Значение действа “преломления хлеба”. Преломить хлеб


Преломление хлеба - значение

Это действие всегда означало нечто большее, чем просто разделить с кем-то трапезу. Преломить хлеб — это как бы преодолеть некий барьер, разделяющий до этого посторонних людей. Этнографы полагают, что обычай этот идет от первобытных охотников, вместе поедавших сырое мясо только что убитого зверя. Для них, минуту назад разделявших смертельный риск, совместная трапеза была знаком побратимства.

Таким этот древний, исходный смысл совместного вкушения пищи и остался. Причастники одного стола, участники единого ритуала, члены одного круга. Вступивший в этот круг — свой. Недоброжелатель или враг эту черту преступить не может. С ним за один стол не садятся. И наоборот. Человек, который ел или пил с другим или в его доме, уже не посторонний, не чужой и тем более не враг.

Вот история, записанная на арабском Востоке тысячу лет назад. “А вот что случилось с одним из пленных, которого привели к Ману ибн Заиде среди других пленников. Ман приказал казнить его, но тот крикнул:

— Неужели ты не дозволишь перед смертью хотя бы утолить жажду?

Ман повелел напоить всех пленных, а когда они напились, тот же человек спросил его:

— Неужели ты убьешь своих гостей?

И Ман велел отпустить их”.

Этот повсеместный магический смысл общей трапезы издавна известен был и на Руси. Летопись рассказывает о ссоре двух князей. Когда все завершилось миром, это было ознаменовано общей трапезой: “Глеб же выехал и поклонился Изяславу. Изяслав же позва к себе на обед и ту обедав”.

Так же поступает и Петр I после победы над шведами. Чтобы показать, что у него нет недобрых чувств к вчерашним врагам,

“В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих…”

В других обстоятельствах, после другой войны в мае 1945 года Г. К. Жуков давал в Берлине банкет в честь Победы. Но в этом случае побежденных за общий стол подчеркнуто не пригласили. Этого никто и не ожидал. До примирения было еще далеко. И только через десять лет, в 1955 году, когда канцлер ФРГ Аденауэр прибыл в Москву с визитом, советские руководители впервые сели за один стол со “вчерашним врагом”.

Магический смысл застолья всегда чувствовали и соблюдали советские вожди разных рангов. Не случайно визит любого руководителя в республику или в область всегда начинался с преломления хлеба. Это всякий раз имело свой эмоциональный и практический смысл: высокий гость невольно чувствовал себя связанным с хозяином узами симпатии и приязни. Такая психологическая зависимость повязывала его эмоционально, что и требовалось принимающей стороне.

Чтобы быть свободным от подобной зависимости, Н. С. Хрущев старался избегать общей трапезы. Ради этого, рассказывают, Генеральный секретарь специально возил в багажнике своей машины большую сковороду. Не доезжая до города, где его ждали, Хрущев с сопровождающими устраивали где-нибудь на обочине небольшой привал, разводили огонь. Когда же по прибытии их приглашали к столу, он отвечал:

— Спасибо, спасибо. Мы недавно обедали. Поехали сразу в хозяйства.

Не связанный общим застольем, Хрущев мог свободно и нелицеприятно говорить местным вождям все, что считал нужным. Чего наряду с прочим ему в конце концов не простили.

Непременная часть любого застолья — обмен тостами. “Политического застолья” — тем более. В официальном коммюнике об этом пишут так: такой-то и такой-то во время обеда обменялись речами.

Но они не просто обмениваются речами. Все, что лидеры хотели бы сообщить друг другу, было или будет сказано с глазу на глаз во время переговоров. Застольная же речь, тост произносится обычно ради другого — ради заключительной фразы:

— Желаю госпоже Маргарет Тэтчер, вам, британским гостям… (М. С. Горбачев)

— Желаем дальнейших успехов в выполнении широких созидательных планов Трудовой партии Кореи! (М. С. Горбачев)

Как правило, такой возглас-пожелание не произносят, а обязательно восклицают. Именно так, на сильнейшем эмоциональном всплеске, выкрикивал когда-то свое заклятье колдун или шаман. Это подобие не случайно. Некогда возглас этот во время ритуальной трапезы был колдовским, магическим способом воздействовать на реальность.

Само собой, политический лидер не может не понимать, что, какие бы пожелания эмоционально ни провозглашал он, на действительность они никоим образом не повлияют. Но все равно он будет восклицать застольные заклинания, ведь ритуал застольного действа, как всякий магический ритуал, должен быть соблюден во всех деталях.

Отказавшиеся разделить трапезу

Интуитивно, а значит, очень точно магический смысл общей трапезы понимал И. В. Сталин. Поздние ночные застолья с ближайшим окружением во многом носили именно такой, ритуальный характер. Именно поэтому традиция сохранилась и после Сталина. Блюдя обычай застолья как ритуала, члены Политбюро, как правило, обедали вместе, за одним столом.

Многие годы участвовал в этих общих трапезах, естественно, и Хрущев. Но вот бывшие соратники, сотрапезники и друзья, сговорившись за его спиной, отрешили его от власти. Рассказывает его сын С. Н. Хрущев:

“Я встретил машину у ворот. Отец сунул мне в руки свой черный портфель и не сказал, а выдохнул:

— Всё… В отставке…

Немного помолчав, добавил:

— Не стал с ними обедать”.

То, что он отказался разделить трапезу, Хрущев сообщил сразу же после слов о своей отставке. Он считал это как бы равнозначным самому событию — отставке. Отказ преломить с кем-то хлеб, неучастие в трапезе имеет не меньший символический смысл, чем участие в ней.

Отказ разделить трапезу — на магическом языке знак неприязни и тайной вражды. Напомню литературный пример. Граф Монте-Кристо оказывается среди приглашенных в доме своего врага. Единственный из всех он ничего не ест. Когда Мерседес заметила это, она чрезвычайно встревожилась. Но, несмотря на ее усилия, Монте-Кристо не прикоснулся ни к одному из блюд.

— Граф, — воскликнула Мерседес умоляюще, — есть прекрасный арабский обычай: те, кто разделил хлеб и соль в одном доме, становятся навсегда друзьями.

Когда же и после этого Монте-Кристо отказался преломить хлеб, у Мерседес не осталось сомнений: этот человек не питает к ее семье добрых чувств. И она не ошиблась.

Политикам не меньше, чем литературным героям, понятно значение этого обычая. В свое время румынский диктатор Чаушеску не раз навещал Брежнева, когда тот отдыхал в Крыму. Наступало время обеда, и Брежнев всякий раз приглашал гостя к столу, но тот под любым предлогом уклонялся. Отношения между Румынией и СССР, Чаушеску и Брежневым были не теми, считал он, чтобы сесть за один стол.

Иногда гость отказывается от участия в трапезе как политическое лицо. В других случаях, наоборот, его могут не пригласить к столу. И всякий раз участие или неучастие в ритуале имеет свой политический смысл.

Когда в январе 1994 года Билл Клинтон посетил Москву, Ельцин не только дал обед в его честь в Кремле, но и ужинал с ним в Огарево. Так через преломление хлеба символически была обозначена близость двух лидеров, их взаимные добрые чувства. Прошел год. В мае 1995 года американский президент снова посетил Москву. Но теперь в отношениях между лидерами наметилась трещина — война в Чечне, ядерные поставки Ирану. На этот раз ни к завтраку, ни к обеду, ни к ужину с президентом Клинтон приглашен не был.

vlastdengi.ru

"Преломить хлеб"

"Связанные с ним узами гостеприимства были ему ближе всего".Плутарх. "Избранные жизнеописания.Жизнь Лисандра"В Центральной Бразилии живут племена, которые ничуть не стыдятся ходить совершенно обнаженными. Но если вы застанете кого-нибудь из этих людей за едой, они будут безмерно смущены и пристыжены. Показать, как ты ешь, считается здесь невероятно стыдным. Поэтому, когда кому-нибудь все-таки приходится есть в присутствии другого, он опускает голову и отворачивается. А тот, кто увидел жующего, если он человек воспитанный, повернется к нему спиной и не станет оглядываться до конца трапезы.В прошлом подобное представление бытовало, оказывается, у многих народов. У ацтеков, когда император Монтецума садился за трапезу, перед ним ставили золоченый экран. Никто не должен был видеть, как император ест. В полнейшем одиночестве вкушали свой обед многие африканские вожди и вожди Полинезии: нарушивший это одиночество карался смертью. В Дагомее тот, кто, к несчастью, увидел царя за едой, должен был умереть немедленно. Когда сын одного царя в Конго случайно увидел своего отца за едой, он был казнен на месте.Как появился этот, казалось бы, столь нелепый обычай? Табу связаны с представлениями первобытных людей о том, что пища, которую принимает человек, становится как бы частью его самого. Причинить какой-нибудь вред пище, скажем, при помощи наговора, было бы равнозначно тому, чтобы причинить вред самому человеку, ввести в его тело вместе с едой болезнь или даже смерть. Что-то вроде "зомбирования". Поэтому чем меньше людей будут видеть, как человек ест, тем лучше. Самое безопасное, если это вообще будет происходить без свидетелей. А если уж и делить трапезу с кем-нибудь, то только с тем, от кого нельзя ожидать зла, кому безусловно доверяешь. Так совместное принятие пищи превратилось в ритуал, знаменующий установление доверия и взаимной дружбы.Преломить хлеб с кем-нибудь - всегда было нечто большее, чем просто совместно поесть. Разделить трапезу означает преодолеть некий барьер между посторонними до того людьми.Магический смысл общей трапезы издавна известен был и на Руси. Летопись рассказывает о ссоре двух князей. Когда столкновение их завершилось миром, ознаменовано это было общей трапезой: "Глеб же выехал и поклонился Изяславу. Изяслав же позвав к себе на обед и ту обедав".Так же поступает и Петр I после победы над шведами. Чтобы показать, что у него нет недобрых чувств к вчерашним врагам, -"В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих..."В других обстоятельствах, после другой войны, в мае 1945 года маршал Г.К.Жуков давал в Берлине банкет в честь Победы. Побежденных за общий стол подчеркнуто не пригласили - до примирения было еще далеко. И только через десять лет, в 1955 году, когда канцлер ФРГ Аденауэр прибыл в Москву с визитом, советские руководители впервые сели за один стол со "вчерашним противником".С недоброжелателем или врагом хлеб не преломляют.Чтобы быть свободным в своих действиях, Н.С.Хрущев, например, старался избегать общей трапезы. Ради этого, рассказывают, он специально возил в багажнике своей машины большую сковороду. Не доезжая до города, где его ждали, Хрущев со спутниками и с охраной устраивали где-нибудь на обочине небольшой привал и разводили огонь. Когда же по прибытии их с дороги, как было заведено, сразу приглашали к столу, Хрущев отвечал:- Спасибо, спасибо. Мы недавно обедали. Поехали сразу в хозяйства.Отказ преломить с кем-то хлеб, неучастие в трапезе имеет не меньший символический смысл, чем участие в ней.В 1254 году в ставку Золотой Орды к Батыю прибыли послы от французского короля Людовика IХ. Они добирались до великого хана около года. Что прежде всего сделал Батый, пожелав выразить посольству свое высокое расположение? "Он приказал нам сесть и велел дать нам молока, - писал Гальом Рубрук, посол Людовика. - Это они считают очень важным, когда кто-нибудь пьет с ними кумыс в их доме".Римский посол Яков Рейтенфельс, побывавший на Руси в 70-х годах ХVII века, писал, что русские считают невозможным "заключить тесную дружбу, не наевшись и не напившись предварительно за одним столом".Общая трапеза превратилась в символ дружбы, а отказ принять в ней участие стал равнозначным отказу от дружбы. Вот почему на Востоке, если гость почему-либо не мог принять угощения, он, чтобы не быть понятым неверно, опускал палец в солонку и облизывал его. Тем самым как бы разделял трапезу символически.Согласно старому русскому обычаю, когда гость ест охотно, это - выражение дружбы и уважения к хозяину. В противном случае говорили: "Он не пьет, не ест - он не хочет нас одолжить!" И это расценивалось как затаенное недоброжелательство.Мы читаем в газетах, что такой-то политический деятель дал обед в честь прибывшей делегации или какого-либо лица, приехавшего с официальным визитом. И в этом акте современного дипломатического этикета живет все тот же древнейший ритуал. Хотя, наверное, участникам торжественного обеда не приходит в голову, что они присутствуют на церемонии, зародившейся в далекой древности.Любопытно проследить, как исторически менялось содержание и масштабы трапезы. При римском императоре Августе угощение состояло обычно из четырех-шести блюд. Известный своей расточительностью герцог Бургундский устраивал пиры, где подавалось до тридцати блюд. При дворе английского короля количество блюд достигало 447.Но все это меркло по сравнению с хлебосольством, которое выказывали русские бояре вельможам.В годы царствования Петра I в России побывал некий датчанин, оставивший любопытное описание русского обеда. Сначала на стол подавались различные соления, ветчины, копченый язык, селедка и т.п. Все это очень солоно, писал он, и сильно приправлено перцем и чесноком. За этим, по его словам, следовало то, что теперь мы называем вторыми блюдами, - различное жаркое. И, наконец, на третье подавали супы. А на десерт, или, как говорили тогда, "на заедку", - варенье, зеленый горох в стручках и морковь.Чем большим числом блюд потчевали гостя, тем выше считалась оказываемая ему честь. В обычных боярских домах в честь гостя на стол подавали по 30-40 различных блюд. На царских же пирах, особенно если угощали послов, число перемен возрастало до 100, 150 и даже до 200. Рекордным, по всей вероятности, был обед в честь некоего крафа Карлиля, когда было подано 500 различных кушаний.Пятьсот блюд - это гораздо больше, чем нужно, чтобы доставить человеку удовольствие. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что уже вскоре после начала обеда восторги графа Карлиля приняли чисто созерцательный характер...Когда угощение на Руси бывало особенно обильным, о нем с одобрением говорили: "гостьба была толсто трапезна". На другой день хозяин непременно посылал справиться о здоровье гостей. Зачастую это оказывалось нелишним.Как видите, радушие хозяина обычно намного превышало скромные возможности, отпущенные гостю природой. Однако выход был найден. Впрочем, не только в России.Французский путешественник, побывавший на Руси в XIII веке, писал об обычае русских приходить на пир со специальным мешком, в котором они уносили то, чего не в силах были съесть за столом. Обычай этот сохранился и позднее, во времена Ивана Грозного. Когда гости после угощения отправлялись по домам, им вручали с собой блюда с мясом, блюда с пирогами, корзины со сластями, пряниками, орехами и сушеными плодами. Жив этот обычай и поныне. Масштабы, правда, не те.Арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший десять веков назад царство волжских булгар и приглашенный царем на пир, особо отмечал в своих записках: "Когда кончилась еда, каждый из нас унес оставшееся на его столе домой".Такой же обычай известен и в странах Ближнего и Дальнего Востока. В Японии еще в прошлом веке на торжественные обеды гости предусмотрительно приносили пустые корзины. В них они складывали и уносили домой то, что не смогли съесть.Когда сегодня, угощая своего гостя, вы кладете ему на тарелку лучший кусок, вы следуете той доброй традиции, которая уходит в далекое прошлое. "Более других чтите гостя, - писал в своем завещании детям князь киевский Мономах, - откуда бы к вам ни пришел, простой, или знатный, или посол, если не можете дарами, то брашиной и питием..." Эту щедрость русских к гостям не раз отмечали иностранные путешественники. Один из них был удивлен, заметив, что во время пира царь Алексей приказывал "подавать все заморское и дорогое гостям".Конечно, хлебосольство имеет свои границы. Не буду цитировать в этой связи басню Крылова "Демьянова уха". Она и так всем хорошо известна.

www.rabotnitsa.ru

Преломление хлеба - это... Что такое Преломление хлеба?

 Преломление хлеба

Тонкий хлеб, который обыкновенно едят люди в странах, упомянутых в Библии, не режется, но ломается: отчего и произошло выражение — преломление хлеба (Иер. 16:7). Общая трапеза в Новом Завете называется преломлением хлеба (Лук. 24:30,35; Деян. 2:46; 20:7, 11). Некоторые думают, что слово «преломление хлеба» иногда, например, в Деян. 2:42, обозначает вечерю Господню.

Словарь библейских имен. 2014.

  • Преграда,
  • Прелюбодеяние

Смотреть что такое "Преломление хлеба" в других словарях:

  • преломление хлеба — преломл’ение хл’еба обычный прием разделения хлеба в древности на востоке, ибо он выпекался в виде лепешек (Иер.16:7 ; Лук.24:30 ,35). Поэтому преломлением хлеба называются общие трапезы (Лук.2:42 ,46; Лук.20:7 ,11; Деян.2:42 ,46; Деян.20:7 ,11) …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • преломление\ хлеба — преломл’ение хл’еба обычный прием разделения хлеба в древности на востоке, ибо он выпекался в виде лепешек (Иер.16:7 ; Лук.24:30 ,35). Поэтому преломлением хлеба называются общие трапезы (Лук.2:42 ,46; Лук.20:7 ,11; Деян.2:42 ,46; Деян.20:7 ,11) …   Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Преломление —  ♦ (ENG fraction)  (лат. fractio разламывание)    преломление хлеба во время евхаристии, подобно тому как Иисус преломил хлеб во время Тайной Вечери (Мк. 14:22; ср. Лк. 22:19) …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I — [греч. Εὐχαριστία], главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении (μεταβολή изменение, превращение) приготовленных Даров (хлеба и разбавленного водой вина) в Тело и Кровь Христовы и причащении (κοινωνία приобщение; μετάληψις принятие)… …   Православная энциклопедия

  • Амвросианский обряд — (также иногда называется миланским обрядом, лат. ritus Ambrosianus)  один из латинских западных литургических обрядов, используется в архиепархии Милана (за исключением Монцы), а также в более 100 приходах епархий Павии, Бергамо (обе… …   Википедия

  • АГАПА — [греч. ἀγάπη любовь], в христ. общинах I V вв. особая совместная трапеза «вечеря любви», имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии. Название «А.» по отношению к трапезе впервые встречается в Послании ап. Иуды …   Православная энциклопедия

  • Агапа — У этого термина существуют и другие значения, см. Агапа (значения). Агапа. Фреска из катакомб св. Присциллы Агапа, в I V веках н. э.  вечернее собрание христиан для молитвы и вкушения пи …   Википедия

  • Месса — (фр. messe, от лат. missa) основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит… …   Католическая энциклопедия

  • ХЛЕБ — наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти… …   Русская история

  • Месса — У этого термина существуют и другие значения, см. Месса (музыкальное произведение). Месса (итал. messa, от лат. missa)  основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии… …   Википедия

bible_names.academic.ru

Преломление хлеба

www.hristadelfiane.org

3.5. Преломление хлеба

Христадельфиане вполне правильно выделяют большое внимание преломлению хлеба. Но из-за определенных особенностей таких встреч, может возникнуть некоторое мистическое отношение к хлебу и вину. Такое восприятие не столь полезно, как думается. Но существует и другая крайность – принятие этих встреч, как чего-то совсем привычного и обыденного, что оставляет за бортом всю их важность. В этой части мы постараемся проанализировать основные аспекты преломления хлеба.ВоспоминаниеМы лучше поймем значение преломления хлеба в Новом Завете, если приравняем его к Пасхе. Пасха предназначалась для напоминания великого спасения, совершенного Богом для всего Израиля в водах Чермного моря. Там была одержана грандиозная победа над Египтом, символом греха. Однако каждый верный израильтянин всех времен должен был говорить: “Это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта” (Исх.13:8). Наши встречи воспоминания также несут в себе ту же двойственность – воспоминание о том, что Бог сделал лично каждому из нас, как и того, что Он сделал для всеобщего освобождения. Вот почему при преломлении хлеба должно присутствовать благоговение личной связи с Богом, друг с другом, а так же с теми, кто был до нас. Нашими водами Чермного моря стало крещение (1Кор.10:1). Не лишена здравости мысль, что нам нужно при преломлении хлеба мысленно возвращаться назад к нашему крещению, вспоминая его и свое освобождение от грехов и недостатков. Павел говорит о чаше “благословения, которую благословляем” (1Кор.10:16), возможно, подразумевая “благословение”, которое по Библии приравнивается “прощению” (например, Деян.3:25,26). А поскольку на наших встречах воспоминания происходит осознание своих грехов и искупление от них, то нет особой нужды в размышлениях о прощении через хлеб и вино. В перспективе, мы спасены крещением, через крест нашего Господа. Все наши грехи были прощены – в перспективе. Нам нужно быть очень осторожными и не воспринимать хлеб и вино, как они воспринимаются ортодоксальными церквами, как имеющими силу сами по себе очищать нас. Хлеб и вино предназначены в помощь творить воспоминание того, что уже было достигнуто.Испытание себяЕсли понято все вышесказанное, то заповедь испытывать самих себя при преломлении хлеба, не станет перечислением нескольких известных грехов, совершенных на неделе, в надежде на прощение их через преломление. “Если бы мы судили сами себя (во время хлебопреломления), то не были бы судимы” (1Кор.11:31), или осуждены. Наше испытание самих себя должно быть такой силы, что мы должны прочувствовать заслуженность своего осуждения. Если мы сможем достичь этого сейчас, мы не будем осуждены на суде. За испытанием самих себя в словах Павла кроется сосредоточение внимания на жертве Христа. Но эта заповедь очень сильно напоминает заповедь, данную Израилю, об очищении от квасного (Исх.12:19). “Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства” (1Кор.5:8). Помня о заповеди Павла испытывать самих себя, фокусируя при этом свое внимание на жертве Господней и на Исходе, где нам предписывается размышлять над собственными беззакониями, мы приходим к выводу, что если мы по-настоящему осознаем Христову победу ради нас, то неизбежно поймем и свою слабость и никчемность, от которой Христос, действительно, освободил нас. Но такое понимание приходит только при условии истинного и полного осознания победы Господней. Пасха была возвещением окружающему иудеев миру о том, что Бог сделал для Израиля. Так же и наши встречи “возвещают” смерть Господню. А потому наши встречи воспоминания должны включать в себя открытое возвещение другим то духовное освобождение, которое Господь сотворил нам. Этому нужно посвящать, по крайней мере, пол часа в конце наших встреч.Если мы по-настоящему знаем Христа, если мы действительно возлюбили спасение, достигнутое Им, мы будем желать чаще преломлять хлеб. “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди”. Нет никаких сомнений в том, что хлеб и вино каждый раз делает для нас реальным нашего Господа. Чем больше израильтянин верил, что именно Бог освободил его из Египта, тем больше он хотел совершать Пасху. Так же и наше хлебопреломление отражает нашу веру в спасение и прощение. Ни одиночество, ни обязанности в воскресной школе, ни чуждые всему этому близкие, не смогут остановить настоящего верующего от хлебопреломления. Если нужно, даже, в одиночестве.Необходимость хлебопреломленияПримечательно, что Божие избавление из Египта, сопровождалось серией определенных событий. Одним из таких событий было празднование Пасхи в воспоминание о спасении, которое совершил для них Бог. А потому очень часто подчеркивается: “Храните сие… на веки… соблюдайте сие служение”. Поэтому необходимо перед крещением (сравнимо с Пасхальным освобождением) объяснять необходимость соблюдения хлебопреломления. Желание Божие было, чтобы они вспоминали святыни через написанное слово Его. Описание вечери, творимой в воспоминание, как “возвещение” смерти Господней (1Кор.11:26) – напоминание о второй из четырех чаш иудейской Пасхи: “чаши возвещения”. Она выпивалась после чтения Псалмов 112 и 113, возвещающих об освобождении Израиля из Египта. А потому наше хлебопреломление – это возвещение истинности нашей веры в наше освобождение от мира сего, нашей веры в то, что мы сейчас находимся в пустыне на пути в Царство. Да не будет, чтобы наши встречи для преломления хлеба превратились в простой привычный обряд. Есть нечто очень личное в возвещении нашего спасения, как и спасения всего Тела в целом.Пасха настолько была важна, что “кто… не совершит Пасхи, – истребится душа та из народа своего” (Числ.9:13). Из Числ.9:10, из примеров Езекии и Иисуса Навина, кажется, что лучше было совершить Пасху, даже тогда, когда что-то было сделано не совсем так, как предписывалось, даже, если было чувство недостойности. И об этом стоит помнить в минуты, когда какие-либо обстоятельства, будь то внешние или внутренние, удерживает нас от хлебопреломления.“Истребится душа та из народа своего… понесет на себе грех человек тот”, – слова похожие на Исх.12:15 о евшем что-либо квасное, вместо опресноков, а также на Быт.17:14: “Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (отказавшийся обрезаться), истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой”. А потому длительное воздержание от преломления хлеба говорит о том, что воздерживающийся не находится больше в завете с Богом. Кстати, это одна из веских причин (по мнению автора), из-за которой возможно отлучение! Из-за неправильного отношения к встречам воспоминания, многие коринфяне были “немощны и больны”, а многие и умерли (1Кор.11:30), что намекает на силу апостольскую физически наказывать отступников болезнью и даже смертью. Так высоко почитались ими эти вечери. Вдумчивому читателю Библии, приходит на ум сравнение преломления хлеба с ежедневным всесожжением, совершаемом под законом, что говорит о духе соблюдения его утром и вечером. Не найдется ни одного искреннего христадельфианина, который бы постоянно не горевал о чувстве утраты тех ощущений, которые он испытывает во время хлебопреломления.О хлебопреломлении в 1Кор.10:21 говорится, как о “трапезе Господней” Ветхого Завета Иез.41:22. Участие в ней, означает причащение к жертвеннику, к Господу Иисусу (1Кор.9:13; 10:18; Евр.13:10). Если мы не причастны к нему, мы не имеем в Нем части. Но мы причастники Его, что говорит о нашем отделении от мира сего, ибо невозможно одновременно быть участником трапезы Господней и этого мира (1Кор.10:21). Пасха, как образ хлебопреломления, приправленная горькими травами, напоминала Израилю горечь их пребывания в Египте (Исх.1:14). Так и нам, наши вечери должны напоминать, что возвращение в мир, это возвращение из свободы в рабство и горечь.СобраниеБратья и сестры проходят под жгучим Африканским солнцем не одну милю, тратят многие часы на дорогу в мороз в Восточной Европе, проезжают сотни километров по шоссе в Северной Америке, и все только для того, что присутствовать на встрече воспоминания. Зачем? Почему просто не преломить хлеб дома? Ответом на это является тот факт, что преломление хлеба (как и Пасха) напоминает о спасении всего Тела Христова, которого мы все являемся сопричастниками. И если мы совершаем хлебопреломление в одиночестве, нам следует помнить об этом. А потому вполне можно понять находящихся “в изоляции”, старающихся преломлять хлеб в одно и то же время, в какое совершают их братья где-нибудь еще. “Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба” (1Кор.10:16,17). Хлеб – образ Тела Христова. Но в Новом Завете не один раз делается подчеркнутый упор на то, что Тело Христово – это верующие. Будучи причастны к Телу Христа, мы причастны, также, друг другу. Павел, ссылаясь на Ветхий Завет, приходит к заключению: “Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника” (1Кор.10:18)? Мы – жертва живая на жертвеннике-Христе (Римл.12:1; Евр.13:10). Жертва, возложенная на жертвенник, уже почиталась, как сам жертвенник. Как Христос был распят, так и верующие в Него сораспяты с Ним – в этом смысле, Христос и верующие были неразделимы на кресте. Неразделимы они и сейчас, как образ, составляющий Его Тело, составляющий Самого Христа. Причастие к Нему, неизбежно влечет за собой сопричастие с другими членами Тела Христова. Нам надо “рассуждать” о Теле Господнем (1Кор.11:29), а так же судить самих себя (то же греческое слово, что и “рассуждать”) на встречах воспоминания (1Кор.11:31). Рассуждая о Теле Господнем, мы рассуждаем о себе, ибо мы все члены этого Тела. А потому испытание на хлебопреломлении, означает испытание не только себя, но и Христа, Тело Которого мы все вместе, и каждый в отдельности, составляем.“Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф.18:20) обещает особую близость с Христом, когда мы собираемся вместе. Все, кто приложил усилия, для того чтобы собраться вместе, хорошо знают это. Наше сообщество все больше и больше увеличивается членами, находящимися в наполовину в изоляции, а потому истинность этого духовного обетования им более понятна и близка. Близость общения, которое происходило при праздновании Пасхи, когда вся семья собиралась вместе вокруг закланного агнца, разделяя вместе любовь и благодарение Богу, объясняет, почему неоднократно давалось Израилю предупреждение не разделять эту трапезу с теми, кто не находится в завете с Богом. Утверждение, что наше общение, общение только с Богом, ведет к снисхождению хлебопреломления с отступниками, что прямо противоречит прообразу Пасхи.Тело ломимое?Размышляя о преломлением хлеба и Теле Христовом, неизбежно задаешься вопросом, если написано, “кость Его да не сокрушится”, то как же мы вспоминаем Тело Его ломимое? Во-первых, надо понимать, что под словами “преломить хлеб” (одно и то же, и только в этом смысле, употребляемое слово “преломлять, ломать”) подразумевается простое разделение пищи с кем-либо (Ис.58:7; Иер.16:7; Иез.24:17; Ос.9:4; Вт.26:14; Иов 42:11). Слово “хлеб” употреблялось по отношении к любой пище, точно так же как “соль” среди арабов. Однако при преломлении нам надо избегать заблуждения многих, вспоминающих только настоящее Тело и Кровь Христа. Это замечание больше относится к тем, кто в хлебе и вине видит нечто мистическое и таинственное. Брат Робертс пишет по этому поводу в книге “Кровь Христова”, что драгоценна и действенна не настоящая, не буквальная Кровь Христова. То же самое можно сказать и о Его Теле. Его Кровь и Тело ничем не отличались от тела и крови любого другого человека.И то, что нам говорится вспоминать Его символически ломимое Тело, хотя настоящее тело не было сокрушено, является хорошим доказательством того, как следует понимать Его Тело и Кровь. 1Кор.10:16,17 говорит, что Тело, причастниками Которого мы являемся, есть образ всего тела верующих, впрочем, так же, как и настоящее тело Христово, через которое Он смог достичь спасения. Точно так же и Пасха, это не празднование красной крови заклания самого первого агнца, а воспоминание о спасении, которое Бог совершил для всего Израиля. Христос “грехи наши Сам вознес телом Своим на древо” (1Пет.2:24), но не в пропятых руках и ногах, а в Своей душе и духе, в Своих мыслях. Евангелисты часто говорят о теле, как о душе, как о полном нашем естестве (Мф.5:29,30; 6:22-25; Ин.2:21; Римл.7:4; 1Кор.6:12; 9:23). В Евангелии от Луки, при описании последней вечери Господней, Иисус связывает пролитие Своей Крови с жертвой всего Себя: “Сие есть тело Мое… сие творите в Мое воспоминание (всей Его жизни)… сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается” (Лк.22:19,20). Чаша – образ обещанного (“завета”) спасения, которое было утверждено Кровью Христа. Обратите внимание, с каким спокойствием говорит Иисус о Своем теле, “которое за вас предается (настоящее время)” и о “крови, которая за вас проливается”. Пролитие крови / жизни / души не прекращается и сейчас, и проливалось даже тогда, когда Он говорил об этом, и крест был венцом пролития, преломления всего Его “я”, Его души, Его Тела. И именно это мы вспоминаем хлебопреломлением. И если мы делаем это правильно, то мы рассуждаем о теле Господнем со всем должным пониманием. Греческое слово, переведенное, как “рассуждать”, означает судить или рассуждать, как судья, разбирающий дело подсудимого. В предыдущем стихе оно переведено, как “испытывает”. Рассуждение о Теле Господнем неизбежно приводит нас к испытанию самих себя. Размышление народа Божия над смертью своего Господа открывает помышления многих сердец (Лк.2:35). А потому и целью наставления должно быть концентрация нашего внимания на Христе, на Его Теле, на самом духе Тела, дабы пред нашим мысленным взором предстал Агнец так же явно, как агнец Пасхальный.Образ ЦарстваГосподь сказал нам, что Пасха “совершится в Царствии Божием” (Царствием?) (Лк.22:16), что подтверждается описанием “брачной вечери Агнца” в Откр.19:9. Точно так же и притча в Лк.14 рассказывает о “большом ужине” в начале Тысячелетия. В то время как мы сейчас совершаем этот “пир”, мы как бы разыгрываем притчу о пире времен возвращения Господа. В свете этого, как важно удаление от нас всякой горечи и разногласий при хлебопреломлении! Если образ наших встреч полностью и правильно понят, то это понятие само определит дух собрания. Символы, расположенные на виду у всех собирающихся, по крайней мере, пять минут полной тишины пред началом, заостренное внимание всех собравшихся на символах и на Царствии, которому, в сущности, и посвящено собрание, все это способствует настроению нужного духа. Приглашение присутствовать на трапезе Царской – по-настоящему великая честь (ср. 2Цар.19:28). Помните, что мы подтверждаем завет. “Кровь нового завета” – напоминание также крови ветхого, когда ею окропили народ после их согласия быть послушными Богу (Исх.24:8). Благоговейная торжественность этой далекой минуты, должна быть нашей. Хотя бы еженедельно.

Что такое преломление хлеба, а что такое Пасха?

 

Главная > Экзегеты, люди внимательно изучающие Библию Надежда

 

От Марка:гл 14 ст 22 и ст.23

И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал:примите, ядите; cие есть Тело Моё.

И, взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из неё все.

Это действие и есть хлебопреломление. Или по другому-тайная вечеря.

  Надежда

 

Далее следует стих 24, где говорится: И сказал им:сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая.

Пасха же -это торжество Жизни над смертью, Света над тьмой. Это Осанна в Вышних Господу!!!

  Генрик

 

Хлеб -это чистие белки. строение нашего тело. Белки. которие ученние не могут получить искуственним путем . ИИСУС имел ввиду. что хлеб строение тело человечского. НО сам белок является сложним строением. Знаменитий спираль. где передаются гени. ДНК. Они соеденяются между собой с высокой точностью. под влиянием божественной силой. Это все ученние докажут намного позже. По этому хлеб святой.                             Про пасху читайте библию. где Моисей освобождает свой народ из египта. Пасха-это праздник.что означает прошел мимо.Когда Моисей очередной раз просит фараона освободит народ еврейский.тогда БОГ говорит Маисею закалоть агнеца и кровью на дверях отметить крестом.Когда отправлю Ангела. чтобы был спосен народ Израельский. Пасха велыкий праздник.

  Андрей

 

Преломление хлеба - это устоявшийся метод близкого, доверительного общения. К примеру иудеи не общались с язычниками, благочестивые иудеи не общались с мытарями и грешниками. Для христиан написано, что бы с развращенными "даже не есть вместе". Преломить хлеб возможно разве что для употребления его и причем с близким сердцу человком. Пасха, правильное произношение "Песах" имеет свой порядок проведения, где в определенный момент опреснок (маца) ломается пополам и завернутая в белую ткань прячется до конца трапезы, называется "афикоман". Предполагается, что именно этот опреснок Иисус преломив передал его ученикам. Возможно предположить, что  афикоман - это пророческое указание на страдания и смерть Иисуса, почему получается, что вечеря - это преломление опреснока с пророческим провозглашением о смерти Иисуса Христа, вспомните: "Смерть Господню возвещаем доколе Он придет"

  ВЕРА

 

Преломление хлеба - есть приобщение Тела Христова(1 Корин 10:16)

Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Корин 5:7)

  Дмитрий

 

Не всякое преломление есть приобщение Тела Христова.

  Тимофей

 

Прочитайте в Библии , когда преломляли хлеб?, и что этим они вспоменали, когда преломляли хлеб по домам, (а не в храме или синагоге), в кругу своей семьи, и преломлял глава семьи, а не пастырь , или служитель

  Олег

 

Преломление - не прошел мимо, Пасха пройти мимо.(*) (*) (*) (*) (*) (*) (*) (*) (*) (*) (*) (*) (*) (*) (*) (*)

  Дмитрий

 Начало сообщения (ч.1) "Они постоянно находились в учении посланников, в общении, преломлении хлеба и в молитвах" (Еврейский НЗ в переводе Д. Стерна. Деяния 2:42). В преломлении хлеба. Многие христиане предполагают, что здесь (под фразой «в преломлении хлеба») имеется в виду причастие, и представляют себе, как первые верующие собирались по домам, чтобы съесть крошечный ломтик хлеба и символически пригубить вино или виноградный сок, подобно тому, как сегодня это делают христиане в своих церквях. Между тем, контекстом здесь выступает не христианство двадцатого века, а иудаизм первого века, а у евреев общение всегда происходило за обеденным столом.  То, что мессианские евреи «преломляли» вместе хлеб, означает, ни больше и ни меньше, что они ели вместе. 

Дмитрий

 Продолжение (ч.2) Необходимо до конца осознать значение совместных трапез. Прежде всего, когда есть возможность, религиозные евреи начинают трапезу с хлеба и произносят над ним браху. Затем они отламывают от булки кусочек и съедают его, чтобы благословение Бога за конкретный дар хлеба, который они собираются есть, не было произнесено напрасно. Йешуа знал и исполнял этот обычай, но он также придал дополнительное значение преломлению хлеба, когда сказал, разломив мацу во  время Последнего ужина: «Это мое тело, отдаваемое за вас; делайте это в память обо мне» (Лук. 22:20; ср. 1 Кор. 11:24). Совершенно ясно видно, что этот обычай стал неотъемлемой частью «Торы посланников»  и первые верующие должны были вспоминать о смерти Йешуа всякий раз, когда они начинали совместную трапезу, хотя некоторые отклонились от такого стандарта (1 Кор. 11:20-34). Оставшееся время трапезы посвящалось «общению» в общепринятом смысле этого слова, но не в традиционном христианском смысле (ломтик хлеба, чаша вина). 

Дмитрий

 Продолжение (ч.3) И все же такое общение не носило мирской, игнорирующий Бога характер. Посмотрите, что говорит Мишна: Раби Эльазар бен-Азарья [1- 2 век н э.] сказал; «…Если нет трапезы, нет (изучения) Торы, и если, нет (изучения) Торы, нет трапезы». (Авот 3:17). Иными словами, «если кто-либо перегружает себя религиозным учением и пренебрегает нормальным взаимодействием с обществом, учение такого человека не приносит обществу ничего хорошего. С другой стороны, если в основное время общения, за трапезой, кто-либо не отдает дань Богу, это знак того, что религиозная истина не проникла глубоко в жизнь этого человека. 

Дмитрий

 Окончание (ч.4) Йешуа, отождествляя себя с хлебом, сосредоточивает смысл трапезы на себе, и это позволяет нам перефразировать эпиграмму раби Эльазара: если нет времени для взаимоотношений с верующими, отождествление человека с Йешуа и изучение Божьей Торы несовершенны. Но если время общения с верующими не соотносится с жертвенной смертью Йешуа и с поощрением друг друга в ведении жизни, угодной Богу, то это время потрачено впустую. "Преломление хлеба и общение в первой церкви в свете еврейской традиции". Д. Стерн. 

1

Что такое преломление хлеба, а что такое Пасха?

gebelevans.ru

Важность преломления хлеба

 

> Оглавление >

7-5 Важность преломления хлеба

Совершенно верно то, что преломление хлеба у Христиан стоит во главе угла, однако из-за того что в этой вечери есть нечто особенное, то существует тенденция создавать вокруг хлеба и вина мистическую ауру. А это приводит к тому, что значение этой трапезы и смысл ее не приносят той благодати, которую они могли бы приносить. Впрочем существует и другая крайность, когда, ставшее слишком привычным хлебопреломление, становится обыденным событием, когда притупляется чувство важности его.

В этом занятии мы постараемся рассмотреть основные аспекты преломления хлеба.

Вечеря воспоминания

Суть новозаветного хлебопреломления хорошо помогает понять сравнение его с праздником Пасхи, который был установлен для того, чтобы напоминать всему Израилю о том великом спасении, которое было совершено Богом в Чермном море. Египет - образ греха - был полностью побежден в водах моря. На этом празднике верующие Израильтяне всех возрастов, должны были говорить: “Это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта” (Исх 13,8). Наши вечери воспоминания имеют то же двойное значение: вспомнить о своем собственном спасении, а также о спасении всего сообщества. Именно по этой причине за трапезой Господней должно присутствовать сознание общения с Богом, с друг другом и уже с почившими. Наше крещение является образом перехода через Чермное море (1Кор 10,1), а потому не будет ошибкой, если мы на вечери воспоминания вспомним о своем собственном крещении, о своем спасении от рабских уз греха и немощи. Павел говорит о чаше “благословения, которую благословляем” (1Кор 10,16), где он, возможно, употребляет слово “благословение” в Библейском смысле прощения (Деян 3,25,26). А потому, хотя прямо и не сказано о прощении через хлеб и вино, вечеря воспоминания все же напоминает нам о нашем прощении и спасении. Мы спасены в перспективе крещением и тем, что было сделано Господом на кресте, когда, также в перспективе, были прощены все наши грехи. Нам следует избегать учения католиков и православных о том, что хлеб и вино сами в себе имеют очистительную силу, ибо они всего лишь предназначены для того, чтобы напомнить нам о том, что уже было сделано нашим Господом. Именно поэтому первые Христиане совершали преломление хлеба в веселии, а не с грустью и беспокойством вспоминая о тех высоких стандартах, которых нам поставлены в Иисусе (Деян 2,46).

Потому что мы вспоминаем свое спасение, на вечери воспоминания не должно быть место для чувства вины. Иоаким Иеремия (Joachim Jeremias) дает целую серию цитат из раввинской и исторической литературы о том, что произошло, “когда настал час, Он воссел” на вечери(1). Во всех же Евангелиях написано, что Иисус на последней вечери не воссел, а возлег со Своими учениками (Мф 26,20; Мк 14,18; Лк 22,14; Ин 13,12,23,28), возлег точно так, как было принято возлежать и на празднике Пасхи. Равви Леви писал, что “рабы ели стоя, однако за пасхальной трапезой все должны были возлежать, что служило образом перехода от рабства к свободе”. Тем самым подчеркивается, что наше преломление хлеба является образом освобождения от рабства. А это значит, что во время освобождения не стоит беспокоиться о том, что мы выходим в путь с грузом вины за плечами, ибо мы празднуем спасение и искупление от уз, которые были сняты с нас во Христе, в Пасхе нашей.

Испытание самих себя

Если хотите, можете подчеркнуть в своей Библии две фразы в 26-й главе Евангелия от Матфея. “И когда они ели...”, они начали спрашивать Его: “не я ли, Господи?” (Мф 26,21). “И когда они ели, Иисус взял хлеб...” (Мф 26,26). Если верить греческой грамматике, то вопрос, “не я ли, Господи?”, звучал на протяжении всей вечери. Нам всем знакомо, как Иисус взял хлеб, благословил его и преломив, раздал Своим ученикам, ибо то же самое происходит и на наших вечерях. Иными словами, все их собрание, среди прочего, было пропитано духом испытания самих себя, дабы узнать, не я ли являюсь возможным предателем своего Господа. Так, несмотря на всю радость и уверенность, о которых так часто говорится в церквах, эти уверенность и радость произрастают как раз из совершенно противоположного, из испытания самих себя о возможном падении и возможном предательстве Господа. На важность испытания самих себя косвенно намекается и в Ин 13,10: “омытому нужно только ноги умыть”, что является, в свою очередь, намеком на очистительное омытие левита (Числ 19,19). Тем самым Господь сравнивал находящихся за трапезой Его с очищением левитов, ибо видел Своих в образе священников. Ко всему прочему нужно помнить, что Господь произнес эти слова незадолго перед преломлением хлеба в ответ на нежелание Петра причащаться трапезы Господней, если она означала омовение, очищение. Своим ответом Господь дает понять, что крещение может быть только одно, а потому человеку нет необходимости креститься еще раз, однако ему необходимо снова и снова омывать свои ноги, что, как я полагаю, является образом преломления хлеба, в котором Петр не хотел принимать участия. Таким образом, несмотря на то, что через хлеб и вино и не получается чудесное прощение, все же между вечерей воспоминания и прощением существует неразрывная связь, примерно такая же, как между прощением и крещением. Не совершать преломление хлеба, как и отказ креститься, означает отказ от прощения в Крови Иисуса.

Если всё это правильно понято и осознано, тогда испытание себя перед преломлением хлеба не ограничится воспоминанием нескольких грехов, совершенных на прошедшей неделе, от которых мы каким-то образом надеемся очиститься через хлеб и вино. “Если бы мы судили сами себя (преломляя хлеб), то не были бы судимы” (1Кор 11,31). Наше испытание самих себя должно привести нас к выводу, что мы должны быть осуждены, и если мы по-настоящему осудим себя сегодня, тогда не будем осуждены в судный день. Из сути, сказанного Павлом в 11-й главе 1-го Послания к Коринфянам следует, что все наше внимание должно быть сосредоточено на жертве Христа. Однако заповедь испытывать самих себя основана на указании Израилю перед Пасхой выискивать в своих домах закваску (Исх 12,19). “Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства” (1Кор 5,8). На первой вечери ученики спрашивали, “не я ли, Господи?”, что также является прообразом заповеданного испытания себя за трапезой Господней (Мф 26,22). Испытание самих себя, основанное на памяти жертвы Господней и желании избавиться от старой закваски “порока и лукавства”, приведет нас к выводу, что если мы действительно знаем Христа и Его победу, совершенную ради нас, то мы также обязательно осознаем и свои собственные слабости, которые были также преодолены Христом. Однако, еще раз напомню, что такое понимание приходит лишь с правильным осознанием победы Господней. Пасха была праздником, возвещающим всему окружающему миру о том, что Бог сделал Израилю. Точно также и наша вечеря является возвещением смерти Господа. А потому на наших вечерях должно присутствовать также и открытое возвещение другим о том, какую духовную свободу даровал на кресте нам Господь. Именно об этом необходимо говорить всем нам в те полчаса, которые отделяют нас от завершения преломления хлеба и мира сего.

Если мы по-настоящему знаем Христа, если мы радуемся достигнутому Им спасению, мы захотим совершать хлебопреломление как можно чаще. “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди”. Не приходится сомневаться в том, что хлеб и вино за трапезой Господней делают Его присутствие более реальным. Чем сильнее Израильтяне верили в то, что Бог освободил их из Египта, тем сильнее они стремились совершать Пасху. Так и наше отношений к преломлению хлеба отражает нашу уверенность в спасении и прощении. Ни большие расстояния, ни всевозможного рода обязанности и заботы, ни некрещеные члены семьи не смогут встать на пути искреннего верующего перед совершением хлебопреломления, даже, если оно совершается и в одиночестве.

Важность преломления хлеба

Стоит отметить, что освобождение Богом из Египта было обусловлено целым рядом вещей, одной из которых была заповедь совершать Пасху ради воспоминания о том, что Бог сделал им. А потому именно поэтому так часто написано, “храните сие... на веки... соблюдайте сие служение”. А потому перед крещением (ср. с пасхальным спасением) необходимо объяснять, почему нам необходимо совершать хлебопреломление. То, что вечеря воспоминания является возвещением смерти Господней (1Кор 11,26), является намеком на вторую, из четырех, чаш Иудейской Пасхи, называемой “чашей возвещения”. Из нее пили после чтения 112-го и 113-го (первые 8 стихов у евреев) псалмов, в которых возвещается об освобождении Яхве Израиля из Египта. А потому наше преломление хлеба является нашим возвещением миру сему о том, что мы по-настоящему верим, что мы были спасены от этого мира и находимся на пути, ведущему к Царству. Да не будет, чтобы наше преломление хлеба превращалось в простой обряд, либо привычку. Через хлеб и чашу спасения мы возвещаем не только о своем собственном спасении, но и о спасении всех истинно верующих.

Соблюдение Пасхи было настолько важно, что тот, кто “не совершит Пасхи, - истребится душа та из народа своего, ибо он не принес приношения Господу в свое время: понесет на себе грех человек тот” (Числ 9,13). Из Числ 9,10, а также из примеров совершения Пасхи во времена Езекии и Иосии, можно прийти к выводу, что лучше совершить Пасху, даже если не все делается по уставу и в некоей нечистоте, чем совсем не совершать ее. И об этом стоит помнить, когда приходит ощущение, что ты недостоин причащаться образов Тела Господня, или же когда у человека есть некоторые проблемы с вином. Моисей, при заключении завета, обязал народ словами: “вот кровь завета” (Исх 24,8). Те же самые слова повторил и Господь на первой вечери, устанавливаемой Им евхаристии (Мк 14,24). Вот, насколько это важно! Хлебопреломлением мы показываем, что мы храним завет, что мы являемся особым народом Израиля Божия среди языческого мира. Позже “кровь завета” в Иудаизме превратилась в кровь обрезания (ср. с Быт 17,10), а потому очень может быть, что Господу было угодно выявить сравнение между обрезанием и преломлением хлеба. Ибо именно это приходило на ум первым Его слушателям(2). Вот насколько необходимо и важно причащение трапезе Господней.

“Истребится душа та из народа своего... понесет на себе грех человек тот” - слова, которые могли бы быть написаны и в Исх 12,15, где говорится о человеке употребляющим в пищу вместо пресного хлеба квасной, и в Быт 17,14: “Необрезанный же мужеского пола (отказавшийся обрезаться)... истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой”. Обрезание было ветхозаветным крещением. Долгий период времени, проведенный человеком без преломления хлеба, говорит о том, что этот человек больше не находится в завете с Богом. Из-за неправильного поведения за трапезой Господней многие Коринфяне были “немощны и больны и немало” из них умирало (1Кор 11,30), возможно, будучи наказанными через апостолов, обладавших силой поражать отступивших верующих болезнями, а то и смертью. Вот насколько важно было, чтобы вечери проходили благопристойно и чинно. Внимательный ученик Библии заметит общность между хлебом и вином, приносимыми ежедневно во всесожжение по закону Моисееву, с преломлением хлеба за трапезой Господней. А эта общность явно говорит нам о том, что дух трапезы Господней должен нас сопровождать с утра до вечера. Уверен, что не найдется ни одного верующего, который бы не сожалел об утрате духовного подъема и возвышенности чувств, которые он испытывал во время преломления хлеба.

Хлебопреломление называется трапезой Господней в 1Кор 10,21, но в Ветхом Завете “трапезой” называется также и жертвенник (Иез 41,22). Питаясь с этого жертвенника, мы причащаемся ему, а также Господу Иисусу (1Кор 9,13; 10,18; Евр 13,10). Если мы не причащаемся этих образов, то мы тем самым заявляем, что не имеем в Нем части. Если же мы являемся причастниками Его, то тем самым являем, что не принадлежим миру сему, ибо невозможно одновременно вкушать за трапезой Господней и за трапезой этого мира (1Кор 10,21). Пасха, прообраз хлебопреломления, приправлялась горькими травами, дабы напоминать Израилю о горькой жизни в Египте (Исх 1,14). Наша трапеза Господня должна также напоминать о том, что возвращение в мир является возвращением не к свободе, а к рабству и горечи.

Несмотря на то, что прощение не является чудом, полученным на вечерях воспоминания, сама вечеря, сама трапеза Господня является жизненно важной частью прощения грехов любого верующего. Когда Петр не хотел участвовать в преломлении хлеба, Господь напомнил ему, что любой крещенный, действительно, считается омытым, а потому и чистым, но все же нуждается в периодическом омытии своих ног. А это был явный намек на преломление хлеба (Ин 13,10). Об очищении также говорится и в Ин 15,2, где рассказывается о том, как Отец очищает на лозе всякую ветвь, приносящую плод, чтобы она более принесла плода. Разве это не говорит о влиянии на нас причащения хлеба и вина на вечери Господней?

Трапеза Господня - предупреждение

Безусловно, нехорошо не собираться вместе. Если мы любим своих братьев, то будем искать возможность видеться с ними. При этом нам необходимо преодолевать свой естественный эгоизм, свое желание уединения. Разве не об этом говорится в Евр 10,25? На первый взгляд можно прийти к выводу, что оставление собрания приравнивается здесь к произвольному греху, который лишает нас от спасения.

Будем держаться исповедания упования неуклонно

Неуклонно (не возвращаясь в Иудаизм, что следует из всего Послания)

Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви

Не будем оставлять собрания своего

Будем увещевать [друг друга]

Как есть у некоторых обычай (под “некоторыми” подразумеваются те, кто оставил Христианство)

 

Если... произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи

 

Некое страшное ожидание суда и ярость огня

 

Отвергшийся закона Моисеева

 

Кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета - те, кого ждет осуждение, те Христиане, которые пожалели о своем обращении и вернулись в синагоги, тем самым совершив, по мнению Павла, одно из богохульств.

Разве не пугают те страшные вещи, о которых написано в правой колонке, и которые ожидают уверовавших в Господа Иисуса, но по каким-то своим причинам оставивших свое собрание по воскресеньям? Разве вас не пугает произвольный грех против Господа Иисуса? А ведь это как раз и является главным, чему посвящено все Послание к Евреям, ибо оно было адресовано евреям-Христианам, которые, под воздействием Иудеев, стали оставлять веру в Христа и возвращаться к Иудаизму. Под оставившими собрание можно, а может быть и нужно, понимать тех, кто совсем оставил Христианство. Во 2Пет 2,15 также говорится об “оставлении”, но уже заблудших с прямого пути, и тоже, евреев. А потому предполагаю, что “оставление собрания своего” больше говорит об отвращении от Христа и возвращении к заблуждениям, чем простое непосещение церкви, как часто думаем и говорим мы. Писавший Послание горько сожалеет, что “некоторые” оставили собрание (Евр 10,25). А это напоминает другие места в том же Послании к Евреям, где говорится о тех, “некоторых”, которые вернулись в Иудаизм. “Смотрите... чтобы не было в ком (то же самое греческое слово) из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.... чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом... Ибо некоторые из слышавших возроптали (из тех евреев, которые оставили надежду в пустыне на Царство)... (А потому надо опасаться, чтобы) не оказался кто из вас опоздавшим... чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность” (Евр 3,12,13,16; 4,1,11). Да и на самом деле, после слов о “некоторых” оставивших собрание, в Евр 10,28 говорится о том, “кто нарушал закон Моисея” (современный перевод), где употребляется то же самое греческое слово. Так что в Послании пример с евреями в пустыне, отвратившимися от духа Христа в Моисее и надежды на царство, приводится как предупреждение тем “некоторым” в экклесии, кто решил оставить надежду на Царство Божие. И позвольте настоять на этом. Я ни в коем случае не хочу сказать, что нам нужно кое-как относиться к нашим собраниям. Вовсе нет! Просто я считаю, что я прав, настаивая на том, что если кто-то по каким-то причинам не посещает наши собрания, не стоит обвинять его в предумышленном грехе и пугать страшным судом, о котором говорится в 10-й главе Послания к Евреям. Ведь это место говорит как будто о том, что “если кто не почитает воскресного дня, если кто перестал собираться с нами, то это значит, что он перестал собираться с Богом и Его Сыном”. Ну, что ж, бывает.

Для некоторых посещение воскресных собраний по каким-то причинам бывает затруднительно, однако, как говорит Павел, есть только один хлеб, есть только одна чаша, причастниками которых должны быть крещенные в одно Тело. Даже отлучение от общения является всего-навсего лишь местным раздором между тобой и экклесией, ибо когда бы ты не причащался к этому одному хлебу и к этой единственной чаше, ты причащаешься одного Тела Иисуса - даже, несмотря на то, что кто-то говорит, что это и не так. Можно не поддерживать отношения с экклесией, а экклесия может не поддерживать отношений с тобой, но ничто не может отлучить нас от Тела, Крови и любви Иисуса. Никто не имеет права говорить, что ты уже не член Тела Господня. Стоит более внимательно отнестись к 18-й главе Евангелия от Матфея, на которую частенько ссылаются в таких случаях. Если брат согрешит против тебе, сначала поговори с ним, потом вовлеки в разговор церковь, и только после этого, если он продолжает грешить, “да будет он ТЕБЕ, как язычник и мытарь”. Я специально выделил слово “тебе”, чтобы привлечь внимание к тому, что здесь говорится о твоем личном отношении к брату, а не об отношении всей экклесии. А какое было отношение к язычникам и мытарям Иисуса? Он общался с ними, сидел с ними за одной трапезой, стараясь спасти их.

Но на этом Мф 18 не заканчивается. Петр спрашивает: “Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?” Иисус ответил, до 70 х 7, т.е. почти до бесконечности. Своим ответом Господь дает понять, что ты, конечно, можешь перестать общаться со своим братом, пройдя через положенную Им процедуру, однако намного будет лучше, если ты все же простишь его. Это подобно прелюбодеянию по закону Моисееву. Перед мужем стоял выбор: он мог провести жену через закон ревнования, сделав ее бесплодной, мог побить ее камнями, развестись с ней, или же просто простить. Перед всеми нами поставлен высокий уровень, к которому нам и нужно стремиться. Цитирующие Мф 18 с целью исключить кого-нибудь от общения, по-моему, находятся на духовном уровне ниже, чем прощающие до 70 х 7 раз. Однако милостивый Господь примет в последний день и их.

Собрание

И вот по этим и другим причинам братья и сестры проходят пешком многие мили под жгучим Африканским солнцем, тратят на дорогу многие часы на морозе в Восточной Европе, проезжают на машинах сотни километров в Северной Америке, и все это лишь ради того, чтобы собраться вместе за трапезой Господней. Но почему? Почему не совершить хлебопреломления просто дома? Ответ на это находится в том, что преломление хлеба (наподобие Пасхи) служит для того, чтобы напомнить о спасении дарованном всему Телу Христову, к которому принадлежит и каждый из нас в отдельности. Об этом надо обязательно помнить и тогда, когда хлебопреломление совершается в одиночестве. Именно по этой причине, те, кто преломляют хлеб одни, стараются делать это в одно и то же время, что и их собравшиеся вместе братья. “Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело” Христово (1Кор 10,16,17). Хлеб является образом тела Христа, однако в Новом Завете еще и еще раз говорится о том, что Тело Христово составляют верующие. Являясь частями Тела Христа, мы общаемся друг с другом. Павел показывает это на ветхозаветном примере: “Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника” (1Кор 10,18)? Мы являемся живыми жертвами, положенными на жертвенник, на Христа (Рим 12,1; Евр 13,10). Жертва, положенная на жертвенник, уже почиталась и сама как сам жертвенник. Христос был распят на кресте, как и все верующие в Нем, так что, в определенном смысле, Христос и верующие на кресте стали одним и неделимым целым, каким целым они и являются по ныне, о чем и говорит образ живого Тела, Тела Христа. А потому желание живого общения с Ним означает желание общения и с членами Его Тела. Нам нужно “рассуждать” о Теле Господнем (1Кор 11,29), а также судить себя (то же самое греческое слово, что и “рассуждать”) за трапезой Господней (1Кор 11,31). Рассуждая о Теле Господнем, мы рассуждаем о себе, ибо являемся членами Его Тела. А это влечет за собой испытание самих себя при преломлении хлеба, как каждого в отдельности, так и всего Тела, Христа.

“Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мф 18,20) - слова, обещающие особую близость Господа, когда мы собираемся вместе. Каждый, хоть раз приложивший настоящие усилия, чтобы побывать на собрании, знает эту истину. Наше сообщество имеет одну особенность, а именно ту, что многие живут относительно далеко друг от друга, а потому об этом истинном благословении собрания Господнем им известно не понаслышке. Близость общения, которое достигалось за пасхальной трапезой в Израильских семьях, собранных вокруг закланного агнца вместе с чувством любви и благодарности к Богу, объясняет почему Израильтяне неоднократно предупреждались, чтобы они не совершали Пасхи с теми, кто не состоит в завете с Богом. Утверждения, что наше общение происходит только с Богом затуманивает суть преломления хлеба и ведет к совершению его с еретиками, что противоречит прообразу совершения Пасхи.

Господь совершил вечерю воспоминания как Пасху, однако при этом введя некоторые изменения. “Он был узнан [учениками] в преломлении хлеба” (Лк 24,35) потому, что Иисус, чужак и странник, первым начал произносить молитву, тогда как в то время было принято, что пищу благословлял хозяин дома. Иоаким Иеремия (Joachim Jeremias) приводит доказательства того, что “во времена Иисуса за пасхальной трапезой каждый пользовался своей чашей”(3). В Мк 14,23 однако говорится, что на вечери Господней все пользовались лишь одной чашей: “И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все”. Ни у кого из них не было своей чаши, чтобы пить из нее. Господь дал им пить из Своей, Собственной чаши, тем самым сделав их причастниками ее, причастниками чаши страданий и конечной радости. Мысленно представьте себе, подумайте о том, как спокойно и решительно Господь взял чашу (Лк 22,17), зная, что она собой представляет. Павел говорит о той же самой “чаше”. Подобное изменение в установленном порядке совершения Пасхи говорит о том единении, которое принесла Его смерть, Его Кровь и Его жизнь среди тех, кто причащается им. Кстати говоря, именно по этой причине я всегда был против того, чтобы за трапезой Господней пользовались своими чашками, ибо это похоже, пусть на несознательное, но возвращение к Иудейскому преданию. Я уже писал о ясно видимой связи между смертью Иисуса и нашим единством. Так вот, лучшим напоминанием об этом единстве является трапеза Господня. Нежелание причастия за трапезой с кем-либо из братьев или сестер - вещь серьезная. Очень печально, но факт, хлебопреломление чаще используется нами не для единения, а наоборот, для отлучения кого-нибудь. И к сожалению, это действительно так. Из сравнения Лк 22,20 с Мк 14,24 видно, что Господь как будто хочет сказать, что эта чаша, разделенная между ними, и “за многих изливаемая”, изливалась не только за них. Пасха совершалась с тем, чтобы напомнить о спасении всего народа, а значит и каждого в отдельности поклоняющегося Богу. А поэтому будет совершенно не верно настаивать на совершении хлебопреломления в одиночку, или же совершать его не думая об общем искуплении не только каждого отдельно, но и всего народа в Нем.

Единство верующих при преломлении хлеба видно и в Деян 2,42, где мы читаем о том, что заключившие новый завет постоянно пребывали

в учении Апостолов,

в общении

и преломлении хлеба

и в молитвах.

Очень может быть, что это является описанием порядка совершения служения на первых вечерях Господних, которые начинались с проповеди Апостолов, после чего происходило “общение”, или же совместное принятие пищи, названное “вечерей любви” в Иуда 1,12, после чего следовало само хлебопреломление (по установленным порядку совершения Иудейской Пасхи), заканчивавшееся молитвами, которые могли включать в себя и пение псалмов. Совершение такой трапезы было признаком обращения и причастия к Телу Христову. что было очень важно.

Тело ломимое?

Размышления о том, что хлеб представляет собой Тело Христово, заставляют задаться вопросом: “Если сбылось Писание, кость Его да не сокрушится, почему на вечери мы творим воспоминание о Теле Его ломимом?” Прежде всего нужно понять, что выражение “преломить хлеб”, или “есть хлеб” является идиомой простого принятия пищи (Ис 58,7; Иер 16,7; Плач 4,4; Иез 18,7; 24,17; Вт 10,18; Иов 42,11). Слово “хлеб” , так же как у арабов слово “соль”, обозначает любую пищу. А потому словосочетание “преломление хлеба” не всегда стоит понимать в строгом значении этих слов. При этом нам необходимо также избегать общераспространенного заблуждения, что вспоминая о Теле и Крови Христа, мы вспоминаем лишь Его настоящее тело и кровь. Подобное “воспоминание” годится лишь для тех, кто думает что простой хлеб и простое вино могут сами по себе обладать какой-то мистической силой. Брат Роберт Робертс в “Крови Христа” пишет, что “не буквальная кровь для нас драгоценна и полезна, но то, что связано с ней, с ее пролитием”. То же самое можно сказать и о теле Господнем. Его кровь и тело ничем не отличались от тела и крови любого другого человека.

То, что мы стремимся найти образность в Его ломим Теле, уже говорит о том, что в Его буквальном теле, которое не было ломимо, нужно видеть нечто большее, чем простые плоть и кровь. Да и на самом деле в 1Кор 10,16,17 хорошо видно, что наше причащение “Тела Господня” через хлеб является образом всего Тела верующих, тогда как Его естественное тело не дает никакого спасения. Так же и Пасха совершалась не ради воспоминания о пролитой крови самого первого пасхального агнца, а ради спасения, совершенного Богом для всего Израиля посредством этого агнца. Христос “грехи наши Сам вознес телом Своим на древо” (1Пет 2,24), и вознес Он их не Своими, допустим, руками и ногами, а Своим духом, Своим сознанием того, что это так оно и есть. Вот еще несколько мест, где под “телом” подразумевается не буквальное тело, а дух и душа: Мф 5,29,30; 6,22-25; Ин 2,21; Рим 7,4; 1Кор 6,19. Из того, как описана последняя вечеря Лукой видно, что Господь, говоря о Своем Теле и Крови, приравнивал их к целой Своей жертве: “Сие есть тело Мое... сие творите в Мое воспоминание (вспоминая Его, всю Его жизнь)... сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается” (Лк 22,19,20). В Кол 1,20 Кровь креста - одно и то же, что и Он Сам (Иисус). В Рим 7,4 тело Христово равносильно смерти этого тела так, как будто Он Сам был Своей смертью, ибо крест для Него был Его духом самоотдачи, по которому Он жил. Чаша с вином олицетворяет обещание (“завет”) спасения, который был утвержден Кровью Христа. Обратите внимание на то, как спокойно Иисус говорит о Своем Теле, “которое за вас предается” и о Своей Крови, “которая за вас проливается”. “Пролитие” Его жизни, Его души происходило всю жизнь, и “проливалась” даже тогда, когда Он произносил эти слова, закончившись на кресте, на котором Он “пролился” совершенно полностью, излив всего Себя, всю Свою душу, все Свое “тело”. И именно об этом мы вспоминаем при преломлении хлеба. Пасха состояла из агнца и хлеба. Хлебопреломление у Христиан состоит из вина и хлеба. Таким образом агнец был заменен Иисусом на Его Кровь (вино), олицетворявшее Его Самого.

В Ин 19,36 недвусмысленно говорится о том, что “кость Его да не сокрушится”, что является прямой ссылкой на пророчество Пс 33,21, где во всем псалме прорекается о всех нас, о любом праведнике. В предыдущем стихе говорится о том, что Господь избавляет праведника от скорбей, прорекая о любом верующем, не говоря уж о Господе Иисусе (Деян 12,11; 2Тим 3,11,12). Из всего это возникает умопомрачающий вывод, что все мы, составляющие Тело Господне, в действительности сораспялись с Ним.

Если мы правильно совершаем преломление хлеба, мы рассуждаем о Теле Господнем (1Кор 11,29). Греческое слово, переведенное, как “рассуждать”, означает “судить” так, как судит судья, рассуждая, различая, сомневаясь, размышляя о совершенном преступлении. В предыдущем стихе говорится о испытании себя перед преломлением хлеба, так что испытание себя ведет к рассуждению о Теле Господнем, а размышление о Теле ведут к испытанию себя. Размышление о Его смерти ведет Его народ к открытию помышлений многих сердец (Лк 2,35). Поэтому целью проповеди должно быть сосредоточение наших помыслов на Христе, на рассуждении о Его Теле, на Нем Самом, на Его духе так, чтобы наши мысли были заняты лишь закланным Агнцем так же, как то было и в пасхальную ночь в Израиле.

Так же стоит поразмышлять о том, как написавший Послание к Евреям видел в плоти Господней образ храмовой завесы. Ибо вполне возможно увидеть в Его раздираемом гвоздями, распятом на кресте теле, образ “раздирания” Его плотского естества, явленного в буквальном разрыве завесы в храме. Разрыв же завесы было не простое образование дырки - завеса разодралась основательно, с самого верха до самого низа. А потому и на смерть Господа нужно смотреть как на основательной разрыв, на окончательное и полное Его отделение от плотского естества, вспоминая об этом при преломлении хлеба - образе Его плоти.

Образ Царства

Господь сказал, что Пасха “совершится в Царствии Божием” (Лк 22,16), что подтверждает и упоминание брачной вечери Агнца в Откр 19,9. О том же “большом ужине” в начале тысячелетия говорится и в притче, записанной в 14-й главе Евангелия от Луки. Каждый раз, когда мы ныне садимся за трапезу Господню, мы в лицах изображаем вечерю, которая состоится при возвращении Господа. А поэтому очень важно уже сейчас делать так, чтобы на наших встречах за трапезой Его не было ни горечи, ни разделений! Поэтому, если мы действительно по-настоящему пропитываемся духом трапезы Господней, наши вечери должны проходить благочинно и благопристойно. В назначенное время образы Тела Его и Крови должны быть поставлены так, чтобы они были видимы каждому приходящему на встречу. Перед началом собрания нужно соблюсти, по крайней мере, 5 минут тишины, чтобы все могли сосредоточиться на трапезе Господней и на Царстве, ради чего и происходят все наши собрания. Быть приглашенным за трапезу Царя, воистину, является большой честью (ср. с 2Цар 19,28). Помните, что мы лишь подтверждаем заключенный завет. “Кровь завета” - намек на кровь ветхого завета, которой окропился народ после обещания полностью быть послушными Господу (Исх 24,7). Торжественность этого далекого по времени события, должна повторяться еженедельно нами и сегодня.

Примечания

(1) Joachim Jeremias, The Eucharistic Words Of Jesus (London: S.C.M., 1973 ed.), p. 48.

(2) See A.J.B. Higgins, The Lord’s Supper In The New Testament (London: S.C.M., 1952) p. 33.

(3) Joachim Jeremias, op cit p. 68.

www.hristadelfiane.org

Преломить хлеб. Микрорешения. Проверенный путь к достижению больших целей

Преломить хлеб

Джерри почти всегда обедал перед компьютером, съедая бутерброд за десять минут между телефонными звонками и электронными письмами. Хуже было, если ему предстояло идти на совещание, тогда он расправлялся с бутербродом за пару минут. Джерри хотелось сладкого почти сразу же после скоростного обеда, и обычно он не раз перекусывал во второй половине дня. Джерри хотел проверить, можно ли сократить количество этих перекусов или вообще от них отказаться, если обедать с большей пользой. Джерри решил не обедать за рабочим столом.

В первую неделю он ел в своем кабинете, но на расстоянии от телефона и компьютера, однако напряжение все равно никуда не исчезало. Заслышав звонок или увидев многозначительные взгляды секретарши за стеклянной дверью, Джерри возвращался на рабочее место как минимум один раз за время своего короткого обеда. Затем он стал есть в столовой, чего не делал с тех пор, как переселился в отдельный кабинет. В результате неотложных дел оказалось меньше, и у Джерри появилось больше времени для того, чтобы пообедать и отдохнуть. Обед стал занимать полчаса. Потом Джерри взял за правило начинать дневную трапезу с первого блюда. Горячий суп помогал ему неспешно настроиться на второе, а не относиться к обеду как к быстрой подзаправке. И хотя Джерри не искал компании, в столовой он нашел множество собеседников. За обедом он обменивался мнениями с коллегами, которых прежде бы в течение дня вообще не увидел. Иногда он присоединялся к группе стажеров из своего отдела, получая от этих свежих и светлых голов неформальные отзывы (вместе с критикой) о работе своего департамента. Обед в столовой стал для Джерри важным компонентом рабочего дня, перерывом между кабинетными делами на общение с коллегами. Увеличение продолжительности обеда с пяти до тридцати минут усилило чувство насыщения и помогло сопротивляться перекусам ближе к вечеру. Джерри лучше наедался, ел меньше, сбросил вес, сблизился с коллегами, стал опытнее как руководитель – и все благодаря паре микрорешений.

Питаться осмысленно в нашей многозадачной жизни, когда кругом один фастфуд, стоит больших трудов. Все больше и больше компаний стремятся удовлетворить наше стремление есть на ходу. Недавно я прочла статью[44] в USA Today о новом ужасном ресторане под названием Cup O’Pancakes, который предлагает порцию блинов в таком виде, чтобы их удобно было держать вместе с напитком во время вождения автомобиля. Есть еще один продукт фастфуда под названием «куриный попкорн»: эти обжаренные мясные шарики можно заглатывать за рулем или на ходу, точно так же, как попкорн в кинотеатре. Не делайте ошибок: большие деньги делают на том, чтобы люди ели все менее вдумчиво и все чаще. Работайте над осмысленным питанием и не заполняйте паузы в течение дня фастфудом и сухомяткой.

Еда должна быть гвоздем программы, а не интермедией. Сформулируйте такие микрорешения, которые усилят восприятие и удовольствие от пищи, и тогда объемы потребляемых продуктов начнут сокращаться сами собой. Тарелка супа обогатит ваш обед в будний день, увеличит насыщение и перенаправит внимание на содержимое трапезы, просто потому что горячий суп предполагает внимательное отношение к себе. Аналогичным образом правило начинать еду с шести маленьких кусочков задаст более медленный и вдумчивый ритм за столом, и вы уже не будете проглатывать содержимое тарелки сразу же, как только она перед вами появится. Решения, направленные на смакование пищи, принесут огромные дивиденды. Получайте больше удовольствия! Ешьте меньше!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

self.wikireading.ru


Смотрите также