План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Хлеб всему голова". Что обозначает хлеб всему голова


Ответы@Mail.Ru: почему в народе говорят

«Хлеб всему голова» гласит народная мудрость. «Хлебом солью» встречали на Руси дорогих гостей. «Хороший, как хлеб» воскликнет испанец. Для слов «хлеб» и «золото» египтяне использовали один символ. Римляне просили сначала «хлеба» , а потом только «зрелищ» ! Действительно, испокон веков «хлеб наш насущный» у всех народов являлся основным продуктом, необходимым для существования. В то же время хлеб играл особую роль и в духовной жизни человека. Почти во всех культурах хлеб считается святой благословенной пищей.

Великое благо - иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем, дальнее путешествие.. . Хлеб всегда и везде сопутствует нам. Тем, кто родился и вырос после войны, в спокойное мирное время, и вообразить себе трудно, что можно жить без хлеба. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. 'Хлеб - всему голова', 'Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол - доска'. В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу. Недаром его ласково называли: 'Хлеб - наш батюшка'. В честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.

Древние греки считали, что человек, принимающий пищу без хлеба, будет обязательно наказан богами.

Это убеждение разделяли и в древней Индии - считалось, что судьба человека, не употребляющего в пищу хлеб, будет несчастной. Даже преступников в этой стране карали тем, что запрещали есть хлеб в течение определенного времени. И в наши дни верующие индусы утреннюю молитву начинают словами: "Все есть пища, но хлеб - ее великая мать".

В средневековой Европе хлеб занимал не менее почетное место. Французский король Генрих IV, например, ко всем своим титулам даже прибавил еще один - "Король хлеба".

otvet.mail.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Хлеб всему голова" | скачать бесплатно

 ( в соавторстве с Макашиной Т.И.)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

МОСКВА  2015

Программное   содержание:

  • Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку.
  • Воспитывать уважительное и благодарное отношение к труду хлеборобов.
  • Дать детям знания о последовательности выращивания хлеба.
  • Систематизировать знания детей о процессах труда хлебороба.
  • Научить различать сельскохозяйственную технику.
  • Учить понимать смысл пословиц.

Материал:

  • Иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ.
  • Картинки  с изображением  сельскохозяйственной техники.
  • Колосья ржи и пшеницы, хлебные зерна.

Ход занятия.

Воспитатель: Давайте сегодня поговорим о хлебе. Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» А что это значит?

Дети: Это значит, что хлеб главный продукт.

Воспитатель: Кто же выращивает хлеб для всех? Кого все люди благодарят за трудный и почетный труд по выращиванию хлеба?  Чтобы это узнать, мы отправляемся в путешествие по картинкам. Когда начинают свою работу хлеборобы?

Дети: Еще зимой, при помощи снегопаха в поле запасают много снега, чтобы весной в почве накопилось много влаги.

Воспитатель: Весной, когда растает снег, выходят в поле, а кто выходит-отгадайте:

Едет конь стальной, рычит,

Сзади плуги волочит.(трактор)

Правильно, выходят в поле трактора. Кто водит трактор?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: У тракториста много работы. Что сначала нужно сделать с землей?

Дети: Нужно поле вспахать, разрыхлить землю-приготовить мягкую и теплую постель для зерен.

Воспитатель: Пословица говорит: «Весенний день-год кормит!» Что означает эта пословица?

Дети: Чтобы был большой урожай, нужно подготовить землю и посеять зерно вовремя.

Воспитатель: Прежде, чем дальше пойти в путешествие, рассмотрим хлебные зернышки. Посмотрите, какие они маленькие, а их зеленые росточки пробьются через слой земли.

А вот мы опять в поле. На вспаханное поле вышли машины. Как они называются?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите,  сеялка сеет сразу в три ряда. Зерна падают в землю ровно. Скажите, семенами каких растений засевают хлебные поля?

Дети: Семенами пшеницы, ржи.

Воспитатель: Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы. Пшеница, рожь начинают колоситься, цвести и, наконец, созревают. Посмотрите на эту картинку. Какое красивое поле, покрытое колосьями! Чтобы вырастить такой урожай хлеборобы внимательно следят за всходами. Подкармливают землю. Чем подкармливают? Как это делается?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А что может помешать росту колосьев?

Дети: Сорняки.

Воспитатель: Правильно. Что делают Хлеборобы тогда?

Дети: Они пропалывают сорняки и уничтожают полевых мышей и других вредителей.

Воспитатель: Приближается осень. Как можно узнать, что хлеб уже созрел?

Дети: По цвету. Колосья становятся желтыми, золотыми.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

За околицей станичной

Между рощей и рекой

Начинается пшеничный

Ярко-бронзовый прибой. (пшеничное поле)

Вырос в поле дом

Полон дом зерном.(колос)

Посмотрите на колоски. Скажите, где рожь, а где пшеница? Чем отличаются зерна пшеницы от зерен ржи?

Дети выясняют, что у пшеницы зерна покруглей и потолще, а у ржи- подлинней и потоньше.

Физкультурная минутка

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут,  как живые

Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зеленой

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик, неугомонный

Льет, льет, льет!

Воспитатель: Хлеб созрел. Нельзя медлить: колоски могут осыпаться и зерна ржи и пшеницы упадут на землю. Начинается у хлеборобов ответственная пора-жатва. Что это такое?

Дети: Уборка урожая.

Воспитатель: Теперь, ребята, отгадайте загадку:

Он идет, Волну сечет,

Из трубы зерно течет ( Комбайн).

В поле вышли комбайны. Кто управляет комбайном?

Дети: Комбайнеры.

Воспитатель: Комбайны срезают колосья, обмолачивает-отделяет зерна от колосьев. Что делают с зерном потом?

Дети: Чтобы зерно было чистым, отборным, его пропускают через зерноочистительную машину.

Воспитатель: На чем потом отвозят зерно?

Дети: Грузовые машины увозят с поля зерно.

Воспитатель: Правильно, увозят грузовые машины на элеватор. Это место, где зерно хранится. Его высушивают, очищают и отправляют на мукомольные заводы. Там зерно размалывают в муку. Потом куда отвозят муку, как вы думаете?

Дети: В магазины?

Воспитатель: Нет, сначала муку в специальных машинах везут на хлебозаводы, в пекарни. Послушайте загадку.

Рос сперва на воле. В поле

Летом цвел и колосился, а когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился

Из зерна в муку и в тесто.

Вырос он под синим небом

И пришел на стол он … (хлебом)

Что же пекут из муки?

Дети: Хлеб, булки, баранки, сушки …

Воспитатель: Правильно, много чего пекут из муки. А куда же потом попадают баранки и булочки?

Дети: В магазин.

Воспитатель: Вот видите, ребята, какой большой путь проходит хлеб, прежде чем он попадает к нам на стол. Посмотрите, я вам предлагаю дегустацию хлебобулочных изделий.

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

Каравай Мы вам подносим,

 Поклонясь, отведать просим!

А теперь давайте поиграем и узнаем: хорошо ли вы запомнили этот путь?

Игра: «От зернышка до булочки»

Дидактическая задача: Закрепить и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб. Активизировать словарь: трактор, сеялка, снегопах, комбайн, элеватор.

Ход игры: На доске картинки с изображением сельскохозяйственных работ в разнобой. Вызываются 2-е детей. Они, кто быстрее, должны расставить их по порядку и рассказать что за чем.

Воспитатель: Теперь вы понимаете, как люди трудятся, чтобы у нас на столе всегда был свежий, ароматный хлеб. Надо помнить о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей и всем им говорить: «Спасибо!»

Послушайте стихотворение. Читает ребенок (выучить заранее наизусть)

Склонила тяжелую голову рожь

«Спасибо вам солнце и ласковый дождь,

Спасибо ,земля, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым. 

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай берегут

Спасибо Вам, руки, за добрый ваш труд!»

Воспитатель: Но нужно не только благодарить за хлеб. Нужно беречь хлеб. Никогда не бросайте хлеб, даже меленькие кусочки. Если  кто-либо из младших детей бросит хлеб - остановите их! Вы уже старшие и знаете: бросить хлеб, все равно, что оскорбить всех, кто его растил!

nsportal.ru

А почему хлеб -- всему голова?

"Хлеб всему голова"«Кусок хорошо выпеченного хлеба естьодна из величественных достижений человеческого ума»К. А. Тимирязев

«Хлеб всему голова» гласит народная мудрость. «Хлебом солью» встречали на Руси дорогих гостей. «Хороший, как хлеб» воскликнет испанец. Для слов «хлеб» и «золото» египтяне использовали один символ. Римляне просили сначала «хлеба» , а потом только «зрелищ» !

Действительно, испокон веков «хлеб наш насущный» у всех народов являлся основным продуктом, необходимым для существования. В то же время хлеб играл особую роль и в духовной жизни человека. Почти во всех культурах хлеб считается святой благословенной пищей. Существует множество обрядов, ритуалов, связанных с хлебопечением.

В Христианстве, как известно, хлеб – это воплощение тела Христа. Причащение хлебом и вином – одно из семи священных таинств.

Отсюда и бережное отношение к хлебу, к труду людей, создавших его.

Интересно, что первыми пекарями были египтяне – они научились разрыхлять тесто способом брожения для придания ему пористости. Возможно, египтяне первыми научились с помощью ферментации делать хлеб мягким и пышным. В Древнем Египте были известны около 40 видов хлеба и другой выпечки. В формулах жертвоприношения по усопшим говорится о "хлебе и пиве" как основной пище в потустороннем мире.

Позже искусство выпекать хлеб перешло к древним евреям и финикийцам, и затем к грекам и римлянам. Во II в. до н. э. в Риме и других городах начали применять дрожжи. Приготовленный хлеб выпекался в печах, сходных по своему устройству с «русской печью» . При раскопках в Помпеи нашли несколько подобных печей даже с окаменевшим хлебом внутри.

Постепенно ремесло перемещалось на север. Упоминание об этом встречается в старинных норвежских эддах XII в. н. э. .

В X-XI вв. на Руси уже умели выпекать хлеб из ржаной муки из кислого теста на основе специальных заквасок. Секреты заквасок держали в тайне, рецепты передавали из поколения в поколение. По праздникам пекли калачи, пироги, караваи и бублики.

Раньше хлеб выпекали вручную. Теперь же труд практических полностью механизирован. Внедрение новых машин, аппаратов и механизмов способствует росту объемов производства, облегчает работу и повышает качество продукции.

otvet.mail.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *