Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — учитель, педагог-новатор, учёный-практик. Он был добр к людям и строг к себе, и в питомцах своих воспитывал доброту и сердечную чуткость, скромность и ответственность, мужество и гражданственность.
«...общество болеет страшной болезнью — девальвацией человеческих ценностей».
«Чувства — это плоть, кровь и сердце моральной убеждённости...»
«Без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров».
«Упустить младший возраст — значит упустить всё».
«Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости».
«Создание добра для людей начинается с заботы ребёнка о красоте».
Свои мысли о воспитании, свой тридцатипятилетний опыт Сухомлинский отразил в педагогических сочинениях, а чувства и сердце своё отдал маленьким ребятишкам. Он сочинял свои сказки и рассказы вместе с детьми в прекрасной «Школе под голубым небом».
«Каждый вечер, — писал Василий Александрович, — когда на голубом небе вспыхивает первая звёздочка, ко мне приходят дети... Умолкает село, засыпает степь... Весь мир вокруг нас спит, только звёздочка в небе мерцает да кузнечик поёт. Это и есть наша Школа под голубым небом. В эти дивные летние вечера мы становимся поэтами. Мы слагаем сказки... Кто их автор? Это и чудная украинская ночь, и несколько поколений маленьких детей, и я...»
Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы.
А Юре мама налила ещё и маленькую бутылочку мёда. Сказала сыну:
— Не хвались ребятам, что у тебя мёд есть. Где-нибудь в лесу сядь и один съешь.
Положил Юра бутылочку в карман. Пришли друзья в лес, сели на поляне отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки и едят.
Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину и лезет в карман. За ней вторая, третья. Много-много пчёл слетелось, и все лезут Юре в карман.
Дима и Вася удивляются:
— Что там такое у тебя?
А пчёлы всё летят и летят.
Юра достал из кармана бутылочку с мёдом и бросил её в траву. Пчёлы облепили бутылочку.
Юра опустил голову.
А Вася и Дима весело рассмеялись:
— Вон оно что!..
Катерина Ивановна повела своих малышей-первоклассников в поле.
Было тихое утро ранней осени.
Далеко в небе летела стая перелётных птиц. Птицы тихо курлыкали, и от этого в степи было грустно.
Катерина Ивановна сказала детям:
— Сегодня мы будем составлять сочинение об осеннем небе, о перелётных птицах. Каждый из вас пусть скажет, какое сейчас небо. Смотрите, дети, внимательно. Выбирайте в родном языке красивые, точные слова.
Дети притихли. Они смотрели на небо и думали. Через минуту послышались первые сочинения.
— Небо синее-синее... Небо голубое... Небо чистое... Небо лазурное...
И всё. Дети снова и снова повторяли те же слова: синее, голубое, лазурное, чистое...
В сторонке стояла маленькая Валя.
— А ты почему молчишь, Валя?
— Какое же твоё слово о небе?
— Небо ласковое... — тихо сказала Валя и улыбнулась.
Дети притихли. И в это мгновение они увидели то, чего не видели до сих пор.
— Небо грустное... Небо тревожное... Небо печальное... Небо студёное...
Небо играло, трепетало, дышало, как живое существо, и дети смотрели в его грустные синие-синие осенние глаза.
Был жаркий июньский день. Пятиклассники пошли на целый день в лес. Весело было в лесу. Дети играли, читали интересную книгу, варили кашу.
К вечеру из-за леса набежали чёрные тучи, загремел гром. От дождя дети кинулись в шалаш к пастухам. Витя тоже намеревался побежать. Но вдруг сверкнула молния и раздался такой оглушительный грохот, что Витя от испуга присел под большим дубом, закрыл глаза и чуть не расплакался. Он уже открыл рот, чтобы закричать, призывая на помощь, но увидел рядом, по другую сторону дуба, одноклассницу Валю.
— Это ты, Витя? Ой, как хорошо, что я не одна! Теперь мне не страшно.
Витя перевал дыхание, оглянулся. Лес утонул в струях дождя. Сверкнула молния, озаряя на мгновение синим светом деревья и кусты. Лес шумел, стонал. Вите казалось, что в мире нет никого, кроме него и Вали.
Он почувствовал, как в его душе к эти мгновения что-то выпрямилось. Ему стало стыдно бояться. Разве можно бояться, когда рядом девочка и ты отвечаешь за неё?
— Не бойся, Валя,— сказал Витя. — Я не боюсь ни грома, ни молнии.
Витя прикоснулся рукой к её белой косе. Теперь он уже совсем ничего не боялся.
Старая Воробьиха разрешила наконец вылететь своему маленькому сынишке из гнезда. Обрадовался Воробышек, вылетел, порхает да всё у матери спрашивает: "А это что? А это что такое?"
Объяснила ему мать, что такое земля, трава, деревья, куры, гуси, пруд. Но вот Воробышек увидел в небе огромный огненный шар и спрашивает у матери:
— А что это такое?
— Это солнце, — отвечает Воробьиха.
— А что такое солнце?
— Ну зачем тебе это знать? — ворчливо отвечает мудрая Воробьиха. — Это огонь.
— Но мне хочется знать, что такое огонь,— зачирикал Воробышек и полетел всё вверх и вверх, всё к солнцу и к солнцу. Летел он до тех пор, пока не обжёг тоненькие пёрышки своих крылышек. Испугавшись, он возвратился. Мать ждала его ни живая ни мёртвая.
— Ну теперь я знаю, что такое огонь,— сказал Воробышек.
Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в булочную.
Петрик подошёл к открытому окну. На окне стояла ваза. Большая разноцветная бабочка села на край вазы.
Петрику захотелось поймать бабочку. Он размахнулся... и ударил по вазе. Ваза упала и разбилась.
Петрик испугался: «Что теперь будет? Что скажет мама?» Мальчик собрал осколки, отнёс на огород и закопал их в землю маленькой лопаткой. Потом сел около окна и стал ждать маму.
Только мама открыла дверь, Петрик подбежал к ней и сказал:
— Мама, это ведь не я разбил вазу, не я отнёс осколки на огород и закопал их там маленькой лопаткой.
В глазах мамы Петрик почувствовал тревогу.
— Кто же разбил вазу? спросила мама.
— Бабочка... — тихо ответил Петрик.
Мама усмехнулась.
— Как бабочка разбила вазу — понятно... — сказала она. — Но как она отнесла осколки на огород и там их закопала — этого я понять не могу!
Петрик посмотрел на маму и заплакал.
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей — мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле девять.
Около дома рос тополь.
— Сделаем на тополе качели,— сказал Миша.
— Ой, как хорошо будет качаться!— обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт.
— Смотри, Оля, синичка тоже радуется, — говорит Миша.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.
— Синичка не радуется, а плачет, — сказала Оля.
— А почему же она плачет? — удивился Миша.
— Подумай почему.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и задумался, почему же она плачет.
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яички.
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор? — спросила Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
В воскресенье Юра, ученик второго класса, проснулся рано и весело сказал:
— Мама, сегодня мы пойдём в лес!
— Дождь идёт, — ответила мама, — льёт как из ведра. Не пойдёте вы в лес.
Юра выглянул в окно. На дворе стояли лужи. Небо обложили серые тучи.
Юра сел около стола и заплакал...
В понедельник Юра проснулся тоже рано. Открыл окно. Солнечный свет залил всю комнату. Юра сел около стола и заплакал.
— Почему же ты и сегодня плачешь? — удивилась мама.
— Сегодня надо с лопаткой идти в школу. Участок копать.
Мама посмотрела на сына и тяжело вздохнула. Потом тихо сказала:
— Хорошо, что солнышко светит... Если бы и сегодня шёл дождь, как бы я узнала, что мой сын — лентяй?
Шли из школы домой два мальчика — Сергейка и Никола.
Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он получил пятерку.
А Никола был грустный. Два раза вызывали его к доске. Никола отвечал плохо, и учительница поставила ему в дневник двойку. Ещё и сказала:
— Вот встречу маму, расскажу ей про твою учёбу.
Был тёплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облако и сказал:
— Смотри, Никола, какое красивое облако. Оно похоже на белую розу. Смотри, раскрылись лепестки — нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.
Никола долго смотрел на облако. Потом тихо промолвил:
— Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на волка. Смотри, вон с той стороны — голова. Зверь раскрыл пасть — злой, готовый на кого-то броситься.
Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел своё.
Миша пришёл сегодня из школы радостный. Ещё в дверях он закричал:
— Бабушка, бабушка! Посмотри скорее мой дневник, нам отметки выставили. У меня хорошие!
Бабушка взяла дневник, хотела посмотреть на Мишины отметки, но куда-то пропали очки, а без них она не видела. Миша стал искать очки. Он и на шкаф заглянул, и под стол залез. А потом забрался под кровать и там, возле самой стенки, нашёл очки. Бабушка и не заметила, как они упали.
— Почему же ты вчера не искал мои очки? Я же просила тебя, — с упрёком сказала бабушка. Миша смутился.
В детский сад пришли два новичка Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю:
— Где работает твоя мама?
— А разве ты не догадался? — удивился Коля. — Она же так пахнет лекарствами. Моя мама врач. Заболеет человек — мама вылечит. А твоя мама где работает?
— А ты не знаешь? — сказал Толя. — Она же так пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто.
— И врач? — спросил Коля.
— И врач, — ответил Толя.
Утром первоклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья.
Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»
Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.
Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.
Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.
Маленький Михайлик увидел в материнской косе три седых волоска.
— Мама, у вас в косе три седых волоска,— сказал Михайлик.
Мама улыбнулась и ничего не ответила.
Через несколько дней Михайлик увидел в косе у матери четыре седых волоска.
— Мама,— спросил Михайлик удивлённо,— у вас в косе уже четыре седых волоска, а ведь было три... Почему же поседел ещё один волосок?
— От боли,— ответила мама.— Когда болит сердце, тогда и седеет волосок...
— А отчего же у вас болело сердце?
— Помнишь, ты полез на высокое-высокое дерево. Я выглянула в окно, увидела тебя на тоненькой ветке. Сердце заболело, и волосок поседел.
Михайлик долго сидел задумчивый, молчаливый. Потом он подошел к маме, обнял её и тихо спросил:
— Мама, а если я на толстой ветке буду сидеть, волосок не поседеет?
Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.
Учитель Иван Филиппович встречает десятое поколение детей. Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.
Весёлые, приветливые глаза учителя смотрят в чёрные, синие, голубые глаза ребятишек.
— Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит заря? — спрашивает Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.
— Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.
— А не видели вы, как соловей пьёт росу?
— Нет, не видели...
— А как шмель чистит крылышки, перед тем как улететь с цветка?
— Не видели...
— Какие же вы счастливые... — говорит учитель. — Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснувшись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.
Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем дерева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и быстрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.
Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!
ruslita.ru
Летом мама оставляет на хозяйстве семилетнего сына Костика. Сама идет на целый день на работу, а ему приказывает: «Сиди дома, корми кур, полей капусту в огороде, когда жара спадет».Сегодня у Костика день выдался и счастливый, и трудный. Счастливый, потому что утром, как только мама ушла на работу, пришел дед Матвей и принес два арбуза. На бахче арбузы были еще зеленые, Костик это хорошо знал. Он долго расспрашивал деда Матвея, где же он взял эти два арбуза, а дед молчал и только улыбался.– Вот твой, – показал дед на меньший арбуз, – а это – мамин.Конечно, по-другому и быть не может: мама большая – ей и арбуз побольше.– Сейчас разрезать твой арбуз или ты сам разрежешь? – спросил дед Матвей.– Сейчас, дедушка, сейчас, – с нетерпением попросил Костик. Дед разрезал арбуз. Он был красный и душистый.Костик смаковал, ел медленно, старался продлить удовольствие, а дед сидел молча и иногда усмехался. Усмешка деда была какая-то странная – невеселая.Дед ушел. Костик доел арбуз. Еще раз обгрыз корочки. Пошел погулял, вернулся. Хотел еще раз обгрызть корочки, но обгрызать больше было уже нечего.Мамин арбуз лежал на столе. Костик старался не смотреть на него, но время от времени будто кто-то поворачивал его голову к арбузу.Чтобы не смотреть на арбуз, Костик пошел во двор. Дал курам ячмень, вытащил ведро воды из колодца.Его неудержимо тянуло в хату. Он открыл дверь, сел возле стола, дотронулся до арбуза.«А если половинку съесть?» – подумалось ему.Но от этой мысли Костику стало стыдно. Он вспомнил невеселую дедову усмешку. Ведь невеселой она была потому, что он не угостил дедушку – не дал ему ни одной дольки.От стыда Костик ушел из дома. Он пошел в сад и сел под шелковицей. Там он долго сидел и смотрел на белые тучи в голубом небе. Смотрел, пока не уснул.Проснулся Костик вечером. Солнце садилось за горизонт.«Скоро и мама придет», – подумал Костик.Когда мама подходила к дому, Костик вынес навстречу ей арбуз.– Это вам, мама, – радостно сказал он. Мама разрезала арбуз и приглашает:– Ешь, Костик.– Нет, это вам, мама, – отвечает Костик. – Ешьте, пожалуйста.Такого внимания мама еще не знала. Она с удивлением посмотрела в радостные глаза сына и взяла ломтик арбуза.
Категории сказки "Василий Сухомлинский — Мамин Арбуз": Читать сказку "Василий Сухомлинский — Мамин Арбуз" на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.skazki.rustih.ru
Бабушка отдыхаетДля чего говорят «спасибо»?Две материДо свидания, Солнышко!Зайчик и рябинаВсе добрые люди – одна семьяВоробышек и огоньГрязное словоМальчик и колокольчики ландышейПусть будут соловей и жукСтыдно перед соловушкойЯблоко в осеннем лесуДевочка и ромашкаЯ хочу сказать своё словоПчела и тыквенный цветокРогатка и воробьиное гнездоПочему голуби прилетели к Олегу Красивое и уродливоеКарасик в аквариумеКрасивые слова и красивые делаКак мы спасли птенцов жаворонкаКак Муравей перелез через ручеекКак спаслась ЛасточкаКого ждала рябинаКоту стало стыдноКак Соловьиха поит своих детокКакие же вы счастливые!Крылья материКак Андрейка перевез НинуКто кого ведет домойКак родился ВасилькоЛепесток и цветок Ленивая подушкаЛегенда о материнской любвиПочему плачет синичка?Семь дочерейПтенец выпал из гнездаМамин АрбузМоя мама пахнет хлебомМёд в карманеСтеклянный ЧеловечекКак Федя почувствовал в себе ЧеловекаНе забывай про родникЗаболел врачПростите, дети, я опоздалОтец и CынМамина коса самая красиваяЧеловек без имениСыновняя неблагодарностьМаменькин сыночекНеблагодарностьОсень принесла золотистые лентыПетрик и ПавликПетрик и вазаСтрасть обогащенияЛегенда про пионераСобаке — собачья смертьСамые ласковые рукиСедьмая дочьСказка о ГусынеСкажи человеку «здравствуйте»Седой волосокТрудно быть человекомТелефонная трубкаИменинный обедИменинный пирогХорошо, что солнышко светитЦветок и снегЦветок или волчья пасть?Чтобы бабочка не укололасьЮрко – тимуровецЯ не боюсь громаЯ больше не буду
Читать все рассказы и сказки СухомлинскогоЧитать сказки других авторов Человечество обязано своими величайшими открытиями смелым и умным, порой безрассудным и мечтательным людям. Тем людям, чьи взгляды на окружающий мир намного отличались от тех, которые считались нормальными. Таким человеком, без сомнений, являлся и Василий Александрович Сухомлинский, биография которого тесно связана со школой.Василий Сухомлинский (1918 — 1970) Советский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр. Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 — 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе.Василий Александрович Сухомлинский 17-летним юношей начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 — 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района.Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год. В 1939 году Сухомлинский с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.В июле 1941 года Василий Сухомлинский был призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. С 1944 года Василий Сухомлинский заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса». Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.— Награды* Герой Социалистического Труда (1968).* Орден Красной Звезды. Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его и критиковали за то, что учение не вполне соответствовало советской идеологии, что оно было пропитано христианским духом. Сам автор был атеистом, однако в природе видел божественное начало. Умер великий учитель 2 сентября 1970 года.—————————————————————-Василий Сухомлинский.Рассказыи сказки.Читаем бесплатно онлайн
Читать все рассказы и сказки СухомлинскогоЧитать сказки других авторовskazkibasni.com
Урок чтения (4 класс ГУО)
Тема: Моя мама пахнет хлебом. В. Сухомлинский.
Цели:
формирование навыков правильного и сознательного чтения слов и предложений; уточнение представлений о профессиях;
коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности через упражнения в выделении первого звука в слове, установлении последовательности звуков и букв в словах;
воспитание мотивации к учению, уважительного отношения к труду взрослых, навыков культурного поведения.
Оборудование: карточки с изображением профессий и соответствующих им принадлежностей, игра «Угадай имя», кассы букв, словарные слова, пословица о хлебе.
Ход урока:
Оргмомент.
Дидактическая игра «Кому что»
У: Возьмите карточки. Прочитайте название профессий.
(На доске открываются карточки с изображением принадлежностей к этим профессиям)
Назовите по порядку все принадлежности.
Выберите нужные вам принадлежности. Объясните, почему вы взяли именно эту карточку. Например: - Мне нужен мастерок, потому что я - строитель.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
звуковая гимнастика
дыхательные упражнения
игра «Повтори-ка!»
Ач – ач – ач – это врач.
Чи – чи – чи – лечат нас врачи.
Чу – чу – чу – ходили мы к врачу.
Ар – ар – ар – там пожар.
Ар – ар – ар – пожарные тушат пожар.
Проверка домашнего задания.
Учитель
3-4 ребенка читают выразительно,
1-2 ребенка рассказывают наизусть.
4. Изучение нового материала.
Введение в тему.
- Мы не зря вспомнили названия профессий. Сегодня вы познакомитесь с рассказом Василия Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом».
- Как вы думаете, о какой профессии пойдет речь? (Речь пойдет о профессии пекаря).
- Какие еще профессии имеют особый запах?
- Давайте вспомним стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» (Дети 1 ряда самостоятельно читают одну страницу, а дети второго ряда – другую).
Чтение рассказа учителем.
- Послушайте внимательно рассказ и запомните, о каких профессиях здесь говорится.
Проверка восприятия.
- О каких профессиях вы узнали из рассказа?
(Мы узнали о профессии пекаря и врача).
Словарная работа.
- В тексте вам встретятся трудные для чтения слова:
(На магнитную доску вывешиваются слова в послоговой разбивке. Сначала читаем хором, потом отдельно несколько детей).
5.Закрепление.
- Прочитайте пословицу про себя.
- Прочитай вслух…(имя ребенка).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Как нужно обращаться с хлебом?
- Какие еще важные профессии вы знаете?
(Итог: все профессии нужны, все профессии важны).
- Какую рабочую профессию хотели бы получить вы? Почему? Что для этого нужно?
6. Итог
У: - Пока вы еще ученики, вам нужно уважать труд людей любой профессии.
7.Домашнее задание
pokachalova.ucoz.ru
J_ні/ дата:_02\03\17___________ Білім беру саласы/Образовательная область: «Коммуникация»Б™лемдері/Раздел: Художественная литература.ТаKырыбы/Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом».МаKсаты/Цель: Воспитывать уважение к труду, чувство гордости за свою маму.: Закреплять умения детей определять жанр произведения, учить передавать смысл рассказа близко к тексту, продолжать знакомить детей с новыми пословицами и поговорками о маме, Закреплять знакомые слова на казахском языке, развивать мышление, память; воспитывать любовь и уважение к маме, уважение к людям разных профессий.С™здіктіS жaмысы/Словарнаяработа;профессия Jос тілдік компонент/Билингвальный компонент: дерігер - врач, наубайшы - пекарь, нан - хлеб.К™рнекіліктер/Оборудование: хрестоматия, цветные иллюстрации,мнемосхема,кукла-мальчик
Іс-‰рекет сатыралыЭтапы деятельности
Т‰рбиешініS басKару ‰рекетіДействия воспитателяБалалардыS іс-‰рекетіДействия детей
Мотивационно - побудительныйВ гости к детям приходит мальчик Витя приносит с собой книгу,говорит,что он хочет послушать интересный рассказ,но не умеет читать.Педагог обращается к детям с предложением прочитать для него рассказ « Моя мама пахнет хлебом» Здороваются
Соглашаются
Организационно - поисковыйСпрашиваету детей ,знают ли они,что такое рассказ?Чем он отличается от сказки?
Читает рассказ. Проводит беседу.Вопросы:-Понравился ли рассказ?-Чем понравился рассказ?-Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал рассказ?-Как вы думаете, любит ли автор свою маму?-А какие слова вы бы хотели сказать для своей мамы?Дает детям установку на повторное внимательное прослушивание текста . Предлагает детям по желанию пересказать текст,опираясь на мнемосхему1)кто это?2)как звали мальчиков?3)очем говорили мальчики?
Физминутка.Кунге карайык,Шашымыэды таранык.КерЫп, демалып,БоЙымызды жазайык.Помогает детям найти знакомые слова из текста стихотворения: дерігер - врач, наубайшы - пекарь, нан- хлеб. Педагог предлагает отгадать загадку.Кто носки внучатам свяжет,Сказку старую расскажет,С медом даст оладушки?- Это наша... (бабушка).Проводит работу с азбукой- тетрадью.Проводит индивидуальную работу.
отвечают?
Слушают рассказ Выражают свое мнение о произведении. Принимают активное участие в обсуждении содержания .Пытаются определить, какие чувства испытывает автор к своей маме. Включаются в выполнение задания: подбирают ласковые и теплые слова для мамы, выражают свои чувства к родному человеку.Сосредотачиваются для запоминания . Пытаются запомнить содержание и воспроизвести.
Принимают участие в физминутке, стараются понять текст на казахском языке.Закрепляют знакомые слова на казахском языке: дерігер - врач, наубайшы - пекарь, нан- хлеб.Выражают интерес . Определяют жанр -загадка.Сосредотачиваются для отгадывания загадки. Отгадывают загадку, называют: бабушка
Рефлексивно - корригирующийПедагог сообщает, что время истекает, благодарит детейза активную совместную работутакое интер
univerfiles.com
Ұйымдастырылған оқу әрекетінің технологиялык картасы.Flow chart of organized training activitiesТехнологическая карта организованной учебной деятельности Күні/дата/_____________тәрбиеші/воспитатель/_________________________Білім беру саласы /Образовательная область/Educational area: Коммуникация.Бөлімі /Раздел /Section: Художественная литература.Тақырып /Тема/Theme: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом».Мақсат/Цель/Purpose: Воспитывать уважение к труду, чувство гордости за свою маму.Міндеттері/Задачи/ Objectives: Білімдік/Образовательная/Educational: Закреплять умения детей определять жанр произведения, учить передавать смысл рассказа близко к тексту, продолжать знакомить детей с новыми пословицами и поговорками о маме.Дамытушылық/Развивающая/Developmental: закреплять знакомые слова на казахском языке, развивать мышление, память;Тәрбиелік/Воспитательная/Educational: воспитывать любовь и уважение к маме, уважение к людям разных профессий.Сөздік жұмысы/Словарьная работа/Dictionary work: Көп тілдік компонент /Полилингвальный компонент/Poly-lingual component: дәрігер - врач, наубайшы - пекарь, нан – хлеб; врач- ,хлеб- .Құрал-жабдықтар/Оборудование/ Equipment: хрестоматия, азбука-тетрадь, «Веселый Колокольчик», цветные иллюстрации, портрет В. Сухомлинского.Іс-әрекет кезендеріЭтапы деятельностиActivities stages Педагог іс-әрекетіДействия педагогаTeacher actionsБалалардың әрекетіДеятельность детейActions children ЕсепУчетAccounting+ -Мотивациялық -қозғаушыМотивационно – побудительныйMotivation - incentive «Веселый Колокольчик» зазывает детей к ОУД. Вопросы: «Интересно, какое же произведение сегодня нам советует прочитать наш маленький друг?»«Интересно, кто же автор произведения?»«Давайте попробуем отгадать, о чем же может быть рассказ?» и т. д. Демонстрируется портрет «Умного Муравья». Педагог побуждает детей вспомнить об особенностях произведений, которые дарит «Умный Муравей», объявляет автора и название рассказа:В. Сухомлинский, рассказ называется «Моя мама пахнет хлебом». Проявляют интерес предстоящей работе с книгой.С помощью портрета«Умного Муравья» определяют жанр нового литературного произведения.Запоминают фамилию автора и название рассказа.Настраиваются на восприятие рассказа. Іздену -ұйымдастырушыОрганизационно – поисковыйOrganizational - searchЧитает рассказ. После паузы проводит беседу по содержанию рассказа.Вопросы:- Понравился ли рассказ?-О ком говорили мальчики между собой?- Кем работали мамы детей?- Как вы думаете, какие чувства испытывали мальчики, рассказывая освоих мамах?- Кем работают ваши мамы?- Расскажите о профессиях своих мам.- А какие чувства испытываете вы, когда вспоминаете своих мам?Читает рассказ повторно с установкой на пересказ. После 2-х повторов можно попросить детей по желанию пересказать произведение.Физминутка.Звери шли на водопой.За мамой-лосихой топал лосенок (идут, громко топая).За мамой-лисицей крался лисенок (крадутся на носочках).За мамой-ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),За мамой-медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),За мамою-белкой скакали бельчата (скачут вприсядку),За мамой-зайчихой — косые зайчата (скачут на прямых ногах), Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках) - Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком — «лакают».)Проводит работу по закреплению знакомых слов на казахском языке:дәрігер— врач, наубайшы — пекарь,нан —хлеб.Проводит работу с азбукой-тетрадью.Педагог предлагает открыть книгу.Показывает портрет «Золотой Пчелки», определяется жанр. Просит детей вспомнить пословицы и поговорки о мамах.Проводит индивидуальную работу Слушают рассказ.Выражают свое мнение о произведении.Отвечают на вопросы.Запоминают содержание рассказа.Пытаются определить чувства героев к своим мамам.Закрепляют знания о профессиях своих мам.Включаются в поиск ответов на проблемные вопросы.Настраиваются на запоминание содержания текста.Пересказывают произведение близко к содержанию.Принимают участие в физминутке, перевоплощаясь в персонажей из стихотворения,имитируют их движения.Закрепляют знакомые слова на казахском языке:дәрігер - врач, наубайшы — пекарь, нан - хлеб.Работают с азбукой- тетрадью.Сосредотачиваются для вспоминания пословиц и поговорок о мамах. Рефлексивті -коррекциялаушы Рефлексивно – корригирующийReflexive correctingПедагог сообщает, что пора завершить работу, благодарит детей за старание.Напоминает детям, что необходимо поблагодарить друзей за интересныепроизведения. Благодарят персонажей, делятся своими впечатлениями. Күтілетін нәтижесі (Ожидаемые результаты)/ Expected results:Жаңғыртады/Воспроизводит\ Reproduce: фамилию автора рассказа, его название, особенности литературного жанра - рассказа, содержание произведения, а также знакомые слова на казахском языке из текста рассказа.Түсінеді/Понимает/ Understand: о значимости и роли разных профессий в социуме, о проявлении таких чувств, как уважение к профессии родителей, гордость за них.Қолданады/Применяет/Use: свои познания о профессиях родителей, способности запоминать текст для пересказа произведения, вспоминать содержание пословиц и поговорок.
lib-5.ru
Детская песенка "8 МАРТА".
Мультфильм "Фиксики - про 8 марта".
Развивающий мультфильм "Смарта и подарок на 8 марта".
Список рекомендуемой художественной литературы:
М. Родина «Мамины руки».
Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».
Е. Пермяк «Мамина работа»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».
Л. Квитко «Бабушкины руки».
С. Михалков «А что у вас?».
И. Лопухина «Помощница»
И. Токмакова «Весна»
Е. Благинина "Посидим в тишине"
Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно.Я с ней не знаю скуки,Мне всё приятно в ней. Но бабушкины руки Люблю всего сильней.Ах, сколько руки эти Чудесного творят! То трут, то шьют, то метят, То что-то мастерят.Так вкусно жарят гренки, Так густо сыплют мак,Так грубо трут ступеньки,Ласкают нежно так.Нет рук проворней, краше — То тут они, то там. Весь день снуют и пляшут По полкам, по столам.
doshkoljonok.ucoz.net
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»