лексическое значение слова хлеба. 6 класс. Лексическое значение слова хлеб 3 класс


Слово хлеб: значение и происхождение

На первый взгляд слово "хлеб" очень простое и понятное русскому человеку. Для нашего народа хлеб - это неотъемлемая часть питания. Откуда произошло это слово? Какие значения кроме прямого у него еще есть? А также рассмотрим синонимы и примеры использования слова хлеб в устной и письменной речи.

Этимология

Это слово является по своему происхождению древнерусским. "Хлеб" является родственным с более древним "хлябь". А это в свою очередь означает мука, разбавленная водой, без выпечки.

Вначале, когда еще не придумали выпекать что-либо, люди ели просто зерна. Потом научились их молоть, и эту муку бросали в котел с мясом - получалось неплохо. Но мясо было не всегда, поэтому иногда бросали только муку. Вот и получалась какая-то "хлябь", которую хлебали.

Потом эту хлябь решили разбавить небольшим количеством воды, и попробовать пожарить на огне - получались уже лепешки, похожие на хлеб.

Лексическое значение слова хлеб

Что такое хлеб, известно всем. Это такой продукт питания, который выпекают из муки, по-другому это почти пресное мучное изделие. Употребляют хлеб чаще всего с какой-либо пищей. Особенность русского человека в том, что он ест все с хлебом. Из хлеба можно сделать бутерброд, можно просто есть один хлеб, а можно есть его вместе с другой едой, например с супом.

Но, кроме такого прямого значения, хлеб понимается в русском языке еще несколькими способами.

  1. Хлеб, употребленный во множественном числе как "хлеба" означает в целом все злаковые культуры, из которых можно смолоть муку и выпечь хлеб.
  2. Это слово можно понимать, как вообще в целом все питание, которое нужно, чтобы выжить. Хлеб насущный.
  3. Значение заработка, полученных денег.

Однако так не для всех людей, живущих на земле. Для некоторых нет такого понятия как "хлеб всему голова", что означает основную пищу человека вообще. Например, для китайцев таким продуктом является рис. А для северных народов России - это рыба. Даже когда они молятся, читают молитву "Отче наш", то говорят не "хлеб наш насущный дашь нам днесь", а "рыбу насущную". То есть хлеб вообще для нашего народа - это главное ежедневное пропитание, которое обрело смысл средства к существованию в целом.

Синонимы и примеры использования слова в контексте

Рассмотрим несколько примеров словоупотребления данного понятия:

  • лепешка;
  • маца;
  • булка;
  • каравай;
  • кулич;
  • лаваш;
  • артос.

Так, приведем несколько предложений с различным использованием значения слова хлеб:

  • "Какой вкусный хлеб испекла бабушка".
  • "Он зарабатывал себе на хлеб как мог".
  • "В этом году хлеба взошли слишком рано".

Данное слово для русского человека особенно приятно и близко по душе. Хлеб не только является ежедневным питанием, но и осознается как вообще то, без чего нельзя прожить.

fb.ru

Энциклопедия одного слова. Хлеб.

Просмотр содержимого документа «Энциклопедия одного слова. Хлеб.»

« Энциклопедия одного слова или, почему ХЛЕБ называют…»

Выполнила ученица 5»А» класса Кожевникова Елизавета

Руководитель проекта Учитель русского языка и литературы Аполонова Елена Александровна МАОУ СОШ №2

Исследовательский опрос.

  • 1. Что такое хлеб?
  • 2. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово?
  • 3. Почему хлеб называют хлебом?
  • 4.Когда появился хлеб?
  • 5. Когда появилось слово хлеб?
  • 6. Каково происхождение слова хлеб?
  • 7. Какой бывает хлеб?
  • 8. Какие пословицы, поговорки, приметы вы знаете о хлебе?
  • 9. Какие стихи, песни о хлебе вы знаете?

Цель исследования:

создать энциклопедию слова «хлеб»

Задачи исследования: 

  • 1. Изучить лексическое значение слова «хлеб», его этимологию с помощью различных словарей;
  • 2. Исследовать «жизнь» слова «хлеб» в языке, в малых жанрах фольклора, в литературе и в искусстве;
  • 3. Создать «Энциклопедию слова «хлеб»;
  • 4. Прививать интерес к русскому языку как учебному предмету

Лексическое значение слова:

Хлеб – 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки. Печёный хлеб. Ржаной или черный хлеб. Пшеничный или белый хлеб.

2. Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия. Круглый, высокий хлеб.

3. Плоды, семена злаков, размалываемые в муку. Сеять хлеб. Сдача хлеба государству.

4. Такие злаки. Урожай хлебов. Уборка хлеба комбайнами.

5. То же, что пропитание. Зарабатывать себе на хлеб.

6. Средства к существованию, заработок. Эта работа – верный хлеб.

(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»)

Слово «хлеб» произошло от древнегреческого языка. Тогда выпечка готовилась в специальной посуде, называющейся «клибанос». Это послужило предпосылкой к возникновению готского слова «хлайфс», вошедшего в обиход древних славян, германцев, а также других народов и стран. В дальнейшем это название изменилось, а до нас дошло слово «хлайб», которое напоминает современное «хлеб».

Слова - «родственники»:

  • - Нахлебник
  • - Хлебец
  • - Хлебница
  • - Хлебный
  • - Хлебобулочный
  • - Хлебозавод
  • - Хлебозаготовка

Слово во фразеологизмах:

  • - Даром хлеб есть. – Бездельничать.
  • - Делить хлеб-соль. – О тесной дружбе.
  • - Есть чужой хлеб. - Жить за чужой счёт.
  • - Она хлеба не просит. – Вещь, которая пригодится.
  • - Отбивать хлеб. - Лишать того, что является важным необходимым для кого-либо.
  • - Перебиваться с хлеба на квас. - Жить в крайней бедности.

Пословицы и поговорки

  • - Без хлеба и медом сыт не будешь.
  • - Без хлеба и воды жить худо.
  • - Без хлеба куска везде тоска.
  • - Без хлеба – смерть, без соли – смех.
  • - Без хлеба сыт не будешь.

Виктор Арсени «Хлеб наш насущный»

Андрей Смоляк «Хлеб»

  Т. Н. Яблонская «Хлеб»

Музей Хлеба (Агдам)

Кремль в Измайлово (Москва)

Результаты :

1.Мы узнали о различных типах словарей, познакомились со структурой словарных статей.

2.Познакомились с этимологией слова ХЛЕБ, его значениями в разных источниках, исследовали «жизнь» слова хлеб в фольклоре, литературе и в живописи.

3.Поняли, что создать полную энциклопедию очень сложно, так как слово, его смыслы можно разбирать с различных точек зрения и всегда найдётся что-то новое.  

multiurok.ru

Проект по русскому языку " Рассказ о слове " (3 класс)

li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:"o "}#doc7591919 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc7591919 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 ul.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc7591919 ul.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc7591919 ul.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc7591919 ul.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc7591919 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 ul.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc7591919 ul.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc7591919 ul.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc7591919 .lst-kix_list_1-7>
li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 ul.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc7591919 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 ul.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc7591919 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:"\0025cf "}#doc7591919 ul.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc7591919 ul.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc7591919 ul.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc7591919 ul.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc7591919 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 ul.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc7591919 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:"\0025aa "}#doc7591919 ul.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc7591919 ul.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc7591919 ul.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc7591919 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:"o "}#doc7591919 ul.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc7591919 ol{margin:0;padding:0}#doc7591919 .c16{border-bottom-width:1pt;border-top-style:solid;width:81pt;border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-bottom-style:solid;vertical-align:top;border-top-color:#000000;border-left-color:#000000;border-right-color:#000000;border-left-style:solid;border-right-width:1pt;border-left-width:1pt}#doc7591919 .c13{line-height:1.0;padding-top:6pt;widows:2;orphans:2;text-align:left;direction:ltr;padding-bottom:6pt}#doc7591919 .c0{line-height:1.0;padding-top:0pt;widows:2;orphans:2;direction:ltr;padding-bottom:0pt}#doc7591919 .c23{vertical-align:baseline;color:#c00000;font-size:16pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc7591919 .c8{vertical-align:baseline;color:#000000;font-size:13pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc7591919 .c26{vertical-align:baseline;color:#cc0000;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc7591919 .c1{vertical-align:baseline;color:#000000;font-size:13pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc7591919 .c4{vertical-align:baseline;color:#000000;font-size:13pt;font-family:"Arial";font-weight:normal}#doc7591919 .c15{vertical-align:baseline;color:#c00000;font-size:16pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc7591919 .c27{vertical-align:baseline;color:#cc0000;font-size:16pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc7591919 .c21{vertical-align:baseline;font-size:18pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc7591919 .c3{vertical-align:baseline;font-size:13pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc7591919 .c14{vertical-align:baseline;font-size:18pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc7591919 .c2{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc7591919 .c20{vertical-align:baseline;font-size:16pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc7591919 .c12{vertical-align:baseline;font-size:13pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc7591919 .c22{margin-right:auto;border-collapse:collapse;margin-left:9pt}#doc7591919 .c18{max-width:467.7pt;background-color:#ffffff;padding:56.7pt 42.5pt 56.7pt 85pt}#doc7591919 .c5{color:#0000ff;font-style:normal}#doc7591919 .c24{color:#cc0000;text-decoration:none}#doc7591919 .c6{font-style:normal}#doc7591919 .c19{color:#333333}#doc7591919 .c7{margin-left:106.2pt}#doc7591919 .c17{font-style:italic}#doc7591919 .c10{height:11pt}#doc7591919 .c11{color:#0000ff}#doc7591919 .c9{text-align:center}#doc7591919 .c25{height:17pt}#doc7591919 .title{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:36pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc7591919 .subtitle{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#666666;font-style:italic;font-size:24pt;font-family:"Georgia";padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc7591919 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc7591919 p{color:#000000;font-size:11pt;margin:0;font-family:"Arial"}#doc7591919 h2{widows:2;padding-top:24pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:24pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:6pt;page-break-after:avoid}#doc7591919 h3{widows:2;padding-top:18pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:18pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc7591919 h4{widows:2;padding-top:14pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:14pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:4pt;page-break-after:avoid}#doc7591919 h5{widows:2;padding-top:12pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:12pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc7591919 h5{widows:2;padding-top:11pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc7591919 h6{widows:2;padding-top:10pt;line-height:1.15;orphans:2;text-align:left;color:#000000;font-size:10pt;font-family:"Arial";font-weight:bold;padding-bottom:2pt;page-break-after:avoid}#doc7591919 ]]>

                          Проект «Рассказ о слове»

Труд

                                       произносим           тру[ т ]

                                       записываем            труд    

   

                             

Лексическое значение слова.

1) Работа, занятие.

2) Усилие, направленное  к достижению чего-нибудь.

3) Результат деятельности, работы, произведение.

Однокоренные слова: труд, трудиться, трудовой, трудящийся, трудяга, трудолюбивый.

Фразеологизмы: 

Мартышкин труд  ( напрасные усилия)

Сизифов труд  ( напрасная, безрезультатная работа)

С трудом  ( прилагая усилия, преодолевая трудности)

Синонимы:  работа; усилие, напряжение; творение

Сочетаемость слова:  умственный, физический, тяжелый, легкий, общественно-полезный.

Пословицы и поговорки:

Труд  человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд – все перетрут.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Без труда нет добра.

Без хорошего труда нет плода.

Без труда и отдых не сладок.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Загадки про орудия труда, ремёсла :

Принялась она за дело,                                  Кланяется, кланяется,завизжала и запела.                                        Придёт домой – растянется.Ела, ела, дуб, дуб,                                                                               ( Топор)поломала зуб, зуб. ( Пила)

Сам худ - голова с пуд.                                  Молоток  стук-постук - На работу вышел - каждый услышал.           торчит в стене сук,(Молоток)                                                         постучу опять –

                                                                           будет не видать.  

                                                                                                              (Гвоздь)

Огородник тот                                                 Овсом не кормят,с длинным носом живет.                                 Кнутом не гонят,Где носом качнет,                                            а как пашет - там вода потечет.                                             пять плугов тащит.(Лейка)                                                                                  (Трактор)

Два конца, два кольца, посредине гвоздик.(Ножницы)

                                                               Птичка-невелика:                                                              Носик стальной, хвостик льняной.                                                                                         (Иголка с ниткой)

6. Стихи  про труд:                               

1.Д. Родари  «Чем пахнут ремесла?»

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего -

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате -

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,-

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

2. В. Ливмиц  «И мы будем трудиться»

Стол, за которым ты сидишь,Кровать, в которой ты уснешь,Тетрадь, ботинки, пара лыж,Тарелка, вилка, ложка, нож.И каждый гвоздь, и каждый дом,И каравай хлеба – Все это создано трудом,А не свалилось с неба!За все, что сделано для нас,Мы благодарим людей,Придет пора, придет час,И мы трудиться будем!

7. Предложения.

Труд кормит и одевает.

                                         

                                          Подготовил ученик 3 класса

                                                   Юнусов Рамазан

                                                 

nsportal.ru

Проект "Рассказ о слове" - русский язык 3 класс

Проект "Рассказ о слове" - русский язык 3 класс

В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект "Рассказ о слове". Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.

Самый популярный вид проекта - презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.

Так что же из себя представляет проект "Рассказ о слове"? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3 классе план:

  • Орфография или правописание слова
  • Лексическое значение
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Фразеологизм
  • Сочетаемость слова
  • Пословица
  • Загадка
  • Предложение с этим словом

Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта "Рассказ о слове"

Самая простая форма проекта про слово солнце - письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:

 

Скачать проект Рассказ о слове "мороз" в виде презентации

примеры слайдов презентации

Еще один вариант проекта о слове мороз в виде документа Word (скачать файл полностью)

Скачать проект "Рассказ о слове солнце" (файл Word)

 

Скачать пример ГДЗ презентация проект "Рассказ о слове солнце"

Проект по русскому языку 3 класс "Рассказ о слове собака"

 Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.

Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.

В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку "Рассказ о слове". С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.

Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова. 

Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.

ucthat-v-skole.ru

лексическое значение слова хлеба. 6 класс.

Лексикология — это раздел языкознания, изучающий лексику: лексические значения слов, их отношения с другими словами и их употребление. Однозначные и многозначные слова Слова могут иметь одно лексическое значение, т. е. быть однозначными, или несколько взаимосвязанных лексических значений, т. е. быть многозначными. Сравним три высказывания со словами овощ и хлеб. На огороде выросли овощи. По утрам я всегда ем свежие овощи. Этот овощ не годится для салата оливье. В магазине кончился белый хлеб. Осенью с полей убирают хлеб. Не берись за это дело, не отнимай у него его хлеб. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта] © bugaga.net.ru Мы замечаем, что слово овощ во всех трёх предложениях обозначает одно и то же: «огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу» , т. е. имеет одно значение. Но этого мы не можем сказать о слове хлеб. В первом предложении оно имеет значение «пищевой продукт, выпекаемый из муки» . Муку для хлеба делают из зерна, поэтому словом хлеб называют также зерно. Во втором предложении слово хлеб употреблено в значении «зерно, из которого делают муку» . Хлеб — основная пища в нашей культуре, самое необходимое для нашего существования, поддержания жизни. Поэтому понятие хлеб оказывается тесно связанным с понятием жизнь, и на этой основе у слова хлеб развилось значение «средства к существованию» . Именно такое значение имеет это слово в третьем предложении. Следовательно, слово хлеб многозначно, т. е. имеет несколько взаимосвязанных по смыслу значений. Многозначные слова следует отличать от омонимов. У омонимов в значениях нет ничего общего. Например, значение слова лук («овощ» ) не имеет никаких смысловых связей со значением омонима лук («оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой») . Прямое и переносное значение слова Лексические значения многозначного слова всегда связаны по смыслу. Обычно бывает так, что у слова есть основное, или прямое значение, на оснoве которого появляются связанные с ним переносные значения. Например, у слова хлеб есть прямое значение «пищевой продукт, выпекаемый из муки» и развившееся по смежности с ним переносное «зерно, из которого делают муку» . Источник: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

otvet.mail.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *