Урок по литературному чтению в 4 классе А.П. Платонов "Сухой хлеб". Тест сухой хлеб платонов


Урок чтения в 4-м классе "Страна далекого детства". А.П. Платонов. "Сухой хлеб"

Разделы: Начальная школа

Цель: Введение учащихся в мир творческой мастерской А.П.Платонова

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с произведением А.П.Платонова “Сухой хлеб”.
  2. Обучать выразительному чтению, пересказу, монологическому ответу на поставленные вопросы; развивать навыки работы с художественным текстом.
  3. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение к хлебу, чувство любви к близким.

Оборудование:

  • иллюстрация к тексту,
  • портрет писателя,
  • иллюстрации с изображением сельскохозяйственных орудий труда – плуг, соха, тяпка; колоски.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня на наш урок чтения пришли гости, поприветствуем их. (Здравствуйте) Садитесь.

II. Постановка цели. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством замечательного писателя

Андрея Платоновича Платонова. (1мин.)

- А что вы знаете об этом авторе? (1мин.)

Андрей Платонович родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Еще подростком он писал стихи, которые потом печатались в газетах и журналах. Платонов пишет о людях труда, о взаимосвязи человека и природы. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Платонова осталось большое рукописное наследие. (2 мин.)

- Мы уже знакомы с творчеством А.П.Платонова. Вспомните, какие рассказы вы читали в прошлом году. (“Цветок на земле”, “Еще мама”.)

- Кто главные герои этих произведений? (Дети: Артем и Афоня)

- А сейчас отгадайте загадку. Отгадав, её вы узнаете, о чём будет идти речь в произведении, с которым мы познакомимся.

Рос, сперва, на воле в поле. Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место. (Хлеб)

Сегодня мы знакомимся с новым произведением Андрея Платоновича Платонова,героем которого является ваш сверстник – мальчик Митя.

Это произведение называется “Сухой хлеб”.

- Как вы понимаете выражение “сухой хлеб”?

Вот сегодня мы с вами и узнаем, почему автор назвал так своё произведение и что для героя значит сухой хлеб. (3 мин.)

III. Знакомство с новым материалом

3.1.Выразительное чтение первой части “цепочкой” и лексическая работа с незнакомыми словами во время чтения (6 минут).

Плуг – сельскохозяйственное орудие для вспашки почвы (плуг может быть деревянным и металлическим).

Вол – бык, используемый в сельскохозяйственных работах. (Крылатое выражение: работать как вол, т.е. очень много, без устали).

Лемеха плуга – рабочая часть плуга для подрезания пласта почвы, его подъёма и направления на отвал плуга.

Мгла – непрозрачный воздух.

Зной – сильная жара от нагретого солнцем воздуха.

Бадья – широкое низкое деревянное ведро.

Коврига – край хлеба.

Рушник – полотенце.

- Ребята, мы прочитали 1 главу и познакомились с главным героем этого рассказа. Какой он?

3.2. Составление характеристики героя.

- Какими качествами обладает этот мальчик?

(Заботливый, любознательный, мечтательный, помощник матери, задумчивый, рассудительный).

- О чем часто задумывался мальчик?

(О смерти близких людей, о жизни неживых предметов).

- О чем мечтает Митя?

(Стать большим и сильным, чтобы помогать матери.).

- В чём проявляется забота мальчика о матери?

- Что он сделал, чтобы скорее вырасти? Прочитайте, как старательно, терпеливо и упорно он это делал. Выборочное чтение

- О каких качествах характера говорит этот поступок? (Заботливый, любящий)

- Сделайте вывод, как относился мальчик к маме?

- Мы хорошо с вами потрудились, а сейчас немного отдохнём.

IV. Физкультминутка (2 мин.)

Все захлопали в ладоши Дружно, веселей! Застучали наши ножки- Громче и быстрей! По коле ночкам ударим- Тише! Тише! Тише! Ручки, ручки поднимаем - Выше! Выше! Выше! Завертелись наши ручки; Снова опустились Мы на месте покружились И остановились.

V. Закрепление и обобщение изученного

- А хотите ли вы узнать, что было дальше?

- Выразительное чтение текста “цепочкой” до конца. (10 мин.)

- О чём мы прочитали?

- Что ещё вы узнали о мальчике?

- Почему учительница сказала, что у Мити “сердце – маленькое, а большое”.

(Потому что мальчик спасал хлеб).

- А как он спасает хлеб, как помогает, хлебу расти? (Митя рассказывает, как помогает хлебу расти)

- И что сделала учительница? (Она организовала ребят на помощь Мити)

- Чему дети научились? (Уважительному отношению, помогать друг другу)

- Какие уроки получили ребята?

(Каждый человек должен трудиться, приносить пользу, найдя для себя маленькое, посильное, но нужное дело. Должен делать его с любовью, любить все живое, любить и уважать близких и беречь хлеб)

Развитие речи (Клоуз-тест).

- Вставьте по смыслу пропущенные слова, учитывая содержание всего произведения А.П. Платонова “Сухой хлеб”.

Солнце …, роса уже сошла и ветер с огнём … по земле. Однако те ржаные…, что возделал Митя нынче словно бы повеселели.

Справка: пропущенные слова поднялось, дул, колоски.

VI. Итоги урока

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Почему автор назвал своё произведение “Сухой хлеб”?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Подберите пословицы, соответствующие рассказу А.П. Платонова “ Сухой хлеб”.

(Худ обед, коли хлеба нет. Хлеб да вода – мужицкая еда. Голодной куме – хлеб на уме.

Хлеб – батюшка, водица – матушка. Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.

Есть калачи – не сидеть на печи. Пашню пашут – руками не машут. Пахать – не в дуду играть. Кто не пашет, у того и огрехов нет. Работа черна, да денежка бела).

- Как вы понимаете, значение каждой пословицы?

VII. Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа А.П. Платонова “Сухой хлеб”. Приготовить краткий пересказ текста. Соотнести иллюстрацию с текстом.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

СУХОЙ ХЛЕБ - ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX века - Хрестоматия. Произведения школьной программы 3-4 классы

Хрестоматия. Произведения школьной программы 3-4 классы

ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899-1951)

СУХОЙ ХЛЕБ

Жил в деревне Рогачёвке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова ещё дедушка, да он умер от старости ещё до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. «Куда ушёл дедушка?» — думал Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел её. Он думал, что и брёвна в их избе, и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.

— А где дедушка? — спрашивал Митя у матери.— Он спит в земле?

— Он спит,— говорила мать.

— Он уморился? — спрашивал Митя.

— Уморился,— отвечала мать.— Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плёл; всю жизнь ему спать было некогда.

— Мама, разбуди его! — просил Митя.

— Нельзя. Он осерчает.

— А папа спит?

— И папа спит.

— У них ночь?

— У них ночь, сынок.

— Мама, а ты никогда не уморишься? — спрашивал Митя и с боязнью смотрел на материнское лицо.

— Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая... Я тебя ещё долго буду растить, а то ты у меня маленький.

И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснёт, как уснули дед и отец.

Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная: под её руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.

В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки чёрного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нёс его по земле. В полдень всё небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал её в мёртвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.

Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.

Подумав так, Митя пошёл домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел ещё капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печёную картошку из горшка, макая её в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.

Вечером мать пришла с пахоты. Видит она: спит её сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его — не искусал ли его кто, глядит — живот у него как барабан.

Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне. А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.

С утра Митя ходил по деревне, потом пошёл на пашню к матери и всё время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.

— Мама,— сказал Митя,— давай я пахать буду, мне пора!

Мать ответила ему:

— Обожди! Придёт и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный ещё, тебе расти и кормиться ещё надо, и я тебя буду кормить!

Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.

— Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!

Мать улыбнулась ему, и от неё, от матери, всё стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.

— Мама! — воскликнул Митя.— А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

— А что тебе делать! — сказала мать.— Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.

— А обо мне ты тоже думаешь?

— О тебе я тоже думаю — один ты у меня,— ответила мать.— Ой, лешие! Чего стали? — сказала она волам.— А ну, вперёд! Не евши, что ль, жить будем?

2

В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зелёный мох. А сам сарай ушёл с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В тёмном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот тёмный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал, и я держу» . Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашёл там ещё колесо от домашней прялки и картинку, на которой был нарисован страшный старик, глядящий из облака на землю. Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плёл лапти себе и своим детям. Там ещё много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда ещё Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.

Нынче Митя нашёл в сарае твёрдую дубовую палку: на одном конце её был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или ещё что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнёс её в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.

3

К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились, как сонные, на спёкшуюся горячую землю.

— Мама,— говорил он,— рожь от жары ума- ривается?

— Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой.

— А роса есть! — сказал Митя.— Она по утрам бывает.

— А чего роса! — ответила мать.— Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит.

— Мама, а как же быть-то без хлеба?

— Незнамо, как и быть... Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живём.

— А лучше пусть в колхозе хлеб растёт, пусть роса в землю проходит.

— Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.

— Он не вырастет большой, он спит маленький! — произнёс Митя; он скучал о тех, кто спит.

Он пошёл один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил её рукою — дедушка тоже, должно быть, гладил её,— положил тяпку на плечо и пошёл на колхозное озимое поле, что было за пряслом. Там он стал рыхлить тяпкой спёкшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А ещё ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснётся и будет жить.

Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелёк тот сломался и поник.

— Нельзя! — вскричал Митя самому себе.— Ты что делаешь!

Он оправил стебелёк, уставил его в землю и стал теперь мотыжить землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни были осохшие, слабые. Мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.

Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.

Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у неё осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была весёлая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.

— Митя! Ты что тут копаешься? — спросила учительница.

— Хлеб пусть растёт! — сказал Митя.— Я хлебу помогаю, чтоб он жил.

— Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!

— Он росу будет пить!

Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.

— Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?

— Не скучно,— сказал Митя.

— А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдём, и ты пойдёшь...

Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:

— Я маму всё время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.

Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:

— Ах ты милый мой! Какое сердце у тебя — маленькое, а большое!.. Знаешь что, ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!

И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.

На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна: с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.

Солнце поднялось, роса уже сошла, и ветер с огнём дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.

— Они просыпаются! — обрадованно сказал Митя учительнице.— Они проснутся.

— Конечно, проснутся,— согласилась учительница.— Мы их разбудим!

Она увела учеников с собой, и Митя остался один.

«Мама пашет, и я хлебу расти помогаю,— думал Митя.— У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала».

Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб,— она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.



scribble.su

Урок по литературному чтению в 4 классе А.П. Платонов "Сухой хлеб"

Ажгалиева Айганым Айтбулатовна

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 4 классе

А.П. Платонов. «Сухой хлеб»

с использованием программы «Разговор о правильном питании». 2 часть программы «Две недели в лагере здоровья» - Блюда из зерна.

Учитель начальных классов Ажгалиева А.А.

Реализуемая программа «Школа России»

Тема: А.П. Платонов. «Сухой хлеб»

Цели: учить понимать предметное содержание текста, восстанавливать реальную картину повествования, развивать умение формулировать идею произведения; ознакомить с историей хлеба; описать и проиллюстрировать процесс выращивания хлеба; знать названия хлебобулочных изделий, профессии людей, которые принимают участие в изготовление хлеба; развивать любознательность, интерес к учению; воспитывать бережное отношение к хлебу; воспитывать уважение к труду хлебороба.

Оборудование: картинки с изображением сельскохозяйственных орудий, колосья пшеницы, плакаты, хлебобулочные изделия.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Подготовка к восприятию.

- Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Андрея Платоновича Платонова «Сухой хлеб». Вы уже знакомы с его творчеством. Вспомните, какие рассказы мы читали в прошлом году? («Цветок на земле», « Ещё мама».)

- Напомните мне кратко их содержание.

- Напомню вам, что Платонов – это псевдоним, настоящая фамилия Платонова – Климентов. Он родился в семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в училище. Ещё подростком писал стихи, которые потом печатались в газетах и журналах. Окончил Воронежский политехнический институт. Платонов пишет о людях труда, о взаимосвязи человека и природы. В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжёлую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Платонова осталось большое рукописное наследие.

4. Работа над новым материалом

1. Чтение первой части учителем.

Дети следят по тексту и отмечают устаревшие слова и выражения.

  1. Словарно-лексическая работа (плуг, лемех плуга, уморился).

  2. Составление характеристики героя.

- Понравился вам герой рассказа? Чем?

- Что мы узнали о герое рассказа из этой части? (Его зовут Митя, ему 7 лет, отец умер на войне, дедушка до войны. У мальчика есть только мама.)

- О чём часто задумывался мальчик? (О смерти близких людей, о жизни неживых предметов.)

- Какое слово употребляет мальчик, говоря о смерти? (Смерть он сравнивает со сном, считает, что это от усталости - уморились и уснули.)

- Как Митя помогал маме в поле? (Приносил воду.)

- О чём мечтал Митя? (Стать большим и сильным, чтобы помогать матери.)

- Что он сделал, чтобы скорее вырасти? Прочитайте, как старательно и упорно он это делал.

- О каких качествах характера говорит этот поступок?

- Сделайте вывод, как мальчик относился к маме?

5. Физкультминутка

6. Закрепление и обобщение изученного

- Дочитайте рассказ самостоятельно до конца и ответьте на вопрос: «Как бы вы оценили поступок Мити?»

- Какие слова вам были незнакомы? (Показ иллюстраций)

- Почему Митя стал рыхлить землю?

- Как он относился к сухому хлебу? (Бережно, осторожно, с любовью, как к живому)

- Как отнеслись люди к его поступку?

- Как вы понимаете слова учительницы, что у Мити «сердце - маленькое, а большое».

7. Как хлеб на стол пришёл

- С чего начинается наш хлеб? Он начинается с первой борозды. А главный человек на ней – пахарь. Древние люди рыхлили землю простой палкой. Потом была мотыга, лопата. А ещё позже появилась соха. В России её делали из липы. Соху тянула лошадь. Железный плуг появился позже. Стало легче и лошади, и пахарю. Потом человек изобрёл большой шестикорпусный плуг и трактор, который и тащит этот плуг по полю. А за ним тянутся красивые ровные полоски вспаханной земли. В небе звенит весенняя песенка жаворонка.

Жаворонок в небе

Звонко заливается.

Как мы рады, что пришла

К нам весна – красавица.

Солнце ярко светит,

И ни тучки в небе.

В поле вышел тракторист

С думами о хлебе.

- Какие раньше использовали орудия труда для выращивания хлеба?

- А сейчас какие механизмы помогают хлеборобам посеять, вырастить и собрать урожай? Слайд 2, 3,4, 5.

- С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости. А из чего выпекают хлеб? (Из муки) Правильно, но люди долго не знали, как делать муку и поэтому вместо хлеба в пищу употребляли размолоченные в воде зёрна. Со временем люди научились получать муку. Для этого они растирали зёрна между двумя камнями. Первый хлеб был в виде жидкой каши, когда человек научился добывать огонь, было сделано ещё одно открытие. Человек стал поджаривать раздробленные зёрна, перед тем как смешивать их с водой и убедился, что каша, из таких зёрен, гораздо вкуснее той, какую он ел до этого – из обычных сырых зёрен. Постепенно люди из этой каши научились выпекать хлеб, а густую стали называть тестом.

- А почему говорят: «Хлеб – всему голова»? А какие пословицы о хлебе вы знаете?

- Соедините стрелками начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их.

Без хлеба куска а земля – матушка

Хлеб батюшка, всему голова

Хлеб - везде тоска

Не шуба греет, хлеб выкормит

Без хлеба а хлеб

Вода вымоет, нет обеда

Изба красна не углами, в ладошку

Каждая крошка - а пирогами

Нет плохой земли, народу голодать

Хлеб ногами топтать есть плохие пахари

Ешь пироги, и обед пошёл

Хлеб да соль, а хлеб вперёд береги

Вопросы викторины

1.Какое злаковое растение по своему происхождению является сорняком? (Рожь)

2. Какой хлеб считается самым вкусным? ( Пшеничный)

3. Сеют ли пшеницу осенью? (Да, озимую)

4.Назовите одного из самых больших помощников хлебороба. (Червь)

5.Из чего делают манную крупу? (Из пшеницы)

6.Какая пища никогда не приедается? (Хлеб) Слайд 6

Слушание песни «Русское поле» (Слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля)

8. Итог урока

-С каким произведением мы познакомились? Какова же главная мысль этого рассказа?

(В семье из любви к ближнему рождается любовь к окружающему его миру. Маленький человек становится способным жить в ладу со всем миром.)

- В чём проявился мужской характер главного героя рассказа? Как ты понимаешь, что такое мужской характер?

Не попирайте хлеб ногой,

В нём твоя жизнь и труд людской.

Не обижайте поле,

Где колосится рожь.

Не обижайте землю,

Ведь ты на ней растёшь!

9.Домашнее задание (выразительное чтение, соотнести иллюстрацию с текстом) Угощение учащихся хлебобулочными изделиями.

infourok.ru

«СУХОЙ ХЛЕБ» А. П. Платонов - Литература - Учебно-методические материалы - Каталог статей

4klacc.ucoz.com

Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. «Куда ушел дедушка?» — думал Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят. — А где дедушка? — спрашивал Митя у матери. — Он спит в земле? — Он спит, — говорила мать — Он уморился? — спрашивал Митя. — Уморился, — отвечала мать. — Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему спать было некогда. — Мама, разбуди его! — просил Митя. — Нельзя. Он осерчает. — А папа тоже спит? — И папа спит. — У них ночь? — У них ночь, сынок. — Мама, а ты никогда не уморишься? — спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо. — Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая... Я тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький. И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец. Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери. В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане. Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе. Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул. Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его — не искусал ли его кто, глядит — живот у него, как барабан. Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне. А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил. С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость. — Мама, — сказал Митя, — давай я пахать буду, мне пора! Мать ответила ему: — Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малоле

Сухой хлеб читать полное произведение Платонов А.П.

    Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него      не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна      мать. Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны,      и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что      согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А      теперь не стало того тепла и голос тот умолк. "Куда ушел дедушка?" - думал      Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что      и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и      коровы, только они спят.      - А где дедушка? - спрашивал Митя у матери. - Он спит в земле?      - Он спит, - говорила мать      - Он уморился? - спрашивал Митя.      - Уморился, - отвечала мать. - Он всю жизнь землю пахал, а зимой      плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему      спать было некогда.      - Мама, разбуди его! - просил Митя.      - Нельзя. Он осерчает.      - А папа тоже спит?      - И папа спит.      - У них ночь?      - У них ночь, сынок.      - Мама, а ты никогда не уморишься? - спрашивал Митя и с боязнью смотрел в      материнское лицо.      - Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая... Я      тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький.      И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как      уснули дед и отец.      Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а      мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не      останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками      лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже      покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.      В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в      этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца      и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил      землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он      застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну,      плывущую в тумане.      Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени      носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он      приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла      на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не      затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась      в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать      большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает      в избе.Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на      лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и      начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти      большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он      скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и      хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости;      хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и      терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках      заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему      надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную      кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова      попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль.      Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.      Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову      положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела      Митю, осмотрела его - не искусал ли его кто, глядит - живот у него, как      барабан.      Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне.      А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну      только воду пил.      С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время      поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он      вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего.      Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно      бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.      - Мама, - сказал Митя, - давай я пахать буду, мне пора!      Мать ответила ему:      - Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты      малолетний, ты маломощный еще, тебе расти и кормиться еще надо, и я тебя      буду кормить!      Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.      - Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!      Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг:      сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и      незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что      отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его      сердце от радости.      - Мама! - воскликнул Митя. - А что мне надо делать? А то я тебя люблю.      - А чего тебе делать! - сказала мать. - Живи, вот тебе работа. Думай о      дедушке, думай об отце и обо мне думай.      - А обо мне ты тоже думаешь?      - О тебе я тоже думаю - один ты у меня, - ответила мать. - Ой, лешие! Чего      стали? - сказала она волам. - А ну, вперед! Не евши, что ль, жить будем?      2      В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был      покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос      зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил      на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние      вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему      одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот      темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь      иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: "Его дедушка в      руках держал и я держу". Он увидел там деревянную снасть, похожую на      корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха,      ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки...      Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и      своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые      предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о      том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на      свете, и всем скучно было, что его нету.      Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был      корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал,      что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым      корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и      ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу.      Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.      3      К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была      посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное      поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь      изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли      на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили      опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую      землю.      - Мама, - говорил он, - рожь от жары умаривается?      - Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не      железный, он живой.      - А роса есть! - сказал Митя. - Она по утрам бывает.      - А чего роса! - ответила мать. - Роса сохнет скоро; земля вся поверху      спеклась, роса вглубь не проходит.      - Мама, а как же быть-то без хлеба?      - Незнамо как и быть... Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем.      - А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит.      - Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.      - Он не вырастет большой, он спит маленький! - произнес Митя; он скучал о      тех, кто спит.      Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину      деревянную тяпку, погладил ее рукою - дедушка тоже, должно быть, гладил      ее, - положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за      пряслом.      Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных      былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет      рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху      между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска.      Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная      былинка проснется и будет жить.      Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек      тот сломался и поник.      - Нельзя! - вскричал Митя самому себе. - Ты что делаешь!      Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь      посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил      тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни      были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя      осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного      корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.      Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у      дремлющих былинок.      Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в      школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал      учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука;      однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда      была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.      - Митя! Ты что тут копаешься? - спросила учительница.      - Хлеб пусть растет! - сказал Митя. - Я хлебу помогаю, чтоб он жил.      - Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь      стоит!      - Он росу будет пить!      Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.      - Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?      - Не скучно, - сказал Митя.      - А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в      лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь... Митя не знал, что      сказать, потом он вспомнил:      - Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам      некогда.      Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и      прижала к себе:      - Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя - маленькое, а большое!.. Знаешь      что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у      меня рука-то всего одна!      И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на      корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.      На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло      семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал      деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные      былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.      Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те      ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.      - Они просыпаются! - обрадованно сказал Митя учительнице. - Они проснутся!      - Конечно, проснутся, - согласилась учительница. - Мы их разбудим!      Она увела учеников с собой, и Митя остался один.      "Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, - думал Митя. - У учительницы одна      рука только, а то бы она тоже работала".      Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и      вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как      работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, - она сама стала      работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы      помочь им жить и расти.

gramotey.com

Платонов Андрей Сухой хлеб

Платонов Aндрей Платонович. Сухой хлеб

   Андрей Планонов   СУХОЙ ХЛЕБ   1   Жил в деревне Рогачевке мальчик Митя Климов семи лет от роду. Отца у него не было, отец его умер на войне от болезни, теперь у него осталась одна мать. Был у Мити Климова еще дедушка, да он умер от старости еще до войны, и лица его Митя не помнил; помнил он только доброе тепло у груди деда, что согревало и радовало Митю, помнил грустный, глухой голос, звавший его. А теперь не стало того тепла и голос тот умолк. "Куда ушел дедушка?" -- думал Митя. Смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе и камень у порога тоже живые, как люди, как лошади и коровы, только они спят.   -- А где дедушка? -- спрашивал Митя у матери. -- Он спит в земле?   -- Он спит, -- говорила мать   -- Он уморился? -- спрашивал Митя.   -- Уморился, -- отвечала мать. -- Он всю жизнь землю пахал, а зимой плотничал, зимой он сани делал в кооперацию и лапти плел; всю жизнь ему спать было некогда.   -- Мама, разбуди его! -- просил Митя.   -- Нельзя. Он осерчает.   -- А папа тоже спит?   -- И папа спит.   -- У них ночь?   -- У них ночь, сынок.   -- Мама, а ты никогда не уморишься? -- спрашивал Митя и с боязнью смотрел в материнское лицо.   -- Нет, чего мне, сынок, я никогда не уморюсь. Я здоровая, я не старая... Я тебя еще долго буду растить, а то ты у меня маленький.   И Митя боялся, что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец.   Мать теперь целый день ходила по полю за плугом. Два вола волокли плуг, а мать держала ручки плуга и кричала на волов, чтоб они шли, а не останавливались и не дремали. Мать была большая, сильная, под ее руками лемех плуга выворачивал землю. Митя ходил следом за плугом и тоже покрикивал на волов, чтобы не скучать без матери.   В тот год лето было сухое. Горячий ветер дул в полях с утра до вечера, и в этом ветре летели языки черного пламени, будто ветер сдувал огонь с солнца и нес его по земле. В полдень все небо застилала мгла; огненный зной палил землю и обращал ее в мертвый прах, а ветер подымал в вышину тот прах, и он застил солнце. На солнце можно было тогда смотреть глазами, как на луну, плывущую в тумане.   Мать Мити пахала паровое поле. Митя ходил за матерью и время от времени носил воду из колодца на пашню, чтобы мать не мучилась от жажды. Он приносил каждый раз половину ведра; мать сливала воду в бадью, что стояла на пашне, и, когда набиралась полная бадья, она поила волов, чтобы они не затомились и пахали. Митя видел, как тяжко было матери, как она упиралась в плуг впереди себя, когда слабели волы. И Митя захотел скорее стать большим и сильным, чтобы пахать землю вместо матери, а мать пусть отдыхает в избе.   Подумав так, Митя пошел домой. Мать ночью испекла хлебы и оставила их на лавке, покрыв от мух чистым рушником. Митя отрезал половину ковриги и начал есть. Есть ему не хотелось, да нужно было: он хотел скорее вырасти большим, скорее войти в силу и пахать землю. Митя думал, что от хлеба он скорее вырастет, только надо съесть его много. И он ел хлебную мякоть и хлебную корку; сперва он ел в охоту, а потом стал давиться от сытости; хлеб из его рта хотел выйти обратно, а он запихивал его пальцами и терпеливо жевал. Вскоре у него рот уморился жевать, челюсти в щеках заболели от работы, и Митя захотел спать. Но спать ему не надо было. Ему надо есть много и расти большим. Он выпил кружку воды, съел еще капустную кочерыжку и опять стал есть хлеб. Доевши половину ковриги, Митя снова попил воды и стал есть печеную картошку из горшка, макая ее в соль. Картошку он съел только одну, а вторую взял в руку, макнул в соль и заснул.   Вечером мать пришла с пахоты. Видит она, спит ее сын на лавке, голову положил на ковригу свежего хлеба и храпит, как большой мужик. Мать раздела Митю, осмотрела его -- не искусал ли его кто, глядит -- живот у него, как барабан.   Всю ночь Митя храпел, брыкался ногами и бормотал во сне.   А наутро проснулся, жил весь день не евши, ничего ему не хотелось, одну только воду пил.   С утра Митя ходил по деревне, потом пошел на пашню к матери и все время поглядывал на встречных и прохожих людей: не замечают ли они, что он вырос. Никто не смотрел на Митю с удивлением и не говорил ему ничего. Тогда он посмотрел на свою тень, не длиннее ли она стала. Тень его словно бы стала больше, чем вчера, однако немного, на самую малость.   -- Мама, -- сказал Митя, -- давай я пахать буду, мне пора!   Мать ответила ему:   -- Обожди! Придет и твоя пора пахать! А сейчас твоя пора не пришла, ты малолетний, ты маломощный еще, тебе расти и кормиться еще надо, и я тебя буду кормить!   Митя осерчал на мать и на всех людей, что он меньше их.   -- Не хочу я кормиться, я тебя кормить хочу!   Мать улыбнулась ему, и от нее, от матери, все стало вдруг добрым вокруг: сопящие потные волы, серая земля, былинка, дрожащая на жарком ветру, и незнакомый старик, бредущий по меже. Огляделся Митя, и ему показалось, что отовсюду на него смотрят добрые, любящие его глаза, и вздрогнуло его сердце от радости.   -- Мама! -- воскликнул Митя. -- А что мне надо делать? А то я тебя люблю.   -- А чего тебе делать! -- сказала мать. -- Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.   -- А обо мне ты тоже думаешь?   -- О тебе я тоже думаю -- один ты у меня, -- ответила мать. -- Ой, лешие! Чего стали? -- сказала она волам. -- А ну, вперед! Не евши, что ль, жить будем?   2   В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: "Его дедушка в руках держал и я держу". Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки... Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.   Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.   3   К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю.   -- Мама, -- говорил он, -- рожь от жары умаривается?   -- Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой.   -- А роса есть! -- сказал Митя. -- Она по утрам бывает.   -- А чего роса! -- ответила мать. -- Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит.   -- Мама, а как же быть-то без хлеба?   -- Незнамо как и быть... Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем.   -- А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит.   -- Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается.   -- Он не вырастет большой, он спит маленький! -- произнес Митя; он скучал о тех, кто спит.   Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою -- дедушка тоже, должно быть, гладил ее, -- положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом.   Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить.   Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник.   -- Нельзя! -- вскричал Митя самому себе. -- Ты что делаешь!   Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба. Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его.   Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок.   Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая.   -- Митя! Ты что тут копаешься? -- спросила учительница.   -- Хлеб пусть растет! -- сказал Митя. -- Я хлебу помогаю, чтоб он жил.   -- Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит!   -- Он росу будет пить!   Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу.   -- Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному?   -- Не скучно, -- сказал Митя.   -- А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь... Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил:   -- Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.   Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе:   -- Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя -- маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна!   И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней.   На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю.   Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели.   -- Они просыпаются! -- обрадованно сказал Митя учительнице. -- Они проснутся!   -- Конечно, проснутся, -- согласилась учительница. -- Мы их разбудим!   Она увела учеников с собой, и Митя остался один.   "Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, -- думал Митя. -- У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала".   Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, -- она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.

thelib.ru


Смотрите также