/ МОТС / Часть1 / 10. Проблема принятия решений. Правила принятия решений в отношении проектов хлеб с маслом гласят
1324648_exam
37.Имеют ли авторы разных произведений с одним и тем же сюжетом (например, пьеса, опера, кинофильм на тему «Гамлет») на защиту своих прав?
а) да б) нет
38.Для какого типа нововведений характерна следующая структура инновационного процесса: возникновение инновационной идеи → разработка → реализация:
а) для материальных нововведений; б) для нематериальных нововведений.
39.В каком случае новшество можно считать инновацией?
c)Воплотившись в изделия, которые восприняты потребителями
d)Когда предприниматель принимает решение о проведении в жизнь (впервые) новой идеи
40.Для фирмы – эксплерента инновационная стратегия состоит в: а) компенсации своих потерь от деятельности конкурентов; б) создании новых сегментов рынка; в) улучшении качества продукции
г) стимулирования нового направления моды
41.Приведите примеры инновационных проектов.
42.Приоритетным направлением государственной инновационной политики является:
а) развитие аграрной техники;
51
б) развитие гражданской авиационной техники; в) развитие внешнеэкономических связей России.
43.Как называется стратегия компании, особенность которой заключается в выборе направлений и определении масштаба предполагаемых изменений? а) корпоративная б) деловая в) инновационная
в) функциональная
44.При использовании предприятием наступательной стратегии затраты на нововведения будут:
а) минимальные; б) низкие; в) средние; г) высокие.
45.Одной из важнейших особенностей инновационного рынка
на современном этапе является:
а) большое количество фирм-коммутантовна рынке высокотехнологичной продукции; б) многообразие организационных форм инновационной деятельности;
в) отсутствие инновационных фирм интегральной формы организации; г) ограниченное число межфирменных организационных форм инновационной деятельности;
46. К какому из объектов ИС относится понятие «способ»? а) объект промышленной собственности б) объект авторского права в) научные открытия
52
47.Интегральный эффект представляет собой величину разностей за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному, году. Это разность между:
а) результатами и инновационными затратами; б) выручкой и инновационными затратами; в) доходами и переменными затратами; г) доходами и постоянными затратами.
48.Какие факторы препятствуют инновационной деятельности?
d)Децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп
e)Нормальный психологический климат в трудовом коллективе
f)Недостаток средств для финансирования инновационных проектов
49.Наиболее эффективной внутрифирменной формой организации инновационной деятельности является:
а) последовательная; б) параллельная; в) интегральная.
50.Срок действия договора финансового лизинга больше срока полной амортизации предмета лизинга:
а) верно; б) неверно.
53
Экзаменационный тест №2
1.Как называется стратегия компании, особенность которой заключается в выборе направлений и определении масштаба предполагаемых изменений? а) корпоративная б) деловая в) инновационная
в) функциональная
2.Кто из перечисленных ученых занимался инновациями?
e)Друкер
f)Шумпетер
g)Кондратьев
h)Все из перечисленных
3.Перечислите недостающую форму финансирования инновационных проектов:
а) государственное финансирование; б) акционерное финансирование; в) банковские кредиты; г) лизинг; д) форфейтинг;
е) смешанное финансирование;
ж) …
4.Какие функции выполняет Всемирная организация ИС?
а) контролирующая б) регистрационная
в) содействие международному сотрудничеству в управлении ИС г) программная деятельность
54
д) функция планирования
5.На какой вопрос необходимо ответить менеджеру, оценивая инновационный проект с точки зрения фактора «преимущества»? а) стоит ли осуществлять этот проект б) стоит ли осуществлять этот проект сейчас
в) стоит ли осуществлять этот проект, учитывая изменения рынка в обозримом будущем
6.Какую стратегию характеризуют технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения?
а) наступательную б) стабилизационную
7.В числителе расчетной формулы индекса доходности — величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе … а) величина инвестиций в инновации;
б) величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования; в) период времени, за который дисконтированные затраты будут
компенсированы дисконтированными доходами; г) внутренняя норма доходности.
8.К какому типу инновационного поведения относится фирма, предлагающая, в частности, услуги по ремонту и модернизации ноут-бука:а) Виоленты б) Патиенты в) Коммутанты г) Эксплеренты
55
9.При использовании предприятием наступательной стратегии затраты на нововведения будут:
а) минимальные; б) низкие; в) средние; г) высокие.
10.Правила принятия решений в отношении проектов «хлеб с маслом» гласят:
а) вложить средства в их проработку б) выделить ресурсы на разработку и реализацию проектов в) сократить финансирование проекта г) удалить из портфеля
11.Что определяет емкость «портфеля инновационных идей»?
а) уровень интеллектуального потенциала; б) уровень инновационного потенциала; в) уровень инвестиционного потенциала.
12. Процесс управления рисками включает: а) анализ состояния неопределенности и риска; б) выявление риска; в) анализ и оценку риска;
г) разработку мероприятий по снижению влияния риска; г) а+в д) б+в+г е) а+в+г
13. Кто впервые использовал понятия «инновация»?
56
e)Кондратьев
f)Шумпетер
g)Янсон
h)Тоффлер
14.Какой из перечисленных факторов можно отнести к фактору уязвимости? а) опора на «вечные ценности» б) многочисленные технологии
в) развитие на базе неизменных потребностей г) один канал сбыта
15.Какие факторы препятствуют инновационной деятельности?
g)Децентрализация, автономия, формирование целевых проблемных групп
h)Нормальный психологический климат в трудовом коллективе
i)Недостаток средств для финансирования инновационных проектов
16.Что является копирайтом?
а) литературные, художественные произведения и научные труды б) фирменные наименования в) законы
17. К собственным средствам финансирования инновационных проектов предприятия относится:
а) выпуск акций; б) коммерческий кредит;
в) амортизационные отчисления; г) взносы.
57
18.В сравнении с крупными, малые инновационные предприятия на каждый рубль, вложенный в научные исследования, создают продукции:
а) больше б) меньше
19.Величина инновационного лага используется для оценки:
а) инновационного потенциала; б) инновационной активности; в) инновационной стратегии;
г) инновационной инфраструктуры.
20.На какой вопрос необходимо ответить менеджеру, оценивая инновационный проект с точки зрения фактора «преимущества»? а) стоит ли осуществлять этот проект б) стоит ли осуществлять этот проект сейчас
в) стоит ли осуществлять этот проект, учитывая изменения рынка в обозримом будущем
21.Расставьте соответствие классификаций организационного инновационного поведения (по Л. Г. Раменскому и Х. Фризевинкелю):
1. | Виоленты | А) Первые Ласточки |
2. | Патиенты | Б) Хитрые Лисы |
3. | Эксплеренты | В) Гордые Львы |
4. | Коммутанты | Г) Серые Мыши |
58
22.В числителе расчетной формулы индекса доходности — величина доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе … а) величина инвестиций в инновации;
б) величина инвестиций в инновации, дисконтированных к моменту начала процесса инвестирования; в) период времени, за который дисконтированные затраты будут
компенсированы дисконтированными доходами; г) внутренняя норма доходности.
23.К какому из объектов ИС относится понятие «способ»?
а) объект промышленной собственности б) объект авторского права в) научные открытия
24. Коммерческий банк не будет финансировать инновационный проект, если:
а) срок окупаемости проекта больше срока реализации проекта; б) имеются источники возврата предоставляемых финансовых средств; в) проект обеспечивает средний прирост инвестируемого капитала.
25. . К важнейшим областям принятия решений по управлению проектами относится а) отбор проектов для их реализации
б) отбор проекта по критериям эффективности инноваций в) формирование портфеля проектов
26. Методика оценки инновационного потенциала организации строится на двух подходах: системном и …
59
а) ситуационном; б) диагностическом; в) тактическом; г) целевом.
27.Если траектория развития компании характеризуется как «пионеры», то каково наиболее вероятное конечное качество данной организации?
а) «лудильщики» б) «застройщики» в) «отшельники» г) «дрейфовщики»
28.Дайте определение инновационного процесса.
29.Назовите продолжительность больших циклов согласно теории Кондратьева.
g)3 -3,5года
h)7-11лет
i)48-55лет
30.Можно ли отнести факторинг к одной из форм финансирования инновационной деятельности предприятия:
а) да; б) нет.
31.Этап коммерциализации материального нововведения включает фазы внедрения (пробного размещения на рынке) и…:
а) трансфера; б) реализации; в) рекламы;
г) диффузии.
60
studfiles.net
Порядок подготовки и принятия управленческих решений
анализ проводится сначала для всего комплекса проблем и дальше – до уровня отдельных элементов системы. Затем каждая из этих частей исследуется методами, необходимыми для изучения;
в системном анализе первостепенное значение должны иметь такие факторы, как время, стоимость и качество работы;
уже сами результаты данных анализа указывают путь к предусмотренному решению, но само решение еще надо принимать;
системный анализ не заменяет логических суждений, но есть для них вспомогательным элементом, он позволяет выделить те отрасли, где могут быть использованы суждения, и определить значение каждого из возможных вариантов решения, которые рассматривает менеджер;
Метод системного анализа дополняет метод экономического анализа и обоснования решений. Он используется при разработке комплексных программ социально-экономического развития организации и организационных проектов.
Пятый этап – оценка вариантов решения и выбор оптимального варианта.
При использовании любого метода разработки управленческого решения особое внимание уделяется обоснованию отдельных вариантов.
Возможные варианты отличаются по размеру и составу необходимых ресурсов, срокам осуществления, доступности для исполнителей, экономической эффективности и других характеристиках.
При оценке и выборе лучшего варианта проводится количественный и качественный анализ. Он осуществляется эвристическим методом, опираясь на деловые качества менеджера и специалистов, способности их творческого мышления, интуитивность учета всех производственных обстоятельств.
Производственная оценка утверждения, что предлагается, варианты решения производится по всей совокупности принятых критериев.
Если решение предусматривает не одну, а несколько целей, то отбор варианта осложняется из-за необходимости использования различных критериев. Может так случиться, что не будет решение, которое удовлетворяло бы все цели одновременно.
Тогда сначала отбирают те, которые отвечают важнейшим критериям. И только после этого принимается решение.
Проекты сложных решений менеджер согласовывает сначала с опытными специалистами. Только после этого решение утверждается приказом первого руководителя организации. Если в организации действует коллективный орган управления (правление, президиум, совет и др.), то проекты решения обсуждаются и одобряются этим органом, а затем утверждается. Если при коллективном обсуждении проекта решения были отдельные существенные замечания, то они вносятся в проект при его доработке, и после этого принимается.
Коллективные решения принимаются за всеми важными и стратегическими вопросами деятельности организации.
Таким образом, современная организация работы над разработкой управленческого решения предполагает умение менеджера вести ее коллегиально, коллективно, привлекая в необходимых случаях рядовых специалистов и работников.
Нестандартные проблемы зачастую решает менеджер самостоятельно.
Коллективная форма подготовки решения имеет преимущества в том, что закладываются гарантии эффективного его выполнения: реализовывать решения надо многим участникам его подготовки – это повышает ответственность исполнителей за весь процесс решения проблемы. Менеджер должен создавать механизм подготовки и принятия решения, всегда понимать, что решения принимаются или единолично, или коллективно, а ответственность за его результативность несет он лично.
Шестой этап – правовое оформление решения. Это оценка проекта решения на соответствие действующему законодательству, нормативным документам, учредительным документам, регламентирующим деятельность организации во внутренней и внешней среде.
Особенно важно соответствие проекта решения предоставленным полномочиям органа или лица, принимающего управленческое решение. Поэтому проект решения должен рассмотреть и завизировать юрист организации.
Седьмой этап – доведение до исполнителей и разработка мер по исполнению решения. Это конечная фаза в работе с управленческими решениями. Она устанавливает:
praxiscom.ru
Принятие решений в производственных ситуациях
Цель занятия: закрепление знаний и навыков по теории принятия решений и освоение методики оценки четырех типов ориентации руководителя в процессе принятия решений.
Общие положения. Связь между личностными характеристиками и эффективностью процесса принятия решений определяется такими социально-психологическими факторами, как позиция личности в коллективе, степень соответствия ее интересов с интересами членов коллектива. В процессе занятия слушатели измеряют следующие четыре типа позиций, склонностей или ориентаций руководителя в процессе принятия решений: Д - ориентация на интересы дела; П - ориентация на отношения с людьми, психологический климат в коллективе; О - ориентация на официальную субординацию; С - ориентация на себя.
В процессе занятия слушателям предлагается двадцать производственных ситуаций и четыре варианта решений ситуации (А, Б, В и Г). Необходимо выбрать те варианты решения из предложенных, которые Вам подходят и отметить их в тетради. В процессе принятия решений старайтесь быть искренними и объективными.
Производственные ситуации
СИТУАЦИЯ 1. Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант решения.
А. Не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы.
Б. Все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник.
В. Выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласования со мной.
Г. В интересах дела предложу подчиненному выполнять начатую работу.
СИТУАЦИЯ 2. Вы получили одновременно два срочных задания: от Вашего непосредственного и Вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у Вас нет, необходимо срочно начать работу.
Выберите предпочтительное решение.
А. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.
Б. Сначала буду выполнять задание, наиболее важное, на мой взгляд.
В. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.
Г. Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.
СИТУАЦИЯ 3. Между двумя Вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к Вам с просьбой, чтобы Вы разобрались и поддержали его позицию.
Выберите свой вариант решения в этой ситуации.
А. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешить конфликтные взаимоотношения - это их личное дело.
Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций.
В. Прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.
Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.
СИТУАЦИЯ 4. В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо.
Как бы Вы поступили на месте бригадира? Выберите приемлемый для Вас вариант решения.
А. Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполнения задания.
Б. Заподозренных в проступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз, предложу назвать виновного.
В. Сообщу о случившемся тем из рабочих, которым наиболее доверяю, предложу им выяснить конкретных виновных и доложить.
Г. После смены проведу собрание бригады, публично потребую выявления виновных и их наказания.
СИТУАЦИЯ 5. Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами.
А. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.
Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений, "невзирая на лица", отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.
В. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.
Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.
СИТУАЦИЯ 6. Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с вышестоящим начальником.
А. Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнять все его задания.
Б. Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.
В. Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контакте.
Г. Четвертый очень опытный и грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.
СИТУАЦИЯ 7. Когда Вам случается общаться с сотрудниками или подчиненными в неформальной обстановке, во время отдыха, к чему Вы более склонны?
А. Вести разговоры, близкие Вам по деловым и профессиональным интересам.
Б. Задавать тон беседе, уточнять мнения по спорным вопросам, отстаивать свою точку зрения, стремиться в чем-то убедить других.
В. Разделять общую тему разговоров, не навязывать своего мнения, поддерживать общую точку зрения, стремиться не выделяться своей активностью, а только выслушивать собеседников.
Г. Стремиться не говорить о делах и работе, быть посредником в общении, быть непринужденным и внимательным к другим.
СИТУАЦИЯ 8. Подчиненный второй раз не выполнил Ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Какое решение Вы бы приняли?
А. Дождаться выполнения задания, а затем сурово поговорить наедине, предупредив в последний раз.
Б. Не дожидаясь выполнения задания, поговорить с ним о причинах повторного срыва, добиться выполнения задания, наказать за срыв рублем.
В. Посоветоваться с опытным работником, авторитетным в коллективе, как поступить с нарушителем? Если такого работника нет, вынести вопрос о недисциплинированности работника на собрание коллектива.
Г. Не дожидаясь выполнения задания, передать вопрос о наказании работника на решение актива. В дальнейшем повысить требовательность и контроль за его работой.
СИТУАЦИЯ 9. Подчиненный игнорирует Ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что Вы ему указываете.
Какое решение Вы бы приняли ?
А. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применю обычные административные меры наказания.
Б. В интересах дела постараюсь вызвать его на откровенный разговор, попытаюсь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.
В. Обращусь к активу коллектива, пусть обратят внимание на его неправильное поведение и применят меры общественного воздействия.
Г. Попытаюсь разобраться в том, не делаю ли я сам ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным, потом решу, как поступить.
СИТУАЦИЯ 10. В трудовом коллективе, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом, по Вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?
А. Прежде всего установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других.
Б. Прежде всего попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников перестройки, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.
В. Прежде всего выбрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку администрации и общественных организаций.
Г. Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.
СИТУАЦИЯ 11. В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников Вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок.
Какое решение Вы бы приняли в этой ситуации?
А. Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен и распоряжусь:
"Вы возьмете эту работу, а Вы поможете доделать это".
Б. Предложу коллективу: "Давайте вместе подумаем, как выйти из создавшегося положения".
В. Попрошу членов актива коллектива высказать свои предложения, предварительно обсудив их с членами коллектива, затем приму решение.
Г. Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.
СИТУАЦИЯ 12. У Вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого Вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа.
Какое бы решение Вы приняли в первую очередь?
А. Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых взаимоотношений.
Б. Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к нему.
В. Обращусь к коллеге со словами: "От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше".
Г. Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации.
СИТУАЦИЯ 13. Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором Вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 ч. 15 мин. Вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Подчиненный же пришел вовремя и ждет Вас.
Какое решение Вы примете, как начнете беседу при встрече?
А. Независимо от своего опоздания сразу же потребую его объяснений об опоздании на работу.
Б. Извинюсь перед подчиненным и начну беседу.
В. Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: "Как Вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает, как и Вы?"
Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на другое время.
СИТУАЦИЯ 14. Вы работаете бригадиром уже второй год. Молодой рабочий обращается к Вам с просьбой отпустить его с работы на четыре дня за свой счет в связи с бракосочетанием. "Почему на четыре?" - спрашиваете Вы. "А когда женился Иванов, Вы ему разрешили четыре",- невозмутимо отвечает рабочий и подает заявление. Вы подписываете заявление на три дня, согласно действующему положению. Однако подчиненный выходит на работу спустя четыре дня.
Какое решение Вы примете?
А. Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решит.
Б. Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу: "Иванов тоже отрабатывал".
В. Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся не часто) ограничусь публичным замечанием.
Г. Возьму ответственность за его прогул на себя. Просто скажу: "Так поступать не следовало". Поздравлю, пожелаю счастья.
СИТУАЦИЯ 15. Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из Ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит Вам домой по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать?
Какое решение Вы примете, как ответите на звонок?
А. "Действуйте согласно инструкции. Прочтите ее, она у меня на столе, и сделайте все, что требуется".
Б. "Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся".
В. "Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь".
Г. "В каком состоянии пострадавший ? Если необходимо, срочно вызовите врача".
СИТУАЦИЯ 16. Однажды Вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей производства о том, как лучше обращаться с подчиненными.
Одна из точек зрения понравилась Вам больше всего. Какая?
А. Первый: "Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности".
Б. Второй: "Все это мелочи. Главное в оценке людей - это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено".
В. Третий: "Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его".
Г. Четвертый: "Это правильно, но все же лучшим стимулом в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия".
СИТУАЦИЯ 17. Вы - начальник цеха. После реорганизации Вам срочно необходимо перекомплектовать несколько бригад согласно новому штатному расписанию.
Какое Вы примете решение?
А. Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников цеха, предложу свой проект на собрании коллектива.
Б. Предложу решить этот вопрос отделу кадров. Ведь это их работа.
В. Во избежание конфликтов предложу высказать свои пожелания всем заинтересованным лицам, создам комиссию по комплектованию новых бригад.
Г. Сначала определю, кто будет возглавлять новые бригады и участки, затем поручу этим людям подать свои предложения по составу бригад.
СИТУАЦИЯ 18. В Вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а Вас нет.
Какое решение Вы примете в данном случае?
А. Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.
Б. Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением "сократить" эту единицу.
В. Предложу профгрупоргу обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступить с этим человеком.
Г. Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.
СИТУАЦИЯ 19. При распределении коэффициента трудового участия (КТУ) некоторые члены бригады посчитали, что их незаслуженно "обошли", это явилось поводом их жалоб начальнику цеха. Как бы Вы отреагировали на эти жалобы на его месте?
А. Вы отвечаете жалобщикам примерно так: "КТУ утверждает и распределяет ваша бригада, я тут ни при чем".
Б. "Хорошо, я учту ваши жалобы и постараюсь разобраться в этом вопросе с вашим бригадиром".
В. "Не волнуйтесь, вы получите свои деньги. Изложите свои претензии на мое имя в письменной форме".
Г. Пообещав помочь установить истину, сразу же пройти на участок и побеседовать с бригадиром, мастером и другими членами актива бригады. В случае подтверждения обоснованности жалоб предложить бригадиру перераспределить КТУ в следующем месяце.
СИТУАЦИЯ 20. Вы недавно начали работать начальником современного цеха на крупном промышленном предприятии, придя на эту должность с другого завода. Еще не все знают Вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, Вы видите трех рабочих вашего цеха, которые о чем-то оживленно беседуют и не обращают на Вас внимания. Возвращаясь через 20 мин., Вы видите ту же картину.
Какое решение Вы примете?
А. Остановлюсь, дам понять рабочим, что я новый начальник цеха. Вскользь замечу, что беседа их затянулась и пора браться за дело.
Б. Спрошу, кто их непосредственный начальник. Вызову его к себе в кабинет.
В. Сначала поинтересуюсь, о чем идет разговор. Затем представлюсь и спрошу, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложу пройти в цех на рабочее место.
Г. Прежде всего представлюсь, поинтересуюсь, как обстоят дела в их бригаде, как загружены работой, что мешает работать ритмично? Возьму этих рабочих на заметку.
Подсчитайте количество данных Вами ответов по каждой позиции соответственно типам ориентации, пользуясь таблицей, и определите полученные приоритеты личных ориентаций в процессе принятия управленческих решений.
Номер ситуации | Тип ориентации при принятии решений | |||
Д | П | С | О | |
1 | Г | Б | В | А |
2 | Б | А | Г | В |
3 | А | Г | В | Б |
4 | А | В | Б | Г |
5 | Б | А | Г | В |
6 | В | Б | Г | А |
7 | А | Г | Б | В |
8 | А | В | Б | Г |
9 | Б | В | Г | А |
10 | Г | Б | А | В |
11 | А | Б | Г | В |
12 | В | Г | Б | А |
13 | Г | Б | В | А |
14 | Б | В | Г | А |
15 | А | Г | В | Б |
16 | Б | А | В | Г |
17 | Г | В | А | Б |
18 | В | Г | А | Б |
19 | Г | Б | В | А |
20 | Г | В | А | Б |
Занятие 6
studfiles.net
10. Проблема принятия решений
Лекция № 10 стр. 9
Проблема принятия решений.
Главная трудность в принятии решения — выбор лучшего варианта, лучшей альтернативы, который обычно происходит в условиях неопределенности. Можно строить правдоподобные догадки о будущем, но нельзя точно знать, к чему приведет выбор того или иного варианта. Кроме того, каждый из вариантов решений имеет, как правило, свои привлекательные
стороны. Сравнение достоинств и недостатков различных вариантов, их оценок по разным
критериям — всегда сложная задача для лица, принимающего решения (ЛПР). Итак, неопределенность и многокритериальность — основные трудности при выборе решений.
Проблема в использовании термина «проблема принятия решений» возникает в тех случаях, когда задача усложняется на столько, что для неё постановки не могут быть сразу определён подходящий аппарат формализации. Постановка задачи становится проблемой, для решения которой необходимо разработать специальные подходы, методы приёмы. Для принятия решений необходимо получить выражение, связывающее цель со средствами её достижения. Данное выражение называют целевой функцией или функцией цели. Если удаётся получить такое выражение, то задача решается практически всегда. Если закон, который связывает цель со средствами, известен, то функцию цели получить легко. Если закон не известен, то стараются определить закономерности на основе статистических исследований. Если это сделать не удаётся, то выбирают или разрабатывают теорию, в которой содержится ряд утверждений и правил позволяющих сформировать концепцию, и на её основе конструируется процесс принятия решений. Если теория не существует, то выдвигается гипотеза, и на её основе создаются имитационные модели, с помощью которых исследуются возможные варианты решений.
Модель формирования функции цели:
Гипотеза, имитационная модель.
Теория, концепция
Закономерность.
Закон.
Проблемная ситуация
Экономико-математический подход к задачам принятия решений
Хотя задачи принятия решений стары как мир, их научное изучение началось лишь в ХХв. Первыми за них взялись экономисты. Задача выбора — одна из центральных в экономике . Два основных действующих лица — покупатель и производитель — постоянно вовлечены в процессы выбора. Потребитель решает, что покупать и за какую цену. Производитель решает, во что вкладывать капитал, какие изделия следует производить и продавать.
Одним из оснований экономической теории служит положение о рациональности человеческого выбора. Говоря о рациональном выборе, предполагают, что решение человека —это результат упорядоченного процесса мышления. Понятие «упорядоченный» определяется экономистами в строгой математической форме. Вводится ряд формальных утверждений о поведении человека, которые называются аксиомами рационального поведения.
В предположении, что эти аксиомы справедливы, доказывают теорему о существовании функции полезности. Полезностью называют величину, которую в процессе выбора личность с рациональным экономическим мышлением максимизирует. Можно сказать, что полезность — это воображаемая мера психологической ценности различных благ. Человек как бы взвешивает на некоторых «внутренних весах» различные альтернативы и выбирает ту из них, полезность которой больше.
Задачи принятия решений с оценкой полезностей и вероятностей событий были первыми из привлекших внимание исследователей. Постановка таких задач обычно заключается в следующем. ЛПР принимает какие-то решения в мире, где на их результат (исход) влияют случайные события, неподвластные человеку. Однако, зная вероятности этих событий, ЛПР может определить аналитическим путем наиболее выгодный вариант. Отметим, что приданной постановке задачи, варианты обычно не оцениваются по многим критериям, т.е. используется более простое их описание.
Первоначально вероятности событий рассматривались как объективно существующие.
Затем была развита теория полезности при субъективных, определяемых людьми вероятностях — теория субъективной ожидаемой полезности. Люди оценивали вероятность того, как некие события повлияют на результат (выбранную альтернативу).
Применение теории полезности позволило выяснить, что люди часто во все не следуют ее рекомендациям, ведут себя «нерационально» (по отношению к приведенному выше определению рациональности). Повторяющиеся отклонения от «рационального» поведения стали называть парадоксами. Од ним из первых широко известных парадоксов является парадокс Алле: люди устойчиво совершают два противоречивых выбора.
Рассмотрим один из парадоксов, который представлен лотереями с де нежными выигрышами и вероятностями их получения.
Обозначим: полезность U(5 млн.)=1; U(1 млн.)=U; U(0)=0.
В левой лотерее есть выбор между действиями А (получить выигрыш в 1 млн.) и В (согласиться на лотерею, где с указанными на ветвях вероятностями человек получает выигрыши в 5 млн., 1 млн. и ничего). Подавляющее большинство людей выбирает действие А.
Из этого следует:
U>0, 1·1+0, 89·U; или U>10/11.
В правой лотерее есть выбор между действиями C и D (две лотереи). Подавляющее большинство людей предпочитает действие C (почти та же вероятность проиграть, но выигрыш больше).
Тогда:
1·01>011·U, т.е. U<10/11. Совершая такой выбор, люди действуют не в соответствии с предположениями экономической теории.
Исследования психологов, проведенные в последние 30 лет, показали, что человеческое поведение существенно отличается от рационального [3]. Люди используют в своих суждениях эвристики, которые ведут к ошибкам и противоречиям. Так, люди пренебрегают малыми значениями вероятностей, по-разному относятся к выигрышам и потерям и т.д.
К попыткам разработать аксиоматическую теорию, которая учитывала бы особенности человеческого поведения, можно отнести теорию проспектов [4]. В ней вместо вероятностей используется функция от вероятностей, пост роенная специальным способом. Теория проспектов позволяет избежать парадокса Алле и ряда других, однако при ее применении возникают новые парадоксы, означающие систематическое отклонение человеческого поведения от поведения, предписанного теорией.
Следующим шагом в развитии теории полезности была многокритериальная теория полезности (МКТП) [5]. Как и классическая теория полезности, МКТП имеет аксиоматическое
обоснование. Это означает, что выдвигаются некоторые условия (аксиомы), которым должна удовлетворять функция полезности ЛПР. В случае если условия удовлетворяются, дается математическое доказательство существования функции полезности в том или ином виде (например, в аддитивном — сумма полезностей оценок по отдельным критериям). В МКТП аксиом больше, и проверка выполнения некоторых из них рассматривается как самостоятельная
задача. Таким образом, аксиоматические теории имеют строгое математическое обоснование.
Эвристические методы
Применение аксиоматических методов требует проверки выполнения аксиом. Часто такая проверка оказывается большой самостоятельной задачей. Кроме того, построение функции полезности требует огромных затрат времени лица, принимающего решения, и оправдано лишь при наличии значительного количества альтернатив. Эти обстоятельства послужили стимулом для возникновения большого числа нормативных методов принятия решений, не
имеющих теоретического обоснования. Для многих из них общим является использование метода взвешенных сумм оценок критериев. Этот простой метод заключается в следующем.
Тем или иным способом для каждого из критериев определяется коэффициент важности, а также, в количественном виде, полезность оценок по отдельным критериям. Для каждой альтернативы подсчитывается полезность как сумма произведений коэффициентов важности критериев на полезности оценок альтернативы по критериям.
Примером широко известного эвристического многокритериального метода служит метод аналитической иерархии [6]. В этом методе используется попарное сравнение критериев для определения их относительной важности. Результаты сравнения в виде количественных показателей важности заносятся в матрицы, из которых определяются коэффициенты важности критериев. Также попарно сравниваются альтернативы по каждому критерию для определения коэффициентов важности каждой альтернативы по каждому критерию. Далее используется метод взвешенных сумм: коэффициенты важности критериев умножаются на коэффициенты важности оценок альтернатив по критериям и суммируются — так определяется общая полезность альтернативы. Альтернатива с наибольшей полезностью объявляется лучшей.
Недостатки аксиоматических и эвристических подходов к принятию
решений
На наш взгляд, центральная проблема в принятии решений — оказание по мощи ЛПР в сложных задачах выбора. Причем эта поддержка должна оказываться не мифическому существу, а именно человеку, с учетом возможностей и ограничений человеческой системы переработки информации. С этой точки зрения оба представленных выше подхода можно подвергнуть основательной критике.
Прежде всего, как в аксиоматических, так и в эвристических методах неявно предполагается, что человек — это точное измерительное устройство, способное давать безошибочную информацию в количественном виде. В аксиоматических методах проверка согласия человека с аксиомами требует от него точных количественных измерений. Например, при использовании МКТП общая функция полезности может иметь различный вид в зависимости от значения суммы важности критериев. Значения важности критериев получают путем сложных
операций, выполняемых человеком. При этом из психологических исследований известно, что ошибки человека весьма вероятны, однако никак не оговаривается, при каких возможных ошибках сохраняется тот или иной вид общей функции полезности.
В эвристических методах никак не обоснованы ни преобразования ин формации, ни вид функции полезности. В крайнем случае, делаются попытки обосновать их никак не проверяемыми утверждениями, что тот или иной метод «удобен» для ЛПР.
При использовании метода не спасают паллиативные подходы, при которых от человека требуется более простая, качественная информация, преобразуемая далее в числа. Так, в методе аналитической иерархии от ЛПР требуется указать в качественном виде, насколько важность одного критерия больше, чем другого («примерно равны», «больше», «намного больше» и т.д.). Этой шкале словарных оценок поставлена в соответствие шкала численных оценок (от 1 до 9), о которой человек не знает. При этом никак не учитывается, что соотношения между словами и числами различны для разных людей, и это подтверждается в экспериментах.
Очень близки к этому методы теории размытых множеств. Сами измерения совершаются в качественном виде, но затем, при помощи произвольно заданной функции принадлежности, словам ставятся в соответствие числа. Произвол при совершении подобных преобразований очевиден и неустраним.
Все сделанные выше замечания особенно существенны при анализе широко распространенных на практике слабоструктуризованных проблем, например проблем выбора: стратегии проведения реформ, места расположения промышленного предприятия, лучшего проекта, товара при покупке и т.д.
Вербальный анализ решений
Большинство исследователей в области принятия решений признают глубокие противоречия между требованиями нормативных методов и возможностями человеческой системы переработки информации.
Для преодоления этих противоречий разработан вербальный (порядковый) анализ решений. Методы, основанные на этом подходе, имеют многодисциплинарное научное обоснование.
При вербальном анализе к методам принятия решений предъявляются следующие требования:
— естественный язык описания проблемы, используемый ЛПР и его окружением, должен сохраняться на всех этапах ее анализа без каких-либо преобразований в числа;
— способы получения информации от людей должны соответствовать возможностям человеческой системы переработки информации;
— логические операции преобразования словесных переменных (оценок альтернатив по критериям) должны быть математически корректны. Они определяют тот или иной вид решающего правила;
— в методах принятия решений должны быть предусмотрены средства проверки информации на непротиворечивость. Кроме того, необходимы методы поиска противоречий в информации, получаемой от ЛПР, и исключения этих противоречий.
Рассмотрим, как можно построить методы принятия решений, удовлетворяющие этим требованиям.
Корректные измерения. Использование количественных измерений в методах принятия решений было связано с надеждами, что они близки к измерениям в естественных науках.
Так, в книге [1] утверждается: «Даже если сегодня полезности выглядят неколичественными, история с теорией тепла может повториться и, на этот раз, c неожиданными последствиями».
На наш взгляд, принятие решений в неструктуризованных проблемах относится к тем областям человеческой деятельности, где количественные, а тем более объективные, способы измерений не разработаны и вряд ли появятся в будущем. Следовательно, необходимо оценить возможности осуществления надежных качественных измерений.
Обратимся к способам измерения физических переменных, применявшихся до появления количественных измерений. Использовались два отношения: Е — отношение эквивалентности и L — отношение превосходства. Е и L удовлетворяют следующим условиям:
1) Е и L — исключают друг друга;
2) L — транзитивно, т.е. из: А лучше В и В лучше С следует: А
лучше С;
3) для двух предметов А и В: либо А эквивалентно В, либо один из них превосходит другой.
Легко увидеть, что такой способ измерений позволяет сопоставлять предметы по одному из их качеств. Например, измерение температуры: прикладывая ладонь к горячим и холодным предметам, человек совершает относительные измерения; используя бинарные отношения Е и L, определяет, какой из них теплее.
Далее возникла необходимость сопоставлять измерения, сделанные разными людьми и в разное время, а также одним человеком с различными предметами. Это стало возможным, когда люди договорились об общих точках шкалы измерений. Например, при измерении температуры тела они мог ли определить эти точки следующим образом: так горячо, что едва можно приложить ладонь; почти не чувствуется разница в температуре; так холод но, что рука сразу замерзает.
Мы видим, что эти определения не очень точны, но они уже создают основу для договоренности. Используя такие или им подобные определения, мы имеем порядковую (оценки упорядочены) шкалу с дискретными оценка ми. Измерение сводится к классификации, где предмет относится либо к одной из оценок, либо принадлежит интервалу между оценками.
Ясно, что построенная таким образом порядковая шкала не может иметь много значений, так как они станут плохо различимы для лиц, производящих измерения. Чтобы легче договориться, надо выделить всем понятные, одинаково ощущаемые точки на шкале и подробно объяснить, что они означают. Поэтому на шкалах должны быть детальные словесные формулировки оценок — градаций качества. Такие градации определяются лицами, строившими
шкалу (например, их интересуют только очень горячие и очень холодные предметы). Таким образом, оценки на порядковой шкале определяются как потребностями лиц, нуждающихся в тех или иных измерениях (в нашем случае — ЛПР), так и возможностью описания оценок в понятном для всех виде.
Именно подобные шкалы можно использовать для измерения субъективных факторов, таких как престиж организации, научный уровень исполнения работ, привлекательность программы реформ и других, типичных для слабоструктуризованных проблем.
Построение решающего правила, или правила оценки альтернатив. В этом случае необходимо использовать психологически корректные способы выявления предпочтений ЛПР. Если мы проанализируем аксиоматические и эвристические методы, то можно выделить три группы операций по переработке информации: с критериями; с оценками альтернатив по критериям; с альтернативами.
Назовем операцию элементарной, если она не может быть разложена на другие, более простые, относящиеся к объектам той же группы (т.е. к критериям, альтернативам и к оценкам альтернатив по критериям).
Нами проведен анализ данных психологических исследований, относящихся к тому, насколько уверенно и надежно выполняет человек ту или иную операцию по переработке информации. Если такие данные имеются, психологическая корректность того или иного метода может быть охарактеризована через психологическую корректность входящих в него элементарных операций по переработке информации.
Этот подход был применен для оценки операций по переработке информации, чаще всего используемых в методах принятия решений. Как показали результаты психологических исследований, при выполнении этих операций ЛПР допускает много противоречий, использует упрощенные стратегии (на пример, исключает часть критериев). Только несколько операций оказались допустимыми в том смысле, что выполнялись ЛПР с малым числом противоречий и с использованием сложных стратегий.
Важно отметить, что почти все допустимые операции имели качественный характер, например: сравнение двух оценок на шкалах двух критериев с ответами ЛПР «лучше», «хуже», «эквивалентно». Другой пример — определение качественных сравнительных вероятностей типа «более (или менее) вероятно».
Причины человеческих ошибок и противоречий заключаются, прежде всего, в ограниченной емкости кратковременной памяти, где и осуществляются основные операции сравнения и выбора. Но, говоря о человеческих ошибках и противоречиях, мы никоим образом не считаем, что человек — «интеллектуальный калека». Наоборот, человеческая система переработки информации прекрасно приспособлена к решению большинства задач, с которыми он сталкивался в ходе своего развития. В определенных пределах человек приспособлен и к решению многофакторных задач при небольшом числе факторов. Кроме того, человек обладает набором эвристик, позволяющих ему решать задачи любой сложности, предварительно упрощая их и приспосабливая к своим возможностям. Но есть задачи, которые сложны для человека. В самом факте их существования нет ничего удивительного: человек — биологическое существо, и у него есть свои пределы во всем (человек не может прыгнуть на 10 м в высоту, обходиться без воды 5 сут. и т.д.).
Точно так же ЛПР не может одновременно учитывать много факторов без использования эвристик. А все эвристики обладают следующим свойством: они хороши для большинства случаев, но есть случаи, когда они ведут к логическим ошибкам, противоречиям.
Использование качественной информации и качественных операций по переработке информации позволяет путем логических преобразований получить правила оценки и сравнения альтернатив, т.е. решающие правила. Логические преобразования, необходимые для сравнения альтернатив, имеют строгое математическое обоснование.
Проверка на непротиворечивость и получение объяснений. При передаче информации и ее обработке люди ошибаются. Они ошибаются существенно меньше при использовании описанных выше корректных процедур получения информации, но все равно ошибаются. Следовательно, информацию, получаемую от человека, надо подвергать проверке.
Весьма эффективны замкнутые процедуры, в рамках которых полученная ранее информация проверяется не прямо, а косвенно: процедура опроса строится так, что вопросы дублируются, но дублирование осуществляется неявно, через другие вопросы, логически связанные с первыми.
Приведем простой пример. Пусть мы хотим упорядочить по ценности четыре объекта:
А, В, С, D.
Попарное сравнение каждого объекта с каждым позволяет получить информацию,
необходимую для проверки сравнений на не противоречивость.
В методах вербального анализа решений предусматриваются: проверка получаемой от ЛПР информации на непротиворечивость; предъявление ЛПР противоречивой информации; способы анализа и исключения противоречий.
Практическая ценность вербального анализа решений
Методы вербального анализа решений имеют на практике существенные преимущества перед аксиоматическими и эвристическими. При сравнении с эвристическими методами можно утверждать, что все процедуры получения информации от ЛПР психологически обоснованы. Все преобразования информации имеют математическое обоснование. Учтены известные черты поведения человека в организациях при принятии решений — возможность поэтапной выработки решающего правила. Методы вербального анализа решений «незаметны» для ЛПР:
он отвечает компьютеру на ряд вопросов, поставленных на привычном для него языке;
он может проверить соответствие рекомендаций своим предпочтениям.
studfiles.net