Внеклассное мероприятие "Хлеб – всему голова". Конкурс хлеб всему голова


Конкурс "Хлеб - всему голова!"

Подробности Опубликовано: 09 Ноябрь 2017 Просмотров: 273

 

 

В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ прошел ГОРОДСКОЙ КОНКУРС "ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА!"

 

 Всего на конкурс поступило 204 работы по направлению "Детский рисунок и коллаж "Хлеб мой вкусный, хлеб душистый!" (из них 144 в номинации "Индивидуальная работа" и 60 - в номинации "Коллективная работа")

  По направлению "Методические разработки по теме "Хлеб - всему голова!" на конкурс поступило 191 работа  (из них 129 в номинации"Конспект, сценарий..." и 62 в номинации "Образовательный проект")

 

              Подведены итоги конкурса

по направлению "Детский рисунок и коллаж "Хлеб мой вкусный, хлеб душистый"!

     

     В выборе победителей участвовали два состава жюри представители от педагогов города и представители от партнеров конкурса - предприятия АО "Череповецхлеб".         

 Одним из основных критериев при отборе лучших работ стало соответствие изобразительным возможностям и умениям детей дошкольного возраста, особое внимание уделялось оригинальности раскрытия темы, используемым техникам и материалам.

 

 

В номинации "Индивидуальная работа"

решением жюри 1-е место присуждается 

 

         Суслоновой Кристине, (5 лет), МБДОУ "Детский сад № 13",

руководители Зайцева Ирина Юрьевна и Ульяновская Елена Борисовна

за работу "Кушай хлеб - будет знание и сила!" 

 

 

 

а также 1-е место присуждается

 

Аплоцан Алине, (6 лет), МБДОУ "Детский сад № 126",

руководитель Сереброва Анна Николаевна

за работу "Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный!"

 

 

 

2-е место присуждается

 

Скобелевой Марии, (6 лет), МБДОУ "Детский сад № 125",

руководитель  Серова Ольга Евгеньевна

за работу "Хлебное раздолье"

 

 

Также 2-е место присуждается 

 

Таувровой Карине, (5 лет), МБДОУ "Детский сад № 63",

руководители Филипкова Людмила Олеговна и Воронина Елена Андреевна

за работу "Хлеб всему голова!"

 

 

 

3-е место присуждается

 

Белоусовой Анастасии, (6 лет), МБДОУ "Детский сад № 19",

руководители Петрова Татьяна Александровна и Степанчук Елена Валентиновна

за работу "Каравай"

 

 

 

В номинации "Коллективная работа"

решением жюри 1-е место присуждается

 

Скуратовой Варваре (6 лет) и Кокшаровой Ксении, (6лет), МБДОУ "Детский сад № 98",

руководитель Заборихина Оксана Александровна за работу "От зернышка до хлебушка"

 

 

 

2-е место присуждается

Драницыной Виктории (5 лет),

Карташовой Ксении (5 лет), 

Муртазиной Валерии (5 лет),

МБДОУ "Детский сад № 10",

руководитель Анфалова Яна Владимировна

за работу "Булочная"

 

 

также 2-е место присуждается

 

Дунаеву Никите (3 года), Беловой Анастасии (4 года), Кавелиной Софии (3 года), МБДОУ "Детский сад № 24",

руководители Кузнецова Людмила Эдуардовна и Пузакова Алена Владимировна

за работу "Наш любимый хлеб"

 

 

 

3-е место присуждается

Эмирову Фарману (4 года),

Цветковой Софии (4 года),

Рыбачковской Ксении (4 года),

Головановой Екатерине (4 года).

Цветковой Юлии (4 года),

Володиной Веронике (4 года),

МБДОУ "Детский сад № 19",

руководитель Чугунникова Елена Викторовна

за работу

"С пыла, с жара, с дыма, с пода

Вылез крендель на свободу -

Подрымяненный, пшеничный...

Будет завтрак нам отличный!"

 

 

 

 также 3-е место присуждается 

Виноградовой Тиане, Опарину Максиму,

Кадулиной Саше, Пурус Кате,

Матвееву Илье, Масловой Варваре,

МБДОУ "Детский сад № 92",

руководители Углова Елена Петровна и 

Прокопьева Надежда Сергеевна

за работу "У самовара"

 

 

 

 

 

 

В конкурсе по направлению "Методические разработки" победители не были выбраны. Жюри конкурса вынесло решение о присуждении участникам выполнившим наиболее интересные работы "Сертификата успешного участника". Список  таких участников опубликован во вложении (документ pdf)

d11114.edu35.ru

Конкурс "Хлеб- всему голова"

А вы когда-нибудь готовили домашний каравай? Если нет, то обязательно попробуйте! Есть в процессе приготовления этого хлебушка что-то праздничное, торжественное и триумфальное. Кстати, в этом нет ничего удивительного, ведь каравай - это главный свадебный хлеб у славян. Именно его принято первым отведывать молодым на свадьбе, а затем делить этот искусно украшенный хлеб среди всех участников торжества.

Но вот, что еще интересно: по русскому обычаю именно караваем принято встречать дорогих гостей (это называется «Хлеб-соль»).

Вот такой каравай я и предлагаю вам испечь. Этот рецепт –наше семейное богатство. Достаточно прост в приготовлении. Он передаётся из поколения в поколение, от мамы к дочке и от бабушки –к внучке. Мякиш в каравае получается очень воздушным, пушистым, а сам хлеб - необыкновенно вкусным.

Попробуйте и вы приготовить свой первый каравай!

Ингредиенты:

Мука пшеничная Молоко Масло сливочное

(750 граммов) ( 300 миллилитров) (200 граммов)

Яйца куриные Поваренная соль Сахар

(4 штуки) (1 чайная ложка) (5 столовых ложек)

Дрожжи сухие Хорошее настроение, любовь и добро

(10 граммов)

1) Итак, подготовим продукты для этого великолепного домашнего каравая : пшеничную муку, сахар, молоко, сливочное масло, куриные яйца, соль и сухие дрожжи и ,конечно, хорошее настроение

2) Первым делом возьмем 150 миллилитров молока, пару столовых ложек сахарного песка, дрожжи и 4 столовые ложки пшеничной муки. В теплое (не более 38 градусов) молоко добавляем дрожжи и сахар, перемешиваем и подсыпаем просеянную муку. Должна получиться масса, по консистенции как сметана — это называется опара. Ее мы оставим в тепле на 40-45 минут.

3) А пока займемся остальными ингредиентами: одну столовую ложечку молока оставим для смазывания домашнего каравая, а оставшееся соединяем со сливочным маслом, солью и сахарным песком (3 столовые ложки). Все подогреем на водяной бане или в микроволновой печи, чтобы масло растаяло.

4) Получилась молочно-масляная жидкая смесь. Остудим ее до приятного теплого состояния, то есть градусов до 37.

5) За это время поднялась опара — она хорошо выросла и запенилась. Это проснулись и заработали дрожжи - пора приступать к замесу дрожжевого теста.

6) Перекладываем готовую опару в подходящую по размерам миску. Немного взбиваем куриные яйца, при этом оставим 1 желток для смазывания заготовки. Добавим в опару едва взбитые яйца.

7) Затем подсыпаем часть просеянной пшеничной муки — примерно два стакана. Перемешиваем все. Теперь добавляем в тесто молочно-масляную смесь. Перемешиваем и всыпаем остальную пшеничную муку.

8) После перемешивания у вас получится очень липкое, жидковатое и неоднородное тесто, которое и тестом назвать сложно. Переходим к очень важному этапу - вымешиванию теста для каравая.

9) Замес этого теста нужно продолжать не менее 20 минут. Причем делать это руками! Тяжело, да? Но оно того стоит - мы ведь не каждый день печем КАРАВАЙ! Постепенно тесто будет становиться все более однородным, приобретая гладкость и упругость. Сначала начнет отходить от стенок миски, а затем и вовсе превратится в нежнейший, но в то же время упругий колобок. Теперь прикрываем миску полотенцем из натуральной ткани (так тесто сможет дышать и при этом не заветрится). Оставляем тесто отдыхать на 1.5 часа. Спустя 40 минут (от общего времени) нежно обминаем тесто и снова в теплое место.

infourok.ru

Внеклассное мероприятие "Хлеб – всему голова"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Цель: формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений.

Задачи:

  • Формировать бережное отношение к хлебу.
  • Развивать способность чувствовать, сопереживать. 
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

Оформление: выставка репродукций картин русских художников, на столе тарелка с хлебом, ваза с колосками пшеницы на доске связки баранок, рисунки с изображением хлеба.

Оборудование: Магнитофон,  мультимедийное сопровождение, иллюстрации, репродукции картин, хлебобулочные изделия, изготовленные детьми вместе с родителями, солёное тесто и образцы из теста, гербарий злаковых культур.

Праздник начинается со сценки.

Звенит звонок.

1-й ребенок: Перемена! Скорей в столовую!

3-4 человека сидят за столом едят булочки, запивают компотом.Один балуется булочкой, крошит её, кидается.

2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!4-й ребенок (тот кто баловался): Мне забавно одному.1-й ребенок (показывая на хлеб): Это голова всему!!!

Дети разбегаются. 

Чтец:

Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол, Туда-сюда гоняли булку. И забивали ею гол. Шёл мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул, И, на ребят почти не глядя К той булке руку протянул. Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с неё сдувал И вдруг спокойно и открыто При всех её поцеловал. – Вы кто такой? – спросили дети Забыв на время про футбол. – Я – пекарь! – человек ответил. И с булкой медленно ушёл. И это слово пахло хлебом, И той особой теплотой, Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.

Входит Пекарь в белом колпаке. В руках корзина с хлебными изделиями.

Не кочегары мы, не плотники, Но сожалений горьких нет как нет, Хлебозавода мы работники, Вам из пекарни шлем привет!!!

Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к Вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети с хлебом балуются, но вы то  не такие?

Дети: Нет!

Пекарь: На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. Ежедневно в стране выпекается 82 000 тонны хлеба. В мире известно 750 видов хлебобулочных изделий.

Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. Вдумайтесь в слова писателя М. Алексеева:

«Поклонитесь же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом, перед тем, как выйти из хлебного магазина с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб».

Как вы думаете, что делает пекарь в пекарне?

Дети: Выпекает хлеб!

Пекарь: Молодцы ребята!!! Ох, много у нас в пекарне работы. Сначала машины привозят муку. Потом добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста чего только не выпекают- его режут на кусочки, квадратики, плитут в косички- настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с маленького зернышка (Приложение. Слайды 1-8), посаженного в землю.

Чтец:

У крестьян торжественные лица,  Поле все зарей освещено. В землю за колхозною станицей Хлебное положено зерно. Спит оно  в кубанской  колыбели. Как отец склонился над зерном В куртке, перешитой из шинели, Бледный от волненья агроном. Пусть же нива буйно колосится. Будут этой осенью полны Нашей рожью, нашею пшеницей Все зернохранилища страны.

Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли жара…Вот какой огромный труд вкладывают люди, чтобы хлеб оказался на столе!  А Вы любите хлеб?

Дети: Да!

Чтецы:

1-й:

Вот она какая хлеба корка, С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.. И поджариста и ароматна, Нету ничего приятней Ничего вкуснее нету!!!

2-й: 

В магазине вкусно пахнет хлебом, Хлеба пекарь нам печет к обеду Каждый понедельник, вторник, среду И во все другие дни..

3-й:

К супу, к гуляшу и к манной каше За столом даётся корка наша, К чаю булки, бублики, ватрушки И ещё ,конечно, сушки!

Пекарь: Да прямо гимн хлебу получился!!! Я Доволен. Только вот о пирожках забыли. Но я вам сейчас напомню. А то сушки, ватрушки…

Игра «Мама пироги печет» сопровождается действиями.

Вот так бабушка придет, Мама так пирог печет, Так цыплят сестра зовет, Я на липу влез с утра. Колет дед вот так дрова, Я несу их вглубь двора. Так отец рубанком струг, Все умею я, мой друг!

Пекарь: Какие вы молодцы, все успеваете. А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надо относится с особенным почтением. А вы можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с хлебом?

Дети рассказывают пословицы и приметы:

1. Хлеб – всей жизни голова 2. Худ обед, коли хлеба нет. 3. Хлеб в закромах – счастье в домах. 4. Не красна изба углами, красна пирогами. 5. Сердить, бранись за хлебом – солью сходись.

Пекарь: Раз уж речь зашла о караваях, я вам предлагаю самим попробовать его изготовить из соленого теста , которое лежит у вас на столах. (10 минут)

Пекарь: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам в пекарню брать – такие у вас у всех караваи чудные! А пока караваи пекутся- сохнут, предлагаю отдохнуть Я читаю стихотворение, а вы досказываете последнее слово в каждой строчке.

Жок-жок-жок – это… (пирожок) Шки-шки-шки- мама жарит… (пирожки) Жок-жок-жок- кушай Женя (пирожок) Ач-ач-ач –  вот… (калач) Чи-чи-чи – пекутся в печке … (пирожки) Чи-чи-чи – мы любим … (калачи) Чи-чи-чи – на праздник будут … (калачи)

Пекарь: А теперь отгадайте загадки на хлебную тему:

Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)

У  лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка От рождения седая мать по имени … (мука)

Корабль-великан по земле идет. Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. (Зерно)

Все загадки отгадали!!! Да, хлеб – это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек хлеба. И эти крохи помогали им выжить в суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные  кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать  нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на  хлебозаводах,  в пекарнях работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.   ХЛЕБ НУЖНО БЕРЕЧЬ!

Дети читают:

Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите! Хлеб наш уважайте! С хлебом не играйте! Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб друзья!

Пекарь: Ну, ребятки, мне пора в пекарню. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вон он – хлебушко душистый, С хрустом, корочкой витой. Вот он теплый, золотистый Словно солнцем залитой. В нем здоровье, наша сила, В нем – чудесное тепло, В нем – земли родимой соки, Солнца свет весенний в нем. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле. (С. Погореловский)

Выходит учитель и предлагает всем пройти в столовую, чтобы отведать нашего замечательного хлеба.

Литература:

1. Алена Трусий Веселые праздники в школе. – Новосибирск, 2008. 2. Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей/ Сост. Е.А. Андреева. – М., 2005.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конкурс рисунков «Хлеб всему голова»

Хлебная ярмарка

Цели: расширять жизненные представления о выращивании хлеба; воспитывать уважение к хлебу, людям труда; воспитывать на народных традициях родной земли.

До ярмарки в классе проходят конкурс стихов о хлебе, викторина о хлебе (см. приложение), конкурс рисунков «Хлеб – всему голова», подбор пословиц о хлебе.

За активное участие в конкурсах учащиеся получают «колоски» - ярмарочные денежные знаки. На них на ярмарке делают покупки.

Звучит народная музыка.

Вбегают зазывалы.

Здравствуйте , добрые молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Рады видеть вас всех на ярмарке!

Ярмарка! Ярмарка! Веселись , народ!

Ну-ка, красавица, выходи вперёд!

Ведущая. Ждёт вас ярмарка,

Всем на удивление –

Балагуры , зазывалы,

Каравай, хлеб, пироги и другие товары.

А где хлеб да тепло, там и жить добро.

На гулянье у нас

Русский перепляс

Да хохота час.

Народные песни

Да потешки о хлебе.

Исполняется русская народная песня «На торгу»

На торгу, торгу кругом

Входит Дуня с киселем.

Эй, купите киселя,

Кушать будете хваля!

Киселя, киселя,

Кому надо киселя?

На торгу, торгу кругом

Ходит Дуня с пирогом.

Эй, цена недорога,

Вы купите пирога!

Пирога, пирога,

Кому надо пирога

Целый месяц на пирог

Тесто квасила я впрок

Да валяла на полу

И под лавочкой в углу.

Песня «Каравай»

Как на мамин день рождения

Испекли мы каравай

Вот такой высоты.

Вот такой низины.

Вот такой ужины.

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого любишь, выбирай. Входят дети, в руках у них игрушки.

Ученики исполняют потешки.

1) (С мишкой)

Тпрушки, тпрушки,

Пекла баба преснушки.

Всем по преснушке,

Мишутке – две!

2) (С куклой)

Пушки, татушки,

Пекла баба ватрушки

На липовой кадушке

Для Катеньки – Катюшки.

3) (Со скалкой)

Коноплева- то жена

Пирогов испекла.

Я хвать за пирог-

Меня скалкой в лоб.

4) (С петухом)

Кукареку, петушок,

Золотой гребешок.

Вскочил бабе на шесток,

Уклюнул блинка,

Поглянул дружка

Харитонушка.

В с е (вместе)

Как на масленой неделе

Из печи блины летели.

Ой, блины, блины, блины

Ой, блиночки мои!

Ведущая.

Эй, друзья!

Смотрите скорее сюда!

То, что мы вам покажем,

Не увидите нигде и никогда.

Это только один раз

И только у нас.

Кто любит веселье и смех,

Мы зовем к себе всех!

Просто так и для утехи

Предлагаются потехи.

Потеха первая - простая, но нервная. Зрители определяют количество баранок в связке. Бублики подовые,

Баранки пудовые.

Бублики получает тот,

Кто правильное число их назовет.

Потеха вторая – не совсем простая. Пластмассовым игрушечным топориком разрубают калачи.

Выходите силачи!

Разрубите калачи!

Потеха третья – «Валяй, каравай».

Играющему завязывают глаза и крутят его, приговаривая: «Каравай получит тот, кто правильное направление возьмет». Катай, катай, каравай!

Куда твоей головой?

К лесу – малесу!

В огород залезу,

Гряды ископаю,

Тычник изломаю.

Куда лицом стоишь?

Ведущая. А теперь всем на удивление – цирковое представление! (Выносят поднос с ватрушками)

У меня ватрушки тем,

Кто поет частушки.

Если лучше всех споет,

Все ватрушки заберет.

Кушайте, питайтесь!

В тоску не ударяйтесь!

Ученики поют частушки, пляшут в кругу.

Все мы в Таябе живем,

Вкусны пряники жуем!

Мы частушек много знаем.

Их сейчас для вас споем!

Прянички печатные –

До того приятные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Хлебом солью

Всех встречаем.

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том о сем.

Ведущая. А какая ярмарка без уличного театра – балагана?

Сегодня театр только у нас,

Да еще в последний раз.

Завтра придешь –

Никого не найдешь.

Посмотри, народ честной!

Не пожалеете,

Коли время имеете!

Сказка «Колобок»

А какая хлебная ярмарка без пословиц о хлебе? Назовите их.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хлеб да соль – и во сне добро.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

Живая душа калачика хочет.

Нужда научит, калачи есть.

Где хлебно да тепло, там и жить добро.

Хлеб – батюшка, хлеб – кормилец, хлеб – всему голова.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Плох обед, коли хлеба нет.

Нет хлеба ни куска – заберет и в тереме тоска.

У кого хлебушко – у того и счастье.

Хлеб от земли, сила от хлеба.

Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

Днем раньше посеешь – на неделю раньше уберешь.

Сей в добрую пору – соберешь хлеба в гору.

Есть хлеб – будет и песня.

Входят коробейники с лотками разной выпечки. Роли коробейников исполняют родители. (С калачами)

Ярмарка! Хлебная ярмарка!

Продаются калачи, калачи горячи!

Хоть в окошко мечи!

(С пряниками)

Медовые пряники. Сладкие ароматные,

На вкус очень приятные.

Пряники медовые! Купите, купите!

Зубы есть – сам грызи,

А нету – у соседа попроси.

(С блинами)

Блины, блины!

Три дня как испечены.

Где блины там и мы!

Вот блины – блиночки!

Кушайте, милые дочки.

Вкусные блиночки!

Кушайте сыночки.

Ведущая.

Что за товар –

И тот хорош,

И другой хорош!

Выбирай, который хошь.

Колоски доставай да покупку выбирай.

Ученики и родители делают покупки, рассчитываясь «колосками».

Ведущая .

Эй, друзья,

Хватит молча жевать,

Пора и загадки мои отгадать.

Калачи получит тот, кто отгадки назовёт.

Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? (Блин)

На железном мосту

Коковяшки растут? (Оладьи)

Меня бьют, колотят, режут,

А я все терплю,

Людям добром плачу.(Хлеб)

Бежали овцы по калиновому мосту,

Увидали зорю – покидались в воду. (Пельмени)

Возьму пышно, сделаю жидко,

Брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)

По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощаем мы хлебом – солью. А главный хлеб на Руси – это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай – круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый год, да и Вселенная представилась в виде круга. И вся жизнь, как считали, развивается по кругу. Поэтому и хлеб – символ жизни – был круглым. Ну а женщины, которые преподносили хлеб, назывались каравайщицами. Относились к ним с почтением.

Входит каравайщица.

Что я положила, чтобы получился хороший каравай?

Я положила то, что в воде родится, а воды боится. (Соль)

Не солено, не варено, а едят. (Молоко)

В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо)

Бел как снег, а в чести у всех. (Сахар)

Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

За потешки, пляски, байки

Благодарствуем мы всех!

Приложение

Викторина о хлебе

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос)

Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп)

Одно бросил – целую горсть нашёл. (Зёрна)

Сто братьев в одну избушку пришли ночевать. (Колос)

Из растений чей портрет выбит на монете?

Чьих нужнее нет плодов на земной планете? (Пшеницы)

Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно.

Пройду огонь и воду, а конец мой – нож и зубы. (Хлеб)

Растерто, раздавлено, у печки поставлено.

По стеночке движется, липнет и лижется,

Не ком и не жижица. (Тесто)

В землю крошки, а из земли – лепешки. (Зерновые культуры)

Железный конь – в животе огонь,

Сена не просит, пашет, сеет, косит. (Трактор)

Из зерен какого растения получают манную крупу? (Пшеница)

Загадаю загадку: выброшу на грядку,

В год пущу, в другой выпущу. Что это? (Озимые хлеба)

Не море, а волнуется. (Колосья в поле)

Меня режут, меня бьют, а я не злюсь – добрей становлюсь. (Тесто)

mognovse.ru

"Хлеб всему голова". Краеведческая исследовательская программа для детей младшего и среднего школьного возраста

Разделы: Внеклассная работа

В: Дорогие девочки и мальчики, а также взрослые! Вы любите разгадывать всякие тайны и загадки? Кто же этого не любит!

В июле этого года редакция детского журнала “Кече” объявила игру- конкурс “Кладоискатели” под девизом “Хлеб – всему голова”. Она проходит в 2 тура.

1 тур - сентябрь- октябрь – проводится в школах. Участниками сегодняшней игры являются победители команды-призеры школьных игр.

Сегодня мы все - участники финального тура.

В: Участники конкурса: поисковый отряд 4 “а” класса, поисковый отряд 4 “б” класса, поисковый отряд 3 “а” класса, поисковый отряд 3 “б” класса.

В: В ходе нашей игры необходимо раскрыть тайны его Величества Хлеба и тайны родного края. Одним словом - превратиться в кладоискателей. Насколько богатыми и интересными будут ваши находки, оценят эксперты. (Представление экспертов).

В: В хлебе отражается история народа, его надежды и чаяния. Множество обрядов связано с хлебом. Когда-то последний сноп с поля жнецы с песнями приносили в село. Несла его самая красивая девушка. Отец - сыну, сын - сыну передавал священные слова: “Хлеб – всему голова!” (Песня “Хлеб – всему голова”).

В: Итак, игра начинается! Объявляется I тур - Хлеб – кормилец.

В: Из дерева, бересты, лозы изготовлялись предметы домашней утвари, связанные с хлебом. Из вершинки сосны делалась мутовка. Деревянными были лопаточки, совки. Бондарным способом изготовлялись бочонки, жбаны, квашни, ведра. Из дерева делались сусеки для хранения зерна, муки. Из соснового или елового корня плелись “чаруши” для придания формы караваям при их выпечке. Кладоискатели, а что вы нашли?

В: Команды должны представить предмет старины, связанный с хлебом или дать рецепт хлеба трудных лет в истории станы. Слово поисковому отряду 4 “а” класса.

-Чтобы убрать богатый урожай хлеба, помогают различные машины. А в давние времена его приходилось убирать вручную. А чем, угадайте: “маленький, горбатенький, все поле обрыщет, домой прибежит, целый год пролежит”. (Серп).

- Серп (по словарю В. Даля) – зубренный, кривой нож для срезки или сжатия хлеба с корня. Серпы хранили в сенях, затыкали под потолок.

- Про серп говорят: “тупой серп руку режет пуще острого”.

- Первый серп был изобрен более 10 тысяч лет назад.

- Ручку серпа называют серповин.

- Огромное поле сжинали серпом, и в основном женщины. Серп, который мы представляем, найден в деревне Видякино Мотовиловым Анатолием Сергеевичем. А ему достался от бабушки, которая сама жала серпом хлеб.

-Стихотворение Н.Некрасова “Жатва”.

В: Слово поисковому отряду 4 “б” класса.

- Мы нашли предметы старины, связанные с хлебом. Это ночва, ночовка- стар. (от носить?) неглубокое, тонко отделанное корытце, лоток. На ночвах сеют муку, катают хлебы; в ночвы складывают из печи печенье, выносят его на продажу, и на ночвах же полют зерно, крупу, потряхивая и сдувая легкий сор, полову. Ее нам принесла наша воспитательница Никитина Валентина Алексеевна. А она получила ночву от своей матери, она - от своей. Сколько лет этому предмету?

Трубицына Оля, наша одноклассница, нашла мутовку- предмет для сбалтывания теста. Мутовка состоит их крестовины и длинной ручки. От бабушки узнала, что мутовка изготовляется из соснового сучка. Веточки сламывают, очищают от коры, полируют стеклом.

Без мутовки и ночвы немыслимо изготовление вкусного каравая.

- От Калининой Августы Федоровны, бабушки Гриши и Феди, мы узнали, что в годы Великой Отечественной войны ели хлеб из дуранды. Что такое дуранда, спросите вы? В давние времена в приготовлении пищи люди использовали льняное масло. Выжимали масло из льняных семян. Отходы, оставшиеся от семян, называли дуранда. Ели их вместо пряников.

Хлеб с дурандой выпекался так: в двухведерную квашню клали:

  • 1 ведро тертой картошки (иногда гнилой, собранной весной в поле),
  • полведра высушенной, просеянной через решето гнилой трупелой березы,
  • 1 ведро разбитой, просеянной через решето дуранды,
  • пригоршни муки,
  • щепотку соли (а иногда и без нее).

Все это перемешивали. Ставили на ночь квасить (а иногда и нет). Утром разделывали на большие лепешки или караваи, затем садили в печь.

Хлеб с дурандой спас от голода многих жителей Оршанки и всего округа.

В: Слово поисковому отряду 3 “а” класса.

- Наша группа нашла самый нужный предмет. Без него не испечешь хлеба, без него хлеб не подойдет, без нее хлеб не созреет.

- А предмет этот невзрачный на вид называется квашня. Он представляет собой кадку, сделанную из дерева. Именно в ней замешивали тесто. Накрывали кадку вышитым полотенцем – квашенником, чтобы хлеб “созревал”, “поспевал”. Закваска, оставшаяся в квашне называли квасовье. А закваска называлась кваша. Особое отношение к квашне выражена в пословице: “В чем церковь хожу, в том и квашню мешу”.

- Кадку принесла Козырева Маргарита Ивановна, сотрудница Оршанского пенсионного фонда. Она ее получила от своей матери из деревни Яндылетково Оршанского района. А она, в свою очередь, от своей свекрови. Так, что кадке около 70 лет.

- Новоселов Виталий Сергеевич, старожил п.Оршанка, которому сейчас 74 года, рассказал, что раньше говорили “Вятка - хлебу матка”. Здесь выпекали разного сорта караваи. Простой ржаной хлеб назывался квасник. На святки маленьких детей одаривали небольшим хлебом из яровой муки – ярушниками. При наливании жидкого теста на ржаные лепешки получались “мусники”. (А может “мучники”?)

В трудные годы, когда запасов пищи было маловато, из хлеба делали “крошенину”, размачивая накрошенный хлеб в похлебке.

Когда в доме не было хлеба, а хозяин спешил, из теста делали маленькие хлебцы и выпекали перед огнем – “опёкиши”. Поставленные в печь назывались “колобушки”.

С изготовлением хлеба были связаны и некоторые правила. Так девушек приучали месить тесто движениями рук от краев к центру, чтобы получалось однородное тесто. А это предвещало, что у будущего мужа характер будет мягким.

На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. Вынимая хлебы из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушки каравая: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха: быть двум семьям отныне “хлебами из одной печи”.

Хлеб – всему голова!

Слово команде 3 “б” класса.

- У меня в руках предмет, имеющий отношение к истории хлеба. Это хлебная лопата. Мы обнаружили ее в доме моей соседки Агафоновой Риммы Витальевны. Она проживает в Оршанке в собственном доме. Моей соседке 44 года, а лопата досталась ей от мамы. Смастерил лопату дедушка Риммы Витальевны.

Лопата служила людям примерно 17 лет, и мы можем назвать ее предметом старины. При помощи этой лопатки хозяйка садила в печь каравай для выпечки. Лопаткой просовывали хлеб в дальнюю часть печки. Лопатка имеет удобную длинную рукоятку и деревянную лопасть для хлеба. Лопасть бывает круглой и прямоугольной. Лопата имела прямое отношение к получению душистого каравая.

В словаре Владимира Даля сказано: “В лесу живем, в кулак жнем, пенью кланяемся, лопате молимся. Из одного дерева икона и лопата”. В наших местах хлебную лопату звали “пехло” или “пёкло”.

В: Молодцы, участники первого тура. Команды отдыхают. Первая раскопка дала свои интересные результаты. Насколько она богата – оценят эксперты.

В: Ребята, где хранятся находки кладоискателей? Конечно, в музеях. Единственный в нашей республике Музей крестьянского труда и быта находится в п.Оршанка. Более 2000 экспонатов хранятся в фондах музея. По воле истории музей разместился в старинном доме писаря и землемера П.И.Бородина. (Слайдовое сопровождение).

- А в этом доме, он назывался домом Пуртова, на 1-м этаже находилась пекарня. На всю округу славился белый хлеб – баранки, сушки. Вятские, яранские купцы покупали их вместо гостинцев. Хозяин дома вывозил хлеб на продажу в г.Царевококшайск. Дом, пропитанный хлебной энергией, сохранился до сих пор.

В: Слово экспертам.

В: Древние греки выпекали хлеб в специальных горшках, которые назывались “клибанос”. Очевидно, отсюда и произошло слово “хлеб”, которое затем перешло в язык славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово “хлайб”, которое похоже на наше слово “хлеб”, украинское “хлиб” и на эстонское “лейб”.

В: Итак, II тур – Рождение хлеба. В этом туре необходимо познакомить с фотографией или документом, свидетельствующим о величии Хлеба.

В: Слово поисковому отряду 4 “а” класса.

- Этот документ- письмо раскулаченных в 30-х годах 4-х детей и сосланных в Сибирь на жительство. Авторам письма по 82, 74, 71, 68 лет. На всю жизнь запомнили ужасные голодные дни во вновь возведенных домах – общежитиях. Вот строчки из этого письма. “Здесь начался голод, холод и зоркий глаз коменданта. … Зимой нас еще немного кормили, давали паек (это пока была дорога). Весной мы были отрезаны от дороги болотом. Начался голод. Люди умирали, особенно дети. Но люди не падали духом. …Все лето работали в поле. Детям давали взрослую норму, за невыполнение лишали пайка. Родителям тогда было по 40, а детям по 20, 11, 8 и 5”. Письмо хранится в архиве МУ “Оршанский муниципальный район”.

В: Слово поисковому отряду 4 “б” класса.

- Мы представляем фотодокумент. Фотография сделана на контрольно – семенной лаборатории села Винницы Подпорожского района Ленинградской области в 1953 году. Лаборанты выезжали в колхозы для заборки образцов семян Отобранные семена проверяли на влажность и всхожесть. Если всхожесть хорошая. Более 70%, зерно закладывали на семена, плохая, менее 70%, отдавали в хозяйстве на трудодни колхозникам, использовали на корм скоту. Проверяли образцы семян дважды в год: первый раз – после жатвы, второй раз – весной перед посевом. Поверяли и правильность хранения семенного зерна. В каждом сусеке должен быть определенной высоты слой зерна и влажность. Если хранение зерна не соответствовало требуемым нормам, такое зерно в посеве не применяли. Эта фотография является документом, свидетельствующим о трудном рождении хлеба.

В: Слово поисковому отряду 3 “а” класса.

- Эта фотография сделана в конце 20-х годов 20 века. Неизвестный фотограф запечатлел момент сходки жителей Оршанки на Базарной площади. В настоящее время на площади растут липы – это Шкетановский сад. Фотография хранится в фондах Музея крестьянского труда и быта.

В то далекое время ежегодно весной проверяли готовность к весенне-полевым работам. На плакате написаны “Искра”, “К севу готовы”. Колхоз “Искра” был организован в октябре 1928 года. В воспоминаниях старожила М. Краева написано: “Колхоз имел 8 лошадей, 6 веялок, 8 косуль, 7 черкуш, 8 борон, 8 телег, 8 саней, конную молотилку, 5 токов и овин”. Это названия орудий труда.

  • Все слова связаны с хлебом. Но их нет в современном языке. Из словаря Владимира Даля мы узнали:
  • черкуша - это соха.
  • соха -жердь, цельная лесина (от сохнуть, сухое дерево?), откуда рассоха, раздвоенная на конце, с развилиной; Вероятно такая соха, обороченная вершиной вперед и отрубленная крюком, служила первым ралом, для вспашки земли.
  • веялка – обычно колесо с лопастями, в барабане или кожухе, отвевающее мякину, между тем как зерно очищается, проходя несколько сит.
  • косуля - плуг, который не только роет землю бороздой, а подымает отрезанный пласт и переворачивает его.
  • ток - расчищенное место для молотьбы.
  • овин - строенье, для сушки хлеба в снопах.

В: Слово поисковому отряду 3 “б” класса.

- В нашем семейном архиве есть много фотографий, которые рассказывают о жизни моего дедушки – хлебороба, но самая дорогая вот эта. Эта фотография была напечатана в газете “Марийская правда” в 1978 году. Сделана фотография в Звездном городке, где каждый год встречались герои космоса и герои полевой страды. На фотографии 3 человека. Один из них мой дедушка. Он держит в руках награду космонавтов – звездный вымпел имени Юрия Алексеевича Гагарина.

Звездный вымпел – это особая награда. Жатва для земледельца, уборка урожая – это высшая точка хлеборобской орбиты. И для тех, кто достиг ее, отряд советских космонавтов учредил переходящий звездный вымпел имени Ю.А.Гагарина. В 1978 году по Марийской АССР награды были удостоены 3 коллектива. Среди них – совхоз “Смена”.

Космонавты сердечно поздравляют дедушку с высоким урожаем и крепко жмут ему руку. Я вижу на фотографии как рад дедушка. Он доволен, что труд его совхоза признали на таком высоком уровне. На лице дедушки светится гордость. На фотографии дедушка молодой – ему 30 лет. Много лет дедушка бережно хранит фотографию – это свидетельство признания труда хлеборобов.

В: Молодцы, кладоискатели! Эксперты продолжают работать.

В: Тысячу лет назад на Руси выпекали кислый хлеб. Было это большим искусством, и рецепты закваски для теста хранились мастерами в глубокой тайне: их передавали из поколения в поколение. Оршанский хлеб славится на всю республику. Знают вкус Оршанского хлеба и за пределами республики. Выпекается этот хлеб на Оршанском хлебозаводе. Интересны названия: “Акпарс”, “Колос”, “Лесной”, “Славянский”, “Здоровье” и др.

В: Хлеб – символ человеческого мужества. Слово “хлебороб” звучит торжественно. “Хлебороб” - говорим мы и видим хлебные поля и человека, в поте лица добывающего хлеб. Слово это зафиксировано в словарях XVIII века, по происхождению украинское. (Слово экспертам).

В: Объявляется III тур – Хлеборобы родного края. Слово поисковому отряду 4 “а” класса.

- Сегодня мы представляем Поздееву Лидию Ионовну, прабабушку Черезовой Юлии.

Лидия Ионовна родилась 5 апреля 1928 года в семье крестьян Зайцевых Иона Спиридоновича и Анны Константиновны, поэтому труд хлебороба ей был знаком не понаслышке. Когда началась Великая Отечественная война. Лидии Ионовне было 13 лет. Самым ярким впечатлением осталось как мальчики и девочки, ее ровесники, собирали в поле колоски, чтобы ни одно зернышко не пропало, чтобы больше дать хлеба фронту.

А после войны Лидия Ионовна окончила педучилище, работала учителем, библиотекарем в селе Пектубаево Новоторъяльского района. Но односельчане избрали ее секретарем сельского совета. Под ее руководством сельский совет стал передовым и в 1970 году Лидию Ионовну пригласили на Всесоюзный слет секретарей сельских советов в Кремль, о чем говорит фотография, которой Лидия Ионовна очень дорожит. Пришлось Лидии Ионовне работать и заведующей Оршанским музеем крестьянского труда и быта. Но где бы она ни работала, выполняла работу ответственно. За это отмечена государственными наградами. Даже сейчас в свои 79 лет Лидия Ионовна частый гость нашего класса и школы. Трудным был хлеб в годы войны, труден он и сейчас. (Песня “Корочка хлеба”)

В: Слово поисковому отряду 4 “б” класса.

- Моя бабушка, Калинина Августа Федоровна, во время Великой Отечественной войны работала 2 года на колесном тракторе ХТЗ и 5 лет на комбайне. Вот как она вспоминает об этом: “Нам, малолеткам, без мужиков досталось работы досыта – и пахали, и боронили, и косили, и мешки тяжелые таскали, и лен теребили.

В 1942 году с сестрой Лидой работала на тракторе- колеснике ХТЗ в тракторной бригаде Москвина. Лето проработала, а там нас 7 девчонок и 2 мальчишек отправили в Арды, в школу механизации. Лошаденка везла наши пожитки, картошку (хлеба не было). А сами мы тащились пешком по снегу в лаптях. И так трое суток.

В школе было голодно. Давали по 300граммов хлеба с примесью дуранды и суп из соленой водички с помидорами. Изучали мы комбайн “Коммунар”, тракторы, сельхозмашины.

В июле закончили учебу, сдали экзамен (я на “отлично”) и отправились пешком домой.Мне дали комбайн “Коммунар” №9. Слесарей не было, все приходилось делать самим. Штурвальной была Августа Шарова, с которой вместе учились, а весовщицей – сестра Фая. Нам с Августой было по 16 лет.

Два года Минсельхоз республики премировал меня за перевыполнение планов на уборке по 10 пудов хлеба каждый раз. В тот майский день сорок пятого мы вели весновспашку. Приходит бригадир тракторной бригады и говорит, что война кончилась. Нам бы смеяться от радости, а мы почему-то в плач”.

Сейчас бабушка на заслуженном отдыхе. Воспитывает в нас бережное отношение к хлебу.

В: Слово поисковому отряду 3 “а” класса.

- Софронова Вера Алексеевна. Родилась 27 сентября 1925 года в деревне Кашашка Пижанского района Кировской области. Когда началась Отечественная война, Вере Алексеевне было 17 лет, и она оканчивала школу. В январе 1942 года она начала учиться на курсах трактористов в Сердежской машино - тракторной станции Яранского района Кировской области. Курсы закончила в мае 1942 года.

Из воспоминания Веры Алексеевны: “Отправили нас обратно в свою деревню, дали трактор – паши. Трактор тяжелый, колеса железные, без резины. На сидении сидеть трудно – трясет. Опыта мало. Трактор часто глохнет, детали ломаются, сил не хватает их ставить на место и закрепить. Ноги вязнут в грязной земле. Трудно было работать, так как кабины у трактора не было, холодно”.

До конца войны Вера Алексеевна работала на тракторе: пахала весной, убирала хлеб осенью. В 1965 года Вера Алексеевна переехала со своей семьей в Оршанский район в деревню Новая Пижанка и до пенсии проработала в совхозе “Смена”. Она и сейчас живет в этой же деревне, вырастила троих детей. У нее 6 внуков и внучек и 3 правнука. Сейчас ей 82 года, но всю работу по дому она выполняет сама.

В: Слово поисковому отряду 3 “б” класса.

- Мы познакомились с Багровым Владимиром Анатольевичем, дедушкой нашей одноклассницы Хабибрахмановой Дианы. Всю жизнь он руководил получением большого урожая хлеба.

Багров Владимир Анатольевич родился 30 марта 1948 года в городе Мариинский Посад Чувашской АССР. Окончил Чувашский сельскохозяйственный институт, ученый- агроном. После окончания вуза направлен по распределению в МАССР, где работал главным агрономом колхоза “Волга” Звениговского района.

До 2007 года был директором сельскохозяйственного предприятия “Смена” Оршанского района. 35 лет дедушка Дианы занимался земледелием, порой было очень трудно. Ничто так тяжело не достается людям, как хлеб. Целая команда трудилась на полях совхоза, а это, конечно же, были самые лучшие земледельцы. Несмотря на капризы природы, они всегда были на своем рабочем посту, всем сердцем болели за урожай. Блинов Павел Андреевич получил орден Ленина, Головенкин Михаил Григорьевич – медаль, Отмахова Нина Дмитриевна – орден Трудового Красного Знамени.

В 1978 году коллектив совхоза был удостоен высокой награды, которую вручали космонавты. Как представитель своего коллектива дедушка Дианы получал из рук космонавтов Звездный вымпел имени Ю.А.Гагарина. С этой фотографией мы вас уже знакомили.

С 2007 года Багров Анатолий Владимирович находится на заслуженном отдыхе.

Хлеб сам не родится, но выращенный руками хлеборобов, становится золотом редчайшего достоинства.

В: Итак, кладоискатели, раскопки завершились. Эксперты подводят итоги.

В: Хлебом пахнет многомиллионогектарная пашня, пахнут руки комбайнеров, механизаторов. Сергей Леонидович Шевняков один из тысяч хлеборобов страны. Со школьной скамьи познал труд хлебороба. Не раз шел на рекорд на хлебной ниве. В 1986 году стал Чемпионом Оршанского района на уборке урожая. В марте 1988 года он был участник IV Всесоюзного съезда колхозников, в июле 1990 года – делегатом XXVIII съезда КПСС. Хлебное поле рождает в душе этого человека музыку, которую он слагает в слова. Получаются стихи о хлебе:

Работаешь, и устали не знаешь, Придешь домой и скажешь: - Слушай, бать, две с половиной нормы Я сегодня сделал, А завтра я попробую еще! Ну а он в глаза тебе посмотрит С радостной улыбкой на лице. Усталости своей он не покажет, И за гордость он тебя не попрекнет, Лишь только скажет: - Так держать, сынок! Все это оценить сумел я лишь с годами, Когда отец из жизни мой ушел, Как мучался от боли по ночам в суставах, Как рук своих не покладал он трудовых. И хлеб узнал, какой ценой дается Тот, в детстве, что я кушал … и сейчас… Бывало, упадет кусочек на пол, А батя его с пола подберет И скажет: - Запомни, сын, цена у хлеба – Это пот, бессонные ночи хлебороба И руки все в мозолях до крови.(Песня “Хлеба”).

В: Как наследство получили мы священные слова “Хлеб – всему голова!”

В: Слово экспертам.

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также