Занятие для детей подготовительной группы: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной". Каша матушка наша а хлеб ржаной он отец родной
"Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной"
Разделы: Работа с дошкольниками
Цели:
- Углублять представления о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предмета.
- Обогащать словарь: размалывать, крупа, пшеничная, пшенная, овсяная, рисовая, гречневая. Расширять представления детей о знакомых предметах, развивая познавательные способности.
- Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.
Предварительная работа.
Напомнить содержание сказки "Колосок". Во время приема пищи обращать внимание детей на продукты, из которых сделано то или иное блюдо. Читать детям рассказы о хлебе, об урожае. Приготовить розетки с разными зернами: пшеница, рис, гречка, пшено, горох. Попросить повара приготовить разные каши. Сделать шапочки мышат и петуха для игры - драматизации. Повторить стихи, пословицы.
Ход занятия
1. Введение в тему занятия.
Воспитатель.
- Ребята, у нас в гостях сегодня будет герой многих сказок. Отгадайте кто это.
а) Загадка.
Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка. Раньше всех встает, Голосисто поет. (Петух)
Петушок. (Звучит музыка. Мальчик одевает шапочку петушка. Представляет себя)
- У меня в мешочке зернышки разные все вместе лежат. Помогите их разобрать.
б) Игровое упражнение.
Воспитатель.
- Поможем Петушку?
- Видишь, Петушок, зерна все уже разобраны.
2. Основная часть.
а) Рассматривание предметов.
- Ребята, давайте расскажем Петушку о каждом зерне, его цвете, форме и подскажем, что из них можно приготовить.
Рис. Он белого цвета, зернышки вытянутые гладкие. Из риса можно приготовить рисовую кашу, рисовую запеканку.
Гречиха. Зернышки коричневого цвета, похожи на маленькую пирамидку. Из гречки варят гречневую кашу.
Пшено. Зерна мелкие, желтого цвета, круглые. Готовят пшенную кашу.
Перловка. Это зерна ячменя. Зернышки овальные с полоской по серединке, серого цвета. Готовят перловую кашу.
Пшеница. Зернышки овальные, золотистого цвета. Готовят пшеничную кашу.
Воспитатель.
- А это овсяные хлопья - это не зерна, это продукт из овса. Из овсяных хлопьев варят овсяную кашу.
Воспитатель.
- Покажите нам с Петушком горох. Кто расскажет о нем: какие у него цвет, форма, и что из него можно приготовить?
- Давайте сравним зерна риса и пшеницы. Гречки и пшена.
(Рис белый, а пшеница золотая. У риса зерно более вытянутое, чем у пшеницы. Гречка с уголками, а пшено круглое, гречка коричневая, а пшено желтое).
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите внимательно на розетки ( плошки) и скажите, что не называют злаковым растением.
б) Загадка.
Воспитатель.
- Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят.
Что это? - Колос!
в) Чтение наизусть стихотворения.
Воспитатель.
- Послушайте отрывок из стихотворения Нуратдина Юсупова (дагестанского поэта) "Голубь и пшеничное зерно".
Прочитает его____________.
Рано утром голубок прилетел на бугорок, Видит - стебель не простой: Длинный, длинный золотой. На верху усатый колос. Слышит голубь звонкий голос: Поскорей меня в гнездо свое возьми! Поскорей голодных деток накорми! Детки зернышки клюют, клюют, клюют, Дети песенку веселую поют: Слава тучке, что вспоила росток! Слава солнцу, что согрело стебелек! Слава полю, где созрел колосок!
Воспитатель:
- Что можно приготовить из зерна? - Разные каши.
г) Игра "Подбери слово"
Воспитатель.
- Поиграем в игру. Я буду называть зерна, а вы будете говорить, какая каша из них получается. (Бросаю мячик, дети стоят по кругу.)
Рис - рисовая; пшено - пшенная; гречка - гречневая; овес - овсяная; горох - гороховая.
д) Работа с пословицами.
- Дети, когда люди научились выращивать зерна, первым блюдом у разных народов и у русского стала каша. "Каша - матушка наша", - говорили в народе.
Вспомните пословицы о еде.
Дети.
Хлеб да каша - еда наша.
Хлеба к обеду в меру бери - хлеб драгоценность, им не сори.
Худ обед, коли хлеба нет.
Кашу маслом не испортишь.
Мельница живёт водою, а человек едою. (Как понимаете эту пословицу?)
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Ешь каши больше - проживешь дольше.
д) Чтение наизусть стихотворения.
Воспитатель.
-Тимоша, расскажи стихотворение 3ои Александровой "Вкусная каша".
Каша из гречки, где варилась? - в печке.
Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела.
Кашу хвалила, на всех разделила...
- Ребята, наш повар Наталья Александровна, сварила вам разные каши.
Интересно, узнаете вы кашу по вкусу? Узнайте и расскажите, какую кашу ели и из какого зерна.
Вызываю по очереди детей, завязываю им глаза, даю пробовать кашу. Дети говорят, какую кашу они едят и из какого она зерна. Остальные ребята проверяют по внешнему виду.
е) Рассматривание предметов.
А если размолоть зерно, что получится? - Мука.
Что можно сделать из муки? (пироги, хлеб, бублики, булки)
А еще пекут каравай - большой круглый хлеб.
Показываю два каравая - простой и праздничный. Рассмотрите караваи. Чем они похожи? А чем отличаются? Правильно, вот этот пекут на праздник, он украшен колосками, листочками, цветами. А другой каждый день у нас на столе.
Петушок, теперь ты знаешь, что делать из зерна. Можешь кашу варить, а можешь каравай да пироги печь.
ж) Инсценировка по сказке "Колосок".
Петушок уходит и возвращается с пирогами. Выбегают мышата. Разыгрывается конец сказки "Колосок". Мышата уходят недовольные.
- Почему же так заканчивается сказка?
- Мышата работать не хотели, а только веселились.
- А мы с вами хорошо потрудились, можно и поиграть.
3. Выход из занятия.
а) Подвижная игра "Петушок и курочки"
- Петушок у нас есть, а вы - курочки. Петушок сыплет зернышки. А курочки ходят по кругу, говорят закличку и ждут угощенье. Как только закончатся слова, надо взять зернышко. Кому не достанется - проиграл. Садится на стульчик.
Дети играют, повторяя ее 2, 3 раза.
Ходит Петя по двору, Сыплет курам зерна. Поспеши скорей к нему, Даст тебе он корма.
Молодцы!!!!!!!!!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Каша – матушка наша а хлеб ржаной – отец родной
Занятие для детей подготовительной группы: «Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной»
Цели:
Углублять представления о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предмета.
Обогащать словарь: размалывать, крупа, пшеничная, пшенная, овсяная, рисовая, гречневая. Расширять представления детей о знакомых предметах, развивая познавательные способности.
Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения.
Предварительная работа.
Напомнить содержание сказки «Колосок». Во время приема пищи обращать внимание детей на продукты, из которых сделано то или иное блюдо. Читать детям рассказы о хлебе, об урожае. Приготовить розетки с разными зернами: пшеница, рис, гречка, пшено, горох. Попросить повара приготовить разные каши. Сделать шапочки мышат и петуха для игры — драматизации. Повторить стихи, пословицы.
Ход занятия
1. Введение в тему занятия.
Воспитатель.
- Ребята, у нас в гостях сегодня будет герой многих сказок. Отгадайте кто это.
а) Загадка.
Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка. Раньше всех встает, Голосисто поет. (Петух)
Петушок. (Звучит музыка. Мальчик одевает шапочку петушка. Представляет себя)
- У меня в мешочке зернышки разные все вместе лежат. Помогите их разобрать.
б) Игровое упражнение.
Воспитатель.
- Поможем Петушку?
- Видишь, Петушок, зерна все уже разобраны.
2. Основная часть.
а) Рассматривание предметов.
- Ребята, давайте расскажем Петушку о каждом зерне, его цвете, форме и подскажем, что из них можно приготовить.
Рис. Он белого цвета, зернышки вытянутые гладкие. Из риса можно приготовить рисовую кашу, рисовую запеканку.
Гречиха. Зернышки коричневого цвета, похожи на маленькую пирамидку. Из гречки варят гречневую кашу.
Пшено. Зерна мелкие, желтого цвета, круглые. Готовят пшенную кашу.
Перловка. Это зерна ячменя. Зернышки овальные с полоской по серединке, серого цвета. Готовят перловую кашу.
Пшеница. Зернышки овальные, золотистого цвета. Готовят пшеничную кашу.
Воспитатель.
- А это овсяные хлопья — это не зерна, это продукт из овса. Из овсяных хлопьев варят овсяную кашу.
Воспитатель.
- Покажите нам с Петушком горох. Кто расскажет о нем: какие у него цвет, форма, и что из него можно приготовить?
- Давайте сравним зерна риса и пшеницы. Гречки и пшена.
(Рис белый, а пшеница золотая. У риса зерно более вытянутое, чем у пшеницы. Гречка с уголками, а пшено круглое, гречка коричневая, а пшено желтое).
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите внимательно на розетки ( плошки) и скажите, что не называют злаковым растением.
б) Загадка.
Воспитатель.
- Золотист он и усат, в ста карманах — сто ребят.
Что это? — Колос!
в) Чтение наизусть стихотворения.
Воспитатель.
- Послушайте отрывок из стихотворения Нуратдина Юсупова (дагестанского поэта) «Голубь и пшеничное зерно».
Прочитает его____________.
Рано утром голубок прилетел на бугорок,Видит — стебель не простой:Длинный, длинный золотой.На верху усатый колос.Слышит голубь звонкий голос:Поскорей меня в гнездо свое возьми!Поскорей голодных деток накорми! Детки зернышки клюют, клюют, клюют, Дети песенку веселую поют:Слава тучке, что вспоила росток! Слава солнцу, что согрело стебелек!Слава полю, где созрел колосок!
Воспитатель:
- Что можно приготовить из зерна? — Разные каши.
г) Игра «Подбери слово»
Воспитатель.
- Поиграем в игру. Я буду называть зерна, а вы будете говорить, какая каша из них получается. (Бросаю мячик, дети стоят по кругу.)
Рис - рисовая; пшено - пшенная; гречка - гречневая; овес - овсяная; горох - гороховая.
д) Работа с пословицами.
- Дети, когда люди научились выращивать зерна, первым блюдом у разных народов и у русского стала каша. «Каша — матушка наша», — говорили в народе.
Вспомните пословицы о еде.
Дети.
Хлеб да каша — еда наша.
Хлеба к обеду в меру бери — хлеб драгоценность, им не сори.
Худ обед, коли хлеба нет.
Кашу маслом не испортишь.
Мельница живёт водою, а человек едою. (Как понимаете эту пословицу?)
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Ешь каши больше — проживешь дольше.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
д) Чтение наизусть стихотворения.
Воспитатель.
-Тимоша, расскажи стихотворение 3ои Александровой «Вкусная каша».
Каша из гречки, где варилась? — в печке.
Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела.
Кашу хвалила, на всех разделила…
- Ребята, наш повар Наталья Александровна, сварила вам разные каши.
Интересно, узнаете вы кашу по вкусу? Узнайте и расскажите, какую кашу ели и из какого зерна.
Вызываю по очереди детей, завязываю им глаза, даю пробовать кашу. Дети говорят, какую кашу они едят и из какого она зерна. Остальные ребята проверяют по внешнему виду.
е) Рассматривание предметов.
А если размолоть зерно, что получится? — Мука.
Что можно сделать из муки? (пироги, хлеб, бублики, булки)
А еще пекут каравай — большой круглый хлеб.
Показываю два каравая — простой и праздничный. Рассмотрите караваи. Чем они похожи? А чем отличаются? Правильно, вот этот пекут на праздник, он украшен колосками, листочками, цветами. А другой каждый день у нас на столе.
Петушок, теперь ты знаешь, что делать из зерна. Можешь кашу варить, а можешь каравай да пироги печь.
ж) Инсценировка по сказке «Колосок».
Петушок уходит и возвращается с пирогами. Выбегают мышата. Разыгрывается конец сказки «Колосок». Мышата уходят недовольные.
- Почему же так заканчивается сказка?
- Мышата работать не хотели, а только веселились.
- А мы с вами хорошо потрудились, можно и поиграть.
3. Выход из занятия.
а) Подвижная игра «Петушок и курочки»
- Петушок у нас есть, а вы — курочки. Петушок сыплет зернышки. А курочки ходят по кругу, говорят закличку и ждут угощенье. Как только закончатся слова, надо взять зернышко. Кому не достанется — проиграл. Садится на стульчик.
Дети играют, повторяя ее 2, 3 раза.
Ходит Петя по двору,Сыплет курам зерна.Поспеши скорей к нему,Даст тебе он корма.
Молодцы!!!!!!!!!
sundekor.ru
Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной
Занятие для детей подготовительной группы: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной" Цели: Углублять представления о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предмета. Обогащать словарь: размалывать, крупа, пшеничная, пшенная, овсяная, рисовая, гречневая. Расширять представления детей о знакомых предметах, развивая познавательные способности. Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения. Предварительная работа. Напомнить содержание сказки "Колосок". Во время приема пищи обращать внимание детей на продукты, из которых сделано то или иное блюдо. Читать детям рассказы о хлебе, об урожае. Приготовить розетки с разными зернами: пшеница, рис, гречка, пшено, горох. Попросить повара приготовить разные каши. Сделать шапочки мышат и петуха для игры - драматизации. Повторить стихи, пословицы. Ход занятия 1. Введение в тему занятия. Воспитатель. - Ребята, у нас в гостях сегодня будет герой многих сказок. Отгадайте кто это. а) Загадка. Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка. Раньше всех встает, Голосисто поет. (Петух) Петушок. (Звучит музыка. Мальчик одевает шапочку петушка. Представляет себя)- У меня в мешочке зернышки разные все вместе лежат. Помогите их разобрать. б) Игровое упражнение. Воспитатель. - Поможем Петушку? - Видишь, Петушок, зерна все уже разобраны. 2. Основная часть. а) Рассматривание предметов. - Ребята, давайте расскажем Петушку о каждом зерне, его цвете, форме и подскажем, что из них можно приготовить. Рис. Он белого цвета, зернышки вытянутые гладкие. Из риса можно приготовить рисовую кашу, рисовую запеканку. Гречиха. Зернышки коричневого цвета, похожи на маленькую пирамидку. Из гречки варят гречневую кашу. Пшено. Зерна мелкие, желтого цвета, круглые. Готовят пшенную кашу. Перловка. Это зерна ячменя. Зернышки овальные с полоской по серединке, серого цвета. Готовят перловую кашу. Пшеница. Зернышки овальные, золотистого цвета. Готовят пшеничную кашу. Воспитатель. - А это овсяные хлопья - это не зерна, это продукт из овса. Из овсяных хлопьев варят овсяную кашу. Воспитатель. - Покажите нам с Петушком горох. Кто расскажет о нем: какие у него цвет, форма, и что из него можно приготовить? - Давайте сравним зерна риса и пшеницы. Гречки и пшена. (Рис белый, а пшеница золотая. У риса зерно более вытянутое, чем у пшеницы. Гречка с уголками, а пшено круглое, гречка коричневая, а пшено желтое).Воспитатель. - Ребята, посмотрите внимательно на розетки ( плошки) и скажите, что не называют злаковым растением. б) Загадка. Воспитатель. - Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят. Что это? - Колос! в) Чтение наизусть стихотворения. Воспитатель. - Послушайте отрывок из стихотворения Нуратдина Юсупова (дагестанского поэта) "Голубь и пшеничное зерно". Прочитает его____________. Рано утром голубок прилетел на бугорок,Видит - стебель не простой:Длинный, длинный золотой.На верху усатый колос.Слышит голубь звонкий голос:Поскорей меня в гнездо свое возьми!Поскорей голодных деток накорми! Детки зернышки клюют, клюют, клюют, Дети песенку веселую поют:Слава тучке, что вспоила росток! Слава солнцу, что согрело стебелек!Слава полю, где созрел колосок! Воспитатель: - Что можно приготовить из зерна? - Разные каши. г) Игра "Подбери слово" Воспитатель. - Поиграем в игру. Я буду называть зерна, а вы будете говорить, какая каша из них получается. (Бросаю мячик, дети стоят по кругу.) Рис - рисовая; пшено - пшенная; гречка - гречневая; овес - овсяная; горох - гороховая. д) Работа с пословицами. - Дети, когда люди научились выращивать зерна, первым блюдом у разных народов и у русского стала каша. "Каша - матушка наша", - говорили в народе. Вспомните пословицы о еде. Дети. Хлеб да каша - еда наша. Хлеба к обеду в меру бери - хлеб драгоценность, им не сори. Худ обед, коли хлеба нет. Кашу маслом не испортишь. Мельница живёт водою, а человек едою. (Как понимаете эту пословицу?) На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Ешь каши больше - проживешь дольше. Хочешь есть калачи - не сиди на печи. д) Чтение наизусть стихотворения. Воспитатель. -Тимоша, расскажи стихотворение 3ои Александровой "Вкусная каша". Каша из гречки, где варилась? - в печке. Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела. Кашу хвалила, на всех разделила... - Ребята, наш повар Наталья Александровна, сварила вам разные каши. Интересно, узнаете вы кашу по вкусу? Узнайте и расскажите, какую кашу ели и из какого зерна. Вызываю по очереди детей, завязываю им глаза, даю пробовать кашу. Дети говорят, какую кашу они едят и из какого она зерна. Остальные ребята проверяют по внешнему виду. е) Рассматривание предметов. А если размолоть зерно, что получится? - Мука. Что можно сделать из муки? (пироги, хлеб, бублики, булки) А еще пекут каравай - большой круглый хлеб. Показываю два каравая - простой и праздничный. Рассмотрите караваи. Чем они похожи? А чем отличаются? Правильно, вот этот пекут на праздник, он украшен колосками, листочками, цветами. А другой каждый день у нас на столе. Петушок, теперь ты знаешь, что делать из зерна. Можешь кашу варить, а можешь каравай да пироги печь. ж) Инсценировка по сказке "Колосок". Петушок уходит и возвращается с пирогами. Выбегают мышата. Разыгрывается конец сказки "Колосок". Мышата уходят недовольные. - Почему же так заканчивается сказка? - Мышата работать не хотели, а только веселились. - А мы с вами хорошо потрудились, можно и поиграть. 3. Выход из занятия. а) Подвижная игра "Петушок и курочки" - Петушок у нас есть, а вы - курочки. Петушок сыплет зернышки. А курочки ходят по кругу, говорят закличку и ждут угощенье. Как только закончатся слова, надо взять зернышко. Кому не достанется - проиграл. Садится на стульчик. Дети играют, повторяя ее 2, 3 раза. Ходит Петя по двору,Сыплет курам зерна.Поспеши скорей к нему,Даст тебе он корма. Молодцы!!!!!!!!!profhelp.net
Сценарий мероприятия на тему "Каша
Внеклассное мероприятие
«Каша – матушка наша»
Цели:
сформировать правильное представление о необходимости и важности употребления в пищу различных видов каш;
пробуждение у детей интереса к народным традициям.
Задачи:
сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни наших предков;
формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных, разнообразных каш, как обязательного компонента меню школьников;
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Ход мероприятия
1 ведущий:
Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции.
Сегодня героиней нашего праздника будет её величество каша!
2 ведущий:
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе. Она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Хлебец ржаной – батюшка родной, каша - матушка наша».
3 ведущий:
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо. Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания. Каша – это исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «кашей». Вот какая история вышла с «кашей» Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю должен был ехать на «кашу» к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение… тогда выбрали «золотую середину». Кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне. С этой историей, говорят, связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!» Выражение это дошло и до наших дней.
В старину на Руси был даже праздник каши. Отмечался он в день Акулины – гречишницы, который приходится на 26 июня.
Песня «Ярмарка»
1 ведущий:
Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила…»
(ребята хором произносят продолжение стишка)
Входит сорока:
Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.
- Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте-ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.
Что всегда поверх каши лежит? (масло)
Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (соль)
Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (молоко)
Я бел, как снег, в чести у всех
И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар)
Сорока: Молодцы, ребята! Все назвали. А теперь я пойду кашку вам сварю, печка-то уже готова.
2 ведущий:
Иди сорока, вари вкусную кашу, а мы продолжим. Проведя социологический опрос среди учеников вторых классов, мы выяснили, что больше всего дети любят гречневую и манную кашу.
3 ведущий:
Оказывается, что безусловным фаворитом среди каш является гречневая. Она по питательности не уступает мясу, хлебу и картофелю, а организмом усваивается гораздо лучше. Одним из главных достоинств гречки является большое количество растительного белка, поэтому гречу можно использовать как полноценный заменитель мяса. Много в зернах гречихи минеральных веществ: магния, например, в 2 раза больше, чем в ячмене, и в 4 раза больше, чем в рисе. Поэтому она незаменима для диабетиков и сердечников. В ней так же много железа, которого не хватает людям с пониженным гемоглобином. Греча способствует снижению уровня холестерина, очищает сосуды, а значит, предотвращает развитие атеросклероза, инфаркта и инсульта. Отличается греча и большим содержанием витаминов группы В и РР (рутин, который, кстати, получают из крупы промышленным способом). А если в пище недостаточно витаминов группы В, то у людей нарушается деятельность нервной системы: они становятся невнимательными, рассеянными, раздражительными, плохо спят. Гречневая каша полезна для здоровья всем. Её назначают в качестве лечебного питания, рекомендуют включать в укрепляющую диету пожилым и больным людям. Гречка низкокалорийная незаменима для тех, кто хочет похудеть.
Из истории. Более 5 тысяч лет назад народы северной Индии обратили внимание на травянистое растение с невзрачными цветками. Его темные семена, пирамидки, оказались съедобны из них стали делать муку для лепешек и варить кашу. Названо это растение гречкой, потому что первыми ее возделывали греческие монахи при монастырях.
На Русь гречиха была привезена из Греции и стала одной из лучших зерновых культур. За целебные качества гречневую крупу часто называют «царицей круп». Гречневая каша стала излюбленным блюдом. Сначала готовили ее в русской печи, а позже на плите. В течение двух тысяч лет гречневая каша является исконной национальной русской пищей, а с 15 века она стала одним из основных продуктов питания. О гречневой каше слагали пословицы и стихи: «Хлебец ржаной – батюшка родной,
Гречневая каша - матушка наша».
«Каша – кормилица наша»
* * *
Богатырь на свете жил
Гречку кушать он любил,
Целый чугунок съедал
Хлебом черным заедал
Гречка мне как мать родная
Без нее ослабеваю,
Ароматный хлеб ржаной
Мне как батюшка родной!
1 ведущий:
А вы ели когда–нибудь кашу из топора?
Учащиеся 2В класса приготовили для Вас инсценировку русской народной сказки «Каша из топора»
(Появляются Солдат и старуха )
Ведущий: Пришел солдат с походу на квартиру говорит хозяйке:
- Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
- Вон там на гвоздике повесь
- А ль ты совсем глуха, что не чуешь?
- Где хошь, там и заночуешь!
- Глухая! Подавай на стол!
- Да нечего, родимый!
- Свари кашицу
- Да не из чего!
- Давай топор! Я из топора кашу сварю!
Ведущий: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
- Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!
(Старуха вздыхая, достает крупу, дает Солдату)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.
- Готова ли?
- Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.
(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)
- Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть.
(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна. Старуха, смакуя кашу):
- Служивый, а когда ж топор будем есть?
- Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю. (Встает)
- Ну, будь здорова, хозяйка!
( Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Ведущий: Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой. Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унес.
1 ведущий:
А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?
(Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара)
2 ведущий: А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс.лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс.лет.
1 ведущий:
Ребята! А с какой кашей вы познакомились раньше всего в жизни?
(С манной кашей)
А вы знаете, из какой крупы её готовят?
3 ведущий:
Интересно, что манная крупа получается из пшеницы, а пшеница с давних времен возделывалась на Руси. Манную крупу добывали путем перемола на мельницах, определенных сортов пшеницы, в муку грубого помола. Несмотря на то, что выращивать пшеницу люди стали еще до нашей эры, манная крупа появилась гораздо позже. На Руси ее производили в небольших количествах, и она считалась деликатесом, а потому предназначалась лишь знати и богачам.
На манной каше выросло уже не одно поколение. Этот продукт отлично подходит детям, ведь манка обладает нежным приятным вкусом, да и жевать ее почти не требуется. Рекомендуют давать манную кашу детям на завтрак перед серьезными нагрузками, например, контрольными работами. Эту необыкновенную кашу можно готовить разными способами, и она была прославлена еще в давние времена.
Однажды граф Дмитрий Гурьев гостил в имении знакомого отставного военного. Во время обеда на десерт была подана каша, отведав которую граф так восхитился, что попросил позвать крепостного повара Захара и, поблагодарив, решил выкупить его со всей его семьей. И кого только не угощал граф этой кашей, равнодушным не остался никто, так и получила она название “Гурьевская каша”.
Рецепт приготовления «Гурьевской каши» найдете в нашем сборнике.
2 ведущий: Встречайте учащихся 2 Б класса. Они расскажут стихотворение про Машу и манную кашу.
СТИХИ про манную кашу
Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»
Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»
Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»
И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли моё не душисто
От травы-муравы шелковистой?»
Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка ложку!»
Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!»
Русский народный танец
Если в беспорядке, мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну, разве каша виновата, что бестолкова голова!
Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять...
Говорят, что во рту у вас - каша !
Обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь- ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!
Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но разве правильно, ребята.
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки…
Нет ничего прекрасней манки!
Песня про манную кашу
Каши разные нужны
Каши всякие важны!
Рисовая каша наша
Сладкая, приятная,
С изюмом, ароматная
Вкусная, пахучая
Белая, сыпучая.
3 ведущий:
Рисовая каша полезна тем, что содержит много сложных углеводов и долгое время обеспечивает приток энергии. Рис хорошо очищает организм от солей, токсинов и шлаков. Этот продукт очень широко используется на кухне. Большое разнообразие каш можно приготовить с сушеными цукатами или со свежими фруктами.
Рис является одним из древнейших и продуктивных злаков на Земле. В России появился при Петре I и был назван «Сарацинское пшено», завезен из Китая. Зерно было только привозным, а потому очень дорогим. Сегодня существует много видов риса и методов его возделывания. В конце 19 века рис стали возделывать в России. В настоящее время половина человечества питается рисом.
1 ведущий:
Ребята, а давайте вспомним, в каких произведениях говорится о каше?
Русская народная сказка «Каша из топора»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
В. Драгунский «Тайное становится явным»
Н.Носов «Мишкина каша»
Братья Гримм «Горшок каши»
2 ведущий:
В сказке А.С. Пушкина «О попе и работнике его Балде» поп кормил своего работника полбой. Так на Руси называли особый вид пшеницы - с ломким колосом, т.е. пшеничной кашей.
3 ведущий:
А вы знаете о каше молодости и красоты.
Так на Руси называли кашу из овса. Овсяная каша очень полезна для здоровья, способствует хорошему пищеварению. В ней присутствуют минералы, углеводы и уникальные витамины, которые укрепляют волосы и ногти, улучшают состояние кожи, способствуют росту детского организма. В народе овсянку считают настоящим эликсиром молодости и красоты. Вкусна каша из овсяной крупы, особенно дробленой или расплющенной, - она называется «геркулес». У англичан это национальное блюдо, его почти все едят по утрам.
Родина овса – Монголия. Когда этот злак появился на русских землях, его стали возделывать наряду с пшеницей, употреблять в пищу и на корм лошадям.
Частушки
1.Кушай кашу геркулес
Это чудо из чудес.
Кушай, будешь силачом
Любая гиря нипочем.
2.Красно яблочко поспело
Все в себя собрать успело.
Углеводы и кислоты,
Солям тоже есть работа.
3.Положила я изюм-
Бывший виноградик.
Кашу пробуйте мою
Похвалите всю семью!
4.У меня горшочек каши
Каши очень непростой,
Если съешь её ты ложкой,
Сразу вырастешь большой!
5.В каше есть пшено из проса
Омывали его росы.
Солнышко его любило,
А я в кашу превратила!
6.Тыква выросла огромной
В ней и сахар и белки,
Каротин, клетчатка, воды,
Витаминов в ней – полки!
1 ведущий:
Сегодня кашу заварили родители и дети 2 А класса.
Замечательная вышла каша!
Душистая, ароматная, рассыпчатая!
2 ведущий:
Сейчас самое время устроить пир на весь мир! Каша уже подоспела!
3 ведущий:
Угощайтесь, гости дорогие, кашей, а мы поделимся с вами рецептами.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
infourok.ru
Конспект каша — матушка наша
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец родной» Программное содержание - Углублять представления о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предмета. - Расширять представления детей о знакомых предметах, развивая познавательные способности. - Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения. Словарь: размалывать, крупа, пшеничная, пшенная, овсяная, рисовая, гречневая. Грамота: учить составлять предложения, записывать их в виде схемы Словесный состав предложения: находить – находить место слова в предложении, составлять предложения по опорным словам. Предварительная работа: Напомнить содержание сказки «Колосок». Во время приема пищи обращать внимание детей на продукты, из которых сделано то или иное блюдо. Читать детям рассказы о хлебе, об урожае. Приготовить розетки с разными зернами: пшеница, рис, гречка, пшено, горох. Попросить повара готовить на завтрак разные каши. Сделать шапочки мышат и петуха для игры – драматизации. Разучить и повторить стихи, пословицы. Материал и оборудование: мешочек с зерном, разные крупы, розетки, каша из круп, шапочки для петушка и мышат. Ход занятия Воспитатель разложил на столах розетки с разными крупами. Рядом с ним ребенок в шапочке Петушка с мешочком зерен. Воспитатель: Ребята. У нас в гостях Петушок. У него в мешочке зернышки разные все вместе лежат. Он просит ему помочь их разобрать и рассказать из каких зерен, что можно приготовить. Поможем петушку? - Видишь, Петушок, зерна все уже разобраны по отдельности. Воспитатель показывает розетки с зернами. Просит рассказать Петушка о каждом зерне и подсказать, что из них можно приготовить. Воспитатель: Рассмотрим их внимательно. Можете взять их в руки, попробовать на вкус, размять. Покажите нам с петушком пшеницу. Кто расскажет о ней: какие у нее цвет, форма, вкус и что из нее можно приготовить? Заслушивает ответ. Дети могут дополнять. Таким образом дети действуют с каждым видом зерна. Далее воспитатель предлагает сравнить зерна риса и гороха, гречки и пшена. Воспитатель: Овсяные хлопья, из которых вам варят вкусную кашу, - это не зерно, это продукт из овса. А вот овес – это зерно. Золотист он усат, в ста карманах – сто ребят. Что это? Дети – Колос. Воспитатель - Все зерна собраны в колос. Посеешь одно зерно, а вырастет, сколько? Дети – Много. Воспитатель - Послушайте отрывок из стихотворения Н.Юсупова. «Голубь и пшеничное зерно». Расскажет его Лена. Рано утром голубок прилетел на бугорок, Видит – стебель не простой: Длинный, длинный золотой. На верху усатый колос. Слышит голубь звонкий голос: - Поскорей меня в гнездо свое возьми! - Поскорей голодных деток накорми! Детки зернышки клюют, клюют, клюют, Дети песенку веселую поют: - Слава тучи, что вспоила росток! – гули-гули! - Слава солнцу, что спасло стебелек! – гули-гули! - Слава полю, что созрел колосок! - гули-гули! Воспитатель: Что можно приготовить из зерна? Дети: – Разные каши. Воспитатель - Дети, когда люди научились выращивать зерна, первым блюдом у разных народов и у нас русских стала каша. «Каша – матушка наша», - говорили в народе. Вспомните пословицы о еде. Ешь каши больше – проживешь дольше. Кашу маслом не испортишь. Хороша кашка - да мала чашка. Густая каша семьи не разгонит. Хочешь есть калачи – не сиди на печи и др. Воспитатель - Катя прочитай стихотворение З.Александровой «Вкусная каша» Каша из гречки, где варилась? – в печке. Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела. Кашу хвалила, на всех разделила… Воспитатель - Ребята, наш повар Анна Григорьевна, сварила вам разные каши. Интересно, узнаете вы кашу по вкусу? Узнайте и расскажите. Воспитатель вызывает по очереди детей, завязывает им глаза, дает пробовать кашу. Дети говорят какую кашу они едят и из какого зерна. - А если размолоть зерно, что получится? Дети – Мука. Воспитатель - Что можно сделать из муки? Ответы детей. Воспитатель - Петушок, теперь ты знаешь, что делать из зерна. Можешь кашу варить, а можешь и пироги печь. Петушок уходит и возвращается с пирогом. Выбегают мышата. Разыгрывается конец сказки «Колосок». Мышата уходят недовольные. Воспитатель - Как сказка заканчивается? Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать. Мышата работать не хотели, а только веселись. А мы с вами хорошо потрудились, можно и поиграть. - Игра называется «Петушок и курочки». - Петушок у нас есть, а вы все будете курочки. Вы играли в нее, когда были маленькими. Дети играют, повторяя ее 2-3 раза. Воспитатель: Поиграем в другую игру. Игра: «Какая каша». Я буду называть зерна, а вы будете говорить, какая каша из них получается. Рис – рисовая; Пшено – пшенная; Гречка – гречневая; Овес – овсяная; Кукуруза – кукурузная; Горох – гороховая. Теперь из этих слов составьте предложения. - Моя любимая каша – рисовая. Сколько слов в предложении? Четыре. Запишем это предложение черточками, в виде схемы. Сколько слов в предложении – столько и черточек. Придумайте свое предложение и запишите его, как я. А мы все будем проверять, правильно ли оно записано.educontest.net
Конспект непосредственно образовательной деятельности Каша — матушка наша, хлеб ржаной — отец родной (из опыта работы)
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Каша – матушка наша, хлеб ржаной – отец родной» Программное содержание - Углублять представления о свойствах, качествах и признаках предметов. Продолжать учить сравнивать предметы, вычленяя признаки сходства и различия. Учить рассказывать в ходе обследования предмета. - Расширять представления детей о знакомых предметах, развивая познавательные способности. - Воспитывать интерес к предметам ближайшего окружения. Словарь: размалывать, крупа, пшеничная, пшенная, овсяная, рисовая, гречневая. Грамота: учить составлять предложения, записывать их в виде схемы Словесный состав предложения: находить – находить место слова в предложении, составлять предложения по опорным словам. Предварительная работа: Напомнить содержание сказки «Колосок». Во время приема пищи обращать внимание детей на продукты, из которых сделано то или иное блюдо. Читать детям рассказы о хлебе, об урожае. Приготовить розетки с разными зернами: пшеница, рис, гречка, пшено, горох. Попросить повара готовить на завтрак разные каши. Сделать шапочки мышат и петуха для игры – драматизации. Разучить и повторить стихи, пословицы. Материал и оборудование: мешочек с зерном, разные крупы, розетки, каша из круп, шапочки для петушка и мышат. Ход занятия Воспитатель разложил на столах розетки с разными крупами. Рядом с ним ребенок в шапочке Петушка с мешочком зерен. Воспитатель: Ребята. У нас в гостях Петушок. У него в мешочке зернышки разные все вместе лежат. Он просит ему помочь их разобрать и рассказать из каких зерен, что можно приготовить. Поможем петушку? - Видишь, Петушок, зерна все уже разобраны по отдельности. Воспитатель показывает розетки с зернами. Просит рассказать Петушка о каждом зерне и подсказать, что из них можно приготовить. Воспитатель: Рассмотрим их внимательно. Можете взять их в руки, попробовать на вкус, размять. Покажите нам с петушком пшеницу. Кто расскажет о ней: какие у нее цвет, форма, вкус и что из нее можно приготовить? Заслушивает ответ. Дети могут дополнять. Таким образом дети действуют с каждым видом зерна. Далее воспитатель предлагает сравнить зерна риса и гороха, гречки и пшена. Воспитатель: Овсяные хлопья, из которых вам варят вкусную кашу, - это не зерно, это продукт из овса. А вот овес – это зерно. Золотист он усат, в ста карманах – сто ребят. Что это? Дети – Колос. Воспитатель - Все зерна собраны в колос. Посеешь одно зерно, а вырастет, сколько? Дети – Много. Воспитатель - Послушайте отрывок из стихотворения Н.Юсупова. «Голубь и пшеничное зерно». Расскажет его Лена. Рано утром голубок прилетел на бугорок, Видит – стебель не простой: Длинный, длинный золотой. На верху усатый колос. Слышит голубь звонкий голос: - Поскорей меня в гнездо свое возьми! - Поскорей голодных деток накорми! Детки зернышки клюют, клюют, клюют, Дети песенку веселую поют: - Слава тучи, что вспоила росток! – гули-гули! - Слава солнцу, что спасло стебелек! – гули-гули! - Слава полю, что созрел колосок! - гули-гули! Воспитатель: Что можно приготовить из зерна? Дети: – Разные каши. Воспитатель - Дети, когда люди научились выращивать зерна, первым блюдом у разных народов и у нас русских стала каша. «Каша – матушка наша», - говорили в народе. Вспомните пословицы о еде. Ешь каши больше – проживешь дольше. Кашу маслом не испортишь. Хороша кашка - да мала чашка. Густая каша семьи не разгонит. Хочешь есть калачи – не сиди на печи и др. Воспитатель - Катя прочитай стихотворение З.Александровой «Вкусная каша» Каша из гречки, где варилась? – в печке. Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела. Кашу хвалила, на всех разделила… Воспитатель - Ребята, наш повар Анна Григорьевна, сварила вам разные каши. Интересно, узнаете вы кашу по вкусу? Узнайте и расскажите. Воспитатель вызывает по очереди детей, завязывает им глаза, дает пробовать кашу. Дети говорят какую кашу они едят и из какого зерна. - А если размолоть зерно, что получится? Дети – Мука. Воспитатель - Что можно сделать из муки? Ответы детей. Воспитатель - Петушок, теперь ты знаешь, что делать из зерна. Можешь кашу варить, а можешь и пироги печь. Петушок уходит и возвращается с пирогом. Выбегают мышата. Разыгрывается конец сказки «Колосок». Мышата уходят недовольные. Воспитатель - Как сказка заканчивается? Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать. Мышата работать не хотели, а только веселись. А мы с вами хорошо потрудились, можно и поиграть. - Игра называется «Петушок и курочки». - Петушок у нас есть, а вы все будете курочки. Вы играли в нее, когда были маленькими. Дети играют, повторяя ее 2-3 раза. Воспитатель: Поиграем в другую игру. Игра: «Какая каша». Я буду называть зерна, а вы будете говорить, какая каша из них получается. Рис – рисовая; Пшено – пшенная; Гречка – гречневая; Овес – овсяная; Кукуруза – кукурузная; Горох – гороховая. Теперь из этих слов составьте предложения. - Моя любимая каша – рисовая. Сколько слов в предложении? Четыре. Запишем это предложение черточками, в виде схемы. Сколько слов в предложении – столько и черточек. Придумайте свое предложение и запишите его, как я. А мы все будем проверять, правильно ли оно записано.profhelp.net
«Тяжёлая судьба русской гречихи» - Вильям Похлёбкин
- 1867Среди длинного списка дефицитных продуктов прошлых лет, пожалуй, на первом месте и «по стажу», и по заслуженной любви истосковавшихся по ней людей, и, наконец, по объективным кулинарно-пищевым качествам стояла, несомненно, гречневая крупа.
С чисто исторической точки зрения гречка – истинно русская национальная каша, наше второе по значению национальное блюдо. «Щи да каша – пища наша». «Каша – мать наша». «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной». Все эти поговорки известны с весьма давних времён. Когда в контексте русских былин, песен, сказаний, притч, сказок, пословиц и поговорок и даже в самих летописях встречается слово «каша», то это всегда означает именно гречневую кашу, а не какую-нибудь иную.
Словом, гречиха – не просто пищевой продукт, а своего рода символ национального русского своеобразия, ибо в ней соединились те качества, которые всегда привлекали русский народ и которые он считал своими национальными: простота в приготовлении (налил воды, вскипятил не мешая), ясность в пропорциях (одна часть крупы на две части воды), доступность (гречка всегда была в России в избытке с Х по XX века) и дешевизна (вдвое дешевле пшеницы). Что же касается сытности и отменного вкуса гречневой каши, то они – общепризнанны, вошли в поговорки.
Итак, давайте познакомимся с гречихой. Кто она? Где и когда родилась? Почему носит такое имя и т.д. и т.п.
Ботаническая родина гречихи – наша страна, а точнее – Южная Сибирь, Алтай, Горная Шория. Отсюда, из предгорий Алтая, гречиху занесли на Урал урало-алтайские племена во время переселения народов. Поэтому европейское Предуралье, Волго-Камский регион, где гречиха временно осела и стала распространяться в течение всего первого тысячелетия нашей эры и почти два-три столетия второго тысячелетия как особая местная культура, стали второй родиной гречихи, опять-таки на нашей территории. И наконец, после начала второго тысячелетия гречиха обретает свою третью родину, переходя в районы чисто славянского расселения и становясь одной из основных национальных каш и, следовательно, национальным блюдом русского народа (две чёрные национальные каши – ржаная и гречневая).
Таким образом, на огромном пространстве именно нашей страны развертывалась в течение двух и даже двух с половиной тысячелетий вся история развития гречихи и находятся три её родины – ботаническая, историческая и национально-экономическая.
Только после того как гречиха глубоко укоренилась в нашей стране, она стала, начиная с XV века, распространяться и в Западной Европе, а затем и в остальном мире, где складывается впечатление, что это растение и этот продукт пришёл с Востока, хотя разные народы определяют этот «восток» по-разному. В Греции и Италии гречиху называли «турецким зерном», во Франции и Бельгии, Испании и Португалии – сарацинским или арабским, в Германии считали «языческим», в России – греческим, так как первоначально в Киевской и Владимирской Руси гречиху возделывали при монастырях преимущественно греческие монахи, люди более сведущие в агрономии, которые и определяли названия культур. О том, что гречиху испокон веков возделывали в Сибири, в Предуралье и в Волго-Камском обширном регионе, церковники не желали знать; честь «открытия» и внедрения этой любимой русскими культуры они безапелляционно приписывали себе.
Когда же во второй половине XVIII века Карл Линней дал гречихе латинское название «фагопирум» – «буковоподобный орешек», ибо по форме семян, зёрен гречиха напоминала орешки букового дерева, то во многих германоязычных странах – Германии, Голландии, Швеции, Норвегии, Дании – гречиху стали называть «буковой пшеницей».
Примечательно, однако, что широкого распространения как блюдо гречневая каша в Западной Европе не получила. Кроме собственно Ве-ликороссии гречиху возделывали лишь в Польше, да и то после её присоединения к России в конце XVIII века. Так и сложилось, что всё Царство Польское, а также не входившие, но примыкавшие к нему Виленская, Гродненская и Волынская губернии стали одним из главных центров возделывания гречихи в Российской империи. И поэтому вполне понятно, что с их отпадением от России после Первой мировой войны производство гречихи в СССР и доля СССР в мировом гречишном экспорте сократилась. Однако и после этого наша страна давала 75% и более мирового производства гречихи ещё в 20-х годах. В абсолютных цифрах положение дел с производством товарного гречневого зерна (крупы) обстояло за последние сто лет так.
В конце XIX – начале XX века в год под гречиху в России было занято чуть более 2 млн га, или 2% пашни. Сбор составлял 73,2 млн пудов, или по нынешним мерам – 1,2 млн тонн зерна, из которых 4,2 млн пудов экспортировали за границу, причём не в виде зерна, а главным образом в виде гречневой муки, а круглым счётом 70 млн пудов шло исключительно на внутреннее потребление. И на 150 млн человек тогда этого вполне хватало. Это положение после утраты отпавших земель под гречкой в Польше, Литве и Белоруссии было восстановлено уже к концу 20-х годов. В 1930-1932 годах площади под гречихой были расширены до 3,2 млн га и составляли уже 2,81 посевных площадей. Сборы зерна составили в 1930-1931 годах 1,7 млн тонн, а в 1940 году – 13 млн тонн, т. е. несмотря на некоторое падение урожайности, в целом валовой сбор был выше, чем до революции, и гречневая крупа постоянно была в продаже. Более того, оптовые, закупочные и розничные цены на гречку в 20-40-е годы были в СССР самыми низкими среди прочих хлебов. Так, пшеница была 103-108 коп. за пуд, в зависимости от района, рожь – 76-78 коп., а гречиха – 64-76 коп., причём дешевле всего она стоила в Приуралье. Одной причиной низких внутренних цен было падение мировых цен на гречиху. В 20- 30 годах СССР вывозил лишь 6-8% валового сбора на экспорт, да и то вынужден был конкурировать с США, Канадой, Францией и Польшей, которые также поставляли на мировой рынок гречневую муку, в то время как крупа-ядрица на мировом рынке не котировалась.
Даже в 30-х годах, когда пшеничная мука вздорожала в СССР на 40%, а ржаная на 20%, гречневая крупа-ядрица вздорожала всего на 3-5%, что при её общей низкой стоимости было почти незаметно. И тем не менее спрос на неё на внутреннем рынке и в этой ситуации нисколько не возрастал, даже снижался. Практически же она была в избытке. Но к снижению спроса приложила руку наша «родная» медицина, которая неустанно распространяла «информацию» о «малой калорийности», «трудной усвояемости», «высоком проценте целлюлозы» в гречневой крупе. Так, биохимики публиковали «открытия», что гречка содержит 20% целлюлозы и, следовательно, «вредна для здоровья». При этом в анализ зерна гречихи бессовестно включали и лузгу (т. е. оболочки, закрышки, от которых лущили зерно). Словом, в 30-х годах, вплоть до начала войны, гречку не только не считали дефицитом, но и низко котировали пищевики, продавцы и диетологи.
Положение резко изменилось во время войны и особенно после неё. Во-первых, все площади под гречихой в Белоруссии, на Украине и в РСФСР (Брянская, Орловская, Воронежская области, предгорья Северного Кавказа) были полностью утрачены, попав в полосу военных действий или в оккупированные территории. Оставались лишь районы Предуралья, где урожайность была очень низка. Армия тем не менее регулярно получала гречневую крупу из заблаговременно созданных крупных государственных запасов.
После войны положение осложнилось: запасы были съедены, восстановление площадей под посевы гречихи шло туго, важнее было восстановить производство более продуктивных видов зерна. И тем не менее сделано было всё, чтобы русский народ не оставался без любимой каши.
Если в 1945 году под посевами гречихи было всего 2,2 млн га, то уже в 1953 году они были расширены до 2,5 млн га, но затем в 1956 году вновь неоправданно сокращены до 2,1 млн га, так как, например, на Черниговщине и Сумщине вместо гречихи стали возделывать более рентабельную кукурузу под зелёную массу как кормовую культуру для животноводства. Уже с 1960 года размер площадей, отводимых под гречиху, вследствие дальнейшего своего сокращения перестали указывать в статистических справочниках отдельной позицией среди зерновых.
Крайне тревожным обстоятельством явилось сокращение сборов зерна как вследствие сокращения посевных площадей, так и вследствие падения урожайности. В 1945 году – 0,6 млн т, в 1950 году – уже 1,35 млн т, но в 1958 году – 0,65 млн т, и в 1963 году всего-навсего 0,5 млн т – хуже, чем в военном 1945 году! Падение урожайности было катастрофическим. Если в 1940 году урожайность гречихи составляла в среднем по стране 6,4 центнера с га, то в 1945 году урожайность упала до 3,4 центнера, а в 1958 году до 3,9 центнера и в 1963 году составляла всего 2,7 центнера, вследствие чего возник повод ставить вопрос перед инстанциями о ликвидации посевов гречихи как «устаревшей, нерентабельной культуры», вместо того чтобы сурово наказать всех, допустивших такое позорное положение.
Надо сказать, что гречиха всегда была малоурожайной культурой. И это все её производители во все века твёрдо знали и потому с этим мирились, особых претензий к гречихе не предъявляли. На фоне урожайности других зерновых до середины XV века, т. е. на фоне овса, ржи, полбы, ячменя и даже отчасти пшеницы (в Южной России) – урожаи гречихи своей малопродуктивностью не особенно отличались.
Лишь после XV века, в связи с переходом на трёхпольный севооборот и с выясненной возможностью значительно повышать урожаи пшеницы, – и потому с «отрывом» этой культуры как более выгодной, товарной от всех остальных хлебов начала, да и то постепенно, незаметно, обнаруживаться мало-урожайность гречихи. Но это произошло лишь в конце XIX – начале XX века, и особенно наглядно и очевидно лишь после Второй мировой войны.
Однако те, кто был ответствен за сельскохозяйственное производство в это время в нашей стране, ни историей хлебных культур, ни историей возделывания гречихи вовсе не интересовались. Зато делом считали выполнение плана по зерновым, причём в целом. И гречиха, включаемая до 1963 года в число зерновых культур, заметно понижала агрочиновникам их общий процент урожайности в этой позиции, в этой строке статистической отчётности. Именно это больше всего заботило Минсельхоз, а не наличие гречневой крупы в торговле для населения. Вот почему в недрах ведомства зародилось и возникло «движение» за ликвидацию у гречихи ранга зерновой культуры, а ещё лучше, вообще за ликвидацию самой гречихи как некой «возмутительницы хорошей статистической отчётности». Возникло положение, которое для наглядности можно было бы сравнить с тем, как если бы больницы отчитывались об успехах своей медицинской деятельности по... среднебольничной температуре, т. е. по среднему градусу, выводимому от складывания температуры всех больных. В медицине абсурдность такого подхода очевидна, а в ведении зернового хозяйства ни у кого не вызвала протеста!
О том, что урожайность гречихи имеет определённый предел, и о том, что невозможно без ущерба для качества крупы повышать эту урожайность до определённого предела, – никто из «решающих инстанций» не хотел думать. Именно только полным непониманием проблем урожайности гречихи можно объяснить тот факт, что в БСЭ 2-го издания в статье «гречиха», подготовленной ВАСХНИЛ, указывалось, что «передовые колхозы Сумской области» добились урожайности гречихи в 40-44 центнера на га. Эти невероятные и совершенно фантастичные цифры (максимальная урожайность гречихи – 10-11 ц) не вызвали никакого возражения и у редакторов БСЭ, поскольку ни «учёные» агрономы-академики, ни «бдительные» редакторы БСЭ ни чёрта не смыслили в специфике этой культуры.
А специфики этой было хоть отбавляй. Или, точнее говоря, вся гречиха сплошь состояла из одной специфики, то есть во всем отличалась от других культур и от привычных агрономических понятий насчет того, что такое хорошо и что такое – плохо. Быть «среднетемпературным» агрономом или экономистом, плановиком и заниматься гречихой было невозможно, одно исключало другое и кто-то в таком случае должен был уйти. «Ушли», как известно, гречиху.
А между тем в руках тонко чувствовавшего специфику гречихи хозяина (агронома или практика), смотрящего на явления современности с исторических позиций, она не только не погибла бы, но и явилась бы буквально якорем спасения для сельхозпроизводства и страны.
Так в чём же специфика гречихи как культуры?
Начнем с самого элементарного, с зёрнышек гречихи. Зёрна гречихи, в их природном виде, имеют трёхгранную форму, тёмно-коричневый цвет и размеры от 5 до 7 мм в длину и 3-4 мм в толщину, если считать их с той плодовой оболочкой, в которой их производит природа.
Тысяча (1000) таких зёрен весит ровно 20 грамм, и ни на миллиграмм меньше, если зерно высококачественное, полнозрелое, хорошо, правильно высушенное. А это – весьма важная «деталь», важное свойство, важный и яснейший критерий, позволяющий весьма простым способом контролировать каждому (!) без всяких приборов и технических (дорогостоящих) приспособлений и качество самого товара, зерна, и качество работы по его производству.
Вот вам первая специфическая причина, по которой за эту прямоту и ясность не любят иметь дело с гречихой любые бюрократы – ни администраторы, ни плановики-экономисты, ни агрономы. Эта культура не даст словчить. Она, подобно «черному ящику» в авиации, сама расскажет, как и кто с ней обходился.
Далее. Гречиха имеет два основных вида – обыкновенная и татарская. Татарская более мелка и толстокожа. Обыкновенная делится на крылатую и бескрылую. Крылатая даёт товар меньшего натурного веса, что было весьма существенно, когда любое зерно мерили не на вес, а на объёмы: измерительный прибор вмещал всегда меньше зёрен крылатой гречихи, и именно благодаря её «крыльям». Гречихи, распространённые в России, всегда принадлежали к числу крылатых. Всё это имело и имеет практическое значение: одеревенелая оболочка натурного зерна (семян) гречихи, её крылья, – в целом составляют весьма заметную часть веса зерна: от 20 до 25%. И если этого не учитывать или «учитывать» формально, включая в вес товарного зерна, то возможны махинации, исключающие или, наоборот, «включающие» в обороты до четверти массы всего урожая в стране. А это, десятки тысяч тонн. И чем более бюрократизировалось управление сельским хозяйством в стране, чем больше снижалась моральная ответственность и честность участвующего в операциях с гречихой административно-торгового аппарата, тем больше возможностей открывалось для приписок, хищения, создания дутых цифр урожаев или потерь. И вся эта «кухня» была достоянием только «специалистов». И есть все основания полагать, что подобные «производственные детали» и впредь останутся уделом лишь заинтересованных «профессионалов».
А теперь несколько слов об агрономических особенностях гречихи. Гречиха практически совершенно нетребовательна к почве. Поэтому во всех странах мира (кроме нашей!) её возделывают только на «бросовых» землях: в предгорьях, на пустошах, супесях, на заброшенных торфяниках и т. п.
Отсюда и требований к урожайности гречихи никогда особо не предъявляли. Считалось, что на подобных землях ничего иного и не получишь и что эффект экономический и товарный, а ещё более чисто пищевой и без того значителен, ибо без особых затрат, труда и времени – всё-таки получается гречневая крупа.
В России в течение веков рассуждали точно так же, и потому гречиха была всюду: каждый помаленьку для себя её выращивал.
Но с начала 30-х годов и в этой области начались «перекосы», связанные с непониманием специфики гречихи. Отпадение всех польско-белорусских районов гречкосеяния и ликвидация единоличного возделывания гречихи как экономически нерентабельного в условиях низких цен на гречневую крупу привело к тому, что были созданы крупные хозяйства по возделыванию гречихи. Они давали достаточно товарного зерна. Но ошибкой было то, что все они были созданы в районах отличных почв, в Черниговской, Сумской, Брянской, Орловской, Воронежской и других южнорусских чернозёмных областях, где традиционно возделывали более товарные зерновые культуры, и прежде всего пшеницу.
Как мы видели выше, конкурировать по сборам с пшеницей гречиха не могла, и кроме того, именно эти районы оказались полем основных военных действий в период войны, так что они выпали из сельскохозяйственного производства надолго, а после войны в условиях, когда надо было всемерно повышать урожайность зерновых, оказались более необходимыми для возделывания пшеницы, кукурузы, а не гречихи. Вот почему в 60-70-е годы шло вытеснение гречихи из этих районов, причём вытеснение стихийное и постфактум санкционированное высокими сельскохозяйственными инстанциями.
Всего этого не произошло бы, если бы под гречиху заранее отводили лишь бросовые земли, если бы развитие её производства, специализированные «гречневые» хозяйства развивались независимо от районов традиционного, т. е. пшеничного, кукурузного и иного массового зернового производства.
Тогда с одной стороны, «низкие» урожаи гречихи в 6- 7 центнеров с га никого бы не шокировали, а считались бы «нормальными», а с другой стороны – не было бы допущено падения урожайности до 3, и даже 2 центнеров с га. Иными словами, на бросовых землях низкая урожайность гречихи – и закономерна и рентабельна, если «потолок» не спускается уж слишком низко.
А достижение урожайности в 8-9 центнеров, что также возможно, следует уже считать крайне хорошим. При этом рентабельность достигают не в силу прямого увеличения ценности товарного зерна, а посредством ряда косвенных мер, вытекающих также из специфики гречихи.
Во-первых, гречиха не нуждается ни в каких удобрениях, особенно в химических. Наоборот, они её портят во вкусовом отношении. Поэтому создается возможность прямой экономии на затратах в смысле удобрений.
Во-вторых, гречиха, пожалуй, единственное сельскохозяйственное растение, которое не только не боится сорняков, но и успешно борется с ними: она вытесняет сорняки, глушит, убивает их уже в первый год посева, а на втором вообще оставляет поле идеально чистым от сорняков, без всякого вмешательства человека. И, разумеется, без всяких пестицидов. Экономический и плюс экологический эффект от этой способности гречихи трудно оценить в голых рублях, но он исключительно высок. И это – огромный экономический плюс.
В-третьих, гречиха, как известно, превосходный медонос. Симбиоз гречишных полей и пасек ведёт к высоким экономическим выгодам: убивают двух зайцев – с одной стороны, резко увеличивается продуктивность пасек, выход товарного мёда, с другой – резко повышается урожай гречихи в результате опыления. Причём это единственный надёжный и безобидный, дешёвый и даже прибыльный способ повышения урожая. При опылении пчёлами урожай гречихи увеличивается на 30-40%. Таким образом, жалобы хозяйственников на низкую рентабельность и малую прибыльность гречихи – выдумки, миф, сказки для простаков, а вернее сказать – чистое очковтирательство. Гречиха в симбиозе с пасечным хозяйством – высокоприбыльное, крайне рентабельное дело. Той продукции всегда обеспечен высокий спрос и надёжный сбыт.
Казалось бы, о чём в таком случае речь? Отчего всё это не реализовать, и притом как можно скорее? Во что, собственно, все эти годы, десятилетия упиралась реализация этой простой программы возрождения гречнево-пасечного хозяйства в стране? В незнание? В нежелание вникнуть в суть проблемы и отойти от формального, чиновничьего подхода к данной культуре, на основе показателей плана посевов, урожайности, неверного географического распределения их? Или существовали ещё какие-нибудь причины?
Единственной существенной причиной губительного, неправильного, нехозяйского отношения к гречихе следует признать лишь только лень и формализм. Гречиха имеет одно весьма уязвимое агрономическое свойство, единственный свой «недостаток», а точнее – свою ахиллесову пяту.
Это её боязнь холодов, а особенно «утренников» (кратковременных утренних заморозков после посева). Это свойство было замечено давно. В древности. И боролись с ним тогда просто и надёжно, радикально. Посев гречихи производили после всех остальных культур, в период, когда почти на все 100% гарантирована хорошая, тёплая погода после посева, то есть после середины июня. Для этого установили день – 13 июня, день Акулины-гречишницы, после которого в любой удобный погожий день и в течение следующей недели (до 20 июня) можно было производить посев гречихи. Это было удобно и отдельному хозяину, и хозяйству: они могли приняться за гречиху, когда все остальные работы были окончены в посевной.
Но в обстановке 60-х годов, а особенно в 70-х, когда спешили отрапортовать о быстром и скором посеве, о его завершении, те, кто «затягивал» сев до 20 июня, когда кое-где уже начинали первые укосы, – получали взбучки, нахлобучки и прочие шишки. Те же, кто выполнял «ранний сев», практически лишались урожая, так как гречка гибнет от холодов радикально – вся целиком, без исключения. Вот таким путём и была сведена гречиха в России. Единственным способом избежать гибели этой культуры от холодов считалось передвинуть её южнее. Именно так поступили в 20-40-х годах. Тогда гречиха была, но во-первых, ценой занятия площадей, пригодных для пшеницы, а во-вторых, в районах, где могли бы расти и другие более ценные технические культуры. Словом, это был выход механический, выход административный, а не агрономический, не экономически продуманный и обоснованный. Гречку можно и нужно возделывать гораздо севернее её обычного ареала распространения, но надо сеять поздно и тщательно, заделывая семена до 10 см в глубину, т.е. ведя глубокую вспашку. Нужна аккуратность, тщательность, добросовестность посева и затем, в момент, предшествующий цветению, – полив, иными словами – необходимо приложить труд, причём осмысленный, добросовестный и интенсивный труд. Только он даст результат.
В условиях крупного, специализированного гречишно-пасечного хозяйства – производство гречихи выгодно и может быть увеличено весьма быстро, в год-два по стране. Но надо дисциплинированно и интенсивно трудиться в течение очень сжатых сроков. Это то основное, что требуется для гречихи. Дело в том, что гречиха имеет крайне короткий, небольшой вегетационный период. Через два месяца, или максимум через 65-75 дней после посева, она «готова». Но её надо, во-первых, посеять очень быстро, в один день на любом участке, и эти дни ограничены, лучше всего 14-16 июня, но не раньше и не позже. Во-вторых, необходимо следить за всходами и в случае малейшей угрозы сухости почвы производить быстрый и обильный, регулярный полив до цветения. Затем необходимо к моменту цветения перетащить ульи поближе к полю, причём эту работу производят только ночью и в хорошую погоду.
А спустя два месяца – наступает столь же быстрая уборка, причём зерно гречки досушивают после уборки, и тут тоже нужны знания, опыт и, главное, тщательность и аккуратность, чтобы не допустить на этом последнем этапе неоправданных потерь в весе и во вкусе зерна (от неправильной сушки).
Таким образом, культура производства (возделывания и обработки) гречихи должна быть высока, и каждый занятый в этой отрасли должен это сознавать. Но производить гречиху должны не единоличные, не маленькие, а большие, комплексные хозяйства. В эти комплексы должны входить не только бригады пасечников, занятых медосбором, но и чисто «фабричные» производства, занятые простой, но опять-таки необходимой и тщательной обработкой гречишной соломы и лузги.
Как выше уже упоминалось, лузга, т. е. оболочка семян гречихи, даёт до 25% её веса. Терять такие массы – плохо. А их обычно не только теряли, но и засоряли этими отходами всё, что только можно: дворы, дороги, поля и т.п. Между тем лузга даёт возможность вырабатывать из неё путём прессования с клеем высококачественный упаковочный материал, особенно ценный для тех видов продовольственных товаров, которым противопоказан полиэтилен и другие искусственные покрытия.
Кроме того, можно перерабатывать лузгу в высококачественный поташ путём простого сжигания и точно также получать поташ (калийную соду) из остальной гречишной соломы, хотя этот поташ более низкого качества, чем из лузги.
Таким образом, на базе возделывания гречихи можно вести специализированные многоотраслевые хозяйства, практически совершенно безотходные и производящие гречневую крупу, гречневую муку, мёд, воск, прополис, маточное молочко (апилак), пищевой и технический поташ.
Все эти продукты нам нужны, все они рентабельны и стабильны в смысле спроса. И кроме всего прочего, не следует забывать, что гречка и мёд, воск и поташ всегда были национальными продуктами России, точно так же, как её рожь, чёрный хлеб и лён.
P.S.Вильям Васильевич Похлёбкин – учёный, историк, кулинар, практически каждую из написанных им 50-ти книг и статей можно смело помещать в избранное. Как мы знаем, писатели и учёные занимаются в основном тем, что профессионально запутывают население нашей планеты. Вильям Похлёбкин всю жизнь, пока его не грохнули, занимался распутыванием. Он, сам обладая светлой головой и ясным мышлением, великолепно описывал всё, к чему только прикасался. Можно выбросить все книги по кулинарии, оставить только Похлёбкина и больше ничего не читать. Он досконально докапывался до сути всего, и умел доходчиво и логично описать предмет простым языком. Надо написать отдельную статью об этом достойном человеке. А пока убедитесь сами на примере этой его статьи о гречихе в ясности его ума, независимом научном подходе и государственности мышления. Вот на таком-же уровне он писал о Сталине, истории Руси, кулинарии…
Добавить комментарий
slawa.su