КАК РАСТЕТ РУССКИЙ ХЛЕБ? — ХОЧУ ЗНАТЬ. Растят хлеб


КАК РАСТЕТ РУССКИЙ ХЛЕБ? — ХОЧУ ЗНАТЬ

Наши прадеды говорили: “Хлеб — Дар Божий”. Но пекли они его отнюдь не на термофильных дрожжах, которые появились ещё до войны. С тех пор люди забыли вкус настоящего хлеба. Тем более не помнят, что хлеб в старину всегда пекли на заквасках. Все компоненты закваски исключительно растительного происхождения и вызывают процесс квашения.

Знаменитые крестьянские закваски (закваска – это жидкое тесто, сквашенное с помощью хмеля, изюма с добавлением натурального сахара или меда, белого и красного солода) готовились из ржаной муки, ячменя, пшеницы. Именно такие закваски обогащали организм витаминами, ферментами, биостимуляторами и прежде всего насыщали его кислородом. Благодаря этому тело человека становилось энергичным, работоспособным, устойчивым к простудам и другим заболеваниям.

Выпечка хлеба в народной кухне была своеобразным ритуалом. Секрет его приготовления передавался из поколения в поколение. Практически каждая семья имела свой рецепт.

Готовили хлеб примерно один раз в неделю на различных заквасках: ржаных, овсяных. Хотя хлеб получался грубее, но использование неочищенной ржаной муки способствовало сохранению в нем всех полезных веществ, которые содержатся в злаках. А при выпечке в русской печи хлеб приобретал незабываемый вкус и аромат. Такой хлеб не зачерствеет и не заплесневеет и через год.

Но вот уже несколько десятилетий хлеб пекут по-другому. И используют для этого не природные закваски, а выдуманные человеком термофильные дрожжи, сахаромицеты. Технология их приготовления — чудовищная, антиприродная. Производство пекарских дрожжей основано на размножении их в жидких питательных средах. Мелассу разбавляют водой, обрабатывают хлорной известью, подкисляют серной кислотой и т. д. Странные методы, надо признать, используются для приготовления пищевого продукта, к тому же, если учесть, что в природе существуют естественные дрожжи, хмелевые, например, солод и т.д.

Нельзя обойти молчанием и такой вопрос. Куда исчезла мука из цельного зерна, из которой пекли хлеб наши предки?

Только мука из цельного зерна содержит в себе витамины группы В, микро- и макроэлементы и зародыш, который обладает фантастическими лечебными свойствами. Рафинированная мука лишена и зародыша, и оболочки. Вместо этих, природой созданных, целебных частей зерна в муку добавляют всевозможные пищевые добавки, химическим путём созданные заменители, которые никогда не смогут выполнить то, что создано самой природой.

Доказано, что лишь хлеб на хмелевой закваске содержит все незаменимые аминокислоты, углеводы, клетчатку, витамины Bl, B7, РР; минеральные вещества: соли натрия, калия, фосфора, железа, кальция, а также микроэлементы: золото, кобальт, медь, которые участвуют в образовании уникальных дыхательных ферментов.

Видимо, неслучайно хлебные колосья называют золотыми. Хлеб на хмелевой закваске даёт максимальный сокогонный эффект, т. е. активно извлекает из поджелудочной железы, печени, желчного пузыря ферменты и другие, необходимые для полноценного пищеварения вещества, улучшающие моторику кишечника. Человек, употребляющий такой хлеб, наполняется энергией, перестаёт болеть простудными заболеваниями, у него выправляется осанка, восстанавливается иммунитет.

Что же делать?

— Вернуться к выпечке хлеба на заквасках, которые использовались в глубокой древности и в недавнем прошлом! Вернуть жернова!

В течение тысячелетий помол зерна осуществлялся между каменными терками, жерновами. При этом способе помола не происходило потерь высококачественных веществ – все ценные витамины, ароматические вещества и ферменты сохранялись.

В середине XIX века (1862 г.) был изобретен помол между металлическими (вращающимися с разной скоростью) вальцами, и весь сложный процесс помола зерна пшеницы на современной сортовой мельнице направлен на то, чтобы как можно лучше отделить эндосперм (из него сейчас и получают муку) от зародыша, щитка, алейронового (ферментного) слоя, оболочек (отруби). То есть наиболее ценные и играющие исключительно важную роль в питании человека составляющие зерна изъяты и направлены в отходы на корм животным.

В составе белка зародыша их 18, в том числе 10 – незаменимых (лизин, лейцин, промин, аргинин и другие). К примеру, содержание биологически активных веществ токоферолов (витамин Е) в 30 раз в зародыше больше, чем в зерне.

Недостаток в организме витамина Е вызывает серьезные нарушения обмена веществ и бесплодие. Все дети рождаются с низким содержанием жирорастворимых витаминов А, Д, Е, К, недостаток витамина Е у матерей — основная причина прежде-временных родов. Когда будущая мать совсем не принимает витамин Е, воздействие кислорода на новорожденного может вызвать разрушение красных кровяных клеток и возникновение желтухи.

Оболочки (отруби), а это клетчатка, выводят органическую грязь – излишки ферментов желудочного сока, желчные кислоты, билирубин, холестерин. Отруби помогают нормализовать кишечную флору – адсорбируют патогенные микроорганизмы, оставляя в покое кишечную палочку, нормализуют перистальтику кишечника. К тому же отруби – это ведь полисахариды, лучшая пища для наших бифидобактерий: в 1 см3 желудочного сока около 10 млн бифидобактерий. Поэтому вполне закономерно, что, когда мы неосознанно лишаем бифидобактерий, вырабатывающих, к примеру, витамин В12, пищи, запускается механизм сахарного диабета.

В чём же ценность помола между каменными жерновами?

Во-первых, и это очень важно, после помола мука остается «живой» лишь в течении нескольких суток.

Во-вторых, весь сложный процесс помола зерна пшеницы на современной сортовой мельнице направлен на то, чтобы как можно лучше отделить эндосперм (из него сейчас и получают муку) от зародыша, щитка, алейронового (ферментного) слоя, оболочек (отрубей). То есть, наиболее ценные и играющие исключительно важную роль в питании человека составляющие зерна были изъяты и направлены в отходы на корм животным, в их числе и витамины.

При помоле между каменными жерновами не происходит уноса высококачественных веществ — все ценные витамины, ароматические вещества и ферменты сохраняются. Ручная мельница делает возможным вести помол мягких и твердых сортов пщеницы, ржи, ячменя, овса, сои, амаранта и т.д.

Ячмень вообще удивительная культура и, вероятно, неслучайно, ячмень называют «стрелой света». В древности ячменем кормили гладиаторов и рабов, то есть тех, для которых требовались, прежде всего, сила и выносливость.

Рожь — это природное лекарство. В старину на Руси считалось, что употребление в пищу ржи повышает жизненный тонус, поднимает настроение. Рожь обладает общеукрепляющим действием и нормализует обмен веществ. А самым лучшим из хлебных квасов является ржаной квас. Это самым питательный и биологически ценный напиток, из всех существующих сегодня. Неслучайно этим вкусным и полезным напитком восхищались иностранцы, путешествующие по России.

Пшеничная мука (крупчатка), получаемая при этом способе помола, обладает такими хлебопекарными свойствами, которые иначе получить невозможно. Иными словами, ручная мельница, имея срок эксплуатации десятки лет, будет вам служить, оберегая здоровье семьи, в течении нескольких поколений.

КАК ЖЕ РАСТЕТ ХЛЕБ?

Репин И.Е. «Пахарь Л.Н.Толстой на пашне», 1887 г.

1. Подготовка  

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху.

Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи бороны. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков.

2. Сев

Год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать. Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить. Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхность.

3. Хлеб растет

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу. Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых.

Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

4. Жатва

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми.

Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

День начала жатвы назывался Зажинки. За жатву брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Зинаида Евгениевна Серебрякова. Жатва. 1915

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

5. Обмолот зерна 

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу.

Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы.

Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500. Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали.

Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге.

Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму. Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

6. На мельнице

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать.

Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался. Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки. Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой.

Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса. С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы.

7. Выпечка хлеба

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе. Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре.

Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».

На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска.

Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза. Готовое тесто отправляли в печь.

Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились. Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Кто выращивает хлеб? Как называется профессия?

Кто выращивает хлеб? Как называется профессия?

  • ХЛЕБОРОБ - так называется уважаемая профессия людей, которые выращивают хлеб, а точнее пшеницу, рожь. Ведь именно из этого зерна делают муку на крупных мельницах (мукомольных заводах).

    Из муки хлебопки пекут хлеб и поставляют его в наши магазины.

  • Когда существует такая нужная и полезная профессия как - комбайнер, механизатор, агроном, ирригатор, ботаник, генетик, мельник, хлебопек вот тот перечень профессий которые участвуют в производстве х л е б а . К этим профессиям можно добавить отнести косвенно это нефтяники и газовики а все вместе в современном мире эта профессия называется - **х л е б о р о б **. Но вот что удивительно раньше хлеб и выращивал и собирал и выпекал крестьянин - земледелец.

  • Хлеб выращивает большая слаженная команда труженников села.

    Это агроном, земледелец, тракторист, землепашец, комбайнер, хлебороб.

    Все эти лица иногда бывают многостаночниками, по мере наступления сезона они работают на полях, сельскохозяйственных угодий.

    Выращивают злаковые культуры, создают стратегический хлебный запас страны.

  • Общее название всех людей занимающихся выращиванием каких-либо сельскохозяйственных культур и обработкой земли - Земледелец, более конкретное название людей которые работают непосредственно с пшеницей и другими зерновыми - Хлебороб. Ну а сельскохозяйственными специальностями, которыми владеют люди имеющие отношение к выращиванию хлеба будут Агроном, который следит как за состоянием земель, так и семян; Селекционер, который выводит новые сорта пшеницы; Тракторист, который пашет и сеет; Комбайнер, который убирает урожай, Шофер или водитель, которые доставляют хлеб на мелькомбинаты или закрома, можно вспомнить и про пилотов гражданской авиации, которые борются с вредителями полей и удобряют большие площади.

  • Хлеб выращивает крестьянин,а профессия земледелец, и уметь этот земледелец должен намного больше чем просто дЕлец 🙂

  • Выращивание хлеба.

    Сначала надо вспахать поле, затем посеять в грунт зерно (пшеницу или рожь). Когда растения вырастут и созреет колос, надо собрать урожай. Обмолоченное зерно надо просеять и просушить. Затем идет процедура превращения зерна в муку. А из муки уже можно печь хлеб. Таким образом, при виращивании хлеба задействованы работники многих профессий (трактористы, комбайнеры, водителя, агрономы). А при приготовлении непосредственно хлеба задействованы уже люди других профессий - пекари, технологи, кондитеры.

  • Человека выращивающего хлеб называют хлеборобом. Хотя в изготовлении хлеба задействованы: агрономы, механизаторы, трактористы, комбайнеры, летчики (опрыскивает землю от вредителей), пекари (пекут хлеб), водители (развозят хлеб по магазинам).

  • Тракторист, Шофр, Комбайнер, Агроном - это люди, которые выращивают хлеб под общим названием Хлеборобы, в выращивании хлеба задействовано очень много людей с разной профессией и с одним направлением.

    Хлебороб выращивает хлеб.

    Агроном проверяет землю для вспахивания, проверяет почву, контролирует процесс вспашки, зимой следит за состоянием семян.

    Тракторист вспахивает землю, боронует, сеет семена в землю.

    Шофр который подвозит зерно (пшеница, рожь, овес) засыпает в сеялку, а когда зерно поспевает, комбайн засыпает зерно в машину и машина вывозит зерно на склад.

    Комбайнер выезжает в поле, когда зерно поспевает, скашивает колосья, обмолачивает зерно и ссыпает в машину, которая увезт зерно на склад.

  • Хлеб - это самое важное что есть в нашей жизни, как говориться quot; без хлеба, нет обеда quot; очень точно и правильно сказано, хлеб выращивают фермеры, колхозники, селчане, но самая главная персона в выращивании хлеба это quot; ЗЕМЛЯ quot;

  • Общепринятое название профессии людей занятых выращиванием хлеба - quot;Хлеборобquot;. А в самом процессе заняты специалисты различных профессий. Это и агрономы, и механизаторы, и химики, и комбайнеры, и водители, и даже лтчики сельскохозяйственной авиации.

  • Обобщенное газетно-заголовочное название этой профессии - хлебороб, но на самом деле такой профессии не существует, по такой профессии невозможно выучиться ни в одном ВУЗе, техникуме или училище. Чтобы хлеб получить трудятся люди многих профессий. Пашет землю ТРАКТОРИСТ, часто он же и сеет зерно, следит за ростом зерна АГРОНОМ, если по ходу роста возникает необходимость в обработке полей от вредителей, то ЛЕТЧИК с самолета распыляет отраву от вредителей. Убирает зерно КОМБАЙНЕР, везет его на ток ВОДИТЕЛЬ, на току вообще людей разных профессий очень много. Пока зерно в булку хлеба превратится, еще профессий 15 его нянчат. Так что хлебороба в том крестьянском смысле,с сохой и лошадкой, каким его когда-то придумали, давно уже нет.

  • info-4all.ru

    Занятие на тему "Как выращивают хлеб"

    Занятие на тему:

    "Как выращивают хлеб?"

    Занятие подготовила воспитатель

    Кульбердина Зульфия Нуритдиновна

    2014 г.

    Занятие на тему "Как выращивают хлеб?"

    Цель: На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий, о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания в России, о том, что его очень трудно вырастить. Закрепить знания детей о различиях города и села.

    Наглядно-дидактический материал: Картины с изображением города и деревни, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы и ржи (или картинки), мяч, платок для завязывания глаз, хлеб (белый и черный), хлебобулочные изделия.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Вспомните, чем отличается город от деревни? Дети: Разные дома, транспорт, труд людей.

    Воспитатель: Чем занимаются люди в деревне?

    Дети: Разводят домашних животных, выращивают овощи, фрукты, зерно и т. д.

    (Перед детьми выставляется несколько картин с изображением города и деревни. Воспитатель предлагает детям внимательно их рассмотреть.)

    Воспитатель: Вы видите много разных картин. Внимательно их рассмотрите и попробуйте разделить картины на две группы по какому-то единому общему признаку.

    (Дети делят картинки на те, что относятся к городу, и те, что относятся к деревне.)

    Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

    Отгадать легко и быстро:

    Мягкий, пышный и душистый,

    Он и черный, он и белый,

    А бывает подгорелый.

    Без него плохой обед,

    Вкусней его на свете нет! (Ответ: хлеб.)

    Воспитатель: А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

    Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый.

    Воспитатель: Верно, молодцы! Вот сегодня мы с вами и поговорим о хлебе. Каждый день мы едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это делают?

    Дети: Из муки.

    Воспитатель: А из чего получают муку? Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы (повтор хором и индивидуально). Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова: "хлеб" и "работа". Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?

    (Проводится работа по картинке. Дети все вместе составляют рассказ по серии картин.)

    (Перед детьми картина: трактор на поле распахивает землю.)

    Воспитатель: Куда мы пришли?

    Дети: На поле.

    Воспитатель: Что мы видим там?

    Дети: Трактор пашет землю.

    Воспитатель: Для чего он это делает?

    Дети: Чтобы земля была мягкая.

    Воспитатель: Кто работает на тракторе?

    Дети: Тракторист.

    Воспитатель: А можно сказать землепашец? Землю вспахали, а потом что делают в поле?

    (Воспитатель демонстрирует картинку, где люди сеяли зерно.)

    Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерна проросли?

    Дети: Солнце, тепло, вода, вспаханная земля.

    Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено?

    Дети: Самолет распыляет удобрение на поле.

    Воспитатель: Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья. (Демонстрация колосков злаковых.) Как выглядят эти растения, кто-нибудь видел? Я вам принесла эти растения. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Что можно сказать вот об этом колоске?

    (Дети составляют рассказ-исследование по описанию колоска.)

    Дети: Он длинный, тонкий, у него очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи тоже длинные.

    Воспитатель: А что вы можете рассказать о колоске пшеницы. Какой он?

    Дети: Колосок пшеницы короче, толще, усики короткие, а зернышки круглые.

    Словарная дидактическая игра с мячом

    Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя слово, родственное слову "хлеб":

    Назови ласково хлеб (хлебушек).

    Крошки хлеба какие? (хлебные).

    Квас из хлеба как называется? (хлебный).

    Прибор для резки хлеба (хлеборезка).

    Посуда для хлеба (хлебница).

    Кто выращивает хлеб? (хлебороб).

    Кто печет хлеб? (хлебопек).

    Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод).

    Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия).

    Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. И на поле выходят другие машины — комбайны. (Показ картины.) Кто работает на комбайне?

    Дети: Комбайнер (Повторяют индивидуально и хором.)

    Воспитатель: Что делает комбайн с колосками?

    Дети: Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна, и эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовую машину. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают — мелют. Получается мука.

    Воспитатель: Что можно испечь из муки? Как сказать двумя словами?

    Дети: Хлебобулочные изделия.

    Воспитатель: В каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?

    Дети: В булочной.

    Дидактическая игра "Узнай на вкус"

    Воспитатель: Сейчас мы отправимся в булочную.

    (Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.)

    Воспитатель: Какие изделия есть в нашей булочной? Вы знаете много хлебобулочных изделий?

    Вы любите их есть? Сейчас мы проверим, сумеете ли вы узнать их по вкусу?

    (Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу.)

    Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: "Хлеб всему голова". Почему так говорят? Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, как трудно его выращивать, и поэтому вы, ребята, должны с уважением относиться к хлебу.

    infourok.ru


    Смотрите также