классный час 'Хлеб войны-Хлеб Победы'. Говорят что на земле есть три главные ценности изложение хлеб


СОТВОРЕНИЕ ХЛЕБА | johngonzo

С ЧИТАТЕЛЕМ БЕСЕДУЕТ АГРОНОМ

ЮРИЙ ПЛАТОНОВИЧ КОВЫРЯЛОВ — агроном, выпускник Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, кандидат сельскохозяйственных наук. Многие годы работал на целине — директором МТС, секретарем сельского райкома партии. Затем был заместителем директора Всероссийского научно-исследовательского института орошаемого земледелия. В настоящее время Юрий Платонович Ковырялов — главный редактор журнала «Зерновое хозяйство».

Говорят, что на Земле есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силен, женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не обрывалась связь времен.

Этим словам созвучна народная мудрость: нет лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем аромат свежеиспеченного хлеба.

Хлеб—это больше, чем пища. Он — тепло Разума на нашей планете, синоним самой жизни. Хлеб — это вешняя зелень озими и тяжелое литье колосьев, солнечный прибой зерна и каравай на рушнике.

Но в каждодневных житейских хлопотах не всегда думается, что где-то сейчас растет пшеница, размалывают зерно и у жарких печей стоят в ослепительно белых халатах пекари.

А стоит задуматься…

Каждое посеянное, взращенное, перемолотое, испеченное зерно пропущено через сотни машин и моторов.

Над зерновым полем на бреющем полете кружили самолеты, рассеивали удобрения, боролись с вредителями и сорняками. Зерно везли по Волге и Днепру, Дону и Енисею, Оби и Каспию мощные сухогрузы. Заводы-автоматы превращали его в румяные, аппетитные калачи, буханки, булочки. В каждом зернышке пульсирует энергия наших гигантских электростанций, кипит металл наших «магниток». Урожай рождается на свет всей мощью науки и техники.

Мы ныне твердо усвоили, что сотворение сегодняшнего хлеба перестало быть делом исключительно крестьянским. Он рождается в совместных усилиях землепашца, машиностроителя, биолога, химика, ученого…

И все же сотворение хлеба начинается за сельской околицей, на той бескрайней земле, которая может быть и доброй матерью, и злой мачехой.

Да, земля — наша добрая кормилица. Если сегодня в день брать в среднем 300 граммов хлеба на человека, то весь ежедневный народный каравай «потянет» на 82 тысячи тонн, а ежегодный — на 30 миллионов тонн.

Силой земли поднимается хлебный колос, ее соками наполняются плоды, благодаря ее дарам мы получаем молоко, мясо…

Как бы бурно ни развивались наука и техника, благополучие человека, его здоровье и питание зависят от земли. А земля у нас не безгранична, гектар пахоты так и останется гектаром на все времена. Но как часто этот гектар находится во власти стихии.

Хлебная нива может быть тучной, под благодатными дождями и ярким солнцем может налить колос. И может быть скудной, когда на нее обрушиваются бесснежные лютые морозы, когда хлещет по тонким стебелькам «черная буря» и иссушает лист суховей.

Задумывались ли вы, к примеру, над таким фактом: наша страна не знает года, когда вся ее территория была бы свободна от засухи, которая охватывает от 20 до 180 миллионов гектаров. Это при 227 миллионах гектаров пашни!

Через многие испытания проходит хлеб, прежде чем из маленького зеленого ростка станет он полновесным колосом, а потом и полновесным караваем на столе. И вместе с хлебом через непогоду и зной, через напряженное ожидание урожая и нелегкий каждодневный труд идет по ниве человек. От посева до жатвы не знает покоя земледелец.

Гектар тому больше платит, кто трезво, критически мыслит, у кого к полю творческий подход. Это ой как ныне нужно!

У корабелов есть такой термин: остойчивость. Это способность судна сохранять равновесие на любой волне. Важнейшее качество! Без него корабль не корабль.

Можно применить такую терминологию и к земледелию. «Хлебному кораблю» тоже не приходится рассчитывать на спокойное «море». Велика ли его «остойчивость»? Применительно к земледелию такое явление определяют термином «устойчивость» Древний философ Сократ говорил: «Гораздо лучше получать каждый год достаточное количество хлеба, чем очень много или слишком мало».

А как определить это «достаточное количество»?

Ответ не прост. В агрономии есть понятие — годовое кольцо урожая. Суть его в том, что каждое кольцо должно быть шире предыдущего. Таков закон природы — посмотрите на срез дерева. Год от года кольца расширяются (они могут быть тоньше или толще предыдущего, но обязательно расширяются!), в этом суть прочности ствола,— его крепость и устойчивость против невзгод.

В земледельческом деле приумножить урожайное кольцо — значит увеличить прочность экономики. Вот и выдвинула жизнь перед земледельцами двуединую задачу: последовательно повышать плодородие почвы и постоянно наращивать урожайность сельскохозяйственных культур.

Казалось бы, чего уж проще, чем исконное земледельческое занятие: вспахал, посеял, убрал, засыпал урожай в закрома. Однако при кажущейся незатейливости нет, пожалуй, труда тоньше и искусней хлеборобского.

Мы с вами живем во время, когда все шире входят в жизнь слова «управлять урожаем». Это становится возможным благодаря подведению под земледелие прочного фундамента, имя которому — научно-технический прогресс.

На октябрьском (1984 год) Пленуме ЦК партии подчеркнуто: «Недавно Политбюро ЦК одобрило меры по внедрению интенсивных методов выращивания озимой и яровой пшеницы, которые должны дать стране дополнительно миллионы тонн зерна. По этому магистральному пути надо двигаться широким фронтом во всех отраслях сельскохозяйственного производства». Интенсивные технологии уже получили прописку на хлебных полях.

Опыт выращивания 50—60-центнеровых урожаев новым методом накоплен в некоторых хозяйствах Кубани. Ставрополья, Украины, Черноземья. Нынче такие посевы заняли более шести миллионов гектаров.

Если бы вам довелось быть прошлым летом на озимом поле ивано-франковского колхоза «Прапор комунизму», то вы увидели бы — «стеной стоит пшеница золотая»… Вот где стена, так стена! Невысокие, но прочные, не поддающиеся ветрам стебли, тесно жмущиеся друг к другу налитые колосья. Сорвали несколько, пересчитали зерна. Неизменно за пятьдесят. Потом для сравнения сделали такой же подсчет на лучших хлебных полях других хозяйств: три десятка зерен в колосе — где чуть больше, где меньше.

В народе говорят: «Поклон человеку, подарившему еще одно зерно в колосок». Какую же благодарность заслуживают те хлеборобы, которые дали в колос двадцать и больше зерен?!

Специалисты колхоза «Прапор комунизму» провели сравнительный учет по сорту озимой пшеницы «полесская-70», возделываемой по-новому и традиционным методом. В первом случае на каждом квадратном метре было 480 колосоносных стеблей, во втором — 417. Высота растений, а значит, и способность их противостоять полеганию соответственно 84 и 113 сантиметров. Среднее количество зерен в колосе—52 и 38.

Намолоты показали, что в «Прапоре комунизму» получили по 52,1 центнера зерна с гектара — вдвое больше, чем в других передовых хозяйствах района. Да и в самом «Прапоре комунизму» раньше брали на полтора десятка центнеров меньше, чем при новой технологии.

Речь идет о посевах озимой пшеницы, возделываемых по интенсивной технологии с оставлением постоянной технологической колеи.

В названии нового метода опорное слово «интенсивная», то есть такая технология, которая обеспечивает резкий, практически вдвое, рост продуктивности озимого пшеничного поля и одновременно повышает хлебопекарные качества зерна.

В системе «почва — растение — технология» центральным звеном деятельности хлебороба является «растение», и поэтому, применяя тот или иной прием в земледелии, нужно «спросить» само растение, нуждается ли оно в этом воздействии. Предстоит ответить не только на вопрос «сколько», но и на вопрос «когда» и «как». Растения пшеницы, к примеру, в начале развития требуют умеренного азотного питания, а в период образования продуктивных органов — колосьев (фазы выхода в трубку, колошения) — усиленного.

На первом этапе (до выхода в трубку) создают условия для формирования большого колоса, на втором — заботятся о его наливе, о зерне с большим содержанием белка. Значит, питанием растений надо управлять. Именно это позволяет делать интенсивная технология, и в этом ее главное преимущество перед традиционной.

Растение пшеницы — беззащитное дитя природы. Кто только не нападает на него! Вредители — и сосущие, и грызущие, ржавчинные болезни покрывают «язвами» рабочую поверхность листьев, сорняки отнимают соки земли. Порой до половины урожая уносят эти «нахлебники».

Новая технология предусматривает интенсивное применение химических средств защиты растений.

И вот «маленькая арифметика». Для обеспечения сбалансированного питания растений и комплекса мер по их защите осенью проводятся две, весной и летом еще несколько обработок посевов. Кроме того, одна-две обработки препаратами, регулирующими рост растений, три — азотными удобрениями.

И чтобы все эти работы провести в срок и качественно, требуется неоднократно заходить тракторными агрегатами на хлебное поле. Каждый такой проход наносит непоправимую травму посевам. А это — снижение урожая зерна!

Где же выход?

В том варианте технологии, о котором идет речь, все машины, ведущие подкормку и химическую обработку посевов, ходят по незасеянному следу — так называемой постоянной технологической колее.

Представьте себе ухоженный хлебный массив, в который через каждые десять с половиной метров аккуратно врезана наезженная колея — двухследка, оставленная во время сева. Очень непривычная деталь для культурной нивы. Но такая колея позволяет трактору с машинами и агрегатами проходить по уже засеянному полю столько раз, сколько нужно для растений.

Сколько же было бы потеряно урожая при обработке посевов без постоянной колеи? Подсчитали, что даже однократный проезд агрегата в поле при высоте растений более 40 сантиметров вызывает потери А—8 процентов урожая зерна. И потери эти суммируются, если проходы агрегатов при последующих обработках не совпадают с предыдущими.

Под постоянной колеей теряется до семи процентов пашни, но эти потери с лихвой компенсируются прибавкой урожая за счет его программирования.

Там, где механизаторы управляют урожаем в зависимости от потребностей растений, там и выращивают отменный урожай. Достигнута и вторая цель — зерно стало соответствовать высоким хлебопекарным качествам.

Так научно-технический прогресс становится средством сотворения хлеба.

Журнал «Крестьянка» № 4 1985 год

Общетематический каталог статей «Архиварий-Ус»

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

johngonzo.wordpress.com

2. Сжатое изложение. Есть ценности, которые изменяются

Устная часть ОГЭ 2018

Читать и скачать Словарь синонимов "ОГЭ по русскому языку 2018"

 

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Смотреть сжатые изложения к новым текстам.

       

Как же обидно бывает, когда на экзамене по русскому языку в 9 классе вы, ребята, не получаете "4" или "5" только потому, что допустили больше орфографических ошибок, чем разрешено! А все почему? Изложения слушаем, пишем и сокращаем, тест решаем, сочинения создаем, а о практической грамотности не задумываемся! Предлагаю, друзья мои, выполнять в день по одному заданию, и тогда у вас появится шанс повысить балл за работу.

Онлайн-упражнения

 

Слушать изложение "Есть ценности, которые изменяются"

 

Текст изложения

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство– отличительная черта настоящей дружбы.

 

Образец сжатого изложения

Есть ценности, которые изменяются, теряются. Но всё равно на протяжении тысячелетий остаются имеющие большое значение для всех людей вечные ценности, одной из которых является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг. Все определения сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии и постоянной готовности прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Редкое общение, разлука не разрушают отношения. Постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.

Критерии оценивания изложения

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур, является дружба.

2

Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.

3

У друзей одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры. Постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.

 

Таблица 2

 

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

1

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

7

 

Проверка Вашего варианта сжатого изложения

[email protected]

 

  Хочу получить ВЫСШИЙ БАЛЛ за данное изложение!

 

Хочу научиться

1. писать изложение

теория

2.  сокращать текст изложения

практика

 

 

Слушать данное изложение и все остальные

Изложения на "5"

 

 

Скачать текст подробного и сжатого изложения

"Есть ценности, которые изменяются", аудиофайл

shcoolparallel.umi.ru

классный час 'Хлеб войны-Хлеб Победы'

Классный час.

Цель: Развитие у учащихся навыков исследовательской поисковой работы по поставленной теме; воспитание бережного отношения к хлебу и чувство благодарности всем участникам и очевидцам военных лет

Форма проведения:

Конференция, подведение итогов коллективного труда по сбору материалов по теме «хлеб войны - хлеб победы»

Подготовительная работа:

  1. Формирование групп учащихся и определение темы сбора информации.

  2. Обработка информации в группах.

  3. Организация экскурсий и встреч

с интересными людьми.

  1. Работа редколлегии по оформлению результатов работы.

Данное мероприятие готовилось с учащимися 11А класса школы №56. г. Артёмовский.

Классный руководитель Кайгородова Т.С.

Дата проведения: февраль 2005года.

С изменениями и дополнениями можно рекомендовать для проведения в любой параллели

Вступительное слово классного руководителя.

Опять война …

а может нам о ней забыть?

Мы слышим иногда: «не надо, не надо раны бередить, ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне

и о блокаде пролистали стихов достаточно вполне»

И может показаться: правы и убедительны слова.

Но даже если это правда?

Такая, правда, не права!...

Я не просто беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть, она как сила нам нужна….

Такими словами выразил своё мнение о памяти военных дней поэт Воронов.

Время отделяет нас всё дальше от тех суровых дней, но память о них жива.

Говорят, что на Земле есть три главные ценности:

хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силён,

женщина, чтобы не обрывалась нить жизни,

и книга, чтобы не обрывалась связь времён.

Этим словам созвучна народная мудрость:

Нет лучшего цветка, чем пшеничный колос,

нет лучшего сада, чем пшеничное поле,

нет лучшего аромата, чем аромат свежеиспечённого хлеба.

Хлеб - это больше, чем пища.

Он - тепло Разума на нашей планете, синоним самой жизни.

Справедливость этих слов как никогда проявилась в тяжелые военные годы.

Сегодняшний наш разговор о ХЛЕБЕ, о том хлебе,

что по праву считают «всему голова».

Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда знали истинную цену хлеба,

не ту, которую вы платите в магазине, покупая булку хлеба,

а тот труд многих и многих людей, благодаря которым зёрнышко приобрело вид вкусной булочки. И будьте благодарными тем, кто смог победить в страшной войне ценою своей жизни за то, что бы на нашем столе всегда был хлеб

ведущие

Дороже и злата и соболя он всем и всему голова.

У хлеба значенье особое: державные держит права.

И так повелось это исстари: изба пирогами красна.

Хлеб - наиглавная исповедь пред жизнью на все времена.

« Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»

( выносят каравай хлеба)

Вот он хлебушко душистый,

с хрустящей корочкой витой,

вот он… тёплый, золотистый,

словно солнцем налитой.

Ведущие

Хлеб. Ржаной, пшеничный, московский, бородинский, орловский, рижский, столовый, диетический, круглый и формовой, ситный и пеклеванный… Он лежит перед нами во всех видах - от сухаря до пирога.

Ты держишь в руках сокровище. Может, ты будешь поэтом, а может, станешь трактористом, шахтёром, шофёром, космонавтом или планетопроходцем. Но кто бы ты ни был и кем бы ты ни стал, ты не сможешь обойтись без хлеба.

Хлеб! Наскучит ли он ?...

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй.

Без него человеку беда…

Не зря гласит народная мудрость:

Хлеб - всей жизни голова.

Без золота проживёшь, а без хлеба нет.

Когда хлеба ни куска, так и в тереме тоска

Хлеб на столе, и стол - престол, а хлеба ни куска, и стол тоска.

Хлеб в закромах - счастье в домах.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Был хлеб всегда в почёте на Руси -

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать…

спроси!

Тебе ответить могут ленинградцы!

Они припомнят город без огней,

Когда враги стояли на пороге,

И долгих девятьсот блокадных дней …

Снарядов свист… Воздушные тревоги…

Мела метель колючая, мела…

За нею голод шёл в дома по следу…

И не было ни хлеба, ни тепла.

Была лишь вера твёрдая в победу! (В. Суслов.)

...о, мы познали в декабре -

не зря «священным даром» назван обычный хлеб,

и тяжкий грех - хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освещён,

наш хлеб насущный, ЛЕНИНГРАДСКИЙ

( Ольга Бергольц)

(Выносится копия блокадного хлеба, ставиться рядом с караваем на стол)

А этот хлеб блокадного Ленинграда.

В музее Ленинграда хранится черствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём - то его не назовёшь. Хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. Это суточная блокадная норма на одного ленинградца.

Ведущие

В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны. Выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода. Нам не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры деревьев, желудей, семян лебеды, полевой гречихи и других суррогатов. И когда читаешь воспоминания или говоришь с пережившими блокаду людьми, в их воспоминаниях главное место занимает слово хлеб. Но никто из нас не останется равнодушным, читая исторические документы, или слушая рассказы ветеранов войны о фронтовом хлебе.

Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов к карточной системе. И в течение всей войны было обеспечено бесперебойное снабжение хлебом не только армии, но и городского населения, причём в полной норме, указанной на карточках. Сохранение довоенных цен на продукты нормированного снабжения - это первый и единственный случай в истории мировых войн. Полевые армейские хлебопекарни пользовались своими запасами муки. Специалисты - мукомолы сконструировали походные мельницы. И каждое утро в пороховом дыму, у самого пекла войны хлеб ночной выпечки готовили к отправке на передовую. Хлеб фронту был также необходим, как и боеприпасы. Он давал новые силы бойцам.

125 граммов хлеба блокадного Ленинграда, хлебные карточки того времени, полевая армейская хлебопекарня это фотодокументы военных лет, документы подвига советского народа

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паек - сто двадцать пять граммов хлеба. Двести пятьдесят граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась, суровая мера, но необходимая.

А кольцо блокады сжималось, к городу пробиться становилось труднее день ото дня. Вражеская артиллерия обрушила на Ленинград более 159 тыс. тяжёлых артснарядов, 107 тыс. бомб. Первыми подверглись бомбардировке продовольственные склады. Они занялись высоким, дымным, издалека видным пламенем. Все жители города, кто мог, помогали тушить пожар.

План фашистов состоял и в том, чтобы задушить город в тисках голода

В городе на Неве помнят и чтят заслуги ленинградских пекарей, которые в неимоверно трудных условиях тех лет выпекали блокадный хлеб, который поддерживал жизнь в осаждённом городе. Голодные девушки - пекари носили воду вёдрами из проруби, работали по 12- 16 часов под вражеским обстрелом и налётами, разбирали на дрова старые дома. И свято относились к каждому кусочку хлеба.

1группа. « Странички воспоминаний»

О том, как несли они свою вахту, рассказывала Е.Н. Чернышева, работница одного из хлебозаводов: « работали по двенадцать часов. Как только на ногах держались? Получишь двести пятьдесят граммов хлеба, и притронуться боишься. Начнёшь есть - и съешь весь… А впереди смена. Дома ждут мама и три сестрёнки. Самая младшая Галя, три годика ей было. Лежит закутанная в одеяло и платок, глаза большие-большие, смотрит и тихо-тихо произносит: «хлеба…» ей бы кусочек лишний с чайком, а где взять? Но чтоб с завода принести хоть корочку - и думать никто не смел. Совесть не позволяла… Галю схоронили…»

Строки из воспоминаний М.И.Горшковой, тестовода: «из цеха мы выходили только во время авиа налётов и артобстрелов; тогда мы, члены команды местной противовоздушной обороны, поднимались на крышу, топили в железной бочке с водой зажигалки или заливали их водой. В один из налётов, - вспоминает она,- на завод было сброшено 7 фугасок и 240 зажигалок. Потушив пожар, снова бежали вниз, к печам. В очередной налёт на крышу поднимались другие. Осенью 1941 года от бомбёжек сгорела часть подсобных помещений. Для того чтобы хоть как-то согреться, разводили костры прямо в цехах. В печи вмуровали котлы, в которых растапливали приносимый с улицы снег. На этой воде и замешивали тесто.

Ещё один рассказ ленинградских пекарей о своём товарище Н. А. Лободе.

«Беда одна не ходит. … Однажды на районном хлебозаводе начали смену, посадили хлеба в печь, получаса не прошло, как что-то ухнуло в её чреве, загудел огонь сильнее обычного. Потом заскрежетало железо и, лента остановилась. Заглянули внутрь, а там формы сгрудились, видимо под заклинило. Первая мысль была, сгорит хлеб и, ничего тут не поделаешь. Пропадут, испепелятся в огне буханки. Выйдет из строя печь и не будет давать хлеб - ни завтра, ни послезавтра. Ремонт можно будет начать, когда печь остынет.

Н.И. Лобода - он был главным механиком - недолго раздумывал. Подошёл к печи там, где кладка была не толстой, а в один кирпич, ударил по стенке ломом, пока не пробил дыру. Надел ватник, поверх его второй, две пары рукавиц, низко на лоб натянул шапку - ушанку. - Плесните - ка на меня водицы,- попросил стоявших рядом. - Да не жалейте, потом принесу, отдам,- успел пошутить. И шагнул в раскалённую печь. Все, кто был в цехе, собрались у пролома. Через несколько минут выполз из печи Лобода. Глотнул воздух, припал к ведру с водой. Сказал: « остальную на меня!». И снова полез в печь. С первой попытки расцепить формы Лобода не смог, но потом это удалось. Хлеб был спасён. Всю войну проработал Н. А. Лобода на хлебозаводе, продолжал трудиться и в мирное время.

Звуковой документ «слово о хлебе» (магнитофонная запись из приложения к журналу Кругозор»)

Ведущие.

Но пока шла война. В тяжёлых условиях приходилось работать пекарям с первых дней блокады. Выходных на войне не было. Работали без отдыха, по - фронтовому. Положение с продовольствием становилось угрожающим.

В блокадный город Москва командировала народного комиссара Д. В. Павлова. Большой опыт, глубокие знания помогли Дмитрию Васильевичу быстро выделить круг основных забот. - начали со строжайшего учёта каждого килограмма продуктов. Когда закончили эту работу, выяснилось, что муки, зерна и сухарей в городе осталось на 35 суток. Пришла мысль - вскрыть полы на пивоваренных заводах. За многие годы там скопилось много солода. Собирали мучную пыль и из - под полов, со стен хлебозавода. С начала декабря хлеб выпекался из смеси пищевой целлюлозы -10%, хлопкового жмыха - 10%, обычной пыли - 2%, мучной смеси и вытряски из мешков - 2% , кукурузной муки - 3%, ржаной муки - 73%. Однако не на всех заводах удавалось соблюсти даже такую рецептуру. Ежесуточно на хлеб шло (вместе с примесями ) 510 т муки и это на всех ленинградцев, на весь город,

Зимой город рано погружался в темноту. И ещё сильнее становился холод и голод. Муки оставалось совсем мало. Военный совет Ленинградского фронта с начала сентября по 20 ноября 1941года пять раз сокращал нормы выдачи хлеба населению. Трижды уменьшал продовольственный паёк фронтовым частям. А ведь полупрозрачный ломтик хлеба нередко был единственной пищей.

В декабре от дистрофии умерло 52 тыс. 881 человек, в пять раз больше, чем в ноябре, когда людей ещё поддерживал чуть более полноценный хлеб, когда не растаяли прежние силы.

Партийные руководители города обратились к военным, и они отдали сухари из неприкосновенного запаса, который по армейским законам можно использовать только в самых исключительных случаях. Сухари помололи и пустили в хлеб.

Продуваемый холодными ветрами, голодный город жил, работал, верил в победу.

В труднейшей обстановке люди оставались людьми. Ленинград переживал голод, который никогда в истории человечества не выпадал на долю города таких размеров

Враги надеялись, что тяжёлые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из - за куска, хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград «выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались.

. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Примеров можно привести много

1группа ( «(странички воспоминаний», продолжение)

Д. В. Павлов вспоминает такой случай:

Двое ленинградских ребятишек (взрослых не было, мать - умерла, отец - на фронте) решили продать бушлат отца, чтобы на вырученные деньги выкупить в булочной хлеб по карточкам. Младший остался дома, а старший, ему и одиннадцати не было, пошёл на толкучку. Покупатель нашёлся быстро, а когда вернулся домой, вошёл в комнату, раскрыл кулачок, в котором была выручка, обомлел: в кармане проданной курточки были карточки. Всю ночь старший не сомкнул глаз. Помощи ждать было неоткуда, он знал, что бывает с человеком, у которого нет хлеба. Утром, забывшись тревожным сном, он услышал стук в дверь, откинув щеколду, увидел покупателя бушлата, который протягивал ему забытые им в кармане хлебные карточки.

Маленькой девочке Оле Полевой в булочной стало плохо, и она потеряла сознание. Её бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул.

Другая бывшая в блокадные дни школьницей вспоминает, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба - по пять- десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Все подумали, что девочка тут же начнёт жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что у неё умерла мама, а дома осталась маленькая сестричка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для неё.

Размышляя о хлебе и его месте в нашей жизни, известный организатор колхозного дела дважды герой социалистического труда п. а. Малинина вспомнила день, когда в их деревню привезли эвакуированных из блокадного Ленинграда ребятишек.

« Никогда не забуду, как кормили этих детей в первый день их приезда. На стол выставили молоко, хлеб, картошку, мясо. Но, прежде всего они взяли хлеб. С краю, сидела девочка лет пяти. Она была так худа - худее некуда, её чёрные большие глаза неотрывно смотрели на кусок хлеба, лежавший рядом с тарелкой. Девочка подняла на меня свои глазищи и шёпотом спросила: - это мне? - тебе. И каша тебе, и молоко тебе. Ешь. Она быстро взяла хлеб, прижала к себе, подержала его и осторожно, откусывая маленькие кусочки, начала есть… Потом худенькими пальчиками стала собирать со стола еле видимые крошки. И только когда все они были собраны и съедены, взялась за кашу ..

Ведущие

Блокада - далеко как это слово

от наших с вами светлых мирных дней.

Произношу его и вижу

снова голодных, умирающих детей

Как опустели целые кварталы,

и как трамваи вмёрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

своих детей на кладбище нести.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни. От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на ещё не окрепший лёд вышли первые грузовики, вёзшие муку. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики - работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, когда лёд таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

2 группа (тема «хлеб» в литературе)

Казалось, что конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще, он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду,

Ну так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут - пустяк,

Поломка эта - не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре -

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить на пол

Ольга Берггольц

Шестнадцать тысяч ленинградцев

Ведущие

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощённых и ослабленных людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса! Мужеству и стойкости её строителей и защитников, подвигу фронтовых шофёров была посвящена популярная до сих пор «песня о Ладоге» (сл. П. Богданова, муз. П. Краубнера и Л. Шенберга).

В книге Ю. Королькова «Партизан Леня Голиков « описывается о том, как переправляли через линию фронта обоз из 233 подвод, в котором было собрано одного только хлеба более 2 тысяч пудов собранный в партизанском крае в подарок ленинградцам. Как солдаты в полушубках и в шинелях выскакивали из блиндажей, с изумлением смотрели на вереницы подвод, вынырнувших из мрака ночи со стороны врага. И как их изумление перешло в бурный восторг, когда они узнали, что мимо их идёт обоз с продовольствием для сражающегося Ленинграда, расположенного в глубоком вражеском тылу.

Он вас благодарит, великий город,

В гранитные одетый берега.

Спасибо вам. И хлеб ему ваш дорог,

И главное - забота дорога.

Подарки ваши - мы их не забудем,

Вы жизнью рисковали их везя.

Спасибо вам. Где есть такие люди,

Такую землю покорить нельзя

( В. Инбер)

29 декабря 1941 года вошло в историю Ленинграда светлой датой: были увеличены нормы выдачи хлеба. Рабочим на 100 граммов, остальным - на 75. Город ещё не ел досыта, но самые голодные дни остались позади.

Но разве может что- нибудь забыть.

Кто был под грозным, под военным небом.

Кому пришлось блокаду пережить.

Кто плакал над кусочком малым хлеба?

Кто близких здесь своих похоронил,

Запомнил звук «Воздушная тревога»,

Кто на большую землю выходил

По ледовой по Ладожской дороге?

2 группа ( тема «хлеб» в литературе, продолжение)

Звуковая запись «Берггольц читает свои стихи» (кругозор №5 .85год)

Ведущие

Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале и в нашей области и в нашем городе. Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках. На ударную вывозку хлеба были привлечены и школьники.

И наша следующая страничка о детях войны и их большой помощи

3 группа («интервью»)

Строки из воспоминаний детей войны наших земляков Егоршинцев:

1.Лазукова Лидия Петровна, проводница ВСП №27.

В Егоршино в вагонном депо на средства жителей был построен Военно-санитарный поезд № 227 ВСП-227. Задача этого поезда заключалась в том, чтобы забирать раненых на фронте, оказывать им помощь в пути и отвозить в тыл, на Урал, в Сибирь в госпитали. Поезд шел в Ленинград, чтобы забрать раненых, среди них были и моряки балтийского флота, они были истощены. В поезде им дали хлеб на завтрак, и они, взрослые, мужественные моряки, делили хлеб ниточкой на маленькие кусочки и прятали их под подушку, чтобы каждый день съедать по кусочку, им не верилось, что обед и на ужин они снова получат хлеб и так будет каждый день. Им в это не верилось! Они так были голодны!

2. Черемных Тамара Григорьевна, выпускница 1948 года, ветеран педагогического труда.

Из Ленинграда эвакуировали преподавателей ВУЗов на Урал и в Сибирь. К нам, в Егоршино, приехали тоже несколько преподавателей, они работали учителями в нашей школе №56, создали духовную культуру в школе, в перемены они исполняли на пианино классические произведения, знакомили учеников с композиторами, с поэзией, эти преподаватели оставили заметный след в душах учеников 40-х, 50-х годов

Вспоминают такой случай:

Самый ценный подарок в то время был, конечно, хлеб. Дети в военные годы получали в школе кусочки хлеба, вот и решили дети в этот день не есть хлеб, а собрали все кусочки, чтобы подарить своему учителю. Н.И. вошел в класс, поздоровался, дети стоят, не садятся, затем староста вышел вперед, поздравил Н.И. и вручил детские кусочки хлеба. Надо было видеть лицо учителя: сначала он удивился, потом растерялся, а затем по его мужскому лицу потекли слезы. В этот день все дети остались голодными, но были все счастливы, они сделали добро учителю.

Дети и взрослые собирали колоски, но нельзя было взять домой ни зернышка. Сколько женщин попало в тюрьму и отсидели 3 года, 5 лет только за то, что взяли горсточку зерна, чтобы спасти детей, чтобы хоть один раз в день сварить кашу и накормить своих детей.

За счастье, за краюху хлеба,

За радость прожитых минут,

Воздвигнем памятник до неба!

Гремят пусть гимны и салют!

Ведущие

Некоторые строки хроники военных лет:

. Июль 1941 года.

(Из призыва школьников г. Свердловска .)

Мы, учащиеся свердловских школ, считаем себя мобилизованными для помощи предприятиям, совхозам и колхозам. Мы призываем, всех школьников Свердловской области внести свою лепту в дело обороны любимой Родины. Пусть враги знают, что с ними борется весь советский народ, в том числе и школьники.

Богданович. 1941г.

Пионеры пропололи колхозу 200 гектаров пшеницы

Сухоложский район

За 7и8 августа 1941 года 1055 учеников школ района собрали 1375 кг колосков.

Тугулым.

Хорошо потрудились на колхозных полях школьники района, они заработали 104375 трудодней, собрали 1060354 кг колосьев

Арамиль 1942год

Пионеры района собрали 16 центнеров колосьев.

Краснополянск.

За несколько дней сентября пионеры района подобрали на колхозных полях 41 центнер колосьев.

Хронику добрых героических дел уральских школьников можно перечислять очень долго.

Добрая слава о маленькой Киргинской школе из уральского села достигла самых дальних уголков нашей Родины. Они стали победителями социалистического соревнования, им было вручено переходящее красное знамя, а также большую по тем временам библиотеку, более чем из трёхсот книг и оборудование для школьного кабинета.

3 группа («интервью» )

Рассказ-отчет о встрече с участницей школьной производственной бригады Киргинской школы Лешковой А.Ф и посещение музея школы с.Кирга Ирбитского района.

Видеозапись.

Фотодокументы.

Ведущие

Мы ежедневно берём в руки хлеб - эту загадку природы - матери, которая навсегда скрыла от нас самого первого хлебопёка. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба. Он давно стал нашей каждодневной пищей. Необыкновенность нашего «хлеба насущного» - в его повседневной обыденности.

Худ обед, коли, хлеба нет.

Сколько не думай лучше хлеба не придумаешь

Каждая пословица - а их великое множество - выстрадана людьми на бесхлебье. И глубокий смысл вынужденного, как тяжкий вздох, признания: «без хлеба не обойдёшься!» - люди познавали сполна только тогда, когда наступал голод.

В дни мира в наших домах всегда сытость и достаток. Мы живём так, что по меткому народному выражению, большому куску рот радуется. И потому мы забываем о настоящей цене хлеба. А ведь именно отношением к хлебу, умением им дорожить, делиться в трудную минуту проверяется душевная щедрость человека.

Недаром великий русский физиолог И.П.Павлов, получая Нобелевскую премию за труды по физиологии кровообращения и пищеварения начал речь с такой фразы: «над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущем хлебе».

Разговор о ценности хлеба, бережном отношении к нему - важный во все времена - не только в годы войны, но и в наши дни актуален.

Каждому надо помнить о его настоящей цене.

На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже маленький его кусочек.

4 группа «берегите хлеб»

Тема нашего исследования «Бережное отношение к хлебу»

На эту тему нам кажется, тоже можно говорить не один час. Ни один Ленинградец, переживший блокаду, не позволит того, что можно видеть сейчас. Куски хлеба валяются на свалке. Кусок хлеба может служить и шайбой и футбольным мячом. Недоеденную булочку кто-то может бросить в урну.

Экономисты подсчитали, во что обходится в масштабе страны всего лишь одна выброшенная корка хлеба весом 100 граммов. Потеря хлеба выразилась в громадном шестизначном числе. Что бы восполнить этот выброшенный хлеб, необходимо примерно 2 миллиона тонн зерна.

Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберётся 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 предприятий сельского хозяйства, 3,5 миллионов человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба, А государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу несёт убытки.

Мы провели совсем маленькое исследование, проверили, сколько хлеба идёт в отходы в нашей столовой. За один день получилось, что мы недоели и выбросили около 2кг. Посчитайте, сколько это будет за учебный год, да во всех школах. И если серьезно подойти к этому вопросу, то число получается не маленькое.

Мы призываем вас, никогда не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно. Если у вас остались несъеденные кусочки, сделайте из них, например сухарики. Из чёрствого хлеба можно приготовить немало вкусных блюд. Несколько таких рецептов мы рекомендуем вам в этой брошюрке, которую мы вам дарим. Всегда берегите хлеб!

ведущие

Слыша добрые вести, видя силу страны,

Хлебу мы честь по чести поклониться должны

Нужны нам и мясо и фрукты…

Однако коль строго судить,

Жить можно без многих продуктов -

Без хлеба вовек не прожить!

Будь всегда с нами хлеб!

Будь всегда с нами хлеб! Ведь ты такой же насущный, как воздух и свет,

Как утренние лучи солнца.

Заключительное слово классного руководителя.

Разговор о хлебе можно продолжать ещё долго и долго. Приводить множество примеров, общеизвестных, которые вошли в историю, как Таня Савичева, и малоизвестных, но которые помнят все люди старше 60 и.

И чем больше мы будем знать о нём, тем дороже он станет для нас.

Чтобы на нашем столе всегда был вкусный хлеб, конечно, его сначала надо вырастить.

Мы живём с вами на такой маленькой планете под именем Земля, а чтобы на ней мог расти хлеб, нужен Мир, не должно быть войн, ни в какой точке Земли. Именно вам, молодым предстоит, и хлеба растить и землю защищать от войн.

(Песня «маленький шар голубой»)

Используемая литература

  1. Статьи из журнала «Воспитание школьников»

    • К. Барыкин. «Хлеб Блокадного Ленинграда». (№3 84г. Стр.26-28)

    • С. Трофимов. «Бережно относиться к хлебу». (№5. 85г. Стр.64-66)

    • В. Гликин. Праздник «Слава хлебу и рукам, что его растила» ( №? 87г. Стр.72 - 74))

    • В. Гликин. «Беспримерный подвиг защитников Ленинграда» (№? 87г. Стр. 68 -73)

  2. «Салют мальчишу». Хроника. Очерки. Воспоминания. Документы. Свердловск. Средне - Уральское книжное издательство 1982г.

  3. «Ирбитский край в истории России. ГИПП «Уральский рабочий Екатеринбург 2000г.

  4. «как родился каравай» Знание. Народный университет. Твоя профессия. №8 / 82г.

  5. В.И. Зайцев. Е. А. Назарова. «Хлеб - богатство народное» Москва «Экономика» 1979г.

Михаил Алексеев «Хлеб имя существительное»

«Цена ему - хлеб»

Елизавета Драбкина «Чёрные сухари»

Фазу Алиева « Комок земли ветер не унесёт»

Федор Абрамов «Пряслины»

Александр Неверов «Ташкент город хлебный»

Александр Гиталов «Дума о хлебе»

Ливиу Дамиан «Хлеб»

Чингиз Айтматов «Материнское поле», «Ранние журавли»

Иван Мележ «Люди на болоте», «Дыхание грозы»

Евгений Казаков «От зерна к хлебу»

Лев Кондырев «Хлеб»

Олег Шестинский «Хлеб наш насущный» (поэма)

Ольга Бергольц «Ленинградская поэма»

Николай Палькин «Поэма о хлебе»

Сергей Викулов «Баллада о хлебе»

Владимир Лифшиц «Баллада о чёрством куске»

Полюшко поле (сборник рассказов. Составитедь С . Романовский Москва «детская литература»1987)

Алексей Мусатов «История трёх колосков»

Григоре Виеру «Хлеб с росою»

М. Ляшенко, А. Мусатов «Вот какой каравай

хлебные карточки военных лет

полевая армейская хлебопекарня

Земля-матушка, а хлеб - батюшка,

У народа есть слова:

Хлеб - всей жизни голова.

Без золота проживешь, а без хлеба нет.

Когда хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Хлеб на столе, и стол - престол, а хлеба ни куска,

и стол - тоска.

Хлеб в закромах - счастье в домах.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Хлеб - это жизнь.

Он вечен, как мать.

Как Родина.

( Р. Гамзатов)

Тема:

в литературе

Рецептура блокадного

ленинградского хлеба.

Пищевая целлюлоза 10%

Обойная пыль 2%

Мучная сметка и вытряски из мешков 2%

Хлопковый жмых 10%

Кукурузная мука 3%

Ржаная мука 73%

botana.cc


Смотрите также