ТРУДНЫЙ ХЛЕБ. Носов евгений трудный хлеб


ТРУДНЫЙ ХЛЕБ. «На рыбачьей тропе (Рассказы о природе)»

 

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.

Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.

А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей — пролетные гости с далекого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали не улетели. Погода не торопила их на юг.

Мое соседство их нисколько не смущало. Видать, мало имели они встреч с человеком. Не то что наша дикая утка. Редко по какой из них не палили из ружья.

И вдруг совсем рядом из кустов: «Трах-бабах!..» Поперек реки побежали вспененные дробью одна за другой две дорожки.

Крохаль, что плыл первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему-то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.

В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.

Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлепал дальше.

— Чанг, назад! — послышался спокойный, даже ласковый голос.

Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил ее за крыло и, все так же высоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного снесло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождем холодных брызг.

— Вот невежа! Перестань!

Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ежиком седых усов, он одет в короткий стеганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.

— Обрызгал? — сказал он, подбирая птицу.

— Ничего! — вытирая платком лицо, ответил я. — Хорошая добыча! Редкая.

— А я, знаете, не особенно уважаю крохаля, — возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.

Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он — в черном сюртуке, белой рубашке. Зелено-черная голова заканчивалась острым копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже ее.

— Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдает, — пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом. — Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем.

Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

— Новичок, наверно? — кивнул я на собаку. — Обучается?

— Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака. — Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля. — Без нее половину добычи потеряешь. Упадет битая утка в самую топь — как ее достанешь? Облизнешься и пойдешь несолоно хлебавши. Или взять подранка. В такую глушь забьется, что днем с огнем не найдешь. А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. У вас, кажется, клюет. Вон на той, где пробковый поплавок.

Я подсек. Леса натянулась. В глубине тускло блеснул бок рыбы. Потом леса вдруг провисла, и я вытащил пустой крючок.

— Сошла, — сочувственно прищелкнул языком охотник. — Жалко. У вас, значит, тоже охота… А я больше с ружьем. Люблю походить. Да вот хотя бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где-нибудь в кустах. А Чанг пожалуйста, слазил и достал.

— А отчего он вначале не хотел брать птицу? — поинтересовался я.

— Хотеть-то он хотел, да со следа сбился. Это бывает.

— Ну что вы! — удивился я. — Какой же может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?

— Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.

— Слепой!.. — Я даже весь повернулся от изумления. — Совершенно слепой? Да не может быть!..

Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга. Он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

— Не верите? — усмехнулся хозяин. — Давайте продемонстрирую. — Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом и уставился на хлеб.

— Чанг, лови! — крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.

Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала шагах в пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.

— Видели? — спросил охотник, бросая собаке весь ломоть. — Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждет, когда я брошу.

Этот простой опыт почти убедил меня. Но оставалось непостижимым все поведение собаки. До этого она вела себя совершенно так же, как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.

— Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?

— Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.

— Нет. Это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашелся.

Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.

— Ну как же он ослеп?

— Сам не знаю, — покачал головой хозяин — Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко — свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное — глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился.

У меня опять клюнуло. На этот раз я благополучно вытащил крупную плотвицу. Снимая ее с крючка, я неосторожно спросил:

— А не лучше ли вам завести другую собаку?

— А эту куда? — нахмурился охотник. — Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг. Бывайте здоровы!

Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.

Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.

litra.pro

ТРУДНЫЙ ХЛЕБ. На рыбачьей тропе [Рассказы о природе]. Носов Евгений Иванович

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и березки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.

Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.

А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей — пролетные гости с далекого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали не улетели. Погода не торопила их на юг.

Мое соседство их нисколько не смущало. Видать, мало имели они встреч с человеком. Не то что наша дикая утка. Редко по какой из них не палили из ружья.

И вдруг совсем рядом из кустов: «Трах-бабах!..» Поперек реки побежали вспененные дробью одна за другой две дорожки.

Крохаль, что плыл первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему-то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.

В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.

Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлепал дальше.

— Чанг, назад! — послышался спокойный, даже ласковый голос.

Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил ее за крыло и, все так же высоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного снесло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождем холодных брызг.

— Вот невежа! Перестань!

Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ежиком седых усов, он одет в короткий стеганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.

— Обрызгал? — сказал он, подбирая птицу.

— Ничего! — вытирая платком лицо, ответил я. — Хорошая добыча! Редкая.

— А я, знаете, не особенно уважаю крохаля, — возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.

Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он — в черном сюртуке, белой рубашке. Зелено-черная голова заканчивалась острым копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже ее.

— Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдает, — пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом. — Набегались мы с тобой, Чанг. Давай-ка, дружище, посидим, отдохнем.

Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

— Новичок, наверно? — кивнул я на собаку. — Обучается?

— Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака. — Хозяин ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля. — Без нее половину добычи потеряешь. Упадет битая утка в самую топь — как ее достанешь? Облизнешься и пойдешь несолоно хлебавши. Или взять подранка. В такую глушь забьется, что днем с огнем не найдешь. А Чанг быстро свое дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. У вас, кажется, клюет. Вон на той, где пробковый поплавок.

Я подсек. Леса натянулась. В глубине тускло блеснул бок рыбы. Потом леса вдруг провисла, и я вытащил пустой крючок.

— Сошла, — сочувственно прищелкнул языком охотник. — Жалко. У вас, значит, тоже охота… А я больше с ружьем. Люблю походить. Да вот хотя бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где-нибудь в кустах. А Чанг пожалуйста, слазил и достал.

— А отчего он вначале не хотел брать птицу? — поинтересовался я.

— Хотеть-то он хотел, да со следа сбился. Это бывает.

— Ну что вы! — удивился я. — Какой же может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?

— Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.

— Слепой!.. — Я даже весь повернулся от изумления. — Совершенно слепой? Да не может быть!..

Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга. Он лежал, положив морду на мохнатые белые лапы в черных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

— Не верите? — усмехнулся хозяин. — Давайте продемонстрирую. — Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживленно задвигал влажным, точно резиновым, носом и уставился на хлеб.

— Чанг, лови! — крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.

Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала шагах в пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.

— Видели? — спросил охотник, бросая собаке весь ломоть. — Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждет, когда я брошу.

Этот простой опыт почти убедил меня. Но оставалось непостижимым все поведение собаки. До этого она вела себя совершенно так же, как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.

— Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?

— Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.

— Нет. Это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашелся.

Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.

— Ну как же он ослеп?

— Сам не знаю, — покачал головой хозяин — Может, таким и родился. Как узнаешь, что он слепой? Вы вот до сих пор не можете с этим согласиться. Ведь он совсем не похож на слепого. Ни обо что не спотыкается, с собаками, как и все, бегает, играет. Убежит от меня далеко — свистну, и он прямехонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное — глаза такие умные, понимающие! Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, вот так же бросив ему хлеб. Сначала не верил, а потом, со временем, убедился.

У меня опять клюнуло. На этот раз я благополучно вытащил крупную плотвицу. Снимая ее с крючка, я неосторожно спросил:

— А не лучше ли вам завести другую собаку?

— А эту куда? — нахмурился охотник. — Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька мой, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг. Бывайте здоровы!

Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.

Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.

librolife.ru

Рассказу Е. Носова «Трудный хлеб». Цели

Тема: «Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».Цели: 1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста,

формировать умение сопоставлять близкие по теме

произведения в соответствии с поставленной проблемой;

2. Развитие речевых навыков на уроке;

3. Воспитание любви к природе, животным, к труду; формирование таких нравственных качеств, как милосердие, внимание, забота о ближних; обратить внимание учеников еще на одну проблему; важно оказывать помощь таким образом, чтобы тот, кому помогают, смог, несмотря на свои физические недостатки, сохранить чувство собственного достоинства и реализовать себя.

Дидактическое пространство урока: выставка произведений Е. Носова, иллюстрации по рассказу, газета со статьей «О книгах и героях Е.Носова».

Ход урока.На доске записано Е.Носов «Трудный хлеб».

Эпиграф к уроку: Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их.

У.Мизнер.

  1. Вступительное слово учителя.

Мы не раз, ребята, говорили с вами о том, что писатели (впрочем, как и любые другие творческие люди) часто обращают наше внимание на то, чему просто не придаем значения в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться, проникать в тайные причины поступков, высвечивать то, что остается незамеченными другими. Это нам сегодня предстоит подтвердить на примере рассказа Е.Носова «Трудный хлеб», который вы должны были прочитать дома. Но когда я готовилась к уроку, я вспомнила, что у меня есть выписанный отрывок из газеты «Известие» за 08.09.1997 год. Этот отрывок потряс меня до глубины души. Я хочу сейчас вам его прочитать.

  1. Чтение фрагмента газетной статьи учителем.

«В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны.

Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житье.

- Вот этот пушистый коврик …мы его очень любим. Правда, красивый?...Это у нас была собака-лайка Ролик, очень тоже любимая, это память о ней. Ласковая была до невозможности, право как пуделек. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.

- А что делать? – посетовал охотник. Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен»..

3.Обсуждение .

Ребята мне хочется узнать ваше отношение к поступку охотника.

- Какие чувства, мысли появились у вас после того, как вы услышали отрывок?

- Охотник поступил неправильно по отношению к своей любимой собаке.- Как вы думаете, почему я начала урок с чтения этой статьи, хотя тема нашего урока Е. Носов «Трудный хлеб»?

- В этом отрывке из газетной статьи и рассказе имеются общие моменты: говорится об охотниках и их собаках. Обе собаки не были безупречными помощниками своих хозяев.

- Оба охотника вынуждены были решать для себя проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку. Одинаково ли охотники относятся к своим собакам? Зачитайте примеры из текста.

- Охотник из газетной статьи не любил свою собаку, а охотник из рассказа уважал Чанга как своего друга и помощника.

- Как относится собака к своему хозяину? Найдите в тексте.

- «Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста». «Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили». «Чанг бодро вскочил и побежала хозяином». Собака предана хозяину.

- А что еще говорит автор о собаке и как он к ней относится? Прочитайте в тексте.

- В его глазах не было ничего странного. Светло-карие внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

- Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?

- Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.

- Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь неполноценный помощник своего хозяина?

- Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.

- Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?

- Его могли также убить, как это сделал охотник из газетной статьи, а также могли выкинуть собаку на улицу.

А теперь мы ответим на вопрос-задание №1 на стр. 92 ваших учебников. Первые три упрощённые высказывания. Последнее предположение более глубокое и подтверждает настоящую дружбу.

- Почему рассказчик не жалел убитую птицу, после того, как узнал историю Чанга? - Он вник в суть этой собаки, в этот труд тяжёлый.

- В каких словах рассказа выражается его главная мысль? Зачитайте.

- Читают отрывок на стр.91 ( от слов – А не лучше ли вам… Бывайте здоровы!)

- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?

- Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб».

- Важно ли какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

- Важно, что как «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет для вас никакой ценности.

4.Вывод

Итак, ребята, можно сделать следующий вывод нашего урока: помощь бывает разная. Одно дело помочь в чем-то повседневном, привычном: помочь маме донести сумки до дома, вынести ведро, убрать квартиру, другое – оказать помощь тому, кто остро в ней нуждается. И в такой ситуации бывает важным не только помочь человеку, но и подумать о том, не унизительна ли для него наша помощь, не задевает ли она его гордости и достоинства.

5. На доске записан эпиграф. Подходит ли он к теме нашего урока.

6. К уроку некоторыми учащимися были нарисованы иллюстрации. Сейчас проведём защиту иллюстраций. Какой момент из рассказа вы изобразили? Почему выбрали именно этот момент, чем он вас заинтересовал?

7. Мы с вами выполнили 1 этап домашнего задания, а сейчас перейдём ко 2 этапу. Он состоит из трёх заданий разной сложности. В зависимости от того, какое задание вы выполните, будет зависеть ваша оценка.

8. Обзор литературы.Сегодня на уроке мы познакомились с одним из рассказов писателя. Но если вы заинтересовались произведениями этого автора, то вы можете обратиться к газете, прочитать о жизни и творчестве Е.Носова, а также для вас работает выставка книг этого автора.9. Комментирование оценок.

Вопросы к уроку внеклассного чтения Е.Носов «Трудный хлеб».

  1. Как относится собака к своему хозяину?
  1. А что ещё говорит автор о собаке и как он к ней относится?
  1. Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?

4. Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь неполноценный помощник своего хозяина?

5. Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у другого хозяина?

6. Ответ на вопрос-задание №1 на стр.92. выбери правильное высказывание. Обоснуй свой выбор.

7. Почему рассказчик не жалел убитую птицу, после того, как узнал историю Чанга?

8. В каких словах рассказа выражается его главная мысль?

9. Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?

10. Важно ли какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

1 этап работы.

Домашнее задание к уроку внеклассного чтения.Тема: Е.Носов «Трудный хлеб»

  1. Прочитать рассказ «Трудный хлеб».
  1. Выпустить газету « О книгах и героях Е.Носова».
  1. Подготовить выставку книг Е.Носова.
  1. Нарисовать иллюстрации к рассказу.

2 этап работы.Дифференцированное домашнее задание по уроку внеклассного чтения.Тема: Е.Носов «Трудный хлеб».

  1. Написать письмо охотнику, который убил собаку (из газетной статьи).
  1. Написать письмо хозяину Чанга (по рассказу « Трудный хлеб»).
  1. Выучить описание природы на стр.88 (1 и 2 абзацы). Ответить на вопрос: Почему автор начинает свой рассказ с этого описания? (по рассказу « Трудный хлеб»).

5-bal.ru

Рассказ Евгения Носова Трудный хлеб

Программа Вокруг тебя Мир, разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произведений талантливых русских и зарубежных писателей, и соответствием их интересам детей и подростков определённого возраста, и разработками интересных и воспитывающих вопросов и заданий. Тем не менее при работе с конкретным классом часто возникает потребность изменить даже тщательно разработанную методику, что я и позволила себе в данном случае, да простят мне такое своеволие авторы данного учебного пособия. Цели урока. Знакомство с жизнью писателя Евгения Ивановича Носова и его рассказом; анализ ме-оры, заключённой в названии, обсуждение проблем, связанных с отношением к труду животных и юдей; закрепление понятий "пейзажФ, Уописание животногоФ, УдиалогФ, УолицетворениеФ; развитие мышления, речи, эмоций, навыков выразительного чтения, пересказа, умения доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, делать записи в тетради; воспитание гуманизма, умения понять животных и человека, трудолюбия, интереса к чтению. Стадия вызова. Отгадываем шарады.

Это слово не для смеха.

Первый слог движенье танца.

Слог второй есть у гороха

Иль гусаров красит ица.

Третий слог местоименье,

В среднем роде указанье.

Слог последний

Слог обширный:

Начинаем мы с предлога,

Очень нужного для входа;

Дальше суффикс очень русский,

Он и в слове есть Уфранцузский.

Окончанье не проблема

В признаках мужского рода.

В целом вышло Па-ус-то-в-ск-ий.

В классе все умны и овки.

Если хочешь возражать,

Будешь тот союз искать.

А потом предлог-приставку,

К единению подсказку:

Он в СоДружестве Со Всеми,

Нынче и в спортивной теме.

А конец опять предлог,

Знанья в вас вложить готов.

Но-со-в автор знаменит,

С ним знакомство предстоит.

Небольшое сообщение пятиклассника о писателе, подготовленное дома по справочной итературе. Введение кластера (опорной записи на доске и в тетрадях) - Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке о писателе Носове мы вспоминаем о другом писателе о Паустовском? (У них есть произведения, похожие по названию.) Запишем их на доске и поразмышляем о сходстве и различии. (Учащиеся сразу вспоминают многозначность ме-оры Утёплый хлеб" из недавно изученной сказки Паустовского: это и тёплая мука, в которую юди радостно погружали руки, и свежеиспечённый хлеб, и общее дело, объединившее юдей в трудную минуту.) А теперь давайте попробуем взять интервью у человека, не читавшего рассказ Евгения Носова. Спросим у него, о чём, по его мнению, может быть произведение с таким названием. Если в классе нет таких, может быть, кто-то попробует вообразить себя в подобной ситуации: как бы он рассуждал? (Задача данного приёма пока отвлечь ребят от разговора о судьбе собаки, чтобы вспомнить такое значение слова "хлебФ, как Усредство к существованию, заработок. Словари обычно тут же указывают фразеологизм Убыть на хлебах" на пропитании, иждивении. Можно напомнить строчку из стихотворения Железная дорога Н. А. Некрасова: "Трудно свой хлеб добывал человек.) Ребята, а какой хлеб, по-вашему, труден? (Учащиеся называют трудные, с их точки зрения, профессии и виды деятельности, кстати, в том числе и труд учителя. В результате беседы в тетради появляются новые опорные записи.) А теперь найдите в тексте рассказа слова, которые перекликаются с нашими размышлениями о смысле названия. (УОн свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный" так говорит о главном герое рассказа собаке Чанге его хозяин.) - А как вы считаете, насколько это важно, какой хлеб есть: трудный, честно заработанный, или ёгкий, не требующий особых усилий? (Ребята рассуждают, что в жизни кому как повезёт с работой, но "трудный хлеб" обычно вызывает больше уважения, а иногда и удивления.) - Но ведь в рассказе Носова речь идёт о собаке. Какие профессии собак вам известны? - Какая профессия у Чанга? (Это охотничья собака.) - Какие к ней предъявляются профессиональные требования? (Ловкость, быстрота реакции, зоркость, чутьё, абсолютный слух, жестокость, сообразительность.) - Всем и этим требованиям соответствует Чанг? (Нет, это слепая собака.) - Кем обычно в человеческом обществе являются слепые? (Это инвалиды, обречённые на жалость, помощь других юдей или беспомощное сидение дома, на пенсии, ведь работать они не могут.) - А как поступают, если собака не соответствует профессиональным требованиям? (В Методических рекомендациях к учебному пособию Вокруг тебя Мир помещён очень яркий публицистический материал, который зачитывает подготовившийся заранее мальчик.) В одной из газет было напечатано следующее. В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у юдей, собаки более ответственны <Е> Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё. Вот этот пушистый коврикЕ Мы его очень юбим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака айка Ролик, очень тоже юбимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на ося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить. А что делать? посетовал охотник. Я не могу содержать тунеядца, хоть он и асковый. " меня работа, мне помощник нужен. (Вокруг тебя Мир. Методические рекомендации. 5-й класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В. Ю. Выборнова, М. Р. Савова, А. М. Розов, В. В. Шишкина. М.: МАИК Наука, 1996. С. 68Ц69.) Завязывается микродискуссия о возможности и нравственной оценке такого отношения к переставшему соответствовать профессиональным требованиям животному, подводя её итоги, учитель зачитывает продолжение статьи. Случай, что и говорить, жутковатый, и поэтому городок, где это произошло, и имён меня просили не называть. Да и что это изменило бы сейчас? Понять охотника можно. Простить?.. Вряд и. Ну, непрофессиональный пёс, ну не нравятся ему сохатые, не ежит душа их гнать. Может, таких псов один на тысячу? Может, ему место в детском саду, среди ребятишек, чтоб добрее былиЕ

А теперь сравним позицию этого охотника с позицией хозяина Чанга. Прочитаем по ролям диалог, начиная со слов: "Новичок, наверно?" до слов: "А эту куда? нахмурился охотник. Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму. В процессе обсуждения проблемы обращаемся к очень содержательным и предполагающим возможность выбора заданиям учебного пособия (Вокруг тебя Мир. Книга для ученика. 5-й класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В. Ю. Выборнова, М. Р. Савова, А. М. Розов, В. В. Шишкина. М.: МАИК Наука, 1996. С. 92, задания 1, 2), а также оформляем новый кластер, представляющий собой схему рассуждения по АТРИЗ. +

- какую-то пользу принесёт; - не так скучно охотнику в есу; - собака не будет скучать дома; - собака будет чувствовать себя нужной юдям, не инвалидом. Если брать слепую собаку на охоту: Ц - собака может ошибаться; - нечётко выполнять команды; - упустить дичь; - добыча будет меньше, чем у нормальной собаки, а кормить надо столько же. - Какие Уплюсы" и Уминусы" вы считаете самыми важными? Подчеркните их. - Можно и, по-вашему, считать такое бережное и уважительное отношение к собаке реальной помощью в трудной жизненной ситуации? (Да, собаке хозяин оказывает доверие, юбит её, она не ощущает своего несовершенства.) - А ведь это очень важно и для животных, и для юдей умение оказывать помощь обиженному судьбой существу, не унижая его, не усугубляя горя и неприятных ощущений. Тем более что именно они больше всего нуждаются в нашей заботе и понимании. Приходилось и кому-то из вас, ребята, оказывать такую помощь? Как вы это делали? Как чувствовали себя при этом? Эмоционально-интеллектуальная пауза А теперь закройте, пожалуйста, глаза и послушайте, как я прочитаю детали описания. Попробуйте показать жестами, молча, кто так описан в тексте. Отвечать вслух будет только тот, кого я назову, и при этом с закрытыми глазами. Итак, Убелая подкладкаФ, Учёрный сюртукФ, Убелая рубашкаФ, Узелёно-чёрная головаФ, Уострый копьеобразный клюв. Да, это, действительно, птица крохаль, которую добыли Чанг и его хозяин. Какой художественный приём преимущественно использован здесь автором? Как вы думаете, почему? (Олицетворение, потому что автор сначала жалеет зря погубленную птицу: мясо у неё всё равно невкусное.) А теперь откройте глаза и быстро найдите в тексте описание Чанга. ("Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на бу", Уплыла егко и быстроФ, Увстряхнул длинными охматыми ушамиФ, "Он ежал, положив морду на мохнатые апы в чёрных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки", Унасторожился, оживлённо задвигал влажным, точно резиновым, носомФ). Можно и по этим деталям судить об отношении автора к собаке? (Да, он удивлён и восхищён ею, её Утрудным хлебомФ). - Вернёмся к началу, зачитаем первый абзац. Что он из себя представляет? (Это пейзаж описание осенней природы. Но пейзаж необычен, в нём тоже олицетворение: осень изображена, как хозяйка, которая наводит порядок в есу. Может быть, автор хочет подчеркнуть мысль, что у каждого своя судьба и свои заботы.) Ребята, а как вы думаете, трудным или ёгким был хлеб у маленького светофора Светика из рассказа Татьяны Александровой Светофорчик? Давайте послушаем его самого. Можно задать вопросы. (Заранее подготовившийся ученик делает пересказ текста от имени Светика. (Вокруг тебя Мир. Книга для ученикаЕ С. 24Ц25.). В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что эта работа тоже непростая, ведь прохожие и машины очень часто спешат и нарушают правила дорожного движения.) - Только и о правилах дорожного движения этот рассказ? А о чём тогда? (Работая над 2-м и 3-м вопросами учебного пособия Вокруг тебя Мир и выдвигая собственные версии, ребята приходят к выводу, что сказка не столько о правилах движения и не только о приключениях светофорчика, а о том, можно и сразу сделать всех счастливыми. УЯ хотел быть добрым сразу ко всем, думает Светик, и чуть было не погубил всех.) - Давайте прочитаем по ролям заключительный диалог Светика с истьями, снежинками, птицами и проследим, как постепенно сказочный герой сам приходит к жизненной мудрости. Какой? (УТак приятно всегда говорить да, и всё-таки иногда нет учше, чем да, делился Светик открытием со своими собеседниками. Чтобы не было беды и несчастных, бывает, нужно отказывать себе в чём-то.) На дом учащиеся получают одно из творческих заданий, предусмотренных учебным пособием Вокруг тебя Мир, на выбор: написать письмо отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока (с. 92) или написать письмо Светику о том, чему научила история, которая произошла с ним. Заканчивается работа отзывами ребят об уроке.

geum.ru


Смотрите также