Проект для младшей группы "Хлеб -всему голова". Ломоть хлеба шорыгина


Стихи про урожай для детей 6, 7 лет

 

 

 

Подборка стихов про уборку полей, стихи про колоски налитые солнцем, стихи про хлеб. Стихи для детей подготовительной группы детского сада для подготовки к празднику Урожая.

Ломоть хлеба

Т. Шорыгина

Хлеба мягкого ломоть,Свежего, пшеничного.Хлеба белого ломоть,Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое —Белый хлебушек испечь.Тесто замесить густоеИ его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужноВ поле вырастить зерно,Летним днем трудиться дружно,Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,Полный зерен, золотой,Чтоб пшеница зазвенелаНа ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,И зерно в муку смолоть,Чтобы мог на свет родитьсяХлеба белого ломоть!

Хлеб

Н. Рубцов

Положил в котомку сыр, печеньеПоложил для роскоши миндаль.Хлеб не взял —Ведь это же мученьеВолочиться с ним в такую даль!Только бабка сунула краюху!Все на свете зная наперед,Так сказала:— Слушайся старуху!Хлеб, родимый, сам себя несет.

Вновь взращено и обмолочено

В. Буданов

Вновь взращено и обмолочено,Вновь в закрома течет оно.Ладонь натруженную дочернаВрачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.И вот он, труд наш, на виду.Забыто все, что недоеденоИ что не доспано в саду.

Урожай (отрывок)

А. Кольцов

…Выше поясаРожь зернистаяДремит колосомПочти до земли,

Словно божий гость,На все стороныДню веселомуУлыбается.

Ветерок по нейПлывет, лоснится,Золотой волнойРазбегается.

Люди семьямиПринялися жать,Косить под кореньРожь высокую.

В копны частыеСнопы сложены;От возов всю ночьСкрыпит музыка.

На гумнах везде,Как князья, скирдыШироко сидят,Подняв головы.

Видит солнышко —Жатва кончена:Холодней оноПошло к осени…

Зреет рожь над жаркой нивой

А. Фет

Зреет рожь над жаркой нивойИ от нивы и до нивыГонит ветер прихотливыйЗолотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,Изумлен, что день не минул,Но широко в область ночиДень объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлебаМеж заката и востокаЛишь на миг смежает небоОгнедышащее око.

Пшеница

Я. Аким

Положит в землю Человек зерно,Прольется Дождь — зерно орошено.Крутая Борозда и мягкий СнегЗерно укроют на зиму от всех.Весною Солнце выплывет в зенитИ новый колосок позолотит.Колосьев много в урожайный год,И человек их с поля уберет.И золотые руки ПекарейРумяный хлеб замесят поскорей.А женщина на краешке доскиГотовый хлеб разрежет на куски.Всем, кто лелеял хлебный колосок,На совести достанется кусок.

Росток

Т. Шорыгина

Я посадила в землю семя,А было влажно и тепло.Три дня — ведь небольшое времяНо семечко мое взошло.

Росток, как будто острой шпагойВонзился в землю. СтебелекВобрал живительную влагуИ первый развернул листок.

За ним другой, а после третий,Он быстро, словно в сказке, рос.Его ласкал весенний ветер,Его поили капли рос.

Расцвел цветок, возникла завязь,И скоро вырос кабачок —Красивый, плотный, всем на зависть,На солнце круглый грел бочок.

Жалоба деревьев

Л. Квитко

В корзинах фрукты вносят в дом,Когда проходит лето,И оставляют под дождемЗа дверью сад раздетый.

И будут банки до весныВареньем розовым полны,И будут яблоки в лареСвежи, как будто в сентябре,И пьяных вишен алый сокОкрасит сахарный песок.

А сад остался там, снаружи,Стоять по пояс в черной луже.Холодный вихрь его нагнал —Закашлял сад и застонал.

Деревья горбятся, хрипят,Трясутся с головы до пят:«Мы б разбежались все сейчас,Да по одной ноге у нас!Ой, плохо стынуть под дождем,И нас возьмите в теплый дом!»

Ну как деревьям не помочь?А вдруг морозной будет ночь,Несут рогожи и мешки —Деревьям на зиму чулки.Ногам тепло, одели всех,А головы укроет снег.

Вам будет интересно:

detskiystih.ru

Проект для младшей группы "Хлеб -всему голова"

КГКП детский сад « Петушок» отдела образования акимата Костанайского района

Краткосрочный, нравственно-патриотический

проект на тему:

« Хлеб – всему голова!»

Проектная деятельность

воспитателей младшей группы

Донцовой Л. Н

Хадимулиной А.З

Затобольск 2017г.

Нравственно-патриотический

проект «Хлеб - всему голова!»

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: 13-31 марта

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Цель: Сформировать знания детей о хлебе, о профессии людей выращивающих хлеб. Обогатить знания о пользе хлебобулочных изделий.

Задачи:

  • познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий;

  • расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.

  • развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

  • развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Актуальность: В возрасте 3-4 лет у детей возникает потребность в активном познании окружающего мира. Именно в этом возрасте происходит восприятие себя в социуме и в окружающей действительности. Этот возраст является наиболее подходящим для формирования патриотических чувств

В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.

Все хорошее начинается с родного дома, с матери. Если прививать любовь к родному городу с раннего детства, то со временем он научится гордиться им и его благосостоянием, а хлеб это символ благополучия, достатка

Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас всю жизнь. Ценность хлеба измерить ничем нельзя.

Проблема:

К сожалению, многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу неуважительно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки и т.п.).

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• эксперименты;

• анализ.

План по реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.

  • Формулировка цели и задач.

  • Составление плана основного этапа проекта.

  • Подбор иллюстраций по проекту «Хлеб всему голова»

  • Создание предметно пространственной развивающей среды

2. Основной этап:

Проведение совместной деятельности педагога с детьми:

Сюжетно-ролевая игра:

  • «Семья»;

  • «Магазин»;

  • «Булочная»;

Дидактические игры:

  • «Назови профессию»;

  • «Что где растет»;

  • «Что сначала, что потом»;

  • «А какой он, хлеб»;

  • «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

Беседы:

  • «Как хлеб на стол пришел»;

  • «Какой бывает хлеб»;

  • «Берегите хлеб».

Наблюдения и рассматривание альбомов:

Просмотр презентации :

Знакомство с профессиями:

  • Комбайнёр;

  • Пекарь.

Исследовательская деятельность:

  • Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

  • Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

  • Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

  • Замешивание теста и выпечка хлеба (при помощи родителей).

Чтение художественной литературы о хлебе.

  • Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Булка».

  • Стихи: Я. Аким «Пшеница», Я. Дягутите «Руки человека», Испекла

Танюшка вкусные ватрушки

  • Ольга Стратонович «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб».

  • Мади Аимбетов «Солнце на ладони»

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.

Приметы о хлебе

Изобразительная деятельность:

  • рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

  • Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевых игр.

  • Составление узоров и рисунков из круп.

О У Д

Взаимодействие с родителями

  • Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

  • Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

  • Консультация - познавательный маршрут “Хлеб - всему голова”

3.Заключительный этап:

Составление презентации проекта «Хлеб всему голова»

Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

Совместный конкурс рисунков детей с родителями «Хлеб-всему голова!»

Продуктивная деятельность: деятельность детей

Ожидаемый результат:

Отдавая предпочтение проектному методу обучения мы создали

условия для самореализации детей.

Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: проводить опыты, систематизировать и делать выводы.

У детей сформировались представления о ценности хлеба;

Дети получили знания о том, как выращивают хлеб, что хлеб – это итог большой работы многих людей; познакомились с сельскохозяйственной техникой (машина, комбайн)

Проявили интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; узнали о разнообразии кулинарных,

хлебобулочных изделиях.

Разучили совместно с родителями стихи и поговорки о хлебе.

Не малое место в проекте занимала игровая деятельность.

Список используемой литературы:

  1. Емельянова Э.Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет

  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.

  3. Рыжова Н.А. Почва — живая земля. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

  4. Т.А. Шорыгина. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 41 с.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=BUh0q8z5Pbs

  2. http://www.youtube.com/watch?v=oeWNlZRSgNM

пословицы и поговорки о хлебе:

  • Будет хлеб, будет и обед

  • Пот на спине, так и хлеб на столе

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно

  • Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

  • Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

  • Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

  • Без хлеба всё приестся

  • Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

  • Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь

  • Без хлеба и у воды жить худо

  • Хлеб — всему голова.

  • Хлеб бросать — труд не уважать.

  • Без хлеба нет обеда.

  • Из одной муки хлеба не испечешь.

  • Хлеб – источник жизни.

  • Хлеб да вода — здоровая еда.

Приметы о хлебе:

  • Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

  • Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

  • Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

  • Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

  • Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

  • Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Загадки о хлебе:

- Он не мяч и не клубок,

Он – румяный…(Колобок)

- Лежит Емеля на печи,

Жует Емеля…(Калачи)

- В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья! (Зерно)

- Маленькое, сдобное,

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем.

Разделю ребяткам всем (Бублик).

kopilkaurokov.ru

Книга способствует развитию речи и логического мышле­ния, активизирует внимание и память детей

Шорыгина Т. А.

Злаки. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 48 с. - (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).

В пособии содержится интересная и полезная информация о злаках. Доступная форма повествования, новые стихи и загад­ки автора помогут пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное и внимательное отношение к природе.

Книга способствует развитию речи и логического мышле­ния, активизирует внимание и память детей.

Материал пособия может быть использован при коллек­тивной и индивидуальной форме обучения.

Пособие адресовано воспитателям, гувернерам, родителям.

©Т.А. Шорыгина, 2002, 2007

© Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д », 2007

Издатель — А Казаков Художник — Д. Кудряков

Редактор — Е. Овечкина Обложка — Н. Надворская

Оригинал-макет — О. БарановаПодписано в печать 21.07.2007. Печать офсетная.

Объем — 3 п. л. Формат 60x90/16.

Тираж 3000 экз. Заказ № 1030.ООО «Издательство ГНОМ и Д»

Тел./факс: (499) 264-27-73.Отпечатано с готовых диапозитивов по заказу

ООО Агентство «Социальный проект»в ОАО «Домодедовская типография»

142001, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, корп. 1.

От автораВашему вниманию, уважаемые читатели, предлага­ется девятая книга из серии «Путешествие в мир при­роды и развитие речи».

В пособии рассказывается о злаках, их внешнем виде, полезных веществах, содержащихся в зернах; о ржаном и пшеничном хлебе и блюдах, которые готовят из кру­пы и муки злаков. Рассказы-беседы сопровождаются на­родными пословицами, поговорками и приметами, а также стихами и загадками автора.

Мы надеемся, что материал пособия заинтересует де­тей, поможет им узнать новое об обычных растениях, почувствовать красоту и щедрость родной земли.Основные задачи пособия

  • Вызывать интерес к окружающем у миру, формиро­вать реалистические представления о природе.
  • Расширять у детей знания и представления об особен­ностях внешнего вида, условиях произрастания, по­лезных свойствах злаков.
  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей:
  • учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;
  • формировать умение связно и последовательно пе­ресказывать текст по плану.
  • Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление:
- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.

Мы о злаках вам расскажем

Дорогие ребята! Давайте поговорим о злаках.

Злак — это растение со стеблем в виде полой соломи­ны, заканчивающейся колосками или метелками.

К злакам относятся пшеница и рожь, ячмень и про­со, овес, кукуруза и рис.***

Мы о злаках вам расскажем,

Что у нас в полях растут.

Из крупы их варят каши,

Из муки блины пекут.Мы расскажем о пшенице

И о ржи — ее сестрице.

Они кормят за обедом

Нас душистым сдобным хлебом.Вы узнаете, ребятки,

Про зерно и про початки,

И запомните всё мигом,

Коль прочтете эту книгу!^

Оказывается, больше всего в мире выращивают и со­бирают риса, на втором месте находится пшеница, на третьем — кукуруза, далее овес и ячмень. Рожь зани­мает лишь шестое место. Ее возделывают только в се­верных районах, где не растут ни пшеница, ни рис, ни кукуруза.

Все злаки содержат полезные для человека углеводы, растительные жиры, витамины (особенно В1 и В2), ми­неральные соли и аминокислоты.

Зерна злаков — древнейшая пища человека!

Из злаков люди научились готовить множество вкус­ных и питательных блюд: каши, пудинги, запеканки, кисели. А из муки злаков — выпекать хлеб и изготав­ливать пирожные, торты, сдобные булочки, пряники и другие кондитерские изделия.

С давних пор на Руси любимой едой была каша. Ка­ких только каш не варили!

Недаром народ говорил: «Щи да каша — пища наша». Или: «Хороша кашка, да мала чашка».^

Верно! Из пшенной крупы варят пшенную кашу. Очень вкусна она с маслом или со сливками! Пшено — крупа, полученная из очищенного проса.

Из ячменной крупы — перловки, варят перловую кашу.

Из пшеницы крупного помола варят манную кашу. Ею обычно кормят малышей — она жидкая и питательная.

Варят каши из зерен риса, кукурузы и овса.^

Хлеб пекут из муки. Чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть.

В старину для этого на берегах рек строили мельни­цы. Текучая речная вода крутила большие мельничные колеса, а те, в свою очередь, приводили в движение тя­желые каменные жернова, перетиравшие зерно и пре­вращавшие его в муку.

А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветря­ные мельницы.

Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движение жернова.Мельница

Труженица-мельница

Встала у реки.

Намели нам, мельница,

Из зерна муки!Мельница не ленится —

Вертит жернова,

И шумит, и пенится

Быстрая вода.А мука струится

И бежит ручьем,

С медом и корицей1

Коврижку испечем!

Попробуйте представить завтрак, обед, ужин без хле­ба, булочек или печенья.

Нет, это невозможно! На завтрак мы кладем на лом­тик хлеба кусочек сыра, колбасы или ветчины.

И суп, и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом. А вечерний чай, как правило, сопровождают бутербро­ды с вареньем или медом.

Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Самых достойных гостей встречали хлебом и со­лью. Про хлеб говорили так: «Хлеб на стол, так и стол — престол, а хлеба ни куска, так и стол — доска». «Хлеб — всему голова!», «Хлеб — мать всех кушаний».

Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Недаром в народной пословице говорится: «У кого хлеб родится, тот веселится».

Перед началом полевых работ крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс зем­ле-матушке, просили об богатом урожае.

В храмах служили молебен и обходили поля с ико­нами и зажженными свечами. А еще молились Свято­му Николаю-Чудотворцу, который почитался в народе покровителем землепашца.***

Угодник Николай!

Дай нам щедрый урожай,

Дай нам солнечных дней,

Теплых дождей

Ты для нас не жалей,

Землю-матушку полей!Чтобы выросла рожь,

Чтоб ячмень был хорош,

Чтоб пшеница налилась,

Чтоб гречиха поднялась.Сбереги посевы

От небесного гнева,

От жары, от града,

От ночного хлада!

Перед тем, как начинать весеннюю пахоту, крестья­не, как учили их отцы и деды, наблюдали окружающую природу.

1Корица — высушенная кора ветвей некоторых тропических растений, употребляемая как пряность.

Если загремел «весенний первый гром», закуковала кукушка в березовой роще, зазвенели над полями пес­ни жаворонка, заквакали лягушки, зацвела черемуха, значит пришла пора поле пахать.

«Первая борозда — праздник!» — говаривали люди в старину. К вспаханной борозде прикасались раскры­тыми ладонями, примечали, если от нее исходит холод и влага, то сеять рано, а если веет теплом, то пора на­чинать сев. «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет», — такую поговорку сложили в русской деревне. Говорили и так: «Не пиры пировать, когда хлеб засевать». Поле вспахивали плугом, запрягая в плуг лошадку.

Летом хлеба наливаются зрелостью, поспевают. Ко­лосья становятся тяжелыми, полными зерен, золотис­то-желтыми.

Народ давно приметил: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает». А народная пого­ворка гласит: «Хлеб в колосу, пора жать полосу». У хле­боробов начинается горячая пора, которая издавна на­зывается «страдой». Зерно надо вовремя и без потерь собрать с поля и убрать в специальные зернохранили­ща — элеваторы.

  • Какие злаки вы знаете?
  • Какой злак занимает первое место в мире по выращи­ванию?
  • Какие полезные вещества содержатся в злаках?
  • Почему в народе говорят: «Хлеб — всему голова!», «Будет хлеб — будет и обед»?
  • Какая пора у хлеборобов называется «страдой»?
  • Почему говорят: «Щи да каша — пища наша»?

ПШЕНИЦАПредставьте себе, дорогие ребята, что мы зашли в булоч­ную. Как чудесно пахнет свежим хле­бушком! На полках аккуратно, рядка­ми разложены бато­ны, булки, бухан­ки, пирожки, буб­лики и слойки. И все это выпекается из белой пшенич­ной муки.

Пожалуй, нет ни­чего лучше мягкого пшеничного хлеба!Ломоть хлеба

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?Дело, может быть, простое

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!Пшеница известна людям уже более десяти тысяч лет. Как же она стала спутницей и кормилицей человека? Может быть, это произошло так. Послушайте сказку.Сказка о пшеничном зернышке

Давным-давно это было, в те незапамятные времена, когда люди еще жили в пещерах, носили одежду из зве­риных шкур, а согревались возле костров.

В одной глубокой каменной пещере недалеко от лес­ной реки жило племя первобытных людей. Каждый де­лал свое дело, и все помогали друг другу. Мужчины об­тачивали и заостряли камни и мастерили из них каменные топоры, палицы и наконечники для стрел. С этим оружием они охотились на диких зверей.

Женщины готовили еду на горячих камнях и углях: жарили мясо и коренья. Старухи нянчили малышей, а старики хранили знания и мудрость и передавали их сыновьям и внукам.

В этом племени жила девочка по имени Ирата. Од­нажды она долго собирала съедобные плоды и коренья. Ирата устала и присела отдохнуть на большой камень. Ей очень хотелось есть.

Вдруг ногу ей защекотала какая-то сухая золотистая травинка. Девочка наклонилась, сорвала стебелек с колоском, и на ладонь высыпалось несколько твердых зернышек.

— Может быть, их можно есть? — подумала Ирата и положила зернышки в рот.

Она разжевала их. Зерна оказались хоть и твердыми, но вкусными. Девочка нашла еще несколько золотых колосков и утолила зернами голод. А один колосок Ира­та взяла с собой, принесла в пещеру, где жило ее пле­мя, и показала бабушке.

Бабушка была старенькая и разжевать зернышки не могла. Тогда смышленая девочка положила зерна на боль­шой камень, что лежал у входа в пещеру, и растерла их другим камнем. Собрала муку в пригоршню и дала отве­дать бабушке. Девочка и не заметила, как одно пшенич­ное зернышко упало на землю и затаилось до весны.

Бабушке пшеничная мука пришлась по вкусу. Ведь зерна, которые нашла Ирата, были именно пшеничные.

Вскоре многие женщины и девочки этого племени ста­ли собирать колоски дикой пшеницы, растирать их на камнях и, добавляя воду, научились варить из них кашу.

Как-то раз бабушка Ираты смешала пшеничную муку с водой и вылила клейкое тесто на раскаленный камень. Тесто запеклось и превратилось в румяную хрустящую лепешку.

Вот это и был самый первый хлеб на Земле!

— Как вкусно! — обрадовалась Ирата, уплетая лепешку.

А весной пшеничное зернышко, упавшее на землю, проросло!

Скоро около пещеры вырос золотой колосок, полный вкусных зерен. Женщины заметили его и догадались, что колоски пшеницы можно не только собирать на лу­гах и полянах, но и сажать возле своего жилища.

Другие племена тоже узнали о замечательных зер­нышках, вкусных и сытных, способных долго хранить­ся, и в случае неудачной охоты спасти людей от голода.

Вот так и стали наши далекие предки растить пше­ницу и печь хлеб.

С тех пор прошло много тысячелетий, и колосья со­временной культурной пшеницы уже не похожи на ко­лоски дикой пшеницы, которую называют однозернян­кой. Этот древний вид пшеницы до сих пор выращивают в Турции. Его мелкие жесткие зерна очень трудно обмо­лачивать2 , их используют только на корм скоту.^

У нее плотный полый стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна пшеницы желтовато-золо­тистого цвета, они окружены довольно твердой оболоч­кой, защищающей зерно от высыхания. Зерна имеют продолговатую форму.

Пшеница, которую сейчас выращивают на хлебных полях, бывает двух видов: твердая и мягкая. Из твер­дой пшеницы делают макароны, вермишель. Для вы­печки хлеба она не годится, потому что в ней мало клей­ковины — вещества, придающего хлебу рыхлость и пористость. Хлеб же пекут из мягкой пшеницы, в ко­торой много клейковины.

Летом пшеничный колос наливается золотой спелос­тью, становится крупным и тяжелым.***

У созревшей пшеницы

Стебелек клонится

Он не может устоять,

Тяжкий колос удержать.Когда начинается жатва3, дорога каждая минута. Пе­резрелые колосья могут уронить зерна на землю, и уро­жай будет потерян.

Когда созревают хлеба, у земледельцев наступает са­мое горячее время, недаром называется оно «страдой».______________________

2Обмолачивать — извлекать, выбивать зерна из колосьев.

3Жатва — уборка хлебных злаков путем срезания их стеблей под корень.

В старину пшеничные колосья срезали острым сер­пом4 , потом связывали их в снопы5. Снопы складыва­ли в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Недаром говорится: «Красно поле снопами, а овин6 — скирдами7».

Колосья собранной пшеницы молотили цепами8, что­бы извлечь из них зерна, провеивали их, очищая от шелухи, складывали в мешки и убирали в сараи для хранения зерна — амбары.

Много десятилетий прошло с той поры, когда наши предки распахивали поле сохой и плугом, боронили зем­лю деревянными боронами, жали колосья серпами, а молотили цепами.

Теперь на помощь земледельцам пришли умные ма­шины— трактора, распахивающие бескрайние хлебные поля, комбайны, убирающие зерно.

Но и сейчас труд хлебороба по-прежнему очень нелег­кий и напряженный! А чтобы мы могли принести до­мой обычный батон белого хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к пшеничному зерну, пока оно не превратилось в каравай хлеба!^

litcey.ru


Смотрите также