Материал ( группа) на тему: Комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Пальчиковая гимнастика тема хлеб


Картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему: Пальчиковая гимнастика (в рамках проекта "Хлеб - всему голова!) | скачать бесплатно

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности в I младшей группе пальчиковая гимнастика «В гостях у бабушки»

Программное содержание:Цели:1. Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.2. Увеличение подвижности пальцев.3. Развитие силы и гибкости пальцев.Задачи:...

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Система работы по технологии «Маленькие ручки играем, развиваем через пальчиковые игры» в рамках реализации программы «Здоровье».

Система работы по развитию мелкой моторики. Предлагаю конспект "Лесные чудеса"                           ...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Экологический информационно-исследовательский проект в ДОУ «Хлеб – всему голова»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Приобщение дошкольников к истокамнациональной культуры через экологическое образование» « Хлеб – всему голова!»       Актуальность опытаПрирода – это наш...

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....

Пальчиковая гимнастика (в рамках проекта "Моя книжка - малышка!")

Развитие мелкой моторики пальцев рук....

nsportal.ru

Картотека по развитию речи (средняя группа) на тему: Пальчиковая гимнастика | скачать бесплатно

«Хозяйка однажды с базара пришла»

  Хозяйка однажды с базара пришла,

  Хозяйка с базара домой принесла.

  Картошку, капусту, морковку,

  Горох, петрушку и свеклу. ОХ!

  Вот овощи спор завели на столе –

  Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

  Картошка, капуста, морковка,

  Горох, петрушка и свекла. ОХ!

  Хозяйка тем временем ножик взяла

  И ножиком этим крошить начала

  Картошку, капусту, морковку,

  Горох, петрушку и свеклу. ОХ!

  Накрытые крышкой, в душном горшке

  Кипели, кипели в крутом кипятке

  Картошка, капуста, морковка,

  Горох, петрушка и свекла. ОХ!

  И суп овощной оказался не плох.

  «Шагают» пальчиками по столу.

 

  На каждое название

  загибают пальчик.

  Удары по столу кулачками и

  ладонями

  На каждое название загибают

  пальчик.

  Стучат ребром ладони по столу.

  На каждое название загибают

  пальчик.

  Стучат ребром ладони по столу.

  На каждое название насекомого

  загибают пальчик.

 

Щука хищная, зубастая,

 Для лещей, плотвы опасная,

 Ищет, чем бы поживиться?

 Кто-то там, в воде резвится?

 Чей-то рядом хвост мелькает?

 Хвать? Тут щука не зевает!

 Но попалась на крючок –

 Тащит щуку рыбачок!

  Двумя руками изобразить пасть щуки.

 Щука щёлкает зубами – пальцами.

  Ладонь сложить лодочкой.

  Руками имитировать движения рыб.

  Помахать кистями рук, как хвостом.

  Пасть щуки захлопывается.

  Указательным пальцем изобразить

  крючок, перебирать руками  

  воображаемую леску, тащить из воды  

  щуку.

nsportal.ru

Материал по теме: Пальчиковая гимнастика | скачать бесплатно

Жил да был весёлый гном

С круглыми ушами.

Он на сахарной горе

Спал под воротами.

Вдруг от - куда ни возьмись,

Великан явился,

Слопать гору он хотел,

Но только подавился.

Ну и что весёлый гном?

Так и спит глубоким сном.

Руки над головой, «колпачок».

Показывают уши круговыми движениями рук.

Соединить пальцы рук, «крыша».

Соединить ладони, приложить к щеке, «спят».

Развести руки вверх – в стороны.

Подносят поочерёдно руки ко рту, «едят».

Хлопают правой ладонью по груди.

Развести руки в стороны.

Соединить ладони, приложить к щеке, «спят».

Этот пальчик хочет спать.                   Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул.Этот сразу же уснул.Этот крепко-крепко спитИ тихонечко сопит.Солнце красное взойдет,                                  Утро ясное придет,                                           Будут птички щебетать,                                    Будут пальчики вставать!

Загибать пальцы на левой руке.

 Руки кладём под щёку.

 Поднять левую руку и распрямить все пальчики.

Шевелить пальцами.

 Палец Толстый и Большой            В сад за сливами пошел.Указательный с порогаУказал ему дорогу.Палец Средний — самый меткий,Он снимает сливы с ветки.Безымянный поедает,А Мизинчик-господинчикВ землю косточки сажает.

Загибать пальцы на левой руке.

Лапки моем,Ушки моем,Моем носик,

Моем хвостик.

Вот теперь мы все помыли,Нас, конечно, похвалили.И теперь мы чистые – Белочки пушистые!

Трем ладонь одна о другую.

Обеими ладошками поглаживаем уши.

Ладонями поочередно круговымидвижениями гладим нос

Поочередно гладим то место, где должен быть хвост.

Поднимаем руки, чуть согнутые в локтях, расправляем ладони и пальцы и подпрыгиваем.

nsportal.ru

Пальчиковая гимнастика - Мои файлы - Каталог файлов

Тема: «Игрушки»Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

(Координация речи с  движением.  Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

На большом диване в ряд                            Попеременно хлопают в ладоши и                                                                                                         стучат кулаками.Куклы Танины сидят:                Два медведя, Буратино,                                Загибают поочередно все пальцы.И веселый Чиполино,И котенок, и слоненок.Раз, два, три, четыре, пять.                           Разгибают поочередно все пальцы.Помогаем нашей Тане                                   Попеременно хлопают в ладоши иМы игрушки сосчитать.                                 стучат кулаками.

 

Тема: «Осень»Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

(Координация речи с  движением.  Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

Раз, два, три, четыре, пять,              Загибают пальчики на обеих руках,                                                                  начиная с больших.Будем листья собирать.                    Ритмично сжимают и разжимают                                                                  кулачки.Листья берёзы,                                     Вновь загибают пальчики, начиная сЛистья рябины,                                    больших.Листики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберём,              «Шагают» по столу средним иМаме осенний букет отнесём.         указательным пальцами обеих рук.                                      Н. Нищева 

Тема: «Овощи»Пальчиковая гимнастика «Овощи»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Хозяйка однажды с базара                     Сжимают и разжимают пальцы.                                      пришла,Хозяйка с базара домой                                      принесла:Картошку,                                                      Загибают поочерёдно пальцы.Капусту,Морковку,Горох,Петрушку и свёклу.Ох!..                                            Ю. Тувин

 

Тема: «Овощи»Пальчиковая гимнастика «Капуста»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Мы капусту рубим,                      Ритмичные удары ребром ладоней по  столу.Мы морковку трем,                    Трут ладони друг об друга.Мы капусту солим,                      Указательный и средний палец трутся о                                                                                   большой.Мы капусту жмем.                       Хватательные движения обеими руками.Мы капусту нарубили,                Ритмичные удары ребром ладоней по                                                                                  столу.Перетерли,                                      Трут ладони друг об друга.Посолили,                                        Указательный и средний палец трутся о                                                                                   большой.И набили плотно в кадку            Удары обеими руками по столу.Все теперь у нас в порядке.       Отряхивают руками.

 

Тема: «Фрукты»

                        Игра с массажными мячиками «Слива»

Сливу я держу в руке,                                Кладут мячик на правую ладошку.Зажимаю в кулаке,                                     Крепко сжимают его.Отпускаю, разжимаю                                 Раскрывают ладонь.И ладошками катаю.                                  Катают мячик между ладонями.                            Н. Нищева          

Тема: «Фрукты»                                           Пальчиковая гимнастика  «Апельсин»

(Развитие тонкой моторики, координации  речи с движением.  Работа над темпом и ритмом речи).

Мы делили апельсин,                             Идут по кругу, взявшись за руки.Много нас, а он один.Эта долька – для ежа.                             Останавливаются лицом в круг.Эта долька – для стрижа.                       Загибают по одному пальцу на обеихЭта долька – для утят.                             руках, начиная с больших, на каждоеЭта долька – для котят.                           название животного.Эта долька – для бобра.А для волка – кожура.                             Изображают пасть волка двумя                                                                        руками.Он сердит на нас – Беда!!!                     Приседают. Закрывают голову руками.Разбегайтесь, кто куда!                          Разбегаются.              

 

Тема: «Фрукты»                                       Пальчиковая гимнастика «Компот»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

Будем мы варить компот -                     Левую ладонь держат «ковшиком»,Фруктов нужно много. Вот.                    указательным пальцем правой руки                                                                         «мешают».Будем яблоки крошить,                          Загибают пальцы по одному, начиная Грушу будем мы рубить,                        с большого.Отожмём лимонный сок,Слив положим и песок.Варим, варим мы компот,                      Опять «варят» и «мешают».Угостим честной народ.                                 Н. Нищева     

 

Тема: «Фрукты»                                           Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

Знают взрослые и дети:                         Сжимают и разжимают пальцы.Много фруктов есть на свете!Яблоки и апельсины,                              Загибают по одному пальцу, начинаяАбрикосы, мандарины,                         с мизинца.И бананы, и гранатыВитаминами богаты.

Тема: «Грибы»                                      Пальчиковая гимнастика  «Грибы»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Топ – топ – пять шагов,                            «Шагают» пальчиками по столу.В туесочке пять грибов.                          Переплели пальцы – сделали туесочек,Мухомор красный – гриб опасный.    большие пальцы – ручка.А второй – лисичка,                                  Загибают по одному пальцу на обеихРыжая косичка.                                         руках на каждое название гриба,Третий гриб – волнушка,                        начиная с мизинцев.Розовое ушко.А четвёртый гриб – сморчок,Бородатый старичок.Пятый гриб – белый,Ешь его смело!    

 

Тема: «Грибы»                                    Пальчиковая гимнастика «Грибы»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи.)

Мы идём дорожками,                             Сжимают и разжимают кулачки.                Мы идём тропинками,Мы идём с лукошками, мы                    «Шагают» пальчиками по столу.                       Идём с корзинками.Прямо за опушкою вдруг                        Загибают по очереди пальцы.                Нашли волнушки мыИ пенёк с опёнками под                 Рябиной тонкою.Крепкий подберёзовик вырос                        Под берёзою,Красный подосиновик вырос                        Под осиною. 

Тема: «Грибы»                              Пальчиковая гимнастика «Грибы»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Мы в лесок пойдём,                                 Сжимают и разжимают пальцы.Мы грибок найдём                                   Из рук складывают грибок: одна рука                                                                        сжата в кулак, другая накрывает кулак                                                                        сверху.В шапочке нарядной,                               Сжимают и разжимают пальцы.Светло – шоколадной.Я по лесу по зелёному бреду,                Пальцами «шагают» по столу.Я грибочки в кузовок соберу,                Одной рукой имитируют корзину,                                                                         другой складывают в неё грибочки.Я в осиннике рыжики беру,                    Поочерёдно загибают пальцы.По берёзничку – подберёзовикиПо сосновым пням – опята,А под ёлкой – белый гриб – боровик.

 

Тема: «Хлеб»                              Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Шел Саша по шоссе,                                              Пальчики «шагают».нес сушки в мешке.Сушку – Грише, сушку – Мише,                          Массаж пальцев левой руки.Есть сушки Проше, Васюше, Антоше.Еще 2 сушки Нюше и Петруше,                           Массаж пальцев правой руки.Еще 3 сушки Паше, Танюшке, Ванюшке.

 

Тема: «Одежда»                              Пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Я перчатку надеваю,                         Поглаживают по очереди одной рукой Я в нее не попадаю.                          другую, как будто надевают перчатку.Сосчитайте-ка ребятки,                    Ритмично сжимают и разжимают                                                                  кулачки.Сколько пальцев у перчатки.Начинаем вслух считать:                 Загибают пальчики на обеих руках,«Раз, два, три, четыре, пять!»        начиная с больших.

 

 

Тема: «Обувь»

      Упражнение с массажными мячиками «Весёлые ножки»

В кроссовках нарядных                            Катят мяч вперёд.Весёлые ножкиВприпрыжку бегут                                     Катят мяч назад.По песчаной дорожке.                          Н. Нищева 

Тема: «Дом»                                  Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Туки – туки молотком,                             Стучат кулаками одним по другому.Строю, строю новый дом.                       Ладони располагаются под углом,Будет он большой, как ель,                    кончики пальцев соприкасаются.Будут окна, будет дверь.                         Делают из пальцев «окно» и «дверь».Всех в него я поселю:                                Хлопают в ладоши.Мышку, зайчика, лису.

 

Тема: «Бытовая техника»                                       Пальчиковая гимнастика «Бытовая техника»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Мы компьютер покупаем,                   Сжимают и разжимают пальцы.Ждал его я целый год!                          Хлопают в ладоши.Но одно меня смущает:                        Сжимают и разжимают пальцы. Мышь в компьютере живет.               Пальцы «бегут» по столу.

Тема: «Мебель»                               Пальчиковая гимнастика «Мебель»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Раз, два, три, четыре, пять -                       Хлопки.Будем мебель мы считать:                        Сжимать и разжимать пальцы.Кресло, стул, диван, табуретка,                Загибать пальцы на правой руке,                                                                            начиная с мизинца.Полка, шкаф, кровать, этажерка.            Загибать пальцы на левой руке,                                                                            начиная с мизинца.          

 

Тема: «Мебель»                                Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Раз, два, три, четыре,                               Ритмично сжимают и разжимаютМного мебели в квартире.                     кулачки.В шкаф повесим мы рубашку,              Загибают пальчики, начиная сА в буфет поставим чашку.                    больших, на каждое название мебели.Чтобы ножки отдохнули,Посидим чуть – чуть на стуле.А когда мы крепко спали,На кровати мы лежали.А потом мы с котомПосидели за столом.   Чай с вареньем дружно пили.              Попеременно хлопают в ладоши иМного мебели в квартире.                    стучат кулачками.                        

 

Тема: «Посуда»                               Пальчиковая гимнастика «Помощники»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Раз, два, три, четыре, пять -                    Хлопки.Мы посуду перемыли:                             Одна ладонь скользит по другой.Чайник, чашку, ковшик, ложку             Загибают пальчики по одному наИ большую поварёшку.                            каждое название посуды.Мы посуду перемыли,                              Одна ладонь скользит по другой.Только чашку мы разбили,                      Снова загибают пальчики.Ковшик тоже развалился,Нос у чайника отбился,Ложку мы чуть – чуть сломали.Так мы маме помогали.                           Ритмичные удары кулачками и в                                                                          ладоши попеременно.                                     

Тема: «Человек. Части тела»                                           Пальчиковая гимнастика «Тело»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Есть на пальцах наших                            По ходу чтения указывают на                                       ногти,                     упоминаемую часть тела.На руках – запястья, локти.Темя, шея, плечи, грудьИ животик не забудь.Есть колени. Есть спина,Но она всего одна.     

 

Тема: «Человек. Части тела»                                       Пальчиковая гимнастика «Рано – рано по утру»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Водичка, водичка,                                   Дети имитируют стряхивание воды с                                                                      ладоней.Умой моё личико,                                   Показывают, как умывают лицо.Чтобы глазки блестели,                         На каждую строку загибают по одномуЧтобы щёчки горели,                             пальцу на обеих руках.Чтоб смеялся роток,Чтоб кусался зубок.

 

Тема: «Человек. Части тела»                                       Пальчиковая гимнастика «Голова»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Есть у нас на голове                                  Указывают на упоминаемую частьУха два и мочки две.                                тела.Брови. Скулы и виски,И глаза, что так близки.Щёки. Нос и две ноздри,Губы, зубы – посмотри!Подбородок под губой.Вот, что знаем мы с тобой!

Тема: «Новый год»                                      Пальчиковая гимнастика  «Подарки»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Дед Мороз принёс подарки:                  Дети «шагают» пальчиками по столу.Буквари, альбомы, марки,                      На каждое название подаркаКукол, мишек и машины,                        загибают по одному пальцу: сначалаПопугая и пингвина,                                  на правой, потом на левой руке.Шоколадок полмешкаИ пушистого щенка.                                      Н. Нищева

        

Тема: «Новый год»                                    Пальчиковая гимнастика  «Ёлочка»

(Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи).

Утром дети удивились,                        Разводят руки в стороны, подняв плечи.Что за чудеса случилисьЭтой ночью новогодней.Ожидали что угодно,                           Сжимают и разжимают пальцы.А увидели парад:В ряд снеговики стоят,                         Руками рисуют в воздухе три круга.Глазки весело горят,                             Закрывают и открывают ладонями                                                                     глаза.А перед ними ёлочка                            Хлопают в ладоши.  Пушистая, в иголочках.                                 Г. Утробин

 

Тема: «Зима»                                    Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

(Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Работа над темпом и ритмом речи).

Раз, два, три, четыре, пять,                   Загибают пальчики по одному.Мы во двор пошли гулять.                   «Идут» по столу указательным и                                                                       средним пальчиками.Бабу снежную лепили,                           «Лепят» комочек двумя ладонями.Птичек крошками кормили,                 «Крошат хлебушек» всеми пальцами.С горки мы потом катались,                 Ведут указательным пальцем правой                                                                       руки по ладони левой руки.А ещё в снегу валялись.                         Кладут ладошки на стол то одной, то                                                                       другой стороной.Все в снегу домой пришли.                  Отряхивают ладошки.Съели суп и спать легли.                        Движения воображаемой ложкой;                                                                       руки под щёку.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

   

 

 

 

katkovapk.ucoz.ru

Материал (средняя группа) по теме: Пальчиковая гимнастика | скачать бесплатно

Пальчиковая гимнастика

«ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»

Раз, два, три,                                                   (Загибают пальчики,  начиная с боль шого.)

четыре, пять,

Будем листья собирать.                       (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы,                  (Загибают пальчики,  начиная с боль шого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.   («Шагают» по столу средним и указательным                        

                                                                         пальчиками.)

                                                                     Н.Нищева

«У ЛАРИСКИ -  ДВЕ РЕДИСКИ»

У Лариски —           (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого,

                                                    на одной или обеих руках.)

Две редиски.

У Алешки —

Две картошки.

У Сережки-сорванца —

Два зеленых огурца.

А у Вовки —

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

В. Волина

«КОМПОТ»

Будем мы варить компот,      (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным

Фруктов нужно много.  Вот:                        пальцем правой руки «мешают».) 

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начи ная с большого.)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.              (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

Н. Нищева

 «ЗА ЯГОДАМИ»

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики   обеих   рук   «здороваются», начиная с больших.)

В лес идем мы погулять. (Обе   руки   «идут»   указательными   и средними пальцами по столу.)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с боль шого.)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

«ИГРУШКИ»

На большом диване в ряд (Попеременно   хлопают   в   ладоши   и стучат кулачками.)Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И  котенок, и слоненок.

 

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате  (Попеременно   хлопают   в   ладоши стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

«ГНОМИКИ П РАЧ К И»

Жили-были в домике                                 (Дети сжимают и разжимают

Маленькие гномики:                                   кулачки.)

Токи,  Пики, Лики, Чики,  Мики.            (Загибают пальчики, начиная

с больших.)

Раз, два, три, четыре,  пять,                      (Разгибают пальчики,   начиная с мизинцев.)

Стали гномики стирать:                             (Трут кулачки друг о друга.)

Токи — рубашки,                        (Загибают пальчики, начиная с больших.)

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — насочки.

 Мики умница был,

Всем водичку носил.

Пальчиковая гимнастика

Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки  (На каждое название обуви загибают по одному пальчику,

Для Наташки и Сережки,                          начиная с боль шого.)

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

                                                  Н. Нищева

           «МНОГО МЕБЕЛИ В КВАРТИРЕ»

Раз, два, три, четыре,                  (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих                              

                                                                               руках.)

Много мебели в квартире.         (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики,  начиная с большого).

А в буфет поставим чашку.      

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.  (Попеременно хлопают стучат кулачками).

Много мебели в квартире.

   

                                                    Н. Нищева

«ПОМОЩНИКИ»

Раз, два, три, четыре,                 (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)

Мы посуду перемыли:                 (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик,  ложку            (Загибают пальчики по одному, начиная с                        

                                                                                            большого.)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                 (Одна ладонь скользит по другой.)

 «СНЕЖОК»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики,  начиная с боль шого.)

Мы с тобой снежок  («Лепят», меняя положение ладоней.)

слепили.

Круглый, крепкий,   (Показывают   круг,   сжимают   ладони вместе, гладят одной              

очень гладкий                     ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий.  (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим.  (Смотрят вверх, подбрасывают вообра жаемый снежок.)

Два — поймаем.   (Ловят воображаемый сне жок.)

Три — уроним   (Роняют   воображаемый   сне жок.)

И... сломаем.     (Хлопают.)

Н. Нищева

 «МЫ  ВО ДВОР ПОШЛИ  ГУЛЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять,  (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли  («Идут» по столу указательным и сред ним пальчиками.)

гулять.

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками       («Крошат   хлебушек» всеми пальчи ками.)

кормили,

С горки  мы потом  (Ведут  указательным   пальцем  правой катались, руки по ладони                        

                                                    левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то

                                                     другой стороной.)

Все в снегу домой                  (Отряхивают ладошки.)

                        пришли.

Съели суп  и спать легли.      (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)  Н. Нишцева         

Пальчиковая гимнастика

«КОРМУШКА»

Сколько птиц к кормушке (Ритмично сжимают и разжимают ку лачки.)

нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,    (На каждое название птицы загибают по одному          

Шесть щеглов и голубей,                пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять   сжимают   и   разжимают   ку лачки.)

 

Н. Нищева

«ЕЛОЧКА»

Перед нами елочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев — верхушка            

                                                        «елочки».)

Шишечки, иголочки. (Кулачки, указательные пальчики вы ставлены.)

Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены,      

                                              пальцы сжаты.)

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправле ны; средний и указательный                      

                                         пальцы стоят на столе.)

Н. Нищева

«УТОЧКА»

Шла уточка бережочком, («Идут»  двумя   пальчиками   по  столу, переваливаясь.)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И  малого, и большого, (Загибают   безымянный   палец;   боль шой палец.)

И середнего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)

И самого любимого. (Загибают указательный палец.)

 «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,            (Хлопки ладонями и удары кулачками

Продает она орешки.                                            друг о друга попеременно.)              

Лисичке - сестричке,            (Загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

Воробью, синичке,                      

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,                     (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Пальчиковая гимнастика

«ЧТО ПРИНЕС   НАМ ПОЧТАЛЬОН?»

Что принес нам почтальон?       (Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он.      («Шагают» пальчиками по столу.)

Перевод, журнал,  газету,             (На каждое наименование загибают по

В бандероли — две кассеты      одному пальчику, начиная с большого.)

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»

Есть игрушки у меня:    (Хлопают в ладоши и ударяют кулач ками друг о друга      

                                                                 попеременно.)

Паровоз и два коня,  (Загибают пальчики на обеих руках.)

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран

Настоящий великан.

Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)

Как узнать?

Помогите сосчитать!

В. Волина

 «КАП, КАП, КАП»

Кап, кап, кап        (Ритмично, на каждый слог стучат по

  капель.                             столу  подушечками  пальцев,  начиная с большого.) 

Приближается апрель.

 «КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ»

Как у нас семья большая         (Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками

Да веселая.                                        попеременно.)

Два у лавки стоят,      (Загнуть   большие   пальцы   на   обеих руках.)

Два учиться хотят,        (Загнуть указательные  пальцы на обеих руках.)

Два Степана у сметаны  (Загнуть средние пальцы.)

Объедаются.

Две Дашки у кашки    (Загнуть безымянные пальцы.)

Питаются.

Две Ульки в люльке      (Загнуть мизинцы.)

Качаются.

Пальчиковая гимнастика

«ДУДОЧКА»

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, (Пальцы обеих рук сложены в колечки и поднесены ко рту;

Потерял пастух дуду.   дети выполняют круговые движения — «играют на ду дочке».)

А я дудочку найма,  (Ритмичные удары в ладоши и кулач ками друг о друга        Пастушку я отдала.                                 попеременно.)

— Ну-ка, милый пастушок, («Идут» указательным и средним паль цами по столу.)

Ты спеши-ка на лужок.

Там Буренка лежит, (Ритмичные удары в ладоши и кулач ками друг о друга

На теляток глядит.    попеременно.)

А домой не идет,

Молочка не несет.

Надо кашу варить, (Указательным   пальцем   правой   руки «варят кашу» на левой

Сашу кашей кормить.   ладошке.)

«ЛАСТОЧКА»

Ласточка, ласточка,  (На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним

Милая касаточка,  пальчи ком, начиная с указательного, — сна чала на правой, потом на

Ты где была,                           левой руке.)

Ты с чем пришла?

— За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну - красну.

«ПЧЕЛА»                          

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек  (На каждое название насекомого заги бают один пальчик.)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Н. Нищева

Пальчиковая гимнастика

«ЖИЛ ДА БЫЛ ОДИН  НАЛИМ»

Жил да был один налим, (Плавные движения сложенными ла дошками, имитирующие

                                                         движения плавников.)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты; движения ладо нями порознь.)

Прилетали к ним три утки  (Руки сложены накрест, взмахи ладо нями.)

По четыре раза в сутки

И учили их считать: (Сжимать и разжимать кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики,   начиная  с боль шого.)

Народная потешка

nsportal.ru

Материал ( группа) на тему: Комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами | скачать бесплатно

Тематика недели

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Комплекс №1

"Все игры в гости к нам"

"Сорока-ворона..."Сорока-воронаКашу варилаДеток кормила.  (загибаем пальчики)Этому далаЭтому далаЭтому далаЭтому дала...а этому не далаТы дров не рубилВоды не носил...

  • "Заборчик"улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
  • "Маляр"губы в улыбкеприоткрыть роткончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
  • "Чистим зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
  • "Качели"улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхние зубыкончик языка за нижние зубы
  • "Часики"улыбнуться, открыть роткончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
  • "Дудочка"с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
  • Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).
  • Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт).
  • Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).
  • Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.

«Вот и лето прошло»

"Солнышко"

Утром солнышко встает выше, выше

 (руки высоко вверх).Ночью солнышко зайдет ниже, ниже

(руки вниз).Хорошо, хорошо солнышку живется,

(делаем ручками фонарики)И нам всем с солнышком весело живется.

(хлопаем в ладоши)

«Детский сад»

«Встреча». Поочередно прикасаться подушечками пальцев: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т.д. Пальчики проснулись,Пальчики встречались.Бегали, играли,Дружно попрощались.

«Осень золотая.»

«Осень»

Осень, осень, 

(трем ладошки друг о друга)

Приходи!

 (зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень, 

(трем ладошки друг о друга)

Погляди! 

(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся 

(плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся. 

(ладони положить на колени)

«Осенняя одежда»

"Перчатка"

Весёлая мышка Перчатку нашла, (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх )Гнездо в ней устроив, (Складываем ладоши "ковшом" )Мышат позвала. ("зовущий" жест) Им корочку хлебаДала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков) Погладила всех (Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). и отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим) 

Комплекс №2

«Дары осени»

"Апельсин"

(Рука сжата в кулачок)

Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево)

Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для ежа,

 (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для чижа,

 (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик)

Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Ну, а волку - кожура

 (Двумя руками показываем волчью пасть)

Он сердит на нас - беда! (Складываем руки домиком)

В домик прячемся - сюда!

  • "Грибочек"улыбнутьсяпоцокать языком, будто едешь на лошадкеприкососать широкий язык к нёбу
  • "Окошко"широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно"
  • "Орешки"рот закрыткончик языка с напряжением поочередно упирается в щекина щеках образуются твердые шарики - "орешки"
  • Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).
  • "Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
  • "Кто лучше надует игрушку? - вдох носом (1-4), медленный выдох через рот,  в отверстие игрушки (1-8).
  • Дать понюхать цветок, духи, фрукты. 

"Труд людей осенью"

"Дворник"

Листья падают в саду,

(Сверху вниз опускать ладошки, при этом вращая ими)Я их граблями сгребу.(Пальцы растопырить немного согнуть и сделать загребающие движения).

«В лесу»

"Грибы"

Мы в лесок пошли,

(пальчики шагают по столу)

И грибы нашли.

 Будем мы грибы солить,

 (имитация движений — солим, режим, мешаем ложкой)

Резать, жарить и варить.

Папу с мамой угостим,

(руки вперед ладошками вверх — «на», угощайтесь) 

Пообедаем и спим.

(имитация движений — едим, ладошки под щечку – «спим»)

«Я и моя семья»

"Наша семья"

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик большой - Это папа дорогой. Рядом с папой - наша мама. Рядом с мамой - брат старшой. Вслед за ним сестренка - Милая девчонка. И самый маленький крепыш - Это славный наш малыш.

Комплекс №3

«Я и моя семья»

«Мальчик-пальчик». По очереди сгибать в кулачок и разгибать все пальцы, начиная с мизинчика.Мальчик-пальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил.С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел.

  • "Киска"губы в улыбке, рот открыткончик языка упирается в нижние зубывыгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
  • "Поймаем мышку"губы в улыбкеприоткрыть ротпроизнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
  • "Лошадка"вытянуть губыприоткрыть ротпроцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
  • "Слоник пьёт"вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника""набирать водичку", слегка при этом причмокивая
  • "Индюки болтают"языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..." 
  • "Лошадка"вытянуть губыприоткрыть ротпроцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
  • "Часики - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).
  • "Трубач - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука:"Ф-ф-ф. (4-5 раз).
  • "Лыжник - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука:   "М-м-м. (1-2 мин).

«Домашние животные»

«Кошка»Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки. Шубка мягкая у кошки,Ты погладь ее немножко.

«Щенок».Вытянуть указательный палец и вращать им. Выполнить поочередно каждой рукой.На двери висел замок.Взаперти сидел щенок.Хвостиком вилял,Хозяев поджидал.

 «Продукты питания»

"Варим кашу"

Кукле кашу я сварю: 

(«мешаем кашу»)В миску молока налью, 

(«наливаем молоко»)Положу туда крупу 

(«насыпать крупу»)И поставлю на плиту. 

(«поставить на плиту»)Будет каша хороша! 

(хлопаем в ладоши)Кушай, кукла, не спеша.

( грозим пальчиком)

«Дикие животные и их детеныши»

"Белка"

(В самом начале кулачек сжат, кулачком помахивать) Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому…

Комплекс №4

Повар

                "Точильщики"

Точим нож, точим нож, (трем пальчики)Будет очень он хорош, (помахиваем указательными пальцами)Будет резать он припасы: (ребрами ладоней делаем режущие движения)Масло, сало и колбасы, (Загибаем пальцы)Помидоры, огурцы. Угощайтесь, молодцы!(поворачиваем руки вперед ладошками вверх)

  • "Блинчик"улыбнутьсяприоткрыть ротположить широкий язык на нижнюю губу
  • "Вкусное варенье"улыбнутьсяоткрыть ротшироким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
  • "Чистим зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
  • "Парашютик"на кончик носа положить ваткушироким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
  • "Загнать мяч в ворота""вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
  • "Пароход гудит"губы в улыбкеоткрыть ротс напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
  • "На турнике - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука: "Ф-ф-ф.   (4-5 раз).
  • "Ежик - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: "Ф-ф-ф. Выпрямить ноги - вдох. (4-5 раз).
  • "Гребля на лодке (сидя, ноги врозь): вдох - живот втянуть (руки вперед), выдох - живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).

«Дикие птицы»

«Уточка».

Выполнять плавные движения кистями обеих рук справа налево, а затем движения лапок утки в воде.Уточка, уточкаПо реке плывет.Плавает, ныряет,Лапками гребет.

«Кошкин дом»

"Огонь"Я- огонь! Я – друг ребят.

(пальцы обеих рук расставлены, вращаем кистями влево - вправо)  Но когда со мной шалят,

(шевелим указательными пальцами обеих рук)Становлюсь тогда врагом

(шевелим полусогнутыми пальцами обеих рук, "Пугаем")И сжигаю все кругом!

(одновременно пальцами каждой рук перебираем от ладони до плеча противоположной.

В конце кладем руки на макушку и качаем головой)

«Зимушка –зима»

"Зимняя прогулка"

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)  Съели суп и спать легли.

"Дед Мороз"

Вот снежок пошел,

(каждым пальчиком по очереди касаемся ладошки противоположной руки) 

Дед Мороз пришел,

(пальчики шагают по столу)

Дед Мороз большой,

(делаем большой круг руками)

В рукавицах, с бородой. («надеваем рукавицы» на руки, подносим руки к подбородку, изображая бороду)

Комплекс №5

«Вода»

«Море». Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями. Море волнуется – раз,Море волнуется – два,Море волнуется – три,На месте волна замри.

«Лодочка»>Поднять ладонь вверх, пальцы сложить «лодочкой». Плавно двигать кистью руки вправо-влево.Ла-ла-ла, ла-ла-ла,Мила в лодочке плыла.

  • "Шарик"надуть щёкисдуть щёки
  • "Гармошка"улыбнутьсясделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
  • "Барабанщик"улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
  • "Поймаем мышку"губы в улыбкеприоткрыть ротпроизнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
  • "Слоник пьёт"вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника""набирать водичку", слегка при этом причмокивая
  • "Индюки болтают"языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..." 
  • "Журавли - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у. (1-2 мин).
  • "Пилка дров. Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. (5-6 раз).
  • "Дровосек. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).                                              

«Зимняя одежда»

"Варежки"

Маша варежку надела:

(Сжать пальцы в кулачок)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».

(Все пальцы разжать, кроме большого).

Маша варежку сняла:

«Поглядите – ка, нашла!

(Разогнуть большой палец)

Ищешь, ищешь и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

(Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец)

«Солнце»

«Солнышко»Пальчики широко раздвинуть на каждой руке и скрестить ладошки. Потом похлопать в ладошки. Светит солнышко в окошко,Прямо в нашу комнатку.Мы захлопаем в ладошки,Очень рады солнышку.

Комплекс №6

«Здоровье»

«Борьба»Сцепить мизинцы друг с другом и «побороться». Так же и с другими парами пальцев, приговаривая:Цы-цы-цы-Борются борцы.

  • "Парашютик"на кончик носа положить ваткушироким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
  • "Загнать мяч в ворота""вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
  • "Пароход гудит"губы в улыбкеоткрыть ротс напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
  • "Блинчик"улыбнутьсяприоткрыть ротположить широкий язык на нижнюю губу
  • "Вкусное варенье"улыбнутьсяоткрыть ротшироким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
  • "Чистим зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
  • "Вырастем большими. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).
  • "Гуси гогочут. И.п.: сидя, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад - длительный выдох с произнесением слова: "Га-а-а. Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение - вдох. (5-6 раз).
  • "Маятник. И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь - вдох. (5-6 раз). 
  • "Заканчиваем гимнастику. Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох. (5-6 раз). 

«Воздух»

«Веер»Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.Мы купили новый веер,Он работает, как ветер.

«Шарик». Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, а ладони развести в стороны. Получится «шарик»Шарик надуваюИ в небо отпускаю.

«Защитники Отечества»

"Защитники отечества"

Лётчик, моряк, пехотинец, танкист 

(последовательно соединять- пальцы на обеих руках с большим)

Артиллерист, пограничник, связист

Славные воины нашей страны, 

(хлопаем в ладоши)

Мир и покой охраняют они.

 

«Вертолет».Сжать в кулачок четыре пальца, оставив свободными большой палец. Выполнять вращательные движения большим пальцем.- Вертолет, лети, лети,Быстро лопасти крути.

"Вежливые слова"

"Если пальчики грустят"

Если пальчики грустят –Доброты они хотят.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит.

( трясем кистями)Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем.

(«моем» руки, дышим на них)К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу).Гладить ласково начнем.

(гладим ладонь другой ладонью)Пусть обнимутся ладошки,Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать,пальцы двух рук быстро легко стучат)Каждый пальчик нужно взятьИ покрепче обнимать.

(каждый палец зажимаем в кулачке)

Комплекс №7

«Весна»

"Весна"

Солнце светит ярко-ярко,

(сжимаем-разжимаем руки в кулак, пальчики – лучики солнца) Ребятишкам стало жарко.

(машем ладошками в лицо, обдувая себя ветерком)

  • "Месим тесто"улыбнутьсяпошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
  • "Чашечка"улыбнутьсяшироко открыть ротвысунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
  • "Блинчик"улыбнутьсяприоткрыть ротположить широкий язык на нижнюю губу
  • "Блинчик"улыбнутьсяприоткрыть ротположить широкий язык на нижнюю губу
  • "Вкусное варенье"улыбнутьсяоткрыть ротшироким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
  • "Чистим зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
  • «Жуки»  Ребёнок сидяи на полу по турецки, родитель  произносит: « Ж-ж-ж,- сказал крылатый жук, - посиж – ж – ж – у ».
  • Ребёнок обнимают себя за плечи, произносит: « Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж – ж – ж – ж – у ».Ребёнок и родитель  разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков « ж – ж – ж – ж» (2 – 3 мин).
  •  «Медвежонок»  Ребёнок ложится на спину, руки -  под головой; выполняет глубокий вдох через нос, на выдох  «похрапывает». Родитель  комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» « Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Ребёнок выполняет движения, потягивается, сгибает ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачивается и ….опять «засыпает, похрапывая».

"Что я знаю о себе"

                «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик -прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)

Тише, тише, не шуми,

Пальчики не разбуди.

(Затем большим пальцем касаться

всех остальных – «будить»)

Встали пальчики –«Ура!»

В детский сад идти пора!

(С восклицанием «Ура!» —кулачки

разжать, широко расставив

пальцы)

"Части тела"

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

(Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

«Дом»

"Дом"

Я хочу построить дом,(Руки над головой "домиком")Чтоб окошко было в нём,(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко")Чтоб у дома дверь была,(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями) Рядом чтоб сосна росла(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх)Чтоб вокруг забор стоял,(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены)Пёс ворота охранял.(Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев) «Домик». Постучать кулачком об кулачок:Тук-тук молотком,Мы построим новый дом.И показать, какой получился дом – пальцами обеих рук сделать «крышу», соединив их под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии.

«Живой уголок»

"Кактус"

На окне цветок колючий

(показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(сделать «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше

(погрозить пальчиком)

Очень больно колется

(дуем на пальчики)

«Мебель. Посуда»

"Горшок"

Под крышкой - (Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз)Маленький горшок,(Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри)Открыли крышку -(Поворачиваем "крышку" ладонью вверх)Мышка - скок!(Резко поднимаем большой палец) 

Комплекс №8

«Деревья»

"Букет из листьев"

Будем листья собирать.Листья березы,Листья рябины, Листики тополя,Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме огромный букет отнесем" (Загибают пальчики, начиная с. большого Сжимают и разжимают кулачки) 

  • "Слоник пьёт"вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника""набирать водичку", слегка при этом причмокивая
  • "Индюки болтают"языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..." 
  • "Лошадка"вытянуть губыприоткрыть ротпроцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
  • "Киска"губы в улыбке, рот открыткончик языка упирается в нижние зубывыгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
  • "Поймаем мышку"губы в улыбкеприоткрыть ротпроизнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
  • "Месим тесто"улыбнутьсяпошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
  • «Хомячки»  Ребёнок и родитель сильно надувают щёки, «как у хомячков» ( дышат через нос ) и ходят по комнате. По сигналу кулачками надавливают на щёки, выпуская при этом воздух через рот «щёки, как у детей». Игра повторяется 5 – 6 раз.
  • «Чей самолет улетит дальше»  Ребёнок и родители располагаются на одной линии; у каждого в руках бумажный самолётик. По команде «запускают» самолётики  как можно дальше ( можно поддувать на самолёт не давая ему опускаться).
  •  «Мама обнимает меня»  Вдох носом, руки, развести в стороны, задерживаем дыхание 3 секунды, выдох обнять себя так крепко, как мама обнимает вас.

«Свойства материалов: дерево»

"Стишок о деревянных предметах"

На кроватке мы поспали,        

  (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.      

  (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели            

 (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.      

         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.

«Почва. Песок»

"Червячки"Раз, два, три, четыре, пять,

(ладони лежат на коленях или столе)Червячки пошли гулять. 

(пальцы согнуть и подтянуть к ним ладонь)Вдруг ворона подбегает, 

(по поверхности идут указательным и средним пальцами)Головой она кивает, 

(сложить ладонь щепоткой и качать вверх-вниз)Каркает: «Вот и обед!» (раскрыть пальцы веером, большой отвести вниз)Глядь — (развести руками)А червячков уж нет! 

(сжать пальцы в кулачки и прижать к груди)

«Транспорт»

"Транспорт"

Качу, лечу во весь опор.

(крутим воображаемый руль)

Я сам – шофер, я сам – мотор.

(показываем на себя)

Нажимаю на педаль -

(«нажимаем » на воображаемую педаль)

И машина мчится вдаль.

(показывают рукой вдаль)

«Моторчик»Сцепляем  руки в замок, начинаем вращать большие пальцы друг вокруг друга, увеличивая темп.

Комплекс №9

"Насекомые"

"Насекомые"

Летит муха вокруг уха, жжж 

(водим пальчиком вокруг уха)Летят осы вокруг носа, сссс 

(водим пальчиком вокруг носа)Летит комар, на лоб - оп

 (пальчиком дотрагиваемся до лба)А мы его - хлоп (ладошкой до лба)И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)Отпустим комара? Отпустим! 

(подносим ладошку ко рту и дуем)

  • "Качели"улыбнутьсяоткрыть роткончик языка за верхние зубыкончик языка за нижние зубы
  • "Часики"улыбнуться, открыть роткончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
  • "Дудочка"с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
  • Грибочек"улыбнутьсяпоцокать языком, будто едешь на лошадкеприкососать широкий язык к нёбу
  • "Окошко"широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно"

"Орешки"рот закрыткончик языка с напряжением поочередно упирается в щекина щеках образуются твердые шарики - "орешки"

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».

  • Вырасту большой

Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу».

"Водитель. ПДД"

"Правила дорожного движения"

Дорожных правил очень много 

(сжимаем, разжимаем кулачки)

Раз - внимание дорога!

 (загибаем по очереди пальцы)

Два - сигналы светофора

Три - смотри дорожный знак,

А четыре - переход

Правила всем надо знать 

(хлопаем в ладоши)

И всегда их выполнять.

«Лето»

"Радуга"Гляньте: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).Над деревьями, (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)Домами,(Руки сложены над головой крышей)И над морем, над волной,(Нарисовать волну рукой)И немножко надо мной.(Дотронуться до головы)

nsportal.ru

Картотека на тему: Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам | скачать бесплатно

Предметы гигиены

Ах вода, вода, вода!    (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук»)

Будем чистыми всегда!

Брызги-вправо, брызги –влево!  (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить       пальчики, как бы стряхивая воду)

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

Вытрем ручки очень быстро

Части тела

У меня есть голова

Грудь, живот, а там спина

Ножки чтобы поскакать ,

Ручки чтобы поиграть

( указываем на части тела )

   Пришла зима

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

 Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

 Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)

 Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

 С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)

 А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

 Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

 Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Зимующие птицы

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.

Приготовлю крошки Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны

«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой

Зимние забавы

Лепим мы из снега ком,

 (Дети сжимают и разжимают кисти рук) 

Из комочков слепим дом.

 (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) 

Звери будут в доме жить,

 (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить

(Соединяют руки в «замок») 

Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.

Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят". 

Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз — подбросим, "Подбрасывают". 

Два — поймаем, "Ловят".

Три — уроним "Роняют".

И... сломаем. Топают.

Зимние забавы

Давай, дружок, смелей, дружок!

 (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

 (Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

 (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!

 (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...

 (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

 (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову

Зимующие птицы

Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Дятел в пестрых перышках.

 Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Зима пришла

 Копаю, копаю лопаткой снежок (имитируем движения),

 Построю из снега домок-теремок (над головой из ладошек делаем крышу).

 И окна, и двери я вырублю в нем,

 Почищу дорожки, посыплю песком.

 А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!

 Мы будем, зайчишка, с тобою дружить

Новый год. Игрушки

Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)

 Очень колкие иголки.

 От низа до макушки (показываем низ и верх)

 Висят на ней игруш гики —

 Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)

 Яркие фонарики (крутим фонарики).

Одежда

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.

Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.

«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.

Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

Новый год. Игрушки

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».

Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.

Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.

Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.

Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз

nsportal.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *