Что ели во время войны? Хлеб во время войны
Что ели во время войны? / Назад в СССР / Back in USSR
А вот и рецепт:
-Берем 500-600 грамм грудинки на костях. -Срезаем мясо, а косточки бросаем вариться на 15 минут в воду (примерно 1,5 — 2 литра). -Добавляем в кипящую воду пшено (250 –300 грамм) и варим до готовности. -Чистим 3-4 картошки, режем её крупными кубиками и бросаем в кастрюлю -На сковородке обжариваем мясную часть грудинки с 3-4 мелко порезанными головками репчатого лука, и добавляем в кастрюлю, варим еще минуты 2-3. Получается то ли густой суп, то ли жидкая каша. Вкусное и сытное блюдо… Безусловно, для того, чтобы перечислить все блюда военного времени, не хватит никакой газетной колонки, поэтому сегодня я расскажу лишь о самых значимых гастрономических явлениях той великой эпохи. Мои воспоминания о Великой Отечественной войне (как и у большинства представителей современного поколения, не заставшего военное время) основываются на рассказах старшего поколения. Кулинарная составляющая войны – не исключение.
«Пшенная каша с чесноком»
Для каши нужны пшено, вода, растительное масло, лук, чеснок и соль. На 3 стакана воды берем 1 стакан крупы. Наливаем в кастрюлю воду, сыплем крупу и ставим на огонь. Поджариваем на растительном масле лук. Как только вода в кастрюле закипит, выливаем туда нашу зажарку и солим кашу. Она еще минут 5 варится, а мы тем временем очищаем и мелко режем несколько зубков чеснока. Теперь надо снять кастрюлю с огня, добавить в кашу чеснок, перемешать, закрыть кастрюлю крышкой и завернуть в “шубу”: пусть распарится. Такая каша получается нежной, мягкой, ароматной.«Тыловая Солянка»
«Макароны «балтийские» по-флотски с мясом»
Со слов соседа-фронтовика-десантника по даче (боевой мужик! в здравом уме, в свои 90 лет по 3 км в день бегает, купается в любую погоду) данный рецепт активно использовался в праздничном меню (по случаю удачных сражений или побед флота) на кораблях Балтийского флота во времена II Мировой войны: В одинаковой пропорции берем макароны и мясо (желательно на ребрышках), лук (примерно треть от веса мяса и макарон) -мясо отваривается до готовности и режется кубиками (бульон модно использовать на суп) -макароны отвариваются до готовности -лук припускают на сковороде до «золотистого» цвета -мясо, лук и макароны смешиваем, выкладываем на противень (можно добавить чуток бульона) и ставим в духовку на 10-20 минут при температуре 210-220 градусов.«Морковный чай»
Очищенную морковь терли на терке, сушили и прожаривали (думаю сушили) на противне в духовке с чагой, после чего заливали кипятком. От моркови чай получался сладковатым, а чага давала особый вкус и приятный темный цвет.Салаты блокадного Ленинграда
В блокадном Ленинграде существовали рецептурные брошюры и практические пособия, помогавшие людям выжить в осажденном городе: «Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка ее впрок», «Травяные заменители чая и кофе», «Готовьте из диких весенних растений мучные изделия, супы и салаты» и т.п. Многие подобные издания, созданные Ленинградским ботаническим институтом, рассказывали не только о том, как готовить определенные травы, но и где их лучше собирать. Приведу пару рецептов того времени.Салат из щавеля. Для приготовления салата растолочь 100 граммов щавеля в деревянной чашке, всыпать 1–1,5 чайной ложки соли, влить 0,5–1 ложку растительного масла или 3 столовые ложки соевого кефира, после чего размешать.Салат из листьев одуванчика. Собрать 100 граммов свежих зеленых листьев одуванчика, взять 1 чайную ложку соли, 2 столовые ложки уксуса, если есть, то добавить 2 чайные ложки растительного масла и 2 чайные ложки сахарного песку.
Хлеб войны
Одним из важнейших факторов, помогающих выстоять, защитить свою Родину, наравне с оружием был и остается хлеб – мерило жизни. Ярким подтверждением этому служит Великая Отечественная война. Прошло много лет и пройдет еще немало, будут написаны новые книги о войне, но, возвращаясь к этой теме, потомки не раз зададут вечный вопрос: почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе? Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, воинов, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь хлебом и сухарями. Несмотря на колоссальные трудности, страна в 1941–1945 гг. обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, подчас решая самые сложные задачи, связанные с отсутствием сырья и производственных мощностей. Для выпечки хлеба обычно использовались производственные мощности хлебозаводов и пекарен, которым централизованно выделялись мука и соль. Заказы воинских частей выполнялись в первоочередном порядке, тем более что для населения хлеба выпекалось немного, и мощности, как правило, были свободными. Однако случались и исключения. Так, в 1941 г. для обеспечения воинских подразделений, сосредоточенных на Ржевском направлении, местных ресурсов не хватало, а подвоз хлеба из тыла был затруднен. Для решения проблемы интендантские службы предложили воспользоваться старинным опытом создания напольных жаровых печей из доступных материалов – глины и кирпича. Для устройства печи необходимы были глинистый грунт с примесью песка и площадка с откосом либо приямок глубиной 70 мм. Такая печь строилась обычно за 8 ч, затем 8–10 ч сушилась, после чего готова была выпечь до 240 кг хлеба за 5 оборотов.
Фронтовой хлеб 1941–1943 гг.
В 1941 г. неподалеку от верховья Волги находился исходный рубеж. Под крутым берегом реки дымили земляные кухни, располагалась санрота. Здесь же в первые месяцы войны создавались земляные (в основном они устанавливались в грунте) хлебопекарные печи. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича. Хлеб фронтовой Москвы выпекался на хлебозаводах и в стационарных пекарнях.
Хлеб «Сталинградский»
В Великую Отечественную войну хлеб ценился наравне с боевым оружием. Его не хватало. Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Приготовление хлеба из обойной муки с примесью ячменной существенных изменений технологического процесса не требовало. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.«Блокадный» хлеб
В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. Несмотря на страдания тыл проявил чудеса мужества, отваги, любви к Отчизне. Блокадный Ленинград не был здесь исключением. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни».Хлеб временно оккупированных районов
О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Украинские, российские и белорусские матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат. Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого хлеба. Меры этим лишениям нет, и память о них должна жить в назидание потомкам.
«Хлеб» фашистских концлагерей
Из воспоминаний бывшего участника антифашистского Сопротивления, инвалида I группы Д.И. Иванищева из г. Новозыбкова Брянской обл.: «Хлеб войны не может оставить равнодушным любого человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны – голод, холод, издевательства. Мне волею судьбы пришлось пройти многие гитлеровские лагеря и концлагеря. Уж мы-то, заключенные концлагерей, знаем цену хлеба и преклоняемся перед ним. Вот и решил сообщить кое-что о хлебе для военнопленных. Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту. Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе (Германия) 21 декабря 1941 г. «только для русских».Хлеб тыловой и фронтовой
По заданию правительства было налажено производство хлеба для населения в условиях огромного дефицита сырья. Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт рабочего хлеба, который специальными приказами, распоряжениями, инструкциями доводился до руководителей предприятий общественного питания. В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки. Хлеб фронтовой часто выпекался под открытым небом. Солдат шахтерской дивизии Донбасса И. Сергеев рассказывал: «Я скажу о боевой хлебопекарне. Хлеб составлял 80% всего питания бойца. Как-то нужно было дать хлеб полкам в течение четырех часов. Въехали на площадку, расчистили глубокий снег и тут же, среди сугробов, на площадке сложили печь. Затопили, просушили ее и выпекли хлеб».Сушеная распареная вобла
Мне бабушка рассказывала, как они ели сушенную воблу. Для нас это рыбка, предназначенная под пивко. А бабушка говорила, что воблу (тарань ее называли почему- то), тоже выдавали по карточкам. Была она ооочень пересушенной и оооочень соленой. Клали рыбку не очищая в кастрюльку, заливали кипятком, закрывали крышкой. Рыбка должна была стоять до полного остывания. (Наверное, лучше делать с вечера, а то не хватит терпения.) Затем варилась картошка, доставалась из кастрюльки рыбка, распаренная, мягкая и уже не соленая. Чистили и с картошечкой ели. Я пробовала. Бабушка как- то сделала разок. Знаете, и вправду вкусно!
Гороховый суп.
С вечера заливали в котле горох водой. Иногда горох заливали вместе с перловой крупой. На следующий день горох перекладывали в военно- полевую кухню и варили. Пока варился горох, в кастрюле на сале пережаривали лук и морковь. Если не было возможности делать зажарку, закладывали так. По мере готовности гороха добавлялась картошка, затем зажарка и в последнюю очередь закладывалась тушенка. «Макаловка» Вариант № 1 (идеальный)
Замороженную тушенку очень мелко резали или крошили, на сковороде жарили лук (при наличии можно добавить морковь), после чего добавляли тушенку, немного воды, доводили до кипения. Ели так: мясо и «густерню» делили по количеству едоков, а в бульон по очереди макали кусочки хлеба, поэтому блюдо так называется.Вариант № 2
Брали жир или сырое сало, добавляли в жаренный лук (как в первом рецепте), разбавляли водой, доводили до кипения. Кушали также как при 1 варианте. Рецепт по первому варианту мне знаком (пробовали для разнообразия в походах), но его название и то, что он был придуман во время войны (скорей всего раньше) мне и в голову не приходило. Николай Павлович отметил, что к концу войны кормить на фронте стали лучше и сытнее, хотя как он выразился «то пусто, то густо», с его слов – бывало, что по несколько дней еду не подвозили, особенно вовремя наступления или затяжных боев, а затем раздавали положенный за прошедшие дни паек.Дети войны
Война была жестокая, кровавая. Горе пришло в каждый дом и каждую семью. Уходили на фронт отцы, братья, а ребятишки оставались одни, — делится воспоминаниями А.С.Видина. – «В первые дни войны им хватало на пропитание. А потом они вместе с матерью ходили собирали колоски, гнилую картошку, чтобы как-то прокормиться. А мальчишки большей частью стояли у станков. Они не доставали до рукоятки станка и подставляли ящики. По 24 часа в сутки делали снаряды. Порой и ночевали на этих ящиках». Дети войны очень быстро возмужали и стали помогать не только родителям, но и фронту. Женщины, оставшиеся без мужей, все делали для фронта: вязали варежки, шили нательное белье. Не отставали от них и дети. Они посылали посылки, в которые вкладывали свои рисунки, рассказывающие о мирной жизни, бумагу, карандаши. И когда солдат получал такую посылку от детей, он плакал… Но это и вдохновляло его: солдат с удвоенной энергией шел в бой, в атаку бить фашистов, отнявших детство у малышей. Бывший завуч школы №2 В.С.Болотских рассказала, как их эвакуировали в начале войны. В первый эшелон она с родителями не попала. Позже все узнали, что он был разбомблен. Со вторым эшелоном семья эвакуировалась в Удмуртию «Жизнь эвакуированных детей была очень и очень тяжелой. Если местные жители еще что-то имели, то мы ели лепешки с опилками, — рассказывала Валентина Сергеевна. Она рассказала, каким было любимое блюдо детей войны: в кипящую воду запускали натертую нечищеную сырую картошку. Эта была такая вкуснятина!» И еще раз о солдатской каше, еде и мечтах…. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной Войны: Г.КУЗНЕЦОВ:«Когда я пришел 15 июля 1941 г. в полк, то наш повар, дядя Ваня, за сбитым из досок столом, в лесу, накормил меня целым котелком гречневой каши с салом. Ничего вкуснее не едал» И.ШИЛО:«В войну я всегда мечтал о том, что наемся вдоволь черного хлеба: его тогда всегда не хватало. А еще два желания было: отогреться (в солдатской шинельке около пушки всегда было промозгло) да выспаться» В.ШИНДИН, председатель Совета ветеранов ВОВ:«Из фронтовой кухни навсегда останутся самыми вкусными два блюда: гречневая каша с тушенкой и макароны по-флотски». *** Близится главный праздник современной России. Для поколения, знающего Великую Отечественную только по фильмам, она ассоциируется больше с пушками и снарядами. Я же хочу вспомнить главное оружие нашей Победы. Во время войны, когда голод был столь же привычен, как смерть и несбыточная мечта о сне, а бесценным подарком могла служить самая ничтожная в сегодняшнем представлении вещь – кусок хлеба, стакан ячменной муки или, к примеру, куриное яйцо, еда очень часто становилась эквивалентом человеческой жизни и ценилась наравне с боевым оружием…back-in-ussr.com
Что ели во время войны
Фронтовой хлеб 1941–1943 гг.
В 1941 г. неподалеку от верховья Волги находился исходный рубеж. Под крутым берегом реки дымили земляные кухни, располагалась санрота. Здесь же в первые месяцы войны создавались земляные (в основном они устанавливались в грунте) хлебопекарные печи. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб.
Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича. Хлеб фронтовой Москвы выпекался на хлебозаводах и в стационарных пекарнях.
Ветераны московских сражений рассказывали, как в овраге старшина раздавал солдатам горячий хлеб, который привез на лодке (вроде саней, только без полозьев), запряженной собаками. Старшина торопился, над оврагом низко проносились зеленые, синие, фиолетовые трассирующие ракеты. Неподалеку рвались мины. Солдаты, на «скорую руку» покушав хлеба и запив его чаем, приготовились к повторному наступлению…
Участник Ржевской операции В.А. Сухоставский вспоминал: «После ожесточенных боев нашу часть весной 1942 г. отвели в деревню Капково. Хотя эта деревня находилась в удалении от боев, но продовольственное дело налажено было слабо. Для пропитания мы сварили суп, а деревенские женщины принесли к нему хлеб «Ржевский», выпеченный из картофеля и отрубей. С этого дня у нас началось облегчение».
Как готовился хлеб «Ржевский»? Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.
Хлеб «Сталинградский»
В Великую Отечественную войну хлеб ценился наравне с боевым оружием. Его не хватало. Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука.
Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному.
Приготовление хлеба из обойной муки с примесью ячменной существенных изменений технологического процесса не требовало. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.
«Блокадный» хлеб
В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады.
Несмотря на страдания тыл проявил чудеса мужества, отваги, любви к Отчизне. Блокадный Ленинград не был здесь исключением. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни».
А.Н. Юхневич – старейшая работница ленинградского хлебозавода – рассказала в московской школе №128 на Уроке Хлеба о составе блокадных буханок: 10–12% — это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.
Хлеб временно оккупированных районов
О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Украинские, российские и белорусские матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат.
Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни.
В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого хлеба.
Меры этим лишениям нет, и память о них должна жить в назидание потомкам.
«Хлеб» фашистских концлагерей
Из воспоминаний бывшего участника антифашистского Сопротивления, инвалида I группы Д.И. Иванищева из г. Новозыбкова Брянской обл.: «Хлеб войны не может оставить равнодушным любого человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны – голод, холод, издевательства.
Мне волею судьбы пришлось пройти многие гитлеровские лагеря и концлагеря. Уж мы-то, заключенные концлагерей, знаем цену хлеба и преклоняемся перед ним. Вот и решил сообщить кое-что о хлебе для военнопленных. Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту.
Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе (Германия) 21 декабря 1941 г. «только для русских».
Вот его рецепт:
- отжимки сахарной свеклы – 40%,
- отруби – 30%,
- древесные опилки – 20%,
- целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.
Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2 3aeslib.ru
Классный час "Цена простого хлеба"
Разделы: Внеклассная работа
Цель:
1. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к хлебу;
2. Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к людям труда;
3. Показать на примере классного часа, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.
Оформление: плакат (на доске) “Его величество – ХЛЕБ”.
Оборудование: выставка книг о хлебе, карточки с пословицами, каравай, соль и рушник, слайды “Цена простого хлеба”, выдержки из сочинений детей о хлебе, музыкальное сопровождение, рисунки учащихся.
ХЛЕБ – драгоценность! Им не сори… Хлеба к обеду в меру бери.
Ход мероприятия
- Вступительное слово учителя.
- Хлеб – всему голова.
- Ученики о хлебе (выдержки из сочинений)
Мне больно, когда я случается вижу, Что хлеб, недоеденный брошен бесстыже. Эй, ты! Попирающий корку ногою Ты топчешь достоинство наше людское. Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс… Земле, на которой родился и рос. Петрусь Бровка
- Что? ХЛЕБ! – это имя существительное, а всё остальное прилагается, дополняется к хлебу. Мы поговорим сегодня с вами на очень наболевшую тему в нашем обществе, а в частности в нашей школе.
Уже давно на нашей планете не свистят пули, не летят снаряды. Люди стали жить намного лучше, богаче. Если в прежние времена “Хлеб – батюшка, а вода – матушка”, то в наше время этот главный продукт отодвинули на задний план.
Не секрет, что настоящей цены хлеба многие не знают. Вы, дети, не пережили голодных лет босоногого детства. Сейчас полки магазинов завалены хлебобулочными изделиями. Ничего не стоит всем нам купить ХЛЕБ, а ещё легче бросить недоеденный кусок хлебушка, пирога, булочки в мусорный бак или просто так. Не задумываясь, мы можем просто пнуть или поддеть ногой хлебушек. К сожалению, это мы делаем.
Даже не верится нам с тобою, Что кто-то сорит этим чудом земли Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной пыли. И если заметишь кусок небрежный В грязи придорожной, в подножной пыли, То самое первое сердца движенье Поднять и спасти это чудо земли.
- Мы часто задаём себе вопрос: Что же такое ХЛЕБ?
(обращение к ученикам, дети отвечают)
И отвечаем: “ХЛЕБ – это ЖИЗНЬ”. Недаром говорят:
Что хлеб наш насущный – святые слова! Так говорили и деды и прадеды. Он в нашей жизни всему голова! Сила великая хлебушку дадена.
Хлеб поистине можно назвать святым. И таких слов в нашей речи немного: земля, хлеб. Родина, мама. Человек всегда верил в святость хлеба, его значимость. Мы часто называем хлеб белый и чёрный, а не лучше ли сказать: ржаной, пшеничный. От этих слов веет теплом человеческих рук. Россия – это не только милые душе берёзки. Это ещё поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.
(звучит музыка “Хлеб – всему голова”) (слайды 3 - 8)
Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет.
- Сколько хлеба вы сможете съесть?
(ответы учащихся)
- Сколько захочется. И вы даже не понимаете, как может быть иначе.
3. Хлеб во время Великой Отечественной войны.
(звучит музыка “Священная война”)
- Вспомним трудный хлеб войны. 1941 год. На нашу Родину напали фашисты – враги. Они жгли хлебные поля. Все, кто мог держать оружие, встали на защиту РОДИНЫ. Чтобы как – то выжить, люди варили суп из лебеды и крапивы, а за хлебушком выстраивались целые очереди
Вот такие слова в своей поэме “Слово о хлебе” сказала Анна Ахматова:
Как рано в сорок первом мы взрослели! От слез слепа, от голода слаба, Я видела, как на корню горели Созреть не успевавшие хлеба.
Горели пироги и караваи И становились дымною золой… (слайд 12)
А во время ВОВ хлеб выдавали по карточкам. Как дороги были эти карточки! Потерять их – трагедия, страх, что хлеба больше не будет, и ты умрешь голодной смертью! Жестокий враг, захватив наши земли, морил нас голодом, чтобы сломить и победить нас.
Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр.
Нам известен полной трагической силы дневник, который вела в нестерпимо долгую блокадную зиму 1941-1942 гг. Ленинградская школьница Таня Савичева.
(Слайд 13 -14, из дневника Т. Савичевой)
В нём всего девять страничек.
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки. Но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом – стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника “Цветок жизни”, под Санкт-Петербургом, на 3-м километре блокадной “Дороги Жизни”.
Послушайте выдержки из сочинений наших учеников:
- В войну давали хлеб по граммам, и все берегли его, собирали даже крошки. В наше же время многие не знают настоящей цены хлеба и бросают его на пол, пинают.
- Люди стояли в очереди за хлебом. И какая была радость, когда мама приносила домой тёплую буханку хлеба.
- Хотя хлеб без труда можно купить в магазине, но попробуйте испечь его сами.
- Когда бабушка режет хлеб, то крошки от него она собирает птичкам. Я учусь у бабушки беречь хлеб.
- Баловством хлеба не добудешь. Земля кормит людей, как мать детей.
- Он очень вкусный, тёплый. Как мамины руки. Зимой мы крошим хлеб птичкам, чтобы они не погибли.
- В наши дни хлеб можно купить в любом продуктовом магазине и поэтому многие дети, и даже взрослые не ценят хлеб, и не берегут его.
- А моя мама работает на пекарне. Она сильно устаёт. Вся работа почти ручная, и даже через рукавицы обжигаются пальцы.
(слайды15 - 16)
- Хлебороб – главная профессия на земле.
Можно привести много умных, проникновенных слов о хлебе. Его воспевали в легендах и сказаниях, ему посвящены стихи и песни, повести и романы, написаны картины и созданы фильмы.
(звучит песня “Русское поле”)
- Назовите, какие вы знаете произведения, посвящённые хлебу?
(слайд 17 – репродукция И.И.Шишкина “Рожь”)
- Кто знает, как называется эта репродукция, и кто её написал?
- А вы, ребята, знаете, сколько лет этой картине?
- Эта картина была написана И.И.Шишкиным более 100 лет назад. Точно море, шумит и колышется ржаное поле, радуя глаза и волнуя сердца, потому что она посвящена главному в нашей жизни – хлебу.
Положил в котомку сыр, печенье, Положил из роскоши миндаль. Хлеб не взял. Ведь это же мученье Волочиться с ним в такую даль. Всё же бабка сунула краюху, Все на свете зная наперёд. “Так, - сказала, - слушайся старуху,Хлеб, родимый, сам себя несёт”.
- Каждый день каждый из нас не менее трёх раз берёт в руки хлеб, с удовольствием ест его, нисколько не задумываясь. Назовите как можно больше профессий, связанных с хлебом. (ответы детей)
(слайды 20 -21)
- Я уверена, что у нас есть ребята, чьи родители тоже трудятся на полях, выращивают хлеб и пекут хлеб. Хлебороб – главная профессия на Земле! А вы знаете, ребята, что хлеб выращивают и пекут уже около 10 тысяч лет? Научившись превращать зерно в муку, наши предки вскоре сумели сделать из нее тесто и печь лепешки на раскаленных камнях. Ученые считают, что такой примитивный хлеб появился около 8-9 тысяч лет назад.
5. Хлеб в народных традициях. (слайды 22 -23)
Издревле хлеб был основой русского стола. Его использовали во многих русских традициях.
Например, в свадебном обряде. В свадебном обряде многие традиции символизируют счастливую и богатую жизнь молодым. “Свадебный каравай” - является такой традицией. Эта традиция взяла свое начало еще в древние времена. Свадебный каравай пекли специально на свадебную церемонию. Каравай украшался узорами из теста, а самым главным украшением была веточка калины, которая является на Руси символом любви. Сегодня свадебный стол все чаще украшает свадебный торт с фигурками лебедей, а не веточкой калины. Свадебный каравай в своем первоначальном смысле вытесняется из обряда.
В современных традициях каравай используют при встрече молодоженов родителями. Его уже не пекут такой огромный как в старину, он готовится вполне обычных размеров и выносится на красивом расшитом полотенце, в сопровождении праздничной речи тамады. Молодые с благодарностью принимают из рук родителей каравай и кусают от него по кусочку. А по размеру откусанного кусочка определяли, кто в доме будет главным: муж или жена. А после этого свадебный каравай разрезается ребенком и раздается гостям.Хлеб на Алтае. (слайды 25 -28)
Алтайский край – край хлеборобный. В сентябре на площади Сахарова в г. Барнауле прошла хлебная ярмарка.
Тонны свежевыпеченного хлеба, караваи, булки и ватрушки в буквальном смысле завалили площадь Сахарова - праздник хлеба на Алтае проходил впервые за пять последних лет.
- Я надеюсь, ребята, что всё то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достаётся, каким нелёгким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к хлебу.
Ведь ничего дороже нет на свете, Чем тёплый хлеб, лежащий на столе.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, пословицы о хлебе.
(слайд 29)
- А что обозначают выражения:
1) даром хлеб есть (жить напрасно, не принося пользы)
2) хлеб да соль! (пожелание приятного аппетита, благополучия гостей)
3) хлеб насущный (необходимые для жизни средства)
- Прочитайте правила, которым мы должны следовать неукоснительно:
6. Подведение итогов:
На Руси гостей встречали и провожали хлебом с солью. Девушки, которые выносили хлеб, назывались каравайщицами. Сегодня наша каравайщица угостит всех гостей калачами и булками.
И надеюсь, узнав цену русскому хлебушку, никто из нас никогда не кинет хлеб на пол, не бросит его в товарища.
7. Заключительное слово учителя:
В лазоревых лентах колосья Венчают державный наш герб. Хлеб – радость и счастье, и гордость, Могущество Родины – хлеб!
См. презентацию.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
ХЛЕБ В ГОДЫ ВОЙНЫ - Секция 11 Химия и биология. Лёгкая и пищевая промышленность - Материалы конференции 16 мая 2014 года - Каталог статей
kafedra-eiit.ucoz.ru
А.С. ТихоноваИрина Анатольевна Марченкова, научный руководитель преподаватель Мценского филиала Госуниверситета- УНПК, г. Мценск
Каждый день, все люди на Земном шаре, едят хлеб. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Булочки, коржики, баранки, батоны, печенье – все это хлеб. А были годы, когда люди голодали, и далеко не каждый день видели хлеб. Так было в годы Великой Отечественной войны. Давно закончилась Великая Отечественная война. Всю жизнь люди, пережившие те страшные голодные военные годы, помнят о цене хлеба. Сегодня мы с вами узнаем, каким был хлеб войны, из чего его пекли, какое значение он имел во время войны. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. На Руси хлеб называли жито, что значит жизнь. Называли ласково – хлебушко. Хлеб берегли. Даже если садились за стол, то глава семьи хлеб не резал, а отламывал от краюхи и давал ломоть хлеба каждому отдельно в руки. А если крошки хлеба на стол падали, то их собирали в ладошку и отправляли в рот. Хлеб – гениальное изобретение человечества, рождённое четырьмя стихиями. И каждой из них можно поклоняться – солнцу, земле, воде и огню. И ещё: хлеб всегда добр, даже в мире, в котором много злобы. И поэтому очень важно быть к хлебу добрым и внимательным, и это нужно не только хлебу, это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Хлеб — один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в Неолите. Возраст хлеба более 15 тысяч лет. Само слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках. Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды. Хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте. В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола. А вот у войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё более необходимый, чем в мирное время. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни, важнейшим политическим вопросом страны. Если бы поражение случилось на хлебном фронте, то это означало подрыв всей потенциальной мощи страны. Поэтому советское правительство сумело в экстремальных условиях организовать выпечку хлеба для фронта. Даже тогда, когда земля горела под ногами. Лучшее – фронту, а для себя в тылу пекли лепёшки с добавлением лебеды или мёрзлой прошлогодней картошки, хорошего, настоящего хлеба почти не видели. В нём больше было воды и соли. Это для того, чтобы сэкономить муку. Выпекали хлеб в формах, иначе тесто повышенной влажности расплывалось. Хлеб делали даже из кукурузы. Но буханка не держала свою форму, а рассыпалась. Стандартная буханка на 63% состояла из ржаной муки, на 4% — из льняного жмыха, на 8% — из овсяной муки, на 4% — из соевой муки, на 12% — из солодовой муки. Остальное составляли еще более незначительные примеси. При этом каждый хлебозавод стремился выпекать хлеб, отличный от продукции «конкурентов». В основном это достигалось добавлением муки из луба деревьев, содержащей от 3 до 6% крахмала и сахаров, а также подсолнечной лузги. Хлеб в войну был не такой, как сейчас, есть его было не выносимо, но приходилось. В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. Блокадный хлеб состоял из ржаной муки (10-12%), остальное – жмых, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя, вода – три четверти, хлеб выдавался в те тяжелые годы для нашей страны по карточкам, в количестве 125 граммов – еда на весь день. Нормы выдачи хлеба населению города Ленинграда, 16 июля 1941 года иждивенцам и детям по 400 грамм, 2 сентября 1941 года – по 300 грамм, 11 сентября – по 250, 1 октября – по 200, а потом и по 150, и по 125 граммов хлеба, только в 1943 году вернулись к прежним, первым нормам – по 400 грамм. Детям выдавали несколько картофелин в мундире, 125 грамм черного хлеба на весь день. Конечно, этого было мало, дети сидели всё время голодные. «Сталинградский хлеб» - ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Тесто с добавлением ячменной муки получалось более плотным и дольше выпекалось. «Ржевский хлеб», картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку. В концлагере узникам давали суррогат, который только назывался хлебом. Его глотали, не прожевывая. Он хрустел на зубах, а мурашки сыпались по телу, один песок. В «хлебе» концлагеря были отруби, опилки, кора желудей и выжимки гнилой брюквы. Резали его не ножом, а веревочкой, чтобы ни одна крошка не падала со стола на пол. А если упадет, то ее все искали и находили. Назывался он «Остен-брот» и был утвержден Имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе 21 декабря 1941-го года – «только для русских». Состав его такой: отжимки сахарной свеклы- 40%, отруби- 30%, древесные опилки-20%, целлюлозная мука из листьев или соломы-10%. Санкт-Петербургский музей хлеба обладает уникальной коллекцией из 14000 экспонатов, показывают историю создания хлеба, пути развития хлебопечения. В музее представлен 125 г. ломтик блокадного черного хлеба «с песком и кровью пополам». Представлены карточки на покупку крупы – 50 г. в день. В Цюрихском музее выставлен хлеб, возраст которого 6 тысяч лет. В Нью-Йоркском музее экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад. Ценность хлеба велика - ежедневная норма потребления хлеба в различных странах составляет 150-500 г. на душу населения. В хлебе содержится от 40 до 45% углеводов, необходимые для жизнедеятельности человека. Кроме того, за счет хлеба на 50-60% удовлетворяется дневная потребность человека в витаминах группы В. Хлеб выращивают из зерна. Хлеб – продукт удивительный. Даже черствый хлеб не теряет своих свойств. Хлеб кормит, поит, лечит, омолаживает, используется в медицине и косметологии, очищает душу. Хлеб появляется благодаря нелегкому труду людей. Очень важно знать цену хлеба и беречь его. Нужно помнить о хлебе войны, сколько подвигов совершали люди во имя хлеба! Состав хлеба в годы Великой Отечественной войны был совсем другой, но люди дорожили каждой крошкой хлеба, ценили и берегли его. Хлеб войны не может оставить равнодушным любого человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны – голод, холод, издевательства. Многим волею судьбы пришлось пройти гитлеровские концлагеря. И кто там был, по сей день, помнят тот хлеб, которым кормили заключенных. Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту. Очевидцы тех страшных дней вспоминают, как люди говорили вот бы хлеба поесть досыта. Отношение к хлебу как к чему-то святому и боязнь, что вдруг хлеба не станет, сохранились до сих пор. Помнит, ничего не забыл советский солдат: ни собственную хлебную пайку, промёрзлую, окаменевшую, которую грыз в окопах сорок первого года, ни страшные дни блокадного Ленинграда, который гитлеровцы терзали голодом. Сейчас хлеб можно увидеть везде: на полу, под ногами, хлеб, выброшенный из окна вагона скорого поезда. Хлеб – на свалке... Где только не находят хлеб, отвергнутый сытым невежеством! И заходятся в гневе, боли и жалости сердца людей старшего поколения, переживших голод. А, видя, как небрежно обращаются с хлебом взрослые, дети подчас просто издеваются над хлебом, пиная буханку, как футбольный мяч, а малыш, выйдя на улицу со сладкой булочкой в руке, порой, съев половину, кидает остаток на землю. Нам с вами надо бережно относиться к хлебу, ценить каждую крошечку. Хлеб – всему голова! гласит народная мудрость. Смотришь на нашу жизнь сегодня – и душа замирает: как было, как жили и голодали люди в то военное лихолетье, и как же хорошо, что нас это не коснулось, что мы едим хлеб досыта. Список литературы: 1. Васюкова А. Т. Современные основы хлебопечения. – М. : Дашков и К, 2009. 2. Мармузова Л. В. Технология хлебопекарного производства. – М. : Академия, 2008. 3. Ауэрман Л.Я. Технология хлебопекарного производства. – М.: Высшая школа, 2005.
|
Горький хлеб войны | Новая университетская жизнь
«Бабушка до сих пор дорожит каждой крошечкой хлеба, она их собирает аккуратно со стола и кладёт к себе в суп. Я тоже так делаю, мне даже кажется суп с крошками хлеба намного вкуснее. Моя бабушка говорит, что хоть было трудно и голодно, люди были человечнее, помогали друг другу. И только поэтому они выжили и победили в эту войну».
Торгово-экономический институт давно работает со школьниками. Подготовлены и апробированы на практике новые образовательные программы по вопросам здорового питания и др. А в конце 2012 года кафедрой технологии и организации общественного питания ТЭИ была проведена интернет-конференция «Я познаю мир пищи». Организаторы мероприятия — д-р сельскохозяйственных наук, профессор Г.В. ИВАНОВА и к.т.н., доцент Е.О. НИКУЛИНА.
Участниками конференции стали учащиеся 1—11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий г. Красноярска и Красноярского края. Дети писали небольшие эссе о том, какие вредные и полезные продукты они знают, чем питаются герои в книгах и какое меню у инопланетян. Но отдельная тема была посвящена тому, что ели люди нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Как правило, эти сведения дети почерпнули не из книг или фильмов, а узнали от своих бабушек и прабабушек.
А. АНИСТРАТОВ, Шарыпово:
В годы Великой Отечественной войны из-за нехватки муки хлеб пекли с примесями, добавляя жёлуди, картошку и даже картофельные очистки. Нехватку сахара научились компенсировать, изготовляя из тыквы и свёклы самодельный мармелад. Кашу варили из семян лебеды, лепёшки пекли из конского щавеля. Свёклу и морковь нарезали кубиками, складывали на лист и ставили в печь. Потом их, как конфетки, посасывали.
Самым популярным блюдом была затирка. Немного муки натирали с водой и спускали в кипяток, заправляли травами, луком.Мясо было, в основном, от павших животных либо мясо кротов и сусликов, которых ловили мальчишки.
Дети также собирали грибы, ягоды. Особенно много набирали черёмухи. Всё это сушили, а зимой запаривали и ели.
В ручьях ловили гольянов и делали запасы на зиму: рыбёшку сушили в русской печи, толкли, ссыпали в мешочки и зимой добавляли в похлёбку.
З. БОГДАНОВ, Большой Улуй:
Моя прабабушка Мария Евдокимовна Борташевич в годы Великой Отечественной войны жила в посёлке Выгоничи Брянской области, который был захвачен фашистами в 1941 году. Ей тогда было 16 лет. Настало страшное, голодное время. Фашисты у населения забирали продукты питания и угоняли домашний скот. Чтобы не умереть с голода, люди ходили по полям и собирали мёрзлую, гнилую картошку, которую называли «тошнотики» или «лындики». В летнее время было немного легче, так как собирали крапиву, дикий щавель и варили из них суп.
Е БУРАКОВА, Канск:
Практически всё, что колхозники выращивали, они сдавали государству. Основным продуктом питания в годы войны был картофель. Его садили довольно много. А так как женщины большей частью целыми днями были заняты на колхозной работе, то картофель копать приходилось по ночам, и хорошо, если ночь была лунная.
А. ИВАНОВА, Красноярск:
Мой дедушка Валентин часто рассказывал мне о Великой Отечественной войне. Он сам не воевал, он родился в 1937 году. Но воевал его отчим Иван Константинович Лучин, который пришёл с фронта раненый и уже после Победы заменил моему дедушке родного папу.
Получилось так, что прадед (он был лейтенантом) вместе со своей воинской частью попал в окружение в самом начале войны. Они с боями прорывались из окружения, сильно голодали. И однажды набрели на убитую снарядом лошадь. Все, конечно, очень обрадовались. Лошадь разделали, сварили и вечером все бойцы хорошо наелись впервые за долгое время. Ели мясо и утром, а остатки решили разделить, чтобы каждый мог иметь свой запас пищи на период похода. Так как прадед был лейтенантом, и бойцы его очень уважали, то его первого спросили, какой кусок мяса он хочет взять себе. И прадед сказал, что вместо мяса возьмёт себе мозговую кость — «мосолыгу» от задней лошадиной ноги. Все очень удивились, но кость ему дали.
С боями прорывались ещё долго. Мясо убитой лошади съели быстро. И лейтенант Лучин обглодал свою кость до блеска. Вскоре все опять начали мучиться от голода. Ели всё, что можно съесть в лесу: ягоды, грибы, жевали пучки съедобной травы. Много бойцов погибло, в том числе от голода и болезней. А Иван Константинович достанет из походного вещмешка кость, обсосёт её и вроде обманет голод. Так и дошли до расположения советских войск.
Но только крепко аукнулась лейтенанту эта мосолыга! Когда вышли из окружения и встали на довольствие в своей войсковой части, сильно заболел Иван Константинович. Врачи долго лечили его, но так вылечить и не смогли. Его комиссовали и направили в Красноярск, где он до конца войны работал по подготовке военных кадров для фронта.
До сих пор в нашей семье живёт память о прадедушке Ване — боевом офицере. И мосолыге, которая спасла ему жизнь.
Е. НЕЧУПЕЙ, Малая Камала:
Моей бабушке к началу войны было 7 лет. Жили они в Ирбейском районе, в деревне Альгинка. В семье было 8 человек детей. Папа ушёл на фронт, мама, бабушка, старшие братья и сёстры работали с утра до позднего вечера в колхозе.
Когда бабушке исполнилось 10 лет, она тоже пошла работать в колхоз, потому что работающим был положен паёк из хлеба, зерна, гречневых отрубей и даже иногда мёда. Случались и праздники «желудка» —это когда в колхозе для фронта резали быков или овец. Работающим отдавали кишки, желудок животных. Бабушкина мама их чистила и варила. Их добавляли в суп и жарили с крапивой и гречневыми отрубями.
Г. УШАКОВ, Енисейск:
Мой прадед Георгий Гнеушев погиб на войне. Он был военным хирургом. Я тоже буду хирургом. Моя бабушка — его дочь — в годы войны была ребёнком. Жили они в Воронеже, голодали, как и все. Блюда готовили из кипятка, крупы, сухарей, картошки (если была), съедобной травы. Каждая живая травинка, веточка с зёрнышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки — всё шло в дело.
«Затирка» из муки — супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки был праздником. Бабушка рассказывала, что основной едой была «тюря» — вода (или квас) с крошками хлеба и луком, очень редко забелённая молоком.
Одним из частых блюд была соломаха из гречневой муки. Из неё делали жидкое тесто и заваривали в подсоленном кипятке.
Часто готовили мамалыгу — блюдо из толчёной кукурузы. Бабушка просила у мамы кусочек хлеба, а она говорила: «Съешь мамалыгу, и тогда дам хлеба». На её день рождения мама сказала: «Валя, сегодня не будешь кушать мамалыгу, сегодня для тебя есть хлеб, ведь у тебя день рождения». Она это запомнила на всю жизнь.
Однажды мне бабушка приготовила военный кулеш. Тот самый, который ели бойцы между боями. Он мне так понравился, что я сам научился его готовить! Варишь картошку, пшено, добавляешь жареный лук на постном масле — просто объеденье! И кажется, что очень сытно.
gazeta.sfu-kras.ru
Что ели во время войны | Блог luka brazi
Мой дед прошел всю Великую Отечественную Войну, служил в танковых войсках. Когда я был подростком, он очень много рассказывал мне о войне, о быте солдат и т.п. В один из теплых дней августа он приготовил мне «Кулеш», как он выразился “по рецепту 1943 года” – именно таким сытным блюдом (для очень многих солдат – последним в их жизни) кормили танковые экипажи ранним утром перед одним из величайших танковых сражений II мировой войны – «Битве на Курской дуге» …
А вот и рецепт:
-Берем 500-600 грамм грудинки на костях.
-Срезаем мясо, а косточки бросаем вариться на 15 минут в воду (примерно 1,5 - 2 литра).
-Добавляем в кипящую воду пшено (250 –300 грамм) и варим до готовности.
-Чистим 3-4 картошки, режем её крупными кубиками и бросаем в кастрюлю
-На сковородке обжариваем мясную часть грудинки с 3-4 мелко порезанными головками репчатого лука, и добавляем в кастрюлю, варим еще минуты 2-3. Получается то ли густой суп, то ли жидкая каша. Вкусное и сытное блюдо…
Безусловно, для того, чтобы перечислить все блюда военного времени, не хватит никакой газетной колонки, поэтому сегодня я расскажу лишь о самых значимых гастрономических явлениях той великой эпохи.
Мои воспоминания о Великой Отечественной войне (как и у большинства представителей современного поколения, не заставшего военное время) основываются на рассказах старшего поколения. Кулинарная составляющая войны – не исключение.
«Пшенная каша с чесноком»
Для каши нужны пшено, вода, растительное масло, лук, чеснок и соль. На 3 стакана воды берем 1 стакан крупы.
Наливаем в кастрюлю воду, сыплем крупу и ставим на огонь. Поджариваем на растительном масле лук. Как только вода в кастрюле закипит, выливаем туда нашу зажарку и солим кашу. Она еще минут 5 варится, а мы тем временем очищаем и мелко режем несколько зубков чеснока. Теперь надо снять кастрюлю с огня, добавить в кашу чеснок, перемешать, закрыть кастрюлю крышкой и завернуть в "шубу”: пусть распарится. Такая каша получается нежной, мягкой, ароматной.
«Тыловая Солянка»
Пишет Владимир УВАРОВ из Уссурийска, - «данное блюдо часто готовила в лихое время войны и в голодные послевоенные годы моя бабушка, ныне покойная. В чугунок она укладывала равные количества квашеной капусты и очищенной, нарезанной ломтиками картошки. Потом бабушка заливала воду так, чтобы она покрывала капустно-картофельную смесь.
После этого чугунок ставят на огонь - тушиться. А за 5 минут до готовности надо добавить в чугунок поджаренный на постном масле шинкованный лук, пару лавровых листиков, поперчить, если нужно по вкусу, то и посолить. Когда все готово, надо накрыть посудину полотенцем и дать потомиться с полчаса.
Такое блюдо, уверен, всем понравится. Бабушкин рецепт мы зачастую использовали и в сытные времена и ели эту "солянку” с удовольствием - пусть и не в чугунке, а в обычной кастрюле она тушилась»
«Макароны «балтийские» по-флотски с мясом»
Со слов соседа-фронтовика-десантника по даче (боевой мужик! в здравом уме, в свои 90 лет по 3 км в день бегает, купается в любую погоду) данный рецепт активно использовался в праздничном меню (по случаю удачных сражений или побед флота) на кораблях Балтийского флота во времена II Мировой войны :
В одинаковой пропорции берем макароны и мясо (желательно на ребрышках), лук (примерно треть от веса мяса и макарон)
-мясо отваривается до готовности и режется кубиками (бульон модно использовать на суп)
-макароны отвариваются до готовности
-лук припускают на сковороде до «золотистого» цвета
-мясо, лук и макароны смешиваем, выкладываем на противень (можно добавить чуток бульона) и ставим в духовку на 10-20 минут при температуре 210-220 градусов.
«Морковный чай»
Очищенную морковь терли на терке, сушили и прожаривали (думаю сушили) на противне в духовке с чагой, после чего заливали кипятком. От моркови чай получался сладковатым, а чага давала особый вкус и приятный темный цвет.
Салаты блокадного Ленинграда
В блокадном Ленинграде существовали рецептурные брошюры и практические пособия, помогавшие людям выжить в осажденном городе: «Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка ее впрок», «Травяные заменители чая и кофе», «Готовьте из диких весенних растений мучные изделия, супы и салаты» и т.п.
Многие подобные издания, созданные Ленинградским ботаническим институтом, рассказывали не только о том, как готовить определенные травы, но и где их лучше собирать. Приведу пару рецептов того времени.
Салат из щавеля. Для приготовления салата растолочь 100 граммов щавеля в деревянной чашке, всыпать 1–1,5 чайной ложки соли, влить 0,5–1 ложку растительного масла или 3 столовые ложки соевого кефира, после чего размешать.
Салат из листьев одуванчика. Собрать 100 граммов свежих зеленых листьев одуванчика, взять 1 чайную ложку соли, 2 столовые ложки уксуса, если есть, то добавить 2 чайные ложки растительного масла и 2 чайные ложки сахарного песку.
Хлеб войны
Одним из важнейших факторов, помогающих выстоять, защитить свою Родину, наравне с оружием был и остается хлеб – мерило жизни. Ярким подтверждением этому служит Великая Отечественная война.
Прошло много лет и пройдет еще немало, будут написаны новые книги о войне, но, возвращаясь к этой теме, потомки не раз зададут вечный вопрос: почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе?
Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, воинов, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь хлебом и сухарями.
Несмотря на колоссальные трудности, страна в 1941–1945 гг. обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, подчас решая самые сложные задачи, связанные с отсутствием сырья и производственных мощностей.
Для выпечки хлеба обычно использовались производственные мощности хлебозаводов и пекарен, которым централизованно выделялись мука и соль. Заказы воинских частей выполнялись в первоочередном порядке, тем более что для населения хлеба выпекалось немного, и мощности, как правило, были свободными.
Однако случались и исключения.
Так, в 1941 г. для обеспечения воинских подразделений, сосредоточенных на Ржевском направлении, местных ресурсов не хватало, а подвоз хлеба из тыла был затруднен. Для решения проблемы интендантские службы предложили воспользоваться старинным опытом создания напольных жаровых печей из доступных материалов – глины и кирпича.
Для устройства печи необходимы были глинистый грунт с примесью песка и площадка с откосом либо приямок глубиной 70 мм. Такая печь строилась обычно за 8 ч, затем 8–10 ч сушилась, после чего готова была выпечь до 240 кг хлеба за 5 оборотов.
Фронтовой хлеб 1941–1943 гг.
В 1941 г. неподалеку от верховья Волги находился исходный рубеж. Под крутым берегом реки дымили земляные кухни, располагалась санрота. Здесь же в первые месяцы войны создавались земляные (в основном они устанавливались в грунте) хлебопекарные печи. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб.
Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича. Хлеб фронтовой Москвы выпекался на хлебозаводах и в стационарных пекарнях.
Ветераны московских сражений рассказывали, как в овраге старшина раздавал солдатам горячий хлеб, который привез на лодке (вроде саней, только без полозьев), запряженной собаками. Старшина торопился, над оврагом низко проносились зеленые, синие, фиолетовые трассирующие ракеты. Неподалеку рвались мины. Солдаты, на «скорую руку» покушав хлеба и запив его чаем, приготовились к повторному наступлению...
Участник Ржевской операции В.А. Сухоставский вспоминал: «После ожесточенных боев нашу часть весной 1942 г. отвели в деревню Капково. Хотя эта деревня находилась в удалении от боев, но продовольственное дело налажено было слабо. Для пропитания мы сварили суп, а деревенские женщины принесли к нему хлеб «Ржевский», выпеченный из картофеля и отрубей. С этого дня у нас началось облегчение».
Как готовился хлеб «Ржевский»? Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.
Хлеб «Сталинградский»
В Великую Отечественную войну хлеб ценился наравне с боевым оружием. Его не хватало. Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука.
Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному.
Приготовление хлеба из обойной муки с примесью ячменной существенных изменений технологического процесса не требовало. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.
«Блокадный» хлеб
В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады.
Несмотря на страдания тыл проявил чудеса мужества, отваги, любви к Отчизне. Блокадный Ленинград не был здесь исключением. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни».
А.Н. Юхневич – старейшая работница ленинградского хлебозавода – рассказала в московской школе №128 на Уроке Хлеба о составе блокадных буханок: 10–12% — это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.
Хлеб временно оккупированных районов
О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий в годы войны, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Украинские, российские и белорусские матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат.
Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни.
В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам давали по две ложки пшенной каши в день (хлеба не было). Варили «затирку» из муки – супчик в виде киселя. Суп из гороха или перловки для голодных людей был праздником. Но самое главное – люди лишились привычного и особенно для них дорогого хлеба.
Меры этим лишениям нет, и память о них должна жить в назидание потомкам.
«Хлеб» фашистских концлагерей
Из воспоминаний бывшего участника антифашистского Сопротивления, инвалида I группы Д.И. Иванищева из г. Новозыбкова Брянской обл.: «Хлеб войны не может оставить равнодушным любого человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны – голод, холод, издевательства.
Мне волею судьбы пришлось пройти многие гитлеровские лагеря и концлагеря. Уж мы-то, заключенные концлагерей, знаем цену хлеба и преклоняемся перед ним. Вот и решил сообщить кое-что о хлебе для военнопленных. Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту.
Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе (Германия) 21 декабря 1941 г. «только для русских».
Вот его рецепт:
отжимки сахарной свеклы – 40%,
отруби – 30%,
древесные опилки – 20%,
целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.
Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».
Хлеб тыловой и фронтовой
По заданию правительства было налажено производство хлеба для населения в условиях огромного дефицита сырья. Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт рабочего хлеба, который специальными приказами, распоряжениями, инструкциями доводился до руководителей предприятий общественного питания. В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.
Хлеб фронтовой часто выпекался под открытым небом. Солдат шахтерской дивизии Донбасса И. Сергеев рассказывал: «Я скажу о боевой хлебопекарне. Хлеб составлял 80% всего питания бойца. Как-то нужно было дать хлеб полкам в течение четырех часов. Въехали на площадку, расчистили глубокий снег и тут же, среди сугробов, на площадке сложили печь. Затопили, просушили ее и выпекли хлеб».
Сушеная распареная вобла
Мне бабушка рассказывала, как они ели сушенную воблу. Для нас это рыбка, предназначенная под пивко. А бабушка говорила, что воблу (тарань ее называли почему- то), тоже выдавали по карточкам. Была она ооочень пересушенной и оооочень соленой.
Клали рыбку не очищая в кастрюльку, заливали кипятком, закрывали крышкой. Рыбка должна была стоять до полного остывания. (Наверное, лучше делать с вечера, а то не хватит терпения.) Затем варилась картошка, доставалась из кастрюльки рыбка, распаренная, мягкая и уже не соленая. Чистили и с картошечкой ели. Я пробовала. Бабушка как- то сделала разок. Знаете, и вправду вкусно!
Гороховый суп.
С вечера заливали в котле горох водой. Иногда горох заливали вместе с перловой крупой. На следующий день горох перекладывали в военно- полевую кухню и варили. Пока варился горох, в кастрюле на сале пережаривали лук и морковь. Если не было возможности делать зажарку, закладывали так. По мере готовности гороха добавлялась картошка, затем зажарка и в последнюю очередь закладывалась тушенка.
«Макаловка» Вариант № 1 (идеальный)
Замороженную тушенку очень мелко резали или крошили, на сковороде жарили лук (при наличии можно добавить морковь), после чего добавляли тушенку, немного воды, доводили до кипения. Ели так : мясо и «густерню» делили по количеству едоков, а в бульон по очереди макали кусочки хлеба, поэтому блюдо так называется.
Вариант № 2
Брали жир или сырое сало, добавляли в жаренный лук (как в первом рецепте), разбавляли водой, доводили до кипения. Кушали также как при 1 варианте.
Рецепт по первому варианту мне знаком (пробовали для разнообразия в походах), но его название и то, что он был придуман во время войны (скорей всего раньше) мне и в голову не приходило.
Николай Павлович отметил, что к концу войны кормить на фронте стали лучше и сытнее, хотя как он выразился «то пусто, то густо», с его слов – бывало, что по несколько дней еду не подвозили, особенно вовремя наступления или затяжных боев, а затем раздавали положенный за прошедшие дни паек.
Дети - войны
Война была жестокая, кровавая. Горе пришло в каждый дом и каждую семью. Уходили на фронт отцы, братья, а ребятишки оставались одни, - делится воспоминаниями А.С.Видина. – «В первые дни войны им хватало на пропитание. А потом они вместе с матерью ходили собирали колоски, гнилую картошку, чтобы как-то прокормиться. А мальчишки большей частью стояли у станков. Они не доставали до рукоятки станка и подставляли ящики. По 24 часа в сутки делали снаряды. Порой и ночевали на этих ящиках».
Дети войны очень быстро возмужали и стали помогать не только родителям, но и фронту. Женщины, оставшиеся без мужей, все делали для фронта: вязали варежки, шили нательное белье. Не отставали от них и дети. Они посылали посылки, в которые вкладывали свои рисунки, рассказывающие о мирной жизни, бумагу, карандаши. И когда солдат получал такую посылку от детей, он плакал... Но это и вдохновляло его: солдат с удвоенной энергией шел в бой, в атаку бить фашистов, отнявших детство у малышей.
Бывший завуч школы №2 В.С.Болотских рассказала, как их эвакуировали в начале войны. В первый эшелон она с родителями не попала. Позже все узнали, что он был разбомблен. Со вторым эшелоном семья эвакуировалась в Удмуртию «Жизнь эвакуированных детей была очень и очень тяжелой.
Если местные жители еще что-то имели, то мы ели лепешки с опилками, - рассказывала Валентина Сергеевна. Она рассказала, каким было любимое блюдо детей войны: в кипящую воду запускали натертую нечищеную сырую картошку. Эта была такая вкуснятина!»
И еще раз о солдатской каше, еде и мечтах…. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной Войны:
Г.КУЗНЕЦОВ:
«Когда я пришел 15 июля 1941 г. в полк, то наш повар, дядя Ваня, за сбитым из досок столом, в лесу, накормил меня целым котелком гречневой каши с салом. Ничего вкуснее не едал»
И.ШИЛО :
«В войну я всегда мечтал о том, что наемся вдоволь черного хлеба: его тогда всегда не хватало. А еще два желания было: отогреться (в солдатской шинельке около пушки всегда было промозгло) да выспаться»
В.ШИНДИН, председатель Совета ветеранов ВОВ :
«Из фронтовой кухни навсегда останутся самыми вкусными два блюда: гречневая каша с тушенкой и макароны по-флотски».
***
Близится главный праздник современной России. Для поколения, знающего Великую Отечественную только по фильмам, она ассоциируется больше с пушками и снарядами. Я же хочу вспомнить главное оружие нашей Победы.
Во время войны, когда голод был столь же привычен, как смерть и несбыточная мечта о сне, а бесценным подарком могла служить самая ничтожная в сегодняшнем представлении вещь – кусок хлеба, стакан ячменной муки или, к примеру, куриное яйцо, еда очень часто становилась эквивалентом человеческой жизни и ценилась наравне с боевым оружием…
http://ussrlife.blogspot.ru/20...
×cont.ws
Что ели во время войны
Хлеб тыловой и фронтовой
По заданию правительства было налажено производство хлеба для населения в условиях огромного дефицита сырья. Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт рабочего хлеба, который специальными приказами, распоряжениями, инструкциями доводился до руководителей предприятий общественного питания. В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.
Хлеб фронтовой часто выпекался под открытым небом. Солдат шахтерской дивизии Донбасса И. Сергеев рассказывал: «Я скажу о боевой хлебопекарне. Хлеб составлял 80% всего питания бойца. Как-то нужно было дать хлеб полкам в течение четырех часов. Въехали на площадку, расчистили глубокий снег и тут же, среди сугробов, на площадке сложили печь. Затопили, просушили ее и выпекли хлеб».
Сушеная распареная вобла
Мне бабушка рассказывала, как они ели сушенную воблу. Для нас это рыбка, предназначенная под пивко. А бабушка говорила, что воблу (тарань ее называли почему- то), тоже выдавали по карточкам. Была она ооочень пересушенной и оооочень соленой.
Клали рыбку не очищая в кастрюльку, заливали кипятком, закрывали крышкой. Рыбка должна была стоять до полного остывания. (Наверное, лучше делать с вечера, а то не хватит терпения.) Затем варилась картошка, доставалась из кастрюльки рыбка, распаренная, мягкая и уже не соленая. Чистили и с картошечкой ели. Я пробовала. Бабушка как- то сделала разок. Знаете, и вправду вкусно!
Гороховый суп.
С вечера заливали в котле горох водой. Иногда горох заливали вместе с перловой крупой. На следующий день горох перекладывали в военно- полевую кухню и варили. Пока варился горох, в кастрюле на сале пережаривали лук и морковь. Если не было возможности делать зажарку, закладывали так. По мере готовности гороха добавлялась картошка, затем зажарка и в последнюю очередь закладывалась тушенка.
«Макаловка» Вариант № 1 (идеальный)
Замороженную тушенку очень мелко резали или крошили, на сковороде жарили лук (при наличии можно добавить морковь), после чего добавляли тушенку, немного воды, доводили до кипения. Ели так : мясо и «густерню» делили по количеству едоков, а в бульон по очереди макали кусочки хлеба, поэтому блюдо так называется.
Вариант № 2
Брали жир или сырое сало, добавляли в жаренный лук (как в первом рецепте), разбавляли водой, доводили до кипения. Кушали также как при 1 варианте.
Рецепт по первому варианту мне знаком (пробовали для разнообразия в походах), но его название и то, что он был придуман во время войны (скорей всего раньше) мне и в голову не приходило.
Николай Павлович отметил, что к концу войны кормить на фронте стали лучше и сытнее, хотя как он выразился «то пусто, то густо», с его слов – бывало, что по несколько дней еду не подвозили, особенно вовремя наступления или затяжных боев, а затем раздавали положенный за прошедшие дни паек.
Дети — войны
Война была жестокая, кровавая. Горе пришло в каждый дом и каждую семью. Уходили на фронт отцы, братья, а ребятишки оставались одни, — делится воспоминаниями А.С.Видина. – «В первые дни войны им хватало на пропитание. А потом они вместе с матерью ходили собирали колоски, гнилую картошку, чтобы как-то прокормиться. А мальчишки большей частью стояли у станков. Они не доставали до рукоятки станка и подставляли ящики. По 24 часа в сутки делали снаряды. Порой и ночевали на этих ящиках».
Дети войны очень быстро возмужали и стали помогать не только родителям, но и фронту. Женщины, оставшиеся без мужей, все делали для фронта: вязали варежки, шили нательное белье. Не отставали от них и дети. Они посылали посылки, в которые вкладывали свои рисунки, рассказывающие о мирной жизни, бумагу, карандаши. И когда солдат получал такую посылку от детей, он плакал… Но это и вдохновляло его: солдат с удвоенной энергией шел в бой, в атаку бить фашистов, отнявших детство у малышей.
Бывший завуч школы №2 В.С.Болотских рассказала, как их эвакуировали в начале войны. В первый эшелон она с родителями не попала. Позже все узнали, что он был разбомблен. Со вторым эшелоном семья эвакуировалась в Удмуртию «Жизнь эвакуированных детей была очень и очень тяжелой.
Если местные жители еще что-то имели, то мы ели лепешки с опилками, — рассказывала Валентина Сергеевна. Она рассказала, каким было любимое блюдо детей войны: в кипящую воду запускали натертую нечищеную сырую картошку. Эта была такая вкуснятина!»
И еще раз о солдатской каше, еде и мечтах…. Воспоминания ветеранов Великой Отечественной Войны:
Г.КУЗНЕЦОВ:
«Когда я пришел 15 июля 1941 г. в полк, то наш повар, дядя Ваня, за сбитым из досок столом, в лесу, накормил меня целым котелком гречневой каши с салом. Ничего вкуснее не едал»
И.ШИЛО :
«В войну я всегда мечтал о том, что наемся вдоволь черного хлеба: его тогда всегда не хватало. А еще два желания было: отогреться (в солдатской шинельке около пушки всегда было промозгло) да выспаться»
В.ШИНДИН, председатель Совета ветеранов ВОВ :
«Из фронтовой кухни навсегда останутся самыми вкусными два блюда: гречневая каша с тушенкой и макароны по-флотски».
* * *
Близится главный праздник современной России. Для поколения, знающего Великую Отечественную только по фильмам, она ассоциируется больше с пушками и снарядами. Я же хочу вспомнить главное оружие нашей Победы.
Во время войны, когда голод был столь же привычен, как смерть и несбыточная мечта о сне, а бесценным подарком могла служить самая ничтожная в сегодняшнем представлении вещь – кусок хлеба, стакан ячменной муки или, к примеру, куриное яйцо, еда очень часто становилась эквивалентом человеческой жизни и ценилась наравне с боевым оружием…
источник: www.oneoflady.com
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2 3aeslib.ru
Смотрите также
- Можно ли кроликам хлеб
- Отрезать хлеб или хлеба
- Сухарики из бородинского хлеба
- Вся правда о хлебе
- Что намазывают на хлеб
- Тыквенный хлеб на закваске
- Хлеб имя существительное книга
- Кормить собаку хлебом сонник
- Хранение хлеба на кухне
- Хлеб наш насущный молитва
- Аккорды очередь за хлебом