Слайд 1
Проверочный тест по произведению К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Майорова Тамара Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №65»Слайд 2
Инструкция по работе с тестом Данный тест содержит 15 заданий. Каждое задание имеет 3 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный. 3. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс». 4. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус». 5. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. Желаю удачи!
Слайд 3
1. Определите жанр произведения. рассказ быль сказка - - +
Слайд 4
2. Тема произведения: труд и взаимная выручка забота о животных человек и природа - + -
Слайд 5
3. История старого солдата представляет собой: быль легенду сказку - - +
Слайд 6
4. Значение слова «тёплый» в названии произведения: обладающий теплотой, приветливый согревающий тело, сытный недостаточно горячий - + -
Слайд 7
5. Раненый конь остался жить у: кузнеца лесника мельника - - +
Слайд 8
6. Старая сорока считала, что помогла Фильке: разбудив летний ветер позвав на помощь ворон напугав своим стрекотанием лютый мороз - + -
Слайд 9
Ненависть народную злобу людскую грубость человеческую - - + 7.Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
Слайд 10
8. Филька понял, что совершил отвратительный, злой поступок, когда: обидел коня усилился мороз услышал рассказ бабушки - - +
Слайд 11
9. Изображение ночного пейзажа представляет собой: описание повествование рассуждение - + -
Слайд 12
10. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём: сравнение антитеза аллегория - + -
Слайд 13
11. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная , как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является: олицетворением антитезой сравнением - - +
Слайд 14
12. В предложении: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом…» - автор использует : метафору олицетворение аллегорию - - +
Слайд 15
13. В предложении: «За окнами воздух был густой, синий, страшный » выделенные слова представляют собой: эпитеты сравнения логические определения - - +
Слайд 16
14. Настоящим спасением для деревни является: совместный труд её жителей перемена направления ветра своевременная помощь сороки - + -
Слайд 17
15. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню: благодарность за труд примирение и извинение за злой поступок Фильки желание поделиться хлебом с голодным животным - - +
Слайд 18
Узнай свой результат 15-14 правильных ответов 13-11 правильных ответов 10-8 правильных ответов 5 4 3
Слайд 20
Использованные материалы: Е.Ю.Липина Литература:тесты к учебникам-хрестоматиям под редакцией Т.Ф.Курдюмовой 5-9 классы.Москва, «Дрофа»,2011. Литература. 5 класс . В двух частях (под редакцией В.Я.Коровиной) Москва, «Просвещение» ,2011 О.Б.Беломестных, И.В. Золотарева Поурочные разработки по литературе.5 класс. Москва, «ВАКО». 2010 Шаблон учебного тренажёра – Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. - www.itru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=48111&all=1&page=3
nsportal.ru
Тест по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» 5 класс.
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
1. Определите жанр произведения
а) сказка
б) быль
в) рассказ
2. Кто автор этого произведения?
а) П.П. Бажов
б) К.Г. Паустовский
в) В.В. Бианки
3. Тема произведения:
а) труд и взаимовыручка людей;
б) забота о животных;
в) человек и природа.
4. Главного героя зовут:
а) Филька
б) Федька
в) Панкрат
5. Действие происходит:
а) в деревне Озерки
б) в деревне Камешки
в) в деревне Бережки
6. Почему конь остался в деревне?
а) Его ранили.
б) Так захотел Панкрат.
в) Конь не захотел идти дальше.
7. Коня взял:
а) мельник Панкрат
б) мальчик Филька
в) старик из деревни
8. Конь начал ходить по дворам:
а) любил вкусно поесть
б) трудно было прокормить
в) любил гулять по деревне
9. Какая кличка была у Фильки?
а) «Ничего не знаю».
б) «Ну Тебя!».
в) «Ну Вас!».
10. Филька жил:
а) с родителями
б) с бабушкой
в) с мамой
11. Филька по характеру был:
а) молчаливый, недоверчивый
б) общительный, доверчивый
в) добрый, отзывчивый
12. Какой плохой поступок совершил Филька?
а) ударил коня по губам и закинул хлеб в снег
б) прогнал лошадь
в) ударил коня по губам и ничего не дал
13. Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
а) началась метель.
б) было наводнение.
в) налетела вьюга.
14. Какую историю рассказала бабушка Фильке?
а) О том, как она обидела когда-то солдата.
б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
в) О том, как люди обидели лошадь.
15. Филька осознал, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
а) обидел коня;
б) усилился мороз;
в) услышал рассказ бабушки.
16. Как Филька искупал свою вину?
а) Он не хотел меняться.
б) Накормил всех.
в) Рубил лед с ребятами у мельницы.
17. Когда заработала мельница?
а) вечером
б) она сломалась навсегда
в) на следующий день
18. О чем рассказывала сорока над плотиной?
а) О том, что она разбудила летний ветер.
б) О том, что Филька – плохой человек.
в) О том, что она самая болтливая.
19. Как Филька помирился с конем?
а) Попросил у него прощения.
б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
в) Он покормил его морковкой.
20. О чем сказка «Теплый хлеб»?
а) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.
б) О злых колдунах
в) О путешествии на необитаемый остров
21. Какая пословица соответствует содержанию сказки?
а) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
б) Язык до Киева доведет.
в) Делу – время, потехе – час.
22. Значение слова «тёплый» в названии произведения:
а) обладающий теплотой, несущий теплом;
б) согревающий тело, сытный;
в) недостаточно горячий.
infourok.ru
Тест по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» 5 класс.
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
1. Определите жанр произведения
а) сказка
б) быль
в) рассказ
2. Кто автор этого произведения?
а) П.П. Бажов
б) К.Г. Паустовский
в) В.В. Бианки
3. Тема произведения:
а) труд и взаимовыручка людей;
б) забота о животных;
в) человек и природа.
4. Главного героя зовут:
а) Филька
б) Федька
в) Панкрат
5. Действие происходит:
а) в деревне Озерки
б) в деревне Камешки
в) в деревне Бережки
6. Почему конь остался в деревне?
а) Его ранили.
б) Так захотел Панкрат.
в) Конь не захотел идти дальше.
7. Коня взял:
а) мельник Панкрат
б) мальчик Филька
в) старик из деревни
8. Конь начал ходить по дворам:
а) любил вкусно поесть
б) трудно было прокормить
в) любил гулять по деревне
9. Какая кличка была у Фильки?
а) «Ничего не знаю».
б) «Ну Тебя!».
в) «Ну Вас!».
10. Филька жил:
а) с родителями
б) с бабушкой
в) с мамой
11. Филька по характеру был:
а) молчаливый, недоверчивый
б) общительный, доверчивый
в) добрый, отзывчивый
12. Какой плохой поступок совершил Филька?
а) ударил коня по губам и закинул хлеб в снег
б) прогнал лошадь
в) ударил коня по губам и ничего не дал
13. Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?
а) началась метель.
б) было наводнение.
в) налетела вьюга.
14. Какую историю рассказала бабушка Фильке?
а) О том, как она обидела когда-то солдата.
б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
в) О том, как люди обидели лошадь.
15. Филька осознал, что совершил отвратительный, злой поступок, когда:
а) обидел коня;
б) усилился мороз;
в) услышал рассказ бабушки.
16. Как Филька искупал свою вину?
а) Он не хотел меняться.
б) Накормил всех.
в) Рубил лед с ребятами у мельницы.
17. Когда заработала мельница?
а) вечером
б) она сломалась навсегда
в) на следующий день
18. О чем рассказывала сорока над плотиной?
а) О том, что она разбудила летний ветер.
б) О том, что Филька – плохой человек.
в) О том, что она самая болтливая.
19. Как Филька помирился с конем?
а) Попросил у него прощения.
б) Он принес ему свежего хлеба с солью.
в) Он покормил его морковкой.
20. О чем сказка «Теплый хлеб»?
а) О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.
б) О злых колдунах
в) О путешествии на необитаемый остров
21. Какая пословица соответствует содержанию сказки?
а) Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
б) Язык до Киева доведет.
в) Делу – время, потехе – час.
22. Значение слова «тёплый» в названии произведения:
а) обладающий теплотой, несущий теплом;
б) согревающий тело, сытный;
в) недостаточно горячий.
multiurok.ru
Урок литературы в 5 классе, разработанный учителем МБОУ «Лицей №200»,Слюйменовой Галиной Анатольевной, по теме «Реальное и фантастическое в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Особенности композиции и жанра произведения».
Цель: посмотреть, как переплетается в сказке реальное и фантастическое, в чем особенность этого фантастического, через композицию произведения выйти на идею произведения.
1.Итак, сегодня у нас второй урок по сказке Паустовского «Теплый хлеб».На прошлом уроке мы с вами обсудили смысл названия произведения, начали разговор о героях сказки. Определили, кто из героев являются главными, кто –второстепенными.
Сейчас мы этот разговор продолжим, а 1 человек пойдет к доске и выстроит нам элементы композиции в той последовательности, в какой они идут в тексте.
2. Назовите еще раз главных героев и зачитайте их характеристики, которые вы выписали из текста.
Конь Мальчик-вороной конь, раненый, пострадал от врага.
Мельник Панкрат-скорый на работу и сердитый старик, и ребята считали его колдуном, быстрые глаза, мучная пыль навеки въелась в Панкрата, вылечил коня.
Мальчик Филька- по прозвищу « Ну тебя», молчаливый, недоверчивый, отвечал сердитым баском, бабка выговаривала ему за неласковость.
-Каких героев мы с вами еще встретили в сказке?
Ветер, мороз, вороны, сорока, лисицы, мальчишки, бабка, мальчик Николай.
Это герои реальные или сказочные?
( с одной стороны это реальные герои, но изображает их автор как сказочных)
-Зачитайте их описание .
-Можно ли сказать, что Паустовский выдумывает каких-то особенных сказочных героев?(Нет, он ничего специально не выдумывает, он обычных героев изображает как сказочных).
-А сказка-это повествование о фантастических событиях .Но любая фантастика всегда неразрывно связана с реальностью.Давайте посмотрим, какие элементы относятся к реальному, какие – к фантастическому.
(Ученики зачитывают таблицы)
Фантастическое: конь вызывает мороз и метель, рассказ бабки о том, что 10 лет после мороза стояла голая земля, обегал ее стороной всякий зверь; сорока за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер , попросила прогнать мороз. Ветер, мороз, лисицы уподобляются человеку.
А что реального?
(Действие происходит во время Гражданской войны: немецкий снаряд ранил коня, проходила кавалерия. Живется всем тяжело и трудно: Филька жует кусок хлеба, круто посыпанный солью. В деревне есть мельница, где Панкрат мелет муку. В деревне дети, бабы да старики: идет война, все мужики на фронте. Автор указывает на время, дает название деревне- Бережки. Все это делает происходящее реальным.)
-Вы все знаете, что в художественном произведении немаловажную роль играют картины природы. Сейчас мы послушаем сообщение на тему « Как меняется погода в сказке и для чего автор показывает нам эти изменения ?)
Таким образом, природа тоже не остается равнодушной к происходящим событиям: она то тихая, спокойная, то холодная, безжалостная. Она наказывает людей за их злобу, безрассудство, равнодушие.
—Ребята, Паустовский назвал свое произведение сказка. Согласны ли вы с таким жанровым определением?
Вспомните элементы композиции сказки (зачин, основная часть и концовка).
Есть ли здесь традиционные зачин и концовка? (Нет, их нет).
Но какие-то сюжетно композиционные элементы народной сказки здесь присутствуют.Давайте вспомним с вами построение волшебной сказки.
Что очень часто является завязкой волшебной сказки? (Существует табу, запрет, который герой нарушает; дальше идут испытания, в конце-награда).
Есть ли здесь эти элементы?
—Итак, ученик выходит к доске и читает ,как он выстроил элементы композиции на доске .Прямая это композиция или нарушена хронология событий? А теперь, используя те же карточки, соотнеси их с элементами народной сказки: нарушение запрета, испытания, награда.
Какой же запрет нарушил Филька? (не делай зла ни людям, ни животным)
Через какие испытания он прошел? (Испытание смертью, нужно проявить смекалку, чтобы найти избавление от стужи, разбивал лед на реке, раскаялся и пришел просить прощения).
Какую награду Филька получил?(Конь простил мальчика, все улыбались, радовались.)
Таким образом, мы с вами увидели, что жанровое своеобразие этого произведения нашло отражение не только на уровне образной системы произведения , но и на уровне композиции, т.е. построения.
-Как вы думаете, почему у автора реальные события переплетаются со сказочными?
(Оказывается , чудо есть и в реальной жизни, в делах каждого дня: люди, соединившись, смогли прорубить замерзшую реку, помирить коня и Фильку, победить смерть. И , как в любой сказке, добро побеждает зло .Но победа достается не с помощью волшебных помощников, а совместными усилиями, совместным трудом.)
-Скажите, кому принадлежат слова : «Сказка-ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»? В каком произведении встречаются эти строки?(«Сказка о золотом петушке»).
-Какие уроки вы получили из этой сказки?
(Нельзя никого обижать и оскорблять ,нужно думать о том, что ты говоришь и делаешь; если не прав, нужно уметь признать свою ошибку и попытаться исправить ее; и как хочешь, чтобы с тобой обращались, так и ты обращайся с людьми. )
Д/З: прочитать рассказ Паустовского «Заячьи лапы», ответить на вопросы учебника, подумать над названием.
www.alllessons.ru
В начале поэмы мы видим Трубецкую, прощающуюся со своим отцом. Расставание очень тяжелое, но свой долг княгиня видит в том, чтобы находиться рядом с мужем. Приняв твердое решение, она готова к преодолению любых трудностей:
Далек мой путь, тяжел мой путь, Страшна судьба моя, Но сталью я одела грудь…
В Иркутске княгиню встречает губернатор и пытается убедить ее вернуться обратно. Для этого он использует самые разные средства. Сначала губернатор пытается играть на родственных чувствах, сообщая, что ее отъезд убил отца. Но Трубецкая непреклонна:
Мне вам рассказывать смешно,Как я люблю отца, Как любит он. Но долг другой, И выше и святей, Меня зовет.
Не испугал ее и суровый климат Сибири, голод, окружение каторжников: Ужасна будет, знаю я, Жизнь мужа моего. Пускай же будет и моя Не радостней его!
Губернатор убежден, что в таких условиях проявление слабости неизбежно, и эта слабость еще больше усилит страдания ее мужа. Но Трубецкая отвечает:… я слез не принесуВ проклятую тюрьму – Я гордость, гордость в нем спасу, Я силы дам ему!
Губернатор противопоставляет трудности тюремной и привлекательность светской жизни, но княгиня предана мужу и отвергает свет, потому что там нет для него места.
Следующий аргумент губернатора – отречение от титула и лишение всех прав. Но муж дороже, чем титулы:
Нет! Ими я не дорожу, Возьмите их скорей! Где отреченье? Подпишу! И живо – лошадей! .
И даже то, что придется идти по этапу вместе с каторжниками, не пугает Трубецкую. Единственное, чего она боится – длительность пешего пути.
Сраженный непреклонностью, целеустремленностью, бесстрашием, губернатор сдается и приказывает запрягать лошадей.
yznay.com
Тест по литературе ученика(цы) 5 класса ----------------------------------------
К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»
1. Жанр произведения:
А) рассказ
Б) быль
В) сказка
2. Тема произведения:
А) труд и взаимная выручка
Б) забота о животных
В) человек и природа
3. Значение слова «тёплый» в названии произведения:
А) обладающий теплотой, приветливый
Б) согревающий тело, сытный
В) недостаточно горячий
4. Раненый конь остался жить у:
А) кузнеца
Б) мельника
В) лесника
5, Старая сорока считала, что помогла Фильке:
А) позвав на помощь ворон
Б) разбудив летний ветер
В) напугав своим стрекотанием лютый мороз
6. Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:
А) злобу людскую
Б) ненависть народную
В) грубость человеческую
7. Филька понял, что совершил отвратительный , злой поступок, когда:
А) обидел коня
Б) усилился мороз
В) услышал рассказ бабушки
8. История старого солдата представляет собой :
А) быль
Б) легенду
В) сказку
9. В предложении: «В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная , как невеста, розовыми венцами» - словосочетание «как невеста» является:
А) сравнением
Б) олицетворением
В) антитезой
10. Изображение ночного пейзажа представляет собой:
А) повествование
Б) описание
В) рассуждение
11. В предложении: «Ветер… понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом» - автор использует:
А) метафору
Б) аллегорию
В) олицетворение
12. Истории воина-инвалида и раненого коня объединяет стилистический приём:
А) антитеза
Б) сравнение
В) аллегория
13. В предложении: «За окнами воздух был густой, синий, страшный» выделенные слова представляют собой:
А) эпитеты
Б) логические определения
В) сравнения
14 Настоящим спасением для деревни является:
А) совместный труд её жителей
Б) перемена направления ветра
В) своевременная помощь сороки
15. Смысл подношения детьми хлеба-соли коню:
А) желание поделиться хлебом с голодным животным
Б) благодарность за труд
В) примирение и извинение за злой поступок Фильки
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
в | а | а | б | б | а | в | б | а | б | в | б | б | а | в |
salikova.ucoz.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»