Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 4 – 7 – 10. С кем хлеб соль водишь на того и походишь прямой смысл
Урок 10 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ | Поурочные планы по русской литературе 7 класс
Урок 10 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
02.02.2012 30826 1837Урок 10 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
2. Работа по учебнику.
– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.
Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно.
3. Беседа по вопросам.
– Что такое пословица?
– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «без труда…», о проведении времени – «делу время…», питать на кого-то надежду – «на Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…», о хвастовстве – «не хвали себя…», об отношении к животным – «не гони коня кнутом…».)
Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)
– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
4. Пушкин о пословицах и поговорках.
5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).
Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.
IV. Закрепление темы.
1. Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.
Вариант I Вариант II
1. Объяснить, как построена пословица.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща. | Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое. |
Пословица представляет собой простое предложение с инверсией(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п. | Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек (если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала. |
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).
в) До слова крепись, а давши слово, держись.
В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).
г) Лес рубят – щепки летят.
Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе. | Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди. |
Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.
2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).
И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
V. Подведение итогов урока.
– Что такое пословица? поговорка?
Заключительное слово учителя.
Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.
Домашнее задание: учебник, подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра; учебник, с. 42–43 (пересказ статьи).
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Тема урока: "Пословицы и поговорки"
Темаурока: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Цели: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
2. Работа по учебнику.
– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.
Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно.
3. Беседа по вопросам.
– Что такое пословица?
– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «Без труда…», о проведении времени – «Делу время…», питать на кого-то надежду – «На Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «Не плюй в колодец…», «Не рой яму другому…», о хвастовстве – «Не хвали себя…», об отношении к животным – «Не гони коня кнутом…».)
Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)
– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
4. Пушкин о пословицах и поговорках.
5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).
Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.
IV. Закрепление темы.
1. Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.
Вариант I Вариант II
1. Объяснить, как построена пословица.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.
Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.
Пословица представляет собой простое предложение с инверсией(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п.
Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек (если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала.
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).
в) До слова крепись, а давши слово, держись.
В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).
г) Лес рубят – щепки летят.
Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.
Переносный – во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.
Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.
2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).
И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
V. Подведение итогов урока.
– Что такое пословица? поговорка?
Заключительное слово учителя.
Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.
Домашнее задание
infourok.ru
Внекласное мероприятие: Пословицы и поговорки.
Учитель русского языка и литературы
Красноярской Средней школы №1
Мугжанова Алтынай Даулетовны
Пословицы и поговорки.
Цель: дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Нашу работу по фольклору продолжат малые формы - пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Какие меткие народные изречения! И в каждой - совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)
2. Работа по учебнику.
- Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.
Словарная работа. Высказанное ОБИНЯКОМ - намеками, иносказательно.
3. Беседа по вопросам.
- Что такое пословица?
- Что значит на все случаи жизни? (О труде - «без труда…», о проведении времени - «делу время…», питать на кого-то надежду - «на Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него - «не плюй в колодец…», «не рой яму другому…», о хвастовстве - «не хвали себя…», об отношении к животным - «не гони коня кнутом…».)
Поговорка - часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)
- Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
4. Пушкин о пословицах и поговорках.
5. Чтение пословиц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).
Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.
6. Пересказ статьи Аникина «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).
7. Найти и зачитать пословицы, выражающие отношение к добру и злу, к труду и учению у различных народов мира.
IV. Закрепление темы.
1. Объяснить прямой и переносный смысл пословицы.
Вариант I Вариант II
1. Объяснить, как построена пословица.
а) Одна пчелка неvного меду натаскает.
Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.
Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.
Пословица представляет собой простое предложение с инверсией(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
Эта пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т. п.
Переносной смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрек(если речь идет о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может - похвала.
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь - походишь).
в) До слова крепись, а давши слово, держись.
В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись - держись).
г) Лес рубят - щепки летят.
Прямой смысл в особенностях процесса рубки: о щепках никто не думает при такой трудоемкой работе.
Переносный - во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.
Предложение сложное, вторая часть - следствие из первой.
2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье - мать пороков» (французская).
И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
V. Подведение итогов урока.
- Что такое пословица? поговорка?
Заключительное слово учителя.
Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра.
botana.cc
0 – 4 – 7 – 10 — МегаЛекции
Всероссийская олимпиада школьников по литературе
Школьный этап
Учебный год
КЛЮЧИ
Класс
Задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников
по литературе
Рекомендуемая продолжительность олимпиады для учащихся 7 классов – 3 астрономических часа.
Ориентировочное максимальное количество баллов за правильные, точные, полные ответы на все задания – 100 баллов.
1. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов «Рассказ». Проиллюстрируйте ответ примерами.
Полнота и содержательность предложенной статьи оценивается по следующим критериям.
Максимальное количество баллов по итогам выполнения первого задания – 15 баллов.
№ | Критерии оценки содержания работы | Баллы |
1. | Владение теоретико-литературными понятиями | |
2. | Историко-культурная эрудиция | |
3. | Правильность, полнота, точность ответа | |
4. | Язык и стиль изложения: композиционная стройность, логичность, ясность, речевая грамотность | |
5. | Глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка | |
Максимальный балл |
Ответ.
РАССКАЗв его жанровом значении обычно применяют ко всякому небольшому повествовательному прозаическому литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развёрнутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т.п. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, а описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать образ рассказчика. Мастерами рассказа были А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, В.М. Шукшин и др.
2. Прочитайте пословицу. Объясните её прямой и переносный смысл. Разъясните, как построена данная пословица.
Объяснение прямого смысла пословицы – 1 балл, переносного – 1 балл, разъяснение её построения – 1 балл.
Максимальный балл по итогам выполнения второго задания – 15 баллов.
А. Одна пчёлка не много мёду натаскает.
Б. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
В. До слова крепись, а давши слово – держись.
Г. Под лежачий камень вода не течёт.
Д. На чужой стороне и весна не красна.
Ответ.
А. Одна пчёлка не много мёду натаскает.
Прямой смысл пословицы касается животного мира, пчёлы живут роями, трудятся сообща. Переносный смысл пословицы в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.
Пословица представляет собой простое предложение с инверсией (сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».
Б. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
Это пословица о дружбе, прямой смысл в том, что долгие годы дружбы сильно сближают людей: у них общие привычки, вкусы и т.п. Переносный смысл в том контексте, в котором прозвучит пословица. В ней может содержаться упрёк (если речь идёт о дружбе с людьми дурными, недостойными быть примером), а может – похвала.
Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).
В. До слова крепись, а давши слово – держись.
В этой пословице – указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось.
Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слов «крепись – держись».
Г. Под лежачий камень вода не течёт.
Прямой смысл этой пословицы заключён в лексическом значении. Переносный смысл в том, что от самого человека, от его энергии, работоспособности зависит его счастье или успех дела.
Строится пословица с помощью инверсии. На первое место вынесено главное словосочетание – лежачий камень.
Д. На чужой стороне и весна не красна.
Смысл этой пословицы – патриотический, она говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.
Пословица построена по методу отрицания, скрытого противопоставления. Везде хороша весна, но на чужой стороне, вдали от родины, и радует и она.
Комплексный анализ рассказа «Беспризорная кошка» Б.С. Житкова (1928).
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений» (Л.Н. Толстой), через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 25 баллов. Шкала оценок: 0 – 8 – 16 – 25
2. Композиционная стройность работы, логичность и связность, оправданность общей структуры текста, выбранной пишущим. Соответствие замысла и воплощения, жанра и стиля. Уместность цитат и отсылок к тексту.
Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 0 – 7 – 14 – 20
3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом, умение определять функции тех или иных литературных приёмов, использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 4 – 7 – 10
4. Точность выбора языковых средств для выражения мысли. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых, грамматических ошибок).
Примечание: Сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается (подчёркивать и выносить на поля все ошибки, как это делается при проверке школьных работ по русскому языку, проверяющие не обязаны). Однако встретившиеся в работе речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, затрудняющие чтение и понимание текста, обращающие на себя внимание, отвлекающие от чтения, мешающие восприятию написанного должны быть отмечены, а баллы по этому критерию – снижены. При наличии в среднем более трёх ошибок на страницу текста работа по этому критерию получает ноль баллов.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 4 – 7 – 10
5. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей, возможно, не очевидных для проверяющего.
megalektsii.ru