(Минута молчания). Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори. Игра «Откуда берется хлеб» Поют песню на мотив «Песенки... Хлеба к обеду в меру бери
(Минута молчания). Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб
Если Вам понравился сайт нажмите на кнопку выше (Минута молчания). Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори. Игра «Откуда берется хлеб» Поют песню на мотив «Песенки...(Минута молчания). Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори. Игра «Откуда берется хлеб» Поют песню на мотив «Песенки...
Тема: Хлеб - всему голова.
Цели:Сформировать у обучающихся представления о принципах рационального питания, об их значении для развития здоровья человека, о составных компонентах хлеба, о его ценности в рационе питания, вариантах сочетания хлеба с другими продуктами; закрепить представления детей о соблюдении режима питания, основных принципах гигиены питания; развивать активность, самостоятельность, умение подбирать необходимый материал, анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, знакомить с народными традициями, с историей своей страны.
Задачи:1) рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время;
2) проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»;
3)проверить самостоятельную работу учащихся по поиску дополнительного материала к занятию.
Подготовка к занятию:
-
Подготовка презентации;
-
разучивание стихов, песен;
-
выпечка каравая ;
-
колосья пшеницы нарисовать на ватмане;
-
заготовить зёрнышки пшеницы;
-
приготовить муку разных сортов;
7) 125 граммов чёрного хлеба; 50 и 500 граммов белого хлеба;
-
метроном;
-
медали за труд из семейного архива;
10)подготовить персонаж, исполняющий роль пекаря ;
11) плакат для столовой;
12) путь зёрнышка до каравая.
13)подготовить для пекаря корзинку с хлебными изделиями.
Участники проекта: обучающиеся 4 класса, их родители, классный руководитель.
Сроки реализации: 3 месяца (март- май)
Объект исследования: продукт питания - хлеб.
Вопросы исследования:
-
Как выращивают хлеб?
-
Из чего делают хлеб?
-
Чем полезен хлеб?
-
Какие бывают сорта хлеба?
-
Какие питательные вещества , витамины содержит хлеб?
-
Какие блюда можно приготовить из хлеба?
-
Нормы потребления хлеба.
-
-
Отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны.
-
Существуют ли музеи хлеба?
-
Народные традиции, связанные с хлебом.
Презентация проекта проходит в актовом зале школы. Дети представляют свои проекты по группам.
Первая группа –представляет выпущенную газету «Что мы узнали о хлебе». В этой газете представлены сведения об истории появления хлеба, археологических находках, о том, как хлеб выращивают на Руси, о том какие сорта хлеба бывают.
Вторая группа - представляет выпущенную газету «Полезный ли продукт хлеб?» В ней обучающиеся рассказывают о том, чем полезен хлеб, какие витамины и питательные вещества содержатся в хлебе, какие блюда можно приготовить из хлеба.
Третья группа - составляют альбом о земляках, которые растят хлеб, подбирают пословицы о хлебе, загадки, стихи о хлебе.
Четвертая группа – готовят альбом «Хлеб- имя существительное» о Великой Отечественной войне.
Дети с интересом делятся информацией, которую добыли с разных источников: из книги «Детская энциклопедия» Д.Эллиотт, К. Кинг; «Всё обо всём» О.А. Бочурина, В.А.Коровкина, «Русские традиционные праздники» И.Шангиной, «Быт русского народа» А.В.Терещенко, другой литературы, а также с информацией взятой с интернета.
После представленных проектов дети представили литературно- музыкальную композицию «Хлеб- всему голова».
Оформление сцены:
Висят проекты детей, плакаты с рисунками каравая хлеба, пословицы о хлебе. В центре весит высказывание «Хлеб - всему голова». Выставка книг посвященных хлебу. Зал украшен вырезанными из бумаги колосками пшеницы. Организована выставка выпечки хлебных изделий. Мультимедийная доска для просмотра слайдов.
Ход мероприятия:
Ведущий. Я хочу вам рассказать сказку – загадку.
Было так: в какой-то миг народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел, пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых, а чудо:
Румяный, блестящий, с корочкой хрустящей!
Под звуки песни «Русское поле» в зал входят дети - чтецы. У мальчика в руках – каравай хлеба на полотенце.
Большое желтое поле, огромное как море. Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник
Рожь, рожь, дорога полевая
Ведет неведомо куда.
Рожь, рожь до свода голубого
Поля без края и конца.
Эти бескрайние золотые поля - наше богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.
Царская Россия издавна была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины, трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели его не вдоволь.
Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая. Но был и другой
С мякиной, с трухой, со жмыхом
Он все же казался желанней всего
И матери тяжко и тайно вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Великий русский поэт Некрасов так писал о тяжком труде землепашца:
Руки, что вывели борозды эти
Высохли в щепки, повисли как плети.
Очи потухли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал.
Как на соху налегая рукою
Пахарь задумчиво шел полосою.
Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб. Не случайно поэтому в нарядных сказках всегда присутствуют или скатертъ-самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.
Девочка. Слава миру на Земле! Мальчик. Слава хлебу на столе!
Девочка. Если мы хотим кого - то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С Уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Мальчик. С караваем соль подносим
Поклонясь, отведать просим:
-Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб - соль из рук.
(Вручает хлеб - соль гостям праздника)
Ведущий: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда.
Недаром народ создал пословицы:
-
Земля матушка, а хлеб батюшка.
-
Хлеб- это жизнь.
-
Хлеб- кормилец.
-
Без золота проживешь, а без хлеба – нет.
Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно по булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ученик:Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Мы золотые зернышки
Живем лучистым светом,
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами
Мы чистые, струистые.
Мы ветерком провеяны.
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Мы людям так нужны.
Песня «Расти, колосок». Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
В 1954 году в Советском Союзе началось освоение целинных земель.
Со всей огромной страны съехались в Оренбургскую область люди, чтобы распахать и засеять хлебом чернозёмные степи, жили в палатках, засыпали за штурвалами комбайнов.
А сейчас на месте первых палаток вырос славный город Целиноград.
Ученица. Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер, да вода.
Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.
Ведущий. День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и противоборстве с природой. Какой же он, хлебушко?
Ученица. Вон - он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?
Чтец. Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.
Золотой простор бескрайний, там работают комбайны. Это - хлеб.
Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.
Тесто кружится в квашне, запекается в огне. Это - хлеб.
Ведущий. Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб!
Ведущий. Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Ученик. Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле.
Ученица. Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу.
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
У народа есть слова:
«Хлеб - всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Ведущий. Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?
Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.
Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Ведущий. Хлеб... Наскучит ли он?
. Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.
Ведущий. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети.
За 1941 - 1945 годы в стране было выращено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. Многие труженики тыла получили награды за самоотверженный труд в годы войны. В моём семейном архиве хранятся медали моей бабушки, которые ей вручили за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. Наверное, и у вас есть такие реликвии, спросите у взрослых.
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Её просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Ученица. В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба есть слово:
Блокадного хлеба 125 граммов.
(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).
Ведущий. «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой, в котором записано кто и когда умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом, девочка умерла.
(Минута молчания).
Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помнил мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба:
В дыму ленинградское небо,
Но горше, смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Блокадный хлеб со слезой пополам.
Кто ел его, о нем не забывает.
Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Если мы с вами будем в Санкт.-Петербурге, то обязательно сходим в музей истории города и увидим маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.
Сценка: «Брат и сестра в ожидании матери».
Сестра: Как холодно! И мама
не идет
Быть может, хлебушка она
Нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где
Отыскать,
Голодной страшно мне идти
В кровать,
Брат: А разве я есть не хочу?
Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш
Сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды
Здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное - фашисты далеко.
Да и кому в стране легко!
Сестра: А помнишь блинчики
С вареньем,
Чай с малиновым печеньем,
Которое по праздникам
Пекла она.
Сейчас я съела б всё одна!
Брат: Опять ты о еде
Заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о
Ней,
Тем голод чувствуешь
Сильней.
И мне воспоминания эти не
Нужно.
Сестра: А вот и мамины
Шаги слышны!
Брат: (строго)
Не вздумай хныкать перед
Ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали. Мы проведём подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 граммов хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 граммов), получится, что около 20 буханок хлеба окажутся выброшенными, которыми можно накормить 20 человек за день, 600-за месяц, 7 200-за год.
Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?
Ученик. Зерна наших дней, светитесь,
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
Ведущий. Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей).
В нашей школьной столовой проведен рейд: как дети нашей школы относятся к хлебу?
О результатах нашего рейда расскажет группа ребят.
Как мы все должны обращаться с хлебом?
Хлеба к обеду в меру бери.
Хлеб - драгоценность, им не сори.
Эти замечательные слова мы подарим нашей школьной столовой. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.
Ученица. Прошу тебя! Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!
Мы собирали каждый колосок,
Когда грозой войны гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже крошка хлеба.
Но и сейчас оплачена стократ
Трудом нелегким каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю, детство без игры нелепо.
Но не смогу простить лишь одного -
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
Ведущий. Ребята, где вы покупаете хлеб?
Откуда он появляется на прилавках магазинов?
Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет, как нет...
Хлебозавода мы работники,
Вам из пекарни шлем привет!!!
Пекарь. Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?
Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.
Игра «Откуда берется хлеб»
Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.
Пекарь. Молодцы, ребята!!! Ох, и много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку, и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста, что только не выпекают,— его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.
Ученик. У крестьян торжественные лица,
Поле все зарей освещено.
В землю за колхозною станицей
Хлебное положено зерно.
Спит оно в кубанской колыбели.
Как отец, склонился над зерном
В куртке, перешитой из шинели,
Бледный от волненья агроном.
Пусть же нива буйно колосится.
Будут этой осенью полны
Нашей рожью, нашею пшеницей
Все зернохранилища страны.
Ведущий. Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара... А вы хлеб любите, дети? ДА!!!
Поют песню на мотив «Песенки про хлеб» (из м/ф. «Дед Мороз и лето»):
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, со вкусом тонким...
И поджариста, и ароматна,
Нету ничего приятней... Ля-ля-ля-ля-ля-ля. Ничего вкуснее нет!!!
В магазине вкусно пахнет хлебом,
Хлеба пекарь нам печет к обеду,
Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни. Ля-ля-ля-ля-ля-ля. И во все другие дни.
К супу, к гуляшу и к манной каше
За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки... Ля-ля-ля-ля-ля-ля. И, конечно, сушки...
Пекарь. Да, прямо гимн хлебу получился!!! Я доволен!!! Какие вы молодцы! Все успеваете! А знаете ли вы, что дарить хлеб - значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед Иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы можете назвать мне какие-нибудь пословицы, приметы, связанные с Хлебом?
(Без ножа хлеба не отрежешь. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. Без соли хлеб не еда. Без соли, без хлеба — половина обеда. Без хлеба куска везде тоска. Без хлеба святого все приестся. Калач приестся, а хлеб никогда. Всяк на себя свой хлеб добывает. Горьки работа, да хлеб сладок. Жнут порою, а жуют зимою. За краюшкой погонишься, — каравай потеряешь.)
Пекарь. Многие поэты славят в своих стихах хлеб. А вы знаете стихи о хлебе?
Ученица. Каравай земли и неба на твоём столе –
Ничего главнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится и земли родной.
И растёт под небом светлым строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.
Пекарь. Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А вы знаете загадки на «хлебную»
тему?
Пекарь. Отгадайте мои загадки.
1) Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
2) Птица Юрица на ветер глядит,
Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)
3) У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
4) Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
5) Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены. (Зерно)
Все загадки отгадали!!! Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь 150 граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь!
Ученик. Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Пекарь. Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки из своей корзины.
Пекарь уходит.
Звучит песня «Слава хлебу!» Слова С. Погореловского, музыка Е.Туманян.
Ведущий. - Что же полезного вы сегодня услышали?
За время посевной хлеборобы сталкиваются с множеством трудностей — это и засуха, и палящее солнце. Какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе! Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия и низко поклонимся им. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно.
Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова».
Почему так говорим?
Русский хлеб причастен ко всему: к дружбе, к миру, к правде, к счастью на земле.. Послушайте, что написал о хлебе замечательный педагог Сухомлинский: "Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испеченный из новой ржи. И рядом с хлебом - отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: "Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым". Пусть же для нас с вами хлеб будет святым .
1. Хлеб - наше богатство
2. Берегите хлеб
3. Хлеб - всей жизни голова.
Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:
1. Береги хлеб, он дорого достается
2. Не оставляй недоеденных кусков
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по новому относиться к хлебу.
Сейчас как никогда мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Сравните цены: белый батон стоил 25 коп., теперь он стоит 20 py6. Это его настоящая цена. Он и раньше стоил также дорого. Просто государство доплачивало за нас за хлеб, а мы не ценили его. Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?
1. Положить в целлофановый пакет на батарею,
2. Приготовить панировочные сухари.
3. Посушить гренки для супа.
4. Поджарить гренки к чаю.
5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.
Наша встреча подходит к концу. Давайте поблагодарим наших гостей. Знайте, дорогие ребята: для того чтобы хлеб у всех был и сегодня , и завтра. И всегда. Трудится вся страна. Живите так, чтобы хлеб ваш был честным. Помните , ребята: в хлебе- душа родной земли, судьба многих людей, их неустанный труд.
xreff.ru
«Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб -драгоценность, им не сори!»
Занятие разработано учителем МОУ лицея 323 г.Сочи-Ведерниковой Н.ИЗанятие в летнем лагере.
Тема : « Хлеба к обеду в меру бери.
Хлеб –драгоценность, им не сори!»
Цели :1.Формирование представления об хлебе
как важном пищевом продукте, необходимым в рационе питания подрастающего организма.
2.Роль хлебобулочных изделий в насыщении организма суточным запасом углеводов, жиров, витаминов.
Ход занятия.
1.Орг. момент.
2.Ведущий: « Ребята сегодня к нам в лагерь почтальон принёс письмо,
но оно какое—то засекреченное. Вот послушайте:
..В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём тогда таких , как я,
Будет целая семья!..
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят.
-О чём это послание ? ) Дети отвечают , что это зерно?)
-А теперь понятно, что речь пойдёт о зерне, а вернее о ……ХЛЕБЕ.
2.Задания по представлению о хлебе (народная мудрость)
Продолжите пословицу.
Много снега-……………..(много хлеба)
Ржаной хлебушко-…………..(калачу дедушка)
Хлеб- ………………..(всему голова)
Хлеб на стол- и……………(стол престол)
Есть хлеб – ……………….(будет и песня)
Хлеба край- …………..(так и под елью рай!)
Всё предается , а……………………(хлеб нет).
3.Игра , по развитию правильного представления о рационе птания.
«Ребята почтальон принёс ещё одно письмо , но оно от Пончика и Сиропчика-
друзей Незнайки. Вот , что они пишут.
«Здравствуйте друзья ! Мы слышали, что у вас в лагере проводятся занятия о правильном и полезном питании, вот мы и решили вам написать из больницы. У нас проблемы: звёздочки в глазах, болит голова, живот болит., слабость. Доктор говорит , что нам надо правильно питаться . Мы составили себе меню , проверьте , правильно ли :
^
Обед: лимонад с чипсами, ватрушками, с конфетами.
Ужин: варенье, булки, торт, вафли-газировка.
Наверное будем скоро здоровы!.»
-Ребята, правильно ли составили меню Сиропчик и Пончик?
-Давайте поможем им составить правильный рацион питания.
Из предложенных продуктов (на карточках) вам надо сложить на 3 тарелки:
^
(на обязательные (полезные) (редкоупотребляемые)
продукты)
Дети выкладывают по тарелкам названия продуктов .
Вот приблизительно , что получается.
сыр овощи торт, пирожные
молоко фрукты конфеты
хлеб зелень газированные напитки
мясо цитрусовые шоколад
рыба соки мороженое
яйца творог
зерновые(каши) каши
хлеб грубого помола
-Ребята у вас на разных тарелках встречаются одинаковые продукты:
(каши, хлеб).
-Мы отправим наши рекомендации адресатам, пожелаем ближайшего выздоровления.
3.Игровая форма изучения материала.
В комнату входят мальчик и девочка с печальными лицами. . У них на могут висеть в виде бус связка баранок и бубликов.
-Здравствуйте! А вы , кто? И почему такие печальные?
Дети отвечают.
-Мы БУБЛИК и БАРАНОЧКА. А печальные потому, что совсем не знаем наших родителей. Помогите узнать, кто дал жизнь таким
вкусным и полезным продуктам?
-Ребята , а давайте проведём путешествие для наших гостей и разберёмся, кто же их «родитель».
Игра : «Путешествие зёрнышка»
Представляется начальная картинка (зерно)
Дети выстраивают цепочку превращения зерна в хлеб (подбирают предложенные сюжеты)
КОЛОС-ЗЕРНО- ПОЛЕ- СБОР ПШЕНИЦЫ—МАШИНЫ ВЕЗУТ на ЭЛЕВАТОР-
^
(Дети на словах объясняют получения хлеба)
Бублик6 «А так мы тоже с Бараночкой получились из зерна. Мука –наша мама, а Колос – наш папа.»
- Да, но мы и родственников близких вам назовём.
Ребята, назовите хлебобулочные изделия :
(дети называют : ватрушки, пироги, торты, сухари, пирожные, тосты, печенье. пряники, вафли, булочки, куличи, пасхи, кулебяки, пирожки и т.д.)
Оздоровительная минутка: «Зёрнышко»
Облако, облако!
Белое, хорошее!
Подари нам, облако , капельку дождя!
(дети поднимают руки и тянутся кверху)
Маленькое зёрнышко
Нами в землю брошено.
(дети движениями показывают. что раскидывают зёрна).
Маленькому зёрнышку
Без воды нельзя!
(дети показывают как растёт росток медленно приподнимаясь)
Беседа по содержанию.
«Ребята на Руси давно существует такая пословица : « Хлеб всему голова!»
^
(Он являлся главным продуктом питания, так как был очень сытным., долго хранился,
легко изготавливался)
Какие обычаи на Руси были связаны с хлебом?
(Встречали с хлебом , с солью. На стол обязательно ставили хлеб, в середину.
^
Пекли журавликов и блины в марте- на хорошую, хлебосольную осень.)
-Из какого главного компонента готовят хлеб?
(муки)
-А всегда ли она одинакова?
(есть ржаная – сероватая из лжи, есть овсяная – из овса, есть ячменная – из ячменя, но главная мука- пшеничная –белая . из неё пекут пироги, сдобу, «белый» хлеб.)
-А какие блюда русской кухни, содержат муку?
(блины, пельмени, вареники, похлёбки, лепёшки, блинчики, кляр, квас)
-Да вы прямо настоящие кулинарные знатоки.
^
Даны: молоко, сметана, масло растительное, сливочное. яйца, творог, сыр, мясо, вода, дрожжи. мука, кефир, варенье, рыба,
картофель,сахар, соль.
Дети должны выбрать следующие продукты:
Молоко (вода), дрожжи, яйца, немного соли и сахара, мука..
-Может кто-то расскажет, как готовят хлеб.
Если дети затрудняются можно предложить им последовательное приготовление теста: согревают немного молока, добавляют сахар, дрожжи , когда (опара) или закваска подойдет (будет пыхтеть, подниматься, появятся пузырьки) засыпают немного муки . Ставят жидкое тесто в тепло и ждут , когда оно подойдёт (поднимется), затем добавляют ещё муки, вбивают яйца и уминают, делают упругим, несколько раз повторяя процедуру. Затем раскатывают в формы : круглую-каравай, «кирпичиком»- хлеб, продолговатую- булку. и –в печь, смазав маслом.
-А если мы хотим приготовить пирог , пирожки, что нам потребуется?
(Дети объясняют .что тесто понадобится такое же , но начинка может быть разная : сладкая. овощная, рыбная, мясная, творожная
Физ. пауза.
«Я буду называть овощи ребята. Если мы едим подземные части , надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх»
^
горох, баклажан,)
Игра « Идём в булочную за хлебом».
-Ребята мы уже знаем как приготовить хлеб, но ведь очень важно уметь с ним правильно обращаться , чтобы он попал к нам на стол свежим, чистым, ароматным.
-Давайте с играем с вами сценку «Покупаем и храним».
^
- Продавец и покупатель.
Работать только в хлебном отделе, где хлеб рассортирован, на специальных подносах.
^
(можно разложить на тарелках разные виды хлебобулочных изделий)
.Покупатель не должен трогать хлеб рукой, проверяя свежесть и мягкость , только через пакет, поинтересоваться датой изготовления. При покупке хлеба, сразу положить в специальный пакет.
^
Дома хлеб хранят в специальном пакете, отдельно от других продуктов ( т.к. впитывает запах), в сухом , тёмном месте, (хлебнице), в столе,
^
-Ребята, а почему есть такое выражение «Хлеба к обеду в меру бери».
(Хлеб –это продукт , который даётся упорным трудом, его надо брать в меру, т.к он может испортиться, и выбрасывать хлеб нельзя.)
«Хозяйкам на заметку!»
- А мы сейчас проверим, есть ли среди нас хорошие хозяйки и хозяева.
-А , что делать , если всё же у нас хлеб зачерствел, и даже появились тёмные пятнышки . Надо выкидывать хлеб?
( Дети могут предложить срезать корочку, нарезать хлеб кусочками и засушить в печки как сухарики, нарезать кусками посыпать сыром, намазать вареньем и разогреть в микроволновой печи, можно кусочки обмакнуть в яйцо , или в молоко и сделать гренки, можно замочить в молоке и использовать как основу для пирога.)
Конкурс « Умники и умницы»
Детям предлагается прокомментировать этикет в обращении с хлебом за столом во время еды.
- Брать уже нарезанный порциями хлеб.
- .Использовать небольшими кусочками, не спеша отламывая.
- Не стесняться попросить ещё передать вам хлеб (лучше небольшими порциями , чем оставлять куски).
- Хлеб надо есть не спеша, стараясь не сорить, откусывая над тарелкой.
- Кусочком хлеба можно помогать поддевать еду на вилку.
- При поднесении полной ложки, чтобы не закапать одежду,скатерть , поддерживать кусочком хлеба.
- Если хлеб , всё же остался , кусочек можно положить на свою тарелку.
- Соус. подливку, тоже можно собрать с тарелки небольшим кусочком хлеба.
Итог занятия.
-Ребята , хлеб является основным продуктом , поэтому во время еды он должен присутствовать в нашем рационе. Давайте подумаем и постараемся сами для себя разработать меню дня с правильным чередованием хлебных изделий.
^
для себя на день. Затем , выслушав выступающих можно обобщить и составить вариантный ассортимент блюд:
Завтрак.(можно выбирать)
Чай, какао – бутерброд с маслом , сыром, гренки, блины, оладушки, каша из злаков,
булочки.
Обед.
Ко всем блюдам кусочек хлеба, желательно грубого помола, к бульонам , жидким супам , подаются пирожки с начинками из овощей, рыбы (к ухе) , с мясом .
Полдник
Молоко, кефир, компот- ватрушка, пирожок, блинчик, оладушки, кусочек пиццы, пирожок.(выбирается, не повторяясь с завтраком)
Ужин.
Более облегчённый , где можно использовать совсем малое количество хлеба к блюду из овощей, к рыбе, а можно заменить запеканками, кусочком пирога, пельменями, варениками.
- Ребята , а почему именно на завтрак человек больше использует в рационе хлеба?
(основа сытости на большой промежуток дня, когда человеку больше приходится двигаться, думать, работать, поэтому и завтрак должен быть очень питательным, разнообразным по ингредиентам).
Вывод : Ребята наше занятие хочется закончить такими словами:
«Ребята . мера нужна и в еде.
Чтоб не случиться нежданной беде, Нужно питаться в назначенный час
В день понемногу. но несколько раз.
Плюшки . конфеты , печенье. торты-
В малых количествах детям нужны.
Но не забудь и в гостях., на природе.
Дома, с друзьями, в споре, на обеде:
Хлеба к обеду в меру бери.
Хлеб –драгоценность . им не сори!»
zanny.ru
shkolageo.ru | 1 ХЛЕБ – драгоценность! Им не сори… Хлеба к обеду в меру бери.Хлеб – батюшка, а вода – матушка.Хлеб наш насущный – святые слова! Так говорили деды и прадеды. Он в нашей жизни всему голова! Сила великая хлебушку дадена.ХЛЕБ – это ЖИЗНЬ
Ученики о хлебе (выдержки из сочинений) В войну давали хлеб по граммам, и все берегли его, собирали даже крошки. В наше же время многие не знают настоящей цены хлеба и бросают его на пол, пинают.Люди стояли в очереди за хлебом. И какая была радость, когда мама приносила домой тёплую буханку хлеба.Хотя хлеб без труда можно купить в магазине, но попробуйте испечь его сами.Когда бабушка режет хлеб, то крошки от него она собирает птичкам. Я учусь у бабушки беречь хлеб.Баловством хлеба не добудешь. Земля кормит людей, как мать детей.
Картина ШишкинаА знаете ли вы? … что для выпечки одного батона требуется более 10000 зёрен. Сколько же зёрен нужно, чтобы накормить народ страны? Хлеб – народное богатство”.
|