая — продуктивная деятельность из теста.
Воспитатель: Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и из готового тесто испечем хлебобулочные изделия. Но с начало наденем рабочую одежду (косынка, пилотка фартук, нарукавники).
Давайте подойдем к столам, где мы будем с вами работать. Ребята, Кто работает в пекарне? Правильно. (Ответы детей — Пекарь). Мы сегодня тоже будем Пекари. Дети выбирают себе рабочее место (один стол с формочками для выпекания), (второй без формочек). И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
IV часть:
Игра — соревнование «Вспомни пословицы о хлебе»
Дети: «Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».
«Хлеб надо всегда доедать».
«Хлеб нельзя бросать на пол».
«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Игра — соревнование «Отбери профессию по выращиванию хлеба»
Набор картинок разных профессий.
Воспитатель: Правильно, мы говорили с вами о хлебе и о его пользе, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Как нужно относиться к хлебу?
Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать
Воспитатель: Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
В конце занятия угощение гостей хлебобулочными изделиями.
Автор: Юшкова Наталья Георгиевна, воспитатель ГБОУ Школа №1194 дошкольное отделение корпус 1533г. Москва, г. Зеленоград, Россия.
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
Показать детям, что во все времена -хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу
Занятие проходит в компьютерном классе. Дети сидят полукругом перед медиапроектором.Посмотрите на экран. Вам интересно узнать, что появиться на экране? На экране по очереди появляется на слайдах №1,2,3,4,5 изображения: хлеб, пряник, вафли, баранки, торт.
Назовите продукты, которые появлялись на экране. (На экране они отсутствуют, дети называют их по памяти).
Давайте посмотрим, все ли изделия вы назвали? (На экране появляется слайд №6)
Что можно добавить к этим продуктам? (Булки, калачи, кекс, пирожное и т. д.).
Почему именно эти продукты вы назвали? (Эти продукты сделаны из муки).
Как назвать одним словом эти продукты? (Хлебобулочные изделия).
На слайде №6 появляется анимационная запись: Хлебобулочные изделия.
Сегодня мы поговорим об одном чудном продукте. Вы догадались какой это продукт?
Это-ХЛЕБ.
На экране появляется слайд №7: Его Величество –Хлеб.
Почему хлеб называют Его Величество? Подумайте, после нашего разговора попробуем ответить.
Внимательно послушайте мой рассказ. (При беседе идет поэтапное изложение нового материала, чтобы у детей не потерялся интерес к информации).
Хлеб является одним из самых удивительных продуктов. Хлеб с нами каждый день. Хлеб всегда должен присутствовать на столе.
Из истории происхождения хлеба.
Но прежде. Чем прийти хлебу на наш стол в таком виде, какой он сейчас, люди шли к нему несколько тысячелетий. Пятнадцать тысяч лет назад человек впервые употребил в пищу зерна диких злаков. Злаки –это пшеница, рожь, овес, ячмень (показ гербария).
Бродили наши предки с тугими луками, длинными стрелами. Они собирали зерна диких злаков и ели их в сыром виде. На экране появляется слайд №8: Зерна злаков в сыром виде.
Прошло много веков, и человек научился растирать зерна между камнями, и смешивать их с водой. Хлеб наш родился в виде мучнисто-зерновой каши.
На экране появляется следующая запись: Мучнисто-зерновая каша.
Прошло еще несколько веков. Люди научились добывать огонь. И из мучнисто-зерновой каши наши предки научились печь лепешки на горячих камнях. Пресные лепешки -без кислоты, остроты или без соли.
На экране появляется следующая запись: Пресные лепешки.
Прошло еще несколько веков. И свершилось еще одно открытие. Древние египтяне научились разрыхлять тесто способом брожения. Хлеб, приготовленный из такого теста, не только вкуснее, он лучше усваивается организмом. Это великое открытие изменило облик хлеба. Из пресной лепешки. Он превратился в нежный хлеб.
На экране появляется запись: Нежный хлеб.
Потом люди научились печь хлеб. (Картинка хлеба).
Когда вы кушаете в столовой, какой хлеб вам выдают? (Белый, ржаной).
Белый хлеб пекут из пшеницы, а ржаной – из ржи.
-Сразу ли хлеб появился таким, какой он сейчас?
Опираясь на предложения на экране, дети восстанавливают историю происхождения хлеба.
Вывод: очень много времени потребовалось, чтобы хлеб дошел до наших дней в таком виде, какой мы едим сейчас.
Сегодня изобилие сортов хлеба. Давайте вместе назовем сорта хлеба: дарницкий, бородинский, докторский. йодированный и т. д.
Только знаете ли Вы
Как попал хлеб на столы?
Этот труд нам всем незрим
Путь его мы проследим.
Просмотр видеофильма «От зернышка до каравая» (4 минуты).
Как вы считаете, легко достается хлеб?
Кто помогает хлебу прийти на стол? (Ответы детей).
А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают.
Посмотрите на картинки различных профессий.
На экране появляется слайд №9 с названиями различных профессий. (Артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, портной, мельник).
Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.
Ребята, вы хлеб едите каждый день?
Он вам не надоел?
Оказывается, у хлеба есть удивительное свойство: он никогда не приедается и не надоедает.
На экране появляется слайд №10:
Свойства хлеба.
Не приедается
Возьмите в руки ломоть хлеба, поднесите его к носу. Что вы почувствовали? (Хлеб пахнет).
Какое еще свойство имеет хлеб? (Удивительный запах).
Можно сказать, что хлеб имеет удивительный вкус?
На экране добавляется:
Удивительный запах.
Удивительный вкус.
Дети читают стихотворение «Запахи».
Много запахов на свете, все, пожалуй, и не счесть.
Но у каждого поверьте, свой особый запах есть.
Кто-то любит запах моря, кто-то сена, кто-то трав.
Кто тут прав, не надо спорить, тут, наверно, каждый прав.
Но когда приносит ветер аромат хлебов с полей -
Нету запаха на свете мне дороже и милей.
Ребята, вспомните, какую песню о каравае поют на день рождения?
Дети встают в круг. Песня-игра:
Как на Танино рождение испекли мы каравай:
Вот такой ужины, вот такой ширины,
Вот такой нижины, вот такой вышины.
Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай.
Хлеб постоянно живет в нашем доме. Можно ли хлеб назвать богатством?
Почему?
Но все ли знают, как обращаться с хлебом?
Представьте, мы пришли к детям в первый класс, чтобы им вы посоветовали? (Ответы детей).
Вывод:
Некоторые советы.
Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.
На экране появляется слайд №11 (текст появляется в анимационном режиме).
Правила с пятью «не».
1.Не браниться, когда во рту хлеб.
2.Не брать грязными руками.
3.Не лепить из мякиша фигурки.
4.Не бросать хлеб.
5.Не выносить вместе с мусором.
Хлебу люди посвящают стихи, сказки, фильмы, песни, загадки, пословицы.
Какие пословицы о хлебе вы знаете?
На экране слайд №11, написано начало пословицы, детям надо продолжить пословицу.
Хлеб - … (всему голова)
Плох обед, … (когда хлеба нет)
У голодного … (хлеб на уме)
Обсуждение пословиц.
О каком продукте мы сегодня говорили? (О хлебе).
Ребята, вы готовы порассуждать, почему хлеб называют Его Величество? (Ответы детей).
На экране вновь появляется слайд №12: Его Величество-Хлеб.
Ребята, сегодня вы много узнали о хлебе: о том как он попадает к нам на стол, как надо беречь хлеб и уважать труд людей, которые его выращивают.
А как вы умеете беречь хлеб? На доске вы видите колосок, но в этом колоске нет зернышек. Нам необходимо заполнить его. У вас на столах лежат «зернышки». На этих зернах вы должны написать ответ на вопрос: «Как вы бережете хлеб?» и прикрепить свои зернышки к колоску.
В заключении послушайте стихотворение.
Ребенок держа на полотенце каравай, читает стихотворение (слайд №13).
Чистым сердцем мы встречаем дорогих гостей своих.
Хлебом-солью привечаем, щедро угощаем.
Золотит колосья русские солнце спелое вдали.
Поклонитесь хлебу русскому.
Поклонитесь до земли!
Гости и дети угощаются.
ist.na5bal.ru
– Ребята, отгадайте загадку. «Вырос в поле колоском, на столе лежит куском». (ответы детей) – Правильно, это хлеб. (1 слайд) |
– Вот он – хлебушко душистый. Вот он – теплый, золотистый. В нем – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Вот про это и будет наше занятие. Про то, как хлеб попал к нам на стол. |
– Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб? Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол мы отправимся в увлекательное путешествие. -Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. трактор. Кто ведет его ….. (Тракторист) (2 слайд) |
На тракторах работают трактористы . Что делает трактор? … Он тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит теплую постель для зерна. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков. (слайд 3) |
Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы проходили воздух, влага и тепло. (слайд 4) |
К трактору прикрепляют… сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна. ( слайд 5) |
Прежде чем продолжить путешествие, давайте рассмотрим зерна пшеницы и ржи. Зерно маленькое но его росточек пробьется через слой земли. (слайд 6) Физкультминутка |
За вспашкой земли, за посевом семян, за его ростом следит агроном. (слайд 7) |
Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже все поле в золотистых колосьях. Оно очень похоже на золотое море. (слайд 8 ) |
Теперь главная задача – сберечь урожай. В этом помогает самолет. Самолет над полем кружит, следом вьюга вьется, кружит. Летчик сверху всюду-всюду сыплет белый порошок. Порошок – это средство для борьбы с вредными насекомыми, которые уничтожают колосья. (слайд 9) |
Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны . Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” – это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? … комбайнер –Что же делает комбайн? (слайд 10) |
Комбайн убирает колосья и по специальной трубев машину высыпает зерно. (слайд 11) |
А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? На элеватор – специальные сооружения для хранения зерна. где зерно сушат. (слайд 12) |
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. (слайд 13) |
Потом муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. (слайд 14) |
На хлебозаводе специальные машины вымешивают тесто. Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим. (слайд 15) |
Посмотрите, как много хлебобулочных изделий на хлебозаводе. И потом все эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем. (слайд 16) |
Ребята, давайте вспомним, как хлеб на стол к нам попал. Как много людей работают, чтобы вырастить хлеб. Это и трактористы, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы. Уважение к труду хлеборобов русский народ выразил в пословицах: Без хлеба – нет обеда. Хлеб бросать – силу терять. Береги хлеб-это наше богатство. Хвала рукам, что пахнут хлебом. (слайд 17) |
А в заключение нашего занятия , давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем! В булочной у нас баранки, Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки, И плетенки и ватрушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, чай с вареньем, Много пряников, конфет, Пастила есть и щербет, И пирог с начинкой сладкой, И полено и помадка… Называйте, не стесняйтесь, Выбирайте, угощайтесь! И.Лопухина (слайд 18) |
Конспект занятия Как выращивают хлеб
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Как выращивают хлеб»
(Старшая группа)
Цель:
На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, разнообразии хлебобулочных изделий о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания в России, что если очень трудно вырастить. Закрепить знание детей о различиях города и села.
Наглядно — тематический материал:
Картины с изображением города и деревни, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы и ржи, мяч, платок для завязывания глаз, хлеб (белый, черный), хлебобулочные изделия.
Ход занятия
Воспитатель: вспомнить, чем отличается город от деревни?
Дети: разные дома, транспорт, труд людей.
Воспитатель: Чем занимаются люди в деревне?
Дети: разводят домашних животных, выращивают овощи, фрукты, зерно (перед детьми выставляются несколько картин с изображением города и деревни; воспитатель предлагает детям внимательно их рассмотреть)
Воспитатель: вы видите много разных картин, внимательно их рассмотрите и попробуйте разделить картины на две группы по какому- то единому общему признаку. (Дети делят картинки на те, что относятся к деревне)
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед
Вкусней его на свете нет!
Воспитатель: А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб?
Дети: мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый. Чтение ребенком стихотворения: «Голубь и пшеничное зернышко» Н. Юсупова
Рано утром голубок прилетел на бугорок,
Видит — стебель не простой
Длинный, длинный золотой
Наверху усатый колос
Слышит голубь звонкий голос:
Поскорей меня в гнездо свое возьми!
Поскорей голодных деток накорми!
Детки зернышки клюют, клюют, клюют
Детки песенку веселую поют
Слава туче, что вспоила росток!- гули, гули
Слава солнцу, что спасло стебелек!- гули, гули
Слава полю, где созрел колосок! — гули, гули!
Воспитатель: Мы с вами сегодня поговорим о хлебе. Каждый день мы едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это сделано?
Дети: Из муки.
Воспитатель: А из чего получают муку? Чтобы получить из зерен муку. Нужно затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы (повтор хором и индивидуально) Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова «хлеб» и « работа». Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Проводится работа по картинке. Дети все вместе составляют рассказ по серии картинок)
Перед детьми картина: трактор на поле распахивает землю. Воспитатель: Куда мы пришли?
Дети: На поле
Воспитатель: Что мы видим там?
Дети: Трактор пашет землю
Воспитатель: Для чего он пашет землю?
Дети: Чтобы земля была мягкая
Воспитатель: А если зерно посеять на невспаханную землю — вырастет урожай? Почему?
Воспитатель: Кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист
Воспитатель: А можно сказать землепашец?
Это слово тоже из двух слов. Из каких? (земля, пахать)
Воспитатель: Землю вспахали, а потом что делают в поле? (показ картины, где люди сеют зерно)
Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерно проросло?
Дети: Солнце, тепло, вода, вспаханная земля
Воспитатель: Посмотрите на эту картину. Что на ней изображено?
Дети: Самолет распыляет удобрение на поле
Физкультминутка:
(выполняют действия в соответствие с текстом)
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели
Мы говорим: «Хлеб»
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны
Мы говорим: « Хлеб»
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой
Мы говорим: «Хлеб»
Тесто тужиться в квашне,
Запекается в огне
Мы говорим: « Хлеб»
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явило
Свежий хлеб!
Воспитатель: Солнышко согрело зерно, дождик полил, люди удобрили поля и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья. ( Демонстрация колосков пшеницы, ржи, зерен) Как выглядят эти растения. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотри. Что можно сказать вот об этом колоске? ( Дети составляют рассказ — исследование по описанию колоска)
Дети: он длинный, тонкий, у него очень длинный усик. Это колосок ржи. Зерно у ржи тоже длинное.
Воспитатель: А что вы можете рассказать о колоске пшеницы. Какой он? Дети: Колосок пшеницы короче, а зернышки круглые.
Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. Отгадайте загадку:
Прилетает в поле птица
Спелую убрать пшеницу?
Дети: Комбайн
Воспитатель: Да приходят комбайны на поле (показ картины) Воспитатель: Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер (повторяют хором и индивидуально) Воспитатель: Что делает комбайн с колосками?
Дети: Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна, и эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпается в грузовую машину, потом зерно везут на мельницу. Там их мелют. Получается мука.
Воспитатель: Что можно сделать из муки? Как сказать двумя словами? Дети: хлебобулочные изделия?
Словарно- дидактическая игра с мячом
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя слово, родственное слову « хлеб»
Назови ласково (хлебушек)
Крошки хлебные какие? (хлебные)
Квас из хлеба как называется (хлебный)
Прибор для резки хлеба (хлеборезка)
Посуда для хлеба (хлебница)
Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
Кто печет хлеб (хлебопек)
Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод)
Как называют изделия из теста (хлебобулочные изделия)
Воспитатель: В каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?
Дети: В булочной
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Воспитатель: Сейчас мы отправимся в булочную (дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия)
Воспитатель: Какие изделия есть в нашей булочной? Вы знаете много хлебобулочных изделий? Вы любите их есть? Сейчас мы проверим, сумеете ли вы узнать по вкусу? (дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу) Воспитатель: Вот видите ребята как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе., Какие пословицы вы знаете ? (ответы детей)
Каша- матушка наша, а хлеб ржаной — отец родной.
Хочешь, есть калачи — не сиди на печи
Хлеб всему голова
Счастлив край, весел край, где обилен урожай
Лето со снопами, осень с пирогами
Ржаной хлебушко, пшеничному калачу — дедушка
Зернышко — к зернышку — будет мешок
Воспитатель: «Хлеб всему голова». Почему так говорят? Теперь вы знаете откуда приходит хлеб на наш стол, как трудно выращивать его и поэтому вы ребята должны с уважением относится к хлебу.
sundekor.ru
Проект «Секреты хлеба» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный. Сроки реализации проекта: 1 неделя. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Пашут каждую весну,Поднимают целину,Сеют, жнут, ночей не спят,С детства знай, как хлеб растят.Хлеб ржаной, батоны, булки,Не добудешь на прогулке.Люди хлеб в полях лелеют,Сил для хлеба не жалеют. (Я. Аким) Актуальность проекта: Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по – своему помнит, воспринимает и ценит его. Проблема: Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, выбрасывают недоеденные куски). Хочется в доступной игровой форме, донести до детей ценность хлеба – как главного продукта на столе. Обратить внимание детей, на то какими усилиями появляется хлеб на нашем столе. Предложить проследить какой длинный и трудоёмкий путь проходит маленькое зёрнышко до того, как окажется на нашем столе вкусной и ароматной буханкой хлеба и сколько людей разных профессий трудится над его производством, воспитать бережное и уважительное отношение к хлебу и людям разных профессий вырастивших его. Цель: Формирование у детей представлений о том, что хлеб – это ценный продукт, производство которого требует большого труда. Задачи проекта:
Ожидаемые результаты: Образовательный: Получение детьми представлений о ценности хлеба, знаний об этапах выращивания и выпечки хлеба, труде хлебороба в старину, и как это происходит сейчас, понимания, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Воспитательный: Возникновение интереса и уважения к труду людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба. Воспитание бережного отношения к хлебу. Социальный: Формирование доброго отношения друг к другу, уважения к старшим, умения не перебивать ответы товарищей; развивать умение работать самостоятельно и по подгруппам. I этап. Предварительная работа:
Создание условий для экспериментально — исследовательской деятельности.
II этап. Выполнение проекта:
III этап. Заключительный:
В заключении проекта совместно с детьми изготовили по рецепту сладкие тыквенные печенья. Все дети принимали активное участие в изготовлении тыквенных печений. В течении недели мы беседовали о хлебе, начиная с давних пор и до нашего времени. Проследили, какой длинный и трудоёмкий процесс проходит маленькое зёрнышко, чтобы попасть к нам на стол вкусным и ароматным хлебом. Увидели разнообразие хлебобулочных изделий. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь, доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!» Побывали в роли пекаря при изготовлении тыквенных печений. Результаты проекта:
В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам, приобретает опыт общения и сотрудничества.
|