Г. Крылов - Библейские предания. Новый завет. Пять хлебов


сотворил всю эту еду из ничего или как-то ещё? / Православие.Ru

Вопрос:

Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу 5 хлебами и 2 рыбами и ещё при этом осталось двенадцать коробов? Насколько я понимаю, Иисус сотворил всю эту еду из ничего как Бог? Или он привлёк изобилие Божие и сотворил эту еду из уже имеющегося света Божьего, так как Он благословил хлебы и посмотрел на Небо? Или это было как-то по-другому? Объясните мне этот момент, пожалуйста! С уважением, Меир Аhава

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42-44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну. Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4).

Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель.

«Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство. «Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы <...> самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший вначале: да произрастит земля былие травное; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много – не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? – но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том <...> Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLIX).

8 февраля 2008 г.

www.pravoslavie.ru

О насыщении народа пятью хлебами

Насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами

Перед чудным насыщением пяти тысяч человек, ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть», — заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа:«не нужно им идти, вы дайте им есть» — и дадим, что найдется под рукою.

Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни».

Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»(Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, «как Отец наш небесный милосерд»!  (Святитель Феофан Затворник)

Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42-44).

Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну. Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4).

Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах иэвлогиа), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять».

Проскомидия

Таким образом, здесь мы видим прообраз Евхаристии — Таинства Тела и Крови Христовых. Желая насытиться Небесным Хлебом, мы тоже приносим в церковь то, что у нас есть: жалкое подобие Небесного Хлеба, хлеб земной, «просфору» (что значит «приношение»). Священник, возложив этот хлеб на жертвенник, молится обо всех нас. И затем, молитвенно вспомнив Господни обетования, просит, чтобы Он и на этот раз пресуществил хлеб в Свое Пречистое Тело, и вино – в Свою Пресвятую Кровь. И через того же священника церковному народу возвращается не количественно умноженное, но качественно Иное. И мы благоговейно вкушаем этот дар «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Господь сотворил даже так, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести.

Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLIX).

Как ясно делается при виде такого чуда, что справедливо сказал один из наших современных богословов, что все, что мы есть, и все, что у нас есть, — любовь Господня, и что самая пища, которую мы вкушаем, это Божественная любовь, превращенная в снедь.

Можно было бы прибавить, что и воздух, которым мы дышим, и здоровье, которое у нас есть, и самая наша жизнь — это Божественная любовь воплощенная, вещественно выраженная, вещественно нам преподаваемая.

А мы так мало чувствуем в себе благодарности… Нам нужно очень многого, чтобы у нас сердце дрогнуло, чтобы навернулись слезы на глаза, чтобы трепет пришел в нашу душу, и чтобы мы сказали: Господи! Спасибо!…

А вместе с этим мы могли бы быть благодарны и изумлены каждый час и каждое мгновение нашей жизни.

«Человечество Иисуса Христа — есть полный сосуд Божественных даров, которые при едином прикосновении преливаются из него; это есть устие Божественнаго источника, в котором вся внутренняя и сокровенная полнота животворящей силы Божией становится удобоприемлемою; это есть тот самый, пророком Исаиею в таинственном откровении виденный, горящий угль (Исаии. VI. 6), который, чрез одно прикосновение к устам Пророка, всё существо его проникнул своею огненною силою, и очистил, и освятил его.

Пять служебных просфор для Евхаристии

Приложим сии понятия к описанным в Евангелии действиям Иисуса Христа – и мы точно найдем в сих действиях возвещаемое Апостолом исполнение Божественных сил, наполняющих самую телесность Богочеловека, и на все от нея преизливающихся. Он приемлет в руки хлебы, и Его неоскудевающее исполнение творит пять хлебов достаточными для пяти тысяч народа.

Он берёт брение, и Его вседействующее исполнение сообщает сему брению силу отверсти очи слепому. Он прикасается мертвому, и Его животворящее исполнение возбуждает жизнь угасшую.

Он получает от жены кровоточивой прикосновение только к краю ризы Его, и Его безпредельное исполнение достигает ея чудотворною своею силою, и абие (тут же, сразу, сию секунду) ста ток крови ея, – т.е. она исцелела.

Видите из сего, христиане, что Бог во Христе не держит, так сказать, заключенною, а отверзает щедрую руку Свою для всякаго требующаго; что всякое исполнение благодати Божией чрез Христа непрестанно готово наполнить всякий недостаток, исцелить всякую немощь, очистить всякий грех человеков.»

Святитель Филарет Московский

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

E-mail

375

www.brooklyn-church.org

Воскресная проповедь: о насыщении 5000 человек пятью хлебами

В это воскресенье на богослужении читается Евангелие Мф., 58 зач., XIV, 14-22. Предлагаем вам прочесть краткую проповедь на этот день!

Однажды Господь пятью хлебами накормил пять тысяч.

Ученики сказали: «место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи». А Господь им самим поставил задачу: «Вы дайте им есть».

Что же, ко всякому делу надо готовиться. Но если в человеческих делах «приготовиться» означает просчитать и оценить свои способности, то Господь хотел услышать признание в полнейшей неспособности к предстоящему делу. Он и услышал безнадежное: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». И тогда Он сказал: «принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики — народу».

Так, Апостолы послушно принесли Господу все, что у них было, смиренно приняли из Его рук то, что Он освятил молитвой и благословением, и раздали народу. «И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных».

Здесь мы видим прообраз Евхаристии, Таинства Тела и Крови Христовых. Желая насытиться Небесным Хлебом, мы тоже приносим в церковь то, что у нас есть: жалкое подобие Небесного Хлеба, хлеб земной, «просфору» (что значит «приношение»). Священник, возложив этот хлеб на жертвенник, молится обо всех нас. И затем, молитвенно вспомнив Господни обетования, просит, чтобы Он и на этот раз пресуществил хлеб в Свое Пречистое Тело, и вино — в Свою Пресвятую Кровь. И через того же священника церковному народу возвращается не количественно умноженное, но качественно Иное. И мы благоговейно вкушаем Это «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Так совершается наше служение: к Нему, пред Ним и от Него. И непрестанно — с Ним. Апостолы, конечно, не могли забыть, из Чьих рук они приняли чудесно умножающийся хлеб. Но для людей, получивших хлеб из рук Апостолов, уже была опасность думать о них выше, чем подобает.

В наше время эта опасность несравненно больше. Теперь уже не только принимающие Хлеб могут заблуждаться. Но и раздающие его могут согрешать высоким мнением о своих личных качествах, считать себя великими пастырями, целителями и чудотворцами, забыв о Едином Раздаятеле всех даров. Народ же церковный может смотреть на своего почитаемого пастыря, и восклицать: «Кто подобен зверю сему?» (Откр.13 4).

Конечно, эти слова относятся к последним временам, к антихристу, который придет для обольщения народов. Но ведь и Апостол Иоанн, еще две тысячи лет назад, писал, применительно к своему времени, что «и теперь появилось много антихристов» (1Ин.2,18). Ведь антихрист — не тот, кто прямо против Христа, но — страшнее: кто хочет занять место Христа.

Потому-то с такой тревогой и пишет апостол Павел к Коринфянам, услышав, что у них «есть споры», что у них говорят: «Я Павлов»; «Я Аполлосов»; «Я Кифин». Эти споры для Апостола как треск покачнувшегося дома. Разве сам Апостол не старался даже благовествовать «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова?» «Разве разделился Христос?» — с ужасом пишет он, — «разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в едином духе и в одних мыслях».

Так, уважая и ценя своих пастырей, всегда надо помнить о Том, Кто Один только дает им силу. А также и пастырям не забывать, от Кого получили все. Потому что иначе — при всей нашей праведности, при всей нашей премудрости можем остаться без Христа. Остаться при своих жалких человеческих силах, при одних своих пяти хлебах, которые без Христа годятся только на то, чтобы тайно от всех съесть их, и насытить себя одного.

Перед чудным насыщением пяти тысяч человек, ученики Господни хотели, чтобы народ был отпущен, но Господь сказал им: «не нужно им идти, вы дайте им есть». Заучим это слово, и всякий раз как враг будет внушать нам отказать просящему, будем говорить от лица Господа: «не нужно им идти, вы дайте им есть» — и дадим, что найдется под рукою. Много отбивает враг охоты благотворить, внушая, что просящий может быть не стоит, чтоб ему подано было, а вот же Господь не разбирал достоинства возлежащих: всех одинаково угостил, а, конечно, не все были одинаково Ему преданы; были, может быть, и такие, которые потом кричали: «распни». Таково и общее Божие промышление о нас: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Если бы Господь помог нам хоть мало-мало быть милосердыми, «как Отец наш небесный милосерд»!

Использованы материалы с сайтов Mepar.ru и Pravoslavie.ru

luka.rpcb.ru

Раздай свои пять хлебов и две рыбки

"После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, [в] [окрестности] Тивериады. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский. Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь.

Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир" (Иоанн 6:1-14)

Это очень необычная история, потому что мало кто в истории умножал рыбу или хлеб – это было сверхъестественное, невероятное чудо. Тем не менее, я верю написанному. Многим из нас Бог явил Cвои чудеса в исцелении, поэтому мы верим, что Он может творить необычное. Если же возможно маленькое чудо, то кто сказал, что не может быть большого? Разве есть что-нибудь трудное для Сотворившего небо и землю?

Ученики стали участниками процесса сотворения этого чуда. Когда они подошли к Иисусу, они недоумевали, где взять достаточное количество еды, чтобы накормить такое множество народа. Естественно, никто их них не мог подумать, что Иисус способен накормить всех этих людей! Ученики предложили отпустить их, чтобы каждый шел домой и сам нашел себе еду. По-человечески это выглядело мудро. Хорошее предложение! Тем не менее, Иисус, имея в голове Божественный план, говорит: «Вы дайте им есть!» Андрей отвечает: «Здесь есть у одного мальчика пару хлебов и две рыбки. Но что с этого толку!» Иисус же дает распоряжение принести их Ему. Затем воздает благодарение и отдает ученикам, чтобы они разнесли пищу людям. Так Господь сотворил невероятное чудо: умножил хлебы и рыбу и накормил множество народа. Но вторым чудом в этой истории были ученики: когда Иисус дал им эти пять хлебов и две рыбки, они безропотно взяли и пошли раздавать. Представьте себя на их месте! Вот Иисус дает тебе в руки твою часть и говорит: «Раздай!» - а ты смотришь на кусок рыбы и лепешку, которые тебе достались, и у тебя может возникнуть мысль: «Зачем пытаться их разделить на всех, когда я заранее знаю, что этого слишком мало?!» Человеческая часть чуда состояла в том, что ученики взяли и начали раздавать, даже не понимая до конца, что из этого будет. А в результате их послушания Бог исполнил Свою, удивительную часть: когда они начали раздавать, еда вдруг, вместо того чтобы сразу же закончиться, наоборот, стала умножаться и умножаться.

Из этой истории мы можем извлечь для себя очень сильные принципы. Во-первых, ученики раздавали не то, что они взяли сами, и не то, что они хотели бы раздать. Сначала Иисус взял лепешки и рыбу, возблагодарил и только после этого дал ученикам. Таким образом, то, что они раздавали, было получено ими от Иисуса. Итак, принцип первый: чудеса творит Иисус! Именно Он кормит голодных, именно Он все совершает. Но для того, чтобы стать участниками этого процесса, чтобы Иисус через нас мог кормить голодных, в разных смыслах этого слова – физически или духовно, самое первое, что нужно сделать – это прийти к Иисусу и быть с Ним. Приблизившись к Господу, представ перед Ним, ученики получили от Него нечто, а затем понесли полученное дальше. Это говорит о том, что нам надо всеми силами приближаться к Богу, искать контакт с Ним и учиться слышать Его голос, получая личные откровения от Бога. Принимать слово РЕМА, свой хлеб с Небес, который потом ты будешь отдавать людям, находящимся рядом с тобой. Ты будешь делиться с ними тем, что Бог сделал в твоей жизни и открыл лично для тебя.

В данном рассказе Иисус дал в руки

Христианская проповедь: 

Бог реально проговорил в жизнь Сергея Шидловского, и сказал, чтобы он начал общаться с ним в тайной комнате. С тех пор Сергей много путешествует с семинарами и участвует в конференциях с учением о важности этих личных отношений с Богом и тайной комнате. Он является основателем "движения искателей Бога".Движение искателей Бога: Читать далее »

literator.org

Пять хлебов и две рыбы

Пять хлебов и две рыбы

Гл. 14, ст. 19—21. И повелев народом возлещи на траве, и приемъ пять хлеб и обе рыбе, воззрев на небо, благослови и преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом. И ядоша ecu и насытишася: и взяша избытки укрух, дванадесять коша исполнь: ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей.

Пяти небольших хлебцев и двух рыб достаточно было для насыщения пяти тысяч человек мужчин, изнуренных, голодных, не говоря о женщинах и детях, которых тоже, вероятно, было немало. Познай, христианин, в твоем Сладчайшем Иисусе Христе всемогущего Творца мира, Который, не затруднившись создать из ничтожества такой громадный, светозарный и стройный механизм вселенной, конечно, тем более не мог затрудниться в способе насыщения грубых, вещественных тел людей. Он мог бы поддержать их силы и жизнь одним всесильным словом Своим, так, как целая вселенная носится Его всемогущим Словом; но Ему угодно было насытить их тою пищею, какую дал им в начале, то есть из земных растений (что Он сделал, то сделал некогда <?> хорошо и поправлять Ему Себя не в чем), как таким средством, которое соответствует земляной, стихийной природе человека. Посмотрел бы я, как эти хлебцы разламывались, как долго их ломали, как из них вышло больше пяти тысяч кусков, как потом еще осталось от этих пяти хлебцев гораздо больше остатков, чем сколько было самых хлебов!

Святое Таинство Тела и Крови Христовых представляет и в нашу пору образчик этого насыщения народов хлебами.

Ст. 25 и далее. В четвертую стражу нощи иде к ним Иисус, ходя по морю. И видевше Его ученицы по морю ходяща, смутишася глаголюще, яко призрак есть: и от страха возопиша. Абие же рече им Иисус глаголя: дерзайте: Аз есмь, не бойтеся.

Петр идет к Нему по воде, но начинает сомневаться, устоит ли на воде: потому что ветер был противный, — и утопает. Господь простирает к нему руку, поднимает его и упрекает в маловерии. Господь и Петр влезают в корабль — и ветер утихает. Те, которые были в корабле, пришли и поклонились Ему, говоря: воистину Божий Сын ecu. Да, нельзя, видя это чудо, не возгласить Иисусу Христу: воистину Божий Сын ecu. Ходить по воде такими же ногами, как наши, и с таким же совершенно телом, какое у нас, можно только Богу, для Которого как Творца никакая тварь не может служить преградою на пути, которым Он идет. Даже странно было бы представить, что, например, воздух, или огонь, или вода, или земля как-нибудь могут Ему воспрепятствовать, потому что вся тварь может только служить Ему как ее Художнику, Давшему ей не только форму и пространство, и самые начала и сущность. Бездны мира для Него — также ничто. Он в одно мгновение — везде как Творец, Он бесконечно больше и выше их.

Гл. 15, ст. 28. ...о жено, велия вера твоя: буди тебе, якоже хощеши. И изцеле дщи ея от того часа.

Чего не можно сделать с верою! Все, даже можно сделаться богом. Это не преувеличение: Бог сделался человеком для того, чтобы человека верующего сделать богом. Великое сокровище для христианина вера Божия: она на земле соединяет человека с Богом, делая его участником Божия всемогущества и сообщает ему залог будущего блаженного наследия на небесах. С верою человек и здесь, среди бед, скорбей и болезней, живет весело, утешаясь представлением будущих благ, уготованных ему на небе Отцом Небесным.

Ст. 29—31. И прешед оттуду Иисус, прииде на море Галилейское, и возшед на гору, cede ту. И приступиша к Нему народи мнози, имуще с собою хромыя, слепыя, немыя, бедныя и ины многи, и привергоша их к ногама Иисусовыма: и изцели их: якоже народом дивитися, видящим немыя глаголящя, бедныя (увечные) здравы, хромыя ходящя и слепыя видящя: и славяху Бога Израилева.

Слава Тебе, Отче Вседержителю, Пославшему на бедную землю возлюбленного Сына Своего, Полноту Божества и, следовательно, полноту всякой жизни — духовной и телесной, Свою Ипостасную Благость и Премудрость! Какая светлая картина: Бог во плоти обращается с людьми, как нежнейший Отец с детьми — беседует с ними, исцеляет всякие болезни их. Источник жизни сообщается с грешными людьми, подверженными недугам душевным и телесным — всякая болезнь или расстройство в душе или в теле исчезает в людях, которые веруют в Его чудодейственную силу, все становятся здоровы: немые говорят, хромые ходят, слепые видят. Слава, слава Посетителю людей Своих — Богу!

Ст. 32—39. О насыщении семью хлебами и несколькими рыбами 4000 человек мужчин, не считая жен и детей. Спаситель повелевает народу сесть на землю; берет семь хлебов и рыбу, воздает хвалу Богу, преломляет их и дает ученикам Своим, а ученики — народу. Все ели и насытились. Осталось хлебов и рыбы столько, что можно было наполнить еще семь корзин.

Гл. 16, ст. 6—11. Иисус рече им (ученикам): внемлите и блюдшиеся от кваса фарисейска и саддукейска. Они же помышляху в себе, глаголюще: яко хлебы не взяхом. Разумев же Иисус рече им: что мыслите в себе, маловери, яко хлебы не взясте; не у ли разумеете, ниже помните пять хлебы пятим тысящам, и колико кош взясте; не ли седмь хлебы четырем тысящам, и колико кошниц взлете; како не разумеете, яко не о хлебех рех вам внимати, (но) от кваса фарисейска и саддукейска.

Не без причины Господь с гневом обращается к ученикам, которые подумали, что Он говорит им о хлебах, зачем они не взяли их? Странно представить, как сами апостолы до сошествия на них Святого Духа были маловерны — до того, что и самые поразительные, самые явные чудеса не сделали их свободными от неверия. С каким прискорбием Господь смотрел на их неверие! Как Он хотел, чтобы они без малейшего сомнения веровали в Его всемогущество! Для чего было чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами, для чего сами апостолы раздавали народу чудесные хлебы, как не для того, чтобы их преимущественно уверить в Своем Божественном всемогуществе?

Ст. 24 и далее. ...аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет.

Гл. 17, ст. 2. И преобразися пред ними: и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет.

Нас тоже ожидает преображение от тленного тела в нетленное, от темного в светлое. Но это только для добродетельных. Хотя тела грешников будут нетленны, но они будут мучиться и не будут светлыми.

Ст. 6—7. И слышавше ученицы падоша ницы и убояшася зело. И приступлъ Иисус прикоснуся их и рече: востаните и не бойтеся.

Каждый раз, когда люди слышат глас Господень или ощущают присутствие Божие, они приходят в ужас. Да, страшно, когда Владыка твари говорит с нею!

Ст. 15 и далее. ...Господи, помилуй сына моего, яко на новы месяцы беснуется и зле страждет... И приведох его ко учеником Твоим и не возмого ша его изцелити. Отвещав же Иисус рече: о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами? доколе терплю вам? приведите Ми его семо.

Прискорбно было для Господа слышать от посторонних, что ученики Его не могли изгнать беса из человека. В который раз Он видит, что приближенные Его все еще недостаточно убеждены в Его Божественном всемогуществе. Теперь опять — то же. Этим, кажется, можно объяснить Его неласковый ответ человеку, просившему исцелить сына своего. И запрети ему Иисус, и изыде из него бес: и изцеле отрок от часа того.

Стоило только Господу запретить бесу, чтобы он не смущал отрока — и бес беспрекословно повинуется. И ныне именем Господним запрещают бесов при крещении младенцев. Отсюда разительно открывается величие и всемогущество Господа!

Ст. 19—21. Ученики наедине спрашивают Господа: почто мы не возмогохом изгнати его; Иисус же рече им: за неверствие ваше: аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно (не говорю больше, например как дерево), речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам: сей же род не исходит, токмо молитвою и постом.

О Божественная сила веры! Господь уверяет, что, если мы имеем хотя небольшую веру в Господа, как всемогущего и всеблагого Творца мира видимого и невидимого, и тогда мы можем делать при посредстве ее чрезвычайные дела, например переставлять горы с места на место. В самом деле, что стоит это для всемогущества Божия? Если земля, которой тяжесть по причине огромного количества весу почти невозможно исчислить, держится в пустом пространстве мира, ничем не поддерживаемая, если бесчисленные миры, большая часть которых превосходит величиною нашу землю, также вращаются, подобно легким мячам, в пространствах неба силою притяжения и отталкивания, то не пойдет ли со своего места по слову разумной твари, преданной своему Творцу и верующей в Его бесконечное могущество, какая-нибудь земная гора, какая-нибудь масса земного вещества? Духу естественно повелевать вещественною природою: он бесконечно выше, благороднее и могущественнее ее, по крайней мере таким он создан и таким быть должен. Только по грехам нашим вещественная природа вышла из-под нашего подчинения, не слушает нас, иногда даже враждует против нас. Возвративши себе первобытное господство, соделавшись по живой вере едино с Господом, Творцом мира, (тогда) мы увидим, что может <?> человек верующий, святой, богоподобный: он делается как бы богом.

Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а как чрез плоть действует весьма часто диавол, постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола; значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою.

Ст. 24. В Капернауме приступают к Петру сборщики податей и говорят ему: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он отвечает: «Да». Петр еще не успел сказать об этом Господу, как Он сказал ему: «Как ты думаешь, Симон? Цари земные от кого принимают дани или подати? От своих ли сынов или от чужих?» Петр говорит: «От чужих». Иисус отвечает: «Итак, сыновья свободны?» (А Спаситель — Сын Отца Небесного). «Но чтобы не соблазнить их, ступай, брось на море удицу и какую прежде поймаешь рыбу — возьми; разинувши ей рот, ты найдешь в ней статир: возьми его и отдай им его за Меня и за себя».

Вот как делает Владыка неба и земли! Как Единородный Сын Отца Небесного, Владыки и Царя всего мира, Он не должен был бы по всей справедливости платить за себя и за апостолов как верных чад Отца Небесного дани царям земным; но чтобы не заставлять говорить о себе невыгодно людей, требовавших подати, Он расплачивается и очень просто, и очень щедро, как полновластный Владыка земли и моря — заимствуя плату не у людей, а из моря, из уст рыбы! Видишь Его владычество Божественное? Видишь всеведение? Он видит в море рыбу с драгоценным камнем в устах, прежде чем брошена удица, и вдали от моря!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Г. Крылов - Библейские предания. Новый завет

История о пяти хлебах и двух рыбах

Узнав о смерти Иоанна, Иисус опечалился. Он собрал своих учеников, и отправились они в пустынное место в лодке одни, чтобы отдохнуть. А народ, знавший и любивший Иоанна, тоже скорбел о смерти пророка. И когда народ увидел, как отправлялся Иисус с учениками, их тут же узнали. И многие побежали за Иисусом пешие и других предупредили. А когда другие узнали, что Иисус и Его ученики отправились в пустыню, все последовали туда же. Собрался народ в огромную толпу, и были они как овцы, потерявшие пастыря. И Иисус сжалился над ними. Стал Он утешать их и долго говорил с ними. Речь Его была так проникновенна, что все заслушались и не заметили, как подкралась ночь. И тогда ученики сказали Иисусу: "Место здесь пустынное, а времени уже много. Отпусти их, пусть они идут в соседнюю деревню и там найдут себе еду". Но Иисус сказал им в ответ: "Вы дайте им есть". А ученики сказали: "Можно купить хлеба динариев на двести и дать им есть". Но Иисус попросил учеников принести все съестные припасы, которые у них были. Ученики принесли все, что у них было: пять хлебов и две рыбы.

И тогда Иисус повелел всем рассесться на траве перед ним.

Все сели, как он сказал: рядами по пятьдесят и по сто человек. Тогда Иисус взял пять хлебов и две рыбы и поднял Свой взгляд к небу. Потом Он произнес слова благословения, разломил хлеба и разделил рыбы, дал их Своим ученикам, которые разнесли еду по рядам. И все ели, и все насытились. Хватило всем. Да еще осталось и хлебов, и рыб, так что набралось целых двенадцать полных коробов. А всего в толпе было около пяти тысяч человек.

История Марфы и Марии

Пришел как-то раз Иисус с учениками в одно селение в Иудее, где женщина по имени Марфа пригласила Иисуса в свой дом. И была у той женщины сестра, которую звали Мария. Села Мария у ног Иисуса и стала слушать Его.

А говорил Иисус так: "Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучите, и отворят вам. Потому что всякий, кто просит, получает, и всякий, кто ищет, находит, а каждому, кто стучит, отворяют. Разве тот отец, если сын попросит у него хлеба, а он подаст ему камень, а если попросит рыбы, то подаст змею. И если вы, будучи злы, умеете давать благие даяния вашим детям, то тем более Отец Небесный даст духа святого тем, кто попросит у Него".

Слушала Мария и ловила жадно каждое слово. Марфа же тем временем заботилась о большом угощении для Иисуса. Подошла она к Нему и сказала: "Господи, или Тебе все равно, что сестра моя оставила меня одну заниматься хозяйством? Скажи ей, чтобы она мне помогла".

Иисус же сказал ей в ответ: "Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а нужно только одно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее".

Иисус после этого возлюбил Марфу и сестру ее Марию.

И когда вскоре заболел брат этих сестер по имени Лазарь, сестры сообщили об этом Иисусу. Получив эту весть, Иисус сказал: "Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий". И два дня Иисус оставался на том месте, где получил это известие.

После этого сказал Иисус ученикам: "Пойдем в Иудею". Ученики же сказали ему, что в Иудее у него враги, которые ищут его смерти. Иисус же ответил им: "Лазарь, друг наш, уснул, но я иду разбудить его".

Слушала Мария и ловила жадно каждое слово Иисуса

Воскрешение Лазаря

Говоря о Лазаре, Иисус говорил о смерти его, а ученики же подумали, что об обыкновенном сне, и сказали: "Если уснул, то сам проснется". Тогда Иисус прямо сказал им, что Лазарь умер. И еще добавил: "Радуюсь за вас, что Меня не было там, чтобы вы уверовали". Тогда ученик по имени Фома сказал другим: "Пойдем и умрем вместе с Ним". И когда пришел Иисус к дому Лазаря, оказалось, что тот уже четыре дня как похоронен.

Тогда сказал Иисус, чтобы показали ему, где положили Лазаря, и, скорбя внутренне, пришел к могиле. Это была пещера, и вход в нее был завален камнем. И Иисус сказал: "Отвалите этот камень". Когда это было сделано, Иисус возвел очи к небу и сказал: "Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. - А затем воззвал громким голосом: - Лазарь! Иди вон". И тогда вышел умерший, обвитый погребальными пеленами. Иисус сказал, чтобы развязали его. И многие из иудеев, увидевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые пошли к фарисеям и первосвященникам и рассказали им, что сделал Иисус. Те же дали приказание, что если кто узнает, где будет Иисус, то сообщил бы об этом, чтобы взять Его.

Воззвал Иисус громким голосом: "Лазарь! Иди вон". И вышел умерший, обвитый погребальными пеленами

Вошел Он в синагогу и, увидев там человека с сухой, исцелил его

Исцеление в субботу

Случилось как-то Иисусу вместе с учениками проходить засеянными полями. И ученики его, почувствовав голод, стали срывать колосья и есть. А когда фарисеи увидели это, то сказали ему: "Вот ученики твои делают то, что законы наши запрещают делать в субботу".

Иисус же в ответ рассказал им о том, что сделал сам царь Давид, когда захотел есть. Вошел Давид в храм Божий и взял хлеба жертвенные, которые нельзя было есть никому, а только священникам. "Или не читали вы, - спросил Иисус, - что священники в храме нарушают закон о субботе, оставаясь при этом невиновными? Но Я говорю, что здесь есть Тот, Кто больше храма, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы". И сказав это, вошел Он в их синагогу и увидел там человека, у которого была сухая рука. Тогда фарисеи, желая найти возможность обвинить Его, спросили, можно ли исцелять в субботу. И вот что ответил им Иисус: "Найдутся ли среди вас такие, кто, имея в хозяйстве овцу, не возьмет ее и не вытащит из ямы, если она упадет туда в субботу? Неужели же человек хуже овцы? Истинно говорю вам: можно и в субботу творить добро". И сказал Иисус тому человеку, чтобы протянул тот руку, и этот человек протянул, и стала она здорова, как другая его рука. Фарисеи же, выйдя из синагоги, стали совещаться о том, как бы им погубить Его. Но Иисус, узнав об этом, удалился оттуда, и за ним последовало множество народа, и Он исцелил их всех.

Но фарисеи, услышав, что Иисус изгоняет бесов, стали утверждать, что Он делает это силой сатаны. Иисус же, узнав про эти обвинения, сказал: "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. А если сатана изгоняет сатану, то он разделился сам с собою, и как же тогда устоит его царство?" И еще спросил Иисус: "Может ли слепой водить слепого? Не упадут ли оба в яму?"

Попался один человек в руки разбойников, которые ограбили его, избили и ушли, оставив едва живым

О добром самарянине

И спросил тогда, искушая Иисуса, один законник: "Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Иисус же ему в ответ тоже задал вопрос: "А что написано в законе, знаешь?" А когда законник прочел Иисусу, что сказано в Писании: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя", Иисус сказал ему: "Так и поступай". Но законник лукаво спросил: "А кто мой ближний?"

И рассказал Иисус притчу.

Шел некий человек из Иерусалима в Иерихон. Попался он в руки разбойников, которые ограбили его, избили и ушли, оставив его едва живым у дороги. Спустя какое-то время тою же дорогой шел священник. Увидев избитого, он прошел мимо. Прошло еще какое-то время, и проходил мимо левит. Посмотрел на несчастного - и пошел дальше.

Спустя некоторое время проходил той же дорогой и один самарянин. Увидел он того человека и сжалился. Перевязал он избитого, поливая раны вином и маслом, потом посадил несчастного на своего осла, привез в ближайшую гостиницу.

На другой день, отправляясь в путь, этот самарянин дал содержателю гостиницы два динария и попросил, чтобы тот позаботился о раненом. И еще сказал, что вскоре будет возвращаться назад, и если уход обойдется больше чем в два динария, он на обратном пути покроет расходы.

Рассказав эту притчу, Иисус спросил у законника: "Кто из этих троих был ближний человеку, попавшему в руки разбойников?" Когда же законник ответил, что таким ближним был самарянин, оказавший несчастному милость, Иисус сказал: "Тогда и ты иди и поступай так же".

"Ты Христос, Сын Бога живого"

profilib.net

Как Христос накормил 5 хлебами 5 000 человек?

Как Христос накормил 5 хлебами 5 000 человек?

Как Иисус Христос накормил 5000 человек 5 хлебами и 2 рыбами: сотворил всю эту еду из ничего или как-то ещё?

Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42–44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну . Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4).

Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа ), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение , преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель.

«Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство. «Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы &lt;…&gt; самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший вначале: да произрастит земля былие травное ; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много — не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? — но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том &lt;…&gt; Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLIX).

иеромонах Иов (Гумеров)

 << на Главную страницу 

Похожий материал:

Оставить комментарий

semyaivera.ru


Смотрите также