Поработаем над каждой частью в отдельности.
В каком предложении отражено основное содержание первой части?
-Как можно короче выразить эту основную мысль. Сократите предложение до пункта плана.
Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части.
Сократите предложение до пункта плана.
Каким предложением выражена главная мысль третьей части?
Как можно озаглавить эту часть?
Каково содержание последней части?
Как одной фразой выразить основную мысль части?
Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа
План
1.Громкие голоса.
2.Крошечный птенчик.
3.Птенец в гнезде.
4.Первая встреча.
- Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ? Что необходимо выписать из текста?
- Какая часть речи поможет вам вспомнить ключевые действия?
Выпишите слова - опоры к первой части.
На доске
1.Громкие голоса. Услышали подошли кружились донёсся
- Какая по виду вторая часть рассказа?
кого описывает автор?
Что описывает?
Если есть элементы описания, то кроме глаголов какие нужны слова?
Какие слова нужно выписать?
На доске
2.Крошечный птенчик. Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал
- Какие слова возьмём из третьей части?
- Что значит водворили, как поняли это слово?
Водворить - поселить на жительство, поместить.
На доске
3. птенец в гнезде. Водворили смолкли доносился требовали накормили
- Какие слова возьмёте из последней части?
На доске
1.Громкие голоса. Услышали подошли кружились донёсся
2.Крошечный птенчик. Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал
3. птенец в гнезде. Водворили смолкли доносился требовали накормили
4.Первая встреча. Впервые увидели.
- какие разные слова использует автор, чтобы не повторять одно и тоже слово птицы?
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца.
2.Птенчик.
Крошечный птенчик.
Мы водворили птенца в гнездо.
3.Птенец в гнезде.
Водворение птенца.
Птенец в гнезде и т.д.
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Знакомство и т.д.
Читают план.
Слова опоры.
Глаголы.
Услышали подошли кружились донёсся
Описание.
Птенца
Тело голову клюв
Прилагательные.
Раздвинули увидели крошечный головастый большой жёлтый жалобно попискивал
Водворили смолкли доносился требовали накормили
Впервые увидели
Птенчик, дрозды, родители,птенцы.
nsportal.ru
Примерные тексты для изложений (4 класс)
***
Война. Мать прощалась с сыном. Он уезжал на фронт. У края просёлочной дороги росло одинокое старое дерево. Сын остановился. Дерево было покрыто влажными и блестящими листьями. Это дерево в летнюю сушь не сбрасывало на землю своих детей – лишние увядшие листья. Дерево любили птицы. Они там вили гнёзда. Сын сорвал один лист и положил за пазуху. Мать смахнула слезу.
Подготовительные вопросы:
- Куда уезжал сын?
- Что привлекло его внимание?
- Какое это было дерево ?
- Зачем сын сорвал со старого дерева лист и положил за пазуху ?
О Бородино, Бородино ! Кто из русских людей… не мечтал постоять посреди твоего поля?!
1812 год и 1941 год сочетаются здесь в трепетном и величественном соответствии : оба раза люди стояли грудью перед Москвой. Оба раза защищали Родину.
Поле русской славы – Бородинское поле !
Дважды измерила тобою Россия самоотверженность, отвагу, любовь и непобедимость славных сыновей своих.
(О. Берггольц)
Задание : выпишите имена существительные собственные
После боя.
Шёл бой. Со всех сторон гудели, свистели, рвались снаряды. На носилках несли раненого. Это был почти мальчик с блестящими глазами и тонкими губами. Он стонал, по щекам текли слёзы.
Мы устали и остановились на берегу лесного ручья. Ручей извивался, булькал, звенел и пел свою лесную песню. В косых лучах солнца светились водяные лилии. Раненый прислушался к песне ручья. Вот он увидел стрекозу. На лице появилась улыбка. Он успокоился и следил глазами за стрекозой.
Врачи спасли бойца. Но я крепко верю, что им помогли песня ручья и голубая стрекоза.
Подготовительные вопросы:
- Каким вынесли бойца с поля битвы ?
- Почему автор считал, что спасти бойца врачам помогли песня ручья и голубая стрекоза ?
- Каким был ручей ?
-Отчего на лице раненого появилась улыбка ?
Два охотника.
Среди тайги в селе живут два друга, два старых охотника - дед Егор и дед Иван.
Дед Иван – великан. И зверя ему подавай побольше : медведя, кабана, рысь. Дед Егор поменьше и зверя любит невеликого: лису, белку, соболя.
Дом у деда Ивана большой. Дым из трубы как вывалит, на другом конце села видно. У Егора избёнка маленькая. И дымок над ней, как белый хвостик, подымается. Оба охотника известные.
Задание : выписать антонимы.
Сапог великана.
Великий сказочник Андерсен родился и жил в простой семье. Отец его всю жизнь шил сапоги. На одном из праздников знатные господа решили посмеяться над сказочником:
- Великий Андерсен, вы тоже умеете шить сапоги?
Андерсен гордился своим отцом, но сын сапожника уже давно не брал в руки сапожные инструменты. Он загрустил.
Три месяца Андерсен сидел дома. Около скамейки на полу лежали обрывки кожи, нитки, иглы. Наступил Новый год. Он пригласил ребятишек. У входа гостей встречало чудо. Большой блестящий сапог им кланялся.
Люди поняли, что писатель три месяца шил сапог. Много лет сапог хранится в музее Дании.
Подготовительные вопросы:
- Зачем Андерсен сшил этот сапог?
- Что этим он хотел доказать насмешникам?
- Почему этот сапог хранится в музее ?
***
Нюрка.
Вера Васильевна Чаплина воспитала многих животных. Моржонок Нюрка очень привязалась к ней.
Зимой толстого, курносого моржонка перевели в закрытое помещение. Он неуклюже ходил на своих четырёх ластах.
Через месяц Вера Васильевна пришла к своей воспитаннице. Нюрка была в бассейне. Женщина тихо окликнула её. Нюрка мигом очутилась на берегу. Она поднялась на дыбы и тяжелыми ластами обняла воспитательницу. Усатая морда тыкалась в лицо Вере Васильевне. На пальто сбегали струйки воды.
Вера Васильевна ушла. Нюрка долго смотрела ей вслед. У неё текли слёзы. Целый день она ничего не ела.
Подготовительные вопросы:
- Расскажи о встрече друзей после разлуки?
- Как горевала Нюрка, когда ушла Вера Чаплина?
***
Почтальоны.
Многие жители города держали голубей. На крыше нашего сарая была голубятня. Отец с фронта не вернулся. Голубятня опустела. Однажды к нам приехал фронтовой товарищ отца. Он подарил матери и мне почтовых голубей. Я назвал их Кай и Герда. Каждое утро я бежал к голубятне. Я очень привязался к Каю и Герде. Летом я гостил у бабушки. Из деревни я посылал весточку маме. Моими почтальонами были голуби.
- В какое время происходит то, о чём рассказывается в тексте ?Как ты узнал об этом?
- Как ты думаешь, зачем были подарены голуби?
***
Серёжки и Алёшки.
У меня есть два брата, Алёша и Сережа. Они очень любят смотреть диафильмы, особенно Алёша. Вот один раз смотрели они диафильм «Кто как зимует?». Алёша читал подписи под картинками. Вот он и прочитал:
- Тетерева питаются серёжками.
А Серёжа вдруг обиделся и сказал :
-Нет, пусть они лучше питаются Алёшками !
***
Как рождаются родники
Из земли бьёт родник. Вода в нём прозрачная, ледяная. Кинулись ребята к роднику, а ноги в глине увязли. Комки её в ручеёк сползли, вода стало мутной. Ребята решили ручеёк благоустроить. Подход к нему выложили дёрном. Стенки русла обложили камнями, а дно галькой. Деревянный потолок соорудили под ключом. Напилили круглянок из брёвен. Теперь каждый может посидеть и отдохнуть около родника. Ребята нарезали прутьев из ивы и вдоль сырого берега высадили. Ива быстро растёт. Она всю местность украсит.
Подготовительные вопросы :
- Почему надо беречь и бла-го-уст-ра-и- вать родники?
-Как ты думаешь, один ли корень у слов родник,родина, родной .
www.metod-kopilka.ru
Презентация обучающего изложения в 4 классе по учебнику В.П. Канакиной. Цели урока: отрабатывть умение озаглавливать текст, учить составлять план текста с опорой на тему и основную мысль текста, развитие устной и письменной речи. На уроке ученики анализируют ситуацию рассказа, оценивают поступки героев, высказывают предположения о своем поведении в данной ситуации, подбирают пословицы и поговорки на данную тему, составлять план текста. В конце плана ученикам дается творческое задание: продолжить текст, ответив на вопрос: "Как бы вы поступили на месте воробья и что бы вы ему пожелали?"
Обучающее изложение
«Спасение воробышка», 4 класс
Знакомство с текстом Упражнение №31
Изложение. План.
4. Как поступил бы я, оказавшись на месте воробья?
Запомни написание слов!
Запомни знаки препинания в предложениях.
Объясни написание слов в тексте.
Собака, раскрыв пасть, медленно прибл_жалась к пт_нцу. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он с жалким писком прыгнул к зубастой пасти, громко пищ_л и др_жал от страха. Воробей засл_нял собою воробышка.
Прочитай и перескажи текст по частям.
Собака, раскрыв пасть, медленно приближалась к птенцу. Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он с жалким писком прыгнул к зубастой пасти, громко пищал и дрожал от страха. Воробей заслонял собою воробышка.
Расскажи текст по плану и напиши.
Возвращался, впереди, и стала красться
На аллее, выпал, не умел, неподвижно,
,раскрыв пасть, вдруг с дерева, с жалким
писком, дрожал от страха, заслонял собою
Жертвовал, героически спасал, остановилась
kopilkaurokov.ru
2 варианта текста. Цель изложить текст составить план
Контрольное изложение 4кл, 4-я четверть
ЗАЙЧИК
Маленького зайчика сильно потрепали вороны. У зайчишки была сломана лапка. Она болталась.
Мы принесли беднягу домой. Заяц бился в руках и вырывался.
Папа достал бинт и завязал ножку. Мы посадили зайчика в ящик. Мама положила туда сена, морковку. Она поставила мисочку с водой.
Зайка прожил у нас целый месяц. Мы ухаживали за зверьком. Ножка зажила. Зайчик стал выпрыгивать из ящика. Тут и зима пришла. Выпал пушистый снег под цвет зайкиной шубки. Теперь его можно было выпускать в лес. Так мы и сделали.
(По Г. Скребицкому)
ЗАЙЧИК
Маленького зайчика сильно потрепали вороны. У зайчишки была сломана лапка. Она болталась.
Мы принесли беднягу домой. Заяц бился в руках и вырывался.
Папа достал бинт и завязал ножку. Мы посадили зайчика в ящик. Мама положила туда сена, морковку. Она поставила мисочку с водой.
Зайка прожил у нас целый месяц. Мы ухаживали за зверьком. Ножка зажила. Зайчик стал выпрыгивать из ящика. Тут и зима пришла. Выпал пушистый снег под цвет зайкиной шубки. Теперь его можно было выпускать в лес. Так мы и сделали.
(По Г. Скребицкому)
ЗАЙЧИК
Маленького зайчика сильно потрепали вороны. У зайчишки была сломана лапка. Она болталась.
Мы принесли беднягу домой. Заяц бился в руках и вырывался.
Папа достал бинт и завязал ножку. Мы посадили зайчика в ящик. Мама положила туда сена, морковку. Она поставила мисочку с водой.
Зайка прожил у нас целый месяц. Мы ухаживали за зверьком. Ножка зажила. Зайчик стал выпрыгивать из ящика. Тут и зима пришла. Выпал пушистый снег под цвет зайкиной шубки. Теперь его можно было выпускать в лес. Так мы и сделали.
(По Г. Скребицкому)
kopilkaurokov.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»